Когда поститься. Какие выводы делает человек? Как правильно соблюдать Четыредесятницу

Как поститься в Великий пост, определяют указанные в Церковном уставе правила. Великий пост - наиболее значимый пост для православных христиан всего мира, время не только духовного очищения, но и телесного оздоровления. Начало своё пост берёт за семь недель до празднования Пасхи и состоит из двух этапов: Святой Четыредесятницы и Страстной недели.

Четыредесятницу, или шесть первых недель поста, верующие посвящают сорокадневному пощению Христа в пустыне. А в Страстную неделю вспоминают о последних семи днях жизни Иисуса.

Смысл соблюдения поста

Соблюдение Великого поста имеет как религиозный, так и попросту оздоровительный смысл. Религиозный аспект пощения разъясняет, зачем поститься в Великий пост. Основная задача в пост для верующих - духовное и телесное очищение человека для празднования Светлого Воскресения Господнего. Ибо неочищенная душа не сможет в полной мере насладиться светлым празднованием.

Оздоровительный аспект заключается в планомерном очищении организма от «грязи» путём временного отказа от ряда продуктов питания. По сути это является своеобразной диетой, и при её соблюдении важно помнить одно: везде нужно знать меру. К пощению это тоже относится.

Степени строгости поста

В православной религии различают несколько видов строгости поста, которые зависят от видов разрещённой пищи.

Церковный устав выделяет пять степеней строгости пощения:

  • Из организма легче выводятся различные вредные вещества и токсины, если воздерживаться от приёма пищи до обеда или до ужина.
  • Пощение представляет собой питание по ощущению голода. Плюс этого метода заключается в том, что, действительно проголодавшись, человек употребляет в пищу именно те продукты, в которых на данный момент нуждается организм.
  • При одноразовом питании пища усваивается в несколько раз лучше и организм получает из неё максимально возможное количество полезных веществ. Кроме того, такой вид питания максимально активизирует метаболизм.

Несмотря на массу плюсов, не следует забывать, что современный образ жизни отличен от того, который был нормой в момент зарождения традиции поста. Поэтому каждый принявший пост должен по своему обычному меню регулировать и корректировать правила пощения, чтобы не нанести урон организму.

Кому можно не поститься?

Указанные в Церковном Уставе правила определяют, как правильно поститься в Великий пост взрослым здоровым людям. Но маленькие дети, пожилые люди вряд ли смогут выдержать столь тяжелое испытание для организма. Поэтому существуют категории людей, которых церковь освобождает от обязательного пощения:

Значительные послабления в Великий пост церковь рекомендует всем детям подросткового возраста. Должны обратить внимание на полноценное питание также люди с повышенным или пониженным давлением и те, кто проживают в экологически и климатически неблагоприятных зонах.

С религиозной точки зрения эти послабления не осуждаются, а наоборот, всячески поддерживаются. Люди, которым пост противопоказан, могут поститься ограниченно, не удаляя необходимых продуктов из своего рациона.

Заключение

Каждая из недель Великого поста наполнена своим духовным смыслом. Структура их выстроена так, что человек, который физически и духовно полностью соблюдает пост от начала и до конца, поднимается, как по лестнице, за счёт очищения к таинству Святого Воскрешения Господня. Пост в религиозном смысле является лишь небольшой проверкой истинности верований человека. Православная религия сама по себе основана на подвижничестве, жертвовании собой и своими прихотями в угоду чего-то большего. И пост является одним из проявлений этой жертвенности, одним из наиболее действенных орудий в борьбе духовной.

Пост истинный - это отдаление от всевозможного проявления зла. Пощение телесное влечёт за собой и духовное, которое в свою очередь освобождает разум верующего от суетного мышления. Праведно постящийся освобождает свою волю от злонамерений, память - от злопамятности. Язык верующего освобождается от сквернословия, лжи, осуждения и празднословия.

А без соблюдения духовно-физической целостности пощения любой пост становится обычной диетой.

Вслед за Масленой неделей наступает самый длинный из всех православных постов – Великий. Целых 7 недель церковь рекомендует нам воздерживаться от животной пищи: мяса, рыбы, яиц и т. д. Казалось бы, слишком долго, сложно и даже вредно. Но если правильно составить меню, два месяца пролетят быстро, вкусно и, что самое главное, с пользой!

Великий пост 2011 года продолжается с 7 марта до 23 апреля (по н.ст.). Пасха - 24 апреля. В эти дни верующие будут следовать примеру Иисуса Христа, который постился в пустыне в течение 40 дней. Смысл этого действия не только и не столько в воздержании от пищи. Основная идея – раскаяние в своих грехах. Поэтому рассматривать пост исключительно как диету или разгрузочные дни, которые помогут тебе избавиться от лишних килограммов, – глупо и неправильно. Но если ты на самом деле готов на духовное очищение, приступай не раздумывая. Отказ от привычных лакомств, с одной стороны, научит тебя не потакать своим желаниям, быть умеренным и справляться с прихотями, а с другой – пойдет на пользу организму. К тому же за несколько холодных месяцев мы привыкли к жирной пище. Ведь даже тех, кто обычно ест салатики и легкие супчики, в зимний вечер нет-нет да и потянет на тарелочку жареной картошки и кусок свинины. Это происходит потому, что, пытаясь согреться, мы теряем больше, чем обычно, энергии, а диетическим питанием ее сложно восполнить. Вот организм и требует чего-то «посерьезнее». В итоге за несколько морозных месяцев мы переедаем. Великий пост, если рассматривать его с медицинской точки зрения, приходит как раз вовремя. Помимо того, что он очищает души, аналогично он воздействует и на наши «перегруженные» тела.

Где прячется белок?

Несмотря на то что, исключив из рациона мясо, рыбу и молоко, ты потеряешь много нужных витаминов и микроэлементов, не все так безрадостно: их можно найти и в других продуктах. Главное – знать, где искать.

В первую очередь тебе придется задуматься о том, чем заменить животный белок. Он используется для строительных целей – обновления клеток, тканей и органов. Его дефицит может привести к снижению иммунитета и артериального давления. Если не хочешь, чтобы случайные ранки долго не заживали и цеплялись инфекции, переходи на сою. Белок, содержащийся в этом растении, усваивается практически так же хорошо, как и животный. Не спеши испуганно отказываться от соевых котлет и мяса с криком «Это все генно-модифицированное!». Если боишься трансгенных мутаций, отдай предпочтение отечественному производителю. По закону на территории нашей страны можно продавать «измененную» продукцию, но выращивать ее нельзя. Поэтому наша соя в отличие от зарубежной абсолютно натуральна. Окончательно прогнать сомнения поможет пометка на упаковке «не содержит ГМО».

Если ты не являешься большим поклонником сои, налегай на грибы. Не зря же их в народе называют растительным мясом. Но учти: белок грибов усваивается организмом только наполовину – из-за того, что в нем мало незаменимых аминокислот. Зато в шампиньонах, рыжиках и опятах много витаминов и минералов. Правда, их нельзя есть тем, у кого проблемы с пищеварением. А еще во время долгого поста тебе стоит хотя бы иногда готовить гороховый суп или тушеную фасоль. Ведь бобовые находятся на третьем месте после сои и грибов по содержанию белка.

Орехи вместо мяса

Впрочем, белок – не единственная наша потеря во время поста. Перестав есть мясо, мы лишаемся железа, а отказавшись от молочных продуктов – кальция, магния и калия. С помощью первого минерала в нашем организме происходит синтез гемоглобина, без которого все обменные процессы начинают протекать в сниженном режиме: человек становится вялым, апатичным, нарушается сон и ухудшается работоспособность. Чтобы избежать проблем, нужно найти альтернативные источники железа. Их, к счастью, предостаточно: введи в свое меню орехи, тыкву, шиповник, пряные травы (петрушка, укроп и кинза), сладкий перец и сельдерей. Не забывай и про сладкое: в ягодах (даже мороженых) – малине, бруснике и клюкве – найдется железо в нужных тебе объемах.

Что касается кальция, магния и калия, то без них страдает опорно-двигательный аппарат, ухудшается состояние микрофлоры кишечника, нарушается водно-солевой баланс, появляются раздражительность и агрессия. Поэтому любителям молока, йогуртов, творожков и кефира придется перейти на их соевые аналоги, а по утрам есть кашу из ячневой или амарантовой крупы. Последняя, хоть и кажется чем-то экзотичным, продается в любых крупных магазинах. Она содержит большое количество необходимых тебе во время поста кальция, магния и железа.

В капусте найдется все!

За все время Великого поста можно только два дня лакомиться рыбкой – на Благовещение и в Вербное воскресенье. Это в равной степени печалит и гурманов, и медиков. Правда, во время поста рыбу можно заменить морепродуктами и морской капустой. Ведь никакое растение, «живущее» на суше, не сравнится с океанскими обитателями по своему минеральному и витаминному составу. Калий, натрий, магний, кремний, йод, витамины А, В1, В2, В12, С, D, Е, Н, провитамины F, PP, В9, В15 – вот лишь неполный список того, что ты сможешь найти в ламинарии. Пожалуй, в капусте нет только одного элемента – полиненасыщенных жиров Омега-З, которые являются главными защитниками нашего организма от внешних воздействий. Они входят в состав мембран клеток и стенок сосудов, слизистых оболочек и эпидермиса, без этих жиров мы становимся особенно уязвимыми перед болезнями, а наша кожа начинает шелушиться, на ней появляются ранние морщины. Увы, в нужном организму количестве Омега-3 содержится только в морской рыбе, а она, как ты помнишь, запрещена. Впрочем, частично восполнить дефицит полиненасыщенных жиров помогут неочищенные растительные масла, но не оливковое и подсолнечное, а рапсовое и льняное. Заправляй ими салаты, но ни в коем случае не жарь и не туши на них, иначе все полезное погибнет.

Растительное масло разрешается лишь в выходные, а в первую и последнюю (Страстную) недели Церковь рекомендует сыроедение.

Мнение специалистов

Татьяна Морозова, специалист компании «Меридиан», производителя продукции из рыбы и морепродуктов

Решив купить для постного стола салат из морской капусты, прочитайте этикетку. Полезным считается только тот продукт, в котором используется минимум консервантов. В идеале их должно быть не больше одного, например Е-211. Это разрешенная Минздравом пищевая добавка. Отдайте предпочтение ламинарии в прозрачной упаковке. Это позволит оценить внешний вид продукта. Если морская капуста не имеет четкой фактуры, выглядит как месиво, не стоит ее покупать. Скорее всего, она испорчена.

Валерий Сергеев, врач-диетолог, гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук

Каким бы сбалансированным и правильным ни было ваше постное меню, нелишним будет принимать еще и поливитаминные комплексы. Например, рыбий жир и препараты, богатые витаминами группы В, магнием, кальцием, цинком и селеном. Не бойтесь комплексов, которые содержат большое количество полезных компонентов. Утверждение, что они не сочетаются друг с другом, спорно. Его опровергает сама жизнь. Любой продукт, будь то мясо или овощи, не является источником чего-то одного, в нем содержатся самые разнообразные витамины и микроэлементы. И наш организм от этого не страдает, напротив, все самое важное и ценное мы получаем именно из пищи.

Кому нельзя поститься?

Больным. Людям, страдающим хроническими заболеваниями (онкология, язва, желчнокаменная болезнь и т. д.), лучше не поститься. Это может ухудшить самочувствие и вызвать осложнения.

Детям. Растущий организм нельзя лишать витаминов и минеральных веществ, иначе снизится иммунитет, и начнутся проблемы со здоровьем. Кроме того, школьники вынуждены тратить огромное количество энергии на уроках, постная пища вряд ли поможет им набраться сил.

Беременным и кормящим. Мама в этот период ест за двоих: за себя и малыша. В постных продуктах недостаточно полезных веществ, чтобы обеспечить всем необходимым одновременно и женщину, и ее ребенка.

Путешественникам. Резкая смена климатических и временных поясов сильно бьет по иммунной системе. Поэтому, если ты собрался в отпуск к теплому морю, не стоит ограничивать себя в питании. Иначе есть шанс заболеть во время отпуска или по возвращении домой.

Поститься полезно, если…

Ты простудился. Человеку, заболевшему гриппом, орви или ангиной, пост принесет не вред, а пользу. Вместо того чтобы тратить силы на переваривание тяжелой пищи, организм сможет мобилизовать все свои ресурсы для борьбы с недугом, и выздоровление наступит намного быстрее.

У тебя проблемы с суставами. В красном мясе содержится вредная мочевая кислота. Она имеет свойство откладываться в организме, что в дальнейшем приводит к подагре. Поэтому тем, у кого имеются проблемы с суставами, совсем неплохо на время отказаться от говядины и баранины.

У тебя повышен уровень холестерина. Мясо и яйца – источник вредного холестерина, который ухудшает работу сердечно-сосудистой системы. Исключи его из своего меню, и организм скажет тебе «огромное спасибо».

Ты склонен к полноте. Людям, страдающим ожирением и нарушением обмена веществ, пост поможет очистить организм от шлаков и немного скорректировать вес.

Постное меню

Многие считают, что пост – это целых семь недель морковных котлет, квашеной капусты и пустого риса. На самом деле не все так страшно! Постное меню может быть очень разнообразным. Лазанья, спагетти, пицца, блинчики, вареники, пирожки – это далеко не полный список разрешенных блюд.

Монастырские повара говорят, что постное меню не должно слишком сильно отличаться от привычного – пусть это будут знакомые фаршированные перчики, итальянская паста (без яиц), борщ, щи, вареники или плов, но только вегетарианские.

Сырой день

В первую и последнюю (Страстную) недели Великого поста, а также в некоторые другие дни Церковь рекомендует сыроедение – употребление исключительно сырой, термически необработанной пищи и постного хлеба. Даже горячий чай с компотом нельзя.

На завтрак: фруктово-медовый салат

Нарежь любые фрукты – яблоки, груши, хурму, мандарины, добавь виноград кишмиш и заправь салат жидким медом. Съешь 2-3 постных хлебца.

На обед: гаспачо

Смешай в блендере 1/2 л томатного сока, 1/2 кг свежих помидоров, один огурец, болгарский перец, репчатый лук, зубчик чеснока, пару веточек сельдерея, по пучку базилика и петрушки. Все посоли и употребляй с зеленью и тостами из постного хлеба.

На ужин: сухофрукты с орехами

Измельчи курагу, чернослив, инжир, финики, вяленые мандарины и хурму и смешай их с любыми орешками – фундуком, грецкими, кедровыми. Заправь салат жидким медом. Съешь 2-3 постных хлебца.

Обычный день

В большинство постных дней разрешено есть только вегетарианскую пищу, но без использования растительного масла.

На завтрак: рис с изюмом

Вылей в кастрюлю стакан яблочного сока и стакан воды, положи 300 г промытого коричневого длиннозерного риса, 100 г изюма кишмиш, 2 ч. ложки корицы, закрой крышку и вари кашу 40 минут на медленном огне. Дай блюду настояться. Перед подачей укрась его кусочками свежих фруктов.

На обед: борщ с фасолью

Отвари 50 г сушеных грибов, чтобы получилось 1,5 л бульона. Положи туда нарезанные лук, морковь, петрушку и туши до готовности. Отдельно отвари очищенную свеклу и нашинкуй ее. Все соедини (свекольный отвар тоже), добавь соль, лавровый лист и перец. Подавай с вареной фасолью.

На ужин: салат из морской капусты

Морскую капусту смешай с натертой морковью, кукурузой, мелко нарезанными помидорами и болгарским перцем (или купи готовый витаминный салат из ламинарии) и подай с отварным картофелем. Выпей любой свежевыжатый сок, съешь пару постных хлебцев.

Выходной день

В субботу и воскресенье церковь разрешает использовать растительное масло. Некоторые постящиеся также едят морепродукты. Правда, к кальмарам, креветкам, крабам и мидиям отношение у православных двоякое. К запрещенной рыбе они не относятся, поэтому их употребление не противоречит церковным уставам. Однако в периоды самого строгого воздержания – первую и Страстную недели, а также в понедельник, среду и пятницу – дары моря есть не стоит.

На завтрак: медовая коврижка

В стакан сахара вылей стакан воды и 1/2 стакана растительного масла, немного нагрей массу и добавь 2 ст. ложки меда. Отдельно смешай 1 ч. ложку соды, 2 ст. ложки какао, по щепотке корицы и кориандра. Затем все соедини, чтобы не было комочков, добавь 1/2 стакана измельченных орехов, 1/2 стакана изюма кишмиш, 1/2 ч. ложки разрыхлителя и около 2 стаканов муки – должна получиться консистенция густой сметаны. Выпекай полчаса при 200° С. Пирог можно разрезать на коржи и смазать любым джемом. Готовую коврижку подавай с чаем из шиповника.

На обед: грибная лазанья

Измельчи и поджарь на оливковом масле сначала луковицу, затем добавь пару морковок, 2-3 веточки сельдерея и 500 г шампиньонов. Вылей содержимое литровой банки томатов в собственном соку и туши 30 минут. Немного готовой начинки выложи в форму для лазаньи. Сверху – сухие пласты пасты, затем снова грибной фарш, опять паста – должно получиться 4-5 слоев. Выпекай лазанью в разогретой до 180° С духовке в течение 20 минут.

На ужин: салат из креветок

Очисти и отвари креветки, смешай их с измельченными листьями салата айсберг, разрезанными пополам помидорами черри красного и желтого цвета и кусочками сыра тофу. Полей салат бальзамическим соусом и заправь оливковым маслом.

Рыбный день

На завтрак: постные блинчики

Просей 2 стакана муки, добавь 1 ч. ложку соли и 4 ч. ложки сахара. Постепенно влей 2,5 стакана минеральной воды с газом и замеси тесто такой же консистенции, как сметана. Накрой миску с тестом пленкой и оставь в теплом месте на 40 минут. Выпекай блинчики на растительном масле и подавай с медом или вареньем.

На обед: русская уха

В кастрюлю положи 800 г рыбной мелочи (ерш, окунь), луковицу, корень петрушки, залей 2 л холодной воды, доведи до кипения, сними пену и вари 30 минут. Рыба должна полностью развариться. Бульон процеди, рыбу выбрось. Затем положи в бульон нарезанные на куски по 1/2 кг судака и форели, повари 15 минут, добавь ломтики картофеля и готовь еще 10 минут. Приправь солью, перцем, лавровым листом и сними с огня.

На ужин: дорада с цукини

Почисти, выпотроши, промой и обсуши 2 средние дорады. Плод цукини нарежь крупными дольками, 4 помидора разрежь пополам. В блендере измельчи 2 ст. ложки оливкового масла, веточку укропа и 2 зубчика чеснока, посоли и поперчи. Полученной смесью обильно смажь дораду, а также цукини и томаты. Обжарь рыбу и овощи на оливковом масле.

От чего нельзя отказываться

Соя, фасоль, горох, чечевица

Отказавшись от продуктов животного происхождения, ты лишишь организм белка. Выход один – искать его в растениях. Например, в сое протеина больше 40%, поэтому во время поста обязательно включай в свой рацион тофу, молоко, йогурт, творог, десерты и прочие соевые блюда. Чуть меньше белка (около 20%) в других бобовых – фасоли, горохе, чечевице.

Грибы

В шампиньонах, рыжиках и прочих «шляпочных» белка немало, но он плохо усваивается, поэтому относись к грибам как к вкусному блюду, а не источнику протеина.

Каша, паста, постный хлеб

В пшенице белка 12%, овсе – 10%, ржи – 9,9%, рисе – 7,3 %. Поэтому обязательно ешь многозерновые каши, постные хлебцы, итальянскую пасту, хлеб и мюсли. Кроме протеина они принесут тебе еще и витамины группы В.

Морская капуста

В ней протеина почти 10%. Поэтому обязательно покупай готовые салаты из ламинарии. Сделав морскую капусту постоянной гостьей на своем столе, ты получишь массу полезных веществ – йод, калий, натрий, магний, кремний, витамины А, В1, В2, В12, С, D, Е.

Овощи и фрукты

В них есть клетчатка и витамины, которые укрепят иммунитет. Чтобы от овощей и фруктов была польза, ешь их сырыми или готовь на пару.

Орехи

В орешках содержится железо, которого ты лишаешь свой организм, отказываясь от мяса. При его дефиците человек может стать вялым и апатичным.

Мед, сахар

Сладкое повышает настроение. А натуральный мед еще содержит биологически активные вещества, которые защищают организм от болезней.

Внимание!

Во время поста ты будешь есть много круп и мучных изделий (макароны, хлеб), а они нарушают перистальтику кишечника и вызывают запоры. Чтобы не было проблем со стулом, каждый день употребляй в большом количестве продукты, богатые клетчаткой, – свежие и тушеные овощи.

26.02.2017 27.02.2017 by Ласточка

Как правильно поститься, что такое пост — это очень важные вопросы, ответы на которые должен знать верующий, прежде чем начнет практику поста. Современный человек слаб перед своими желаниями и не может противостоять им. «А зачем мне от этого отказываться?!», — скажет он и в очередной раз предастся праздности. Здесь главное знать, зачем верующий пришел в православие и помнить в чем цель и смысл практики поста. Говоря кратко, пост — это практика укрепления и очищения духа через отказ от праздности и увеселения.

Самым важным постом для истинно верующих православных христиан является Великий пост. Кроме того, что это самый длинный среди всех постов, он еще имеет самые строгие ограничения. Считается, что Великий пост является самым поучительным, красивым, трогательным и светлым временем во всем православном календаре. Этот сорокадневный период всецело направлен на подготовку к главному христианскому празднику – Светлому Христову Воскресению — Пасхе. В 2017 году Пасха будет праздноваться 16 апреля, таким образом, Великий пост закончится 15 апреля. Начало его – 27 февраля, ровно за семь недель до праздника.

Главная цель Великого поста – полное искоренение губительных проявлений души человеческой и стяжание добродетелей. Этому способствует не только ограничение в пище, но и молитва, постоянные посещения церковных богослужений и полное отрешение от лжи, лицемерия, сквернословия и т.д.

Немного истории

Согласно Библии, Иисус перед крещением провел в пустыне сорок дней. Все это время он обходился без еды и без воды, дьявол подвергал его различным искушениям. Именно в честь этого периода времени и установлен Великий пост. Все пищевые продукты, имеющие животное происхождение, в течение этих семи недель запрещены, то есть нельзя есть мясо, рыбу, яйца и даже любые молочные продукты. Правда, есть исключения в некоторые дни.

Кроме отказа от мясной пищи, постящиеся отказываются от употребления спиртного. Так же от обилия секса, увеселительных мероприятий и развлекательных телепрограмм. Это не значит, что нужно сидеть дома взаперти — это значит, что нужно осознавать причины тяги к праздности и осознанно подходить к своему досугу, развиваться. Задумайтесь, и если просмотр ТВ — это возможность просто-напросто «убить время»,то откажитесь от этого. Если встречи с друзьями вам нужны только для того, чтобы заполнить внутреннюю пустоту — откажитесь от них во время поста.

По возможности, привычный образ жизни должен быть пересмотрен во время поста. Степень отказа постящийся выбирает сам, ведь пост — это личная, индивидуальная практика. Не стоит повсеместно заявлять, что вы сейчас поститесь — это гордыня. Поститься следует внутренне, глубоко понимая суть происходящего, наблюдая искушения, наблюдая, как возникают внутренние противоречия. Пост — это внутренний подвиг.

На самом деле, Великий пост состоит не из сорока дней, он включает в себя все сорок восемь дней строгой подготовки к Пасхе как души, так и тела.

Части пасхального Великого поста:

  • Четыредесятница (первые 40 дней);
  • Лазарева Суббота (1 день – Вербная Суббота перед Вербным Воскресеньем);
  • Вход Господень в Иерусалим (1 день – Вербное Воскресенье, за неделю до Пасхи);
  • Страстная Неделя (6 дней – вся неделя с понедельника по субботу перед праздником Светлой Пасхи).

В Великий Пост не рекомендуется употреблять пищу животного происхождения- это мясо, яйца, молоко. Однако, разрешено есть рыбу, но лишь в праздники Вербного Воскресения и Благовещения Пресвятой Богородицы. Употребление в пищу морепродуктов, таких как кальмары, креветки, мидии, не воспрещается во время Великого Поста.

Но, не стоит забывать о том, что Великий Пост- это не православная диета, и целью поста является не сколько очищение желудка, сколько очищение души человеческой.

Что же касается трапезы, по Церковному Уставу, существуют некоторые правила:

  • В первую и последнюю неделю Великого Поста соблюдается особо строгий пост.
  • Исключаются мясные и молочные продукты (масло, сыр, творог, молоко), яйца. То есть все продукты животного происхождения.
  • Есть можно только раз в день, вечером, однако, по субботам и воскресеньем разрешается употребление пищи два раза в день, в обед и вечером.
  • В понедельник, среду и пятницу употребление пищи в холодном виде, без растительного масла. По вторникам и пятницам разрешается горячая пища без масла.
  • По субботам и воскресеньям разрешается добавлять растительное масло в пищу, так же разрешается употреблять виноградное вино (кроме субботы Страстной седмицы).
  • В страстную Пятницу (это последняя пятница Великого Поста) стоит воздержаться от пищи вообще.
  • В субботу многие соблюдающие пост, так же воздерживаются от пищи до наступления Великой Пасхи.

Какие продукты разрешено употреблять во время поста?

Если разумно подойти к своему питанию во время Великого поста, то, во-первых, вам не придется голодать, а во-вторых, даже в период строго поста питание может быть вполне разнообразным и сбалансированным.

Итак, основные продукты, разрешенные в пост:

  • Хлеб черный, злаковые хлебцы.
  • Крупы (овсяная, гречневая, рисовая, кукурузная, пшеничная, ячневая)
  • Соленые и маринованные овощи, варенье из ягод и фруктов.
  • Грибы различного приготовления.
  • Бобовые (фасоль, чечевица, горох)
  • Сухофрукты, орехи, мед.
  • Овощи по сезону (картофель, свекла, морковь, лук, капуста, редька и др.)
  • Фрукты по сезону (яблоки, бананы, грант, апельсины и др.)
  • Рыбу разрешено употреблять два раза за весь пост. В праздник Благовещение (в 2017 году он приходится на 7 апреля) и Вербное воскресенье (9 апреля 2017 года)

Календарь питания по дням (меню)

Первая неделя поста (наиболее строгая). Важно правильно войти в пост накануне старта. Важно еще знать противопоказания личные, кому не стоит входить в пост.

Разрешено употреблять хлеб.

1 неделя

Понедельник Принято воздержаться от пищи.
Вторник Разрешается черный хлеб, воду, квас
Среда Сухоядение, то есть пища, которую употребляют в сыром виде, это могут быт различные овощи и фрукты, а так же орехи и зелень. Разрешено употреблять хлеб.
Четверг Продолжение сухоядения
Пятница Можно есть овощи, фрукты, орехи, масло растительное в этот день запрещено. Приготовление пищи не рекомендуется, все употреблять в сыром виде
Суббота Питание то же, что и в пятницу, разрешается пить виноградный сок.
Воскресенье В это день разрешается есть вареную пищу с растительным маслом. Так же можно выпить небольшое количество красного вина, которое должно быть натуральным, без добавления спирта.

Выше мы описали одну неделю, как по всем правилам и канонам следует блюсти пост, это больше приемлемо монахам, либо же людям, строго соблюдающим все предписания церкви. Если же вы впервые решили поститься, то не стоит брать на себя чрезмерные нагрузки! Вполне возможно, например, употребление масла в пищу.

Вот примерное меню, которое вы можете взять за основу, добавляя или замещая те или иные блюда:

2 неделя

Понедельник Завтрак Каша овсяная на воде. Чай.
Обед Суп вермишелевый. Котлеты картофельные. Яблоки. Кофе или чай.
Ужин Чай
Вторник Завтрак Каша рисовая. Салат из огурцов и помидор. Чай.
Обед Суп овощной. Вермишель с грибным соусом. Чай с вареньем.
Ужин Чай
Среда Завтрак
Обед Солянка овощная. Салат из капусты. Компот.
Ужин Чай.
Четверг Завтрак Каша кукурузная. Чай или кофе.
Обед
Ужин
Пятница Завтрак Каша ячневая, огурцы, помидоры. Чай или кофе.
Обед
Ужин Каша гречневая. Чай.
Суббота Завтрак Винегрет. Чай или кофе.
Обед Каша пшенная. Овощи. Компот.
Ужин
Это первая родительская суббота, во время Великого Поста. По возможности, люди едут на кладбище, для того чтобы навестить своих усопших родственников.
Воскресенье Завтрак
Обед
Ужин

3 неделя поста

Понедельник Завтрак Каша пшеничная. Орехи. Чай.
Обед Картофельный суп с гречкой. Зразы картофельные. Фрукты. Кофе или чай.
Ужин Чай
Вторник Завтрак Каша гречневая. Чай
Обед Суп фасолевый. Вермишель с соусом грибным. Чай с вареньем.
Ужин Чай
Среда Завтрак Каша рисовая. Чай или кофе.
Обед Овощная солянка. Капустный салат. Компот.
Ужин Чай.
Четверг Завтрак Каша из овсяных хлопьев. Фрукты. Чай или кофе.
Обед Щи из свежей капусты. Салат из овощей. Компот.
Ужин Пюре картофельное с икрой из баклажана. Чай.
Пятница Завтрак Каша ячневая. Чай или кофе.
Обед Суп гороховый. Салат с овощами. Компот.
Ужин Каша гречневая. Чай.
Суббота Завтрак Каша пшенная. Чай или кофе.
Обед Рассольник. Винегрет. Овощи. Компот.
Ужин Вермишель отварная с лечо. Чай.
Примечание: Это уже вторая родительская суббота во время Великого Поста. Так же необходимо сходить на кладбище, чтобы отдать дань своим усопшим родственникам.
Воскресенье Завтрак Каша пшеничная. Чай или кофе.
Обед Борщ русско-украинский. Картофель жареный. Компот.
Ужин Каша рисовая с луком и морковкой. Чай.

4 неделя поста

Понедельник Завтрак Каша овсяная. Орехи. Чай.
Обед Суп овощной. Каша гороховая. Орехи. Кофе или чай.
Ужин Чай
Вторник Завтрак Каша ячневая. Чай.
Обед Суп с чечевицей. соленые грибы. Чай с вареньем.
Ужин Чай
Среда Завтрак Каша рисовая. Чай или кофе.
Обед Борщ постный. Салат из огурцов и помидор. Компот.
Ужин Чай.
Четверг Завтрак Каша рисовая. Орехи. Чай или кофе.
Обед Суп картофельный с фасолью. Салат из овощей. Компот.
Ужин Картофельное пюре с икрой из баклажана. Чай.
Пятница Завтрак Каша овсяная. Чай или кофе.
Обед Суп картофельный с зеленым горошком. Салат с овощами. Компот.
Ужин Каша кукурузная. Чай.
Суббота Завтрак Каша гречневая. Чай или кофе.
Обед Рассольник. Винегрет. Компот.
Ужин Вермишель отварная с грибным соусом. Чай.
Примечание: Эта суббота уже будет третья по счету родительская.
Воскресенье Завтрак Каша овсяная. Чай или кофе.
Обед Борщ русско-украинский. Салат из овощей. Компот.
Ужин Каша гречневая. с луком и морковкой. Чай.

В последующие пятую и шестую неделю поста можно повторять свое меню, что и на второй и третей недели.

Седьмая (Страстная седмица) неделя Великого Поста является такой же строгой, что и первая.

Шестое воскресенье Великого Поста приходится на празднование входа Господа в Иерусалим, или его еще называют Вербное воскресенье . В этот день можно кушать рыбу, еду с маслом, употреблять немного кагора.

В понедельник, вторник и среду — сухоядение. Четверг можно кушать теплую еду, но приготовленную без масла, и только один раз в день. В пятницу только хлеб и вода. В субботу прием пищи запрещен.

И, наконец, воскресенье, конец самого строго го поста приходится на празднование Светлой Пасхи.

Важно посмотреть это видео, для безопасности!

Стоить отметить, если вы впервые решили поститься, рекомендуется поговорить со священником, и решить для себя меру строгости соблюдения поста, ведь надо понимать очень важную истину, что главной целью соблюдения поста является не ограничение в еде, а смирение и покаяние, молитва!

Задумайтесь о своей жизни, созерцайте свои внутренние изменения. Пост — это время духовной работы. В мире много прекрасного, что можно увидеть, отказавшись от ненужной праздности. Конечно, наступает и тот момент,когда время поста приходит к концу. Пост не может и не должен длится все время, иначе он будет уже вреден. Полный аскетизм и отказ — зачастую — воспитание все той же гордыни. Когда заканчивается пост — не спешите бросаться во все, от чего отказались. Воздержавшись от пищи, мы можем вновь узнать ее забытый, истинный вкус. Это вкус даров Бога.

Ограничив себя в поверхностных мыслях, развлечениях, ненужных эмоциях — мы вновь можем осознать истинную суть человеческих отношений и вернуть наиболее правильный взгляд на вещи, до этого затуманенный повседневностью. Задумайтесь над тем, что дал вам пост и вы почувствуете, как внутри что-то изменилось. Возможно вы избавились о чего-то, не нужного вашему существу. Это и есть очищение.

Сей же род изгоняется только молитвою и постом.

(Мф. 9, 29)

Когда вы постились… Для меня ли постились?

.(Зах. 7, 5)

Указания христианину о посте могут сильно разниться в зависимости от состояния здоровья тела христианина. Оно может быть в полном здоровье у молодого человека, не совсем здорово у пожилого или при серьезной болезни. Отсюда и указания церкви о соблюдении постов (по средам и пятницам) или в периоды многодневных постов (Рождественского, Великого, Петрова и Успенского) могут сильно разниться в зависимости от возраста и физического состояния здоровья человека. Все указания в полной мере относятся лишь к физически здоровому человеку. При физических болезнях или для престарелых к указаниям следует отнестись внимательно и рассудительно.

Как часто и у тех, кто считает себя христианами, можно встретить пренебрежение к посту, непонимание его значения и сущности.

Пост рассматривается ими как дело, обязательное только для монахов, опасное или вредное для здоровья, как пережиток из старой обрядности – мертвая буква устава, с которым пора покончить, или, во всяком случае, как нечто неприятное и обременительное.

Следует заметить всем думающим так, что они не понимают ни цели поста, ни цели христианской жизни. Может быть, напрасно они именуют себя христианами, так как живут своим сердцем вместе с безбожным миром, имеющим культом свое тело и самоугодие.

Христианин же в первую очередь должен думать не о теле, а о своей душе и беспокоиться о ее здоровье. И если бы он действительно стал думать о ней, то он радовался бы посту, в котором вся обстановка направлена на исцеление души, как в санатории – на исцеление тела.

Время поста – это время особенно важное для духовной жизни, это “время благоприятное, это день спасения” (2 Кор. 6, 2).

Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время.

Вот почему среди истинных боголюбцев принято взаимное поздравление с наступлением поста.

Но что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять это лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своем? И можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни?

Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?

Нужно полагать, что это не будет постом, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены. Прп. Варсонофий Великий говорит: “Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей.

Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста” (если ты не можешь соблюдать последний, как бы хотел).

О том же говорит и св. Иоанн Златоуст: “Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, – нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело”.

Как пишет о. Александр Ельчанинов: “В общежитиях существует коренное непонимание поста. Важней не сам по себе пост, как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания – пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов – через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу…

Пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого Поста не говорится о посте только в нашем обычном смысле, т.е. как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв: “постимся, братие, телесно, постимся и духовно”. Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен утончению. Нормальный, биологически благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение”.

Как говорилось ранее, душа человека тяжело больна. Церковь отводит в году определенные дни и периоды времени, когда внимание человека должно быть особенно устремлено на исцеление от душевной болезни. Это пост и постные дни.

По словам еп. Германа: “Пост есть сугубое воздержание, чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над телом и его страстями”.

У поста есть, конечно, и другие цели (о них будет говориться ниже), но основная из них – изгнание из души своей лукавого духа – древнего змия. “Сей же род изгоняется только молитвою и постом”,- сказал Господь Своим ученикам.

Господь показал нам Сам пример поста, постившись 40 дней в пустыне, откуда “возвратился в силе Духа” (Лк. 4, 14).

Как говорит св. Исаак Сириянин: “Пост есть оружие, уготованное Богом… Если постился Сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?..

До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений… Господь наш был вождем и первенцем этой победы…

И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и сила его сокрушается… Кто пребывает в посте, у того ум непоколебим” (Слово 30).

Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться мыслями о своей греховности и, конечно, воздержанием от всяких развлечений – хождения в театры, кино и гости, легкого чтения, веселой музыки, смотрения телевизора для развлечения и т.п. Если все это еще влечет сердце христианина, то пусть он сделает усилие, чтобы оторвать от этого свое сердце, хотя бы в дни поста.

Здесь нужно вспомнить, что по пятницам прп. Серафим не только постился, но и пребывал в этот день в строгом молчании. Как пишет о. Александр Ельчанинов: “Пост – период духовного усилия. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему безраздельно хотя бы периоды постов – усилим молитву, умножим милосердие, укротим страсти, примиримся с врагами”.

Здесь приложимы слова премудрого Соломона: “Всему свое время и время всякой вещи под небом. …время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать… время молчать и время говорить” и т.д, (Еккл. 3, 1-7).

Для физически здоровых людей основой поста считается воздержание в пище. Здесь можно различать 5 степеней физического поста:

1) Отказ от мяса.

2) Отказ от молочного.

3) Отказ от рыбы.

4) Отказ от масла.

5) Лишение себя пищи вообще на какие-то сроки.

Естественно, что на последние степени поста могут идти лишь здоровые люди. Для больных и престарелых более соответствует правилам первая степень поста.

Сила и действенность поста может оцениваться по силе лишения и жертвы. И естественно, что не только формальная замена скоромного стола на постный стол составляет истинный пост: можно приготовлять изысканные блюда и из постной пищи и таким образом в какой-то мере удовлетворять и свое сластолюбие и свою алчность к ней.

Надо помнить, что кающемуся и скорбящему о своих грехах неприлично есть постом сладко и обильно, хотя бы и (формально) постные блюда. Можно сказать, что поста не будет, если человек будет вставать из-за стола с вкусными постными блюдами и чувством преобременения желудка.

Здесь мало будет жертв и лишений, а без них не будет и истинного поста.

“Почему мы постимся, а Ты не видишь?”- взывает пророк Исайя, обличая иудеев, лицемерно соблюдавших обряды, но сердцем далеких от Бога и Его заповедей (Ис. 58, 3).

В некоторых случаях больные христиане заменяют себе (сами или по совету духовников) воздержание в пище постом “духовным”. Под последним часто понимают более строгое внимание к себе: удержание себя от раздражительности, осуждения, ссор. Все это, конечно, хорошо, но разве в обычное время христианин может позволять себе грешить, или раздражаться, или осуждать? Совершенно очевидно, что христианин должен всегда “трезвиться” и быть внимательным, предохраняя себя от греха и всего того, что может оскорблять Духа Святого. Если же он не в силах удержать себя, то, вероятно, это будет иметь место в равной степени как в обычные дни, так и в посту. Отсюда замена поста в пище на подобный “духовный” пост – это чаще всего самообман.

Поэтому в тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания, христианин не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет, например: откажется от всяких развлечений, от сластей и лакомых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу, будет стараться, чтобы наиболее вкусная пища подавалась лишь по праздничным дням. Если же христианин по старческой немощи или по нездоровью не сможет отказаться от скоромной пищи, то следует хотя бы несколько ограничить ее в постные дни, например, не есть мясного – словом, в той или иной мере все же приобщиться к посту.

Некоторые отказываются от поста из-за боязни ослабить свое здоровье, проявляя при этом болезненную мнительность и маловерие, и стремятся всегда обильно питать себя скоромной пищей для достижения хорошего здоровья и для поддержания “упитанности” тела. И как часто они-то и страдают всякими заболеваниями желудка, кишечника, почек, зубов…

Кроме проявления своего чувства покаяния и ненависти ко греху, пост имеет и другие стороны. Время поста – не случайные дни.

Среда – это предание Спасителя – наивысший из моментов падения и позора человеческой души, идущей в лице Иуды предавать за 30 сребренников Сына Божия.

Пятница – это терпение издевательств, мучительные страдания и крестная смерть Искупителя человечества. Вспоминая о них, как может христианин не ограничить себя путем воздержания?

Великий пост – это путь Богочеловека к Голгофской жертве.

Человеческая душа не имеет права, не смеет, если только она христианка, проходить равнодушно мимо этих величественных дней – знаменательных вех во времени.

Как она дерзнет потом – на Страшном суде стать одесную Господа, если она будет равнодушна к Его скорби, крови и страданиям в те дни, когда Вселенская Церковь – Земная и Небесная – вспоминает их.

В чем должен состоять пост? Здесь нельзя дать общей меры. Она будет зависеть и от состояния здоровья, от возраста и условий жизни. Но здесь надо непременно задеть за живое свое плотоугодие и сластолюбие.

В настоящее время – время ослабления и падения веры – нам кажутся недостижимыми те уставы о посте, которые в старину строго выполнялись благочестивыми русскими семьями.

Вот, например, из чего состоит Великий пост по церковному уставу, обязательность которого распространялась в равной мере как на инока, так и на мирянина.

По этому уставу в Великий пост полагается: полное неядение в течение целого дня понедельника и вторника первой седмицы и пятницы Страстной седмицы.

Лишь для более слабых возможно вкушение пищи во вторник вечером первой седмицы. Во все остальные дни Великого поста, кроме суббот и воскресений, полагается только сухоядение и лишь однажды в день – хлеб, овощи, горох – без масла и воды.

Вареная пища с постным маслом полагается лишь в субботы и воскресенья. Вино разрешается только в дни церковных воспоминаний и при длинных службах (например, в четверг на пятой седмице). Рыба – лишь в Благовещение Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье.

Хотя такая мера нам и кажется чрезмерно суровой, она, однако, достижима для здорового организма.

В быту старой русской православной семьи можно видеть строгое выполнение постных дней и постов. Даже князья и цари постились так, как теперь не постятся, может быть, и многие из монахов.

Так, царь Алексей Михайлович Великим постом обедал лишь три раза в неделю – в четверг, субботу и воскресенье, а в остальные дни съедал только по кусочку черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу, запивая квасом.

Некоторые египетские иноки в древности практиковали в Великий пост полное сорокадневное воздержание от пищи, следуя в этом отношении примеру Моисея и Самого Господа.

Сорокадневные посты проводил два раза один из братьев Оптиной пустыни – схимонах Вассиан, живший там в середине XIX столетия. Этот схимник, между прочим, так же как и прп. Серафим, в значительной мере питался травою “снытью”. Он прожил до 90 лет.

37 дней не вкушала ни пищи, ни питья (кроме одного причастия) инокиня Любовь Марфо-Мариинской обители. Следует отметить, что во время этого поста она не чувствовала никакого ослабления сил и, как про нее говорили, “голос ее гремел в хору как будто бы еще сильнее прежнего”.

Этот пост она совершила перед Рождеством; он кончился в конце Рождественской литургии, когда она внезапно почувствовала непреодолимое желание поесть. Не в силах более владеть собою, она тотчас же пошла в кухню для принятия пищи.

Необходимо заметить, однако, что описанная выше и рекомендованная церковью норма для Великого поста не считается теперь всеми так строго обязательной для всех. Церковь рекомендует, как известный минимум, лишь переход постом на постную пищу в согласии с ее указаниями для каждого из постов и постных дней.

Выполнение этой нормы для вполне здоровых людей считается обязательным. Все же большее она предоставляет ревности и усердию каждого христианина: “Милости хочу, а не жертвы”,- говорит Господь (Мф. 9, 13). Вместе с тем надо нам помнить, что пост необходим не Господу, а нам самим для спасения нашей души. “Когда вы постились… для Меня ли вы постились?”- говорит Господь устами пророка Захарии (7, 5).

Есть и еще одна сторона у поста. Вот кончилось, его время. Церковь торжественно справляет праздник, завершающий пост.

Может ли достойно встретить и пережить сердцем этот праздник тот, кто в какой-то мере не приобщился этому посту? Нет, он почувствует себя так, как тот дерзкий в Господней притче, что осмелился на пир прийти “не в брачной одежде”, т.е. не в духовной одежде, очищенной покаянием и постом.

Хотя бы человек по привычке и пошел на праздничное богослужение и сел бы за праздничный стол, он при этом ощутит лишь беспокойство совести и холод на сердце. А его внутренний слух услышит грозные слова Господа, обращенные к нему: “Друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?” И душа его будет “брошена во тьму внешнюю”, т.е. останется во власти уныния и печали, в атмосфере духовного голода – “плача и скрежета зубов”.

Пожалейте же сами себя те, кто пренебрегает, чуждается и бегает от поста.

Пост есть воспитание способности духа человеческого бороться против своих поработителей – сатаны и разнеженного и избалованного тела. Последнее должно быть послушно духу, но на деле чаще всего является господином души.

Как пишет пастырь о.Иоанн С. (св. прав. Иоанн Кронштадтский. – прим. ред.) : “Кто отвергает посты, тот отнимает и у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно через наше невоздержание, от которого происходит всякий грех”.

Истинный пост есть борьба; это в полном смысле слова “узкий и тесный путь”, о спасительности которого говорил Господь.

Господь велит скрывать свой пост от окружающих (Мф. 6, 18). Но от ближних христианину, может быть, не удастся утаить свой пост. Тогда может случиться, что близкие и родные вооружатся на постящегося: “пожалей себя, не мучь себя, не убивай себя” и т.п.

Мягкие вначале, уговоры родных затем могут перейти в раздражение и упреки. Дух тьмы восстанет против постящегося через близких, приводит против поста доводы и посылает соблазны, как некогда пробовал это сделать с постящимся в пустыне Господом.

Пусть заранее предвидит все это христианин. Пусть не ждет он также, что приступив к посту, он сразу будет получать какие-либо благодатные утешения, теплоту в сердце, слезы покаяния и сосредоточенность в молитве.

Это приходит не сразу, это надо еще заработать борьбой, подвигом и жертвами: “служи мне, и потом ешь и пей сам”,- говорится в притче рабу (Лк. 17, 8). Те, кто проходил пути сурового поста, свидетельствуют даже об ослаблении иногда в начале поста молитвы и притуплении интереса к духовному чтению.

Пост – это лечение, а последнее бывает часто нелегко. И лишь в конце его курса можно ждать выздоровления, а от поста ждать плодов Духа Святого – мира, радости и любви.

По существу своему пост есть подвиг и связан с верою и дерзновением. Пост угоден и приятен Господу как порыв души, тянущейся к чистоте, стремящейся сбросить цепи греха и освободить дух от рабства телу.

Церковь считает его и одним из действенных средств, посредством которых можно переложить гнев Божий на милость или преклонить волю Господню к исполнению молитвенного прошения.

Так, в Деяниях Апостолов описывается, как антиохийские христиане, перед отправлением на проповедь свв. апп. Павла и Варнавы “совершили пост и молитву” (Деян. 13, 3).

Поэтому пост практикуется в церкви как средство подготовки себя к какому-либо начинанию. Имея нужду в чем-либо, отдельные христиане, иноки, монастыри или церкви накладывали на себя пост с усиленной молитвой.

У поста есть, кроме того, и еще одна положительная сторона, на которую обратил внимание Ангел в видении Ерму (см. книгу “Пастырь Ерма”).

Заменяя скоромную пищу более простой и дешевой, или уменьшая ее количество, христианин может сократить издержки на себя. А это даст ему возможность больше средств обратить на дела милосердия.

Ангел дал такое указание Ерму: “В тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды, и исчисливши издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу по примеру прошлых дней, оставшиеся от этого дня отложи и отдай вдове, сироте или бедному; таким образом ты смиришь свою душу, а получивший от тебя насытится и будет за тебя молиться Богу”.

Ангел указал также Ерму и на то, что пост не есть самоцель, а лишь подсобное средство к очищению сердца. И пост того, кто стремится к этой цели и не исполняет заповедей Божиих – не может быть угодным Богу и является бесплодным.

По существу отношение к посту является пробным камнем для души христианина в его отношении к Церкви Христовой, а через последнюю – ко Христу.

Как пишет о. Александр Ельчанинов: “…В посте человек проявляет себя: у одних проявляются высшие способности духа, другие же делаются только раздражительны и злы – пост открывает истинную сущность человека”.

Душа, живущая живой верой во Христа, не может пренебрегать постом. Иначе она объединит себя с теми, кто равнодушен ко Христу и религии, с теми, кто, по словам прот. Валентина Свенцицкого:

“Едят все – и в Великий Четверг, когда совершается Тайная Вечеря и предается Сын Человеческий; и в Великую Пятницу, когда слышим мы плач Богоматери у гроба Распятого Сына в день Его погребения.

Для таких не существует ни Христа, ни Богоматери, ни Тайной Вечери, ни Голгофы. Какой же у них может быть пост?”

Обращаясь к христианам, о. Валентин пишет: “Держи и соблюдай пост, как великую церковную святыню. Каждый раз, когда ты воздерживаешься от запрещенного в дни поста, – ты со всею Церковью. Ты делаешь в полном единомыслии и единочувствии то, что делала вся Церковь и все святые угодники Божии с самых первых дней бытия Церкви. И это будет давать тебе силу и твердость в твоей духовной жизни”.

Значение и цель поста в жизни христианина можно резюмировать следующими словами прп. Исаака Сириянина:

“Пост – ограждение всякой добродетели, начало борьбы, венец воздержанных, красота девства, источник целомудрия и благоразумия, учитель безмолвия, предшественник всех добрых дел…

От поста и воздержания рождается в душе плод – ведение тайн Божиих”.

Рассудительность в посте

Милости хочу, а не жертвы.

(Мф. 9, 13)

Покажите… в добродетели рассудительность.

(2 Пет. 1, 5)

Все доброе в нас имеет некую черту,

перейдя которую незаметно обращается во зло.

(Прот. Валентин Свенцицкий)

Все вышеизложенное о посте относится, однако, повторяем, лишь к здоровым людям. Как и для всякой добродетели, и для поста также нужна рассудительность.

Как пишет прп. Кассиан Римлянин: “Крайности, как говорят святые отцы, с той и другой стороны равно вредны – и излишество поста и пресыщение чрева, Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом, и впали в ту же страсть чревоугодия, по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста.

Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя.

Общее правило умеренности воздержания состоит в том, что каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения.

Монах так разумно должен вести дело пощения, как бы имел пробыть в теле сто лет; и так обуздывать душевные движения – забывать обиды, отрезать печаль, ни во что ставить скорби – как могущий умереть каждый день”.

Следует вспомнить о том, как ап. Павел предупреждал тех, кто неразумно (самовольно и самочинно) постился – “это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти” (Кол. 2, 23).

Вместе с тем пост – не обряд, а тайна души человеческой, которую Господь велит скрывать от других.

Господь говорит: “Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф. 6, 16 -18).

А поэтому христианину надо скрывать как свое покаяние – молитву и внутренние слезы, так и свой пост и свое воздержание в пище.

Здесь надо бояться всякого выявления своего отличия от окружающих и уметь скрывать от них свой подвиг и свои лишения.

Вот несколько примеров к тому из жизни святых и подвижников.

Прп. Макарий Великий никогда не пил вина. Однако, когда он бывал в гостях у других иноков, он не отказывался от вина, скрывая свое воздержание.

Но ученики его старались предупредить хозяев, говоря им: “Если он будет пить у вас вино, то знайте – вернувшись домой, он будет лишать себя даже воды”.

Оптинскому старцу Леониду пришлось однажды прожить несколько дней у епархиального архиерея. Стол последнего был обилен рыбою и разными вкусными яствами, резко отличаясь от скромной скитской трапезы Оптинской пустыни.

Старец не отказывался от вкусных блюд, но когда вернулся в Оптину, то на несколько дней лишил себя пищи, как бы наверстывая упущенное в гостях воздержание.

Во всех тех случаях, когда постник должен принимать пищу вместе с другими, более немощными братьями, он не должен, по указанию святых отцов, своим воздержанием делать им укор.

Так святой Авва Исайя пишет: “Если ты хочешь непременно воздержаться более других, то уединись в отдельную келью и не огорчи немощного брата твоего”.

Не только ради сохранения себя от тщеславия надо стремиться не выставлять на вид своего поста.

Если пост будет почему-либо смущать окружающих, вызывать их упреки, или, может быть, насмешки, обвинение в ханжестве и т.п. – и в этих случаях надо стараться хранить тайну поста, сохраняя его по духу, но отступая от него формально. Здесь имеет приложение повеление Господа: “не мечите бисера вашего перед свиньями” (Мф. 7, 6).

Пост будет неразумен и тогда, когда он будет ставить преграды гостеприимству угощающих вас; мы этим будем укорять окружающих в пренебрежении постом.

Про Московского митрополита Филарета рассказывают такой случай: как-то он пришел к своим духовным детям как раз к обеду. По долгу гостеприимства, его надо было пригласить к обеду. За столом подавали скоромное, а день был постный.

Виду не подал митрополит и, не смущая хозяев, вкусил скоромного. Так снисхождение к немощи духовных своих ближних и любовь он ставил выше, чем соблюдение поста.

К церковным установлениям вообще нельзя относиться формально, и, следя за точным исполнением правил, не делать из последних никаких исключений. Надо помнить и слова Господа, что “суббота для человека, а не человек для субботы” (Мк. 2, 27).

Как пишет митрополит Иннокентий Московский: “Были примеры, что даже монахи, как, например, святой Иоанн Лествичник, употреблял во всякое время всякую пищу и даже мясо.

Но сколько? Столько, чтобы быть только живу, и это не мешало ему достойно причащаться Святых Тайн и, наконец, не воспрепятствовало сделаться святым…

Конечно, не благоразумно без нужды нарушать пост употреблением скоромной пищи. Тот, кто может соблюсти пост разбором пищи, тот соблюдай; но, главное, соблюдай и не нарушай поста душевного, и тогда пост твой будет приятен Богу.

Но кто не имеет возможности разбирать пищу, тот употребляй все, что Бог даст, но без излишества; но зато непременно строго постись душой, умом и мыслями, и тогда пост твой так же будет приятен Богу, как пост самого строгого пустынника.

Цель поста – облегчить и усмирить тело, обуздывать пожелания и обезоруживать страсти.

Потому церковь, спрашивая тебя о пище, не столько спрашивает о том – какую употребляешь ты пищу? – сколько о том, для чего ты употребляешь ее?

Господь Сам одобрил поступок царя Давида, когда тот по нужде должен был нарушить правило и есть “хлебы предложения, которые не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним” (Мф. 12, 4).

Поэтому, учитывая необходимость, можно и при больном и слабом теле и преклонном возрасте делать послабления и исключения во время поста.

Св. ап. Павел так пишет своему ученику Тимофею: “Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов” (1 Тим. 5, 23).

Прп. Варсонофий Великий и Иоанн говорят: “Что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей по слову апостола: “когда я немощен, тогда силен” (2 Кор. 12, 10).

А болезнь более сего наказания и вменяется вместо поста – ценится даже более его. Кто переносит ее с терпением, благодаря Бога, тот через терпение получает плод спасения своего.

Вместо того, чтобы ослабить силу тела постом, оно бывает уже ослаблено болезнью.

Благодари же Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься: ты не будешь осужден за то, так как поступаешь так не в поблажку себе”.

О правильности нормы поста прп. Варсонофий и Иоанн дают и такое указание: “Касательно поста скажу: осяжи сердце твое, не окрадено ли оно тщеславием, и если не окрадено, осяжи вторично, не делает ли тебя пост сей немощным и в исполнении дел, ибо немощи этой не должно быть, и если и в этом не вредит тебе, пост твой правильный”.

Как говорил пустынник Никифор в книге В. Свенцицкого “Граждане неба”: “Господь требует не голода, а подвига. Подвиг – это то, что может человек сделать самого большого по своим силам, а остальное – по благодати. Силы наши теперь слабые, и подвигов больших Господь с нас не требует.

Я пробовал сильно поститься, и вижу, что не могу. Истощаюсь – нет сил молиться, как надо. Однажды так ослаб от поста, встать правило прочесть не могу”.

Здесь пример неправильного поста.

Еп. Герман пишет: “Изнеможение есть признак неправильности поста; оно так же вредно, как и пресыщение. И великие старцы вкушали суп с маслом на первой седмице Великого поста. Больную плоть нечего распинать, а надо поддерживать”.

Итак, всякое ослабление здоровья и трудоспособности при посте говорит уже о его неправильности и превышении его нормы.

“Мне более нравится, чтобы изнурялись более от работы, чем от поста”, – говорил один пастырь своим духовным детям.

Лучше всего, когда постящиеся руководствуются указаниями опытных духовных руководителей. Следует вспомнить следующий случай из жизни прп. Пахомия Великого. В одном из его монастырей в больнице лежал монах, истощенный болезнью. Он попросил прислуживающих дать ему мяса. Те отказали ему в этой просьбе, исходя из правил монастырского устава. Больной попросил отнести себя к прп. Пахомию. Преподобный был поражен крайним истощением инока, заплакал, глядя на больного, и стал укорять больничных братий за их жестокосердие. Он велел немедленно исполнить просьбу больного, чтобы укрепить его ослабевшее тело и ободрить унылую душу.

Мудрая подвижница благочестия – игумения Арсения так писала престарелому и больному брату епископа Игнатия Брянчанинова в дни Великого поста: “Боюсь, что вы обременяете себя тяжелой постной пищей и прошу вас забыть, что теперь пост, а кушать скоромную пищу, питательную и легкую. Разность дней дана нам церковью, как узда здоровой плоти, а вам дана болезнь и немощь старости”.

Однако, нарушающим пост по болезни или иной немощи, все же следует помнить, что здесь может иметь место и какая-то доля маловерия и невоздержания.

Поэтому, когда духовным детям старца о. Алексея Зосимовского приходилось по предписанию врача нарушать пост, то старец велел в этих случаях себя окаявать и молиться так: “Господи, прости меня, что я по предписанию врача, по своей немощи нарушил святой пост”, и не думать, что это как будто так и нужно.

Говоря о посте как о скудости и изменении состава пищи, следует заметить, что этот подвиг ни во что вменяется Господом, если христианин не будет в то же время соблюдать Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженного служения ближним, словом, всего того, что спросится с него в день Страшного суда (Мф. 25, 31-46).

Об этом с исчерпывающей ясностью говорится уже в книге пророка Исайи. Иудеи взывают к Богу: “Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?” Господь устами пророка отвечает им: “Вот в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других: вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодными хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого – одень его и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господа будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь и Он скажет: «вот Я»” (Ис. 58, 3-9).

Это замечательное место из книги пророка Исайи обличает многих – как простых христиан, так и пастырей стада Христова. Обличает тех, кто думает спастись, лишь соблюдая букву поста и забывая о заповедях милосердия, любви к ближнему и служения им. Обличает тех пастырей, которые “связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям” (Мф. 23, 4). Это те пастыри, которые требуют от своих духовных детей строго соблюдения “правила” поста, не учитывая их преклонного возраста, ни их болезненного состояния. Ведь Господь говорил: “Милости хочу, а не жертвы” (Мф. 9, 13).

Правильный Пост, как правильно поститься и получить ответ на молитву

Как показывает Практика, пост действительно открывает ответы на молитву, приближает человека с Богом. Христианский пост.

1- пост - это не диета!

2- пища не принимается вообще, вода по возможности тоже.

3- длительность выбирайте сами - день, два… (но все- таки в пределах разумного)

4- Перед началом поста, необходимо попросить Господа благословить и принять его.

5- Усиленная молитва, по возможности не одному (например, с семьей). По нескольку раз, в день, вставая на колени перед Господом и моля о своей проблеме (подробно, как рассказываешь близкому другу, с именами о ком просишь).

6- ВНИМАНИЕ!!! - ВЫХОДИТЬ ИЗ ПОСТА ПОСТЕПЕННО, ПОНЕМНОГУ УВЕЛИЧИВАЯ КОЛИЧЕСТВО ПИЩИ.

Однажды к Иисусу Христу подошли ученики Иоанна Крестителя и спросили Его: "…почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?" (Мф.9:14) фарисеи, действительно, постились много. Например, тот фарисей, который зашел в храм помолиться вместе с мытарем (Лук.18:10-14), говорил о себе так: "…пощусь два раза в неделю…". Но почему-то Иисус не похвалил и даже не одобрил их за такое усердие в деле Божьем, как будто даже и не заметил этого.

Наверное многие задают такой же вопрос - "почему одни христиане постятся много, а другие – нет?". Христос тогда ответил спрашивающим очень просто, что в настоящее время Его ученики радуются, но в жизни у них будет и такое время, когда они будут поститься. Причем, нигде дальше в Евангелиях мы не видим, чтобы Христос установил порядок и правила для соблюдения постов, точно также как и в Ветхом Завете нигде нет такого порядка и правил, из чего можно сделать простой и логичный вывод, что необходимость поста в каждом конкретном случае и порядок его исполнения каждый из Его учеников должен определить для себя самостоятельно.

Почему же люди постятся? Почему постились фарисеи? Христос обличил их в том, что они "все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди … и чтобы люди звали их: учитель! учитель!" (Мф.23:5,7). Или же чтобы угодить Богу, подобно тому, как язычники пытаются умилостивить своих идолов? Но нашего Бога не нужно умолять, потому что Он – благ, многомилостив и долготерпелив. Пророк Захария описывает случай, как израильтяне стали вопрошать Господа, продолжать ли им поститься после того, как Господь ответил на молитвы и освободил их из вавилонского плена. Господь ответил им вопросом: "…для Меня ли вы постились? для Меня ли?" (Зах.7:5). Таким образом, Бог наталкивает иудеев на мысль, что пост нужен не Богу, а им самим для того, чтобы устранить причины, препятствующие тому, чтобы Бог их благословил. Итак, если пост – это не есть средство угождения Богу, тогда - что же это?

Пост

Пост – это особое состояние в жизни христианина , когда он в той или иной степени ограничивает себя в пище и питии для того, чтобы сконцентрировать все силы своего организма на молитве. Пост нужен тогда, когда христианин ожидает каких-то положительных перемен от Бога, как естественных, так и сверхъестественных.

Так как пост часто упоминается, как в Ветхом, так и в Новом Заветах, то правильнее было бы рассмотреть несколько конкретных описаний, чтобы из них сделать выводы. Моисей постился на горе Синай в присутствии Божием на протяжении сорока дней и ночей (Исх.34:28), но во всем Пятикнижии нет указаний, что так нужно делать народу, а только лишь есть намек на пост, когда говорится о том, что народ должен смирять души в день очищения (Лев.16:29).

В книге Судей (Суд.20:26) описан случай, когда сыны Израилевы молились и постились перед решающим сражением с сынами Вениаминовыми, защищающими гнусных грешников. Победа наступила только после усиленной молитвы с постом.

Давид молился и постился о младенце, которого родила Вирсавия (2Цар.12:16). Перед этим пророк Нафан обличил его в страшном грехе, поэтому Давид, по-видимому, горько раскаивался в своем грехе, который привел к смерти невинного ребенка. В результате такого раскаяния появился 50-й псалом, в котором есть такие слова: "…ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже" (Пс.50:18-19).

Когда Аман, один из вельмож царя Артаксеркса в престольном городе Сузах, замыслил уничтожить всех Иудеев, то они, узнав об этом, возопили к Господу. И "было большое сетование у Иудеев, и пост, и плач, и вопль; вретище и пепел служили постелью для многих" (Есф.4:3). И Господь услышал их молитву и, более того, еще задолго до этой проблемы уже предусмотрел выход из этой сложной ситуации, когда позволил еврейской девушке Есфирь стать царицей. Есфирь также прекрасно сознавала, что без сверхъестественной помощи Божией она и сама, пытаясь помочь Иудеям, рискует не только своим положением, но даже и жизнью, поэтому решила поститься три дня сама со служанками своими, а также попросила, чтобы и все Иудеи в городе Сузах молились и постились, поддерживая ее. И Бог услышал вопль и глас Есфири и Иудеев и чудесным образом избавил народ от гибели.

Библейские герои

Очень интересен также случай с покаянием языческого города Ниневии от проповеди Ионы (Ион.3:5-10). "И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост…". Даже царь покаялся и объявил пост для всей Ниневии не только для людей, но и для скота, чтобы Господь умилосердился и отвратил бедствие. И Бог услышал эту молитву, "…и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел".

Иудейский юноша Даниил, находясь в вавилонском плену, обращался к Господу "с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле" (Дан.9:3), и Бог давал ему удивительные откровения о будущем, как для его народа, так и для всего человечества. Целью постов Даниила, по свидетельству посланного ему мужа Божия, было: "…ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим" (Дан.10:12).

Иисус Христос не давал повелений Своим ученикам поститься, но заявлял, что "…придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься" (Мф.9:15). Сам же Иисус постился 40 дней в пустыне после Своего крещения у Иоанна перед выходом на служение народу Израильскому (Мф.4:2). А после безуспешных попыток учеников Его изгнать беса из отрока, Христос открыл ученикам секрет: "…сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф.17:21). Первые христиане в Антиохии также практиковали молитвы с постами, в результате чего Дух Святой побудил их отделить Варнаву и Савла на миссионерский труд (Деян.13:2-3).

Все эти случаи показывают , что целью постов является глубокое покаяние, смирение, примирение с Богом, исправление путей человеческих, устранение всяких препятствий между Богом и человеком, препятствующих излиянию обильных Божьих благословений. Пост необходим для усиления молитвы. Он не имеет ничего общего с голодовкой и шантажом Бога, потому что если человек во время поста захочет требовать от Бога и исполнять волю свою, то Бог его не услышит. Пророк Исаия приводит ответ на вопросы иудеев: "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" (Ис.58:3). Он говорит: "Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал…?" (Ис.58:3-5).

Христиане обычно молятся с постом в критических случаях, когда необходимо принять очень важное и поворотное решение в своей жизни. Молитва с постом очень эффективна для освобождения от какой-либо греховной зависимости, например, курения или даже наркотиков. Молитва с постом также очень важна, если просить Бога о спасении кого-то из близких.

Практическая сторона поста должна быть строго индивидуальной, с учетом состояния здоровья и особенностей организма каждого человека. Пост может быть разной длительности, разной степени тяжести, в зависимости от состояния здоровья и других всевозможных причин. Пост – это не только и не столько воздержание от пищи, сколько установление правильных отношений с людьми и с Богом.

Пост делается для того, чтобы сконцентрировать все силы организма на молитву, поэтому нужно особое молитвенное состояние. О практической стороне поста говорит тот же пророк Исаия: "…разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся…" (Ис.58:6-7). Это значит, что прежде чем просить что-то у Бога, нужно тщательно навести порядок и в своей личной духовной жизни, и в отношении своих ближних. Тогда Бог будет благоволить к взывающему к Нему: "Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!"… и будет Господь вождем твоим всегда" (Ис.58:9,11).

ИЗ БИБЛИИ О ПОСТЕ - Библейский Пост

От Луки:

4.1- Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
4.2- Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.

От Матфея:

6.16- Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6.17- А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
6.18- чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно

От Марка:

1.13- И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.

От Матфея:

4.1- Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
4.2- и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.