Достоинства первых десяти дней месяца зуль- хиджа. Достоинство первых десяти дней месяца зуль хиджа Дополнительный пост в Зуль-хиджа

1. Всевышний Аллах поклялся этими днями в Священном Коране , а Его клятва является указанием на важность и великое благо, содержащееся в предмете клятвы. Так, Аллах говорит (перевод смысла): «Клянусь зарею! Клянусь десятью ночами!» (сура «Заря», аяты 1-2).

Передается, что Масрук и Мухаммад бин Ка’б считали, что слово »аль-фаджр» (заря) относится в данном аяте именно ко Дню Жертвоприношения, которому предшествует последняя из десяти ночей месяца зуль-хиджжа. Что касается слов »десятью ночами», то они, согласно Ибн Аббасу, Ибн аз-Зубайру, Муджахиду и другим знатокам Корана из ранних и поздних поколений, относятся к первым десяти дням месяца Зуль-Хиджжа. Приведя вышеупомянутые сообщения, Ибн Кясир сказал: «Это правильное мнение» («Тафсир» Ибн Кясира, 8/413).

2. Праведные дела, совершенные в эти дни, наиболее любимы Аллахом.
Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В какие бы дни ни совершались праведные дела, больше всего Аллах любит (совершение их) в эти дни», — имея в виду (первые) десять дней (месяца Зуль-Хиджжа. Люди) спросили: «И даже Джихад на пути Аллаха?» (т.е. неужели даже джихад Аллах любит меньше, если он совершается в иное время?) (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «И даже джихад на пути Аллаха, если только (речь не идёт о) человеке, (который рисковал ради Аллаха) и собой, и своим имуществом и не принёс назад ни того, ни другого» (иначе говоря, если только речь не идёт о человеке, который был убит на поле битвы и стал мучеником).(Аль-Бухари).

3. Праведные дела, совершенные в эти дни, в наибольшей степени вознаграждаются Аллахом.
Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Нет более достойного дела пред Аллахом и нет более великой награды (за него), чем праведное дело, совершенное в течение десяти дней Жертвоприношения (т.е. в течение девяти дней, предшествующих Празднику Жертвоприношения, и в 10-й день Зуль-Хиджжа, являющийся Праздником Жертвоприношения). Его спросили: «И даже Джихад на пути Аллаха?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: И даже джихад на пути Аллаха, если только (речь не идёт о) человеке, (который рисковал ради Аллаха) и собой, и своим имуществом и не принёс назад ни того, ни другого» (Ад-Дарими, 1/357. Цепочка этого хадиса (иснад) является хорошей, как на то указал шейх аль-Албани в «Аль-Ирва"», 3/398).

4. Великое благо, заключенное в поминании Аллаха в эти дни.
Абдуллах ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет дней, более великих, нет дней, в которых дела, совершенные в них, были бы более любимыми Аллахом Всевышним, чем эти десять дней (Зуль-Хиджжа). Так почаще произносите в них слова тахлиля (т.е. »Ля иляха илля-Ллах»), такбира (т.е. »Аллаху Акбар») и тахмида (т.е. »Аль-хамду ли-Ллях»)» (Ахмад, 7/224. Ахмад Шакир указал на достоверность этого хадиса).

5. В эти дни совершается хадж, а после праздничной молитвы начинает совершаться обряд жертвоприношения.

6. Эти дни включают в себя День ‘Арафа и День Жертвоприношения, достоинства которых будут отдельно разъяснены далее, ин ша’а-Ллах.

Сделал Аллах (Бог, Господь) Каабу, Священный Дом, опорой людям [поддержкой в приобретении земных и вечных благ]. А также и священные месяцы [Зуль-ка‘да, Зуль-хиджа, аль-Мухаррам и Раджаб], и жертвенное животное [мясо которого во время паломничества раздают бедным и неимущим], и украшения [которыми люди отмечали этих животных, чтобы отличить их от обычных]. [Господь заложил во всем этом благо.] Это для того, чтобы вы поняли: Бог знает все то, что на небесах, и все то, что на Земле. Он обо всякой вещи сведущ.* Священный Коран, 5:97

В Священном Коране Аллах многократно обращается к «обладателям разума», чтобы люди в своих действиях руководствовались даром Божьим ‒ разумом, а не слабостями, страстями и соблазнами.

Всевышний Господь желает для Своих творений только наилучшего и поэтому, для поддержания нашего стремления вести богоугодный образ жизни, установил многочисленные «опоры» и облегчения. Одними из них являются определённые Им месяцы и дни. За совершение благого в это время Он предопределил большее вознаграждение, чем в обычные, а за совершение запретного ‒ большее наказание. Все это сделано Им для того, чтобы благое становилось для нас нормой повседневного бытия, а запретному не осталось места в нашей жизни.

Месяцы Зуль ка‘да и Зуль-хиджа относятся к такого рода священным временным промежуткам.Чем же характеризуются данные месяцы лунного календаря?

Зуль-ка‘д а (ذو الـقـعـدة ‎) ‒ от глагола «сидеть, находится на месте» . ‒ месяц стоянок.

Зуль-хиджа ‒ (ذو الحجة ‎) ‒ от глагола «совершать паломничество».

Каждый год в определенный срок Мечеть аль-Харам в Мекке (в Саудовской Аравии) собирает вокруг себя миллионы верующих мусульман, одетых в белые одеяния и совершающих молитвы вокруг этой большой мечети. Это паломничество в Мекку к Мечети аль-Харам называется

Есть периоды времени и места, которые Господь особенно выделил для выполнения тех или иных видов поклонения, дабы верующие ещё больше смогли усердствовать в надежде на получения довольства и награды Аллаха. Среди таких периодов времени, которые были выделены Всевышним Аллахом – первые десять дней месяца Зуль-хиджа

Клянусь [говорит Господь миров] рассветом (зарею)! Клянусь [первыми] десятью ночами [месяца Зуль-хиджа] ! Клянусь четным (парным) и нечетным (непарным)! Клянусь ночью, когда уходит! Есть ли в этом [среди этих клятв] клятва [заслуживающая доверия] у разумного [здравомыслящего человека, который, осознав значимость этих клятв, прислушается к тому, о чем говорится далее]?!* Священный Коран, 89:1-5

Первые десять дней месяца Зуль-хиджа велики перед Аллахом, и Всевышний больше всего любит те благодеяния, которые были совершены в них. Вот некоторые хадисы о желательных действиях верующих, совершаемых в эти дни.

Передается от Абдуллы Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Нет дней, более великих перед Аллахом чем эти десять дней, и нет дней, в которых совершенные дела были бы более любимыми Им, чем эти десять дней. Так чаще произносите в них слова тахлиля («Ля иляха илля-Ллах»), такбира («Аллаху Акбар») и тахмида («Аль-хамду ли-Ллях»).» Ахмад, (5446; 6154), Ахмад Шакир признал этот хадис достоверным, (7/44)

Человеку, собирающемуся совершить жертвоприношение в дни праздника, желательно (сунна) не стричься и не подстригать ногти на протяжении десяти первых дней месяца Зуль-хиджа и до ритуала жертвоприношения. Это связано с проведением некой параллели с верующими, которые совершают паломничество в эти дни к священным местам Мекки и Медины и также не стригут ногти и волосы.

Передается в хадисе от Умм Саламы (да будет доволен ею Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если начался месяц Зуль-хиджа и кто-то из вас собирается совершить жертвоприношение, пусть не стрижет ногти свои и волосы.» хадис от Умм Саламы, св. хадисов Муслима (1977)

Стричь волосы и ногти в это время расценивается как нежелательное действие (макрух).

Если для человека это создает определенные неудобства, например по роду его деятельности, то он, без сомнения, может уверенно бриться и стричься. Нежелательность аннулируется даже при незначительной необходимости.

Имам Аль-Бухари (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Ибн Умар и Абу Хурейра (да будет доволен ими Аллах) выходили на рынок в первые десять дней Зуль-хиджи и произносили такбир (“Аллаху акбар”) и люди повторяли за ними. Мухаммад ибн Али (да будет доволен им Аллах) произносил такбир после добровольных намазов.» Упомянул Аль-Бухари перед хадисом № 969.

Желательно меньше времени уделять сну и больше молиться в следующие ночи: праздничные ‒ за ночь до праздника Разговения () и праздника жертвоприношения (); последние десять ночей месяца Рамадан; десять ночей до праздника жертвоприношения (первые десять ночей месяца Зуль-хиджа); ночь середины месяца Ша‘бан (); ночь на день ‘Ашура’ (десятое число Мухаррама). Есть хадисы, подчеркивающие особенность этих ночей и желательность совершения в это время дополнительных молитв.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) изрек:

«Наилучшей молитвой, после пяти обязательных, является молитва ночи.» хадис от Абу Хурайры, св. хадисов Ахмада, Муслима и др.

«Все те [молитвы], что [совершаются] после ночной молитвы (‘Иша’), относятся к молитве ночи. Выполняйте молитву ночи! Воистину, это ‒ признак праведников, приближение к Господу, искупление грехов ваших и удаление от прегрешений.» Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 982, хадис № 3558

Количество ракяатов этой молитвы ‒ от двух до восьми (по желанию молящегося).

Время «Тахаджуда» (Тахаджуд (араб.) ‒ дополнительная ночная молитва, совершаемая после сна ‒ наступает после обязательной ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари. [См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 149.]

Глагол «тахаджада», от которого происходит данное слово, означает «просыпаться ночью для совершения молитвы». [См.: Аль-му‘джам аль-‘арабий аль-асасий [Основной арабский словарь]. [Б. м.]: Ларус, [б. г.]. С. 1253.]

Благодеяния в эти дни считаются лучшими, чем джихад на пути Аллаха, как об этом передаётся в хадисе со слов Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах):

«Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах любит благодеяния, которые были совершены в эти десять дней больше, чем дела, совершённые в другие дни». Тогда люди спросили: «О посланник Аллаха, даже если этим делом будет джихад на пути Аллаха?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Даже если этим делом будет джихад на пути Аллаха, за исключением того человека, который, выйдя на пути Аллаха, пожертвовал самим собой и своим имуществом».» Хадис от Ибн Аббаса, Св. хадисов Аль-Бухари, (969), Ат-Тирмизи, (757)

Известно так же высказывание самого Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) ‒ крупнейшего ученого из числа сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , который сказал: «Благой поступок придает лицу сияние, сердцу-свет, телу-силы, мирскому уделу-изобилие, и в сердца людей он вселяет любовь и уважение. Прегрешение же оставляет черноту на лице, мрак в сердце, слабость в теле, недостаток в мирском уделе и неприязнь в сердцах людей»

Также в числе наилучших дел – соблюдение поста в течение девяти дней (или некоторых из этих девяти дней). Вот несколько хадисов о посте в эти благословенные дни:

«Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) постился девять дней Зуль-хиджи.» Ан-Насаи, смотри «Сахих ан-Насаи», Аль-Албани, (2/508)

«Пост в день ‘Арафа является причиной искупления грехов прошедшего года и следующего…» Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 312,хадис №5055 «сахих»

Пост в день ‘Арафа является желательным в отношение тех, кто не совершает хадж, что же касается паломника, то он не постится в этот день, дабы были у него силы для ду’а (мольбы) и поминания Аллаха, тем самым следуя за посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), так как он не постился на ‘Арафа и текстом хадиса запрещается соблюдать пост в день стояния на горе ‘Арафа. Богословы говорят о нежелательности.

Что касается достоинства дня ‘Арафа, то по этому поводу передается хадис от Айши (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал

«Нет дня, в котором Аллах больше всего освобождал бы своего раба от огня, чем в день ‘Арафа. Поистине, Аллах (Свят Он и Велик) приближается (к Своим рабам), а затем гордится ими перед ангелами. И спрашивает: “Чего они хотят?”. хадис от Айши, св. хадисов Муслима (3354).

Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал также:

«Лучшей ду’а (мольбой) является та, которая была совершена в день ‘Арафа.» св. хадисов Ат-Тирмизи (3585).

Человек верующий, без сомнений, понимает, что такого рода хадисы не означают, что грехи можно совершать на протяжении многих лет, а затем их достаточно искупить одним днем поста. Такого рода хадисы раскрывают суть, благодать и великую ценность пред Богом некоторых дней, совершение благих дел в которые наиболее воздаваемо, более того ‒ выгодно в плане благостности в этой жизни и в вечности.

Имам ан-Навави, комментируя эти хадисы, сказал:

«В первую очередь, данный пост компенсирует незначительные прегрешения человека (сагаир). Если таковых нет, то является причиной искупления больших грехов (кабаир). Если последние также отсутствуют, то способствует повышению степени праведности человека пред Богом»

Десятый день месяца Зуль-хиджа ‒ день праздника жертвоприношения Ид ‘уль Адха или Курбан-байрам.

В этот день соблюдение поста запрещено (харам)

После Фаджр-намаза (утренней молитвы) в день ‘Арафа начинается «такбир», произносимый после намазов в праздник жертвоприношения и так до двадцать третьей молитвы, и заканчивается после ‘Аср-намаза (послеполуденной молитвы) четвёртого праздничного дня. Об этом приводится в достоверных преданиях от Али (праведного халифа), Ибн Аббаса, Абдуллы ибн Мас’уда (да будет доволен ими Аллах), что они произносили такбир, начиная после Фаджр-намаза в день ‘Арафа, и заканчивая после ‘Аср-намаза (послеполуденной молитвы) четвёртого праздничного дня.

Возвеличивание Господа перед праздничной молитвой (по дороге в мечеть или в ожидании молитвы уже в мечети) желательно как в праздник Курбан-байрам, так и в Ураза-байрам Наиболее распространенной является следующая форма восхваления Всевышнего:

«Аллаху акбар, аллаху акбар, ляя иляхэ иллял-лах, вал-лаху акбар, аллаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд».

Перевод :

«Аллах (Бог, Господь) превыше всего, Аллах превыше всего; нет бога, кроме Него. Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление»

Воспользуемся же этими великими днями до их истечения! Многие люди лишаются тех благ, которые предоставлены Всевышним в эти дни, а время, при этом, безвозвратно уходит. Не идите на поводу у сатаны, лишая себя награды и оказываясь в убытке.

Когда начинается месяц Зуль -хиджа 2019 году?

Зуль-хиджа - последний, 12 месяц мусульманского лунного календаря, который в 2019 году начинается 1 августа, после захода солнца. После месяца Зуль-хиджа наступит новый месяц - Мухаррам, который станет началом 1441 года по календарю хиджры.

🔷Первое: Аллах поклялся ими в Куране: «Клянусь зарею! Клянусь десятью ночами! Клянусь четом и нечетом! Клянусь ночью, когда она проходит! Неужели этих клятв не достаточно для обладающего разумом?» (Сура аль-Фаджр, 1-5)

🔷Второе: Аллах назвал их установленными днями, сказав: «и поминают имя Аллаха в установленные дни» (сура ал-Хадж, 28).

🔷Третье: Пророк ﷺ засвидетельствовал, что они являются лучшими днями в этой жизни. Передается от Джабира, что пророк ﷺ сказал: «Лучшими днями этой жизни являются эти десять дней» (Сахих аль-Джами`, 1133).

🔷Четвертое: Призыв к совершению благих дел в эти дни. Сказал пророк ﷺ: «Нет таких дней, благие дела в которых были бы любимее для Аллаха, чем в эти десять дней!» (Сахих ибн Хиббан, 3448).

🔷Пятое: Пророк ﷺ велел в эти дни чаще возвеличивать Аллаха: «Нет дней, более великих для Аллаха, и в которые праведные дела являются более любимы Им, чем эти десять дней, так что произносите в них чаще слова тасбиха (субханаЛлах), тахмида (альхамдулиЛлях), тхлиля (ля иляха илля Ллах) и такбира (Аллаху акбар)» (приводится у имама Ахмада 2/75, Шуайб аль-Арнаут подтвердил его достоверность).

🔷Шестое: в эти дни день тарвия (восьмой день месяца зуль-хиджа).

🔷Седьмое: в эти дни день Арафа, который возвеличил Аллах. Об этом свидетельствуют слова посланника Аллаха ﷺ: » Хадж - Арафа» (хадис сахих, Сунан ат-Тирмизи, 889), то есть кто не попал на Арафа, тот не совершил хадж. И пост в этот день - для тех, кто не находится на Арафа - стирает грехи прошлого года и следующего. От Абу Катады передается, что один человек сказал: «О посланник Аллаха ﷺ, что ты думаешь о посте в день Арафа? Он ответил: Я рассчитываю, что Аллах простит за это грехи предыдущего года и следующего» (Сахих Муслим, 1162).

🔷Восьмое: Что награда за балгие дела в эти дни удваивается. Сказали некоторые предшественники: Нет таких дней, в которые бы поклонение Аллаху было любимее для Него, чем первые десять дней зуль-хиджа, пост каждого дня из них приравнивается к посту целый год, а выстаивание каждой ночи - к выстаиванию ночи предопределения.
От ибн Аббаса передается, что пророк ﷺ сказал: «Нет дней, лучших перед Аллахом, и дел, любимее для Аллаха, чем дела, совершенные в эти дни, так произносите же чаще слова тахлиля, такбира и поминайте Аллаха, ведь поистине, эти дни - дни для тахлиля, такбира и зикра, и поистине, пост одного дня в них приравнивается к посту целый год, а награда за благие дела в них увеличивается в семьсот раз». А от Анаса ибн Малика передается: «О десяти днях говорится, что каждый из них по достоинству как тысяча дней, а день Арафа - как десять тысяч дней».
Сказал имам аль-Ауза`и: «Дошло до меня, что деяния в день из этих десяти дней - по достоинству как сражение на пути Аллаха, во время которого человек постится днем и выстаивает ночи, кроме как удостоится он шахады».
Сказал Хасан аль-Басри: «Пост одного дня из этих дней приравнивается к посту двух месяцев».

🔷Девятое: Что в них хадж.

🔷Десятое: что в них день жертвоприношения, который является самым величественным днем в этой жизни, как сказал пророк ﷺ: «Самый величественный день перед Аллахом - день жертвоприношения, а затем день, который следует после него» (приводит Абу Дауд 1765, шейх Албани подтвердил его достоверность в Сахих аль-Джами` 1064).
Будь внимателен, брат мой в исламе, ведь это величайшая возможность в твоей жизни, новая страница, ведь это лучшие дни перед Аллахом. Только представь, что они лучше последних десяти дней рамадана!!!
Передается, что пророк ﷺ сказал: «Нет таких дней, благие дела в которых были бы любимее для Аллаха, чем в эти десять дней!» Его спросили: «О Посланник Аллаха, даже если это джихад на пути Аллаха?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение, ответил: «даже если это джихад на пути Аллаха, кроме как в том случае, когда человек выходит сам, со своим имуществом, однако ни он сам, ни его имущество от туда не возвращаются» (Сахих Бухари, 926).
Посмотри, как удивились сподвижники, сказав: «Даже если это джихад?!», потому что джихад - это вершина ислама.
Также Аллах в Куране сказал: «Мы определили Мусе тридцать ночей и добавили к ним еще десять, и поэтому срок его Господа составил сорок ночей» (Сура ал-А`раф, 142). Сказали некоторые муфассиры, что это десять ночей зуль-хиджа. От Муджахида передается: «Нет дел, совершенных в году, лучше, чем совершенные в первые дни месяца зуль-хиджа. И они - те десять дней, которые Аллах добавил Мусе».
Но Аллах оказал больше чести Мухаммаду и его умме тем, что дал им в каждом году тридцать ночей - благословенный рамадан и дополнил их десятью днями зуль-хиджа, и это - высшее превосходство для тех, кто стремится к бесконечному благу.

Проповеди на ингушском о 10 дней Зуль Хиджа

Хамзат Чумаков

Мухаммад-Башир Боров

Иса Албогачиев

Икрима Цороев

Султан Муцольгов

«Поистине, число месяцев у Аллаха (Бога, Господа) — двенадцать, в Его Книге (Законе) [в этом мироздании Он сделал их именно двенадцать]. И это с того дня, как сотворил Он небеса и землю. Из них — четыре запретных (священных)» (см. Св. Коран, 9:36).

В Исламе есть четыре священных месяца по лунному календарю — Зуль-ка‘да, Зуль-хиджа, Мухаррам и Раджаб. Двенадцатый месяц календаря — Зуль-хиджа. В этом месяце особо значимы для верующего первые десять дней (десять ночей) и среди них 9-й день — день ‘Арафа, за которым следует праздник жертвоприношения — ‘Идуль-адха, или Курбан-байрам. В первые десять дней Зуль-хиджа мусульмане со всего мира устремляются к Священной Каабе, чтобы совершить хадж (паломничество). В Коране сказано:

«Все эти [ритуалы хаджа] для того, чтобы (1) получили они [люди, совершающие паломничество] с этого пользу [как мирскую, ведя параллельно торговые дела, знакомясь с новыми людьми, так и вечную, совершая пред Господом соответствующие ритуалы на этой святой земле], (2) чтобы упоминали Аллаха (Бога, Господа) в известные дни [под этими днями подразумеваются либо десять дней месяца Зуль-хиджа, либо день ‘Арафа, либо четыре праздничных дня Курбан-байрама], (3) [поблагодарили Его и] за то, что дал им жертвенных животных (упоминали Его имя при заклании их), мясом которых они сами питаются и в обязательном порядке угощают нищих» (Св. Коран, 22:28).

Желательно меньше времени уделять сну и больше молиться в следующие ночи: за ночь до праздника Курбан-байрам (то есть в ночь с 9-го на 10-е месяца Зуль-хиджа) и десять ночей до праздника жертвоприношения (первые десять ночей месяца Зуль-хиджа). «Клянусь рассветом (зарею)! Клянусь [первыми] десятью ночами [месяца Зуль-хиджа] !» (Св. Коран, 89:1, 2), — говорит Господь миров в Коране, подчеркивая особенность этих ночей.

Дополнительный пост в Зуль-хиджа

В мусульманской традиции практикуются дополнительные дни поста, например пост в день ‘Арафа (9-й день месяца Зуль-хиджа) . Можно поститься и все первые девять дней месяца Зуль-хиджа , но соблюдение поста в эти дни возможно в качестве дополнительной формы поклонения Творцу (как одно из дополнительных добрых дел), канонической необходимости в этом нет . Супруга пророка Мухаммада ‘Аиша сказала: «Я никогда не видела, чтобы пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) постился первые дни (первые десять дней) месяца Зуль-хиджа [перед Курбан-байрамом]» .

«Самые любимые Богом благодеяния...»

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Самые любимые Богом благодеяния — это те, что совершаются людьми в первые десять дней месяца Зуль-хиджа». У Него спросили: «[Они более любимы Богом и вознаграждаемы, чем] даже когда человек самоотверженно усердствует на Божьем пути (рискует собственной жизнью во благо и процветание других) [например, защищая свою Родину от иноземных вероломных захватчиков]?!» Он (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: «Да, более любимо, чем это. За исключением случая, когда человек выходит на Божьем пути [например, защищать Родину или приобретать знания на чужбине либо помогать тем, кто нуждается в его профессиональной помощи где-то далеко от родных земель] и в итоге отдает всего себя, а также тратит все свое богатство на благо и процветание других, все без остатка» .

Пост в день ‘Арафа

«Пост в день ‘Арафа [в 9-й день месяца Зуль-хиджа] способствует прощению грехов за два года, прошедший и будущий» , — сказал пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует). То есть воздаяние от Бога за него столь значимо, что может искупить прегрешения двух лет, явится причиной искупления и Божьего прощения. Имам ан-Навави комментировал: «В первую очередь компенсируются малые прегрешения. Если таковых нет, тогда — большие грехи. Если и их нет, тогда человек будет поднят на более высокие уровни (праведности и благочестия пред Богом, а после Судного Дня — на более высокие уровни в Раю)» . Но для совершающих хадж (паломничество) соблюдение поста в день ‘Арафа крайне нежелательно. В хадисе упомянут даже запрет для совершающих хадж: «Пророк запретил соблюдение поста в день ‘Арафа для стоящих на ‘Арафате» . Все же, учитывая ряд аспектов, богословы говорят о нежелательности (макрух) . «Нет дня, сравнимого с днем ‘Арафа по количеству людей, освобождаемых Богом от адского наказания» , — как гласит хадис Пророка. Если и есть для кого вероятность за слова, дела или поступки оказаться, пусть даже на некоторое время, в Аду, молитвы и благодеяния, совершаемые человеком в день ‘Арафа, во взаимосвязи со знанием Бога о том, что человек и дальше до конца жизни будет следовать пути веры и благочестия, могут явить Божьей милостью чудесный результат — человек окончательно и бесповоротно будет вычеркнут из списка тех, кто может оказаться в Аду! Милость Творца безгранична, но от нас требуется ежедневная самоотдача и самодисциплина в благом и праведном, на пользу себе, близким и людям вообще.

Во время праздника Курбан-байрам является желательным (сунна) возвеличивать и восхвалять Всевышнего на протяжении всех четырех праздничных дней после каждой обязательной молитвы, особенно если верующие совершают очередную обязательную молитву сообща. Первым намазом, после которого произносятся такбиры, является утренняя молитва (Фаджр) девятого дня месяца Зуль-хиджа, то есть день ‘Арафа, и так до двадцать третьей молитвы, то есть послеполуденной (‘Аср) молитвы четвертого праздничного дня. Возвеличивание Господа перед праздничной молитвой (по дороге в мечеть или в ожидании молитвы уже в мечети) желательно как в праздник Курбан-байрам, так и в Ураза-байрам. Наиболее распространенной является следующая форма восхваления: Транслитерация: «Аллаху акбар, аллаху акбар, ляя иляхэ иллял-лах, вал-лаху акбар, аллаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд».

اللَّهُ أَكْبَرُ . اللَّهُ أَكْبَرُ . لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ . و اللَّهُ أَكْبَرُ . اللَّهُ أَكْبَرُ . وَ لِلَّهِ الْحَمْدُ

Перевод: «Аллах (Бог, Господь) превыше всего, Аллах превыше всего; нет бога, кроме Него. Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление» . В Коране говорится:

«Упоминайте Аллаха (Бога, Господа) в определенные (установленные) дни [в дни праздника Курбан-байрам: 10, 11, 12 и 13 числа месяца Зуль-хиджа . Уделите данному деянию (восхвалению Творца после обязательных молитв-намазов, да и не только) особое внимание]» (см. Св. Коран, 2:203) .

Человеку, собирающемуся совершить жертвоприношение в дни праздника, желательно (сунна) не стричься и не подстригать ногти на протяжении десяти первых дней месяца Зуль-хиджа и до ритуала заклания. Это связано с проведением некой параллели с верующими, которые совершают паломничество в эти дни к священным местам Мекки и Медины и также не стригут ногти и волосы. Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если начался месяц Зуль-хиджа и кто-то из вас собирается совершить жертвоприношение, пусть не стрижет ногти свои и волосы» . Стричь волосы и ногти в это время расценивается как нежелательное действие (макрух). Но, если для человека это создает определенные неудобства, например по роду его деятельности, то он, без сомнения, может уверенно бриться и стричься. Канонически, нежелательность аннулируется даже при незначительной необходимости .

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий: См., например: аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 593; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 635. Далее будет приведет достоверный хадис, в котором сказано, что соблюдение поста в этот день настолько вознаграждаемо, что может искупить грехи двух лет. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1701; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, хадис № 525, «сахих». Замечу, что людям, совершающим паломничество, текстом хадиса запрещается соблюдать пост в день стояния на горе ‘Арафа. Богословы говорят о нежелательности (макрух). См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1702, а также С. 256; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, 302, хадис № 526 и пояснение к нему. Десятый день месяца Зуль-хиджа — Курбан-байрам. В этот день соблюдение поста запрещено (харам). См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 255, 264. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 255, пояснение к теме № 496. Фактически имеются в виду девять дней. Девятый — день ‘Арафа, о важности поста в который есть достоверный хадис. Десятый — Курбан-байрам. Праздник Курбан-байрам, согласно канонам, длится четыре дня, и во все эти дни соблюдение поста запрещено. Хадис от ‘Аиши; св. х. ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 144, хадис № 756, «сахих». Хадис, в котором сказано, что пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) всегда постился первые десять дней месяца Зуль-хиджа, не является достоверным. См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 261, хадис № 2416, «да‘иф»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 254, хадис № 1700 и пояснение к нему. Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 144, хадис № 757, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675-739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 2. С. 30, хадис № 324, «сахих». См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 451, хадис № 197-(1162); Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 188, хадисы № 1730 и 1731, оба «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 316, хадис № 5118, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 131, хадис № 1/1251; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1701; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, хадис № 525 и пояснение к нему. См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 255. Также см.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 131, пояснение к хадису № 1/1251. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 188, хадис № 1732, «да‘иф»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1702, а также С. 256; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, 302, хадис № 526. Степень достоверности данного хадиса низкая, но точно и достоверно известно из Сунны Пророка, что сам посланник Божий не соблюдал пост в день ‘Арафа во время совершения паломничества, причем демонстративно пил молоко. Во время соблюдения хаджа в день ‘Арафа не постились и праведные халифы — Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман. См., например: аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, 302, пояснение к хадису № 526. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 3. С. 1641, 1642; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 131, пояснение к хадису № 1/1251; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 302. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 533, хадис № 436-(1348). См., например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 389, 390. См., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 183 (мнение Ибн ‘Аббаса). Богословские подробности по данному аяту см., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 183; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 578, 584, 585. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 818, 819, хадис 39-(1977); аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2704; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 5. С. 119, хадис № 2090 и пояснение к нему; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 905. См., например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 396.

Дорогие братья и сестры! 23 августа начинается один из наших высокочтимых месяцев - месяц Хаджа. 1 сентября состоится праздничное богослужение Ид-аль-Адха Курбан-Байрам!

Зуль-Хиджа является одним из четырёх запретных, как и Раджаб, Зуль-Каада и Мухаррам. В эти месяцы Всевышний Аллах запретил войны, конфликты и кровную месть. Самые ценные для поклонения – первые десять дней Зуль-хиджа. О величии этих дней свидетельствует клятва Всевышнего Аллаха в суре 89 «Аль-Фаджр» («Заря»): «Клянусь зарёю, клянусь десятью ночами…». В хадисах говорится: «Нет деяний лучше,чем совершенные в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа» (аль-Бухари) «Благие деяния, совершенные в эти десять дней, более любимы Аллахом, чем совершённые в другие дни» (ат-Тирмизи) Поклонения в первые десять дней Зуль-Хиджа Хафис ибн Хаджар отмечает, что именно в эти дни включены все столпы поклонения: намаз, пост, жертвоприношение, паломничество. «… и не сочетается всё это в другие дни» («Аль-Фатх»)/

Все десять дней следует усердно молиться и каяться в своих грехах, читать Священный Коран, восхвалять и благодаорить Всевышнего Аллаха, читать салават Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение, раздавать милостыню, радовать близких, совершать как можно больше добрых дел. Всем, кроме паломников, совершающих хадж, желательно (сунна) соблюдать пост в первые девять дней этого месяца, и особенно в девятый день Арафа (и в предыдущий день).

Самыми значимыми из первых десяти дней Зуль-Хиджа являются День Арафа (9 день) и День Жертвоприношения (Курбан-байрам). Смысл и мудрость Дня Арафа День Арафа – день прощения грехов и освобождения от огня. Это напоминание о встрече после долгой разлуки Адама и Хаввы, мир им. Когда Всевышний Аллах внял молитвам изгнанников из Рая, ангел привел каждого из них в Мекку. В долине Арафат в пятницу после намаза ‘аср они вместе плакали и каялись в содеянном. Всевышний Аллах, Милостивый и Милосердный, принял их дуа и дал обещание каждый год прощать тех из их потомков, кто будет в этот день и в это время искреннее раскаиваться в своих грехах и просить прощения у Всевышнего Аллаха. Адам и Хавва, мир им, поселились там, где находится город Мекка - «Умму’ль-Кура» («мать поселений»).

Пост в День Арафа В день Арафа желательно совершить полное омовение, заняться личной гигиеной, соблюдать пост (кроме паломников). Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Грехи того, кто будет поститься в день Арафа, смоются за предыдущий и последующий годы»(Байхаки).

В хадисах говорится о большом вознаграждении за пост в День Арафа - как за пост в течение двух лет. Соблюдающим пост прощаются грехи предыдущего и последующего года. Но если это грехи перед людьми, то надо обязательно попросить Суры, молитвы и дуа в День Арафа В этот день надо неустанно славить и благодарить Всевышнего Аллахa, читать суру «аль-Ихлас», начиная каждый раз с Бисмиллаh, и салават Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение. В хадисе сказано, что тому, кто тысячу раз прочитает суру «аль-Ихлас», будут прощены все грехи. В дуа надо искренне каяться и просить у Всевышнего Аллаха прощения для себя, своих близких - живых и умерших, для всей уммы Пророка Мухаммада, мир ему и благословение. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Лучшей молитвой является та, с которой обращаются к Аллаху в день Арафа, а лучшим из того, что говорили Его пророки, являются слова: لااله اِ لاّ الله و حده لا شر يك له،له الملك و له ا لحمد، و هو على كلّ شيء قدي Транслит: «Ла илаhа илла-ллаhу вахдаhу ла шарика лаhу, лаhул мулку ва лаhулхамду ва hува ‘ала кулли шайъин кадир». Смысл: «Нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха Единого, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит вся власть, Ему - вся хвала, и у Него вся мощь». Дорогие братья и сестры! Помните, что служение Всевышнему Аллаху в эти дни приближает нас к Нему, но, совершая грехи, мы теряем Его милость. Воздержитесь от всего запретного. Берите как можно больше из щедрот этих дней. Да примет Аллаh все наши благие деяния.