Про волшебную земельку с могилы старца и его святые фотографии

На старейшем кладбище Акапулько (Мексика) находится могила мальчика по имени Рауль «Раулито» Гонсалес.

Ребенок родился 2 апреля 1932 года и умер 2 февраля 1933 года в возрасте 10 месяцев.

Его гробница является сейчас самой почитаемой, чистой и наиболее посещаемой на всем кладбище. Могильная плита Раулито завалена венками, цветами, свечами и игрушками.

Все это из-за того, что местные верят, что эта могила чудотворная и помогает излечивать даже смертельно больных людей, а также выполняет многие другие желания.

До июня 2007 года могила Раулито была давным давно заброшена и за ней никто не ухаживал. Но однажды на кладбище пришла женщина с неизлечимо больной маленькой дочерью на руках. По словам администратора кладбища Сусаны Гарсия, женщина спросила как ей найти могилу Рауля Гонсалеса.

Гарсия указала ей на расположение захоронения и женщина провела у могилы Раулито полтора часа, неистово молясь о выздоровлении дочери. По ее словам девочка была так сильно больна, что врачи не давали ей и суток жизни. После окончания молитвы женщина ушла, все еще неся своего ребенка на руках, но теперь она верила в то, что ее дочь не умрет.

Спустя два месяца эта женщина снова пришла к могиле Раулито. Ее дочка была с нею и она была совершенно здоровой. На радостях женщина принесла к могиле младенца множество игрушек, цветов и свечей и красиво ее украсила. А вскоре история о чудотворной могиле разошлась по всему Акапулько и множество людей тоже стали молиться у надгробной плиты Раулито.

Спустя несколько лет стал широко известен второй случай чуда, но уже совсем другого рода. Работник муниципального секретариата общественной безопасности едва не попал в страшное ДТП. Он потерял контроль над своим автомобилем и тормоза не работали. Мужчина вдруг вспомнил о чудесном Раулито и стал молиться вслух ему. И почти сразу же он снова обрел контроль над своим автомобилем и сумел затормозить.

В благодарность работник посетил могилу Раулито и отремонтировал его надгробие, которое не трогали с 30-х годов. Он также принес ему множество игрушек и поблагодарил за свое спасение.

На самом деле чудес у Раулито было намного больше двух.

«Я просила Раулито о многих вещах и каждая из них вскоре сбывалась», — рассказывает 80-летняя Франциска Камачо. Она также просит людей не заваливать надгробье Раулито слишком большим количеством предметов так как «Раулито это не нравиться и он будет злиться». И что лучше приносить ему игрушки, чем свечи.

Игрушек, в том числе совершенно новых и в упаковке, на могиле младенца скапливается так много, что администрация кладбища время от времени забирает их, чтобы освободить места новым. Все игрушки потом раздаются нуждающимся детям.

Данная статья содержит: молитва св матроне об исцелении от болезни - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Молитва Матроне Московской об исцелении от болезней

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Многие из нас, рано или поздно, обращаются за помощью к Святым: кто сразу старается побороть неурядицы через молитву, а кто обращается к Святому Образу, уже отчаявшись искать выход. Молитва Матроне Московской о здравии несет в себе неимоверную силу. Блаженная еще при жизни своей прославилась жизнью праведной и чудесами Божьими, которые она совершала через обращение к Всевышнему.

Это один из самых почитаемых образов святцев в России. Тысячи человек регулярно посещают ее могилу, совершают паломничество к ее мощам и просто чистой молитвой обращаются к иконе Святой Матроны.

Святое писание гласит, что Господь Всевышний заранее, еще до рождения выбирает себе служителей. Бог, выбрав Матронушку, положил на нее тяжкий крест – она была слепа, но это не мешало ей помогать людям.

В чем помогает икона Блаженной?

К святой Матронушке обращаются в разных ситуациях: кто молится о здоровье близких, кто счастье хочет обрести, кто на любовь несчастную жалуется, кто о скорбях своих повествует, как и завещала Святейшая.

Как говорят верующие, сегодня образ Матушки помогает от многих бед:

  • Исцеляет от болезней страшных;
  • Помогает обрести финансовое благополучие;
  • Оберегает семьи от проделок силы нечистой;
  • Помогает отчаявшимся женщинам обрести счастье материнства;
  • Заботится о благополучии и здоровье детей;
  • Учит доверять Господу Богу.

Дни почитания

В православной церкви чтят память Блаженной Матроны Московской 2 мая по новому стилю. Именно в это день и приставилась Господу Матронушка. Ее мощи по сей день почивают в Покровском женском монастыре, в столице России Матушки – Москве.

Молитва Матроне Московской об исцелении

Произносить молитвенные слова и просить Угодницу о помощи можно в любом месте: дома, на работе, или посетив любой православный храм. А если у Вас есть возможность посетить Москву, женский Покровский монастырь и прикоснуться к мощам Матронушки, то Ваши желания исполнятся очень быстро.

Очень помогает молитва об исцелении болезней Матроне, если человек обращается за помощью перед операцией. По поверьям, если перед любым хирургическим вмешательством обратиться к Матронушке, то операция, непременно, пройдет успешно и шансы избавиться от беспокоящего недруга навсегда очень велики. Вот какие слова следует читать у ее образа:

«О блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе,навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи;да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных:исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго, помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним; помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков.Аминь».

Молитва о здравии ребенка Матроне

Много матерей прибегают за помощью к Блаженной Матушке. Искренние мольбы, произнесенные матерью перед ее ликом, всегда помогают, в любой беде, ведь Матронушка покровительницей деток слила в церковном мире.

Когда болеет ребенок – его мать готова на все. Любые суммы денег отдаются на лечение. Мама готова отдать последнее, лишь бы ее чадо улыбалось, и было здоровым.

Возле мощей Матронушки в Покровском монастыре можно увидеть много мамочек молящих о здравии деток, ведь это самая большая ценность в мире. Блаженная помогает всем, она не оставляет ни одну просьбу о помощи без благодати Божией.

Как завещала перед смертью Святейшая:

« Приходите ко мне все, и рассказывайте, будто я жива перед Вами стою, о скорбях своих и печалях, я буду слышать Ваши мольбы, видеть Вас и помогать!».

Прежде, чем приступить к непосредственному прочтению молитвы, следует посетить храм и заказать молитву о Здравии ребенка. После заказа молитвенных строк, возьмите 12 восковых свечей и святую воду. Обратитесь к образам Иисуса Христа, Целителя Пантелеймона, Великомученика и Матроне Московской

Молитва Матроне Московской о здравии ребенка

«Блаженная Старица Матрона, исцели мое дитя болящее и не наказывай его за грехи поколений. Аминь».

Матронушка Блаженная всем помогает, кто обратиться за помощью к ней. К молитве перед образом святой нужно подходить обдумано, осознано, знать, что на самом деле нужно тебе, что это ни минутная блажь, а на самом деле необходимость. Чистые помыслы, праведные взгляды и искренняя молитва Угоднице Божией – творят настоящие чудеса.

Еще, ходит по миру такое поверье: «За помощью к Матронушке – приходи с цветами». Место, где стоит рака со святыми мощами Матроны Московской, всегда утоплена в живых цветах. Причем, цветы, которые приносит один человек – становятся подарком для другого.

Храни Вас Господь!

Смотрите еще и видео молитву о защите и исцелении:

Читайте еще:

Post navigation

4 thoughts on “ Молитва Матроне Московской об исцелении от болезней ”

ПОЧЕМУ МОИ МОЛИТВ ВСЕМ СВЯТЫМ НЕ ИСПО=ЛНЯЮТСЯ ИЛИ Я ЧТО ТО ДЕЛАЮ НЕ ТАК ВИНО МОЛЮСЬ НЕПРАВИЛЬНО ИЛИ ГРЕШУ МНОГО

Дорогая Матушка Матронушка к Тебе родненькая всегда обращаюсь с бедами и радостями! Не оставь меня и сейчас без помощи своей! Скоро предстоит операция моей внучке Любочка на груди! Она еще очень молоденькая и боится! Мы тоже очень волнуется! Помоги родненькая наша спасительница, не оставь Любочка в такую трудную минуту! Будь Матронушка с ней! Дай ей веру и сылы пережить все, что предстоит! Молитва Бога Нашего Иисуса Христа помочь Любочка, укрепить ее силы и веру. Спасибо Тебе Матронушка, что всегда выслушивает и помогаешь!! Слава Тебе Матронушка. Слава всем Святым. Слава Отцу и Сыну Святому Духу!! АМИНЬ.

Блаженная Старица Матрона, в скорбный час обращаюсь к тебе. Прости мне все греховные слабости и отринь все бесовские гадости. Помоги моему чаду побыстрей исцелиться и верой в Бога напиться. Не наказывай ребенка болью, хворью и телесными недугами. Не терзай его душу страданием. Уповаю на помощь твою и опять о здоровье молю. Да будет воля твоя. Аминь.

Дорогие Москвичи умоляю вас погибает сын поставьте пожалуйста свечку Матушке Матроне Московской за здравие раба божьего Александра и помолитесь за него. Нет он не наркоман, он не пьяница просто нам не повезло что мы живем глубинке. Да благословит вас Бог.

Молитва Матроне Московской о здоровье

Православной Матроне Московской молятся все люди, как почитаемой святой, она помогает в самых различных нуждах. Но больше всего чудеса происходят, когда люди просят о здравии, об исцелении, были и такие случаи, когда люди избавлялись от злокачественной опухоли после прочтения молитвы Святой. На могилу и к иконам святой стекается огромное количество людей, и многих, кто обратился к ней, она научила, просветила, излечила от духовной и физической болезни, она всем помогает.

Из истории святой Матроны

Ее появление в мир земной пришлось на 1881 год, и с рождения ребенок был слепым, но, несмотря на такой недуг, она могла видеть людей и все вокруг себя внутренним взором. Святая Матрона с раннего возраста уже умела предсказывать будущие события, которые произойдут спустя много десятилетий, она предупреждала людей о том, что их ждет беда.

Она всегда искренне и глубоко молилась, постоянно проводила свое время в храме, там и читала молитву на протяжении нескольких часов. Главная особенность этой девочки заключалась в том, что, даже слепая она находила дорогу в святое место и смотрела на иконы, зная, кто на них был изображен.

В 18 лет Матрону настигает другая беда, отнимаются ноги, и с этого момента, она смиренно переживала еще и эту болезнь. Вся жизнь ее прошла в скитаниях, постоянном смене места жительства, она, по примеру Спасителя, не имела своей собственной крыши над головой. Но это не мешало людям приходить к ней за помощью, за молитвами о здравии. К ней постоянно выстраивались очереди, люди шли за утешением, советом и поддержкой, они молили об исцелении.

После того, как Святая Матрона Московская умерла, на ее могиле стали происходить настоящие чудеса. Люди, которые приходили на могилу исцелялись по молитвам Матушки от болезней, кто-то получал свое жилье, молодые девушки, которые имели проблемы в плане женского здоровья, получали долгожданную весть о беременности. Многие из молящих и просящих устраивали свою личную жизнь после того, как приходили просить к Матроне.

Перед своей смертью Матушка Матрона говорила, чтобы люди и продолжали к ней идти, приходили, и как живой рассказывали о своих бедах, она всех будет слышать, видеть и всем будет помогать. Кроме этого, она давала наставления, чтобы в канон ставили за нее свечки, приходили к ней на могилу.

Как правильно читать молитву

Нет определенного и строго правила, как необходимо правильно читать молитву, это можно делать, как на русском языке, так и на церковнославянском. Главное, в момент обращения к Матушке Матроне проявить искренность и смирение, и непременно верить в ее силу, что она обязательно поможет.

Если молиться святой Матроне о здоровье маленького больного ребенка, то перед прошением следует подать милостыню, помочь нуждающимся людям, принести пожертвования в храм или в монастырь.

К блаженной Матроне можно обращаться молитвенно, как и к любому другому святому, в любом месте, в храме или дома. Есть древний и правильный обычай паломничества, и если жизненные обстоятельства позволяют посетить монастырь, постоять с другими православными людьми, приложиться к мощам блаженной матушки, то такое дело только будет добрым.

Но это не говорит о том, что святые не слышат человека, есть такие обстоятельства, которые не позволяют человеку посетить святое место, и это не должно его расстраивать, можно молиться и святая примет просьбы там, где живет человек.

Молитва о здравии ребенка

Когда болеют дети, родители теряются в мыслях, особенно это касается матери. Между взрослым и их чадом существует крепкая связь, поэтому, когда малыш болеет, вместе с ним переживает и его мама.

В такие моменты может помогать не только лекарство, но и сильная молитва о выздоровлении болящего ребенка. Когда мать произносит молитву о здравии малыша, она концентрируется на том, как правильно решить проблему, она привлекает внимание небесных сил. Конечно, полное исцеление ребенка от недуга не всегда зависит от человека, но если мама приложит все усилия, в том числе, и будет молиться, то шансы на выздоровление значительно повышаются.

Когда малыши болеют, молитва не является единственным средством для выздоровления, особенно, если есть высокая температура, следует вызвать врача, но не забывать молиться святой Матроне Московской о здравии своего ребенка.

Как правильно молиться

Необходимо соблюдать определенные правила чтения молитвы об исцелении болезни, желательно произносить слова и просьбы на территории церкви, мама должна быть крещенной. Для здравия ребенка эти моменты имеют большое значение, молитва будет сильной, если слова говорить от чистого сердца. Недуг отступит, если постоянно думать о ребенке, заботиться о нем и регулярно просить об исцелении. Каждый православный священник скажет, если постоянно читать молитвы, особенно, когда малышу плохо, результат наступит быстро.

В моменты высокой температуры, когда болезнь прогрессирует, следует вызывать врача, но когда она идет на спад, надо не забывать и продолжать молиться. Выучить слова наизусть, не отвлекаться, максимально концентрироваться на положительных эмоциях, на счастливом ребенке.

Молитва Матроне Московской о здравии

Все люди хотят иметь хорошее здоровье, купить его нельзя, поэтому надо заботиться о нем. Здоровье для человека самое главное, о котором он просит любого святого, молитва об исцелении святой Матроне Московской действительно доходит до небес, тому свидетельствуют мгновенные действия, которые распространяются среди православных верующих. Несмотря на все ее беды в жизни, она никогда не отказывала людям, которые к ней обращались, свой дар она применяла только на благо, за это и стала святой.

Многие люди, кто получил ответ и помощь, кто стал свидетелем настоящего чуда, рассказывают об этом всем другим, что и помогает верить в силу и обращаться к лику святой. Она по жизни сама была калекой, но силой веры исцеляла людей от любых болезней, как часто и бывает со многими святыми. Только молитвы помогают человеку облегчить боль и исцелить болезни, а обращение к Матроне Московской – это скорая помощь при любом недуге.

Как правильно просить об исцелении

Как правило, молитва – это покаяние, поэтому, необходимо, сначала, очистить свою душу, исповедаться и причаститься в церковном храме. Хорошо, когда в доме стоит образ или икона святой Матроны, кроме предписанного лечения врачами, постоянно молиться, верить в исцеление и надеяться, что жизнь будет долгой и здоровой. Святой молятся не только о своем здравии, но и об исцелении родственников, близких людей, друзей.

Существуют простые правила чтения молитвы, их мало и они очень простые, например, находясь в храме, можно подать записку, в которой будет указана просьба о здравии, за кого просят. Следует найти три иконы – Иисуса, святой Матроны, святого великомученика Пантелеймона, к ним надо поставить по три свечки. Стоя перед иконой Матронушки, надо просить не только о здравии, но и об очищении души и тела, при этом, не забывать креститься и кланяться ей. Уходя, если дома нет икон, следует их приобрести, а также взять святую воду и 36 свечек.

Перед тем, как дома обращаться с просьбами к святой Матроне, необходимо перед ее иконой поставить 12 свечей, святую воду и чашку, прочитать «Отче наш» 12 раз. Это позволит максимально настроиться на духовное общение, затем, перекреститься и попить святой воды. Только после этого можно приступать к чтению молитвы, в это время представлять перед собой того человека, за которого просят, здоровым и наполненным жизненной энергией. В процессе не забывать креститься и пить святую воду, после священного обряда, все свечи следует потушить и выбросить.

На территории московского Ваганьковского кладбища стоит золоченое мраморное надгробие в виде фигуры девушки без рук и головы, находящейся в тени металлической пальмы. Памятник поставлен воровке Соньке Золотой Ручке, она же София Ивановна Блювштейн . По легенде, питерские и одесские воры заказали статую у скульптора из Милана.

Могила Соньки - место поклонения людей из криминального мира. Фигура каменной девушки с ног до головы исписана просьбами и обращениями к покойной (чаще молят о богатстве и удаче): «Помоги отдать долг», «Дай фарту в делах», ««Не хочу на зоне чалиться»», «Сонька, умоляю, пусть у сына бизнес попрет!». И, видимо, что-то да сбывается, о чем говорят многочисленные надписи «Спасибо». Более того, памятник постоянно перекрашивают из-за того, что свободного места просто не остается.

Анастасия МИКУЛЬЧИНА сыграла главную роль в сериале Виктора МЕРЕЖКО «Сонька. Продолжение легенды»

Где на самом деле похоронена знаменитая аферистка, неизвестно. Скорее всего, ее настоящая могила находится на Сахалине, где она провела несколько лет в тюрьме и умерла от простуды в 1902-м. Однако народ стекается почтить память Соньки именно на Ваганьковское (долго говорили о том, что спустя четыре года после смерти тело воровки перевезли в Москву по приказу местных властей). Кто в действительности погребен под статуей, остается загадкой.

Родил внучку

У ограды храма Успения Божией Матери, что на пермском Егошихинском кладбище, есть аллея. На ее краю лежит надгробная плита, сделанная в виде маски с пустыми прорезями-глазницами. Обрамляет круглую могилу чугунная змея, кусающая себя за хвост. На надгробии надпись: «Пермского исправника Девелия дочь Таисия от роду 6 лет 11 месяцев скончалась в январе 1807 года».

Местные жители окрестили плиту «могилой проклятой дочери». А история такая. Жила-была одинокая женщина со взрослым сыном Девелием. Совершили они страшный грех кровосмешения. Сын, не справившись со стыдом, навсегда переехал в Пермскую губернию. А через девять месяцев мать умерла при родах дочки. Лишь ее бездетная подруга знала, кто отец малышки, но решила хранить это в секрете и забрать девочку к себе. Шли годы. Сын-холостяк служил земским исправником. Однажды судьба привела его в родной город, где он влюбился в молодую красавицу. Увез Девелий ее с собой в Пермь, где позже пара сыграла свадьбу. Вскоре у супругов родилась дочь. Жена исправника, как и его мать, скончалась при тяжелых родах.

Когда Таечке исполнилось шесть лет, пришло Девелию письмо от женщины. «Я умираю. Срочно приезжай - хочу раскрыть тебе страшную тайну», - было в послании. Приехал и узнал, что женился он на своей старшей дочке, которую от него родила мать. Мужик психанул и прогнал дочку-внучку на улицу, предварительно прокляв. Не прошло и года, как девочка умерла. Девелий приказал похоронить ее на дороге у церковного забора, чтобы каждый пришедший на кладбище топтал могилу. И, мол, когда голова змеи, кусающей себя за хвост, сотрется, тогда и проклятие разрушится.

Но пермяки обходят это место стороной. Они убеждены, что, если посмотреть на эту змею, случится беда в семье. Например, один мужчина просто так сфоткал надгробие и через месяц от него без видимых на то причин ушла жена, запретив общаться с сыном, а сам он тяжело заболел.

ТОЛЬКО ФАКТ

Несколько лет назад надгробие со змеей отвезли в областной музей. А на могилу положили дубликат. Так что бояться больше нечего.

Сумасшествие вместо сокровищ

Есть в Якутии, в нескольких километрах от Алазейского острога, село Сватай. В нем и родилась «белая», или, как ее называли местные, «русская шаманка» - Фекла Бережновая . Она обладала даром исцеления. В 19 лет Фекла утонула, провалившись под лед. Если верить рассказам якутов, могила Бережновой никогда не зарастала травой и кустарниками. Так же как пожары, частые для лесотундры, всегда останавливались, доходя до захоронения Феклы. А приходящие на могилу люди, просящие о здравии родных, всегда его получали.

Неоднократно местные жители видели призрак плачущей шаманки, бродящей по берегу реки Алазей. В 1975-м трое заезжих шабашников, наслушавшись историй о Фекле, раскопали ее могилу в поисках сокровищ. Но ничего не нашли. В гробу лежала лишь пара железных амулетов, а на покойнице висел медный крестик. Изрядно напившись с досады, мужики выбросили останки Феклы из могилы. Месть Бережновой не заставила себя ждать: один сошел с ума через два месяца, двое других умерли в страшных муках.

За смягчением приговора - к доктору-немцу

Одно из самых известных надгробий на московском Введенском кладбище - могила доктора Федора Гааза (урожденный Фредерих-Иосиф Хаас ). Он служил главным тюремным доктором в Москве и получал большие гонорары. Но в конце жизни от усадьбы и богатого экипажа у Гааза осталась одна подзорная труба. Все деньги «святой доктор» (так его прозвали в народе) тратил на арестантов и улучшение условий их жизни.

Нередко Федор Петрович вставал на колени перед чиновниками, чтобы вымолить для арестованного прощение и не оставлять ребенка без отца. Тысячи километров пешком шел Гааз по Владимирскому тракту вместе с приговоренными к ссылке. Доктор контролировал отношение конвоиров к арестантам и не давал их в обиду. Из сострадания к заключенным он даже разработал облегченный вариант кандалов, протестировав их на себе.

Сейчас на могилу Федора Петровича приходят родные осужденных попросить смягчения наказания. Умоляют и о том, чтобы у заключенного не было проблем на зоне. Сами зэки после освобождения идут на могилу Гааза, чтобы помог начать нормальную жизнь.

Лечил взглядом

В Рыльск, что в 120 километрах от Курска, ежегодно съезжаются сотни паломников, дабы приложиться к могиле старца Ипполита . Батюшка помогает справиться с пагубными привычками, найти настоящую любовь, забеременеть.

Бывший настоятель Свято-Никольского монастыря, архимандрит Ипполит, в народе прослыл чудотворцем. Местные говорили, что батюшка мог не спрашивая определить, что тревожит человека. И не прикасаясь исцелить от любого недуга. Так, однажды к старцу приехала женщина с сыном, больным СПИДом. Батюшка перекрестил юношу указательным пальцем, пристально посмотрел ему в глаза и отправил восвояси. По приезде домой парень сдал анализы - диагноз не подтвердился.

Умер архимандрит от обширного инфаркта 17 марта 2002-го. Во время похорон на небе сияла радуга. А дубовый крест на могиле несколько раз мироточил.

Три раза вокруг часовни

Покровительница Санкт-Петербурга и семейных уз Ксения Блаженная может исполнить любое желание. Нужно написать просьбу на листочке, после чего обойти три раза часовню, находящуюся над ее могилой на Смоленском кладбище. Потом положить эту записочку под ящик со свечами. Ксеньюшка, как и Матрона Московская , помогает избавиться от бесплодия и соединиться с возлюбленным, даже если это кажется почти невозможным.


Несколько лет назад Вика ДАЙНЕКО ходила к Ксеньюшке Петербургской просить о самом личном

Кулинарные тайны

В 2008 году на московском Введенском кладбище обнаружилось надгробие Люсьена Оливье , того самого, который придумал любимый новогодний салат. Уроженец Прованса сделал фееричную карьеру в Москве, удивляя гостей своего ресторана «Эрмитаж» изысканными блюдами, неповторимый вкус которым придавали пикантные соусы (ингредиенты Оливье держал в строжайшем секрете).

Считается, что, если повар придет на могилу Оливье, должность шефа не заставит себя ждать. Рестораторы тоже идут к французу. Говорят, на заре карьеры сам Аркадий Новиков ходил к Люсьену просить о помощи в бизнесе. А у студентов кулинарных колледжей уже традиция - перед сессией приходить к знаменитому повару. Удача особенно широко улыбается тем из них, кто придет с подарочком: пирожным или конфеткой - Оливье был сладкоежкой.

Эрекция спасет от бесплодия

На кладбище Пер-Лашез похоронен французский журналист Виктор Нуар , застреленный в 22 года племянником Наполеона накануне свадьбы. Говорят, в постели Виктору не было равных. Он мог вскружить голову любой даме и имел множество внебрачных детей. По рассказам очевидцев, в морге у Нуара случилась эрекция. Молва о чуде разнеслась по свету. Считается, что, если потереть выпуклость в области штанов на надгробии Виктора и поцеловать его в губы, дух Нуара излечит от бесплодия. А уж если оседлать бронзового красавца...

Прикинь!

Существует легенда, что если самостоятельно (без карт и навигатора) отыскать на Пражском еврейском кладбище могилу Иехуды Ливе Бен Бецалеля (он был главным раввином чешской столицы и умер в 97 лет), положить на нее камушек, загадав желание, то оно обязательно сбудется.

Только факт

В любовных делах, говорят, помогает целование надгробий вокалиста группы «The Doors» Джима Моррисона и писателя Оскара Уайльда .

Старинное русское село Новотомниково, которое располагается в Моршанском районе нашей области, почти на самой границе с Рязанской, знаменито не только усадьбой графа Воронцова-Дашкова и конным заводом, но и настоящими чудесами, правда, кладбищенскими...

Изменить размер текста: A A

Более двух десятков лет к ней приезжают люди со всех уголков страны, чтобы взять с собой горсть земли и помолиться. А знаменита эта могила тем, что здесь похоронен протоиерей Валентин Ястребцев, который при жизни был наделен необычным даром изгонять бесов и исцелять людей.

«ЗЕМЛИЦУ С МОГИЛКИ - В ЧАЙ»

Новотомниковская Благовещенская церковь была одной из самых любимых и посещаемых в районе. Верующие с разных деревень шли по 10-15 километров, чтобы попасть к батюшке на богослужение. Служба начиналась в 7.30 и заканчивалась в 15 часов. А после службы отец Валентин оставлял нескольких прихожан, в которых видел злой дух и начинал «отчитку».

Сейчас люди не понимают, думают, что человек психически болен, а на самом душевно. А он это видел. Это очень редкий дар. Из этой церкви какие только звуки не доносились. Здесь и гавкали, и рычали, и кричали. Страшные звуки, - говорит протоиерей Александр Филипов

Много страждущих было в Великий пост. Иногда в доме старца останавливались до 30 человек.

Батюшка всегда чувствовал, когда к нему на «отчитку» ехали бесноватые. Он сильно начинал болеть, но когда к нему приезжали люди он сразу вставал на ноги и говорил, что люди приехали издалека, лежать нельзя, - говорит местная жительница Нина Корякина.

Эта женщину можно назвать старожилой села. Она более 60 лет прожила в Новотомниково и хорошо знала отца Валентина и видела всех кто к нему приезжал. Ведь домик женщины находится напротив церкви.

Одни приезжали один раз, а другиет из года в год по нескольку раз в зависимости от одержимости человека, - вспоминает женщина.

Зимой пойти на кладбище где похоронен знаменитый старец не каждый решится. До могилы идти пешком более двух километров. Дороги как таковой нет. Час пути по замерзшим колеям и полям, а потом через всю соседнее село, до местного кладбища.

Могилка протоиерея Валентина Ястребцева выделяется среди остальных. Здесь много икон, свечей, и цветов. Их приносят сюда сами жители, так как родственников у старца не осталось.

Сын погиб еще при жизни батюшки, дочери умерли несколько лет назад, - рассказали в Тамбовской епархии.

Зимой и в межсезонье сюда приходит не очень много людей. А вот в теплое время сюда чуть ли не каждый день приезжают верующие из разных уголков, зачастую и те, кого батюшка лечил при жизни. Они молятся и зажигают свечи, некоторые даже берут горсть земли.

Местные жители охотно подтвердили:

Да, я беру землю с могилы домой, для меня она как священная. В ней есть какая-то чудотворная сила, - говорит Ее соседки тут же подхватывают: Конечно, есть! Взять немного землицы, завернуть в полотенце и приложить к больному место - мигом здоровее станешь! А еще можно по крупиночке в чай добавлять, чтобы долголетие было...

« ВЕРУЮЩИЕ ПЛАКАЛИ ВМЕСТЕ СО СВЯЩЕННИКОМ»

Родился будущий отец Валентин 1 апреля 1899 года в семье сельского священника, служившего в селе Вановье Шацкого уезда Тамбовской области. Тогда в памяти односельчан сохранилось предание, что купель, в которой крестили младенца Валентина, внезапно озарилась солнечным светом. И тогда кто-то из местных сказал: «Этот ребенок особенный». Последующие события это доказали.

Немало испытаний выпало на долю священника. Ведь после революции 1917 года православная вера подверглась гонениям и поруганию, в которой не было место богу. Но отец Валентин не оставил своего служения. В это смутное время у Ястребцовых отнимают землю, а отца Валентина арестовывают по доносу и приговаривают к расстрелу. Но священник написал аппеляционную жалобу. И, приняв во внимание отсутствие веских и объективных доказательств, суд заменил расстрел – пятью годами лишения свободы, которые отец Валентин провел в лагере под Мурманском. И самое главное, что задачей подобных лагерей было не исправление, а уничтожение личности. Но священник выстоял все испытания и не сломался. Вернувшись из заключения, отец Валентин был направлен служить в Архангельскую церковь села Чернояр Солтыковского района. Храм вскоре закрыли, и тогда батюшка стал проводить службы у себя дома. НКВД неоднократно арестовывали священника и отпускали. Через некоторое время последовал еще один приговор. Теперь на 8 лет в исправительно-трудовой лагерь в Забайкалье . Только в 40-х года отец Валентин смог вновь воссоединиться с семьей. Жили они в селе Княжеве под Моршанском, где батюшка исполнял требы в качестве прописного священника к Никольской церкви Моршанска . В это время шла война и люди потянусь к богу, стали восстанавливать храмы. Тогда батюшка задумал восстановить Благовещенскую церковь в селе Новотомниково, расположенном в двух километрах от Княжево. Он восстановил уникальный церковный керамический иконостас, вкладывая в дело свои личные деньги. Но и здесь противники веры вставляли палки в колеса, отключали свет в храме, писали доносы. За все тяжбы судьбы которые выпали на долю священника, он получил дар целительной молитвы.

Голос у священника был тихий, порой трудно было даже разобрать слова. Говоря проповеди, он часто плакал, и находящиеся на службе верующие тоже плакали вместе со священником, - местная жительница Анна Соловьева.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

В конце 80-х году к старцу приехала женщина из Тамбова . У нее тогда обнаружили раковую опухоль. Врач назначила срочную операцию через два дня, но женщина не спешила ее делать, а направилась к старцу. Тогда батюшка сказал, что здесь не нож, а молитва нужна. Женщина не могла заходить в храм из-за сильного кровотечения. Тогда священник стал молиться и кровотечение исчезло. Через несколько дней женщина выздоровела. А когда вновь пришла к врачу, то он ей сказал, что в регистратуре ошиблись картой и дали чужую. Но имя, фамилия, год рождения и адрес были этой женщины. Она стала заверять, что карта ее. В ответ услышала «При таких анализах люди вообще не живут»

Варвара Тихонова из Тамбова пишет, что у нее была диабетическая кома и она перестала узнавать родных. Тогда ее дочь привезла святой воды от Валентина и дала ее матери. Вскоре женщина стала поправляться. И позже не принимала таблеток и уколов.

Отец Валентин предвидел события, которым было суждено пройти. Он многих предостерег от пожара, опасностей болезней, потерь родных и близких, - говорит Нина Корякина.

В знаки судьбы верил и сам батюшка. Так он задумал покинуть село Новотомниково: собрали вещи, погрузили на подводу и поехали. Но на повороте из села зацепившись за дерево вещи рассыпались. Этот знак свыше старец понял и остался на прежнем месте. Здесь же 17 марта 1988 года старец умер и его похоронили на кладбище в селе Княжево, где были похоронены родственники.

ЗНАЙ!

Где на Тамбовщие еще чудеса водятся

Полоса смерча

В нашей области есть аномальная зона в плане природных катастроф, которая называется полосой смерча. Начинается она в Петровском районе и захватывает Староюрьевский, Моршанский и Сосновский районы, ежегодно в этом месте проходит смерч. Объяснить этот природный катаклизм никто не может. В последний раз, по словам очевидцев, во время урагана в Тамбове в ночь с 1 на 2 мая этого года были замечены странные световые вспышки, похожие на шаровые молнии, которые сверкали повсюду и были разных цветов. Они были повсюду - катались по земле, летали на уровне окон, ударяли в провода.

Святовское озеро расположено в Пригородном лесничестве в Тамбовском районе. Существует такая легенда, что у озера есть свой хранитель. Это якобы тот барин, что владел деревушкой, ушедшей под землю. Его присутствие можно иногда почувствовать в глухую ночь. Другая народная легенда говорит, что жила деревня. Жила мирно и счастливо. Во главе деревни стоял совет, в который входили все старые люди деревни. Однажды к ним пришёл человек, стал рассказывать о приближающейся беде и просил всех покинуть деревню. Был собран совет, всё население во главе со старейшинами долго думало и совещалось, и решено было не покидать родных мест. Но отправили двух молодых людей в далёкое странствие. Человек, принёсший эту весть сказал им: «Что бы вы не слышали, как бы вам не хотелось вернуться, ни за что не оглядывайтесь назад! Иначе вы тоже погибнете». И они ушли. Долго они шли и даже бежали. И вдруг, услышали шум набегающей воды. Послышались крики селян, звавших на помощь. Сначала они старались не обращать внимания на крики, даже увеличили скорость, но крики не становились тише. Они, устав бежать, остановились. Подумав, что ушли достаточно далеко, решили в последний раз посмотреть на родные места и обернулись. В то же мгновение они превратились в камни. Сейчас эти камни находятся в районе Святовского озера. Еще легенды гласят что ночью и по большим церковным праздникам над церковью появляется крест, и слышан звон колоколов утонувшей в озере церкве.

В ТЕМУ

В Тамбовской области есть еще исцеляющие могилы

На протяжении двух столетий сохранялась в народе память о преподобной Марфе. Ее могилка на Воздвиженском кладбище была местом паломничества.

К большому надгробному камню на могиле приходили многие жители Тамбовского края, слышавшие о благочестивой жизни подвижницы и об исцелениях, которые происходили с людьми, обращавшими к ней свои молитвы. В народе считается, что могилка преподобной Марфы обладает удивительными чудотворными свойствами: стоит только к ней прикоснуться, как недуг исчезал.

В наши дни набирание «земельки с могилки» того или иного почитаемого подвижника нередко воспринимается как неотъемлемая часть или даже цель паломничества. В среде православных из уст в уста передаются советы о том, как именно нужно использовать «земельку». Обычно рекомендуют прикладывать ее к больному месту, добавлять в чай или суп. Считается полезным также просто хранить ее дома у икон.

Подобное отношение к «земельке с могилки» святых генетически связано с фольклорной традицией использования земли в ритуально-магической практике. В свою очередь, в представлениях о свойствах земли, отраженных в народных обычаях, прослеживаются языческие корни.

Земля в народной магической практике

«Черная и сырая земля представлялась нашим предкам воплощением сакральной чистоты» . По народному убеждению, земля «настолько свята и чиста, что не держит в себе ничего нечистого и в особенности враждебного людям. Лихих недоброхотов, в виде ведьм и колдунов, земля "не принимает", и... требуются особые обряды, чтобы прекратить выход из могил этого сорта покойников и посещение ими живых людей и заветных мест» .

С традиционными представлениями о земле связана, в частности, так называемая «исповедь земле». «С XIV века известен обычай новгородских стригольников, позднее распространившийся и существующий по сей день среди старообрядцев-беспоповцев, исповедать грехи земле. Согласно этому обычаю, исповедник становится на колени, наклоняется к земле и перечисляет грехи, прося у земли прощения» . В XIX веке усть-цилемские старообрядцы на приглашение православных священников исповедоваться отвечали: «Мы исповедуемся Богу и матери сырой земле» или «Я приложу ухо к сырой земле, Бог услышит меня и простит» .

Приписывание земле свойства освобождать от грехов отразилось и в обычае «прощаться» с землей - просить прощения у земли перед смертью . В ряде местностей ходили «прощаться» с землей, чтобы излечиться от болезни, приставшей где-нибудь в дороге, или от ушиба. Заболевший отправлялся на перекресток или на то место, где случилось несчастье, и говорил: «Прости, матушка сырая земля, раба Божия такого-то!» или «Прости, мать-сыра земля, в чем я тебе досадил!» .

Земля широко использовалась в лечебной магии (например, земля «с двенадцати полос, с двенадцати полей» ). В Олонецкой губернии принято было брать землю с того места, где ушибся человек, зашивать ее в тряпочку и носить у нательного креста трое суток. Затем землю в тряпочке опускали в котел с водой, кипятили и окатывали больного, а землю относили туда, где взяли. В этой же губернии землю носили при себе для ограждения от опасностей .

Известен обычай русских крестьян брать с собой горсть родной земли перед отправлением в путь (например, при переселении, уезжая бурлачить и т. п.). Как правило, родную землю зашивали в ладанку и носили рядом с крестом. Верили, что таким способом можно избавиться от тоски по родине, защититься от болезней .

«2-го августа 1897 года, из села Яковлева (Орловского уезда), отправились на переселение в Томскую губернию 24 семейства и каждая семья взяла с собой несколько горстей родной земли.

— Может случиться, — говорил один из переселенцев, — что на новом месте мы попадем на такую воду, которая для питья не годится, — так мы положим в воду нашу землю, вода и станет вкусной» .

Если человек умирал в чужих краях, родную землю клали с ним в могилу. После революции 1917 г. эта традиция перешла к русским эмигрантам, которые вывозили с собой на чужбину русскую землю для того, чтобы быть похороненным вместе с ней .

Народные представления о целебной силе «родимой землицы» связаны с ощущением своего кровного единства с землей, в которой похоронены предки. «Лежащие в земле предки как бы сливались с ней, становились ее частью. От их благоволения к живым зависело плодородие земли..., к ним обращались за помощью в самых разнообразных случаях» . «Вся та земля, куда схоронены кровные и близкие, - замечал С. В. Максимов, - называется родительскою и считается священною: она могущественна до такой степени, что горсточка ее, взятая с семи могил, укрывающих заведомо добродетельных людей, спасает всех родичей, оставшихся в живых, от всяких бед и напастей. Почти такой же силой обладает и вообще родная земля...»

Земля с могилы повсеместно применялась в магии. Согласно фольклорным представлениям, эта земля несет заряд смертной силы, поэтому ее используют как средство, которое дает забвение, помогает побороть страх, тоску и болезнь . В народном похоронном обряде земля с могилы до сих пор используется в качестве очистительного и охранительного средства. Очень распространен обычай брать землю с могилы домой, чтобы не бояться покойника и не тосковать по нему. Чтобы покойник не снился, берут горсть земли с могилы в мешочек и кладут его себе под подушку. С этой же целью поят водой, в которую кладут землю с могилы, разбрасывают эту землю по полу в доме, бросают ее через плечо, уходя с кладбища. Разбрасывая землю с могилы у дверей и окон, родственники умершего стремятся также защититься от «ходячего» покойника . Таким образом, «чтобы предотвратить появление мертвеца, живым делают своеобразную "прививку" смерти... Небольшая "доза" смерти, содержащаяся в земле с могилы, способна вытеснить значительно бóльшую — визиты мертвеца» .

Песок, взятый с могилы никем не оплакиваемого покойника, сыпали за ворот рубашки страдающего бессонницей . Могильная земля использовалась и в качестве магического средства от лихорадки: «Потихоньку от больного идти на кладбище, отсчитывать от первой могилы, какая попадется, девять могил, с девятой могилы взять земли, завязать в три узла и надеть на больного так, чтобы он не знал. После 12 дней снять, и лихорадка бросит» .

Обладая особой силой, земля с могилы «умерщвляет болезни лучше любой другой, но она же опасна для живого человека» , и может использоваться во вредоносной магии. В народе верят, что, подбросив в чужой дом земли с кладбища, можно извести всех его обитателей . Землю с могилы тайно берут с собой на суд, чтобы «нейтрализовать» судей и противную сторону: «На суд вот идешь - берут из кладбища землю, с могилки, кладут ее в карманчик, когда кто идет на суд, и тогда замиряются вопросы, но землю бери из свежей могилки и говори три раза: "Все вопросы утихаются, другие не загораются"» (ср. в этой связи такой, например, текст заговора к власти: «Царь славы и я царя не боюся и я царя не блюдуся как у мертвеца сердце не взрыдает и руки не подымаются, как от земли суда нет так бы у судей серцы бы не взрыдало и руки бы не подымались на меня раба Божия имярека аминь» ).

«Святая земелька»

Как отмечает Ю. А. Бондарькова, народные представления о земле и ее ритуально-магических функциях перенесены на так называемую «отпетую» землю (например, в похоронном обряде как средство от «ходячего» покойника равно используется земля с могилы и «отпетая» земля) . Фольклорные представления о земле повлияли также на формирование верований о «земельке с могилки» святых и на использование этой «святой земельки» в магических целях.

Один из наиболее известных советов по использованию «землицы с могилки» святых и земли с Дивеевской канавки - разводить «землицу» в стакане с водой или добавлять в чай, в суп или в другую пищу . Посыпание в углах квартиры «песочком с могилки» предохраняет от сглаза и порчи (ср. с разбрасыванием по углам «отпетой» земли или земли с могилы, чтобы не бояться покойника ). Земля с могилы почитаемого о. Максима (с. Пятино Инзенского района Ульяновской области), запиваемая крещенской водой, «исцеляет» от зубной боли . Землю с могил преподобного Иоанна Затворника Святогорского и духовника Санаксарского монастыря схиигумена Иеронима (Верендякина), а также, например, песок с того места, где преподобному Александру Свирскому было явление Святой Троицы, прикладывают к больным местам . Землю с Дивеевской канавки рекомендуется хранить над дверью или под кроватью, как оберег, или, размешав с водой, пить .

Фольклорные представления о земле, в том числе о якобы присущем ей свойстве освобождать от грехов, отразились на тех формах, которые приняло в среде некоторых лиц почитание Псково-Печерского старца схиигумена Саввы (Остапенко). Еще при его жизни духовные чада составили ему акафист. «После же его кончины, когда тело батюшки было погребено в пещерах, куда не было свободного доступа, его почитательницы устроили фальсифицированную могилу о. Саввы на городском кладбище, поставили крест, поместили фотографию и соответствующую надпись. К этой могиле они ходят исповедоваться. Бумажки с записанными на них грехами они зарывают в "могилку", а о том, отпущен им грех или нет, узнают через вытягивание жребия» .

В Дивеево же паломники оставляют на могилах (а также втыкают в кресты и надгробия) записки «с желаниями» .

В псевдоправославной литературе предписываются даже архаические ритуалы «прощания» с землей: «Духи леса голосеевского были почтительны к матушке [Алипии]. И земля была для нее живая. Одна женщина упала, ушиблась. "Поезжай туда, где споткнулась, скажи: Мать-земля, прости меня. Она наказала, а ты смирись, мать у нас справедливая"» .

Убеждение в силе «землицы» или «песочка» с могил подвижников было распространено в народе и в XIX-нач. XX в. Так, существовал обычай брать землю с могилы св. прав. Алексия Бортсурманского и принимать ее с водой в случае тяжелой болезни. В Санкт-Петербурге «для исцеления душевных и телесных болезней» брали землю с могилы юродивой Анны (Лукашёвой), в Калуге - песок с могилы игумении Агнии (Десятовой). С той же целью в Иркутском Вознесенском монастыре богомольцы брали песок с могилы старца схимонаха Герасима; с этого песка пили воду. Песок с могилы иеромонаха Василия (Кишкина) в Площанской пустыни добавляли в воду или прикладывали к больным местам (с возобновлением паломничества к могиле старца Василия в конце 1940-х гг. возродился и этот обычай) .

В 1900 г. стало известно о паломничестве в село Черленково Волоколамского уезда к могиле «богоугодного человека именем Филипп». Богомольцы брали с могилы землю: «здоровые для здоровья, больные в надежде исцеления. Стали говорить, что земля от всего помогает, что ее можно есть, и ее брали и ели, настаивали ею водку и пили, и подбавляли в чай» . Массовый характер внезапно начавшегося паломничества в Черленково и слухи о чудесах привлекли внимание как епархиального, так и светского начальства. «Сначала был вызван в Москву старый священник и после опроса устранен от места; затем поручено прокурорскому надзору произвести строжайшее расследование причины слухов, влиявших на массу, и если окажется, что они распространялись с целью получить материальную выгоду, то привлечь виновных к законной ответственности» .

В народных верованиях чудесными свойствами может наделяться не только «землица» с могилы святого, но также и песок и мелкие камни, находящиеся на территории монастыря, около храмов и часовен. Так, в конце XIX века сила врачевать болезни, преимущественно глазные, приписывалась песку и мелким камешкам, рассыпанным на земле близ часовни, построенной в честь явления иконы святой великомученицы Параскевы Пятницы неподалеку от деревни Ильеши Петербургской губернии . «Камни, обладающие чудотворной силой, ничем не отличаются от обыкновенных булыжников, - писал С. В. Максимов. - Сливая с них воду, врачуют болезни, приключившиеся от дурного глаза. Такой же силой обладает и песок, взятый из св. колодцев и около рек св. угодников (например, преп. Евфросинии, в Московском Вознесенском женском монастыре)». Этим песком «лечили» от запоя, тайком подсыпая в питье страждущему от пьянства .

В наши дни исцеляющая сила приписывается траве, сорванной возле почитаемой часовенки в с. Коноплянка Инзенского района Ульяновской области. Эту траву дают скотине, а также заваривают и пьют сами. Камешки из родника близ часовни берут, чтобы положить к иконам. Эти камешки (на которых якобы можно увидеть лик святого или крестик) тоже «лечат» от болезней ...

Верование в силу земли и камней с могилы занимает значительное место в псевдоправославном культе «отрока Славика Чебаркульского» (В. Крашенинникова). Как отмечено в официальном Заявлении Миссионерского отдела Челябинской епархии Русской Православной Церкви о деятельности религиозной группы В.А. Крашенинниковой и ложном почитании отрока Вячеслава Крашенинникова, земля, взятая с могилы В. Крашенинникова, «используется в магических, отвергаемых Православной Церковью, ритуалах» . Почитатели «святого отрока Славика» приезжают на его могилу, собирают землю, снег, камни оттуда, а затем прикладывают все это к больным местам или носят на себе в качестве оберегов и амулетов .

«Святые» деревья и «исцеляющие» щепочки

Издревле на Руси верили, что деревья способны исцелять различные заболевания. Некоторые деревья и целые рощи почитались как священные. Считалось, что кора и щепа священных деревьев обладают силой врачевания от зубной боли и от других болезней, «помогают и в сыром виде, и в настоях, и в виде талисмана, зашитого в нагрудных ладанках и в тряпичках, завязанных узлом и подвешенных в избах под матицу, чтобы не посещали те дома черти» . К «священным» деревьям «приходили больные, пролезали сквозь расщепленный ствол, через сквозное дупло или между корнями, вешали на ветки части своей одежды, грызли ствол при зубной боли. Понятны магические цели этих действий: передать болезнь дереву, заключить ее внутри него, а также обновить свое естество, как бы заново родиться, оставив болезни по ту сторону ствола, и приобщиться к силе и свежести дерева» .

Священными могли считаться и деревья, росшие на том или ином святом месте. По свидетельству С. В. Максимова, «в Леушинском женском монастыре люди, страдающие зубной болью, изглодали с заповедной и врачебной сосны всю кору и успокоились только тогда, когда чудесные свойства иссохшего дерева перешли на другую сосну» .

Такой же силой, как и «целительные» деревья, наделялись в народе гробницы святых. В предреволюционные годы паломники в Иркутский монастырь кусали край гробниц чтимых угодников, например, гробницу святителя Софрония, епископа Иркутского. «Откушенные "щепочки" (их хранят с особенной тщательностью) кладут на зубы во время приступов боли» .

В XVII веке недалеко от Александро-Свирского монастыря стоял «деревянный сруб, якобы срубленный самим преподобным Александром. В начале XVIII века от сруба осталось только пять нижних венцов, а верхняя часть и крыша были "новоделами". Архиепископ Феофан (Прокопович) сообщал в Синод, что "народ имеющиеся в ней старые древние бревна зубами грызет для исцеления зубной болезни". По предложению Феофана Синод постановил сжечь этот сруб» .

Даже предметы, имевшие косвенное отношение к храму, могли наделяться в народном сознании сакральной силой: «В некоторых уездах Казанской губернии больному лихорадкой дают пить воду, постоявшую некоторое время на щепах, отодранных краем нового колокола от тех бревен, по которым его втаскивают на колокольню» .

Сакральное в народной культуре

Конечно, формы народной религиозности, подобные тем, примеры которых были приведены выше, характерны не только для России. Так, на средневековом Западе считалась целительной пыль с гробницы святых или соскобленная тайком каменная крошка, могильная земля. «Эти "лекарства" носили при себе в мешочке как амулет, разводили в воде или вине и выпивали. Прах с гробниц мог лечить, как считалось, буквально все: земля с могилы св. Альдегунды исцеляла от головной боли, каменная крошка от гробницы св. Виборады лечила болезни глаз, а пыль с каменной плиты, на которой однажды поспал св. отшельник Сераник, - лихорадку и колики у детей» . Те формы, в которые нередко облекалось народное почитание святых, «в частности обряды исцеления у их могил, имеют много общего с народной магией, да и сами представления о чуде, святости, христианском благочестии в интерпретации носителей массовой, народной культуры,... разительно отличаются от официальных» .

Как можно видеть на восточнославянском этнографическом материале, в народном представлении самая земля, камни, трава приобретают сакральность от того, что находятся в святом месте, то есть на месте Божественного явления, обретения иконы, гробницы святого, на территории, окружающей монастырь или храм. Сакральность «земельки» и «камешков» выражается прежде всего в якобы присущей этим предметам силе исцелять от болезней и предотвращать их появление. Поскольку в народных верованиях болезни и прочие невзгоды представляются следствием происков колдунов или нечисти, то «святая земелька», соответственно, защищает и от последних. Функциями оберега наделяются также вещи, «получившие» сакральность от непосредственного контакта со святым человеком .

Целительная сила, приобретенная землей, камнями и т. п., становится их постоянным качеством («земелька всегда помогает»). «Святыньке», как и языческому оберегу, присуща потенция абсолютной всесильности («песочек от блаженной Матронушки помогает от всего»).

Для большей «эффективности» предмет, которому придаются функции оберега, нужно не только держать дома или под подушкой, но и максимально приблизить к телу человека. Так появляются, например, «охранные» пояса с текстом 90-го псалма, ладанки, а также советы носить при себе артос . Отсюда и рекомендации «прикладывать земельку к больному месту», то есть использовать ее как своего рода «лекарство», «верное средство», которое действует механически, независимо от нравственного настроя и поведения человека. Упомянем еще практику надевать на голову чугунок, принадлежавший, согласно преданию, преподобному Серафиму Саровскому, или обруч, который прикреплен к чудотворной иконе святого Иоанна Предтечи (в Иоанно-Предтеченском женском монастыре г. Москвы) . Встречаются также случаи «лечения» путем прикладывания к больному месту иконы или книги. Так, поклонники книги иеромонаха Трифона «Чудеса последнего времени» прикладывают ее к больным местам (сама книга якобы благоухает, мироточит и кровоточит) . Некоторые лжестарцы используют такой метод «исцеления души и тела», как надевание на мирянина священнической фелони или головного убора. По справедливому замечанию игумена Нектария (Морозова), «к сожалению, для многих сегодняшних полуцерковных людей - чем чуднее, чем экзотичнее то действие, которое с ними производится, тем больше уверенность в его магической силе» .

С целью «приобщения» к чудесным свойствам средства, которому приписывается магическая сила, «народная медицина» нередко предписывает употребить это средство внутрь: есть ладан или почки с освященных веточек вербы, заваривать троицкую траву и цветы, пить воду, слитую с иконы либо с камня, взятого со святого места, и т. п.

На протяжении столетий как магическое средство от разных болезней, преимущественно от лихорадки, в России широко использовался начальный стих Евангелия от Иоанна. Например, в середине XIX в. из Саратовской губернии сообщали такой «Заговор от лихорадки»: «Берут три корки хлеба и на первой пишут: в начале бе Слово; на второй: и Слово бе к Богу; на третьей: и Бог бе Слово. Все это больной должен съесть». В Воронежской губернии слова из Евангелия писали на клочке бумажки, потом ее сжигали и пили пепел с «благовещенской» водой. В русском лечебнике 1670-х гг. рекомендуется такое «лечение» от лихорадки или малярии: «Аще на комь будет трясовица, писать на просфире, разрезати на три части. На первой части написать: "Искони бе Слово", на второй части: "И Слово бе к Богу", на третей части: "И Бог бе Слово", и постяся день един, а ясти в вечере первую часть да ковшик пива выпить, да дай три милостины по силе, а по другой день тако ж сотвори, а в третий день тако же, а опроче того ни пить ни ясти» . Как указывает А. Л. Топорков, «здесь хорошо видно, как магическая традиция обращается с каноническим христианским текстом: она придает ему материальный характер и делает объектом ритуальных манипуляций, призванных достичь конкретного результата - излечиться от болезни. Сакральную формулу пишут на просфоре, которую после этого съедают, то есть в плане метафорическом как бы поглощают сам сакральный текст... Учитывая содержание этой формулы, можно думать, что поедание просфоры символизировало также обращение ко временам первотворения (Искони бе Слово), апелляцию к Божеству (И Слово бе к Богу) и даже поедание самого Божества (И Бог бе Слово), то есть аналог Евхаристии...»

Добавим, что с православной точки зрения использование подобных суеверно-магических «аналогов» Евхаристии является кощунством.

«Люди ищут чуда»

Итак, народное сознание перенесло на «земельку с могилки» святых часть магико-ритуальных функций земли, в том числе могильной. На формирование комплекса верований о силе «земельке с могилки» святых оказали влияние также народные представления о сакральности вещей, соприкасавшихся со святыней или святым человеком.

Необходимо сказать, что о чудесных исцелениях через вещи, к которым прикасались святые, свидетельствуют многие памятники церковной письменности. Уже в книге Деяний Апостольских читаем, что Господь творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян.19:11-12) . Мы можем заключить, что в ряде случаев некоторые святые были прославлены подобными знамениями, являемыми по вере людей, прибегающих к молитвенному предстательству праведников. Однако это не дает оснований для верования в «автоматический» эффект исцеления от прикосновения к любым вещам, которыми пользовался святой, от «земельки с могилки» святого и т. п.

Как отмечает Ю. Е. Арнаутова, с точки зрения Церкви чудо, совершенное святым, отнюдь не считается самодостаточным, а является лишь доказательством присутствия Божественной благодати и святости чудотворца. Попав на почву народной культуры, «чудо не то чтобы утрачивает свой знаковый характер, перестает быть знаком божественного присутствия, но обретает дополнительный, гораздо более приземленный и доступный обыденному сознанию смысл: столь необходимое чудесное вмешательство в земные дела, экстренная помощь в экстремальной ситуации. Постепенно именно эта функция чудес начинает доминировать, божественное все более низводится до уровня удовлетворения человеческих потребностей, и верующие, может быть, даже не всегда отдавая себе в этом отчет, стремятся к наиболее выгодному для себя контакту со святым, постоянно надеясь на помощь свыше» .

Там же, где возникает, например, верование в чудесную силу «земельки», молитвенное обращение к Богу и святому вообще становится ненужным. На первый план выходит представление о «земельке» как о святыне, наделенной способностью чудодействовать. Это отражается и в обиходных выражениях вроде: «земелька помогает», «земелька исцеляет».

Конечно, иногда встречаются советы «прикладывать земельку к больному месту» с молитвой. Но, в любом случае, произнесение молитвы не превратит магический, в сущности, ритуал в благочестивый церковный обычай.

Если народная культура начинает влиять на богослужебную практику, то это приводит к искажению церковных представлений о святости и благодати. Благодать начинает пониматься как некая «автоматически» действующая сила. Так, в конце XVII века бывали случаи, когда священники соглашались «прочесть молитвы в шапку, принесенную заботливым прихожанином от своего домашнего, не могшего пойти в церковь: дома отсутствовавший наденет на себя эту шапку в твердой вере, что благодать принесенной в ней иерейской молитвы проникнет в него, когда он плотнее надвинет свой головной убор на заботливо простриженное на темени гуменцо, нарочно для облегчения проникновения благодати и устроенное. Многие священники служили молебны "под дубом" и потом срывали ветки и листья и раздавали их народу, как освященные» ...

Молитва к Господу с просьбой об исцелении не гарантирует чуда. Человеку между тем хочется верить, что есть «святынька», которая «помогает всегда». И едут паломники в монастыри «уже не за Причастием, а за "песочком с могилки"» . «Люди ищут чуда, не прикладывая никаких усилий. Покушал земельку с могилы - и жди исцеления» . В результате, по замечанию Н. Н. Лисового, несмотря на очевидность того, что практика носить землю с могилы святых заимствована из области народной магии, «все же стоит очередь, как к Мавзолею, за землей от могилы святой Матронушки... Это признак чего-то нездорового в самой атмосфере народной и государственной жизни» .

Подведем итоги. Представление о том, что «земелька» свята и чудотворна просто в силу того факта, что она находится на святом месте, и верование в необходимость приобретения и использования «земельки» находятся за рамками православного понимания святости и почитания святыни. Это относится и к выдаваемым за православное благочестие «опасным для здоровья способам "стяжания благодати"» , вроде поедания «земельки».

Благоговейное отношение к Библии и иконам означает, что христианин не будет прикладывать их к больным местам или съедать по листочку в день из Священного Писания «для здоровья». Благоговейное и почтительное отношение к святым местам, к вещам, которыми пользовались святые, и т. д. должно исключить «псевдоправославный интерес ко всякого рода "святынькам" — например, к "земельке с канавки"» .

Примечания

  • А. Л. Топорков. Земля // Родина. № 11. 1993. С. 16.
  • А. Л. Топорков. Земля // Родина. № 11. 1993. С. 17.
  • Ю. А. Бондарькова. 3. Место церковных таинств и обрядов в народном ритуале похорон. // Восприятие народным сознанием церковного чина погребения (на материале севернорусских похорон XIX-XX вв.). Дипломная работа. http://www.ruthenia.ru/folklore/folklorelaboratory/Bju-d4.htm; А. Л. Топорков. Земля // Родина. № 11. 1993. С. 17
  • А. Л. Топорков. Земля // Родина. № 11. 1993, с. 17; С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 135
  • С. Б. Адоньева. Социальные стратегии фольклорной речи. http://www.ruthenia.ru/folklore/adonieva3.htm.
  • Б. А. Успенский. Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина). http://ec-dejavu.ru/j/Journey_Russia.html; С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 135
  • С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 134.
  • Б. А. Успенский. Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина). http://ec-dejavu.ru/j/Journey_Russia.html; А. Л. Топорков. Земля // Родина. № 11. 1993, с. 18
  • А. Л. Топорков. Земля // Родина. № 11. 1993, с. 18
  • С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 134.
  • Андрей Мороз. «От земли уродиться да в землю ложиться...». http://www.strana-oz.ru/?numid=16&article=778; А. Л. Топорков. Земля // Родина. № 11. 1993, с. 18
  • Ю. А. Бондарькова. 4. Восприятие церковной атрибутики // Восприятие народным сознанием церковного чина погребения (на материале севернорусских похорон XIX-XX вв.). Дипломная работа. http://www.ruthenia.ru/folklore/folklorelaboratory/Bju-d5.htm; Ю. А. Бондарькова. 3. Место церковных таинств и обрядов в народном ритуале похорон. // Восприятие народным сознанием церковного чина погребения (на материале севернорусских похорон XIX-XX вв.). Дипломная работа. http://www.ruthenia.ru/folklore/folklorelaboratory/Bju-d4.htm.
  • Андрей Мороз. «От земли уродиться да в землю ложиться...». http://www.strana-oz.ru/?numid=16&article=778.
  • Л. Н. Виноградова, А. В. Гура. Бессонница. Из Этнолингвистического словаря славянских древностей // Русская речь. № 4 (июль-август). 1989. С. 118
  • Высоцкий Н. Ф. Лихорадка, ее происхождение и способы лечения по народным воззрениям. // Известия Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете, 1907. Т. 23. Вып. 4. Цит. по: Энциклопедия суеверий. М.: Миф, Локид, 1995. С. 235
  • Андрей Мороз. «От земли уродиться да в землю ложиться...». http://www.strana-oz.ru/?numid=16&article=778.
  • Там же.
  • Энциклопедия суеверий. М.: Миф, Локид, 1995. С. 264
  • Цит. по: Елена Смилянская. Колдовство у трона. Слово и дело о волшебных чарах на волю государеву // Родина. № 6. 2001. С. 47-48
  • Ю. А. Бондарькова. 4. Восприятие церковной атрибутики // Восприятие народным сознанием церковного чина погребения (на материале севернорусских похорон XIX-XX вв.). Дипломная работа. http://www.ruthenia.ru/folklore/folklorelaboratory/Bju-d5.htm. Об «отпетой» земле см. также: священник Алексий Плужников. "Пусть земля им будет пухом?" http://psevdo.net/index.php?go=Pages&in=view&id=9.
  • См.: Серафим (Шолков), монах. Суеверие и неразумное «благочестие». http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/295; Как относиться к иеросхимонаху Сампсону (Сиверсу) и что можно делать с землей с Дивеевской канавки? http://www.taday.ru/vopros/20339/95808.html; Диакон Андрей Кураев. Неамериканский миссионер. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/10k/kuraev/missioner/56.html.
  • Игумен Петр (Мещеринов). Об обязанности христианина знать свою веру. http://kiev-orthodox.org/site/faithbasis/1043.
  • Ю. А. Бондарькова. 4. Восприятие церковной атрибутики // Восприятие народным сознанием церковного чина погребения (на материале севернорусских похорон XIX-XX вв.). Дипломная работа. http://www.ruthenia.ru/folklore/folklorelaboratory/Bju-d5.htm.
  • Георгий Гупало. «Непорядочная» книга (о книге «Старец Иероним»). http://pravkniga.ru/obman.html?id=988; Пишите письма! http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=446081.80.
  • Диакон Андрей Кураев. Второе пришествие апокрифов. Проповедь о "порче" вместо проповеди о Христе. http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=708.
  • Турист или паломник? http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7269.
  • Ильинская А. Матушки земли Российской. - М., 1994. С. 134-137 и 139. Цит. по: Диакон Андрей Кураев. Второе пришествие апокрифов. Проповедь о "порче" вместо проповеди о Христе. http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=708.
  • Алексий Бортсурманский, св. прав. http://www.pravenc.ru/text/64698.html; Анна Петербургская. http://www.pravenc.ru/text/115610.html; Агния Калужская. http://www.pravenc.ru/text/63350.html; Строитель Иркутского Вознесенского монастыря, старец схимонах Герасим // Русский инок № 7 (апрель 1912). http://www.russian-inok.org/books/ri0712.html; Монах Прокопий (Леонов). Комиссия искала не там, где нужно. Как были обретены мощи старца Василия (Кишкина) // Русский инок 2006 г. № 5. http://www.glinskie.ru/publ/r_inok/2006_05/mon_prokopij.html; Иером. Диомид (Кузьмин). Василий (Кишкин), иером. http://www.pravenc.ru/text/150713.html.
  • И. Ф. Токмаков. Город Волоколамск Московской губернии и его уезд. Краткий историко-статистический и археологический очерк. Москва: Т-во "Печатня С. П. Яковлева", 1906. http://genusnostrum.narod.ru/library/tokmakov.htm.
  • Там же.
  • С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С.147
  • Там же.
  • А. П. Липатова. К проблеме типологии сакральной вещи в традиционной культуре. http://www.ruthenia.ru/folklore/ls04_lipatova1.htm.
  • Заявление миссионерского отдела Челябинской епархии о деятельности религиозной группы В. А. Крашенинниковой и ложном почитании отрока Вячеслава Крашенинникова. http://utoli.org.ru/modules/wfsection/article.php?articleid=225. Об этом аспекте культа В. Крашенинникова говорил и Святейший Патриарх Алексий II. См.: Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к клиру, Приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 2007 года. http://www.patriarchia.ru/db/text/356093.html.
  • Андрей Зайцев. Культ лжесвятых. http://pravkniga.ru/obman.html?id=1033; Заключение экспертной комиссии миссионерского отдела Челябинской епархии о почитании отрока Вячеслава Крашенинникова и деятельности религиозной группы В. А. Крашенинниковой - Л. Н. Емельяновой. http://utoli.org.ru/modules/wfsection/article.php?articleid=227.
  • С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 152-153
  • А. Л. Топорков. Дерево // Родина. № 1. 1995. С. 112
  • С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 153
  • Виноградов Г. С. Самоврачевание и скотолечение у русского старожилого населения Сибири: (Материалы по народной медицине и ветеринарии). Восточная Сибирь, Тулуновская волость, Нижеудинский уезд, Иркутская губерния // Живая старина: Периодическое изд. отд-ния Этнографии Имп. Рус. Геогр. О-ва. — Год XXIV. Вып. IV. — Пг., 1915. С. 349. http://feb-web.ru/feb/zagovory/texts/vin-325-.htm.
  • См.: Диакон Андрей Кураев. Неамериканский миссионер. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/10k/kuraev/missioner/56.html#s5.
  • Высоцкий Н. Ф. Лихорадка, ее происхождение и способы лечения по народным воззрениям. // Известия Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете, 1907. Т. 23. Вып. 4. С. 269. Цит. по: Энциклопедия суеверий. М.: Миф, Локид, 1995. С. 235
  • Ю. Е. Арнаутова. Чудесные исцеления святыми и "народная религиозность" в средние века. http://ec-dejavu.ru/c/Cure.html .
  • Там же.
  • А. П. Липатова. К проблеме типологии сакральной вещи в традиционной культуре. http://www.ruthenia.ru/folklore/ls04_lipatova1.htm.
  • См.: Ю. Е. Арнаутова. Чудесные исцеления святыми и "народная религиозность" в средние века. http://ec-dejavu.ru/c/Cure.html.
  • Священник Вадим Семчук. Куда девать кочерыжку, или Кое-что об обрядах. http://azbyka.ru/hristianstvo/iskazheniya_hristianstva/4g71-all.shtm.
  • Турист или паломник? http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7269; Чугун на голову. http://diak-kuraev.livejournal.com/140675.html; Иоанно-Предтеченский монастырь в Москве. http://www.sedmitza.ru/text/455423.html.
  • Священник Алексий Плужников. «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения...» (О книге иеромонаха Трифона «Чудеса последнего времени»). http://www.psevdo.net/index.php?go=Pages&in=view&id=22. 11 февраля 2010 года по решению Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета Русской Православной Церкви книга иеромонаха Трифона «Чудеса последнего времени» (Арзамас, 2003) была отнесена к изданиям, не рекомендованным к распространению через систему церковной (епархиальной, приходской, монастырской) книжной сети, поскольку в указанной книге содержатся утверждения, противоречащие вероучению Православной Церкви. См.: http://www.izdatsovet.ru/not_past_catalog/references/detail.php?REFERENCE=3292.
  • Игумен Нектарий (Морозов). Хотите рвать бумажку - рвите сами. http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=8644&Itemid=3.
  • А. Л. Топорков. Магические тексты в устных и рукописных традициях России XVII-XVIII вв. http://www.odysseus.msk.ru/numbers/?year=2008&id=149.
  • Там же.
  • См.: Протопресвитер Михаил Помазанский. Почитание святых мощей. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/pomazansky/dogmata/134.html.
  • Ю. Е. Арнаутова. Чудесные исцеления святыми и "народная религиозность" в средние века. http://ec-dejavu.ru/c/Cure.html.
  • Русское духовенство при Петре Великом и учреждение Святейшего Правительствующего Синода // С. Князьков. Очерки из истории Петра Великого и его времени. Пушкино: Издательское объединение «Культура», 1990. [Репринт. с изд.: СПб., 1914.] С. 425
  • Диакон Андрей Кураев. Неамериканский миссионер. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/10k/kuraev/missioner/56.html.
  • Дарина Шевченко, Игорь Прокопьев, Павел Седаков. Чудеса: В ожидании чуда. http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1709.
  • Н. Н. Лисовой. Мощи - от слова «мощь». http://www.nsad.ru/index.php?issue=37§ion=4&article=512.
  • Серафим (Шолков), монах. Суеверие и неразумное «благочестие». http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/295.
  • Турист или паломник? http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7269.