Как лечить нервные расстройства у детей? Лечение психических расстройств

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Глава 1
  • 1) Этиологические факторы диссоциативных расстройств и расстройств личности. Психоанализ
  • 3) Характеристика внутриличностного конфликта при неврозах у подростков
  • Глава 2
  • 1) Профилактика нарушений психики у подростков на государственном уровне
  • 2) Профилактика нарушений психики у подростков на местном уровне
  • 3) Новые взгляды на профилактику неврозов
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

В Республике Беларусь ежегодно выявляется все большее количество детей с проблемами психической дезадаптации. Пограничные нервно-психические расстройства, доминирующие в структуре психической патологии детского и подросткового возраста, в 2004 г. составили, по официальным данным, около 28,3 случаев на 1000 детского населения. Аналогичные показатели сохраняются в последующие 2 года. Вместе с тем, значительное количество психических и поведенческих расстройств (ППР) в детско-подростковой возрастной когорте до настоящего времени остается неучтенным.

Проспективное обследование когорты из 250 детей в возрасте от 6 до 12 лет, сформированной методом случайной выборки, семьи которых проживают в сельских районах Республики Беларусь, свидетельствуют о том, что основными формами проявлений психических и поведенческих расстройств являются: эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста (рубрика МКБ-10 F93) (7,6%), специфические расстройства развития речи (F80) (8.4%), школьных навыков (F81) (7,2%), гиперкинетические расстройства (F90) (4,4%), расстройства социального функционирования (F94) (3,6%), тикозные расстройства (F95) (4,8%) и умственная отсталость (F70) (2.0%). Суммарный показатель распространенности психических и поведенческих расстройств (включая сочетанные формы) в возрасте 10-12 лет составил 24,8%.

Указанные данные в целом соответствуют результатам, полученным в ходе эпидемиологических исследований распространенности психических и поведенческих расстройств среди детей в ряде зарубежных стран, в частности, в Великобритании и Канаде.

Столь значительные показатели распространенности психических и поведенческих расстройств среди детей являются, в первую очередь, эффектом примененных в широком масштабе скрининговых методов, обнаруживших "подводную часть айсберга", не отраженную ранее официальной статистикой, и свидетельствуют о настоятельной необходимости дальнейшего совершенствования детской психиатрической и психотерапевтической службы в Республике. Чрезвычайно велика группа риска, в которую входят дети и подростки, склонные к аутодеструктивному поведению, правонарушениям и другим формам поведенческих девиаций.

Одну из острейших проблем общества представляет собой состояние подростковой преступности и правонарушений.

Данные исследований, проводимых в странах СНГ, подтверждают мнение зарубежных авторов о тесной связи между преступной деятельностью и психическими нарушениями. Результаты выборочных исследований показывают, что распространенность психических и поведенческих расстройств среди подростков, совершивших правонарушения, превосходит 50%.

Неврозы у детей и подростков - самый распространенный вид нервно-психической патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности, неврозы в аффективно-заостренной форме отражают многие проблемы поиска своего "я", оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви. Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни.

В той или иной степени во всех исследованиях авторы исходят из признания того положения, что в возникновении и развитии невроза взаимодействуют биологические, психологические и социальные механизмы. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой невроз определяется как психогенное заболевание, в возникновении, течении и лечении которого ведущая роль принадлежит психологическим факторам.

Отправной точкой патогенеза невроза является реакция личности на психотравмирующие обстоятельства жизни. В.М. Бехтерев (1909) также считал патогенным фактором не только жизненные обстоятельства сами по себе, но и восприятие и отношение к ним больного, обусловленные его индивидуальностью и прошлым жизненным опытом. Е. Kretschmer (1927) относил переживания, способные вызывать характерные для личности реакции, к ключевым и отмечал, что характер и ключевое переживание подходят друг к другу, как ключ к замку.

Патогенетическая концепция неврозов В.Н. Мясищева основана на понимании личности как системы отношений. Нарушение системы отношений (или предотношений, по В.Н. Мясищеву), которое возникает в результате противоречий между тенденциями и возможностями личности и требованиями и возможностями действительности. Неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности вызывает болезненно тягостные переживания, которые приводят к образованию внутреннего конфликта. Внутренний, конфликт представляет собой несовместимость, столкновение противоречивых отношений личности. Присущие конфликту переживания становятся источниками заболевания лишь в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности и когда конфликт не может быть переработан так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональный, продуктивный выход из возникшего положения [Мясищев В.Н., 1934, 1939, 1960].

Конфликт оказывается для подростка неразрешимым и, затягиваясь, создает аффективное напряжение, которое, в свою очередь, обостряет противоречия, усиливает трудности, повышает неустойчивость и возбудимость, углубляет и болезненно фиксирует переживания, снижает продуктивность и самоконтроль, дезорганизует волевое управление личности в целом. Объективное и логическое в мышлении уступает место субъективному и символическому. Психическая и физиологическая дезорганизация личности, происходящая под влиянием психогенных факторов, является основой невроза. Поэтому задача анализа развития личности невротика заключается в том, чтобы выяснить, как в процессе роста складываются болезненные отношения, зарождается конфликт, создается напряжение, формируется невротическая, т.е. иррациональная, субъективная установка, грозящая взрывом - патологической картиной невроза.

Для невроза исходным и определяющим является нарушение отношений, из которого вытекают нарушение переработки и расстройство психических функций в зависимости от того, как личность перерабатывает или переживает действительность. Поскольку патогенность внешних обстоятельств жизни проявляется лишь в сочетании с соответствующим значимым отношением к ним, то имеет значение не столько объективная трудность проблемы, сколько субъективное отношение к ней.

В работах учеников В.Н. Мясищева, Р.А. Зачепицкого, В.К. Мягер, Б.Д. Карвасарского, Ю.Я. Тупицина и др. раскрывается диалектическое единство объективных и субъективных факторов возникновения и развития невротического конфликта. Психоаналитическим позициям, поиску "вытесненных" инстинктивных влечений как основы конфликта противопоставляется его анализ с позиций психологии отношений. Подчеркиваются хронический характер эмоционального стресса у больных с неврозами и наличие у них низкой стрессовой толерантности вследствие нарушений общей реактивности [Губачев Ю.М. и др., 1976]. Совместная роль психогенных и соматогенных факторов в возникновении неврозов всесторонне раскрыта В.К. Мягер (1976). Особое место среди стрессовых факторов занимает страх, обусловленный угрозой смерти для больного и близких ему лиц или опасениями утратить власть над своими мыслями и "потерять рассудок" [Немчин Т.А., 1965].

Субклиническое реагирование при неврозе представляет своеобразную "защитную" перестройку, направленную на нейтрализацию патогенного действия психической травмы [Бассин Ф.В. и др., 1979]. Сам невроз нередко выполняет функцию патологического приспособления к субъективно неприемлемым условиям микросреды [Губачев Ю.М., Либих С.С., 1977].

В патофизиологическом аспекте неврозов непреходящее значение имеют установленные И.П. Павловым закономерности перенапряжения нервных процессов и их "сшибки", появления застойных очагов и фазовых состояний. При неврозах изменяется состояние сигнальных систем [Вольперт И.Е., 1972].

При неврозах семейно-бытовые патогенные ситуации являются преобладающими [Мясищев В.Н., Карвасарский Б.Д., 1967]. 80% психотравмирующих ситуаций, ведущих к развитию этого заболевания, связаны с хроническими и неразрешимыми конфликтными отношениями между членами семьи [Мягер В.К., 1973].

Неврозы являются наиболее часто встречающейся формой нервно-психической патологии [Колегова В.А., 1971].

Биологическими предпосылками неврозов являются понижение биотонуса организма, соматическая отягощенность [Осипова Е.А., 1932; Сканави Е.Е., 1934].

В.Н. Мясищев (I960) отмечает, что невроз может возникнуть и без какого-либо предрасположения. Такого же мнения придерживаются А.Н. Шогам, Н.К. Липгарт, К.И. Мировский (1970). На наш взгляд, все эти точки зрения имеют известное обоснование. В целом невроз более нозологически специфичен при меньшем удельном весе предрасположения и большем удельном весе психогенных факторов.

Острая психическая травма в виде испуга, сильного потрясения считается немаловажным фактором в происхождении неврозов [Сим-сон Т.П., 1934; Блей Е.А., 1940]. Гораздо чаще происхождение неврозов обусловлено действием хронических психотравмирующих факторов, прежде всего нарушенных семейных отношений и неправильного воспитания в виде гиперопеки и непоследовательности [Бехтерев В.М., 1909; Осипова Е.А., 1932; Мясищев В.Н., 1960; Пивоварова Г.Н., 1962; Яковлева Е.К., Зачепицкий Р.А., 1961; Лобикова Н.А., 1971; Захаров А.И., 1972]. На основе статистического анализа С.В. Лебедев распределил значение патогенных факторов в возникновении неврозов у детей следующим образом:

1) хроническая психотравмирующая семейная ситуация;

2) дефекты воспитания;

3) школьные конфликты;

4) острая психическая травма;

5) бытовое пьянство и алкоголизм родителей. В.П. Козлов (1978) показал наличие тех или иных конфликтов в невротических семьях даже при внешнем благополучии.

Во всех случаях неблагоприятное влияние на формирование характера подростка оказывает резкое расхождение требований родителей, ведущих к развитию у него чрезмерной осторожности, и требований коллектива, который ценит самостоятельность, активность, смелость. Это противоречие создает конфликтное состояние и предрасполагает к возникновению невротических реакций [Сухарева Г.Е., 1959].

По В.А. Гиляровскому (1938), сущность невроза заключается в несоответствии между возможностями, находящимися в распоряжении личности, и теми обязанностями, которые проистекают из наличия определенных социальных отношений. Для его возникновения необходимо сочетание 3 звеньев: психической травмы, особого склада личности и ее невротического развития под влиянием травмы. Как и В.Н. Мясищев, В.А. Гиляровский (1934) считает центральным в генезе невроза нарушение контактов с окружающими, а само заболевание рассматривается как более или менее компенсированный срыв личности при ее развитии и попытках утверждения в некоторых позициях.

Из других концепций основного патогенного конфликта следует отметить взгляд В.М. Бехтерева и Р.Я. Голант (1929) на невроз как на результат противоречий между фило- и онтогенетически обусловленным типом реагирования и конкретными средовыми условия по Захарову А.И. ведущий психогенный фактор невротизации связан с нарушенными семейными отношениями и неблагоприятным воздействием со стороны родителей. Ущемление жизненно важных для детей потребностей развития, в том числе потребности быть самим собой, потребности самовыражения, а также потребностей поддержки, любви и признания приводит к возникновению внутреннего конфликта как главного источника хронического эмоционального напряжения. Психическая травматизация в семье усугубляется острыми психическими травмами, вызванными испугом, конфликтными эксцессами, оскорблениями, незаслуженными наказаниями, болезнью, разводом родителей и т.д. Тогда обостряется и без того повышенная эмоциональная чувствительность, усиливается внутреннее беспокойство, еще больше снижается психическая реактивность. Психической сенсибилизацией объясняются непонятные для окружающих, парадоксально острые аффективные реакции на незначительные по силе раздражители: замечания, сделанные спокойным тоном, получение не той оценки, которая ожидалась, или отсутствие похвалы. В своем ответе подросток выражает значимые для него переживания, которые нужно понять и сделать из этого соответствующие выводы. Осуществляя несвойственные им роли, т.е. заставляя себя быть другими, не такими, какие они есть, и выполняя функции, превышающие их адаптационные возможности, подростки находились в состоянии постоянного внутреннего конфликтного перенапряжения, подрывающего их и без того ослабленную психическую реактивность и дезорганизующего нервную деятельность.

Общая схема развития невроза представляется следующим образом.

В детские годы у будущего больного неврозом формируется такая структура личности, при которой затруднены контакты в социальной среде, что приводит к фоновому эмоциональному напряжению (Е.А. Рождественская, 1987; А. Beck, 1979). Затем возникает перегрузка соматовегетативной сферы (М.Г. Айрапетянц, А.М. Вейн, 1982) и адаптивных механизмов (Ю.А. Александровский, 1976), а поведение определяется не столько реальной ситуацией, сколько системой психологической защиты (Б.Д. Карвасарский, 1985; К. Ногпеу, 1950; Н. Lowenfeld, 1976; М. Mishkinsty, 1977; и др.). Появляются невротические реакции, которые в неблагоприятных случаях становятся выраженными и аномальными. После психотравмы происходит срыв системы психологической защиты, соматовегетативных и адаптивных механизмов (Б.Д. Петраков, Л.Б. Петракова, 1984; А.В. Вальдман,

Ю.А. Александровский, 1987; В.Я. Семке, 1987). Формируется психопатологическая симптоматика, которая становится своего рода формой психологической защиты (Р.А. Зачепицкий, 1984; В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский, 1984). В дальнейшем развитие невроза идет по "порочному кругу" Развитие же симптоматики напоминает цепную реакцию или снежную лавину.

При детальном анализе оказывается, что даже те неврозы, которые на первый взгляд представляются острыми, имеют длительную стадию предболезни (С.Б. Семичов, 1987). Таким образом, личностные компоненты, психопатологическая, соматовегетативная симптоматика и нарушения адаптации, взаимно влияя друг на друга, формируют сложную картину невроза.

По мнению М.Е. Литвака корнем невроза является социоген - личностный комплекс, который формируется в первые пять - семь лет жизни. В свое время Аристотель указывал, что нравственный человек четырехуголен. Не исключено, что он имел в виду такого человека, который хорошо относится к себе ("Я+"), видит положительное у близких ("ВЫ+"), готов на новые контакты ("ОНИ+") и творчески относится к своей деятельности ("ТРУД +"). Такую личность, может быть, и можно убить, но вряд ли она заболеет неврозом. Такая личность никогда не потеряет самоуважения, не будет оскорблять близких или привязывать их к себе при помощи болезни. Готовность к новым контактам позволит обрести друзей в незнакомом обществе, а творческое отношение к деятельности поможет найти или интересный труд, или интерес в труде. Гармоничное воспитание сохраняет позитивное содержание во всех четырех позициях. Формирование же личностного комплекса происходит под влиянием неправильного воспитания, когда начинают появляться минусы в тех или иных личностных позициях. И теперь уже не внешние обстоятельства, а именно такой комплекс влияет на стиль жизни, формирование системы отношений, характер эмоционального реагирования, формы защитного поведения, определяет источники компенсации и декомпенсации.

Глава 1

1) Этиологические факторы диссоциативных расстройств и расстройств личности. Психоанализ

З. Фрейд (1923) утверждает, что в раннем детстве в процессе становления личности у ребенка возникает сексуальное влечение к родителю противоположного пола, которое вытесняется в бессознательное и становится источником постоянного напряжения и тревоги, не всегда осознаваемых. Если не происходит разрешения этого напряжения в виде сублимации, то возникает невротическая симптоматика, которая является символикой вытесненного сексуального влечения. Заслугой З. Фрейда является то, что он правильно поставил вопрос о роли неосознаваемых психических процессов, но его ответ не устраивал даже его ближайших последователей, ибо здесь не учитывалась роль социальной среды в формировании неосознаваемых психических явлений.

З. Фрейд впервые в современной науке предложил собственно психологическую интерпретацию душевных расстройств. Согласно теории Фрейда такие нарушения психики, как диссоциативное расстройство, так и расстройство личности в своей сущности являются результатом конфликта между инстинктивными влечениями и социальными требованиями или тем, как они представлены в Супер_эго. Он полагал, что на каждом жизненном этапе человек должен решить определенные задачи развития, проблемы при прохождении данных этапов формируют уязвимость по отношению к конкретным психическим расстройствам. Таким образом, в психоанализе психическое расстройство понимается как результат нарушений в процессе индивидуального развития. Эти нарушения определяют уровень функционирования личности и особенности ее реагирования на неблагоприятные воздействия (пограничные состояния, психозы, психосоматические расстройства).

А. Адлер (1986) отвергает пансексуализм S. Freud. Он указывает, что под влиянием социальных условий (воспитание) в течение первых лет жизни, когда ребенок находит свое собственное "Я", все душевные феномены представляют собой творческие усилия. Поэтому в основе закладывающейся душевной структуры лежат не объективные значения, а индивидуальные впечатления. Это несоответствие формирует то напряжение, которое А. Адлер называет чувством неполноценности. Последнее является важным источником для бессознательной постановки цели, состоящей в стремлении к совершенству. Она возникает у ребенка в 4-5 лет и задает ту целостную личностную картину, которую А. Aдлер назвал стилем жизни. Он призывал учиться видеть в любом душевном движении одновременно настоящее, прошлое, будущее и конечную цель человека, а также исходную форму ситуации, в которой формировалась личность в раннем детстве, но не выявил конкретного психологического содержания чувства и развивающегося из него комплекса неполноценности.

Как и ортодоксальный психоанализ, индивидуальная психология видит корни пограничной патологии в инфантильном опыте. Но качественное отличие состоит в том, что ее причинами индивидуальная психология считает не особенности психосексуального развития личности, механизмов психологических защит, объектных отношений и т.п. а чувство собственной недостаточности, специфическую борьбу за ее преодоление, развитость социального интереса и тип жизненного стиля. А. Адлер считал, что патология появляется тогда, когда чувство неполноценности, способствующее развитию превращается в комплекс неполноценности, деформирующий развитие. Для превращения чувства неполноценности в "комплекс неполноценности" необходимо сочетание трех условий:

1) проблемы, вставшей перед человеком;

2) его неподготовленности к ее решению;

3) его убежденности в том, что он не сможет ее решить.

невроз подросток профилактика психический

Кроме того, А. Адлер считал, что на формирование жизненного стиля личности большой отпечаток накладывает "семейная органическая конституция " , заключающаяся в типичных образцах семейного реагирования. В частности, он указывал на сходство поведенческих стратегий и личностных проблем у детей, занимающих определенное положение в семье (первенец, самый младший ребенок, единственный ребенок в семье и т.п.). К концу пятого года жизни ребенок уже достигает единого и кристаллизованного паттерна поведения, своего собственного стиля в подходе к проблемам и задачам. В нем уже глубоко укоренилось представление о том, чего ждать от мира и самого себя. С этих пор мир воспринимается им через устойчивую схему апперцепции: переживания истолковываются еще до того, как они восприняты, и истолкование это всегда согласуется с тем первоначальным значением, которое было придано жизни" (цит. по: Сидоренко, с.50-51).

Адлер выделяет три главных условия для появления чувства неполноценности в раннем детстве. Первое условие - врожденные физические недостатки. При неправильном воспитании ребенок воспринимает их как жизненные препятствия. И даже если он потом неплохо устраивается в жизни, у него сохраняется пессимистическое отношение к решению жизненных проблем. Второе условие - изнеженность. Когда такой жизни приходит конец, ребенок чувствует себя изгнанным из рая. Поэтому в последующей жизни ему всегда не достает жизненной теплоты, и он никогда не может найти взаимопонимания с другими людьми. Третье условие - жесткое воспитание, которое приводит к развитию бессердечия. Такие люди повсюду видят врагов. Видя в психическом гермафродитизме "один из типичных источников развития невроза или психоза" (цит. по Сидоренко, с.25), Адлер описал следующий механизм психопатологического развития: "Идеализация мужественности налагает на мальчика или подрастающего мужчину обязанность если не быть, то казаться выше по отношению к женщине. Это ведет к тому, что он перестает верить самому себе, начинает преувеличивать свои требования и ожидания от жизни и чувствовать себя более незащищенным. С другой стороны, маленькая девочка чувствует, что она ценится меньше, чем мальчик. Это толкает ее либо к преувеличенным попыткам преодолеть это несоответствие путем борьбы по всем направлениям реальной или кажущейся недооценки, либо, напротив, к признанию того, что она, как и предполагалось, в чем-то уступает."

Истоки невроза, как и все психоаналитики, Карен Хорни видит в раннем детстве. У ребенка в это время борются три тенденции: К, ОТ, ПРОТИВ. Ребенка влечет во всех трех направлениях. При нормальном воспитании и развитии все эти тенденции уравновешивают друг друга. Когда-то человек стремится к людям, иногда приходится выступать ПРОТИВ ближнего, отстаивая свои интересы, порой появляется потребность побыть одному и уйти ОТ общества. При неблагоприятных условиях воспитания развивается не чувство "МЫ", а ощущение глубокой незащищенности, которое К. Хорни называет " базальной тревогой". Источник ее - вытесненная в бессознательное неосознаваемая враждебность. Возникает она под влиянием воспитания, т.е. окружающей среды. Иногда вытесняется из сознания чувство тревоги. Тогда она проявляется вегетативными знаками, подавленным настроением, чувством усталости. В итоге побеждает какая-то одна тенденция. Если побеждает тенденция К, то формируется мазохистическая установка, при торжестве ПРОТИВ человек становится садистом. Если верх берет ОТ, развивается человеконенависничество. Эти чувства не допускаются в сознание и вытесняются в бессознательное по защитным механизмам. Когда побеждает одна установка, требования "идеального Я" входят в противоречия с потребностями " реального Я". Человек перестает быть самим собой. Окружающая среда становится лишь фоном, на котором разыгрывается внутренняя психологическая драма. Этот конфликт между " идеальным Я" и " реальным Я" К. Хорни называет " базальным конфликтом".

Согласно Карен Хорни невроз является психическим расстройством, вызываемым страхами и защитами от них, а также попытками найти компромиссные решения конфликта разнонаправленных тенденций. По практическим причинам целесообразно называть это расстройство неврозом лишь в том случае, когда оно отклоняется от общепринятого в данной культуре образца. "Хотя переживания в детстве создают определяющие условия для возникновения неврозов, они тем не менее не являются единственной причиной последующих трудностей. …Неврозы порождаются не только отдельными переживаниями человека, но также теми специфическими культурными условиями, в которых мы живем" . " Когда мы осознаем громадную важность влияния культурных условий на неврозы, те биологические и физиологические условия, которые рассматриваются Фрейдом как лежащие в их основе, отходят на задний план". К. Хорни полагала, что определяющую роль в порождении невротических черт характера играет тревога." Мы приходим к нашим представлениям о нормальности через одобрение определенных стандартов поведения и чувств внутри определенных групп, которые налагают эти стандарты на своих членов. Но стандарты видоизменяются в зависимости от культуры, эпохи, класса и пола…" "… До тех пор, пока мы изучаем лишь картину проявлений, трудно найти признаки, общие для всех неврозов. Мы определенно не можем использовать такие симптомы, как фобии, депрессии, функциональные соматические расстройства, в качестве критерия, потому что они могут отсутствовать. Образно говоря, невротические симптомы - это не сам вулкан, а скорее его извержения, в то время как патогенный конфликт, подобно вулкану, спрятан глубоко внутри человека и неведом ему".К. Хорни говорила о том, что на первый взгляд невроз характера также может возникать в результате реального ситуативного конфликта, но тщательно воссозданная история развития человека может показать, что черты трудного характера имели место задолго до возникновения какой_либо ставящей в тупик ситуации, что данное временное затруднение само в большой степени обусловлено ранее существовавшими личностными затруднениями и что, кроме того, этот человек невротически реагирует на такую жизненную ситуацию, которая у здорового человека вообще бы не вызывала никакого конфликта. Данная ситуация всего лишь обнаруживает невроз, который уже до этого мог иметь место. При анализе самых разнообразных типов личностей, страдающих различными типами неврозов, разных по возрасту, темпераменту и интересам, выходцев из различных социальных слоев, она обнаружила, что содержание динамически центральных конфликтов и их взаимосвязи являются существенно сходными во всех из них. При исследовании историй детства людей, страдающих неврозом, она установила, что общим знаменателем для всех них является окружающая среда, обнаруживающая в различных сочетаниях следующие особенности. Главным злом неизменно является отсутствие подлинной теплоты и привязанности. Ребенок может вынести очень многое из того, что часто относится к травматическим факторам, - внезапное отнятие от груди, периодические побои, переживания на сексуальной почве, - но все это до тех пор, пока в душе он чувствует, что является желанным и любимым. Нет надобности говорить, что ребенок очень тонко чувствует, является ли любовь подлинной, и его нельзя обмануть никакими показными демонстрациями. Главная причина того, почему ребенок не получает достаточной теплоты и любви, заключается в неспособности родителей давать любовь вследствие их собственных неврозов. Хотя Хорни согласна, что конфликт между побуждением человека и социальным давлением составляет необходимое условие для возникновения всякого невроза, она не считает это условие достаточным. Столкновение между желаниями человека и социальными требованиями не обязательно, по ее мнению, приводит к неврозам, но может также вести к простому подавлению или вытеснению желаний. Невроз возникает лишь в том случае, если этот конфликт порождает тревожность и если попытки уменьшить тревожность приводят в свою очередь к защитным тенденциям, которые, хотя и являются в равной мере настоятельными, тем не менее несовместимы друг с другом.

По мнению Эриха Фромма в процессе воспитания ребенок утрачивает врожденную способность любить и вместо счастливой жизни получает мучительное существование, направленное не на плодотворность, а на иррациональное подчинение требованиям авторитарной этики. Человек делает не то, что он хочет, не то, что ему нужно, а то, что требует авторитет: вождь, обычаи, общие представления. В результате он перестает мыслить. Вместо него мыслит "ОНО". Это те самые расхожие мнения и общие представления. Однако его истинные потребности в развитии не удовлетворяются. Выходом из этого является невротическая симптоматика. Фромм считает восстановление чувства любви одной из основных задач психоаналитической терапии. Базовой любовью он считал любовь к себе.

Основным источником неврозов Вильгельм Райх считал подавление естественных инстинктов и сексуальности в индивидууме. Это подавление отмечается в течение трех основных фаз жизни: в раннем детстве, в период полового созревания и в течение взрослой жизни. В детстве ребенка заставляют "держать себя в руках", требуют "хорошего" поведения. Общество в целом не дает подросткам найти значимую осмысленную работу. В результате надолго сохраняется инфантильная привязанность к родителям.

Фредерик Перлс полагает, что в раннем детстве ребенок " проглатывает" (интроекция) опыт взрослых, но он не в состоянии его "переварить" по-своему. Этот непереваренный опыт становится чертой характера. Весь этот материал необходимо либо "переварить" либо отторгнуть. В противном случае человек будет жить так, как его запрограммировали родители. Как происходит это программирование? Дети, такие какие они есть родителям не нужны. И они заставляют их делать не то, что им хочется, а то, что нужно им самим. К родителям возникает чувство ненависти, но оно не находит разрядки, вытесняется. Уже во взрослой жизни человек находит себе для общения таких же людей, с которыми он общался в раннем детстве, и безнадежно пытается завершить те же детские дела до тех пор, пока невроз не выбъет его из реальной жизни. Невроз Перлс рассматривает как пятиуровневую структуру. Рост и освобождение от невроза происходит по мере прохождения этих уровней. Первый уровень - уровень клише, уровень знакового существования. Второй уровень - уровень ролей или игр. Третий - уровень тупика или фобического избегания. И туту некоторые опять возвращаются к знаковому существованию или к игранию ролей. Если мы способны поддержать себя в этой пустоте, то достигаем четвертого уровня - уровня внутреннего взрыва. Старая личность с ее защитами умерла, высвободившаяся энергия проявляется различными вариантами взрыва. Пятый уровень - уровень внешнего взрыва. Подлинная личность осознает его.

Терапевтический процесс по Перлсу направлен на созревание организма, который обладает способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и между собой и средой.

Интересна попытка Э. Берна (1961, 1976, 1977) объяснить истоки формирования стиля жизни и вытекающей из него системы отношений. Этот подход является конкретизацией положения А. Адлера о том, что каждая личность в раннем детстве неосознанно под влиянием родителей составляет свой жизненный план. Э. Берн (1977) считает, что она редко изменяется под влиянием внешних обстоятельств. Устойчивые изменения, по его мнению, наступают лишь при психотерапевтическом лечении или любви, которая является естественным психотерапевтом. Э. Берн дает технику расчета последнего при помощи определения личностного комплекса, под которым понимает отношение к себе ("Я"), близким ("ВЫ") и людям вообще ("ОНИ"). Кодируется отношение знаками "плюс" (благополучие) и "минус" (неблагополучие). Кроме того, анализируется стабильность позиции. Качественное содержание стабильной позиции прослеживается во всех ситуациях, а нестабильной изменяется. От этих позиций зависят стиль жизни и жизненный план, чаще неосознаваемый, который Э. Берн (1977) называет "сценарием". Появление минусов в личностном комплексе приводит к трудностям в общении с социальным окружением и с самим собой, что вызывает состояние эмоционального напряжения. В зависимости от того, в каких параметрах имеются минусы, возникают те или иные поведенческие стереотипы в конфликтных и кризисных ситуациях. Личность, находящаяся в "сценарии", теряет возможность спонтанного развития, а жизненный путь ее определяется не требованиями действительности, а этим "сценарием". Больной в жизненных ситуациях с партнерами находится в треугольнике: "преследователь", "избавитель", "жертва".

Э. Берн (1977) составил специальный опросник, охватывающий весь жизненный путь больного. Биографическое исследование позволяет прогнозировать жизненную траекторию и возможные обострения невроза. Целью лечения становится смена минуса на плюс, а диагностика позиций позволяет планировать его стратегию и тактику. Для воздействия на личностный комплекс Э. Берн (1961) разработал психотерапевтическую систему трансактного анализа. Здесь основное внимание уделяется тем неприятностям, которые возникают у пациентов в процессе общения с другими людьми. Меньший упор делается на неосознаваемые психические процессы.

Э. Берн в своих наблюдениях открыл три "Я-состояния", которыми располагает индивид и которые по очереди, а иногда вместе выходят на внешнюю коммуникацию. "Я-состояния" - нормальные психологические феномены человеческой личности. Это состояния Родителя (Р), Взрослого (В) и Дитяти (Д). Невроз, по Э. Берн, возникает тогда, когда Взрослый под влиянием Дитяти и Родителя теряет инициативу, поведение перестает отвечать интересам личности и становится малоадаптивным. Рано или поздно развивается невроз. Лечение невроза в рамках структурного анализа - это восстановление нормальных отношений между тремя аспектами личности и ликвидация устаревших родительских программ, мешающих жизни. На первый взгляд, система Э. Берн представляется достаточно стройной, логичной и завершенной. Однако обращает на себя внимание тот факт, что при типировании личностного комплекса не принимается во внимание отношение индивида к труду, которое формируется в процессе совместной деятельности с другими людьми и влияет на все остальные параметры личностной структуры (Н. М.3ульфугаров, 1983; И.С. Кон, 1984; А. Maslow, 1971; А. Kempinski, 1975; "и др.). Поэтому необходимо также рассматривать параметр "ТРУД" (L. Seve, 1976).

A. Маслоу определяет невроз и психологическую неприспособленность как болезни, связанные с неудовлетворением фундаментальных потребностей: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребность в любви и принадлежности, потребность в уважении, потребность в самоактуализации. Фактически полноценным человек становится только тогда, когда удовлетворил свои потребности в самоактуализации. Психологический рост A. Маслоу рассматривал как последовательное удовлетворение все более высоких потребностей. Пока доминируют низшие потребности, движение к самоактуализации не может начаться. Препятствия росту связаны с негативным влиянием прошлого опыта, дурными привычками, групповым и социальным давлением, внутренними защитами.

Гуманистический подход, как и экзистенциальный, указывает на связь психопатологических синдромов с такими вопросами как свобода и ответственность человека, одиночество и вина, а также фрустрация естественных для каждого человека потребностей в самоактуализации и уважении. При этом представители гуманистического подхода делают акцент на уникальности и безусловной ценности любой личности.

К. Роджерс выдвинул понятия конгруэнтности - неконгруэнтности. Конгруэнтность - это соответствие мира внутреннего миру внешнему. Маленькие дети демонстрируют высокую конгруэнтность. Они выражают свои чувства сразу и всем существом. Наблюдая за детьми до пяти лет можно заметить, как постепенно формируется неконгруэнтность. Со временем расхождение между реальностью и тем, что переживается субъективно, столь значительно, что человек не может нормально жить. Большинство симптомов при неврозах по К. Роджерсу, - это те или иные формы неконгруэнтности. Неконгруэнтный человек не может разобраться, что ему хочется, и не понимает что от него требуют. Им все недовольны, но и он недоволен всеми. Препятствия по К. Роджерсу возникают в детстве и являются нормой. Но так как дети конгруэнтны, они не отделяют своих действий от себя в целом. Если их хвалят за то или иное действие, они считают, что их принимают целиком. А если наказывают за проступок, то наказание воспринимается ими как неодобрение в целом. Любовь для детей настолько важна, что они, чтобы угодить другим, начинают действовать против собственных интересов и приходят к представлению о себе, как о предметах, созданных для того, чтобы удовлетворять потребности других. Эти представления не развиваются, если ребенок всегда чувствует себя. Но только в условиях полного принятия ребенок не испытывает побуждения отторгнуть от себя непривлекательные для родителей и воспитателей, но подлинные и, может быть самые ценные части своей личности. K. Rogers приводит пример, когда в семье появляется второй ребенок. Первому приходится подавлять свои враждебные чувства к малышу, чтобы мама продолжала его любить. Он прячет свою "злую волю". K. Rogers считает, что лучше найти таким чувствам какое - то более полезное выражение, чем отрицать их или вытеснять. Если этого не происходит, то ребенок взрослеет, а проблемы остаются. Задерживается рост. Чтобы поддержать ложные представления о себе, приходится искажать свой опыт. Ошибок становится все больше. Ребенок попадает в порочный круг. Защит становится больше. Иногда защиты не срабатывают, и человек осознает разрыв между своим поведением и своими представлениями о себе. В результате - паника, хроническая тревожность, неврозы, а иногда и психозы.

Виктор Франкл считал, что вера в сверхсмысл имеет огромное психотерапевтическое и психогигиеническое значение. Такая вера делает человека более жизнеспособным. Тот, кто верит в сверхсмысл, осознает, что содержание его жизни сохраняется и оберегается. Тогда получается, что прошедшее тоже вид бытия и, может быть самый надежный. Это своего рода склад, из которого уже ничего не пропадет. Спасти возможность можно только путем ее реализации. Франкл утверждал, что необходимо разъяснять богатство мира ценностей и помочь ему выработать гибкость и способность переключаться на другую ценностную группу, если к настоящей утратился интерес. Неврозы, которые развиваются из-за отсутствия смысла жизни и являются как бы их заменой, Франкл предлагает лечить поисками смысла жизни. Этим как раз и занимается логотерапия. По Франклу " если у человека есть зачем, он вынесет любое как". Ничто не помогает человеку преодолеть объективные трудности и переносить субъективные неприятности, если перед ним не стоит жизненно важная задача, особенно, если она представляется чем-то вроде миссии. Смысл, по мнению Франкла, обнаруживается, а не придумывается. У каждой ситуации может быть только один смысл - ее истинный смысл, и он может не совпадать с общественными идеалами. Так что от принятия решений не уйти. Лучше научиться их принимать. Мы можем ошибаться, но возможность ошибки не избавляет нас от принятия решений. (Литвак из ада в рай)

По мнению В. Франкла страдающий неврозом страха боится чего-то, что может произойти с ним, тогда как страдающий неврозом навязчивых состояний боится чего-то, что может натворить он сам. И то и другое будет охвачено, если определить парадоксальную интенцию следующим образом: теперь пациент должен хотеть именно того (невроз страха), или совершить именно то (невроз навязчивых состояний), чего он всегда так сильно боялся.

Экзистенциальный анализ показывает, что рок под названием "психоз" поддаётся оформлению, и насколько он этому поддаётся, а логотерапия показывает, что "его нужно оформить" и насколько его нужно оформить. Судьба, под названием "психоз", всегда как-то оформлена; ибо личность всегда при деле, она всегда в игре, она всегда занята оформлением процесса болезни, так как именно это выпало на долю человека, произошло с ним. Животное в подобной ситуации должно было бы поддаться болезненной аффектации, животное должно было бы оказаться загнанным болезненной импульсивностью в угол; но человек способен поспорить со всем этим. И он всегда спорил, он делал это мгновенно, в ту самую минуту, когда приходил к бреду обнищания или бреду обвинения - когда как. По нашему мнению, психоз имеет какой-то смысл и для самого пациента, но этот смысл не задан, он придаётся, придаётся психозу самим пациентом: больной - вот кто придаёт своей болезни смысл. Прежде всего, он должен этот смысл найти, и он его ищет.

Бихевиористы (J. Wolpe, 1969) и необихевиористы (В. Skinner, 1971) объясняют причину невроза неправильным поведением. Сложные внутрипсихические явления игнорируются. Суть психотерапевтической техники, в которой имеется ряд рациональных моментов, сводится к обучению правильному поведению. Но. Положительный эффект при бихевиоральной терапии наступает лишь при серьезных личностных изменениях.

Заслуживает внимания когнитивная система психотерапии (А. Beck, 1979). Центральным положением здесь является то, что мысли личности продуцируют ее настроение. Значение, которое придается фрустрирующему агенту, больше, чем самая фрустрация, ответственно за развитие эмоции. Мысли, не соответствующие действительному положению вещей, называются малоадаптивными. Довольно часто они не осознаются, но если поведение личности определяется этими мыслями, то в зависимости от их

содержания развиваются различные невротические эмоциональные расстройства: невротическая депрессия (при мыслях о неполноценности в личностной сфере), тревога (при мыслях о возможной угрозе в неопределенной ситуации), фобии и обсессии (при мыслях об угрозе в определенной ситуации). Подобно психоанализу когнитивная терапия имеет дело с интрапсихическими процессами, стремится реорганизовать структуру личности таким образом, чтобы подготовить ее к будущим стрессам. Врач и больной активно сотрудничают в построении положений и расшифровывают вместе болезненные формулировки. Последние могут постоянно проверяться, уточняться или отвергаться самим больным. Однако в данной системе не исследуется причина возникновения малоадаптивных мыслей. Положительный результат и здесь возникает лишь при глубоких личностных изменениях, смене личностной позиции.

2) Этиологические факторы неврозов по данным отечественных авторов

Этиологические факторы детских неврозов, по данным отечественных авторов, могут быть подразделены на следующие группы: психическая травмы (1); преневротические патохарактерологические радикалы (2); нарушение системы отношений, и, прежде всего дисгармония семейных отношений (3); дисгармония семейного воспитания (4).

Психическая травма ( 1 ) - это внешние раздражители, оказывающие патогенное болезненное воздействие на индивида. Психическая травматизация не только определяет характерные для невроза картины клинических расстройств, но и входит в качестве важного компонента в психологическую структуру невротического состояния.

Выделяют сверхсильные раздражители - острые психические травмы. В подростковом возрасте к таким острым травмам относятся испуг, острый внутрисемейный конфликт, конфликт школе. Вместе с тем многочисленные исследования показывают, что значительно большее патогенное значение имеют не острые, а затяжные психические травмы.

Следует подчеркнуть, что патогенное влияние оказывает не само по себе внешнее воздействие, будь оно острым или хроническим, а его значимость для человека.

Таким образом, психотравмирующее воздействие локализуется как бы не вне индивида, а внутри него. Именно поэтому при описании форм психической травматизации необходимо указывать на какую систему значимых переживаний и личностных смыслов данное воздействие оказано, или, иначе, для какого ребенка и почему данная ситуация оказалась психотравмирующей.

Невротический тип реагирования представляет собой недостаточно осознаваемую мотивацию защиты "я" от повторения психотравмирующего опыта, который угрожает жизненно важным потребностям цельности "я", самораскрытия и роста. Захаров приводит данные, основанные на изучении 99 детей и подростков с различными клиническими формами невроза, обследованных в 1977-1980 гг. Соотношение мальчиков и девочек составляет 1,5: 1.

Неблагоприятные факторы при беременности, и прежде всего эмоциональный стресс у матери, можно считать первой "психотравмой" у детей, впоследствии заболевающих неврозами. Эмоциональный стресс матери в первый год жизни ребенка не уменьшается, а нарастает, охватывая 82% матерей. Как правило, он сопровождается внутренней неудовлетворенностью, аффективной напряженностью, беспокойством и вызван в первую очередь эмоционально неровными отношениями с мужем и родителями, общей неустроенностью, проблемами ухода за ребенком, возникновением новой беременности. Это оказывает неблагоприятное влияние на эмоциональное развитие ребенка в виде беспокойства, сниженного настроения, неуверенности, пониженной самооценки, пессимистической оценки перспективы передается ребенку как диффузное чувство беспокойства и страха. Такая мать редко улыбается, излишне скованна, напряжена и непоследовательна в обращении с ребенком. Поскольку мать имеет в лице ребенка наиболее доступный "объект" для проявления своего недовольства, раздражения и беспокойства, ее эмоциональное состояние несколько компенсируется в течение первых лет жизни ребенка. Но эмоциональное состояние ребенка, наоборот, все более ухудшается по мере развития в аффективно неспокойной семейной обстановке, к которой он не может адаптироваться и в которой выполняет роль "козла отпущения" для родителей, не объединяя семью, как того хотела бы мать, а разъединяя ее.

В этой ситуации и без того беспокойная мать все в большей степени привязывает к себе ребенка, окружая его тревожными предохранениями и болезненно-заостренным вниманием, образуя с ним обособленную эмоциональную диаду. Возникает порочный круг, который проявляется общей тревожной зависимостью ребенка и матери друг от друга, непереносимостью с обеих сторон одиночества и изоляции, возникновением у ребенка беспокойства при любом реальном или кажущемся эмоциональном отдалении от матери.

При изучении структуры пограничных расстройств среди городского детского населения выявлена этиологическая корреляционная связь с неврозами, прежде всего, хронической психотравмирующей ситуации в семье и дефектов воспитания, затем школьных конфликтов, острой психической травмы и на последнем месте - алкоголизма родителей (Козловская Г.В., Лебедев С.В., 1981). Установлена следующая последовательность этиологических семейных факторов при неврозах у детей: развод родителей; ссоры в семье; грубое и строгое отношение родителей; ситуация депривации; воспитание вне семьи; баловство; неодинаковое и противоречивое отношение; симбиотическая связь с одним из родителей; чрезмерные амбиции родителей; ссоры с братьями и сестрами; узнавание об усыновлении (Христозов X., 1983).

Выделяя патогенную роль хронической психотравмирующей ситуации, отечественные авторы связывают ее в большинстве случаев с наличием конфликтов, неправильным воспитанием в семье и потерей близких. Подобная точка зрения отличается от зарубежных исследований 30-х годов, построенных главным образом на концепциях психоанализа. Основное патогенное значение придается Эдипову комплексу и ранней психической травматизации (Freud S., 1912). Семья же воспринимается только в качестве экрана, отражающего переживания пациента. Внимание сосредоточивается на односторонне понимаемых проблемах развития и противоречиях в психике и чувстве вины, несовершенстве защитных механизмов (Freud S., 1923; Klein M., 1932; Freud A., 1936). Однако уже в 20-х годах начинает появляться более разносторонний, с учетом реального семейного окружения и типов воспитания, взгляд на проблему неврозов (Hug-Helmuth Н., 1926). В последующем все большее значение придается невротическим особенностям личности родителей и их влиянию на отношения с детьми (Ноrnеу К., 1937). Чрезмерная строгость и изнеживание считаются причиной невротической заторможенности (Schultz-Hencke H., 1947). Подчеркивается неблагоприятное влияние психической депривации и отрыва от матери, равно как и недостатка любви и заботы (Spitz R., 1946; Bowlby J., 1961). Уделяется внимание ролевым конфликтам, в том числе несоответствию семейной роли ребенка и требований школы (Richter H., 1983).

Неправильное воспитание в семье и конфликты как ведущие источники психогений у детей и подростков с неврозами признаются и большинством современных исследователей (Захаров А.И., 1972, 1982; Лебедев С. В, 1979; Козловская Г.В., Кремнева Л.Ф., 1985).

Таким образом, патогенное значение психической травмы нельзя рассматривать в изоляции от сложившегося или складывающегося преневротического патохарактерологического радикала (2 ).

Основным радикалом, предшествующим формированию всех преневротических состояний, является повышенная тревожность, ощущение беспокойства, которое постоянно испытывает ребенок.

Особенность преморбидного развития детей из группы риска проявляется в эмоциональной чувствительности, являющейся следствием ощущения беспокойства. Беспокойство заостряет эмоциональную чувствительность в виде сенситивности, ранимости, запечатлеваемости неприятных событий, обидчивости и в дальнейшем - склонности "все близко принимать к сердцу", легко расстраиваться и волноваться.

A.И. Захаров (1982) группирует преморбидные особенности развития детей следующим образом:

1) сенситивность (эмоциональная чувствительность и ранимость);

2) непосредственность (наивность);

3) выраженность чувства "Я";

4) инпрессивность (внутренний тип переработки эмоций);

5) латентность (потенциальность - относительно более постепенное раскрытие возможностей личности);

6) противоречивость развития вследствие трудносовместимости некоторых черт темперамента и характера;

7) неравномерность психимического развития, обусловленная действием предшествующих факторов.

Автор, описывая ребенка, заболевающего впоследствии неврозом, дает такие характеристики: ребенок выглядит повышенно впечатлительным, эмоционально чувствительным и ранимым, обостренно реагирующим на отношение окружающих, не сразу раскрывающим себя, подавляющим внешнее выражение чувств и переживаний, наивным, бесхитростным, непосредственным и доверчивым, добрым, отзывчивым, с выраженным чувством "Я".

Подобные документы

    Общая психологическая характеристика подросткового возраста, анализ возможных вариантов нарушений эмоциональной сферы и выявление особенностей проявления тревожности у подростков. Эмпирическое исследование и профилактика уровня тревожности подростков.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2011

    Особенности психических расстройств несовершеннолетних осужденных. Понятие психических расстройств. Особенности подростковых психических расстройств. Понятие пенитенциарного стресса. Роль пенитенциарного стресса в формировании психических расстройств.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2008

    Диагностические возможности патохарактерологического диагностического опросника. Взаимосвязь дискордантности черт характера и расстройств у подростков. Типы акцентуаций характера. Развитие психических и пограничных нервно-психических расстройств.

    дипломная работа , добавлен 20.12.2010

    Причины азартно-игровой зависимости у подростков. Психологические особенности личности с игровой зависимостью. Психологическая характеристика подросткового возраста. Профилактика игровой зависимости среди подростков в общеобразовательных учреждениях.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2016

    Психологические особенности подростков с риском суицида. Проблема самоубийства, его факторы и профилактика. Эмпирическое исследование проблемы суицидального поведения подростков, анализ уровня сформированности суицидальных намерений у испытуемых.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2014

    Выявление сущности и особенностей подросткового возраста. Диагностирование степени склонности подростков к делинквентному поведению. Характеристика способов профилактики и разработка комплекса профилактических мероприятий отклонений в развитии личности.

    курсовая работа , добавлен 10.08.2014

    Понятие депрессивных, соматоморфных и тревожных расстройств. Анализ данных расстройств в силу того, что эти нарушения отражают основные эпидемиологические тенденции психических нарушений. Современное лицо эмоциональных нарушений и соматические симптомы.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2010

    Возрастные закономерности и механизмы формирования характера у подростков. Особенности проявления и причины акцентуаций характера у подростков, методы их изучения и диагностики. Социальная профилактика детей и подростков с нарушениями в поведении.

    дипломная работа , добавлен 24.08.2010

    Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков в психологии. Формы проявления нарушений поведения. Психологические факторы трудновоспитуемости подростков. Девиантное поведение и личность. Девиантные явления в жизни подростка.

    реферат , добавлен 30.04.2007

    Диагностика и индивидуальное лечение расстройств личности методами когнитивной психотерапии. Влияние когнитивных схем на формирование расстройств личности. Убеждения и установки, характеризующие каждое из этих нарушений. Случаи из клинической практики.

Подростковый возраст — один из самых сложных периодов жизни.

В момент гормональной перестройки обостряются и манифестируют многие болезни, в том числе, психические расстройства.

К счастью, психика ребенка в этом возрасте еще довольная подвижна, поэтому большинство заболеваний поддаются корректировке.

Виды патологии

Психологическое расстройство не является в полном смысле психическим заболеванием .

От последнего оно отличается тем, что обычно не сопровождается соматическими заболеваниями и легче лечится.

В психиатрии выделяют ряд отклонений, характерных именно для пубертатного периода . По этиологическому фактору психические расстройства подразделяются на экзогенные и эндогенные.

В возникновении первых виноваты внешние обстоятельства : наркотики, алкоголь, травмы, серьезные заболевания. Вторые являются следствием врожденных патологий: хромосомных мутаций, генетических заболеваний.

Если близкие родственники ребенка страдают от заболеваний психики, то вероятность наследования составляет 25%.

В подростковом возрасте проявляются следующие виды психических расстройств:

  • ипохондрия;
  • дизморфомания;
  • нервная;
  • дереализация;
  • деперсонализация;
  • поведенческие расстройства: , социализированное расстройство поведения;

Симптомы и признаки

Все подростки время от времени ведут себя странно .

Они протестуют, стремятся к самовыражению не всегда привычными способами, грустят, проявляют агрессию.

Такое поведение считается нормальным и не требует корректировки.

Насторожить родителей должны следующие симптомы:

  1. Длительная меланхолия (более 3-4 недель).
  2. Неконтролируемая жестокость, опасная для окружающих.
  3. Попытки суицида, членовредительства.
  4. Внезапные приступы страха, паники, сопровождаемые нарушением дыхания и сердечного ритма.
  5. Длительный отказ от еды.
  6. Неряшливость, безразличие к своему внешнему виду.
  7. Плохая концентрация внимания, ухудшение памяти, восприятия.
  8. Невозможность адаптироваться в коллективе.
  9. Постоянная смена поведения от патологической веселости до приступов меланхолии.
  10. Отказ от общения не только с родителями, но и с друзьями.
  11. Длительные истерические припадки.
  12. Ощущения болей и других симптомов болезней, которых на самом деле у ребенка нет.

Возможные последствия

Психические расстройства у подростков нельзя оставлять без внимания.

При отсутствии адекватной терапии они перерастут в полноценные заболевания психики, которые невозможно будет вылечить.

Это сделает ребенка инвалидом или приведет к самоубийству.

К возможным последствиям психических расстройств относятся:

  • тяжелая шизофрения;
  • суицид;
  • задержка психического развития;
  • развитие эпилепсии.

Диагностика

Правильная постановка диагноза — это длительный и сложный процесс. Важно дифференцировать психические расстройства от серьезных заболеваний психики, установить причину и стадию патологии.

Первый шаг — это беседа с родителями, подростком. У психиатров есть специальные тесты, при помощи которых они делают первоначальные выводы.

Очень важно изучить семейный анамнез, выяснить, есть ли среди близких родственников те, кто страдает психическими отклонениями.

Для исключения или подтверждения органических поражений мозга назначают энцефалографию, МРТ головного мозга, рентген.

Лечение

Для терапии психических расстройств применяют методы медикаментозного воздействия и психотерапию.

Тактика лечения зависит от тяжести заболевания. В некоторых случаях (анорексия, булимия) требуется помещение в стационар, иначе ребенок может погибнуть.

Лечение психических расстройств проводится в несколько этапов :

  • купирование приступов;
  • стабилизация;
  • адаптация;
  • профилактика

Психотерапия проводится как индивидуально, так и в группах. Она включает в себя следующие методы:

  • беседа;
  • аутотренинг;
  • применение гипноза;
  • метод внушения.

Если психотерапевтических методов недостаточно, то назначают медикаментозную терапию .

Психотропные средства применяют в малых дозировках и непродолжительное время, чтобы не спровоцировать синдром привыкания.

Выбор лекарства зависит от вида расстройства:

Также в качестве вспомогательных средств применяют отвары трав: мяты, мелиссы, ромашки, валерианы. Эффективны настойка элеутерококка, женьшеня.

Все препараты имеют ряд побочных эффектов, из-за которых их нельзя применять длительное время :

  • сонливость;
  • утомляемость;
  • снижение давления;
  • слабость мышц;
  • тошнота;
  • сухость во рту;
  • снижение аппетита;
  • головные боли.

Дополнительно назначают физиотерапевтические методы: магнитотерапия, лазеротерапия. Большую роль в лечении играют родители ребенка.

Важно, чтобы они поддерживали подростка, предотвращали стрессовые ситуации, помогали справиться с болезнью. Больной нуждается в понимании, а не критике и осуждении.

Этап стабилизации предполагает закрепление результатов, устранение остаточных явлений болезни. При адаптации психотропные препараты постепенно отменяются .

Профилактика

Профилактика психических расстройств делится на первичную и вторичную.

Первичная заключается в недопущении возникновения заболевания.

Вторичная — это закрепление результата лечения и предотвращение рецидива.

Не допустить возникновение заболевания иногда невозможно, учитывая наследственную природу многих болезней. Однако, существенно снизить риски помогут следующие меры:

  1. Здоровый образ жизни.
  2. Отказ от вредных привычек.
  3. Занятия спортом.
  4. Активная общественная жизнь подростка.
  5. Хобби, общение с друзьями.
  6. Поддержка родителей.
  7. Избегание стрессовых ситуаций и травм головы.

Вторичная профилактика заключается в недопущении рецидива болезни. К сожалению, при некоторых расстройствах этот период должен продолжаться всю жизнь.

Родителям следует пристально следить за поведением ребенка, чтобы вовремя заметить ухудшение состояния. Меры вторичной профилактики :

  1. Соблюдение режима труда и отдыха.
  2. Избегание стрессов.
  3. Занятие спортом или хобби.
  4. Нормализация питания.
  5. Прием витаминов.
  6. Полноценный сон.
  7. Своевременное лечение вирусных заболеваний.
  8. Регулярные профилактические осмотры у психиатра, особенно подросткам с отягощенной наследственностью.
  9. Прохождение санаторно-курортного лечения.

Прогноз

Большинство психических расстройств успешно лечатся.

Для этого важно вовремя диагностировать болезнь и назначить адекватную терапию.

Проблема в том, что подростки и родители боятся признать наличие заболевания и не обращаются к специалистам.

Менее благоприятный прогноз имеет шизофрения. Многие больные получают группу инвалидности.

Если пациент не может самостоятельно себя обслуживать, то ему присваивают 1 группу . При сохранении способности трудиться подросток получает 2 или 3 группу , в зависимости от длительности стадии ремиссии.

Психические расстройства подростков легче предупредить. Родители должны научить ребенка справляться с трудностями, не принимать неудачи близко к сердцу, доверять родителям и рассказывать о своих проблемах.

Биполярное расстройство — смертельная опасность для подростка:

Профилактика психических расстройств у детей – задача очень важная, от этого зависит, каких граждан страна получит в будущем. Если не приложить усилий сегодня, завтра будут взрослые с различными видами психических патологий.

Здоровье психическое очень важно в развитии ребенка и подростка. Здоровье наших детей формируется в детстве. В том мире, в котором мы живем, очень сложно воспитать здорового ребенка. А еще сложнее сделать так, чтобы он дружи со своей головой. Все родители заняты на работе, и уделять внимание своему чаду просто не могут, ведь для них необходимо, чтобы их ребенок рос не вчем, себе не отказывая. Но как при таком отношении развивается психическое здоровье детей и подростков, если смотреть взглядом родителя, то нормально и без каких-либо казусов. Но так ли это? Увы, замечено специалистами, что у детей до подросткового возраста, психика очень неустойчива. Поэтому любое резкое слово может вызвать как бунт, так и уход из дому.

Но не только резкое слово может вызвать у ребенкаи подростка психическое расстройство, и его очень сильнаяопекасо стороны одного из родителей (чаще такими опекунами выступают мамы) . Какие же психические расстройства у детей и подростков могут развиться? Об этом поговорим чуть ниже, полностью раскрыв все аспекты этих расстройств. Как ни странно, но в каждом ребенке за его психическим здоровьем, должен следить родитель, но как показывает практика с детскими конкурсами красоты, то родитель в некоторых случаях может сам стать причиной того, что у ребенка разовьется психическое расстройство. Если брать примеры тех же конкурсов красоты, то тут и повышение самооценки (что, конечно, хорошо) , но и в то же время развития комплекса быть всегда первым, и добиваться этого любой ценой. Поэтому здесь надо родителю быть очень осторожным. Если смотреть причиной развития психического расстройства у детей и подростков, то семейное насилие становиться одним из факторов развития очень опасных расстройств. Те же маньяки, в детстве были детьми, которых часто били, или смеялись над ними. Вот некоторые симптомы, того что с ребенком не все в порядке, и пора обращаться к специалисту, или виды психических расстройств. Виды психических расстройств у детей и подростков. Самым частым видом психических расстройств у детей и подростков является депрессия, вызванная первой любовью. И она стоит на первом месте, по числу подростковых самоубийств. Вот ее первые симптомы (но лучше проверить у специалиста) :

Ребенок находится в подавленном, угнетенном и сильном негативном эмоциональном состоянии. Если до этого ребенок был очень активным, то в момент депрессии он становится вялым и у него пропадает смысл жизни. Ну, правильно, если это депрессия первой любви, то смысл жизни был именно в любимом человеке. Выстраивают стену в отношении к окружающим. Впервые появляется сутулость, дети перестают высоко поднимать ноги, как бы шаркают ими. Подростки становятся плаксивыми, память начинает ухудшаться. И выполнение домашнего задания становится проблемой, так же как и усвояемость школьного материала резко падает. Некоторые молодые люди начинают считать себя ни на чтоне способными, понижается самооценка. Они с трудом засыпают, не могут войти в фазу глубокого сна. Кроме депрессии, начинают развиваться мании, сильные фобии, проблема может доходить до аутизма. Здесь не нужно перечислять все симптомы, но некоторые все же достойны внимания. Повышается мозговая активность (дети становятся слишком активными для своей возрастной категории.) . Но движения не многообразны, и переходят в стадию постоянной привычки. Нарастает ощущение непонимания, отчего развивается враждебность к окружающим, навязчивая форма разговора, мало имеющая отношение к реальным умственным способностям, физическое ощущение бодрости, вплоть до переоценки своих возможностей. В детско-подростковом возрасте очень часто встречается такой тип аффективных действий, вызванный биполярностью расстройства. Сокращённо БАР. Это значит, что депрессии бывают, при этом меняются местами с маниакальными состояниями. Как должна проходить профилактика психических расстройств у детей и подростков. За профилактику таких расстройств у детей и подростков чаще всего отвечают их родители и школьные психологи. В школах их обычно двое, один психолог общей практики, второй отвечает за очень трудных детей. Можно привести пример того, какие факторы могут вызывать психические расстройства и как от них защитится. Психические расстройства, а также факторы риска и защиты от них разные.

К биологическим относятся: хроническая бессонница, факт беременности в раннем возрасте, генетическая предрасположенность, малый вес при рождении, соматический вид заболевания, дисбаланс нейрохимических веществ, осложнения в развитии и здоровье в первые годы жизни. После этого развивается неуспеваемость в обучении, ребенок не обращает внимания на себя, появляется ненормальная форма общения, присутствует незрелая эмоциональная позиция, одиночество становится постоянным спутником. Отмечаются слабые навыки работы и наличие вредных привычек, нарушается умение читать, ярко выражена социальная незрелость.

К социальным относятся иные факторы, среди них уход за пациентами с деменциями и хроническими заболеваниями, жестокое отношение и развитие равнодушия к ребенку, жестокость по отношению к старшему поколению, насилие в семье как физическое, так и психологическое. Важную роль играет и низкое положение в социальной сфере, и психическое заболевание у одного из родителей, и потребление психотропных веществ. Потрясение вызывает потеря близкого человека, особенно матери, психологическая травма в детстве, употребление наркотиков матерью во время беременности.

Психологические факторы защиты от подобного – это умение справляться со стрессовыми ситуациями, адаптивное поведение, преодоление всех неприятностей, которые встретятся в жизни, получение положительного опыта в раннем детстве, желание выполнять физические упражнения, при этом еще нужно развивать у ребенка чувство безопасности. Он должен уметь контролировать ситуацию и быть ее хозяином. При этом необходимо развивать грамотность, позитивное отношение к своим привязанностям, уметь решать свои проблемы и вырабатывать навыки необходимые в обществе.

Социальные аспекты заключаются в следующем: поведение матери должно быть безопасным по отношению к не родившемуся ребенку, а ребенок после рождения должен быть хорошо воспитанным и уметь сохранять отличное взаимоотношение с родителями. Среди прочего ему необходима социальная поддержка семьи и друзей, а для этого требуется ходить в школу или на работу в подростковом возрасте. При этом важно, чтобы было безопасное окружение.

Все выше написанное показывает, что профилактика нервно-психических расстройств у детей, имеет большое значение, как в психологическом плане, так и в плане медицинском. То есть, если психическое расстройство вызывает пьянство родителей, употребление ими наркотических веществ, то стоит рассмотреть вариант лишения их таких прав. Необходим контроль таких семей как участковыми (чтобы исключить варианты домашнего насилия) , так и социальным психологом, если поведение ребенка уже изменилось и требует корректировки. Необходимо чтобы родители дарили своим детям любовь и внимание.

Профилактика психических заболеваний у подростков заключается в том, чтобы анализировать их внешний и внутренний круг общения. Контроль поступающей информации, объяснение тех или иных форм поведения и их значимость в жизни человека также очень важен. Показать положительный пример в отношении к больным и престарелым людям могут и должны родители. Медико-психологическаядиагностика предполагает предупреждение, своевременное выявление и лечение психических расстройств, как у взрослых, так и у детей и подростков. Вот небольшие знания, которые смогут помочь в понимании детей и подростков с их проблемами.

Чтобы профилактика психических заболеваний у подростков приносила свои плоды, она должна быть в первую очередь комплексной, а во вторую – основана на личном примере родителей и близких людей.

«Начитались пабликов и навыдумывали себе диагнозов! Какие проблемы могут быть у подростков?» - так часто говорят обыватели, и их поддерживают некоторые журналисты . Считается, что детство - лучшая в жизни пора: беззаботное, золотое время - поэтому у детей и подростков не может быть психических заболеваний.

Когда я это читаю, то от ярости с трудом могу видеть строчки у себя перед глазами. Ведь я была ребенком с ментальными расстройствами. У меня было обсессивно-компульсивное расстройство и с-ПТСР, которые сделали меня практически недееспособной: они стоили мне учебы в вузе, хороших отношений и огромного количества сил и времени.

И если бы мои родители поверили мне, если бы я получила терапию раньше, моя жизнь могла бы сложиться иначе. Гораздо счастливее.

Но, увы, мне пришлось ставить себе диагноз самой: я читала об ОКР в интернете и понимала, что это обо мне. Что я не схожу с ума, что мои навязчивые страхи и странные ритуалы вроде непрерывных молитв и перелистывания страниц - не признак неведомого безумства, а вполне обычное психическое расстройство, которое в США даже считается четвертым по распространенности. Оно поддается лечению, и нет в нем никакой обреченности, никакого влияния бесов, которым пугал меня отец.

Читайте также:

Сейчас, в Англии, мне прописали медикаменты, и у меня даже есть карточка, подтверждающая право на бесплатный проезд, такую выдают в том числе тем, у кого инвалидность из-за ментальных расстройств. Но десять лет назад я была тем самым подростком из интернета, которого так часто поднимают на смех.

Такая уж в постсоветских странах психиатрия: официальный диагноз и помощь получить очень сложно, и еще сложнее - если ты ребенок, чьи проблемы традиционно не воспринимаются всерьез.

Ошибка или симуляция?

Пятилетний опыт работы в области инвалидов подсказывает мне, что люди любых возрастов очень редко приписывают себе диагнозы «просто так».

Конечно, подростки, как и любые другие люди, могут использовать название психических расстройств в качестве метафор: «На меня так училка посмотрела, что у меня паническая атака началась», - но в таких случаях человек не думает всерьез, что у него паническая атака.

Естественно, есть мнительные подростки, которые могут прочесть о каком-то состоянии и ошибочно приписать его себе. Скажем, парень, который плохо играет в футбол, может решить, что у него диспраксия - но ему хватит одного вечера за компьютером для того, чтобы убедиться, что диспраксия выражается иначе, чем просто неловкость.

Кроме того, взрослые допускают такие же ошибки при поиске причин своих недомоганий.

Но чаще всего ошибочная самодиагностика связана с тем, что подросток или ребенок действительно страдает от серьезных проблем - только не может понять их причины и не знает, куда обратиться за помощью. Поэтому люди с шизоидным расстройством могут решить, что они аутичные, а люди с тревожностью заподозрить у себя биполярное расстройство.

Бывают и более сложные случаи.

Например, подросток с истерическим расстройством жаждет внимания любой ценой и считает, что не сможет привлечь его иначе, кроме как выдумав тяжелый, стигматизированный диагноз. Тут и идет в ход информация из интернета. У такого подростка действительно есть проблемы - и неважно, соответствует ли действительности нагугленный диагноз.

Или другой ребенок - с повышенной тревожностью - панически боится, что у него диссоциативное расстройство идентичности (его в народе называют «раздвоением личности») и начинает «замечать» у себя всевозможные симптомы. Да, он ошибся с диагнозом - но можно ли считать, что у постоянно объятого страхом человека нет проблем?

И желание привлечь внимание, приписывая себе тяжелый диагноз, и «обнаружение» у себя несуществующих симптомов - не симуляция, а признаки реальных проблем, которые следует разобрать как минимум с психологом. Здоровый человек не усядется в инвалидную коляску «просто так», чтобы привлечь к себе внимание, а, прочитав о параличе, не почувствует, что у него отказали ноги. Так и человек без ментальных расстройств не будет упорно настаивать на их существовании.

Особенно невыгодно и небезопасно попусту выискивать у себя диагнозы подросткам: ментальные расстройства в нашем обществе так стигматизированы, что большинство родителей их боятся, а сверстники могут затравить за «слабость» и поменьше. Это далеко не самый «удобный» способ выделиться, что бы об этом ни говорили.

Психическое здоровье: статистика

Откуда же берется такое количество подростков, подозревающих у себя психические диагнозы? Ответ простой: это те самые подростки, которых «пропускает» наша медицина и чьи проблемы игнорируют родители.

По статистике, в Англии каждый десятый ребенок или подросток когда-либо страдал от каких-либо психических или неврологических расстройств и заболеваний. При этом 70% таких детей и подростков не получают абсолютно никакой помощи на ранних стадиях этих состояний!

И это в развитой стране, в которой психическому здоровью уделяется гораздо больше внимания, чем у нас. На постсоветском пространстве дела обстоят еще хуже.


Пренебрежение психическими проблемами молодежи может казаться безобидным. Вы можете подумать так: «Всё это - возрастная ерунда, ребенок это перерастет», - и ошибетесь.

Увы, в одних только США 15,8% подростков всерьез задумывались о самоубийстве, а 7,8% как минимум один раз предпринимали попытки покончить с собой.

Ученые не раз доказывали связь между качеством жизни и психическим здоровьем, поэтому можно предположить, что в России этот процент должен быть еще выше (статистики по этому нет).

Получается, мы считаем детство беззаботной порой, но при этом дети и подростки довольно часто страдают от психических заболеваний. В чем подвох?

«О том, что психические заболевания у детей и подростков - не выдумка, можно узнать в ближайшем кабинете детского психиатра. О том, что такие заболевания могут быть весьма различной природы (инфекции, травмы, последствия травм и заболеваний, неврологические причины психоподобных состояний и т. д.) - там же.

Но есть и те причины, о которых не очень любят говорить. Это влияние семьи и ближайшего окружения. Ребенок достаточно долго полностью зависим от родителей, ему не выжить в одиночку. Соответственно, он будет вырабатывать различные способы приспосабливаться к семейным реалиям, а затем к садику, школе. Внешняя среда и человек, не имеющий никаких имущественных прав, права свободы передвижения, самообеспечения, выбора где и с кем жить, - находятся в оппозиции.

Первым начать диалог должен бы тот близкий, у кого ресурса больше, то есть родитель. А если родитель имеет жесткую схему в голове, предусматривающую лишь свод правил и ограничений для подростка? Тогда, следуя логике, подросток оказывается заблокирован во множестве своих проявлений!

Переживаться это может крайне болезненно: как плен, тюрьма. Почему же взрослых не удивляет подавленное состояние заключенных и пленников: их страх, отчаяние, ощущение полной беспомощности - а вот у тинейджеров то же самое возмущает и раздражает?

Выслушать своего ребенка, воспринять его слова с должным вниманием и уважением - единственный вариант выхода из болезненной для подростка и всей семьи ситуации.

Возможно - и скорее всего - понадобится помощь специалиста, чтобы самодиагностика не нагрузила избыточной тревогой, не ввергла в отчаяние. Можно начать с эндокринолога и невролога (проверить физиологические причины депрессивного, тревожного и т. д. состояний).

И важнее всего увидеть, понять и почувствовать, что подросток, ребенок - не робот, а такое же живое чувствующее человеческое существо, но с меньшим опытом и ресурсом. Так помогайте, будьте рядом по-человечески уважительно.

Ну а кто считает, что на просторах России раньше такого не было - есть написанные в советское время книги по детской психиатрии, о психосоматических заболеваниях и их причинах. Непросто читаются, да. Но стереотипы от них разваливаются».

«Раньше такого не было»

Убеждение, что раньше было меньше психических заболеваний, так же неоднозначно, как утверждение «раньше люди реже умирали от рака».

Медицина не стоит на месте, и качество диагностики психических заболеваний - в том числе у детей и подростков - постоянно растет. И рак, и проблемы с психикой мы теперь можем не просто лучше диагностировать, но и диагностировать на более ранних стадиях. Кроме того, в современном мире появилась возможность оказать своевременную терапию и спасти жизни пациентов с этими состояниями.

Раньше деревенский житель с тяжелой депрессией мог просто умереть от голода, а сейчас он (или его окружение) может понять, что с ним происходит, с помощью интернета, который постепенно появляется и в селах - и обратиться к врачу в ближайшем крупном городе.

А повышенный уровень грамотности (в том числе бо́льшая осведомленность в вопросах психологии) и улучшение качества жизни позволяют нам более внимательно относиться к психическому и физическому здоровью.

Можно ли «перерасти» психические расстройства

Почему многие подростки, которые в детстве бунтовали против произвола родителей, во взрослом возрасте признают свои прошлые действия бессмысленным бунтом? Правда ли, что психическое здоровье таких взрослых начинает нормализоваться само по себе?

Далеко не все готовы разбирать свои детские травмы, более того: в нашей культуре силен культ семьи. Многие люди, отрицающие семейные ценности, - это люди, которые сталкивались с домашним насилием в своей семье.

Но в то же время многие подвергнутые насилию люди считают это насилие по отношению к себе нормальным и даже правильным вследствие глубоких психологических травм. Кроме того, желание хотя бы в собственной фантазии обладать «нормальной семьей» и «нормальным прошлым», чтобы вписаться в общество, зачастую сильнее, чем преданность правдивости собственных воспоминаний.

Мысли о негативном детском и подростковом опыте могут вытесняться, а неприятные чувства - отрицаться. Но психические заболевания, появившиеся в детстве, не исчезают без последствий: длительное нахождение в небезопасной среде может привести к гормональному сбою и увеличивает вероятность возникновения подобных заболеваний в будущем, а так называемое улучшение может оказаться следствием посттравматического стрессового расстройства.


Очень часто пережитые в детстве психические травмы влияют на характер человека, делая его более импульсивным и раздражительным или, наоборот, вялым и безразличным к происходящему.

Именно воспитание - точнее, подавление детей - обычно лежит в основе выученной беспомощности, из-за которой человек зачастую сам не может понять, чего он хочет от жизни.

Это довольно предсказуемое последствие общего мнения, что лучшее качество характера для ребенка и подростка - покорность.

Маргарита Татарченко, психолог-консультант:

«Влияние детства и отрочества на всю дальнейшую жизнь человека огромно. Именно в детстве и отрочестве закладываются основные типы реагирования, в том числе и поведенческие.

Из детства с нами самые глубинные наши убеждения, установки и ценностные ориентиры. Если они противоречивы, связаны с пережитой болью, сильным страхом, ощущением полной беззащитности и беспомощности - во взрослой жизни придется туго.

Автоматически будут срабатывать те способы реагирования на события, которые способствовали физическому и психическому сохранению себя как живого существа. Только вот в новую реальность такие привычки думать и действовать определенным образом часто не вписываются. А гибкости и широты горизонта у бывшего запуганного и зарегламентированного ребенка нет и быть не может.

Последствия можно наблюдать постоянно. Начиная от поиска сферы деятельности, заканчивая моделью построения отношений с партнерами. Склонность к созависимому поведению, зависимости разного рода, пассивно-агрессивное или просто агрессивное поведение в ситуациях, которые не предполагают подобного, подозрительность, повышенный уровень тревожности и т. д. Ну и физические последствия всего этого не заставляют себя ждать, к сожалению.

То есть чем более уважительными, принимающими, поддерживающими и опирающимися на реальность были отношения в семье, тем устойчивее и реалистичнее повзрослевший подросток, тем шире его взгляд на мир, тем выше его адаптивность и самореализация».

Что делать?

Что же мы можем сделать для того, чтобы уберечь детей и подростков от психических расстройств, а главное - от попыток самоубийства? Мы можем научиться прислушиваться к детям и подросткам, которые живут рядом с нами.

Маргарита Татарченко, психолог-консультант:

«Почему важно принимать жалобы детей и подростков на психическое здоровье всерьез? Ребенок любого возраста - живое чувствующее существо, единственное в своем роде. Не копия родителей, а сложно организованная немеханическая система. Дети - не придаток, а самораскрывающиеся самоценные люди.

Каждый возраст имеет свои особенности, в связи с развитием мозговых структур, это надо знать и помнить. Но помнить о том, что пережитое ребенком в детстве закладывает основы его системы реакций на внешний мир, оценку самого себя и своих мыслей, убеждений, действий. Соответственно, этими основами и оценками человек живет свою индивидуальную жизнь.

Если с детства человек привыкает к тому, что его тревоги и затруднения никого не интересуют, его вообще как бы и нет, он только помеха и нагрузка - при этом все его попытки повлиять на ситуацию блокируются без объяснений, - то взрослым он будет абсолютно убежден в том, что мир враждебен.

Ну а в остальном есть варианты, колеблющиеся от полюса „кругом враги“ до „я источник всех зол“, - варианты непродуктивные, доставляющие много страданий и людям. Те, кто игнорирует проблемы своих детей, обесценивая их, затыкая им рты, должны понимать, как они влияют на их взрослую жизнь».

Когда в следующий раз ваша дочь или младшая сестра скажет, что у нее депрессия, не поднимайте ее на смех, вспоминая знаменитую книгу Джерома.

Внимательно выслушайте ее жалобы, помогите ей разобраться, отведите ее к специалисту.

Не дайте ей пополнить список подростков, покончивших с собой из-за того, что они вовремя не получили помощь.