Что можно делать в школе,а что нельзя

«АиФ» выяснил, какие нововведения произошли в нынешнем учебном году.

Да здравствует астрономия!

Пожалуй, самое обсуждаемое нововведение - возвращение астрономии в школьные расписания. Причём не вариативным курсом, а обязательным. Школам дан год на раскачку, у них есть право самостоятельно принять решение, с 1 сентября 2017-го или с 1 января 2018-го вводить этот предмет. Определяющий фактор здесь - фактическая готовность учебного заведения к качественному преподаванию этого предмета. Предполагается, что вести астрономию будут учителя физики, для этого им придётся пройти курсы повышения квалификации.

В Петербурге астрономию уже преподают ученикам 10-11-х классов в 50 школах и гимназиях, - заявила председатель комитета по образованию СПб Жанна ВОРОБЬЁВА . - Курс составит 35 часов. В остальных учебных заведениях города астрономия появится как необязательный предмет.

Этот предмет убрали из перечня образовательных предметов в 1993 году. Теперь же астрономия, как сказано в презентации Минобрнауки, помимо понимания устройства мира, в том числе за пределами Земли, мотивирует к изучению физики и математики, а также прививает «иммунитет» к лженауке и псевдонаучным сенсациям.

Большая часть российских школ начала вводить астрономию уже с первой четверти 2017 года, - уточнила министр образования и науки Ольга ВАСИЛЬЕВА. - Но можно будет начать преподавание и со следующего года - если, например, учителя ещё не прошли курсы повышения квалификации.

Тест для педагогов

Ещё одно изменение - введение устной части в экзамен по русскому языку за девятый класс. Пока такая форма сдачи пройдёт в нескольких регионах, но через год будет внедрена по всей стране. Суть в том, что ребёнку предложат прочитать рассказ, а затем он должен будет порассуждать о смысле текста. В Петербурге данная форма экзамена станет обязательной с 2019 года.

Также с нынешнего учебного года экзаменовать будут не только школьников, но и педагогов. Рособрнадзор провёл исследования и пришёл к выводу, что некоторые учителя путаются в тех предметах, которые сами преподают.

10% педагогов испытывают дефицит знаний русского языка и грамматики, а 24,2% учителей математики не смогли решить уравнение, - сообщил глава Рособрнадзора Сергей
КРАВЦОВ
.

По результатам проверки учитель сможет пройти переподготовку именно в тех пунктах, где у него обнаружились проблемы.

В нынешнем году в школах должны появиться кружки по робототехнике. Школьники с 5-го по 9-й класс могут заняться изучением науки в рамках факультатива.

В следующем учебном году школам придётся расширить штат психологов. Чиновники не оставили без внимания несколько подростковых суицидов, произошедших ранее. Специалисты обязаны будут более прицельно работать с детьми. То есть помогать всем без исключения школьникам, а не только подросткам из неблагополучных семей.

Некоторые же моменты останутся без изменений. Например, уроки православной культуры по-прежнему проводятся по выбору школьников и их родителей.

В Российской академии образования сообщили, что предмет этот факультативный и в обязательную программу включать его не будут. Также до сих пор проходят апробацию электронные учебники, и до полного отказа от бумажных пособий нам ещё далеко.

Школа — общественное место. Здесь и взрослым и детям необходимо соблюдать обязательные правила поведения и внутреннего распорядка. Многие из них тебе известны буквально с самого первого дня в школе. Но есть вопросы, которые до сих пор являются предметом острых споров и разногласий. Это, например, вопрос о школьной форме.

Если в твоей школе принято носить школьную форму, у тебя в течение всего учебного года не будет никаких проблем, кроме одной — следить за аккуратностью своей одежды.

Но во многих школах не требуют обязательно носить форму, и некоторые подростки считают, что они могут оде-ваться, как им нравится. Чаще всего получается так: одни школьники одеты небрежно, почти по-домашнему, а другие, стремясь выделиться, выглядят так, будто они пришли на вечернюю дискотеку.

Оба варианта, конечно же, недопустимы. Деловой стиль в одежде необходимо соблюдать.

Для занятий в школе можно использовать несколько сочетающихся между собой предметов одежды, которые легко заменяют друг друга: юбка или сарафан, брюки или джинсы, а к ним — различные блузки, рубашки, жилетки, свитера и джемпера.

Всегда красиво выглядят мальчики и юноши, которые предпочитают ходить в школу в костюме. Правда, в такой одежде не побегаешь на переменке и не сыграешь в мяч после уроков — она больше подходит всё-таки для праздничных дней. От того, каким ты создашь свой деловой об-раз, во многом будут зависеть не только твой настрой на серьёзное отношение к учёбе, но даже и твои успехи, и отношение к тебе учителей и одноклассников.

Следует помнить также об обязательном, и вполне справедливом, требовании школы приходить на занятия в сменной обуви.

Наверняка, ты не ходишь по своей квартире в уличной обуви, а все, кто приходит в ваш дом, оставляют её возле входных дверей и надевают домашние тапочки.

В школе за день успевают побывать сотни людей, и если бы они не надевали сменную обувь, в классах и коридорах можно было бы задохнуться от грязи и пыли. Конечно, ходить в мягких домашних тапочках по школе не стоит — они никак не сочетаются с деловым стилем одежды. Здесь будут уместны чистые туфли на невысоком каблуке, в которых не ходили по улице.

А теперь перечислим основные правила поведения в различных помещениях школы.

Правила поведения в раздевалке

В школу приходи за 10—15 минут до начала занятий.

В школе ходи в сменной обуви.

В раздевалке у каждого класса есть своя вешалка — всегда оставляй свои вещи в определённом месте. У твоей верхней одежды всегда должны быть пришиты петли, за которые она вешается на крючки в раздевалке. Для сменной обуви должен быть вместительный матерчатый мешок.

Будь внимателен ко всем вещам в школьном гардеробе: подними упавшее пальто, отнеси найденные тобой вещи дежурному учителю.

Не оставляй в раздевалке проездную карточку, мобильный телефон, деньги.

Не затевай в раздевалке игр.

Правила поведения в классе

На урок ты приходишь для того, чтобы получить знания. Под руководством учителя ты осваиваешь учебный материал, получаешь практические навыки, учишься думать и рассуждать, развиваешь свою речь и мыслительные способности. Процесс изучения каждой новой темы рассчитан на определённое количество часов. За это время тебе придётся немало потрудиться, чтобы усвоить учебную программу. Поэтому очень важно не пропускать уроки, чтобы в твоих знаниях не появлялись пробелы.

На урок нельзя опаздывать без уважительной причины.

Всё необходимое для урока: тетради, учебник, карандаши, линейку — приготавливай заранее.

На уроке веди себя тихо, будь старательным. Объяснения учителя слушай внимательно. Не разговаривай с соседями и не отвлекайся на посторонние занятия.

Если ты хочешь ответить на вопрос учителя или задать свой вопрос, не кричи с места, а подними руку.

Если отвечает твой одноклассник, нельзя перебивать его ответ, подсказывать ему. Подними руку — учитель обязательно заметит твою активность.

Когда вызывают отвечать тебя, говори громко и чётко, выражай свои мысли полными предложениями.

В тетрадях пиши разборчиво и аккуратно. Небрежность и неразборчивость почерка допускать нельзя — это выражение элементарного неуважения к тому, кто будет проверять твои тетради.

Во время урока нельзя жевать резинку.

Некрасивым и недостойным занятием считается списывание.

Услышав звонок, извещающий об окончании урока, не срывайся с места, стремясь побыстрее выбежать из класса. Дождись, когда учитель закончит урок, и запиши домашнее задание в дневник, чтобы вечером не тревожить телефонными звонками своих одноклассников.

Правила поведения в коридоре и на лестницах

В школе ты ежедневно проводишь с другими учениками примерно половину дня. Многие люди ежедневно прилагают немалые усилия и старания, чтобы здесь всем учащимся было светло, тепло, уютно и комфортно. Конечно, этот труд нужно ценить и уважать.

Старайся всегда поддерживать в своей родной школе чистоту и порядок, даже если тебя не назначили дежурным.

Не бегай в коридоре и на лестницах. Слишком оживлённые игры и беготня часто приводят к различным неприятностям и даже тяжёлым травмам.

При встрече в школе с взрослыми людьми обязательно здоровайся первым, даже если они тебе незнакомы.

Всегда уступай старшим дорогу и пропускай их в дверях.

Будь внимательным к ученикам младших классов. Обязательно окажи помощь малышу, если она ему необходима. Никогда не обижай маленьких и слабых и не позволяй делать этого другим ребятам.

Всегда помни, что ты не один. Старайся вести себя так, чтобы никому не мешать.

В школе не кричи, не употребляй грубых слов, не дерись.

Относись бережно к школьному имуществу.

Правила поведения в школьной столовой

В течение учебного дня каждому классу отведена своя перемена, на которой учащиеся посещают школьную столовую. Это необходимо для соблюдения порядка. Посещай столовую по установленному школой расписанию.

Не беги в столовую, расталкивая всех вокруг локтями. Не пробивайся к буфету без очереди, отталкивая малышей.

Не садись за стол боком или положив ногу на ногу.

Вспомни правила поведения за столом — здесь тоже необходимо их соблюдать.

Не разговаривай за столом.

Не отзывайся плохо о том блюде, которое тебе подали к столу.

Наблюдая за тем, как себя ведут школьники на переменах и в классе, многие взрослые люди порой ловят себя на мысли, что в детстве они так себя не вели.

Пятнадцать-двадцать лет назад в школах гораздо большее значение придавалось дисциплине, а учащиеся знали правила поведения на уроках и во время перемены. А вот знаете ли их вы? Давайте проверим.

Поведение перед началом уроков

Придя в школу, нужно снять верхнюю одежду и уличную обувь, переобуться в сменную обувь. Куртку или пальто вешают в гардеробе или на вешалку в классе, тем же оставляют уличную обувь в специальном пакете.

Нужно за 10-15 минут до начала уроков, чтобы успеть подготовиться к уроку – достать из портфеля и разложить на парте учебники, тетради, дневник, ручки и карандаши. Перед началом урока можно открыть учебник и повторить домашнее задание.

Дежурный ученик должен прийти пораньше – за полчаса до начала занятий, чтобы приготовить класс. Ему необходимо вытереть доску, вымыть тряпку, полить цветы и принести из учительской классный журнал.

Поведение во время урока

После звонка на урок школьники занимают места рядом со своими партами. Когда в класс входит учитель, его приветствуют вставанием. Садиться можно только после того, как разрешит учитель.


В классе царит тишина: во время урока разговоры между учениками запрещаются. Говорит только ученик, отвечающий у доски или с места. Все внимательно слушают учителя. Если нужно задать вопрос, ученик поднимает правую руку и ждет, когда учитель разрешит его задать.

Во время урока нельзя заниматься посторонними делами – рисовать, копаться в телефоне, плеваться жеваной бумагой и т.д. Нельзя вставать с места без разрешения учителя, недопустимо ходить по классу и подсаживаться к другим ученикам. Нельзя громко смеяться, стучать по парте или нарушать тишину другими способами.

Поведение во время перемены

Перемена между уроками нужна для того, чтобы ученики могли немного отдохнуть и приготовиться к следующему уроку. Чтобы проветрить класс, все, кроме дежурного, выходят в коридор. Дежурный вытирает доску, моет тряпку, если нужно, приносит и кладет на доску новый кусок мела.

Во время перемены не разрешается быстро бегать по коридорам школы, толкаться, драться, громко кричать, свистеть, сквернословить. Если хочется побегать, нужно выйти во двор школы, где беготня не будет мешать другим ученикам и учителям. Но лучше взять с собой учебник и повторить домашнее задание к следующему уроку.

Поведение в школьной столовой

Посещение школьной столовой всегда происходит на перемене. Во время уроков бегать в столовую нельзя. Перед тем, как зайти в столовую, ученики и вытирают специальными чистыми салфетками. У каждого ученика есть своя салфетка, за этим следит дежурный или староста класса.


В столовую ученики заходят по порядку, не толкаясь, и рассаживаются по своим местам, за столами, закрепленными за их классом. Как правило, к их приходу тарелки с завтраком уже стоят на столах. Каждый ученик берет свою тарелку и ложку или вилку. Есть нужно аккуратно, не разливая и не размазывая еду по столу.

Недопустимо бросать еду на пол, крошить хлеб или лепить из него фигурки. Поев, каждый ученик убирает свою тарелку на специальный стол.

Поведение в актовом зале

В актовом зале школы ученики собираются в праздничные дни, чтобы присутствовать на торжественном школьном собрании или концерте. В зал заходят всем классом, по порядку, под наблюдением учителя, и спокойно рассаживаются по местам. Нельзя кричать, топать, хлопать откидными сиденьями, становиться ногами на сиденья.

На собрании или концерте нельзя разговаривать, свистеть, кричать и мешать окружающим слушать или смотреть. Если выступление понравилось, одобрение можно выражать хлопаньем в ладоши. Нельзя в актовом зале есть конфеты или булочки, щелкать семечки, тем более – бросать на пол шелуху или бумажки.

Следует вести себя вежливо и аккуратно. По окончании концерта нельзя толкаться, пробираясь к выходу – лучше дождаться, когда выйдут те, кто идет впереди, и спокойно пройти за ними.

Поведение в библиотеке

В библиотеке следует всегда соблюдать тишину, разговаривать негромко, не смеяться и не топать. Недопустимо сорить в библиотеке, приносить с собой еду и жирными пальцами хвататься за книги.

Взятые книги нужно возвращать вовремя, в хорошем состоянии. Если книга случайно надорвалась, разрыв нужно склеить, чтобы ею могли пользоваться другие ученики.

Правила поведения в разговоре с учителями

С учителями нужно разговаривать вежливо, обращаться к ним на «Вы» и по имени-отчеству. Встретив учителя в коридоре или на улице, ученик здоровается первым. Если учителя разговаривают между собой, ученик ждет, когда они закончат разговор, и только потом обращается к одному из них по своему делу.

Нельзя перебивать учителя, вставлять в его речь свои комментарии, убегать, не дослушав. После разговора с учителем ученик должен дождаться его разрешения, и только после этого можно отойти.


Если учитель заметил какое-либо нарушение дисциплины, нарушитель должен подать дневник для записи замечания. Недопустимо грубить учителю, замахиваться на него рукой, гримасничать и т.д. – наказанием в этом случае может стать удаление из класса, чтобы нерадивый ученик не мешал своим товарищам.

Мы часто говорим своим детям, что можно делать; а как же иначе: мы взрослые, и нам виднее! Мы гордо и ответственно учим своих чад, как надо жить, стараться идти вперед и не сдаваться. И подчас результаты нас, родителей, совсем не радуют. Перед новым учебным годом мы решили дать несколько советов мамам и папам. Только ведь то, что нужно делать, мы знаем. А сейчас давайте вспомним, что делать категорически нельзя.

Если ребенок первоклассник или учится в начальной школе

Не превращайте сборы в школу в ужас

Примерка костюма, рубашек, сарафана, туфель, подгон у швеи школьного платья, бег по магазинам, торговым центрам и рынкам. Для ребенка шести-семи лет это стресс. Как правило, родители тратят на сборы первоклассника чуть ли не весь последний месяц лета. Раньше нельзя: вдруг вырастет, вытянется.

На самом деле и сами мамы-папы от подобных покупок устают не меньше. В примерочных подчас слышны крики и упреки. Распределите покупки так, чтобы портфель вы купили в последнюю очередь. Как вознаграждение. Поскольку первоклашку интересует именно этот предмет школьника, а не туфли и носки, в которых он пойдет. Ни в коем случае не обсуждайте вслух, «сколько же еще надо купить, мы уже потратили всю зарплату»: 1 сентября – это праздник! Пусть он не ассоциируется у ребенка с потраченными деньгами, нервами и бесконечными магазинами.

Нельзя ругать учителя

Как бы вам не нравилась первая учительница (а такое бывает), никогда, ни при каких обстоятельствах не обсуждайте при ребенке педагога. «Нам досталась старушка», «Да она мямля какая-то», «Делать ничего не хочет, только на дом задает!» Учеба и прилежное поведение в школе зависит от уважения и любви вашего дитяти к первой учительнице.

Отрицательный опыт вреден

Если вы видите, что ваша дочь или сын по каким-то причинам не успевает, не справляется со школьной программой, не ругайте, не заставляйте часами зубрить и выводить буквы в прописях. У каждого ребенка свои этапы развития. Не давайте отрицательному опыту взять верх. Поговорите с учителем о лучших качествах ребенка и развивайтесь в этом направлении. Задайте такие вопросы: «В чем мой ребенок силен?» Ага, рисование. Значит, вы участвуете во всех конкурсах рисунка. Физкультура? Все спортивные соревнования – ваши с ребенком.

Ребенка формирует не плохой опыт, а именно положительный. После первых же грамот малыш начнет хорошо учиться и по другим предметам

Ты должен… Нет, не должен

«Ты должен быть отличником!», «Ты должна быть лучше всех!», «Не подведи умных родителей!» Не сходите с ума. Ребенок в первом классе. Да, его задача – учиться старательно, не забывать о дополнительных заданиях. И делать это для себя, а не для родителей. Это важно понять еще в первом классе. Повесьте в комнате малыша плакат или картинку со словами мотивации: «Я школьник. Я все могу! Я молодец!»

Если ребенок идет в пятый класс

Вместо одной учительницы – много учителей

«Пусть тебя запомнит каждый педагог!» Знакомые слова? А давайте то же самое скажем по-другому: «Учись хорошо, чтобы себя зарекомендовать! Вас же много». Существенная разница для ребенка. Запомнить можно и плохое поведение, и истерики, и опоздания. Нельзя пугать ребенка колоссальной ответственностью средней школы. «Вот теперь у тебя будет самое интересное время! Учителей много, ты можешь выбрать для себя любимый предмет, и с каждым педагогом общение будет именно такое, как ты захочешь!»

Придется бросить… спорт, танцы, хобби

Ни в коем случае! Дополнительные занятия дети часто бросают именно в средней школе. Не справляются с учебной программой, переходят на вторую смену, делают ставки именно на учебу. Запомните, жертвовать детским хобби нельзя. Как бы не плакался ребенок, что не успевает, отстает или не хочет. Это возрастное. Дополнительные занятия, как показывает практика, улучшают учебный процесс, организуют ребенка.

Сделай уроки, потом гулять

Нет! После школы дети 10−12 лет обязательно должны отдохнуть на свежем воздухе. Не за компьютером, телевизором, планшетом, а именно прогулки. Или сон. Ошибочное мнение многих родителей, что потом голова хуже работает, приводит к накопившейся усталости.

Будешь делать уроки хоть до часа ночи

Категорически нельзя. Вам нужны знания или продиктованные вами в час ночи сочинения, изложения, доклады? Распределите время так, чтобы ребенок мог ложиться спать вовремя. Это трудно, но необходимо.

Не расслабляйте ребенка, не расслабляйтесь сами

Нельзя говорить:

  • «Я сама уберусь, ты только учись». Обязанностей должно стать даже больше.
  • «Справляйся сам, у тебя пятый класс, ты взрослый». Уроки по-прежнему надо проверять и контролировать.
  • «Я завтра разберусь с твоей двойкой!» Учите ребенка самостоятельно решать школьные проблемы, взаимодействовать с учителем, пересдавать контрольные, исправлять оценки.
  • «Я тебе найду информацию в компьютере, а ты выберешь, что нужно!» Нет. Вы вместе ищете ответы, показываете, как работать с книгами, поисковой системой. Проверяете и работаете над ошибками.

Забудьте об этом:

Нельзя применять физическую силу за плохие оценки и поведение

Кто главный в доме, подросток и так знает, не надо показывать свою слабость.

Потом об этом поговорим!

Нет. Здесь и сейчас. Обсуждаете сразу, почему не сдана работа, почему был конфликт с учителем, что не получатся по физике, нужен ли тебе репетитор: как лучше – на дом или сам будешь ходить. Школьный вопрос очень важен, и мы его контролируем.

Мне стыдно за тебя

Все разговоры об учебе раздражали подростка в любые времена. Смиритесь с этим. Нельзя говорить, что ребенок «глупый, не в наш род, ленивый» и т. д. Это не мотивирует. Подростка нельзя сравнивать с другими детьми. Поддерживайте его, приведите свой пример: «Я помню, тоже скатился в учебе в седьмом классе, а потом захотел стать военным и понял, для чего учусь. Ты что думаешь о будущей профессии?» Ставьте ему цели, а не говорите, что вам стыдно за него.

Не ругайте… нашу систему образования

Это табу. Для подростка это жирный плюс в его копилку «ничего не делать». Раз все так прогнило, а зачем я буду стараться? Это не я виноват, это система. Не растите ругающегося Светлакова перед телевизором в «Нашей Раше».

Комплекс отличника

Еще одно яркое НЕЛЬЗЯ. Многие родители переносят собственные неудовлетворенные желания на свое чадо. «Идем на красный диплом!», «Умри, но принеси пятерку, четверка – это позор!», «Грипп не повод не заниматься!» Осторожно, притормозите. Комплекс отличника переносится на всю оставшуюся жизнь. Ребенок – это тонкая грань между успехами и неудачами, которые формируют его личность. Всегда найдется тот, кто лучше.

Август – месяц молчания о школе

Нельзя в последний месяц каникул напрягать школьника разговорами об учебе. Только аккуратно и в дружеской беседе. Отдайте эти дни на радость и беспечность вашего ребенка. Поверьте, ему это пойдет на пользу.

11-й класс… Только учеба

«Мы не поедем кататься на лыжах в этом году», «Все каникулы – репетиторы и пробные тесты». Нет, нет и нет. Все психологи и коучи тренингов утверждают, что именно 11-классникам очень важно правильно использовать свои выходные. Не меняйте своих планов, пусть ребенок так же отдыхает на лыжах, в теплых странах, у бабушки в деревне. Это нужно и необходимо для дальнейшей учебы.

Не конец света

Нельзя обсуждать недобор балов по ЕГЭ как личный апокалипсис. Заранее просмотрите все варианты: колледж, другой факультет с дальнейшим переводом, год подготовки, платная основа с переводом на бюджет. Это не война, а первая взрослая задача ребенка.

Мальчикам – спорт, девочкам – фитнес

Нельзя ограничивать жизнь вашего ребенка. В течение всего 11-го класса умственные занятия должны чередоваться с физическими. Зачастую любые дополнительные занятия для выпускника становятся недосягаемыми. Нет времени… Время есть. Особенно на спорт. Опыт исследования доказывает, что именно такие дети лучше сдают экзамены, четко ставят цели, справляются с нагрузками.