Как называется детская инфекционная болезнь. Детские инфекционные заболевания: список болезней, их характеристика и профилактика

Детскими инфекциями называют инфекционные заболевания, встречающиеся преимущественно в детском возрасте, однако они могут развиваться и у взрослых.

КОРЬ

Определение. Корь – острое инфекционное заболевание, вызываемое РНК-вирусами из семейства Paramyxoviridae. Вирус кори, кроме того, является возбудителем подострого склерозирующего панэнцефалита – фатальной детской медленной инфекции, протекающей с тяжёлым поражением головного мозга. Вирионы всех парамиксовирусов (вирусы кори, эпидемического паротита, парагриппа и респираторно-синцитальной инфекции) содержат F-протеин («фактор слияния»), благодаря которому происходит слияние цитоплазматических мембран инфицированных клеток и образование гигантских многоядерных структур (синцития). Вирус кори обладает выраженным иммунодепрессивным действием. Источником инфекции является больной человек. Основной механизм заражения – аэрогенный (воздушно-капельный путь передачи возбудителя).

Классификация. Все проявления кори целесообразно разделить на две группы:

1. неосложнённая корь (протекает как ОРВИ с сыпью на коже и слизистых оболочках). Корь у привитых протекает обычно в лёгкой форме и называется митигированной корью.

2. осложнённая корь (осложнения кори). Наибольшее значение среди осложнений кори имеет коревая бронхопневмония. Кроме того, могут развиваться энтероколиты, нома (влажная гангрена мягких тканей лица), деструктивный стоматит, некротическая ангина, ложный круп (стеноз гортани вследствие выраженного отёка подскладочного пространства и спазма мышц гортани).

В течении кори выделяют четыре периода:

1. инкубационный период (клинические проявления заболевания в этот период отсутствуют).

2. продромальный (катаральный) период сопровождается развитием острого катара верхних дыхательных путей и появлением сыпи на слизистой оболочке щёк (коревой энантемы продромального периода). Сыпь носит название пятен Коплика (Бельского–Филатова–Коплика) и представлена немногочисленными мелкими пятнами белесовато-серого цвета.

3. период разгара (период кожных высыпаний) характеризуется появлением обильной ярко-красной пятнисто-папулёзной сыпи на коже (коревая экзантема периода разгара). Элементы сыпи мелкие, но, сливаясь между собой, они образуют обширные очаги покраснения кожи. В типичных случаях высыпание происходит в течение трёх дней (динамика высыпания): в первый день элементы сыпи покрывают кожу головы и шеи, во второй – туловища и верхних конечностей, в третий день – нижних конечностей. Сыпь держится три дня и исчезает в той же последовательности (сверху вниз). В этот период развивается выраженная общая реакция интоксикации.

4. в периоде реконвалесценции (периоде пигментации) элементы сыпи, исчезая, оставляют после себя малозаметную транзиторную пигментацию и отрубевидное шелушение кожи.

Пневмония при кори может протекать в двух формах: гигантоклеточной интерстициальной пневмонии и бронхопневмонии. Интерстициальная пневмония (ранняя коревая пневмония) развивается в катаральный период или в первую половину периода разгара, протекает легко, вызвана вирусом кори. Бронхопневмония (поздняя коревая пневмония) возникает обычно во вторую половину периода разгара и в период реконвалесценции, протекает тяжело и вызвана прежде всего бактериальной флорой. Характерным морфологическим признаком коревой бронхопневмонии является деструктивный панбронхит (некротические изменения развиваются во всех слоях стенок поражённых бронхов) с последующим формированием бронхоэктазов.

ПОЛИОМИЕЛИТ

Определение. Полиомиелит – инфекционное заболевание, вызываемое РНК-вирусом из семейства Picornaviridae (род Enterovirus). Источники инфекции – вирусоносители и больные люди. Основные механизмы заражения – фекально-оральный и аэрогенный (воздушно-капельный путь передачи возбудителя).

Классификация. Различают три формы заболевания:

1. висцеральная форма (проявляется чаще всего энтеритом и острым катаром верхних дыхательных путей).

2. менингеальная форма – поражение мозговых оболочек без клинически выраженного вовлечения в процесс вещества головного и спинного мозга.

3. паралитическая форма сопровождается развитием параличей, прежде всего мышц нижних конечностей и дельтовидных мышц. При паралитической форме поражается вещество спинного и/или головного мозга. Наиболее частой формой паралитического полиомиелита является спинальная форма – поражение передних рогов спинного мозга; наиболее тяжёлой, нередко фатальной – бульбарная форма – поражение продолговатого мозга (bulbus – продолговатый мозг).

В течение паралитического полиомиелита различают четыре периода:

1. предпаралитический период характеризуется изменениями, типичными для висцеральной и менингеальной форм.

2. паралитический период – период формирования параличей. Стойкий паралич возникает при гибели не менее 75% нейронов двигательного центра.

3. восстановительный период – период репарации возникших повреждений ткани ЦНС.

4. период резидуальных (остаточных) изменений (стойкие параличи, атрофия скелетных мышц).

ДИФТЕРИЯ

Определение. Дифтерия – инфекционное заболевание, вызываемое Corynebacterium diphtheriae. Основным фактором агрессии этого микроорганизма является экзотоксин. При дифтерии возбудитель находится во входных воротах (поражённая кожа или слизистые оболочки), поэтому дифтерию называют местной инфекцией. Проникновение коринебактерий в кровь и развитие генерализованного процесса (сепсиса) встречается крайне редко. Источники инфекции – бактерионосители и больные люди. Основной механизм заражения – аэрогенный (воздушно-капельный путь передачи).

Классификация. Формы дифтерии классифицируют по локализации входных ворот инфекции: дифтерия зева (наиболее частая форма), дифтерия верхних дыхательных путей (гортани, трахеи, бронхов), дифтерия носа, дифтерия глаз, дифтерия кожи (дифтерия ран; например, дифтерия пупочной ранки у новорождённых) и дифтерия половых органов (например, послеродовый дифтерийный эндометрит).

Различают четыре формы дифтерии зева:

1. катаральная форма, при которой в зеве отсутствуют типичные для дифтерии фибринозные плёнки. Проявляется катаральной ангиной. Диагноз дифтерии при этом можно поставить только на основании бактериологического исследования.

2. локализованная форма – сероватые фибринозные плёнки (дифтероидное воспаление) не выходят за пределы нёбных миндалин.

3. распространённая форма – плёнки покрывают не только нёбные миндалины, но и соседние участки слизистой оболочки зева и полости рта.

4. токсическая форма – тяжело протекающая дифтерия зева, основным клинико-морфологическим признаком которой является отёк мягких тканей глотки, зева, полости рта, кожи лица, шеи и верхней части туловища.

При токсической форме возникают различные висцеропатии (поражения внутренних органов). Основными органами-мишенями при этом являются сердце (миокардит) и структуры периферической нервной системы (невриты, ганглиониты). Миокардит протекает в двух формах: интерстициальной (менее тяжёлой) и альтеративной (более тяжёлой). Различают два патогенетических варианта острой сердечной недостаточности при токсической форме дифтерии: ранний и поздний паралич сердца. Ранним параличом сердца называют сердечную недостаточность, развившуюся на фоне миокардита, особенно альтеративного. Поздний паралич сердца – острая недостаточность сердечной деятельности, развивающаяся в результате поражения нервов сердца.

Дифтерия гортани, трахеи, бронхов сопровождается развитием фибринозного воспаления и образованием спонтанно отслаивающихся фибринозно-некротических плёнок, которые могут перекрывать просвет дыхательных путей и вызывать асфиксию (истинный круп).

МЕНИНГОКОККОВАЯ ИНФЕКЦИЯ

Определение. Менингококковая инфекция – инфекционное заболевание, вызываемое бактериями Neisseria meningitidis. Эти микроорганизмы вызывают образование гнойного экссудата серовато-белого цвета. Источники инфекции – бактерионосители и больные люди. Механизм заражения – аэрогенный (воздушно-капельный путь передачи возбудителя).

Классификация. Формы менингококковой инфекции подразделяются на две группы: локализованные и генерализованные. К локализованной менингококковой инфекции относится менингококковый назофарингит, к генерализованным – менингококковый менингит, менингоэнцефалит и сепсис.

1. Менингококковый назофарингит является формой ОРБИ (острой респираторной бактериальной инфекции). При этом развивается острый катар верхних дыхательных путей с преимущественным поражением слизистой оболочки носоглотки. К характерным для менингококкового назофарингита изменениям относятся зернистость задней стенки глотки (результат гиперплазии лимфоидных фолликулов) и наличие обильного слизисто-гнойного экссудата серовато-белого цвета, покрывающего заднюю стенку глотки.

2. Менингококковый менингит характеризуется развитием гнойного конвекситального лептоменингита (конвекситальный менингит – менингит с преимущественным поражением оболочек свода черепа). Наличие в гнойном экссудате фибринозного компонента может приводить к персистенции экссудата и его организации. При организации экссудата разрастающаяся в мягкой оболочке грубоволокнистая соединительная ткань может вызвать облитерацию путей оттока ликвора и привести к развитию гидроцефалии (водянки головного мозга).

3. Менингококковый сепсис (менингококкемия, менингококцемия) отличается поражением прежде всего стенок сосудов (васкулиты) под влиянием находящегося в крови возбудителя. Повреждение стенок сосудов приводит к развитию геморрагического синдрома, основными проявлениями которого являются геморрагическая сыпь на коже (различные по размеру пятна тёмно-красного цвета звёздчатой формы, преимущественно локализованные на ягодицах и бёдрах) и двустороннее кровоизлияние в надпочечники с развитием сосудистого коллапса (синдром Уотерхауса–Фридериксена).

СКАРЛАТИНА

Определение. Скарлатина (от итал. scarlatto – алый) – одна из форм инфекции Streptococcus pyogenes (бэта-гемолитического стрептококка группы А), протекающая с поражением зева и появлением характерной сыпи на коже. Яркая гиперемия зева и сыпь обусловлены действием эритрогенного токсина стрептококка. Источники инфекции – бактерионосители и больные скарлатиной или стрептококковой ангиной. Основной механизм заражения – аэрогенный (воздушно-капельный путь передачи возбудителя). Входными воротами инфекции чаще всего является зев; при другой локализации входных ворот (повреждённая кожа, эндометрий, лёгкие) скарлатину называют экстрабуккальной.

Патологическая анатомия. Изменения во входных воротах (первичный скарлатинозный аффект), лимфангит и регионарный лимфаденит в целом обозначаются как первичный скарлатинозный комплекс. В зеве отмечается яркая гиперемия («пылающий зев»), развивается ангина (острый тонзиллит) в виде катаральной, гнойной или некротической. В первые три дня болезни язык покрыт густым белым налётом, с 4-ого дня он очищается и становится красно-малиновым с увеличенными сосочками («малиновый язык»). Скарлатинозная экзантема появляется уже в конце 1-ого дня болезни (или на 2-ой день, редко позже), представляет собой многочисленные ярко-красные розеолы диаметром 1–2 мм. Характерен вид лица: ярко-красные щёки, бледный носогубный треугольник (треугольник Филатова) и скудная розеолёзная сыпь в области лба и висков. Сыпь держится в среднем 3 дня и постепенно исчезает. К концу 1-ой недели заболевания начинается шелушение кожи: отрубевидное на лице и шее, пластинчатое – на туловище и конечностях.

К осложнениям скарлатины относятся гнойные (вплоть до септикопиемии) и аллергические (гломерулонефрит, артриты) процессы. Аллергические поражения являются осложнениями позднего ("второго") периода скарлатины.

Детские болезни

группа заболеваний, встречающихся преимущественно или исключительно в детском возрасте и связанных с особенностями развития детского организма. Интенсивный рост и развитие ребёнка обусловливают анатомо-физиологические особенности его организма и своеобразие патологии. Даже заболевания, встречающиеся преимущественно у взрослых, имеют у детей своеобразное течение, которое также зависит от возраста ребёнка. В развитии ребёнка в медицинской практике различают два периода - внутриутробный и внеутробный, который, в свою очередь, условно делится на следующие периоды: новорождённости (первые 18-24 дня), грудного возраста (до 1 года), раннего детского возраста (от 1 до 3 лет), дошкольный (от 3 до 7 лет), младший школьный (от 7 до 12 лет), старший школьный (от 12 до 17 лет) и подростковый (15-17 лет). Для каждого возрастного периода характерны определённые группы заболеваний.

В период новорождённости (см. Новорождённый ребёнок) происходит приспособление организма к новым условиям жизни. Функциональные системы его организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, которое легко нарушается. В этом периоде выявляются изменения в организме ребёнка, связанные с нарушениями развития плода во внутриутробном периоде (внутриутробная асфиксия плода; заболевание матери: Листериоз , Токсоплазмоз , Краснуха , Грипп и др.; воздействие на её организм некоторых химических веществ, например алкоголя, лучистой энергии и др.). С первых дней после рождения проявляются пороки развития, недоношенность, последствия родовой травмы (внутричерепные кровоизлияния и др.), Гемолитическая болезнь новорождённых , а также некоторые Наследственные заболевания . Высокая чувствительность новорождённых к кокковой и вирусной инфекциям обусловливает частое возникновение у них гнойно-септических заболеваний кожи и пупка, острых вирусных и бактериальных заболеваний органов дыхания.

Быстрое нарастание массы тела ребёнка в грудном возрасте (см. Грудной ребёнок) и интенсивный обмен веществ определяют значительную потребность ребёнка в пище (на 1 кг массы тела ребёнка по калорийности в 2-2,5 раза больше, чем взрослому). Т. о., нагрузка на функционально-несовершенную пищеварительную систему ребёнка резко повышена, что обусловливает частое развитие у детей этого возраста желудочно-кишечных заболеваний (Диспепсия), а также заболеваний желудочно-кишечного тракта, вызываемых бактериями и вирусами (Дизентерия , колиэнтерит, вирусные поносы), и хронические расстройства питания (Дистрофия детская), особенно при нарушении его режима. Неправильное вскармливание, недостаточное пользование воздухом и солнцем могут привести к развитию Рахит а. В связи с большой потребностью ребёнка в кислороде повышена функциональная нагрузка на его органы дыхания (число дыханий в минуту и количество пропускаемого воздуха относительно больше, чем у взрослого), нежность и ранимость слизистых оболочек органов дыхания обусловливают их частые заболевания. В этом возрасте нередки воспаления лёгких (См. Воспаление лёгких) бактериального и вирусного происхождения. В раннем детском и дошкольном возрастах повышается заболеваемость острыми детскими инфекциями: Корь ю, Коклюш ем, ветряной оспой (См. Ветряная оспа), скарлатиной (См. Скарлатина), дифтерией (См. Дифтерия), а также Туберкулёз ом. Это объясняется снижением титра антител (см. Иммунитет), полученных ребёнком от матери, а также возрастающим контактом детей со сверстниками и окружающими. Учащаются заболевания, в развитии которых большую роль играет Аллергия (бронхиальная астма, ревматизм, экзема, нефрит и др.). У детей младшего школьного возраста наряду с острыми инфекционными заболеваниями наблюдаются расстройства внутренней секреции, учащается заболеваемость ревматизмом, болезнями сердца и нервной системы. В старшем школьном и подростковом возрастах в период полового созревания могут выявляться расстройства внутренней секреции, аномалии половой сферы. Чаще встречаются психоневрозы, ревматизм, расстройства сердечно-сосудистой системы, в частности сосудистые дистонии; возможны обострения туберкулёза.

Профилактика Д. б.: Антенатальная охрана плода , предупреждение родовых травм, тщательный уход за новорождёнными, правильный режим питания и закаливания, борьба с инфекционными заболеваниями (профилактические прививки против туберкулёза, оспы, дифтерии, кори и др.); обеспечение нормального физического развития (физкультура, спорт, закаливание организма с самого раннего возраста).

Лит.: Белоусов В. А., Учебник детских болезней, М., 1963; Тур А. Ф., Пропедевтика детских болезней, 5 изд., Л.,1967.

Р. Н. Рылеева, М. Я. Студеникин.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Детские болезни" в других словарях:

    ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ - ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ. Благодаря ряду анатомо физиол. особенностей детского организма, его фнкц. неустойчивости и ярко выраженной пластичности, возникновение, течение и исход Д. б. представляют часто настолько своеобразные черты, что вполне оправдывают …

    См. Педиатрия … Большой Энциклопедический словарь

    См. Педиатрия. * * * ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ, см. Педиатрия (см. ПЕДИАТРИЯ) … Энциклопедический словарь

    См. Педиатрия … Естествознание. Энциклопедический словарь

    Болезнь процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного (чрезвычайного) раздражителя внешней или внутренней среды, характеризующийся понижением приспособляемости живого организма к внешней среде при одновременной… … Википедия

    ДЕТСКИЕ ПАРАЛИЧИ - ДЕТСКИЕ ПАРАЛИЧИ. Содержание: Церебральные параличи. Этиология................... 818 Патолог, анатомия и патогенез....... 816 Формы церебральных параличей...... 818 А. Случаи с преимущественным поражением пирамидных путей........ 818 Б. Случаи с … Большая медицинская энциклопедия

    Детские хосписы в России и мире - Хоспис является базовой структурой паллиативной медицины для оказания помощи тяжелобольным людям в терминальном состоянии (когда поражение органов носит необратимый характер), которым осталось жить скорее дни и месяцы, чем годы. Паллиативная… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    ДЕТСКИЕ ИНФЕКЦИИ - группа ин фекц. болезней, встречающихся преим. у детей. Общий признак всех инфекц. болезней способность передаваться от заражённою организма к здоровому и при определённых условиях принимать массовое (эпидемическое) распространение. Источником… … Российская педагогическая энциклопедия

    Детские инфекции - группа болезней, встречающихся преимущественно у детей и способных передаваться от заражённого организма к здоровому и при определённых условиях принимать массовое (эпидемическое) распространение. Источником инфекции может быть не только… … Педагогический терминологический словарь

Настоящий сборник предназначен для широкого круга читателей. В нем рассказывается о наиболее распространенных острых инфекционных заболеваниях у детей. Наряду с такими детскими инфекциями, как корь, скарлатина, ветрянка и др., включены и болезни, которые в равной мере встречаются и у взрослых, но для детей представляют большую опасность. Это - грипп и эпидемический гепатит (болезнь Боткина), заболевания, привлекающие к себе особое внимание за последние годы.

Чем вызываются все эти болезни, как ими заражаются и какими мерами можно их предупредить - вот основное содержание данного раздела.

Раздел рассчитан на широкий круг читателей. В нем излагаются основные сведения о широко распространенных инфекционных болезнях у детей. Особое внимание уделено уходу за больными детьми в домашних условиях и профилактике инфекционных болезней.

Инфекционные болезни у детей

Другие заболевания и травмы встречающиеся у детей

Борьба с детскими заразными (инфекционными) заболеваниями была и остается одной из основных задач здравоохранения.

Особенно большое значение эта борьба приобретает в настоящее время в связи с постановлением, предусматривающим резкое снижение заболеваемости инфекционными болезнями и полную ликвидацию некоторых из них.

Разрешением этой задачи заняты многочисленные кадры медицинских работников, начиная с крупных ученых всех специальностей (микробиологи, инфекционисты, педиатры) и кончая медицинскими сестрами. Однако чтобы борьба эта была более успешной, родителя должны принять в ней самое активное участие. Без сознательной и активной помощи широких слоев населения многие профилактические мероприятия, т. е. мероприятия, способствующие предупреждению заболевания, становятся значительно менее эффективными. Но для того, чтобы оказать эту помощь, нужно знать основные признаки этих заболеваний, пути распространения и меры предупреждения их.

Настоящий раздел написан для ознакомления широких слоев читателей с наиболее распространенными детскими инфекционными болезнями и современными методами их предупреждения и лечения. К так называемым детским инфекциям относятся: дифтерия, скарлатина, корь, коклюш, ветряная оспа, краснуха, свинка, полиомиелит. Название «детские инфекции» получило широкое распространение, однако эти заболевания могут быть и у взрослых, но чаще ими страдают дети в возрасте от 1 года до 8 лет. Преимущественная заболеваемость этими инфекциями в детском возрасте объясняется легкостью и быстротой их распространения при большой возможности контакта (особенно в детских учреждениях, детских садах, яслях, школах).

Многие родители считают, что каждый ребенок неизбежно должен перенести детские инфекционные болезни, причем чем раньше он заболеет, тем легче перенесет заболевание. Это, конечно, неверно. Следует помнить, что почти всякое заболевание можно предотвратить и что каждая болезнь, в том числе и инфекционная, ослабляет организм ребенка и тормозит его развитие, иногда на долгое время. Чем моложе ребенок, тем больший вред приносит ему заболевание. Поэтому совместные усилия родителей и медицинских работников должны быть направлены на предупреждение возникновения инфекционных болезней, особенно в первые годы жизни ребенка.

Социально-экономическое значение детских инфекционных заболеваний также очень велико: они нарушают нормальную жизнь детских учреждений, карантины отрывают матерей от производства иногда на долгое время, что мешает работе производства, создает трудности в жизни семьи и ведет к большим затратам государственных средств.

Пропедевтика детских болезней

В третьем издании «Пропедевтики детских болезней» все основные разделы учения о здоровом ребенке, о его питании и уходе за ним заново пересмотрены и подверглись некоторой переработке с позиций основных идей физиологического учения И. П. Павлова. Во все главы внесены также дополнения и изменения в соответствии с новыми данными литературы и нашего собственного опыта.

Мы стремились дать студенту краткий учебник, который позволил бы ему не только с позиций творческого советского дарвинизма и физиологического учения И. П. Павлова усвоить основы учения о здоровом ребенке, но который заинтересовал бы его и помог полюбить свою будущую специальность - педиатрию. Нам хотелось, чтобы студент - будущий детский врач - понял всю громадную значимость знания возрастных особенностей здорового ребенка и решающее влияние на развитие детей и сопротивляемость их организма любым отрицательным воздействиям правильной организации факторов окружающей их среды, ухода за ними, их питания и воспитания.

На практических занятиях по курсу пропедевтики детских болезней студент должен приобрести правильные навыки объективного исследования ребенка, чтобы в будущей своей деятельности уметь улавливать даже незначительные уклонения от нормы, отмечаемые в начальных фазах заболеваний. Помочь студенту и в этом - также одна из задач учебника.

Детский врач в своей повседневной работе должен основное внимание уделять вопросам профилактики детских болезней и уже на студенческой скамье «приобрести вкус» к этой работе. Это - одна из основных задач правильного воспитания студента педиатрического факультета; учебник пропедевтики детских болезней должен помочь преподавателям в этой работе.

При изложении методики исследования детей и общей семиотики заболеваний детского возраста мы считали нужным останавливаться лишь на особенностях использования основных клинических методов оценки состояния здоровья детей различных возрастов. Теоретические обоснования этих методов излагаются дополнительно на практических занятиях и подробно описаны »в учебниках диагностики и пропедевтики внутренних болезней. Мы искренне благодарим всех товарищей, приславших нам свои критические замечания, и особенно признательны членам ученого совета Ленинградского государственного педиатрического медицинского института за все их ценные замечания и указания, сделанные ими при обсуждении второго издания нашего учебника.

Все критические замечания, которые будут сделаны нам и по поводу третьего издания «Пропедевтики детских болезней», будут приняты с искренней благодарностью.

Выпускаемый учебник - «Пропедевтика детских болезней» - предназначен для студентов педиатрических факультетов медицинских институтов. При составлении учебника был использован опыт преподавания пропедевтики детских болезней студентам Ленинградского государственного педиатрического медицинского института и были учтены замечания критики, сделанные в отношении глав, написанных для «Руководства по педиатрии» М. С. Маслова, А. Ф. Тура и М. Г. Данилевича (т. I, 1938). Эти главы, в значительной мере переработанные, положены в основу данного учебника.

Возможно, в нашем труде найдутся дефекты, поэтому все указания и замечания, которые будут сделаны руководителями кафедр, практическими врачами и самими учащимися, примем с благодарностью.

Четвертое издание, в появлении которого возникла необходимость уже через два месяца после выхода в свет третьего издания, выходит без всяких существенных изменений и дополнений и только исправлены случайно вкравшиеся ошибки и опечатки.

Содержание и задачи курса пропедевтики детских болезней

Первоначальное содержание педиатрии как одной из медицинских дисциплин значительно расширилось. Педиатрия давно уже перестала быть наукой только о лечении больных детей и в настоящее время рассматривается как учение о здоровом и больном ребенке. Это учение охватывает физиологию, диететику, гигиену, патологию и лечение ребенка от рождения и до наступления половой зрелости. Современная педиатрия уделяет особенно большое внимание вопросам профилактики заболеваний детей. Каждый детский врач в своей повседневной практической работе должен быть не только полноценным лечащим врачом, умеющим поставить точный диагноз и правильно лечить заболевшего ребенка, но он должен быть и хорошим врачом-профилактиком, отлично знающим диететику ребенка, умеющим организовать нужный уход и установить рациональный режим как для отдельного здорового ребенка любого возраста, так и для целого детского коллектива. Детский врач не должен быть в стороне и от вопросов воспитания детей. Все эти разнообразные стороны деятельности детского врача студент должен узнать и изучить главным образом при прохождении курса клинической педиатрии. Пропедевтика детских болезней является введением в педиатрическую клинику.

В курс пропедевтики детских болезней входят следующие четыре основных раздела: 1) анатомо-физиологические особенности детей, включая законы физического и нервно-психического развития ребенка; 2) методика объективного исследования детей, включая особенности собирания анамнеза; 3) общая семиотика заболеваний детского возраста; 4) диететика здорового ребенка с основными элементами технологии детской пищи.

Без четкого знания этих разделов совершенно немыслима профилактическая и лечебная работа педиатра. Правильная оценка данных обычных физических, лабораторных и других методов клинического исследования ребенка и понимание своеобразия патологии детей возможны лишь при условии достаточно глубоких знаний возрастных анатомо-физиологических особенностей растущего организма ребенка. Без знания законов физического и нервно-психического развития детей нельзя осуществить правильную организацию общественной и индивидуальной охраны, детства, нельзя, следовательно, обеспечить и профилактику детских заболеваний. Эти знания должны лежать в основе рационально поставленного физического воспитания детей.

Клиническое исследование детей требует значительного своеобразия врачебной техники, изучение которой также должно входить в курс пропедевтики детских болезней.

Краткие сведения по общей семиотике важнейших заболеваний детского возраста должны обеспечить студенту правильную ориентацию при прохождении курсов факультетской и госпитальной педиатрии.

В деятельности детского врача, как было указано выше, профилактическая и лечебная работы тесно и неразрывно связаны. Вот почему в курсе пропедевтики детских болезней большое внимание должно быть уделено диететике здорового ребенка и основам индивидуальной гигиены детей как основным элементам в повседневной профилактической работе каждого практического детского врача. Профилактическая сторона деятельности педиатров приобрела особое значение в Советском Союзе, так как у нас огромное большинство детей, начиная с самого раннего возраста, обслуживается профилактическими и лечебными детскими учреждениями, от правильной постановки дела в которых в значительной мере зависят их жизнь и здоровье.

Было бы большой ошибкой думать, что можно стать хорошим детским врачом без основательных знаний общих теоретических дисциплин (анатомии, гистологии, физиологии, патофизиологии и т. д.), изучаемых на младших курсах, и клинических дисциплин по различным разделам патологии взрослых, изучаемых на старших курсах. Детский врач только тогда правильно и уверенно ориентируется во всех теоретических и практических вопросах своей специальности, если он имеет хорошую общую врачебную подготовку по всем дисциплинам, входящим в программу высшей медицинской школы. Только при этом условии он будет четко понимать все особенности физиологии и патологии детей в различные возрастные периоды.

Надо особенно подчеркнуть, что каждый детский врач должен очень хорошо знать инфекционные заболевания детского возраста и должен отлично ориентироваться в вопросах общей и частной эпидемиологии.

Необходимость таких разносторонних знаний, несомненно, делает педиатрию трудной специальностью, но зато этот путь изучения обеспечивает в дальнейшем хорошему детскому врачу большой кругозор и исключительно интересные и плодотворные возможности практической и научной деятельности.

Детские инфекционные болезни - это группа инфекций, которыми люди обычно болеют в детском возрасте, а после заболевания остается стойкий иммунитет, поэтому повторные случаи заражения крайне редки.

В этой статье будут рассмотрены такие распространенные детские инфекции, как: ветряная оспа (ветрянка), корь, краснуха, паротит (свинка), коклюш и парвовирусная инфекция. Многие из них протекают с сыпью на коже, повышением температуры тела и ухудшением общего состояния ребенка, однако, в большинстве случаев заканчиваются благополучно. Только в редких случаях возможны тяжелые формы болезни и осложнения. У взрослых «детские инфекции» чаще протекают тяжело и с осложнениями.

Все детские инфекции имеют инкубационный период - интервал времени между заражением и появлением первых симптомов. Инфекционным периодом называют срок, на протяжении которого ребенок остается заразным для окружающих.

Ветряная оспа (ветрянка)

Инкубационный период: 1-3 недели.

Инфекционный период: больной наиболее заразен за 1-2 дня до появления сыпи, но инфекционный период продолжается до тех пор, пока не отпадут корочки с последних пузырьков на коже.

Симптомы. Первые признаки ветрянки: сыпь на коже, общее недомогание и небольшое повышение температуры. Сыпь выглядит, как красные пятна, которые в течение одного-двух дней превратятся в пузырьки, наполненные жидкостью. Постепенно они высыхают, покрываясь корочками, которые затем отпадают. Сначала пятна появляются на груди, спине, голове или шее, а затем распространяются по всему телу. На их месте могут остаться рубчики, но лишь в случае сильной инфекции. Элементы сыпи добавляются на теле ребенка в течение нескольких дней.

Что делать?

Как правило, лечение ребенка, заболевшего ветряной оспой, проводится в домашних условиях. Стоит придерживаться следующих рекомендаций:

  • Давайте вашему ребенку обильное питье.
  • Для облегчения жара и дискомфорта примите парацетамол или ибупрофен.
  • Зуд можно облегчить, приняв ванну, надев свободную одежду или с помощью каламинового лосьона.
  • Постарайтесь не давать ребенку расчесывать или сковыривать пузырьки, так как это увеличивает риск образования шрамов. Это очень тяжело для ребенка, так что почаще хвалите и поддерживайте его. Постарайтесь отвлечь ребенка от зуда, например, просмотром телевизора. Сообщите в школу или детский сад, что ваш ребенок заболел, если есть угроза заражения для других детей.
  • Не давайте вашему ребенку вступать в контакт с беременными или пытающимися забеременеть женщинами. Если ваш ребенок вступал в контакт с беременной женщиной, которой вскоре стало плохо, сообщите ей о ветрянке (и посоветуйте обратиться к врачу). Для женщин, никогда не болевших ветрянкой, заражение этим заболеванием во время беременности может привести к выкидышу, или ребенок может родиться с ветрянкой.

Корь

Инкубационный период: 7 - 12 суток, в среднем 10 дней.

Инфекционный период: начинается примерно за 4 дня до появления сыпи и заканчивается спустя 4 дня после ее исчезновения.

Симптомы. Вначале корь похожа на простуду в тяжелой форме, с кашлем, слезящимися глазами,болью в глазах.

Постепенно ребенку будет становиться хуже, начнет подниматься температура. Сыпь появляется на третий или четвертый день. Пятна слегка выпуклые и имеют красный цвет. Пятна могут сливаться, но не вызывают зуда. Сыпь начинается за ушами и распространяется на лицо и шею, а затем по всему телу. Болезнь, как правило, длится около недели.

Корь гораздо серьезнее, чем ветряная оспа, краснуха или свинка. Для того чтобы предотвратить болезнь, существует вакцина. К серьезным осложнениям относятся пневмония и смерть.

Что делать?

  • Ваш ребенок должен много отдыхать и пить много жидкости (теплые напитки облегчат кашель).
  • Для облегчения жара и дискомфорта используйте парацетамол или ибупрофен.
  • Нанесите вазелин вокруг губ, чтобы защитить кожу.
  • Если веки ребенка покрылись корочкой, аккуратно обмойте их теплой водой.
  • Если вашему ребенку тяжело дышать, он много кашляет или выглядит сонным, немедленно обратитесь к врачу.

Свинка (эпидемический паротит)

Инкубационный период: 14 - 25 суток, в среднем - 17 дней.

Инфекционный период: начинается за несколько дней до первых симптомов болезни и продолжается, пока не спадет припухлость, обычно в течение 9-10 дней.

Симптомы .Общее недомогание и повышение температуры тела. Боль и припухлость слюнных желез, что приводит к округлению лица, появлению видимой опухоли перед ухом и под подбородком. Как правило, опухание начинается с одной стороны, переходя (но не всегда) на другую. Возникает боль при жевании пищи.

Припухлость на лице должна пройти примерно через неделю. В редких случаях у мальчиков свинка может поразить яички. Чаще это случается у взрослых мужчин, заболевших свинкой. Если вам кажется, что яички вашего сына стали опухшими или болезненными, обратитесь к врачу.

Что делать?

  • Дайте ребенку парацетамол или ибупрофен для облегчения боли. Прочитайте нужную дозировку на упаковке.
  • Давайте ребенку обильное питье, но не фруктовые соки, так как они вызывают слюноотделение, что может усилить боль.
  • Обратитесь к врачу, если ваш ребенок страдает от боли в животе и рвоты, или если он покроется сыпью, похожей на мелкие лиловые или красные пятна, или синяки.

Инфекция парвовирусом В19 (инфекционная эритема)

Инкубационный период: 1 - 20 дней.

Инфекционный период: несколько дней до появления сыпи (после появления сыпи дети не заразны).

Симптомы. Болезнь начинает проявляться с жара и выделений из носа. На щеках появляется ярко-красная сыпь, как след от пощечины. В течение следующих двух-четырех дней сыпь распространяется на туловище и конечности. Дети с заболеваниями крови, например, сфероцитозом или серповидно-клеточной болезнью, могут стать более анемичны (малокровны). В этом случае следует незамедлительно обратиться за медицинской помощью.

Что делать?

  • Ваш ребенок должен много отдыхать и пить много жидкости.
  • Для облегчения жара и дискомфорта принимайте парацетамол или ибупрофен.
  • Беременные женщины или женщины, пытающиеся забеременеть, должны обратиться к врачу как можно скорее, если они вступили в контакт с инфекцией или обнаружили у себя сыпь.

Краснуха (коревая краснуха)

Инкубационный период: 15 - 20 дней.

Инфекционный период: начинается за одну неделю до высыпаний на коже и длится в течение 5 дней с момента появления сыпи.

Симптомы. Поначалу симптомы похожи на простуду в легкой форме. Через 1-2 дня появляется сыпь, сначала на лице, затем на теле. Пятна плоские (на бледной коже они бледно-розовые). Лимфоузлы в задней части шеи могут опухать. Как правило, ваш ребенок не будет чувствовать недомогания. Иногда диагностировать краснуху может быть сложно.

Что делать? Давайте вашему ребенку обильное питье. Исключите возможность контакта вашего ребенка с беременной женщиной. Если такое произошло, сообщите ей об этом, так как ей требуется обратиться к врачу.

Коклюш

Инкубационный период: 6 - 20 дней.

Инфекционный период: примерно в течение 25-30 дней с момента заболевания, особенно заразными больные являются в начале болезни. Если с ранней стадии болезни назначаются антибиотики, это помогает устранить симптомы и ограничить заразный период до 5 дней.

Симптомы как при простуде, а также кашель, который постепенно усиливается. Спустя 2 недели начинаются сильные приступы кашля. Из-за этих приступов ребенок обессиливает, во время приступа ему сложно дышать.

Маленькие дети (до шести месяцев) переносят болезнь гораздо тяжелее, у них может появиться апноэ - временная остановка дыхания. Во время приступов наблюдается цианоз губ и лица . Ваш ребенок может задыхаться, страдать рвотой. Приступы кашля могут длиться несколько недель и вплоть до трех месяцев.

В связи с тяжестью проявлений, очень важна профилактика коклюша, для чего существует вакцина.

Что делать?

  • Обратитесь к врачу, если у вашего ребенка кашель , и он не проходит, а лишь усиливается, приступы кашля становятся продолжительнее и учащаются.
  • В интересах других детей важно знать, есть ли у вашего ребенка коклюш. Проконсультируйтесь со своим врачом по поводу того, как ухаживать за вашим ребенком. Избегайте контакта с маленькими детьми, так как они наиболее подвержены тяжелым осложнениям.

К какому врачу обратиться при подозрении на детские инфекции?

В первую очередь следует вызвать на дом врача-педиатра, чтобы он поставил правильный диагноз, а также зафиксировал случай заболевания в медицинской карте ребенка и передал сообщение в эпидемическую службу. В тяжелых случаях вам может потребоваться помощь инфекциониста. Если врач предложит госпитализацию, вы можете самостоятельно найти инфекционную больницу, ознакомившись с отзывами о ней.

Детей с нормальным дыханием можно лечить дома под наблюдением врача-педиатра. Организм младенцев и детей раннего возраста плохо удерживает тепло. Поэтому при кашле или простуде детей следует тепло одевать, но не перегревать, хорошо кормить и обильно поить. Лекарства следует принимать только по предписанию врача.

Высокая температура может свидетельствовать о серьезной угрозе его здоровью, поэтому больного следует немедленно показать врачу. До прихода врача для снижения высокой температуры ребенка можно обтирать влажной губкой.

При кашле или простуде нос ребенка необходимо чаще прочищать (высмаркивать), особенно перед едой или сном.

При кашле или простуде могут возникать трудности с кормлением ребенка грудью. Однако грудное вскармливание необходимо продолжать, так как оно способствует укреплению . В период болезни кормления должны быть более частыми, но менее продолжительными. Если ребенок не может сосать, грудное молоко следует сцеживать в чистую чашку и кормить ребенка из нее.

Раствор солей для пероральной регидратации (СПР)

Что собой представляют СПР?

Соли для пероральной регидратации - это особое сочетание сухих солей, которые при соблюдении правил приготовления их водного раствора могут способствовать восстановлению водного баланса в организме, если потеря жидкости в результате диареи невелика.

Где можно получить СПР?

Упаковки с солью для пероральной регидратации продаются в аптеках, имеются в лечебных учреждениях.

Как приготовить раствор СПР?

Поместите содержимое упаковки СПР в чистую емкость. Ознакомьтесь с инструкцией по применению на упаковке и добавьте в емкость необходимое количество чистой воды. Если воды будет недостаточно, диарея может обостриться.

Добавляйте только воду. Не разбавляйте соли молоком, супом, фруктовым соком или безалкогольными напитками. В раствор не нужно добавлять сахар.

Хорошо взболтайте раствор и дайте его ребенку из чистой чашки. Использование бутылки не допускается.

Какое количество раствора СПР следует давать ребенку?

Давайте ребенку пить раствор в возможно большем количестве.

Ребенку до двух лет необходимо давать от четверти до половины большой чашки раствора (50-100 мл) после каждого водянистого стула.

Ребенку двух лет и старше - от половины до полной большой чашки раствора (100-200 мл) после каждого водянистого стула.

Специальное издание "Факты для жизни", разработанное и изданное
при содействии Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ),