Что означает праздник ильин день 2 августа. День Ильи-пророка: история, приметы и традиции праздника

Святой может прогневаться на десантников в фонтанах

Илия-пророк издревле был одним из самых почитаемых святых у принявших христианство славян и стал в некотором роде правопреемником языческого бога Перуна. Согласно поверьям, Илия - повелитель грома, молний, дождя - а потому и спаситель от засухи. Которого тем не менее легко разгневать и обратить его милость во вред. Например, если в Ильин день - 2 августа - работать, и тем оказывать непочтение к празднику, Илия может разозлиться и наслать на твой дом гром и молнии.

крестный ход на Ильинке

Издревле праздник отмечали широко. Несмотря на христианское происхождение верований об Илие-пророке, в этот день почти не совершается богослужений, зато мирской праздник проходит весело. Одним из главных элементов всегда являлось богатое застолье , на которое созывали жителей окрестных деревень, а потом пели и водили хороводы. Традиционным было заклание животного, отсюда поговорка: "На пророка Илью баранью голову на стол" .

Считалось, что работать в Ильин день нельзя , иначе святой разгневается, что его праздник не замечают, и нашлет гром и молнии. Впрочем, такой же эффект, согласно поверью, имеет и чрезмерная радость святого по случаю своих именин. Отсюда и одна из примет: накануне Ильина дня нужно укрыть свой дом и посевы от возможной грозы и града.


Если святого чтить, то он может оказаться спасителем от засухи и наслать дождь в сухой год. Потому в периоды засушливой погоды о будущем богатом урожае молили именно Илию. Впрочем, он считался "ответственным" за плодородие в целом, потому молодые девушки обращались к Илие, прося помочь удачно выйти замуж .

Ильин день издревле ассоциировался с водой. Нередко десантники, известные своей традицией купаться в фонтанах на День ВДВ, оправдывают так свое темпераментное поведение: вот тебе и вода, вот тебе и праздник - отмечаем, как предки в течение столетий. Но на самом деле это неверно. На Ильин день на Руси купаться было запрещено . У запрета есть несколько версий, каждая дополняющая другую.


1. По легенде, когда пророк Илья на колеснице вознесся на небо, с копыта одной из лошадей упала подкова - в воду, и соприкоснувшись с поверхностью, выстудила все водоемы. Потому если на Ильин день пойти купаться, велик риск простудиться.

2. Согласно поверью, в ночь на Ильин день у водоемов собирается всякая нечисть, которая с превеликим удовольствием утопит нерадивого купальщика. Так что в более широкой трактовке распространяется запрет и на ловлю рыбы .

3. У южных славян к началу августа начинала "цвести" вода. И купание в ней было чревато развитием кишечных инфекций и кожных болезней. В стоячих же водоемах вода могла и вовсе протухнуть и стать смертельно опасной для животных и людей. В средних широтах - наоборот, с начала августа начиналось предосеннее похолодание. Считалось, что с Ильина дня вода в водоемах уже становится слишком холодной для купания (1-я версия).

Отсюда и происхождение многих поговорок , связанных с Днем Илии-пророка:

"Илья лето кончает, жито зажинает", "На Илью до обеда - лето, после обеда - осень", "До Ильи мужик купается, а с Ильи с водой прощается" .

Пророк Илия — один из самых известных людей в истории человечества, которого почитают не только в христианстве и иудаизме, но и в поздних протестантских сектах и исламе — следы образа Святого присутствуют даже в языческих религиях.

Несмотря на свою суровость пророк Илия высокопочитаем среди всех Святых - он суров к грешникам и щедр к праведникам, охраняет исполнение человеческих и божьих законов.

Святого Илию считают повелителем молний — после принятия христианства на Руси образ пророка заменил бога-громовержца Перуна, которого почитали древние славяне. Поэтому с этим днем в народе связано много обычаев, поверий и примет.

Sputnik Грузия попытался выяснить, почему в Ильин день нельзя выполнять никакую работу в поле и по дому, а также запрещено купаться.

Почему нельзя купаться в Ильин день

По народным поверьям, начиная со 2 августа нельзя было купаться в открытых водоемах - в старину люди верили, что этим можно накликать на себя беду и нанести вред здоровью.

Существует несколько версий, почему в Ильин день и после него не стоит посещать озера и реки. По одной из них, купаться нельзя, потому что "пророк Илия воду остудил". Поверье гласит, когда Илья отправился в колеснице на небо, то одна из лошадей потеряла подкову с копыта, которая упала в воду и остудила ее. Поговорка — "Илья-пророк в реках воду мутит", слышна в народе по сей день.

Икона "Пророк Илья в пустыне" (XV в.)

По другой версии, с этого дня вода в водоемах начинает цвести - считалось, что вода с неприятным запахом, покрытая тиной, может нанести вред здоровью.

Не обошлось и без мистической версии — в старину люди верили, что в ночь на 2 августа у водоемов собирается нечистая сила - водяные, русалки, черти, и с этого времени начинают хозяйничать в реках и озерах. Поэтому можно утонуть от судороги или разрыва сердца, можно нахвататься бородавок и прочих речных недугов.

Светоч веры

Согласно преданию, родился будущий пророк в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Иисуса Христа. Имя Илия, данное младенцу, которое переводится как крепость Господня, определило всю его жизнь.

Отцу Илии — Соваху, в момент рождения ребенка было видение, в котором небесные ангелы пеленали и кормили малыша огнем. Видение стало пророческим — ребенок вырос и стал светочем веры.

Илия, когда немного вырос, ушел жить в пустыню, где много молился, соблюдая строжайший пост. Позднее он был призван на пророческое служение и начал борьбу с нечестивыми поступками и уходом от истинной веры.

© photo: Sputnik / Константин Чалабов

Будущего пророка Господь послал к израильскому царю Ахаву, повелев предсказать ему, что его царство постигнет голод, если он и его народ не обратятся к истинному Богу. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод.

Илия во время голода прожил год в пустыне, куда ему пищу носили вороны. Затем Господь послал пророка в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая страдала вместе с детьми в ожидании голодной смерти.

По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. Тогда по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. Силой своей молитвы великий пророк сотворил другое чудо — воскресил умершего сына этой вдовы.

Вернувшись в Израильское царство через три с половиной года, Илия сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу.

© photo: Sputnik / Юрий Кавер

Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника — один Ваалу, а другой — Богу, и на чей из двух жертвенников снизойдет огонь с неба, тот и есть истинный Бог.

Сначала сделали жертвенник Ваалу, набросали дров, закололи быка, а жрецы Вааловы стали молиться своему идолу, но огонь так и не сошел с неба.

Затем Илия сделал свой жертвенник, положил дрова, предварительно полив их водой и стал молиться Богу. И вдруг с неба упал огонь и попалил не только дрова и жертву, но и воду и камни жертвенника. Народ увидел это чудо, прославил истинного Бога и снова в Него уверовал.

За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице — свидетелем этого чудного восхождения был пророк Елисей. Святой Илия явился вместе с пророком Моисеем в День Преображения Господня и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с ним на горе Фавор.

По преданию, пророк будет Предтечей Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Обычаи, обряды, приметы

По народным обычаям, в этот день нельзя выполнять никакую работу в поле и по дому, чтобы не разгневать пророка Илию — работы в этот праздник в огороде могут привести к гибели урожая, поэтому люди старались отложить все дела и отдохнуть в этот праздничный день.

В этот день разрешены такие работы, как уход за пчелами и заготовка воска для свечей, так как люди считают, что именно на Илью он получается лучше всего, обладает особой энергией, способной защитить от всего дурного.

По приметам, в этот день нельзя было стоять под деревом, кричать, ругаться, браниться - в народе верили, что молния в этот день может поразить грешного человека. Нельзя также стоять на перекрестках, так как там собираются разные нечисти.

Главное, что нельзя делать в этот день - это сквернословить, дебоширить, злоупотреблять алкоголем. Провести его нужно с добрыми мыслями и открытым сердцем.

Праздник начинали отмечать накануне — пекли обрядовое печенье, при помощи различных ритуальных действий старались защитить свой дом от ливня, града и молнии, а себя от болезни и сглаза.

Святой Илия, в народном воображении, с одной стороны, суровый, грозный, карающий, в его подчинении дожди, гром, молнии, с другой — щедрый, наделяющий, так как посылает на землю плодородие.

© photo: Sputnik / Илья Питалев

Поэтому пророку молятся о даровании дождя во время засухи — если в Ильин день идет дождь, то считается, что будет мало пожаров, а урожай на следующий год будет богатым.

Люди верили, что смыть сглаз и порчу можно было умывшись дождевой водой, собранной в Ильин день.

"Если на Ильин день гроза - закрывай зеркала" — согласно примете, нужно было прятать любые блестящие вещи, которые притягивают молнию и прикрывать зеркала. Особенно, если эти предметы находились в непосредственной близости от окна.

Крестьяне верили, что в Ильин день звери и гады выходят и выползают из своих нор и бродят по лугам и лесам, поэтому выпускать скотину на луг не следовало, чтобы ее не растерзали хищники и не ужалили змеи.

Так же считалось, что на Ильин день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел пророка, обращается в различных зверей — зайцев, лисиц, кошек, собак, волков и так далее. В связи с этим установился обычай в Ильин день не пускать в дом собак и кошек, чтобы не навести на дом грозу и молнию.

В Ильин день начинался охотничий сезон, поскольку с этого дня в лесах открывались звериные, в частности — волчьи норы. Если на Ильин день удавалось добыть "серого", — это был признак того, что удача будет сопутствовать весь сезон.

Ильин день считался календарной границей лета, и с этого дня в природе уже появляются первые признаки осени. С этого дня устанавливается умеренное тепло, световой день идет на убыль, а ночь — на прибавление.

Об этом свидетельствуют и многочисленные пословицы: "Илья-пророк два часа светлого времени уволок", "С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна".

В Ильин день на Руси было принято устраивать крестные ходы и молить о подходящей для полевых работ погоде, об урожае, о защите от сглаза и болезней так далее.

К Ильину дню было принято выпекать первые караваи из зерна нового урожая, которые ели всей деревней.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Назаретяне дивились слову Господа, а все же не веровали: помешала зависть, как открыл Сам Господь. И всякая страсть противна истине и добру, зависть же больше всех, ибо существо ее составляют ложь и злоба; эта страсть самая несправедливая и самая ядовитая и для носящего ее, и для того, на кого она обращена. В малых размерах она бывает у всякого, коль скоро равный и тем более худший берет верх.

Эгоизм раздражается, и зависть начинает точить сердце. Это еще не так бывает мучительно, когда и самому открыта дорога; но когда она заграждается, и заграждается тем, к кому уже зачалась зависть, тогда стремлениям ее нет удержу: тут мир невозможен. Зависть требует свержения с горы своего противника и не успокоится, пока как-нибудь не достигнет этого или не сгубит самого завидующего.

Доброхоты, у которых симпатические чувства преобладают над эгоистическими, не страдают от зависти. Это указывает путь к погашению зависти и всякому мучимому ею. Надо спешить возбудить доброхотство, особенно к тому, которому завидуешь, и обнаружить это делом, - тотчас зависть и стихнет. Несколько повторений в том же роде, и, с Божией помощью, она совсем уляжется. Но так оставить ее - измучит, иссушит и в гроб вгонит, когда не одолеешь себя и не заставишь делать добро завидуемому.

Книги, статьи, стихи

Грозный пророк.

Среди множества имен, заполняющих христианские Месяцесловы, имя пророка Илии, жившего почти три тысячи лет тому назад, занимает особое место. Мало кто из святых пользуется таким почитанием в православном народе. Но в то же время он предстаёт людям фигурой полусказочной, каким-то соперником Зевса Громовержца, который разъезжает по небесам в колеснице и мечет на землю молнии. Одновременно он настолько «охлаждает» в день своего праздника воду в реках и озерах, что купание в них становится, для суеверных россиян...

Ильин день 2 августа - это праздник в честь библейского пророка Илии, который имеет большое значение для православных христиан и славянских народов. Ревностного защитника христианской веры Илию почитают и обращают к нему молитвы. В день памяти пророка не разрешается работать, традиционно проводят богослужения и молитвы, готовят богатые угощения.

Дата празднования: какого числа Ильин день в 2018 году

Православные христиане празднуют день памяти пророка Илии 2 августа (20 июля по старому стилю) . Также праздник считается народным у славян, в этот день люди проводят ритуалы по защите дома, пируют. Илия - покровитель воздушно-десантных войск России, ежегодно 2 августа в РФ празднуется день десантников - мужественных, сильных и смелых защитников Родины.

История праздника берет свое начало за 9 веков до рождения Иисуса Христа. Будущий пророк появился на свет в городе Фесвии (Фисвы). В момент рождения ребенка Соваху, отцу Илии, было видение, в котором небесные ангелы пеленали и кормили малыша огнем. Это видение стало пророческим - ребенок вырос и стал светочем веры. Когда Илия немного подрос, от ушел жить в пустыню, где много молился и соблюдал строжайший пост. Позднее он был призван на пророческое служение, и начал борьбу с нечестивыми поступками и уходом от истинной веры.

При жизни пророка в царстве Израильском правил Ахава, властолюбивая супруга которого активно навязывала людям культ Астарты и Ваала. Илия, будучи ревностным борцом за чистоту веры и противником идолопоклонничества, пытался поставить царя на правильный путь и совершал немало чудес. Ничего не действовало на бесчестного правителя, Ахав даже не испугался приближающегося трехлетних засухи и голода в государстве, которые предвещал пророк как наказание за возвращение к язычеству.

После трех лет голода Илия вновь пытался вразумить израильтян, рассказывая им об истинной вере. Пророк предложил сделать на горе Кармель жертвоприношения - Богу и Ваалу, и посмотреть, на какой жертвенник сойдет с неба огонь. Весь день идолопоклонники надеялись на чудо, но, как ни молились жрецы Вааловы, огня им не удалось дождаться. Вечером жертвенник Богу сделал Илия, полив при этом дрова водой. Пророк начал молиться, с неба снизошел стремительный огонь и поразил не только жертву и дрова, но и камни с водой. Скоро начался большой дождь, который напитал иссушенную землю. Пораженные увиденным израильтяне раскаялись и снова начали прославлять истинного Бога. Христиане и иудеи считают, что пророка взяли живым на Небо. Елисей (ученик Ильи) видел, как святой вознесся на Небо в огненной колеснице.

Активно праздновать день памяти пророка начали в Византии в 9-10 вв. н.э. Люди устраивали представления, пиршества, отдыхали. Фактически, Илья пришел на смену громовержцу Перуну - он обладал теми же возможностями, его так же почитали, ему молились перед боем. Илия, как и Перун, считается покровителем воинов (а именно авиаторов и десантников).

Приметы в Ильин день 2 августа

«На Илию зима с летом борется». «На Илию до обеда - лето, после обеда - осень». «Илья жниво зачинает, лето кончает». В народе этот день считается стыком двух сезонов, заканчивается теплое лето и начинается осенняя прохлада. К этому дню обязательно заканчивают сенокос и потом переходят к жатве.

«Кто попал в этот день под дождь, тот запасся здоровьем на весь год». Дождевая вода в этот день необыкновенная, она способна излечить и смыть с человека невзгоды. Если в Ильин день идет дождь с грозой, то дождевую воду собирают и хранят, используя ее впоследствии как целебную. Также во время дождя 2 августа нельзя шуметь, кричать, бегать, стоять под деревом (особенно опасно быть под сосной с двумя верхушками), стрелять, находиться в воде. Грозу надо пережидать в доме, тщательно заперев двери и закрыв окна. Лучше всего в это время помолиться святому с просьбой о защите и поставить перед иконами зажженные свечи, перекрестить себя и все вокруг. На голове во время молитвы должен быть платок.

«Не мечи на Илию копны - небесным огнем пожжет». «Кто в этот день копны считает, тот скоро все добро растеряет» . В поле и на огороде не работали, так как труды будут напрасными - считалось, что урожай может сгнить, плоды опадут и листья завянут, сено сгорит, скот загрызут волки. Зато можно заниматься пасекой, так из пчелиного воска делаются церковные свечи. Если нечистая сила рискнет спрятаться в улье, то Илия не направит туда свою огненную стрелу, пасека не пострадает.

«До Ильи люди купаются, а после него с речкой прощаются» . «С праздника Илии вода все холоднее». Считается, что купаться в Ильин день и после него нельзя, причем объяснения для этого запрета есть разные. Кто-то говорит, что пророк опустил в воду кусочек льда и после купания можно сильно простудиться или на коже появятся нарывы. Другие рассказывают, что воду осквернил водяной или черт, поэтому купаться опасно. Третьи уверяют, что русалки и другая нечисть, которая со дня Ивана Купала была на суше, снова прячется в воду, спасаясь от молний Илии, и может утащить на дно тех, кто решил искупаться.

«На Ильин день дождь - будет мало пожаров, солнечно - много». «Дождь в Ильин день предвещает обильный урожай ржи на следующий год». Обычно в день почитания пророка бывает «воробьиная ночь» - всю ночь раздаются грохочущие раскаты грома, сверкает молния, беспокойно людям и животным. Сильный дождь говорит о предстоящем обильном урожай, если же стоит хорошая погода, то будут пожары.

Народные обычаи, традиции и поверья в Ильин день 2 августа

Все предания описывают Илию-пророка как исполнителя Божией воли, именно он выражает Божий гнев. Он наказывает грешников и злых демонов, не дает спуску нечистой силе, используя молниеносные стрелы. По мнению народа, Илия - грозный и суровый, но в то же время щедрый и справедливый святой. Славяне считали Илию повелителем плодородия, урожая, небесного огня, грома и дождя (ранее славяне поклонялись языческому Перуну-Громовержцу). Согласно легендам, звуки грома - это стук конских копыт, которые издают запряженные в колесницу Илии кони. Зимой пророк путешествует по небу на санях, поэтому грома не бывает.

Илия - хозяин громов с дождями и молниями, именно он покровительствует земледельцам и скотоводам. Этому святому молились с просьбами о солнечной погоде или о дожде - в зависимости от того, что было нужно. Благочестивым крестьянам пророк помогает - поливает их посевы дождем, устраняет вредителей. К грешникам Илия безжалостен - их поля страдают от губительного града. Чтобы защититься от попадания молнии, в канун Ильина дня люди окуривали ладаном поля, жилье и скот. Для защиты урожая от града утром из окна избы хозяйка выставляла угощение - хлеб с солью, которые вечером этого же дня нужно было отнести к реке и опустить в воду.

Как уже упоминалось, Илия жестоко карает нечистую силу, поэтому злые духи прячутся от пророка, вселяясь в диких и домашних зверей. Именно с этим связан обычай не выпускать скот и домашних питомцев на улицу и не впускать их в дом 2 августа. Если животное выйдет за пределы дома, в него может вселиться нечисть, которая проберется в жилище в обличье домашнего любимца. Люди боялись не только нечистой силы, но и гнева пророка - в дом, в котором завелась нечисть, Илия мог ударить молнией. Рыбаки выбрасывали пойманную рыбу, если у той были красные глаза - люди верили, что в такой рыбе поселились черти. Для защиты дома от нечистой силы, вселившейся в диких животных (лис, волков и др.), крестьяне доставали ружья - впустить животное на свою территорию нельзя было любой ценой.

Празднование Ильина дня

Неделю перед праздником соблюдали пост. Из дома убирали блестящие предметы, окуривали жилище благовониями. В Ильин день 2 августа обязательно умывались дождевой водой, чтобы защититься от порчи и болезней. Святому молились о ниспослании дождя или о наступлении солнечной погоды, в зависимости от обстоятельств. Также устраивали крестный ход. Крестьяне заказывали в церкви особый молебен в честь Илии, чтобы святой сделал зерно урожайным, так как именно он покровительствует земледельцам. За ворота выставляли плошки с зерном, семена заговаривали.

Святого Илью считали всемогущим, поэтому к нему обращались и с другими просьбами - о помощи на охоте, в лечении, на любовном поприще. В силах пророка было наказать дурного человека, лишить грешника урожая, восстановить справедливость. Он же может защитить праведника от бед и нечистого духа, помочь охотнику и кладоискателю, спасти молодоженов от порчи и сглаза. В складчину устраивали общий праздник для жителей деревни (или даже нескольких соседних деревень), который назывался «мольба» или «братчина».

Подготовку к торжеству начинали за несколько дней, готовили много еды, женщины обязательно пекли обрядовые хлебцы из муки нового урожая. Главным напитком на пиру было пиво, главным блюдом - баран или бык, которого символически приносили в жертву пророку. Жертвенный скот сначала сгоняли к церкви, где священник окроплял его священной водой и проводил молебен, а потом закалывали. После пиршества веселились - пели песни, играли, водили хороводы до самого утра.

В православных церквях в честь Ильи проводят богослужения, святому воздают молитвы. В некоторых церквях проводят крестные ходы и божественные литургии. Почитание святого не прекращалось с момента его вознесения на Небо. В народе, как и в старые времена, готовят угощение, пишет Ros-Registr. На столе должны быть мясные блюда и хлеб (пироги) из новой муки. Если в этот день собрать в огороде немного молодой картошки и приготовить что-то из нее, то картофель вырастет отличный и будет долго храниться. Сытную еду готовят не только для себя и своей семьи - продуктами делятся с нуждающимися, в некоторых деревнях по-прежнему пируют все вместе и устраивают гуляния до самого утра - водят хороводы, поют и веселятся.

Ильин день 2 августа 2018 года: что нельзя, а что можно и нужно сделать в этот день

Ильин день 2 августа 2017 года: что можно и нужно сделать в этот день. Каждый верующий человек этот день непременно поспешит в церковь. Ведь в этот день в храмах проходят торжественные богослужения в честь пророка Илии. Также устраиваются крестные ходы.

После богослужений семьи собираются за праздничным обедом.

Люди, занимающиеся земледелием, могут в этот день попросить у Илии хорошего урожая.

Считается, что в этот день нельзя выполнять никакую работу в поле и по дому, дабы не разгневать святого пророка. В народе есть поверье, что работы в этот праздник в огороде могут привести к гибели урожая. Потому люди стараются отложить все дела и отдохнуть в этот праздничный день. Не запрещено в этот день лишь проводить работы, связанные с содержанием пчел и уходом за ними. Можно в этот день заниматься заготовкой воска для свечей. Считается, что именно на Илью он получается лучше всего, обладает особой энергией, способной защитить от всего дурного.

В Ильин день 2 августа запрещено купаться

Поверье гласит, что когда Илья отправился на небо в колеснице, то лошадь потеряла подкову с копыта. Якобы та подкова охладила воду. Поэтому, купаясь на Илью в водоемах, можно простыть. Нельзя 2 августа также ловить рыбу.

Также в народе верят, что не нужно стоят в этот день под деревом, кричать, ругаться, браниться – может ударить молнией. Также в народе раньше верили, что в этот день молния может поразить грешного человека.

Нельзя также стоять на перекрёстках, так как там собираются разные нечисти. Наши предки также верили, что нечистая сила в Ильин день может вселиться в домашних животных и скот. По этой причине живность не выпускали со двора и не впускали в дом.

Главное, что нельзя делать в этот день – это сквернословить, дебоширить, злоупотреблять алкоголем. Провести его нужно с добрыми мыслями и открытым сердцем.

  • Ильин день – это праздник, который проходит второго августа. О том, кто такой пророк Илия, о его житии и многом другом, Вы сможете прочитать в нашей статье!

    Ильин день – праздник 2 августа

    Ильин день отмечают 2 августа. Этот праздник посвящен самому первому Святому, которого стали почитать на Руси. В IX в Киеве был построен соборный храм, а княгиня Ольга возвела храм во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты. В Ильин день всегда молились об избавлении от засухи, ведь в те времена это означало голод и отсутствие урожая. Ильин день обычно выпадал на границу сезонов и считался серединой лета, когда время близится уже к зиме.

    После Ильина дня обычно не плавали в водоемах. Существовало поверье, что можно утонуть. Многие придерживаются его до сих пор. А девушки в эти дни молились о замужестве, так как Ильин день сопровождался традиционным периодом свадеб. Современное православное понимание праздника далеко отошло от народных верований, имеющих отношение, скорее, к язычеству, чем к истинному почитанию Библейского пророка. Мы познакомим вас с историей о пророке Илии, расскажем о его житие и пророчествах. Святой пророк Илия посвятил себя служению Богу и был взять живым на Небеса. В Писании говорится о том, чтоб он был “сокрыт вихрем”, до него такой чести в Писании удостаивался лишь один человек.

    Пророк Илия упоминается и в Новом Завете, удивительно также, что его почитают пророком и мусульмане. В Коране есть упоминание о пророке по имени Ильясин. В священной книге мусульман пророка Илию также отождествляли с другими людьми, которые избежали смерти и вознеслись на Небо живыми. Это было знаком особого расположения Господа и больших духовных заслуг, на которые способны редкие праведники. Христианам важно не забывать о том, что суеверия и обряды, схожие с языческими не относятся к Ильину дню в православном понимании. Ильин день также совпадает со светским праздником – днем ВДВ.

    Илия (др.-евр. אֵלִיָּהוּ (Элийя́ху), אֵלִיָּה (Элийя́) - «Бог мой Яхве») - (1-я пол. IX в. до Р. Х.), один из ветхозаветных пророков.

    Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) – ревностна борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.

    Жизнь пророка Илии


    Пророк Илия – один из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

    Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава . Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию.

    В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, “молитвою небеса заключив”. После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.

    Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

    Пророчества и чудеса пророка Илии

    Божественный пророче, ты ревнуя по Господе Вседержители, молитвою небеса заключил еси, рек: дождь и роса да не снидет на землю, токмо глаголом уст моих.

    Через некоторое время поток высох. Пророк Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

    На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения Истинному Богу. “На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, – сказал пророк Илия, – и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти”.

    Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.

    Народ закричал: “Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!”. Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

    Божественный пророче, ты молитвою и милованием, паки небеса отверзаеши, и дождь жаждущим людем, богатно даруеши.

    Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Снова начинаются преследования и гонения. Илья бежит в пустыню. Этот суровый и непреклонный ревнитель истинной веры впервые впал в отчаяние – ему казалось, что лишь он один остался верен истинному Богу, что не осталось на земле никого, кому он мог бы передать и сохранить веру отцов в Единого Бога.

    И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице.

    Вознесение

    Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо » (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24).

    Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, - и Елисей исполнился духом его » (Сирах.48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.

    Илиа пророк предивный, зарею ум просветив, весь бысть божествен: и царя нечестива суд неправедный зря негодует, темже и судом Божиим отречение посылает на него: такожде и царицу яко немилостиву, и златолюбиву, суду Божию предаде. Но молитвами, Христе, Твоего пророка Илии спаси всех нас, яко милосерд.

    Чему научиться нам в житии пророка Илии?

    Митрополит Иларион (Алфеев)

    Сегодня Церковь празднует память святого пророка Божия Илии. В Третьей и Четвертой книгах Царств мы читаем о великих делах пророка, о чудесах, которые он совершал перед лицом народа израильского. Читаем о том, как, чтобы доказать бытие истинного Бога, он призывает четыреста пятьдесят пророков Вааловых и приносит жертву Господу, а они приносят жертвы своим богам; и жертву пророка по его молитве попаляет Божественный огонь, жертв же лжепророков огонь не касается.

    Мы читаем о том, как Илия приходит в дом бедной вдовы и воскрешает ее сына, о том, как пророк бежит от гнева нечестивой царицы Иезавели в пустыню и, не находя в себе более сил на пророческое служение, в отчаянии взывает к Богу: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою». Но Бог утешает его, не только посылая ему воду и хлеб, но и таинственным, необычайным образом являясь ему «в тихом веянии ветра». Ощущая это легкое дуновение, Илия понимает, что Господь явился ему не в грозных явлениях природы – не в буре, не в землетрясении, не в огне, – но именно в легком дуновении ветра духовного. Этим дуновением Духа Святого Бог утешает пророка и дает ему новые силы.

    Наконец, мы видим как Илия идет вместе со своим учеником пророком Елисеем, и Елисей узнает, что его учитель в этот день будет взят от него. Илия говорит: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». И Елисей отвечает: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». Вскоре явилась огненная колесница, и вихрь вознес Илию на небо. Это был человек, который при жизни воскрешал мертвых, это был пророк, который не увидел смерти, но был вознесен Богом в Царствие Небесное.

    Жизнь пророка Илии научает нас тому, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию – возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы, и мы слышали сегодня в евангельском чтении слова Христа: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44), – т. е. там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои немощи, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена – свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.

    Читая о жизни других пророков, мы узнаем, что, когда Господь призывал их, некоторые из них отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой – Иона – вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что нет у него сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия, в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте.

    Встречи эти бывали разные. Иногда Господь приходил в легком дуновении ветра, т. е. в некоем сокровенном духовном утешении, как это было с пророком Илией. Но бывало и так, что не только пророк, но и весь народ был свидетелем явления Божия, когда, например, тот же Илия с помощью огня решил показать, быть ли Господу или Ваалу Богом Израиля. В разные периоды человеческой истории Бог посылал людям пророков, чтобы от них люди услышали слово истины, чтобы они чудесами засвидетельствовали присутствие Божие и силу Божию. И во все эпохи пророки были людьми немощными – такими же, как мы с вами. Их пророческая миссия намного превышала их естественные человеческие силы, и они, не надеясь на собственные силы, искали помощи у Бога. Они просили у Бога духовного подкрепления в трудные минуты, когда были оставлены людьми, гонимы, когда враги искали их смерти. И Господь таинственным образом подкреплял их благодатью Святого Духа.

    И еще одному научаемся мы из жизни пророка Илии – тому, что каждый пророк оставлял после себя духовное потомство. Пророки не были людьми, которые, подобно знаменитостям мира сего, ярко блеснув, исчезают. Пророки оставляли после себя учеников, поэтому дело, которому они служили, не умирало и после их смерти. Когда Илия был вознесен на небо колесницей Божией, Елисей взял его милоть, т. е. плащ, и ударил ею по воде, и вода расступилась, и Елисей понял, что духовное наследие пророка Илии перешло к нему. Нередко бывало, что ученики оказывались выше учителя, потому что дух, который был на одном пророке, переходил на другого и с еще большей силой действовал через него. Так духовное преемство переходило от одного пророка к другому, вплоть до последнего из пророков и первого из апостолов – Иоанна Крестителя. Затем оно переходило от одних апостолов к другим, затем к епископам, к священникам и ко всему народу Божию, который это благодатное свидетельство о Боге – также передавал из поколения в поколение; оно дошло и до нас, и ныне мы являемся его обладателями.

    Потому, вспоминая ветхозаветных пророков, мы вспоминаем не каких-то людей, которые жили в древности и три тысячи лет назад прославились своими великими делами, но святых, духовное наследие которых продолжает жить в нашей Церкви. Вспоминая их и молясь им, мы надеемся хотя бы в малой степени проникнуться тем духом, которым они жили, и получить хотя бы частицу той благодати Божией, которая была дана им не ради них самих, но дабы помочь им нести нелегкую миссию свидетельства о Боге перед людьми, тот крест, под тяжестью которого и мы порой сгибаемся, не находя в себе сил, чтобы его понести.

    Иногда мы говорим: Господи, это невозможно, этот крест слишком тяжел для меня. И тогда приходит благодать Божия в «веянии тихого ветра», и ее освежающее и укрепляющее дуновение дает нам новые силы.

    Человеческий Лик Бога. М., 2000.г