Русский ученый бехтерев. Вклад в.М. Бехтерева в становление и развитие отечественной психологии. Контрольные вопросы и задания

Владимир Михайлович Бехтерев (1857 – 1927) - выдающийся русский невропатолог, психиатр и психолог, морфолог и физиолог нервной системы.

В. М. Бехтерев родился в с. Сорали Вятской губернии, в семье коллежского секретаря. В 16 лет, по окончании гимназии, он поступил в Медико-хирургическую академию, впоследствии переименованную в Военно-медицинскую. Из-за сильного переутомления при подготовке к вступительным экзаменам и нервного стресса, связанного со сдачей экзаменов, в сентябре он попал на лечение в клинику нервных болезней профессора Н. Н. Сикорского. Знакомство и беседы с профессором произвели на юношу такое большое впечатление, что это определило его выбор специализации и активную позицию в овладении будущей профессией.

Стимулом к самореализации творческого потенциала Владимира Бехтерева стала возможность, начиная уже с третьего курса, активно включиться в исследовательскую работу.

В 1878 г., по окончании Академии, он был оставлен на кафедре нервных болезней у профессора И. П. Мержеевского для подготовки к профессорскому званию.

Об активной самореализации творческого потенциала В. М. Бехтерева свидетельствует такой факт. В 24 года он успешно защитил диссертацию на степень доктора медицины на тему «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний».

На его научное творчество большое влияние оказал труд И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга».

Физиологические работы В. М. Бехтерева, имеющие особое значение, посвящены выяснению роли различных отделов нервной системы в деятельности органов и систем высших животных и человека. Начиная с 1883 г., он тщательно изучал вопросы, связанные с раздражением различных участков нервной системы, особенно высших ее отделов. В частности, большое значение имеют физиологические исследования В. М. Бехтерева (совместно с Н. А. Миславским), показавшие, что в промежуточном мозге (таламической области) существуют центры, управляющие деятельностью сердца, кровеносных сосудов, желудочно-кишечного тракта, мочевого пузыря, глаз и других органов и систем. Исходя из этих данных, В. М. Бехтерев утверждал, что в этом отделе центральной нервной системы существуют высшие вегетативные (в частности, симпатические) центры. Таким образом, учение о том, что в таламической области мозга заложены высшие симпатические центры, выдвинутое в 1909 – 1912 гг. австрийскими неврологами Карплусом и Крейдлем, было задолго до них обосновано и детально разработано В. М. Бехтеревым. В частности, он показал значение таламических нервных центров в возникновении эмоций.

Во время заграничной командировки, предпринятой для ознакомления с зарубежными достижениями в области психиатрии и психологии, В. М. Бехтерев получил извещение о том, что он избран ординарным профессором кафедры психиатрии Казанского университета. Это случилось в 1885 г., когда ему было 28 лет. Здесь в полной мере раскрылся его творческий потенциал как органи­затора науки. В.М.Бехтерев стал основателем первого русского журнала по неврологии – «Неврологического вестника» и первого Б России Казанского общества неврологов и психиатров. В 1895 г. в Казани он создал экспериментальную психологическую лабораторию. В 1888 г. опубликовал монографию «Сознание и его границы». Здесь, в Казани, развернулись в полной мере его исследования в области морфологии и физиологии нервной системы.


В работах В. М. Бехтерева освещались также ключевые вопросы психологии, клинической невропатологии и психиатрии. Морфологические работы В. М. Бехтерева посвящены строению всех отделов центральной нервной системы: спинного, продолговатого, промежуточного мозга, больших полушарий головного мозга. Он значительно расширил сведения о проводящих путях и строении нервных центров; впервые описал ряд не известных до него пучков (проводящих путей) и клеточных образований (ядер). Так, было описано клеточное скопление, находящееся снаружи от угла четвертого желудочка, которое получило название «ядро Бехтерева».

Результаты своих многочисленных исследований Бехтерев обобщил в фундаментальном труде «Проводящие пути спинного и головного мозга» (1893). Второе двухтомное издание вышло в свет, когда он уже работал в Петербурге (1896 – 1898).

В 37 лет В. М. Бехтерев стал профессором Военно-медицинской академии, а в 1897 г. – профессором женского медицинского института. Здесь он создал вторую (после Казани) психологическую лабораторию. Исследуя влияние коры больших полушарий на деятельность различных органов и функциональных систем, В. М. Бехтерев показал, что органы кровообращения, пищеварения, дыхания, мочеотделения и др. представлены в коре больших полушарий соответствующими центрами. Им была установлена также локализация других центров в коре больших полушарий.

В 1895 г. В. М. Бехтерев доказал, что раздражение определенных центров мозга ведет к одновременному торможению соответствующих антагонистических центров. Этот принцип имел существенное значение в деятельности нервной системы.

Результаты своих двадцатилетних исследований в области физиологии нервной системы В. М. Бехтерев обобщил в капитальном труде «Основы учения о функциях мозга», вышедшем в семи выпусках (1903 – 1907).

Клинические работы В. М. Бехтерева посвящены различным вопросам невропатологии и психиатрии. Он первым выделил ряд характеристик рефлексов и симптомов, имеющих важное значение для диагностики нервных болезней. Кроме того, им был впервые поставлен вопрос о необходимости изучения костных рефлексов. В. М. Бехтеревым описаны самостоятельные формы заболеваний, ранее не выделенные невропатологией, например, одеревенелость позвоночника, названная «болезнью Бехтерева».

Клиническим исследованиям посвящено более 150 опубликованных им работ; некоторые из них нашли отражение в монографиях «Нервные болезни в отдельных наблюдениях» (вып. 1 – 2, 1894 – 1899) и «Общая диагностика болезней нервной системы» (ч. 1 – 2, 1911 – 1915).

В работах по психиатрии В. М. Бехтерев рассматривал расстройства психических процессов во взаимосвязи с нарушением телесных функций. Он выступал против стеснения психических больных, широко применял методы трудовой терапии, физкультуру, водолечение и др., предложил свои способы лечения ряда болезней (в частности, лечение алкоголизма гипнозом). Специальная микстура, имеющая широкое лечебное применение в клинике нервных болезней, известна под названием «бехтеревской».

В психологической лаборатории при Военно-медицинской академии было выполнено большое количество экспериментальных исследований различных видов чувствительности (кожной, болевой, зрительной, слуховой, кинестетической, вибрационной). Для этих исследований были сконструированы ценные приборы: трихоэстезиометр, болемер, бароэстезиометр, миоэстезиометр, аксто-метр, сейсмометр и др. Материалы публиковались в специальном журнале «Обозрение психиатрии, неврологии и эксперименталь­ной психологии», который был основан В. М. Бехтеревым в 1896 г.

Занимаясь практическим лечением детей и взрослых, В. М. Бехтерев обобщил свои наблюдения за особенностями психики взрослых людей и причинах их болезней. В этих обобщениях по существу заложены основы современной акмеологии.

Современники в России и за рубежом отзывались о В. М. Бехтереве как об ученом, который больше и лучше других знал об устройстве и функциях головного мозга. Благодаря его трудам было установлено, что мозг есть орган психики. В связи с этим все рассуждения о психических явлениях вне связи с мозгом, функцией которого они являются, становились бесплодной мистикой. Ана-томо-физиологические исследования головного мозга явились важным условием для перевода умозрительной психологии на естественно-научные рельсы.

В. М. Бехтерев отвергал методы и теории господствовавшей субъективной психологии и выдвигал теорию изучения объективно наблюдаемых реакций организма взамен внутреннего содержания психических процессов. Он ратовал за объективную психологию (1907), называя ее «наукой поведения». В свое время это име­ло положительное значение в борьбе против идеализма в психологии.

Свидетельством исключительного организаторского таланта В. М. Бехтерева является создание им в 1908 г. Психоневрологического института, построенного на пожертвования специально выделенных для этих целей царских землях. Деньги надо было получить, а строительство – организовать. И все это В.М.Бехтерев сумел сделать.

Уникальность этого научно-образовательного комплекса состояла в том, что в нем располагались университет, который принимал слушателей независимо от сословного происхождения, и научно-исследовательские учреждения. На его базе была создана целая сеть научно-клинических и научно-исследовательских институтов, в том числе первый в России Педагогический институт. Это позволило В. М. Бехтереву связать теоретические и практические исследования в области как психиатрии и неврологии, так и психологии.

В состав преподавателей Психоневрологического института входили такие передовые ученые, как М. М. Ковалевский, Н. Е. Введенский, В. Л. Комаров. Его студентом впоследствии был самый знаменитый социолог XX в. Питирим Сорокин.

Огромный диапазон объектов экспериментальных исследований – от новорожденных до стариков, от глубинных структур мозга до поведения человека в разной социальной среде – позволил В. М. Бехтереву сделать обобщение, касающееся структуры личности зрелого человека и человеческого бессмертия.

Проанализировав различные определения личности, данные психологами того времени, В. М. Бехтерев установил, что не только и не столько синтез памяти, характера, ума, эмоций, способностей и других граней создают личность. Главное – ее направленность, устремленность и нацеленность, т.е. тот организующий стержень, вокруг которого собираются в неповторимый ансамбль все остальные особенности человека.

В конце февраля 1916 г., в годовщину открытия курсов Психоневрологического института, В. М. Бехтерев выступил с речью о бессмертии человеческой личности и человека вообще.

В 1918 г. В. М. Бехтерев стал основателем нового научно-исследовательского учреждения – Института по изучению мозга и психической деятельности. В качестве самостоятельной области знания он рассматривал рефлексологию. Составной частью рефлексологии является учение В. М. Бехтерева о «сочетательных» рефлексах, приобретаемых животным и человеком в индивидуальной жизни в результате совпадения, «сочетания» различных явлений внешнего мира с теми или иными врожденными реакциями организма. Совместно с М. В. Ланге и В. М. Мясищевым В. М. Бехтерев проводил свои эксперименты в группах студентов Медицинского, Педологического и Психоневрологического институтов. В опытах сначала определялись показатели каждого студента (они фиксировались на одном листе); затем проводились обсуждение результатов и голосование. Испытуемым предлагалось внести дополнения и изменения в свои прежние показатели (они фиксировались на другом листе).

В результате исследований В. М. Бехтерев установил: коллектив увеличивает объем знаний своих членов, исправляет их ошибки, смягчает отношение к поступку, дает общие сдвиги в сформулированных показателях. Были выявлены половые, возрастные, образовательные и врожденные различия в отношении к сдвигам психических процессов в условиях коллективной деятельности.

Результаты экспериментальных социально-психологических исследований были обобщены В. М. Бехтеревым в его работах: «Сознание и его границы» (Казань, 1888 г.), «О локализации сознательной деятельности у животных и человека» (СПб., 1896 г.), «Невропатологические и психиатрические наблюдения» (СПб., 1900 г.), «Психика и жизнь» (СПб., 1904 г.), «Основы учения о функциях мозга», вып. 1 – 7 (СПб., 1903 – 1907 гг.), «Гипноз, внушение и психотерапия» (СПб., 1911 г.), «Коллективная рефлексология (Петроград, 1921 г.), «Мозг и его деятельность» (М.; Л., 1928 г.).

В. М. Бехтерев является основоположником целостного подхода к изучению человека, ставшего методологическим принципом современной акмеологии.

После загадочной смерти В. М. Бехтерева в 1927 г. – когда он был здоров, весел, энергичен, полон новых идей и проектов, – начались критика его научного наследия, последовательное его противопоставление И. П. Павлову, замалчивание его заслуг. Особенно резкой критике подверглись его собственно психологические работы.

В 1948 г. в связи с борьбой против генетики Институт по изучению мозга и психической деятельности был закрыт. В этих условиях сохранение и развитие психологического направления исследований, заложенного В. М. Бехтеревым, потребовало от его последователей большого мужества, целеустремленности и проявления организаторского таланта в новых условиях. Одним из талантливых продолжателей идей В. М. Бехтерева, основателя ленинградской школы психологов, стал Б. Г. Ананьев.

Контрольные вопросы и задания

1.Какие условия влияют на проявление творческого потенциала?

2. Как вы понимаете смысл понятий «микроакме» и «макроакме»?

3. Какой фактор сыграл решающую роль в раннем самоопределении Н. И. Пирогова?

4. В каком возрасте у него появились осмысленные акмецелевые программы и как они реализовались на практике?

5. Расскажите о разноплановых акмецелевых программах Н. И. Пирогова. Каким жизненным кредо они были объединены?

6. Каково ваше отношение к отдельным мыслям Н. И. Пирогова, высказанным в статье «Вопросы жизни»?

7. Назовите основные направления реализации творческого потенциала П. Ф. Лесгафта.

8. Разработка каких теорий П. Ф. Лесгафтом послужила основой для научного обоснования физического образования?

9. Какие работы П. Ф. Лесгафта вам известны?

10.Расскажите, в каких направлениях проявились разносторонние научные интересы В. М. Бехтерева.

11.Каким образом новые теории и концепции В. М. Бехтерева находили развитие в организации творческих научных коллективов?

12.Охарактеризуйте основные вершины творчества В. М. Бехтерева.

1.Бехтерев В. М. Психика и жизнь. – СПб., 1904.

2. Губерман И. Бехтерев: страницы жизни. – М., 1977.

3. Красновский А. А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова. – М., 1949.

4. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. – М., 1982.

5. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. – М, 1985.

6. Учение П. Ф. Лесгафта о физическом воспитании и его педагогическая деятельность // Столбов В. В. История физической культуры: Учебник для пед. ин-тов. – М., 1989.

Владимир Михайлович Бехтерев, всемирно известный невропатолог, психиатр, физиолог, основатель отечественной школы психоневрологов, родился 1 февраля 1857 года в селе Сорали Вятской губернии.

На выбор специальности повлиял перенесенный Бехтеревым недуг, душевное расстройство. Потому в Императорской Медико-хирургической академии он на старших курсах выбирает в качестве направления - нервные и душевные болезни. Впоследствии он участвовал в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

В 1881 г. Владимир Михайлович защитил диссертацию на соискание степени доктора медицины по теме «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний», а также получил ученое звание приват-доцента.

После ряда лет руководства кафедрой психиатрии в Казанском университете, в 1893 г. Бехтерев возглавил кафедру душевных и нервных болезней Императорской Военно-медицинской академии, а т

акже стал директором клиники душевных болезней Клинического военного госпиталя.

В 1899 г. Бехтерев был избран академиком Военно-медицинской академии и награжден золотой медалью Российской академии наук. Недолгое время Владимир Михайлович исполнял обязанности начальника академии.

Владимир Михайлович Бехтерев выступил с инициативой создания Психоневрологического института, и благодаря его стараниям в 1911 г. появились первые здания института за Невской заставой. Вскоре он становится президентом института.

Активно участвовал Бехтерев и в общественной жизни. В 1913 году он принял участие в знаменитом политически ангажированном «деле Бейлиса». После выступления Бехтерева главный обвиняемый был оправдан, а экспертиза по его делу вошла в историю науки как первая судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

Подобное поведение вызвало недовольство властей, и вскоре Бехтерев был уволен из академии, Женского медицинского института и не был утвержден на новый срок в качестве президента Психоневрологического института.

В.М.Бехтерев занимался исследованием значительной части психиатрических, неврологических, физиологических и психологических проблем, при этом в своем подходе он неизменно ориентировался на комплексное изучение проблем мозга и человека. Он многие годы изучал проблемы гипноза и внушения.

Поддержка советской власти обеспечила ему относительно достойное существование и деятельность в новой России. Он работает в Наркомпросе, создает Институт по изучению мозга и психической деятельности. Однако альянс с властью был недолгим. Как великий ученый и независимый человек, он тяготился складывавшейся в стране тоталитарной системой. В декабре 1927 года Владимир Михайлович скоропостижно скончался. Существует немало доказательств того, что смерть носила насильственный характер.

Урна с прахом Владимира Михайловича Бехтерева долгие годы хранилась в мемориальном музее ученого, в 1971 г. была захоронена на «Литераторских мостках» Волковского кладбища. Известный отечественный скульптор М.К. Аникушин стал автором надгробного памятника.

Имя Владимира Михайловича Бехтерева носит Психоневрологический институт, а улица, на которой он расположен, также названа в честь великого ученого. Здесь же находится памятник Бехтереву.

«Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач».
​В.М. Бехтерев

Владимир Михайлович Бе́хтерев (20 января 1857 - 24 декабря 1927, Москва) - выдающийся русский медик- , невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик.

В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт, ныне носящий имя Бехтерева.

Биография

Родился в семье мелкого государственного служащего в селе Сорали, Елабужского уезда, Вятской губернии предположительно 20 января 1857 (был крещён 23 января 1857). Являлся представителем древнего вятского рода Бехтеревых. Образование получил в вятской гимназии и С.-Петербургской медико-хирургической академии. По окончании курса (1878), Бехтерев посвятил себя изучению душевных и нервных болезней и для этой цели работал при клинике проф. И. П. Мержеевского.

В 1879 году Бехтерев был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров. А в 1884 г. был командирован за границу, где занимался у Дюбуа-Раймона (Берлин), Вундта (Лейпциг), Мейнерта (Вена), Шарко (Париж) и др. По защите докторской диссертации (4 апреля 1981 г.) утверждён приват-доцентом Петербургской медико-хирургической академии, а с 1885 г. состоял профессором Казанского университета и заведующим психиатрической клиникой окружной казанской лечебницы. Во время работы в Казанском университете создал психофизиологическую лабораторию и основал Казанское общество невропатологов и психиатров. В 1893 г. возглавил кафедру нервных и душевных болезней Медико-хирургической академии. В том же году основал журнал «Неврологический вестник». В 1894 году Владимир Михайлович был назначен членом медицинского совета министерства внутренних дел, а в 1895 году - членом военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных. С 1897 преподавал также в Женском медицинском институте.

Организовал в Петербурге Общество психоневрологов и Общество нормальной и экспериментальной психологии и научной организации труда. Редактировал журналы «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», «Изучение и воспитание личности», «Вопросы изучения труда» и другие.

В ноябре 1900 года двухтомник Бехтерева «Проводящие пути спинного и головного мозга» был выдвинут Российской академией наук на премию имени академика К. М. Бэра. В 1900 Бехтерев был избран председателем Русского общества нормальной и патологической психологии.

После завершения работы над семью томами «Основы учения о функциях мозга» особое внимание Бехтерева как ученого стали привлекать проблемы психологии. Исходя из того, что психическая деятельность возникает в результате работы мозга, он считал возможным опираться главным образом на достижения физиологии, и, прежде всего, на учение о сочетательных (условных) рефлексах. В 1907-1910 годах Бехтерев опубликовал три тома книги «Объективная психология». Ученый утверждал, что все психические процессы сопровождаются рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями, которые доступны наблюдению и регистрации.

Был членом редакционного комитета многотомного «Traite international de psychologie pathologique» («Интернациональный трактат по патологической психологии») (Париж, 1908-1910), для которого им написаны несколько глав. В 1908 г. в Петербурге начинает работу основанный Бехтеревым Психоневрологический институт.

В мае 1918 году Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации Института по изучению мозга и психической деятельности. Вскоре Институт открылся, и его директором до самой смерти являлся Владимир Михайлович Бехтерев. В 1927 ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР.

Умер внезапно 24 декабря 1927 года в Москве, спустя несколько часов после того, как в Большом Театре отравился мороженым1 .

После своей смерти В. М. Бехтерев оставил собственную школу и сотни учеников, в том числе 70 профессоров.

Научный вклад

Бехтерев исследовал большой ряд , неврологических, физиологических, морфологических и психологических проблем. В своём подходе он всегда ориентировался на комплексное изучение проблем мозга и человека. Осуществляя реформацию современной психологии, разработал собственное учение, которое последовательно обозначал как объективную психологию (с 1904), затем как психорефлексологию (с 1910) и как рефлексологию (с 1917). Уделял особое внимание разработке рефлексологии как комплексной науки о человеке и обществе (отличной от физиологии и психологии), призванной заменить психологию.

Широко использовал понятие «нервный рефлекс». Ввел в оборот понятие «сочетательно-двигательный рефлекс» и разработал концепцию этого рефлекса. Открыл и изучил проводящие пути спинного и головного мозга человека, описал некоторые мозговые образования. Установил и выделил ряд рефлексов, синдромов и симптомов. Физиологические рефлексы Бехтерева (лопаточно-плечевой, рефлекс большого веретена, выдыхательный и др.) позволяют определить состояние соответствующих рефлекторных дуг, а патологические (тыльностопный рефлекс Менделя - Бехтерева, запястно-пальцевой рефлекс, рефлекс Бехтерева - Якобсона) отражают поражение пирамидных путей.

Описал некоторые болезни и разработал методы их лечения («Постэнцефалитические симптомы Бехтерева», «Психотерапевтическая триада Бехтерева», «Фобические симптомы Бехтерева» и др.). В 1892 Бехтеревым была описана «одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» («Болезнь Бехтерева», «Анкилозирующий спондилит»). Бехтеревым выделены такие заболевания, как «хореическая падучая», «сифилитический множественный склероз», «острая мозжечковая атаксия алкоголиков».

Создал ряд лекарственных препаратов. «Микстура Бехтерева» широко использовалась в качестве успокаивающего средства. Многие годы исследовал проблемы гипноза и внушения, в том числе при алкоголизме. Более 20 лет изучал вопросы полового поведения и воспитания ребенка. Разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей. Многократно критиковал психоанализ (учения Зигмунда Фрейда , Альфреда Адлера и др.), но вместе с тем способствовал проведению теоретических, экспериментальных и психотерапевтических работ по психоанализу, которые осуществлялись в возглавляемом им Институте по изучению мозга и психической деятельности.

Кроме того, Бехтерев разрабатывал и изучал связь между нервными и психическими болезнями, и циркулярный психоз , клинику и патогенез галлюцинаций , описал ряд форм навязчивых состояний , различные проявления психического автоматизма. Для лечения нервно-психических заболеваний ввел сочетательно-рефлекторную терапию и алкоголизма, психотерапию методом отвлечения, коллективную психотерапию.

Творчество

Кроме диссертации «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний» (Спб., 1881), Бехтереву принадлежат многочисленные работы по нормальной анатомии нервной системы; патологической анатомии центральной нервной системы; физиологии центральной нервной системы; по клинике душевных и нервных болезней и, наконец, по психологии (Образование наших представлений о пространстве, «Вестник психиатрии», 1884).

В этих работах Бехтерев занимался изучением и исследованием хода отдельных пучков в центральной нервной системе, состава белого вещества спинного мозга и хода волокон в сером веществе и вместе с тем, на основании произведённых опытов, выяснением физиологического значения отдельных частей центральной нервной системы (зрительных бугров, преддверной ветви слухового нерва, нижних и верхних олив, четверохолмия и пр.).

Бехтереву удалось также добыть некоторые новые данные по вопросу о локализации различных центров в мозговой коре (напр. по локализации кожных - осязательных и болевых - ощущений и мышечного сознания на поверхности мозговых полушарий, «Врач», 1883) и также по физиологии двигательных центров мозговой коры («Врач», 1886). Много работ Бехтерева посвящено описанию малоисследованных патологических процессов нервной системы и отдельным случаям нервных заболеваний.

Соч.: Основы учения о функциях мозга, СПБ, 1903-07; Объективная психология, СПБ, 1907-10; Психика и жизнь, 2 изд., СПБ, 1904; Общая диагностика болезней нервной системы, ч. 1-2, СПБ, 1911-15; Коллективная рефлексология, П., 1921: Общие основы рефлексологии человека, М.- П., 1923; Проводящие пути спинного и головного мозга, М.- Л., 1926; Мозг и деятельность, М.- Л., 1928: Избр. произв., М., 1954.

Ссылки

  • Роль внушения в общественной жизни - речь В. М. Бехтерева 18 декабря 1897 г.
  • Биографические материалы о В. М. Бехтереве с проекта Хронос

1 По поводу неожиданной смерти В.М. Бехтерева существует три версии. Среди ближайших учеников В.М.Бехтерева существовала никогда, естественно, не опубликованная, своя версия смерти учителя: смерть в момент интимной близости с одной из молоденьких сотрудниц, так называемая "сладкая смерть" по терминологии французских авторов. По другой версии, смерть Бехтерева связана с тем, что это именно он поставил диагноз смерти В.И. Ленину: "сифилис мозга". Самой правдоподобной, тем не менее, следует считать версию, согласно которой Бехтерев был отравлен по приказу И.В. Сталина после того, как Бехтерев после консультации Сталина по поводу его сухорукости отозвался о нем "обычный параноик".

(1857-1927) русский психиатр и невропатолог

Владимир Михайлович Бехтерев родился в небольшом удмуртском селе Сорали Елабужского уезда Вятской губернии. Его отец, Михаил Бехтерев, был становым приставом, мать, Надежда Львовна, происходила из купеческой семьи.

Владимир был третьим и самым младшим ребенком в семье. Первые годы его жизни прошли в постоянных переездах. Отца с повышением перевели в Глазов, где семья поселилась в собственном доме. Вскоре старший Бехтерев получил новое повышение по службе и стал начальником отделения по надзору за политическими ссыльными. С одним из них, польским журналистом К. Тхижевским, Владимир занимался иностранными языками, готовясь к поступлению в гимназию. В 1864 г. он вместе с матерью приехал в Вятку, где успешно выдержал экзамены и был принят сразу во второй класс гимназии. Но успех был омрачен неожиданным заключением врачей, обнаруживших у его отца чахотку. Бехтеревым пришлось вновь переехать, на сей раз в Вятку, где отец купил дом, и семья начала обустраиваться на новом месте. Вскоре отец Владимира умер, но мать сумела добиться, чтобы ее детей учили в гимназии «за казенный счет».

Владимир становится в гимназии одним из лучших учеников, он досрочно проходит программу обучения и получает аттестат зрелости, когда ему еще не исполнилось 17 лет. Летом 1872 года он приехал в Петербург и стал студентом Медико-хирургической академии. По итогам вступительных экзаменов он получил право на бесплатное обучение с единственным условием: закончив учебу, он должен был стать военным врачом.

Свою будущую профессию Владимир Бехтерев избрал случайно. На втором курсе от перегрузки у него случилось нервное расстройство, и он оказался в академической клинике, которой руководил один из крупнейших русских врачей-психиатров Иван Михайлович Балинский. После выздоровления Бехтерев начинает посещать студенческий семинар Балинского.

Вместе с Владимиром Бехтеревым в Академии учился будущий физиолог Иван Петрович Павлов . После окончания учебного заведения их дружба не прерывалась до самой смерти Бехтерева, хотя отношения между ними скорее напоминали соперничество.

В 1877 году началась русско-турецкая война, и, несмотря на то что студенты старших курсов не подлежали призыву, Бехтерев добился разрешения отправиться на фронт. Он работал врачом в составе медицинского отряда, организованного на средства предпринимателей братьев Рыжовых, участвовал во всех крупных сражениях. На следующий день после взятия Плевны, Владимир Бехтерев заболел малярией, и после пребывания в эвакогоспитале его отправили на лечение в Петербург.

Выйдя из больницы, Владимир Бехтерев узнал, что, как участник военных действий, он может продолжить обучение бесплатно и без сокращения срока. Однако он не воспользовался полученной привилегией и досрочно сдал все экзамены вместе с сокурсниками, не прерывавшими учебы. В 1878 г. Бехтерев блестяще защитил дипломную работу, посвященную лечению редких форм туберкулеза. Ученый совет рекомендовал ее к печати и присудил автору именную премию.

Владимир Михайлович Бехтерев не смог воспользоваться правом защитить докторскую диссертацию без предварительной сдачи экзаменов, так как ему нужно было продолжить военную службу. Учитывая научные заслуги молодого врача, руководство Академии смогло договориться о продолжении им службы в качестве стажера в академической клинике душевных и нервных болезней. Бехтерев вошел в число учеников Балинского. Параллельно с работой в клинике он преподавал в Академии.

В 1878 году он женился на своей землячке Н. Базилевской. Вскоре у супругов рождается сын Евгений, а за ним - дочь Ольга. Через неделю после ее рождения, Владимир Бехтерев блестяще защищает диссертацию и получает степень доктора медицины и звание приват-доцента. Его диссертация была посвящена установлению связей между психическими нарушениями и клиническими симптомами. Он сформировал признаки, по которым можно было установить наличие того или иного психического заболевания.

Помимо присуждения докторской степени, Бехтереву предоставили право совершить заграничную командировку. Он отправился в Германию, где хотел пройти стажировку у крупнейших немецких неврологов Вестфаля и Менделя. Приехав в Берлин, Владимир Бехтерев узнал, что немецкое правительство ограничивало сроки пребывания иностранцев в столице шестью неделями. Тогда он переезжает в Лейпциг, где начинает работать в клинике П. Флексига. Под руководством ученого, Бехтерев впервые обращается к исследованию физиологии нервных процессов. Он опубликовал несколько статей в немецких журналах, где заложил основы новой науки, названной нейрофизиологией.

Флексиг высоко оценил работу русского ученого и предложил Бехтереву продолжить стажировку в Париже, у известного ученого Жана Мартена Шарко. Однако, приехав в Париж, Владимир Михайлович Бехтерев получил письмо от министра народного просвещения А. Делянова, который предлагал ученому занять должность профессора и заведующего кафедрой душевных болезней в Казанском университете. К тому времени он входит в круг крупнейших ученых Европы.

Владимир Бехтерев соглашается и пробыв летом 1885 года в Париже всего несколько недель, возвращается в Россию. В Казани он становится во главе одного из крупнейших в стране психоневрологических центров, благодаря выделенным властями средствам открывает лабораторию и клинику. Постепенно Бехтерев создает оборудованную по последнему слову техники нейрофизиологическую лабораторию, в которой разрабатываются уникальные методы лечения психических болезней.

Талантливый ученый изучает строение головного мозга, а свои наблюдения обобщает в книге «Проводящие пути мозга» (1892), которая сразу же была переведена на основные европейские языки. По его инициативе в Казани учреждается кафедра невропатологии, во главе которой становится ученик Бехтерева профессор Л. Даркшевич.

Однако семейная жизнь ученого складывается не так благополучно, как научная карьера. Вскоре поле переезда в Казань от туберкулеза умирает его старший сын. Но через некоторое время у него рождается сын и дочь.

В 1893 г. Владимир Михайлович Бехтерев получает приглашение от начальника петербургской Военно-медицинской академии возглавить кафедру душевных и нервных болезней. Переехав в Петербург, ученый сосредотачивается на изучении физиологии мозга. В руководимой им клинике он организует первое в стране нейрохирургическое отделение. Вокруг ученого собирается коллектив перспективных молодых исследователей, возникает уникальное научное содружество, в котором хирурги работают бок о бок с психиатрами. Впервые в мире Бехтерев демонстрирует случаи хирургического излечения психических заболеваний. Кроме того, он организует при клинике ряд специализированных лабораторий, в которых проводятся исследования по анатомии и физиологии мозга, по экспериментальной психологии. По инициативе ученого организуются специальные лечебные мастерские, в которых работают больные. Он доказал, что трудовая деятельность может стать важнейшим средством для лечения психических расстройств.

В 1895 г. ученый выпускает второе издание книги «Проводящие пути мозга», за которую его выдвигают на премию имени К. Бэра, высшую награду по естественным наукам Российской Академии наук. Бехтерев обращается в Академию с письмом, в котором соглашается принять премию только в том случае, если она будет разделена с И. Павловым, чья работа также была выдвинута. Президиум Академии принимает решение объединить первую и вторую премии и присудить ученым по специальной награде в размере 700 рублей.

Параллельно с признанием в России растет и международная известность Бехтерева. Он становится членом ряда крупнейших научных обществ и европейских академий наук. 15 мая 1899 года ему присуждают звание академика Военно-медицинской академии.

В конце XIX в. руководимая ученым клиника становится крупнейшим как в России, так и в Европе центром по подготовке врачей-невропатологов и психиатров. В ней работают стажеры из разных стран мира и изо всех уголков страны. При клинике выходят несколько научных журналов и ежегодные выпуски научных отчетов.

Трудоспособность Владимира Бехтерева была поистине поразительной. Он ежегодно публиковал около двадцати научных работ, преподавал, совершал ежедневные обходы и еженедельно вел амбулаторный прием. Под его руководством были разработаны уникальные методы диагностики заболеваний головного мозга. Любопытно, что еще в 1907 г. работавший в клинике Бехтерева врач Г. Вихрев построил первый в мире рентгеноскоп - прибор, позволявший получать стереоскопические рентгеновские изображения. Бехтерев оценил открытие и предсказал ему большое будущее, но в то время уровень развития науки не позволял создать полноценный аппарат. Лишь много лет спустя он будет построен в США и назван томографом.

С началом русско-японской войны, Владимир Михайлович Бехтерев направляет своих учеников на Дальний Восток для нейрохирургической помощи раненым.

В 1905 году скоропостижно умирает начальник Военно-медицинской академии, и Ученый совет единогласно голосует за назначение Бехтерева на этот пост. Уже в первые месяцы пребывания на новой должности он принимает решение восстановить в Академии всех студентов, ранее исключенных за участие в революционных действиях. Опасаясь волнений, власти не решились отменить приказ Бехтерева, однако в январе 1906 г. военный министр все же отстранил его от должности, мотивируя свое решение тем, что административная деятельность отвлекает ученого от научных исследований.

Бехтерев с головой уходит в научную работу, выпуская свой фундаментальный труд «Основы учения о функциях мозга». В этой работе он устанавливает соответствие системы условных рефлексов с работой различных отделов мозга, разрабатывает методику комплексной диагностики головного мозга, с помощью которой врачи последующих поколений успешно лечили больных. Работа была выдвинута на премию Бэра, но Бехтерев не получил ее из-за отрицательного отзыва И. Павлова, который не принял концепцию коллеги, считая ее слишком революционной.

Свободное время Владимир Бехтерев обычно проводил на даче в местечке Куоккала. Там он познакомился со знаменитым русским художником Ильей Репиным , который написал портрет ученого.

После завершения войны с Японией Бехтерев смог добиться осуществления своего давнего замысла - организовать Психоневрологический институт. Со временем он стал одновременно учебным и научно-исследовательским учреждением. Бехтерев собрал коллектив, состоявший из крупнейших русских ученых. В институте читали лекции физиолог Николай Введенский, историк Евгений Тарле, химик Д. Цвет, биологи Г. Вагнер и М, Ковалевский.

Когда в 1911 году некоторые преподаватели покинули государственные вузы в знак протеста против политики тогдашнего министра народного просвещения Льва Кассо, многие из них стали работать у Бехтерева. Властям не понравилось подобное развитие событий, и при первой же возможности, которая представилась в 1913 году, когда Владимиру Михайловичу Бехтереву исполнилось 56 лет, ему было предложено подать рапорт об отставке с военной службы, что означало уход из Академии. Одновременно он был вынужден прекратить работу в Женском медицинском институте, его пытались уволить и из Психоневрологического института, но приказ Кассо вызвал единодушный протест всего коллектива, и власти не стали настаивать на выполнении решения.

Бехтерев оставался во главе института вплоть до 1918 года, когда по решению советского правительства учреждение было переименовано в Институт мозга.

Уйдя из академии, ученый выпустил двухтомный труд «Общая диагностика болезней нервной системы», где обобщил свой огромный опыт. Многие годы эта работа была настольной книгой невропатологов и психиатров.

После прихода к власти большевиков, Владимир Бехтерев работал в научных советах при Наркомпросе и Наркомздраве. В институте Бехтерева были открыты курсы по подготовке военных фельдшеров для Красной Армии.

Ученый продолжал печатать научные труды. В 1918 г. он выпускает книгу «Общие основы рефлексологии», в которой применяет наблюдения Павлова к человеку. Вскоре Бехтерев становится президентом Психоневрологической академии.

Весной 1923 года он отправляется в заграничную командировку, причем по дороге останавливается в Москве, где консультирует Владимира Ильича Ленина , у которого незадолго до этого произошел обширный инсульт, вызвавший потерю речи и паралич.

В 1925 году в Москве и Ленинграде отмечали 40-летие научной деятельности Бехтерева. Вскоре после юбилея он теряет жену - она умирает от воспаления легких. Чтобы поддержать его, к Бехтереву переезжает старший брат Николай. Пытаясь заново устроить свою семейную жизнь, знаменитый ученый женится на одной из своих сотрудниц.

В декабре 1927 г. он приехал в Москву, где открывался съезд невропатологов и психиатров. Утром 24 декабря ученого неожиданно вызвали в Кремль для консультации. Лишь много лет спустя стало известно, что в этот день он осматривал Иосифа Сталина и поставил ему безжалостный, но верный диагноз - параноидальная шизофрения. Вечером Владимир Бехтерев приехал на банкет по случаю открытия съезда, а на следующий день внезапно умер от острого кишечного отравления. Хотя врачи настаивали на вскрытии, тело ученого в срочном порядке кремировали и отправили в Ленинград. Урну с прахом установили в созданном еще в 1925 году музее при институте. Лишь много лет спустя она была захоронена на Волковом кладбище.

Дело Владимира Михайловича Бехтерева продолжили его потомки. Дочь его сына Петра - Наталья Петровна Бехтерева - стала врачом-невропатологом и за разработку новых методов лечения она была избрана членом Академии наук СССР.

БЕХТЕРЕВ, ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ (1857–1927), русский невролог, психиатр, морфолог и физиолог нервной системы. Выстраивал свою концепцию объективной психологии. В его научных интересах, центральное место занимала психиатрия, исследование душевной жизни человека. Уделяя значительное внимание психологии, он выдвинул план ее превращения в объективную естественную науку. В начале 20 в. появились его первые книги, в которых излагались основные принципы объективной психологии, позже названной им рефлексологией. В 1907 г. Бехтерев организовал Психоневрологический институт, на базе которого была создана сеть научно – клинических и научно – исследовательских институт, в том числе и первый в России Педологический институт. Это позволило Бехтереву связать теоретические и практические исследования.

Разрабатывая свою объективную психологию как психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, Бехтерев, тем не менее, не отвергал сознание. Он включал его в предмет психологии, так же как и субъективные методы исследования психики, в том числе самонаблюдение. Основные положения новой науки изложены им в работах «Объективная психология» и «Общие основания рефлексологии». Он исходил из того, что рефлексологические исследования, в том числе рефлексологический эксперимент, дополняют данные, полученные при психологических исследованиях, анкетировании и самонаблюдении.

В дальнейшем Бехтерев исходил из того, что рефлексология в принципе не может заменить психологию, и последние работы его института постепенно вышли за рамки рефлексологического подхода.

С его точки зрения, рефлекс есть способ установления относительно устойчивого равновесия между организмом и комплексом условий, действующих на него. Так появилось одно из основных положений Бехтерева о том, что отдельные жизненные проявления организма приобретают черты механической причинности и биологической направленности и имеют характер целостной реакции организма, стремящегося отстоять и утвердить свое бытие в борьбе с меняющимися условиями среды.

Исследуя биологические механизмы рефлекторной деятельности, Бехтерев отстаивал мысль о воспитуемости, а не о наследуемом характере рефлексов. Так в книге «Основы общей рефлексологии» он доказывал, что не существует врожденного рефлекса рабства или свободы, и утверждал, что общество осуществляет своего рода социальный отбор, создавая нравственную личность. Т. о., именно социальная среда является источником развития человека; наследственность задает лишь тип реакции, но сами реакции развиваются в течение жизни. Доказательством этого послужили, по его мнению, исследования генетической рефлексологии, доказавшие приоритетность среды в развитии рефлексов младенцев и детей раннего возраста.

Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших в психологии и был одним из немногих психологов начала 20 в., которые трактовали в тот период личность как интегративное целое. Он рассматривал созданный им Педологический институт как центр по изучению личности, которая является основой воспитания. Он всегда подчеркивал, что все его интересы концентрируются вокруг одной цели – «изучить человека и суметь его воспитать». Бехтерев фактически ввел в психологию понятия: индивид, индивидуальность и личность, считая, что индивид – это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности.

Большое значение имели и исследования Бехтеревым структуры личности, в которой он выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части, их роли в различных видах деятельности и их взаимосвязи. Он отмечал доминирующую роль бессознательных мотивов во сне или при гипнозе и считал необходимым исследовать влияние опыта, приобретенного в это время, на сознательное поведение. Исследуя способы коррекции отклоняющегося поведения, он полагал, что любое подкрепление может зафиксировать реакцию. Избавиться от нежелательного поведения можно, только создав более сильный мотив, который «вберет в себя всю энергию, затрачиваемую на нежелательное поведение».

Бехтерев отстаивал мысль о том, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетна именно личность, а не коллектив. Эти взгляды доминируют в его работах «Коллективная рефлексология», «Объективное изучение личности». Именно из этой позиции он исходил, исследуя коллективную соотносительную деятельность, объединяющую людей в группы. Бехтерев выделял людей, склонных к коллективной или индивидуальной соотносительной деятельности, и изучал, что происходит с личностью, когда она становится членом коллектива, и чем вообще реакция коллективной личности отличается от реакции отдельно взятой личности.

В своих экспериментах по исследованию влияния внушения на деятельность человека Бехтерев фактически впервые обнаружил такие явления, как конформизм, групповое давление, которые только через несколько лет стали изучаться в западной психологии.

Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, он вместе с тем подчеркивал, что влияние коллектива не всегда благотворно, т. к. любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Он писал о том, что обычаи и общественные стереотипы, в сущности, ограничивают личность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребности.

А.Ф. Лазурский – основатель отечественной характерологии и экспериментального изучения личности

Лазурский – основатель отечественной характерологии и экспериментального изучения личности.

А. Ф. Лазурский создал новое направление в дифференциальной психологии – научную характерологию. Он стоял за создание научной теории индивидуальных различий. Основной целью дифференциальной психологии он считал «построение человека из его наклонностей», а также разработку возможно более полной естественной классификации характеров. Он выступает за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство исследователя в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Важным в теории Лазурского было положение о теснейшей связи свойств характера с нервными процессами. Это было объяснение свойств личности нейродинамикой корковых процессов. Научная характерология Лазурского строилась как опытная наука, опирающаяся на изучение нейродинамики корковых процессов. Не придавая вначале значения количественным методам оценки психических процессов, используя только качественные методы, он позднее ощутил недостаточность последних и попытался использовать графические схемы для определения способностей ребенка. Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психологов, прежде всего представителей ленинградской-петербургской школы психологов. Взгляды А. Ф. Лазурского на природу и структуру личности формировались под непосредственным воздействием идей В. М. Бехтерева в пору, когда он работал под его руководством в Психоневрологическом институте. По мысли А. Ф. Лазурского основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т. п.) . Мера (степень) активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях – низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека. Личность в представлении А. Ф. Лазурского это единство двух психологических механизмов. С одной стороны, это эндопсихика – внутренний механизм человеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере. По А. Ф. Лазурному эндочерты в основном являются врожденными. Другую существенную сторону личности составляет экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга. Например, развитое воображение, обусловливающие и способности к творческой деятельности, высокая чувствительность и возбудимость – все это предполагает к занятиям искусством. То же в отношение экзокомплекса черт, когда внешние условия жизни как бы диктуют и соответствующее поведение. Процесс адаптации личности может быть более или менее успешным. А. Ф. Лазурский в связи с этим принципом выделяет три психических уровня. Низший уровень характеризует максимальное влияние внешней среды на психику человека. Среда как бы подчиняет такого человека себе, не считаясь с его эндоособенностями. Отсюда противоречие между возможностями человека и усвоенными им профессиональными навыками. Средний уровень предполагает большую возможность приспособиться к окружающей среде, найти в ней свое место. Более сознательные, обладающие большей работоспособностью и инициативой, люди выбирают занятия, соответствующие их склонностям и задаткам. На высшем уровне психического развития процесс приспособления осложняется тем, значительная напряженность, интенсивность душевной жизни, заставляет не только приспособиться к среде, но и порождает желание переделать, видоизменить ее, сообразно своим собственным влечениям и потребностям. Иными словами, здесь скорее мы можем встретиться с процессом творчества. Итак, низший уровень дает людей недостаточно или плохо приспособленных, средний – приспособившихся, а высший – приспособляющихся. На высшем уровне психического уровня благодаря духовному богатству, сознательности, скоординированности душевных переживаний экзопсихика достигает наивысшего развития, а эндопсихика составляет ее естественную подоснову. Поэтому деление идет по экзопсхическим категориям, точнее, по важнейшим общечеловеческим идеалам и их характерологическим разновидностям. Важнейшими среди них, по мнению А. Ф. Лазурского являются: альтруизм, знание, красота, религия, общество, внешняя деятельность, система, власть.

Особенности экспериментального подхода в русской психологии начала XXв

Специфики экспериментального расклада в российской психологии начала ХХ в.; изыскания Н. В общем н. Наверно, ланге, А. К счастью, ф. В самом деле лазурского. Видимо становление течения, основывающегося на экспериментальном способе изыскания психических явлений, исполнялось под действием как совокупных направленностей мировой весьма эмоциональной науки, но и своеобразных социокультурных посылов и критерий становления российского эмоционального познания.

Главной беспристрастной посылом внедрения опыта в психологию появилась необходимость в конкретных, экспериментально неторопливо проверенных итогах налицо эмоциональных изысканий жителя нашей планеты. Действительно однозначно необыкновенно крайне имели необходимость в их резко развивавшиеся в конце ХХ. медицина и педагогика. 2-ой посылом развития экспериментальной психологии было узкое взаимодействие с науками, с коими психология была связана и исторически и логически, сначала, с дисциплинами естественнонаучного цикла. По-видимому данное взаимодействие определило проблематику воистину эмоциональных изысканий и внедрение специалистами по психологии воистину справедливых способов изыскания. Более того третьей посылом выступила логика становления по-человечески научного эмоционального познания, чувство недостаточности и невсеобъемлемости интроспекции как способа и доктрине очень-то научного познания.

Развитие естественнонаучной психологии в Рф было обусловлено образовавшимися в отечественной науке материалистическими тенденциями, воплотившихся в российской философии материализма, и еще в трудах просто-напросто научных работников – естествоиспытателей: Д. С другой стороны и. Короче говоря, менделеева, И. Напротив и. Оказалось, что мечникова, И. Ну что ж м. А теперь сеченова, И. Естественно, п. Стало быть павлова, А. В сущности а. И все же ухтомского и другие.

Особенности русского поведенчества

Если Германия дала миру учение о физико-химических основах жизни, Англия – о законах эволюции, то Россия дала миру науку о поведении. Создателями этой новой науки, отличной от физиологии и психологии, были русские ученые – И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский. У них были свои школы и ученики, и их уникальный вклад в мировую науку получил всеобщее признание.

В начале 60-х гг. 19 в. в журнале “Медицинский вестник” была опубликована статья Ивана Михайловича Сеченова “Рефлексы головного мозга”. Она произвела оглушительный эффект среди читающего населения России. Впервые со времен Декарта, введшего понятие рефлекса, была показана возможность объяснения высших проявлений личности на основе рефлекторной деятельности.

Рефлекс включает в себя три звена: внешний толчок, вызывающий раздражение центростремительного нерва, которое передается в мозг, и отраженное раздражение, передающееся по центробежному нерву к мышцам. Сеченов переосмыслил эти звенья и добавил к ним новое, четвертое звено. Раздражение становится в учении Сеченова чувством, сигналом. Не “слепой толчок”, а различение внешних условий, в которых совершается ответное действие.

Сеченов выдвигает также оригинальный взгляд на работу мышцы. Мышца – это не только “рабочая машина”, но и, благодаря наличию в ней чувствительных окончаний, еще и орган познания. В дальнейшем Сеченов говорит о том, что именно рабочая мышца производит операции анализа, синтеза и сравнения объектов, с которыми она оперирует. Но из этого следует важнейший вывод: рефлекторный акт не завершается сокращением мышцы. Познавательные эффекты ее работы передаются в центры головного мозга, и на этом основании изменяется картина воспринимаемой среды. Так рефлекторная дуга преобразуется в рефлекторное кольцо, которое образует новый уровень отношений организма со средой. Изменения среды отражаются в психическом аппарате и вызывают последующие изменения в поведении; поведение становится психически регулируемым (ведь психика – это отражение). На базе рефлекторно организованного поведения возникают психические процессы.

Сигнал преобразуется в психический образ. Но и действие не остается неизменным. Из движения (реакции), оно превращается в психическое действие (сообразное среде). Соответственно изменяется и характер умственной работы – если раньше она являлась бессознательной, то теперь показывается основа возникновения сознательной деятельности.

Одно из важнейших открытий Сеченова, касающееся работы головного мозга, - это открытие им так называемых центров торможения. До Сеченова физиологи, объясняющие деятельность высших нервных центров, оперировали только понятием возбуждения.

Основные идеи и понятия, разработанные И.М. Сеченовым, получили свое полное развитие в работах Ивана Петровича Павлова.

С именем Павлова ассоциируется, прежде всего, учение о рефлексах. Павлов разделил раздражители на безусловные (безусловно вызывают ответную реакцию организма) и условные (организм реагирует на них только в том случае, если их действие становится биологически значимым). Эти раздражители, совместно с подкреплением порождают условный рефлекс. Выработка условных рефлексов – основа обучения, приобретения нового опыта.

В ходе дальнейших исследований Павлов существенно расширяет экспериментальное поле. Он переходит от изучения поведения собак и обезьян к изучению нервно-психических больных. Исследование поведения людей приводит Павлова к выводу о необходимости различения двух видов сигналов, управляющих поведением. Поведение животных регулируется первой сигнальной системой (элементы этой системы – чувственные образы). Поведение человека регулируется второй сигнальной системой (элементы – слова). Благодаря словам у человека возникают обобщенные чувственные образы (понятия) и мыслительная деятельность.

Павлов также предложил оригинальную идею происхождения нервных расстройств. Он предположил, что причиной неврозов у людей могут служить столкновения противоположных тенденций – возбуждения и торможения.

Идеи, сходные с павловскими, развивал другой великий русский психологи и физиолог Владимир Михайлович Бехтерев.

Бехтерев был увлечен идеей создания науки о поведении, основанной на изучении рефлексов – рефлексологии. В отличии от бихевиористов и И.П. Павлова, он не отвергал сознание как объект психологического исследования и субъективные методы исследования психики.

Одним из первых отечественных и мировых психологов, Бехтерев начинает изучать личность как психологическую целостность. Фактически, он вводит в психологию понятия индивид, личность и индивидуальность, где индивид – это биологическая основа, личность – социальное образование и т.д. Исследуя структуру личности, Бехтерев выделял ее сознательную и бессознательную части. Как и З.Фрейд, он отмечал ведущую роль бессознательных мотивов во сне и при гипнозе. Как и психоаналитики, Бехтерев развивал идеи о сублимации и канализации психической энергии в социально-приемлемом направлении.

Одним из первых Бехтерев занялся вопросами психологии коллективной деятельности. В 1921 г. выходит в свет его труд “Коллективная рефлексология”, где он пытается рассмотреть деятельность коллектива через изучение “коллективных рефлексов” - реакций группы на воздействия среды. В книге поднимаются проблемы возникновения и развития коллектива, его влияния на человека и обратное влияние человека на коллектив. Впервые показаны такие явления, как конформизм, групповое давление; ставится проблема социализации личности в процессе развития и т.д.

Иную линию в исследовании рефлекторной природы регуляции психики развивал в своих трудах Алексей Алексеевич Ухтомский.

Он делал основной упор на центральной фазе целостного рефлекторного акта, а не на сигнальной, как первоначально И. П. Павлов, и не на двигательной, как В. М. Бехтерев. Ухтомский разработал учение о доминанте (1923г). Под доминантой он понимал господствующий очаг возбуждения, который, с одной стороны, накапливает импульсы, идущие в нервную систему, а с другой - одновременно подавляет активность других центров, которые как бы отдают свою энергию господствующему центру, т. е. доминанте.

Свои теоретические воззрения Ухтомский испытывал как в физиологической лаборатории, так и на производстве, изучая психофизиологию рабочих процессов. При этом он считал, что у высокразвитых организмов за видимой "обездвиженностью" таится напряженная психическая работа. Следовательно, нервно-психическая активность достигает высокого уровня не только при мышечных формах поведения, но и тогда, когда организм по видимости относится к среде созерцательно. Эту концепцию Ухтомский назвал “оперативным покоем”. Механизмом доминанты Ухтомский объяснял широкий спектр психических актов: внимание (его направленность на определенные объекты, сосредоточенность на них и избирательность), предметный характер мышления (вычленение из множества раздражителей среды отдельных комплексов, каждый из которых воспринимается организмом как определенный реальный объект в его отличиях от других). Это "разделение среды на предметы" Ухтомский трактовал как процесс, состоящий из трех стадий: укрепление наличной доминанты, выделение только тех раздражителей, которые являются для организма биологически интересными, установление адекватной связи между доминантой (как внутренним состоянием) и комплексом внешних раздражителей. При этом наиболее отчетливо и прочно закрепляется в нервных центрах то, что переживается эмоционально.