Советское здравоохранение, общая история. Медицинская энциклопедия - здравоохранение в ссср Развитие здравоохранения в ссср

3246 0

Послевоенные годы с восстановлением народного хозяйства ознаменовались внедрением ряда принципиально новых форм медицинского обслуживания.

В 1946 г. Народные комиссариаты здравоохранения СССР и РСФСР были реорганизованы в министерства здравоохранения. Важным и целесообразным организационным мероприятием стало объединение амбулаторно-поликлинических учреждений и больниц в единые лечебно-профилактические учреждения (1947—1949), чю способствовало укреплению материально-технической базы, улучшению показателей деятельности больниц и повышению преемственности медицинской помощи. Однако в ходе объединения лечебно-профилактических учреждений в ряде регионов были допущены и некоторые просчеты.

Наряду с дальнейшим ростом медицинских учреждений и увеличением числа врачей большое внимание уделялось совершенствованию организации медицинской помоши сельскому населению.

В послевоенные годы быстро развивалась санитарно-эпидемиологическая служба, резко возросло число санитарно-эпидемиологических станций, усилилась работа по охране источников водоснабжения, воздушного бассейна и почвы, по согласованию проектов промышленного и гражданского строительства с органами здравоохранения.

В 1950-е годы повысилась роль Академии медицинских наук как высшего научного медицинского учреждения страны, ее научно-исследовательских институтов. Эти годы ознаменовались рядом важных открытий, внесших значительный вклад в совершенствование здравоохранения. В частности, были разработаны и начали применяться хирургические методы лечения пороков сердца, завершена работа по ликвидации малярии как массового заболевания.

Были предложены новые методы консервирования крови, оригинальные кровезаменители, вакцины и сыворотки для профилактики и лечения ряда инфекционных болезней, разработаны методы использования в медицинской практике радиоактивных изотопов, изучен патогенез лучевой болезни, заложены основы космической медицины. Большое внимание стали уделять созданию крупных больниц на 600 коек и более, а также организации специализированной медицинской помощи.

Экономический рост страны и научно-технический прогресс в середине. 1960-х годов стали основой значительного улучшения показателей здоровья населения, определили новые задачи здравоохранения и создали благоприятные условия для укрепления его материально-технической базы. Происходили взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы интеграции и дифференциации медицинских знаний. В практическом здравоохранении это сказалось в первую очередь на дифференциации терапевтической службы и выделении в самостоятельные специальности кардиологии, ревматологии, пульмонологии, гастроэнтерологии, нефрологии и др.

В сельской местности в эти годы происходила существенная реорганизация медицинской помощи населению — повсеместное создание центральных районных больниц, организация в них специализированных отделений (терапевтических, хирургических, педиатрических и др.). Специализация медицинской помощи коснулась и амбулаторно - поликлинических учреждений.

В практику здравоохранения вошли новые эффективные вакцины против полиомиелита и кори, новые средства лечения пневмонии и токсических диспепсий.

1970-е годы стали важным этапом в развитии и совершенствовании терапевтической помощи. Вступили в строй сотни новых, мощных, отвечающих современным требованиям амбулаторно-поликлинических учреждений на более чем 500 посещений в смену, было начато строительство крупных многопрофильных больниц мощностью 1000 коек, больниц скорой помощи на 800— 900 коек с отделениями реанимации, крупных онкологических диспансеров и др.

Высококвалифицированную помощь сельскому населению стали оказывать преимущественно центральные районные больницы, многие из которых обеспечивали поликлиническую (консультативную) помощь не только сельскому населению района обслуживания, но и городским жителям.

К этому времени относится начало строительства крупных научных лечебно-диагностических центров онкологического, кардиологического, акушерско-гинекологического, аллергологического, гастроэнтерологического, пульмонологического профилей, центров хронического гемодиализа и др.

Большую профилактическую работу в эти годы проводили все службы здравоохранения. Все больший контингент здоровых людей охватывался диспансерным наблюдением. С каждым годом расширялись масштабы профилактических (скрининговых) медицинских осмотров с целью ранней диагностики и своевременного лечения социально значимых заболеваний, прежде всего туберкулеза, злокачественных опухолей, заболеваний сердечно-сосудистой системы и др. На базе крупных многопрофильных больниц началось создание хорошо оснащенных диагностических центров, укомплектованных высококвалифицированными специалистами.

Сознавая бесперспективность дальнейшего экстенсивного развития здравоохранения, Министерством здравоохранения серьезное внимание стало уделяться работе по оптимизации структуры сети больниц и поликлиник, рациональному использованию коечного фонда, его научно обоснованной профилизации, а также обеспечению преемственности лечения больных в поликлинике и стационаре.

Прогресс здравоохранения был непосредственно связан с дальнейшим углублением специализации медицинской помощи, отражавшей основной вектор развития медицины в те годы. Однако дальнейшее развитие этого сложного процесса требовало определенных условий, соответствующих организационных форм и значительных материальных затрат, не всегда возможных в условиях финансирования здравоохранения по остаточному принципу.

Много делалось в эти годы по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения, обеспечению их современной диагностической аппаратурой. Однако, несмотря на принимаемые решения, строительство типовых лечебных учреждений, особенно в сельской местности, финансировалось недостаточно, срывались сроки их ввода в эксплуатацию.

Историческим этапом в развитии государственной системы здравоохранения стало принятие Основ законодательства о здравоохранении (1969). в котором были сформулированы права и обязанности органов государственной власти, общественных организаций и граждан в сфере охраны здоровья. Охрана материнства и детства стала приоритетным направлением в здравоохранении нашей страны.

В конце 1970-х годов система здравоохранения все больше стала испытывать трудности, связанные, прежде всего, с недостаточным финансированием и возникающими из-за этого различными негативными явлениями. По обеспеченности врачебными кадрами к 1980 г. страна занимала первое место в мире, но сохранялась диспропорция между врачебными и средними медицинскими кадрами. Довести это соотношение до запланированного уровня 1:4 так и не удалось. Сеть медицинских училищ расширялась медленно, мало делалось для улучшения системы усовершенствования средних медицинских работников.

В начале 1980-х годов политическим руководством государства была поставлена грандиозная задача перед Министерством здравоохранения — охватить диспансерным наблюдением все население страны. Однако со временем стало ясно, что сил и средств для перехода к всеобщей диспансеризации нет, а эффективность ее проведения в таком масштабе не была достаточно обоснована. Поэтому от реализации этой идеи в полном объеме пришлось отказаться. В то же время в обществе, среди работников здравоохранения зрело понимание необходимости радикальных изменений в здравоохранении.

Потребность реформирования здравоохранения стала очевидной еще в 1970-е годы, когда отчетливо стали проявляться тенденции в ухудшении состояния здоровья населения. Однако в силу ряда причин реформа здравоохранения началась лишь во второй половине 80-х годов с внедрением нового хозяйственного механизма. В связи с нарастающим противоречием между масштабом задач, стоящих перед здравоохранением страны, и уровнем финансирования отрасли был проведен ряд экономических экспериментов по расширению прав руководителей органов и учреждений здравоохранения, применению экономического стимулирования в работе учреждений.

К этому времени относится также проведение экспериментов по бригадной форме организации и оплаты труда медицинского персонала, интенсификации использования коечного фонда крупных стационаров. К сожалению, эта работа не была завершена, хотя и сыграла определенную роль в выработке новых экономических подходов к управлению здравоохранением.

О.П. Щепин, В.А. Медик

Здравоохранение СССР в послевоенный период (1952-1991 г.)

В эти годы шли поиски новых форм и методов оказания лечебно-профилактической помощи населению.

Была проведена реформа управления здравоохранением в сельской местности. Районные отделы здравоохранения упразднялись, и все административные и хозяйственные функции по отношению к учреждениям здравоохранения района передавались районной больнице, главный врач которой становился главным врачом района. Центральные районные больницы стали организационно-методическими центрами квалифицированной медицинской помощи.

В 1960е годы наряду с дальнейшим развитием сети медицинских учреждений все больше внимания уделялось развитию специализированных служб, обеспечению населения скорой и неотложной медицинской помощью, стоматологической и рентгенорадиологической помощью. Были проведены конкретные мероприятия по снижению заболеваемости туберкулезом, полиомиелитом, дифтерией. Строительство крупных многопрофильных больниц и увеличение мощности существующих центральных районных больниц до 300-400 коек со всеми видами специализированной помощи министр здравоохранения С.В.Курашов рассматривал как генеральную линию развития здраво- охранения.

Больше внимания стали уделять организации медицинской помощи больным с патологией органов дыхания, сердечнососудистыми, онкологическими, аллергическими заболеваниями.

Однако всё отчетливее было видно, что результаты деятельности органов здравоохранения перестали соответствовать потребностям населения, насущным задачам времени.

Финансирование здравоохранения продолжало осуществляться по остаточному принципу. По сравнению с другими странами мира, где при оценке финансирования исходят из показателей доли национального дохода, идущего на здравоохранение, в 1970-1980е годы СССР занимал место в 7м десятке стран. Оценка по доле госбюджета, идущего на эти цели, показала, что эта доля неуклонно снижалась: 1960 г. - 6,6%, 1970 г. - 6,1%, 1980 г. - 5,0%, 1985 г. - 4,6%, 1993 г. - 3,5%. Рост ассигнований в абсолютных величинах едва покрывал расходы, связанные с ростом населения страны.

Здравоохранение стали включать в сферу обслуживания, внимание административно-управленческого аппарата к охране здоровья людей снизилось.

Профилактическое направление медицины в его традиционном понимании как борьба с массовыми, преимущественно инфекционными, остро протекающими заболеваниями путем санитарно-противоэпидемических мер стало исчерпывать себя. Одна из причин этого - стремительная трансформация патологии: все большее преобладание неэпидемических хронических болезней, составивших основу современной структуры смертности и заболеваемости. Появились новые вопросы, связанные с недооценкой не только в 1930-1940е годы, но и в 1950- 1960е годы проблем окружающей среды и гигиены труда. Таким образом, по-прежнему декларируемое профилактическое направление на практике не выполнялось, у врачей преобладал лечебный раздел работы, профилактикой же врачи занимались формально, часто «для отчета».

Особое место принадлежит значимости экстенсивных путей развития здравоохранения. Несомненно, что на определенном этапе развития, когда многие проблемы охраны здоровья были связаны с нехваткой врачей, больниц, поликлиник, санитарно-эпидемиологических учреждений, эти пути сыграли свою роль. Но они могли привести к успехам лишь до определенной степени, при определенных условиях. Был упущен момент, когда от количественных показателей развития здравоохранения надо было осуществить качественный скачок на основе дополнительного финансирования, иного подхода к использованию ресурсов, поиску новых форм и методов работы всех звеньев здраво- охранения с включением материальных стимулов, с новыми подходами в подготовке кадров. Несмотря на продолжающийся рост сети и числа медицинских кадров, обеспеченность населения врачами и койками была далека от желаемой, доступность высококвалифицированной и специализированной помощи уменьшалась и была недостаточной даже в городах. Не исчезал дефицит лекарств, медицинских приборов и оборудования. Недостаточными темпами снижались заболеваемость и смертность населения. Задачи в области здравоохранения определялись постановления- ми ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения» (1960, 1968, 1977, 1982) : разработать перспективные планы развития и рационального размещения сети амбулаторно-поликлинических учреждений с учетом численности и структуры обслуживаемого населения, имея в виду полное обеспечение населения всеми видами высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи, расширение объема массовых профилактических осмотров и диспансеризации; осуществлять строительство крупных преимущественно самостоятельных поликлиник мощностью на 750 и более посещений в смену; при развертывании новых лечебных и диагностических кабинетов в поликлиниках строго соблюдать санитарные нормы; обеспечить коренное улучшение организации работы регистратур с учетом конкретных условий, внедрять новые формы и методы их работы: самозапись больных, расширение информации о времени работы лечебных, диагностических и процедурных кабинетов, предварительная запись по телефону и другие, шире использовать для этих целей автоматизированные системы; расширить внедрение в деятельность учреждений здравоохранения прогрессивных форм и методов организации труда врачей, направленных на максимальное высвобождение их от работ, не связанных непосредственно с обследованием и лечением больных (диктофонный метод ведения документации, использование штампов клише, рецептотек и др.);организовать по согласованию с исполкомами местных Советов народных депутатов режим работы поликлинических учреждений, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в необходимом объеме лечебными, диагностическими, рентгеновскими кабинетами и лабораториями во внерабочее время во все дни недели, в т.ч. субботние дни, а в воскресные и праздничные дни обеспечить дежурства врачей-терапевтов по приему больных в поликлинике и оказанию медицинской помощи и выполнение врачебных назначений больным на дому; осуществить в 1978 - 1985 годах разукрупнение территориальных терапевтических и педиатрических участков, доведя численность обслуживаемого взрослого населения на одного участкового врача-терапевта в 1982 году в среднем до 2 тыс. человек и к 1985 году в среднем до 1,7 тыс. человек, а численность обслуживаемых детей на одного участкового врача-педиатра к 1980 - 1982 годам в среднем до 800 человек. Обеспечить, начиная с 1978 года, ежегодный прирост числа врачебных должностей участковых терапевтов и педиатров и их полное укомплектование врачами; устанавливать, начиная с 1978 года, конкретные ежегодные задания областным (краевым) отделам здравоохранения и министерствам здравоохранения автономных республик по разукрупнению врачебных участков и приросту числа должностей участковых терапевтов и педиатров. Осуществлять строгий контроль за соблюдением на местах плановой дисциплины; Совершенствовать работу учреждений скорой и неотложной медицинской помощи, укреплять их материально-техническую базу, развернуть строительство по типовым проектам станций и подстанций скорой медицинской помощи; обеспечить к 1985 году во всех областных, краевых, республиканских центрах и крупных промышленных городах организацию больниц скорой медицинской помощи, объединенных со станциями скорой медицинской помощи; обеспечить дальнейшее развитие экстренной специализированной медицинской помощи, в первую очередь организацию кардиологических бригад, бригад интенсивной терапии, педиатрических, токсикологических, травматологических, неврологических и психиатрических. Приказ Минздрава СССР от 31.10.1977 N 972 О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения (с сайта http://www.bestpravo.ru)

Многое в этих постановлениях оставалось также на уровне деклараций, вместо кардинальных решений предусматривались необязательные полумеры.

С другой стороны, сложившиеся на протяжении десятилетий формы и методы лечебно-профилактической помощи во многом оправдали себя и получили международное признание. ВОЗ позитивно оценила принципы советского здравоохранения. Международное совещание в Алма-Ате (1978) под эгидой ВОЗ признало организацию первичной медико-санитарной помощи в СССР, ее принципы как одни из лучших в мире.

В эти годы проводится большая работа по улучшению качества подготовки врачей. В медицинских институтах совершенствуются учебный план и программы обучения, вводятся 6й курс - субординатура и после окончания института - интернатура с экзаменом по основной специальности. "ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ " Под ред. проф. В.А. Миняева, проф. Н.И.Вишнякова Шестое издание, 2012 год./cтр. 36-37

26 декабря 1991 года распался СССР. Политические, экономические и социальные изменения привели к необходимости пересмотра системы лечебно-профилактической помощи населению.

Так заканчивается огромная по значимости глава в истории России под названием "Советское здравоохранение". За 74 года государству удалось построить сильную систему здравоохранения (несмотря на все трудности, через которые прошёл СССР) , вызывающую восхищение и уважение у всех, кто ознакомился с постановкой дела охраны здоровья в СССР.

Развитие экономики, подъем материального благосостояния трудящихся, общей и санитарной культуры населения рассматривались В. И. Лениным как основа укрепления здоровья людей и предпосылка для ликвидации массовой .

В первые же дни существования Советской власти государство полностью взяло на себя заботу об охране здоровья народа. В своих законодательных актах Советское правительство наметило провести широкие оздоровительные и санитарные мероприятия, имеющие целью прежде всего предупредить развитие заболеваний.

Указания В. И. Ленина о необходимости борьбы с и тифами, оспой, и др. заболеваниями, о необходимости наведения образцовой чистоты в городах и селах страны имели решающее значение в ликвидации в стране. Были осуществлены конкретные меры по улучшению санитарно-гигиенических условий населенных мест, охране , воды и воздуха, организации питания населения, предупреждению развития и распространения заразных болезней. Определены задачи по созданию , проведению борьбы с социальными болезнями, обеспечению всего населения страны квалифицированной бесплатной медпомощью.

Яркой страницей в истории профилактического направления советского здравоохранения является организация системы охраны материнства и детства и курортной помощи в СССР. В. И. Ленин уделял этим вопросам большое внимание. Все основные декреты, определявшие общие положения по охране здоровья матери и ребенка, а также по курортному строительству, были подготовлены при его ближайшем участии и подписаны им.

Охране здоровья народа служит не только система медпомощи населению, осуществляемая органами здравоохранения, но и вся многогранная деятельность Советского государства, включая мероприятия по подъему материального и культурного уровня жизни народа, охране труда, социальному обеспечению, осуществлению массового физического воспитания и т. д.

Государственный характер советского здравоохранения подчеркивалось в Программе КПСС, принятой XXII съездом Партии. В Программе записано, что «социалистическое государство - единственное государство, которое берет на себя заботу об охране и постоянном улучшении здоровья всего населения. Это обеспечивается системой социально-экономических и медицинских мероприятий». Лозунг КПСС - «Все во имя человека, для блага человека».

Директивы XXIV съезда Партии предусматривают меры по дальнейшему улучшению здравоохранения. Намечено продолжить строительство крупных специализированных и многопрофильных больниц, диспансеров с тем, чтобы повысить качество специализированной медпомощи и полнее обеспечить население всеми ее видами; расширить сеть станций и . Должна быть полностью обеспечена потребность населения и учреждений здравоохранения в лекарствах и других медицинских препаратах. Количество больничных коек должно быть доведено в 1975 г. до 3 млн., предусмотрено также повышение норм расходов на питание в больницах. Более широко будут развиваться научные исследования по важнейшим проблемам медицины и здравоохранения. Численность врачей увеличится, повысится уровень подготовки медперсонала. Дальнейшее развитие получит санаторно-курортное лечение.

В СССР план развития здравоохранения входил составной частью в государственный план народного хозяйства, что обеспечивало развитие всех разделов здравоохранения и подготовку медицинских кадров в соответствии с задачами совершенствования медицинской помощи всему населению. Материальные средства для выполнения плана развития здравоохранения предусматривались в государственном бюджете СССР.


Наш советский опыт во всю используется всем миром, и только у нас он уничтожается на корню. Международные компании любят коллективную работу, плановую экономику, правительства в стратегических областях обеспечивают гос контроль. В Великобритании, Швеции, Дании, Ирландии и Италии действует бюджетная система здравоохранения, впервые созданная в Советском Союзе Николаем Семашко, известная во всем мире как система Семашко. Г.Э.Зигерист - историк медицины, дважды побывавший в нашей стране и высоко оценивший достижения советской медицины, в своей книге, посвященной здравоохранению в СССР, писал: «То, что происходит в Советском Союзе сегодня, - начало нового периода истории в медицине. Все, что было достигнуто до сих пор за 5 тысяч лет истории медицины, является только новой эпохой - периодом лечебной медицины. Теперь новая эра, период профилактической медицины, начались в Советском Союзе» .

После революционной разрухи начала 20в правительство и часть медицинского сообщества пришла к выводу, что единственным способом существования и развития здравоохранения молодой республики, является концентрация ресурсов и централизация управления и планированичя отраслью. На V Всероссийском съезде Советов, принявшем новую Конституцию РСФСР, 11 июля 1918 г. был учрежден Народный Комиссариат здравоохранения. Первым наркомом назначен Н.А. Семашко, его заместителем - З.П. Соловьев.

Николай Семашко положил в основу предложенной им системы здравоохранения несколько идей:


  • единые принципы организации и централизация системы здравоохранения;

  • равная доступность здравоохранения для всех граждан;

  • первоочередное внимание детству и материнству;

  • единство профилактики и лечения;

  • ликвидация социальных основ болезней;

  • привлечение общественности к делу здравоохранения.

И хотя эти принципы разрабатывались и в 19в, впервые в мире они были реализованы и положены в основу государственной политики в Советской России.

Была выстроена стройная система медицинских учреждений, которая позволила обеспечить единые принципы организации здравоохранения для всего населения, от далеких аулов до столичных городов: фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) — участковая поликлиника — районная больница — областная больница — специализированные институты. Хотя еще сохранялись ведомственные медицинские учреждения армии, железнодорожников, шахтеров и др.

Доступность здравоохранения обеспечивалась тем, что медицинское обслуживание было бесплатным, все граждане прикреплялись к участковым поликлиникам по месту жительства и в зависимости от сложности заболевания могли направляться на лечение все выше и выше по ступеням пирамиды здравоохранения.


Была организована специализированная система медицинских учреждений для детей, повторяющая систему для взрослых, от участковой поликлиники до специализированных научных институтов. Медицинская система уделяла особое внимание вопросам материнства и рождения. Для поддержки материнства и младенчества была организована такая же вертикальная система — от женских консультаций (число которых увеличилось с 2,2 тыс. в 1928 г. до 8,6 тыс. в 1940 г.) и участковых роддомов опять-таки до специализированных институтов. Для молодых матерей выделались самые лучшие медикаменты и условия, а обучение акушерству и женкой гинекологии считалось одним из наиболее престижных медицинских направлений. Параллельно с этим само правительство стимулировало рождение нового поколения, выплачивая за детей солидные субсидии. Также создавалась и сеть специализированных детских поликлиник, способствовавших серьезному снижению показателей детской смертности. Таким образом, численность населения страны за первые 20 лет увеличилась практически вдвое.

Еще одной важной реформой стала профилактика заболеваний, а также устранение изначальных причин их возникновения, притом как медицинских, так и социальных. На различных производственных предприятиях страны, которые в то время создавались с большой скоростью, организовывались медицинские части, которые занимались выявлением, профилактикой и лечением профессиональных заболеваний. Также они оказывали первую неотложную помощь при получении производственных травм различной степени тяжести, и курировали назначение работников в активно строящиеся оздоровительные санатории.

Профилактика понималась Семашко и в узком, и в широком смысле. В узком — как санитарные мероприятия, в широком — как оздоровление, предупреждение и профилактика болезней. Задача каждого врача и всей системы медицинских учреждений, как считал Семашко, состояла не только в том, чтобы вылечить, но чтобы предупредить болезнь, которая рассматривалась как следствие неблагоприятных социальных условий и неправильного образа жизни. В связи с этим особое внимание уделялось таким социальным болезням, как венерические, туберкулез и алкоголизм. Для этого была создана система соответствующих диспансеров, которые должны были не только лечить, но и отслеживать условия жизни больных, информируя власти о несоответствии этих условий санитарным нормам и о потенциальной угрозе, которую больные могут представлять для окружающих.

Важной мерой профилактики, по мнению Николая Семашко, были вакцинация, которая впервые приняла общенародный характер и помогла изживанию многих заразных болезней, и санитарно-гигиеническая пропаганда, которой уделялось огромное внимание как одному из средств предупреждения эпидемий и формирования здорового образа жизни.

В стройную систему оздоровления, профилактики и здравоохранения естественным образом включались дома отдыха и санатории. Санатории, пребывание в которых входило в лечебный процесс, были подчинены Наркомздраву, а дома отдыха — профсоюзам, то есть общественности, или, говоря современным языком, гражданскому обществу, которое должно было следить за оздоровлением трудящихся.

Постановлением ЦИК и Совнаркома СССР от 23 декабря 1933 г. была создана Государственная санитарная инспекция для руководства работой органов государственной санитарной противоэпидемической службы на всей территории страны.

VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР 5 декабря 1936 г. принял новую Сталинскую Конституцию СССР , которая первая в мире статьей 124 гарантировала право граждан на бесплатное здравоохранение..

К 1950 г. разрушенная войной экономика была восстановлена. Число медицинских учреждений, больничных коек, врачей не только достигло довоенного уровня, но и значительно превзошло его. В 1950 г. в стране было 265 тыс. врачей (включая зубных) и 719,4 тыс. средних медицинских работников, работало 18,8 тыс. больничных учреждений с 1010,7 тыс. коек.В сельской местности насчитывалось более 63 тыс. фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов. С 50-х годов из года в год увеличивались ассигнования на здравоохранение,и к 1965 г. за 4 послевоенные пятилетки финансирование подошло к рекордной цифре - 6,5% ВВП. Удалось на порядок увеличить все основные показатели материально-экономической базы здравоохранения. Число врачей с 14,6 на 10 тыс. чел. населения в 1950 г. выросло до 23,9 в 1965 г.; средних медицинских работников с 39,6 до 73,0; госпитализация в городах увеличилась в это время с 15% населения до 20,1%, в сельской местности - с 7,7% до 18,9%; число коек в больницах возросло с 57,7 до 96,0 на 10 тыс. населения; число поликлиник и амбулаторий достигло 36,7 тыс., женских консультаций и поликлиник для детей - 19,3 тыс (Источник: The System of Public Health Services in the USSR / By red. U.P.Lisitsin. - M.: Ministry of Health of the USSR, 1967. - Р. 44.)

С 1948 г. при министре здравоохранения СССР Е.И.Смирнове осуществилась реформа, направленная на перестройку структуры организации здравоохранения, предусматривалось объединение больниц и поликлиник, создание в районах так называемых центральных (ЦРБ) и просто объединенных (номерных) больниц, а также изменение подчиненности санитарно-эпидемиологической службы, согласно которой районные СЭС становились самостоятельными учреждениями. В последующем вся служба санэпиднадзора стала самостоятельной, была выделена из подчинения Минздраву.

В 1960-е гг. получила развитие новая отрасль медицины - космическая медицина. Это было связано с развитием космонавтики, первым полетом Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 г. и другими событиями в этой области.

В 60-70-х годах при министрах здравоохранения С.В.Курашове и Б.В.Петровском сделаны шаги по направлению к интенсивному развитию отрасли.

Наряду с дальнейшим развитием сети медицинских учреждений все больше внимания уделялось развитию специализированных служб, обеспечению населения скорой и неотложной медицинской помощью, стоматологической и рентгенорадиологической помощью.Предполагались преимущественное развитие так называемых первичных звеньев - амбулаторно-поликлинических учреждений и строительство крупных многопрофильных больниц (на 1000 коек и более) и увеличение мощности существующих центральных районных больниц до 300-400 коек со всеми видами специализированной помощи (В терапии стали выделяться и развиваться отдельные специальности (кардиология, пульмонология и т. д.).

Хирургия шла вперед семимильными шагами, так как разрабатывались принципы микрохирургии, трансплантологии и протезирования органов и тканей. В 1965 г. была проведена первая успешная пересадка почки от живого донора.) Это было генеральной линией развития здравоохранения.

В середине 1970-х гг. активно открывались и оснащались диагностические центры, совершенствовалась охрана материнства и детства, много внимания уделялось сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям.

Несмотря на все достижения, к концу 1970-х гг. советская медицина переживала период спада из-за недостаточного финансирования и недоразработки определенных государственных программ по здравоохранению.

В 70-х годах начался эксперимент по усилению экономической самостоятельности органов и учреждений здравоохранения. Это уже отход от традиционной советской системы здравоохранения - от ее чисто бюджетного варианта и полностью государственного регулирования. Главные врачам получают право оперировать финансовыми средствами по смете лечебно-профилактических учреждений. Этот ограниченный по масштабам эксперимент стал предтечей введения нового хозяйственного механизма (НХМ), развивающего хозрасчетные отношения, устанавливающего новые экономические принципы распределения средств (не на учреждения, а в расчете на жителей территорий); усиливающего экономическую самостоятельность регионов и районов; разрешающего платные медицинские услуги; обязывающего определять заработную плату по количеству и качеству труда медиков. И уже в конце 80-х гг. тяжелое финансовое состояние бюджетных ЛПУ обусловило введение в ряде регионов СССР НХМ. НХМ вызвал изменения в структуре органов управления лечебно-профилактическими учреждениями, в частности, создание в ряде регионов так называемых территориальных медицинских объединений. Многие медицинские учреждения перевели свою деятельность на принципы хозрасчета и получили право наряду с бюджетным финансированием получать доходы из других источников, и, прежде всего от оказания платных услуг. С этого момента начался переход от жесткой системы бюджетного финансирования здравоохранения, к многоканальной системе.

Эксперимент в виде НХМ здравоохранения предусматривал:

· переход от выделения ЛПУ средств из бюджета по отдельным статьям расходов к финансированию по долговременным стабильным нормативам, комплексно отражающим целевую деятельность учреждений;

· сочетание бюджетного финансирования с развитием дополнительных платных услуг населению, а также выполнением работ по договорам с предприятиями и организациями на хозрасчетной основе;

· развитие самостоятельности и инициативы трудовых коллективов учреждений здравоохранения в решении основных вопросов производственной деятельности и социального развития;

· установление тесной зависимости размеров фондов производственного и социального развития ЛПУ и оплаты труда каждого работника от конечных результатов деятельности учреждения (подразделения),

· использование различных форм хозяйствования, включая внутрисистемные арендные отношения, кооперативную и прочую деятельность.

Для территориальных поликлиник и территориально-медицинских объединений нормативы бюджетного финансирования устанавливались в расчете на одного жителя по подушевому нормативу. Поликлиники должны были оплачивать стационарное лечение пациентов, проживающих на их территории, по системе предварительного возмещения затрат из расчета средней стоимости за пролеченного больного с учетом профиля койки; услуги скорой медицинской помощи и консультативно-диагностических центров. Поликлиники были заинтересованы в сокращении расходов на стационарное лечение, в связи с этим большое развитие получили дневные стационары и центры амбулаторной хирургии в поликлиниках, а также стационары на дому.

Наряду с бюджетными средствами ЛПУ получили возможность использовать дополнительные источники финансирования в т.ч.:

· платные услуги населению и предприятиям;

· средства социального страхования, сэкономленные в результате снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

· добровольные взносы предприятий, учреждений и граждан и др.

НХМ не удалось решить проблемы финансирования здравоохранения. Причин для этого было много. Во-первых, бюджетные средства выделялись,все в меньших размерах и не могли обеспечить нормальное функционирование медицинских учреждений. А дополнительные доходы не могли обеспечить даже скудное функционирование ЛПУ, и рассматривать их как серьезный источник финансирования не приходится.

(НХМ явилось предпосылкой к многоканальной системе финансирования ЛПУ после развала СССР).

Но эта система уже начинает отходить от заданых канонов системы Семашко.

Часто приводят структурированность системы Семашко за ее недостаток, тк пациенты были прикреплены к определенному врачу, к определенной больнице, то пациенты не могли выбрать врача и медицинское учреждение, что делало невозможной конкуренцию между ними. Этот "либеральный" недостаток, который придумали скорее всего современники. Конкуренция между больницами или врачами русских-советских врачей это вообще нонсенс. Традиции советской медицины предусматривали взаимопомощь и коллегиальность.

Главной же проблемой системы Семашко называют недофинансированность. Но разве это проблема самой отрасли здравоохранения? Это проблема всего государства! И это вообще никак не может характеризовать саму систему.

Финансирование здравоохранения стало осуществляться по остаточному принципу. Оценка по доле госбюджета, идущего на эти цели, показала, что эта доля неуклонно снижалась: 1960 (65) г. - 6,6% (6,5%), 1970 г. - 6,1%, 1980 г. - 5,0% 1985 г. - 4,6%, 1993 г. - 3,5%. Рост ассигнований в абсолютных величинах едва покрывал расходы, связанные с ростом населения страны. Здравоохранение стали включать в сферу обслуживания, внимание административно-управленческого аппарата к охране здоровья людей снизилось.

При этом расходы на здравоохранение составляли в 90-е гг. ХХ в. на душу населения: в США - $2000, Турции - $150, в России - $50. Остаточный принцип финансирования отрасли здравоохранения, привел к тому, что состояние здоровья населения РФ стало постоянно ухудшаться.

Дефакто с развалом Советского Союза финансирование отрасли здравоохранения резко рухнуло. Началась тотальна дискредитация системы Семашко и вообще советской системы здравоохранения. Возникла платная часть ранее бесплатного здравоохранения. Медицина разделилась на платную для состоятельных и на государственную для бедных.


Через двадцать пять лет после краха Советского Союза, мы понимаем что, несмотря на все проблемы, система здравоохранения в Советской России была образцовой и скорее нуждалась в шлифовке, чем в кардинальной реформе. Международное совещание в Алма-Ате (1978) под эгидой ВОЗ признало организацию первичной медико-санитарной помощи в СССР, ее принципы как один из лучших в мире.

Здравоохранение - это система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья населения. В СССР и других социалистических государствах забота о населения является общегосударственной задачей, в осуществлении которой принимают участие все звенья государственной и общественной системы.

В дореволюционной России не существовало государственной организации здравоохранения. Открытие больниц, амбулаторий и других лечебных учреждений осуществлялось различными ведомствами и организациями без единого государственного плана и в количествах, крайне недостаточных для нужд охраны здоровья населения. Значительное место в медпомощи населению (особенно городскому) занимали частнопрактикующие врачи.

Впервые задачи в области охраны здоровья трудящихся были разработаны В. И. Лениным. В Программе Партии, написанной В. И. Лениным и принятой II съездом Партии в 1903 г., были выдвинуты требования восьмичасового рабочего дня, полного запрещения детского труда, запрещения труда женщин на вредных производствах, организации на предприятиях яслей для детей, бесплатной медпомощи рабочим за счет предпринимателей, государственного страхования рабочих и установления надлежащего санитарного режима на предприятиях.

После Великой Октябрьской социалистической революции в Программе Партии, принятой на VIII съезде в 1919 г., были определены основные задачи Партии и Советской власти в области охраны здоровья народа. В соответствии с этой Программой были разработаны теоретические и организационные основы советского здравоохранения.

Главными принципами советского здравоохранения являлись: государственный характер и плановость профилактическое направление, общедоступность, бесплатность и высокое качество медицинской помощи, единство медицинской науки и практики здравоохранения, участие общественности и широких масс трудящихся в деятельности органов и учреждений здравоохранения.

По инициативе В. И. Ленина VIII съезд Партии постановил решительно проводить в интересах трудящихся такие мероприятия, как оздоровление населенных мест, организация общественного питания на научно-гигиенической основе, профилактика инфекционных заболеваний, создание , организованная борьба с туберкулезом, венерическими заболеваниями, алкоголизмом и другими социальными болезнями, обеспечение общедоступной квалифицированной медпомощью и лечением.

24/1 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет об образовании Совета врачебных коллегий, а 11/VII 1918 г.- декрет об учреждении Народного комиссариата здравоохранения.

Ленинские декреты о земле, о национализации крупной промышленности, о восьмичасовом рабочем дне создали политические, экономические и социально-гигиенические предпосылки для улучшения материального благосостояния рабочих и крестьян, а тем самым и для укрепления их здоровья, улучшения условий труда и быта. Декреты о страховании на случай болезни, о национализации аптек, о Совете врачебных коллегий, о создании Народного комиссариата здравоохранения и многие другие подняли проблемы здравоохранения до уровня общегосударственных, общенародных задач. В. И. Лениным подписано свыше 100 декретов по организации здравоохранения. В них содержатся руководящие указания по всем важнейшим разделам охраны здоровья трудящихся. Они отражают политику Коммунистической партии и Советской власти в деле разрешения важнейших проблем здравоохранения.