Что значит проявлять уважение к человеку. Уважение (Уважительность)

Вряд ли. Мы хотим, чтобы люди сами проявили инициативу и стали уважать больше нас. Остаётся ждать, пока другим будет ниспослано свыше озарение. Но я знаю лучший способ, как сделать так, чтобы к тебе и к другим людям относились с большим уважением.

Как заставить людей проявить большее уважение

Лучший способ заставить людей уважать вас - начать самому уважать людей больше. Попробуй - и результат не заставит себя ждать. Если ты видишь, что кто-то относиться к тебе или к другому человеку с недостаточным уважением, значит, тебе стоит проявить большее уважение. Это то, что принесёт больше всего пользы для всех. Это то, на что ты можешь непосредственно повлиять.

Почему уважение так важно?

Согласно википедии, уважение, это

Чувство почтения, отношение, основанное на признании достоинств, высоких качеств кого-либо, чего-либо. Признание важности, значимости, ценности; высокая оценка чего-либо.

Уважение означает приятие права человека называться Человеком. Неуважение - игнорирование, отрицание этого права.

Уважение и личное развитие.

Сознательное проявление большего уважения помогает тебе развиваться. Отойди от компьютера и постарайся проявить большее уважение прямо сейчас. Пускай это будет похоже на аристократизм - это хорошо, если ты остаёшься искренним. Действуй осознанно, оставайся искренним и проявляй уважение ко всем, задействовав максимум своих способностей.

Уважение неживой природы.

Уважать можно не только людей. Относиться с уважением к предмету, например, к своей обуви, означает признать её право на существование. Признать право быть красивой. Признать право быть такой, какой она есть. Проявлять бережность, аккуратность - всё это позволяет тебе быть лучше. Заметь, чем с большим уважением ты относишься к своим вещам, тем больше уважают тебя. И помни, как только тебе будет не хватать уважения, ищи способы, как ты сам(a) можешь проявить большее уважение.
доброта

С проявлением уважения тесно связано проявление доброты. Если ты относишься к кому-то с искренним уважением, то ты проявляешь доброту. Нельзя проявляя уважение, относиться плохо. Однако тебе иногда может показаться, что люди желают тебе добра, но... не проявляют уважение. Например, мне так казалось, когда в детстве бабушка звала меня на обед в тот момент, когда я с друзьями играл и был с головой погружён в этот процесс. Я играю... и тут меня зовут кушать. Раз зовут - я не слышу - два зовут - я говорю - "сейчас приду!" - зовут третий раз - тут уж приходиться оторваться и идти на кухню. И мне кажется, что бабушка не достаточно меня уважает, унижает перед моими друзьями, хотя и хочет мне добра. Но, глядя на эту картину со стороны, я вижу, что сам проявлял недостаточное уважение к бабушке и её труду. Когда ты недостаточно уважаешь кого-то, недостаточно проявляешь доброту, тебе кажется, что так же относятся и к тебе. И возможно даже не кажется, а так и есть. И единственно верный способ изменить ситуацию - стать самому добрее. О, извините, вынужден прерваться - жена зовёт кушать:)...

В близких отношениях проявление уважения особенно критично. Человек, с которым ты проводишь большую часть своей жизни, просто заслуживает называться Человеком, а значит, заслуживает уважения. Без уважения долгие отношения приносят вред и разочарование обоим, с уважением отношения становятся крепким и взаимовдохновляющим союзом. Хотя и мужчины и женщины ценят уважение, женщинам оно нужно ещё в большей степени, чем мужчины (и я в том числе) могут себе представить. Для мужчины более всего важно, чтобы его ценили, принимали и чтобы ему доверяли. Для женщины более всего важно понимание, забота и уважение.

Уважение детей

Дети, как и все люди, имеют право ошибаться. Они имеют право принимать, хоть маленькие, но самостоятельные решения, брать ответственность . Признавая эти права, мы проявляем уважение к детям , уважение, которое им также необходимо, как и нам. Вспомни два своих последних поступка:

Когда ты проявил уважение к ребёнку.
Когда ты проявил недостаточное уважение к ребёнку.

Примеры из моей жизни:

Сегодня утром за завтраком Ленка (моя 3-хлетняя дочка), увидев, что я ем салат, оставшийся с новогоднего стола, попросила салат себе. Если бы она это не сделала, то она получила бы свою кашу. Я предложил ей попробовать салат, чтобы узнать, понравиться ли он ей. Она попробовала - ей понравилось. Наложил ей салат на отдельную тарелку - это был её завтрак. Съела всё до последней кукурузинки.

Пока писал эту статью, Ленка подошла и попросилась в туалет. Сказал ей, чтобы шла сама (она обычно сама и ходит). Говорит - занято. Я ей - иди на горшок. Она - не хочу на горшок, хочу на унитаз:). Тогда подожди. Не хочу. Сорвался: тогда... в трусы! Хорошо, что всё кончилось благополучно - туалет освободился. Что мне стоило сделать, так это отложить работу и объяснить Ленке популярно о неудобстве, а иногда и невозможности хождения двух человек на один унитаз одновременно:).

Действие по умолчанию

Когда к тебе относятся несправедливо или ты видишь, что к другим относятся несправедливо, - какая твоя первая бессознательная реакция, твоё действие по умолчанию? Быть может отвернуться и держаться подальше от источника несправедливости и невежливости. Или объяснить ему (разумеется, на словах), как нужно себя вести. Но это значит, что мы сами только что проявили неуважение и показали нехороший пример, можно даже сказать что подтвердили: "да, именно так и нужно поступать".

Это похоже на обучение правилу поведения "не суждение", о котором полезно вспоминать каждый день или хотя бы посвящать ему один день недели, например, воскресение. Задумайся только: если человек А судит поступок человека Б, ты НЕ можешь, сказать человеку A об этом (хоть и очень хочется и вроде как нужно), так как сам в этот момент начинает судить человека А. Личный пример очень важен в этом случае.

Наша задача заключается в том, чтобы в такие моменты осознать своё действие по умолчанию, которое так и просится наружу, и прежде чем действовать - заменить его осознанным действием.

Кто легко склонен терять

Уважение к другим, тот прежде

всего не уважает себя.

Ф.М. Достоевский.

Что такое уважение? В чем его смысл, и имеет ли смысл то уважение, которое мы испытываем к другим людям? Мы рассматривали до этого понятие самоуважение, как признания своей личности, теперь мы говорим о том, что значит признать личность другого человека. Прежде чем определять данные понятия обратимся к основам мышления, то есть операциям мозга.

Основные операции мышления - это сравнение, анализ, синтез, противопоставление, конкретизация и абстрагирование. Почему именно эти операции? Они естественны для мозга любого живого организма, чтобы делать выбор. Основой выбора является операции конкретизация и противопоставление. Для того, чтобы совершить любой выбор нужен анализ того из чего мы выбираем. То есть, здесь мозг рассматривает условия предложенной среды. То, что мы ведем себя по-разному - работа сознания, сформированного в разных условиях. Таким образом, мы тоже приспосабливаемся друг к другу и приспосабливаем свое сознание к меняющимся условиям, сообразно выгоде для организма.

Теперь перейдем к понятию уважение. Скорее всего, понятие уважение появилось вначале от понятия страх. Люди боялись более сильного и вынуждены были признавать и покоряться его силе и могуществу. Но чтобы оправдать свою трусость придумали уважение. Но уважение, как и самоуважение - это признание высоких моральных качеств, таких, как честь, достоинство и признание в человеке личности, равной себе. Таким образом, уважение - это признание равенства всех людей на земле. Когда мы говорим равенство, то речь идет о единстве сознаний разных людей.

Сегодня мы добиваемся равенства перед законом или пытаемся приблизить условия каждого человека к справедливым, то есть более менее равным, однако все эти действия лишь оправдания той иллюзии справедливости, которую мы имеем. В логике невозможно достичь ни равенства, ни справедливости. Во-первых, мы рождаемся в разное время, поэтому тот, кто родился раньше успевает устроить свою жизнь с большей выгодой. Как только человек достигает более выгодного положения, он тут же начинает оберегать свою нишу всеми возможными способами, в частности сочувствием к тому, кто по каким-то причинам находится в менее выгодном положении. И это сочувствие выдается за уважение. Здесь уважение является своеобразной защитой от раздражения тех, кто в менее выгодных условиях. Но нас людей и запутала логика. Ведь из-за нее мы приспосабливаемся к существующей действительности, но даже не задумываемся о той действительности, которая ждет нас завтра. Поэтому наши законы автоматически являются несправедливыми, так как они защищают интересы только определенного круга граждан, особенно тех, кто эти законы придумывает, то есть предыдущее поколение эгоистов. Такие законы нельзя принимать как законные и разумные, они полностью несправедливые и не могут считаться законами вообще ни с разумной точки зрения ни с логичной. Наши законы не уважают и даже не сочувствуют людям, поэтому соблюдать их и присягать им и уважать их - это безумие и невежество.

Возьмем пример с врачами. Они лечат наших детей и спасают от смерти наших родителей. Мы должны уважать людей данной профессии, и мы это делаем. Но в чем выражается наше уважение? Мы же не делаем их жизнь достойной. Мы обрекли их на недостойное существование, значит, не признаем их равными, скажем, предпринимателю, но вынуждены сочувствовать им и одновременно признавать их как личностей, достойных уважения. В чем же разница между сочувствием и уважением? Здесь речь будет идти о понимании другого человека. Мы не понимаем, почему врачи продолжают делать свое дело, их действия практически бескорыстны в создавшихся условиях, они как чудо для нас, и страх перед болезнью и смертью вынуждает нас уважать врачей. Здесь уже идет пара уважение - страх. Мы можем также одновременно восхищаться мастерством тех же врачей, но в этом случае нужно рассматривать сопряженные понятия уважение - гордость.

Приведем еще ситуацию. Подумаем, уважает ли кто-нибудь солдата, который отдает свою жизнь, защищая нашу страну. Возможно, есть какой-то момент уважения в форме лицемерия во время праздника, когда солдаты наряжаются и всюду в их честь звучат добрые слова, которые, кстати, солдатам не нужны, а нужны больше политикам, чтобы отвлечь и развлечь людей.

Понятие «понимание» является основой нашего уважения и сочувствия. Но понимать другого человека - значит знать, почему он такой, почему не такой как ты. И здесь нужно просто немного разбираться в логическом мышлении. В логике человека делают условия, поэтому каковы были условия, таким стал и человек. И упрекать или сочувствовать ему - значит продолжать оставаться человеком чувственным, или эгоистом. Нужно научиться уважать других людей, а значит действовать ради них. Уважение - это понимание в действии.

Чтобы мы смогли уважать в другом человеке честь, достоинство и личность, нужно, чтобы эти явления стали основными его качествами. То есть, личность можно уважать за что-то. А для этого нужно воспитать человека именно личностью, а не эгоистом. Эгоисты не могут никого уважать, потому, что они думают только о себе, признают только себя и соответственно уважение проявляют только по отношению к себе. Основой уважения к другим людям является страх, корысть, сочувствие и даже безразличие.

Воспитывая детей, мы должны учить их относиться одинаково ко всем людям на земле, и признавать всех равными себе. Чувства симпатии, схожесть характеров или общие интересы, которые являются основой уважения среди детей, должны быть определены в голове ребенка, как не самые важные. Иначе, искаженное представление о людях сформирует искаженный стереотип и узость мышления. Лучше всего, чтобы ребенок имел очень много знакомых и друзей, так он быстрее научится понимать людей. Взрослым обязательно нужно обсуждать отношения их ребенка с другими детьми и направлять его мысли и действия в разумные русла. Привязанность к ограниченному кругу друзей даст только ограниченный выбор действий и увлечений. В системе образования детей всегда закрепляют за определенной группой, поэтому они привязываются к одним людям и испытывают дискомфорт и сомнение, находясь в незнакомой компании. Это порождает симпатию и уважение в виде гордости к одним, и антипатию и уважение в виде сочувствия или страха по отношению к другим людям.

Уважение появляется только в процессе общения и совместной деятельности. Каждый человек добивается того, чтобы его уважали в той среде, где он живет и ему не важны уже те чувства, которые к нему питают люди другого круга. Преступника уважают в своем круге, который уважает и он, и дальше ему безразлично мнение кого-то еще. Принадлежность к определенной группе людей формирует узкое сознание и искаженный стереотип.

Человек должен причислять себя в первую очередь ко всему человеческому роду. Мы должны уважать и в себе и в людях то, что является высшим достижением развития - личность и разум. Уважать - значит беречь и хранить, передавая из поколения в поколение свой смысл. Наконец, возьмем контекст международной политики. Капиталистические государства всего мира, которые противостояли социализму видимо из чувства уважения к нам, к русским утверждали, что их товары и продукты намного лучше наших. Они утверждали, что мы, русские, тоже достойны ездить на хороших автомобилях и пить качественное вино. Если бы речь шла об уважении, то они бы могли просто научить нас производить качественные товары, но здесь была чистая корысть, захватить экономическое пространство и наводнить страну своими якобы качественными товарами. Теперь мы, благодаря им, имеем разваленную экономику и толпы безработных людей, которые готовы работать, но не имеют возможности, ведь все ниши заняты иностранными товарами. И ото всюду слышны голоса, сочувствующих нам действительно искренне, и стремящихся помочь из уважения, своими кредитами под выгодные проценты. И когда наши руководители посещают западные страны удивляясь степенью развития той цивилизации, в их мозги редко приходят мысли о том, что такое развитие досталось им в том числе и за наш счет. Васильев А. Пробуждение разума или как стать личностью.

Уважение (Уважительность) как качество личности – способность считаться с интересами окружающих, видеть и признавать в человеке достоинства, соблюдать приемлемый для него формат общения и взаимодействия, добровольно действовать по его правилам, не причинять другому человеку физического или морального вреда.

Первый богач города устроил праздник в честь рождения сына. Были приглашены все знатные горожане. Только мать богача не приехала на праздник. Она жила далеко в деревне и, видимо, не смогла приехать. По поводу замечательного события на центральной площади города поставили столы и приготовили угощение для всех желающих. В разгар праздника в ворота богача постучала старая женщина, покрытая покрывалом. - Все нищие угощаются на центральной площади. Иди туда, - велел слуга нищенке. - Мне не нужно угощения, разреши только одну минуту на младенца посмотреть, - попросила старая женщина, а потом добавила: - Я тоже мать, и у меня тоже когда-то родился сын. Теперь я уже давно живу одна, и много лет не видела своего сына. Слуга спросил хозяина, как ему быть. Богач выглянул в окно и увидел плохо одетую женщину, покрытую старым покрывалом. - Ты же видишь - это нищенка. Гони ее прочь, - сердито приказал он слуге. - У каждого нищего есть своя мать, но я не могу всем им разрешить на моего сына смотреть. Заплакала старая женщина и грустно сказала слуге: - Передай хозяину, что я желаю своему сыну и внуку здоровья и счастья, а еще скажи: «Кто свою мать уважает, чужую не обругает». Когда слуга передал слова старой женщины, понял богач, что это его мать к нему приходила. Выскочил он из дома, но матери уже нигде не было видно.

Мудрость веков гласит: «Каждый должен руководствоваться таким правилом: при встрече с тем, кто обладает большими знаниями и опытом, нужно радоваться, при встрече с тем, кто обладает меньшими знаниями и опытом, нужно отнестись к нему с состраданием, а встретив равного, нужно подружиться с ним. Тот, кто придерживается этих принципов, избавляется от тройственных страданий материального мира».

Сильные и мудрые слова. Каждый разумный человек должен глубоко осознать эту формулу человеческих взаимоотношений. Знание бесплодно, если оно не становится частью жизненного опыта. На практике люди, как правило, завидуют тем, кто их в чем-то превосходит – в знаниях, способностях, богатстве и счастье. Общение с человеком, обладающим меньшими знаниями и опытом, обычно сопровождается насмешками. Ну, а когда встречаются равные, начинаются тусовки хвастовства, соревнование в крутизне и пускании понтов. Иными словами, люди ведут себя неуважительно друг к другу, не желая прислушиваться к голосу мудрости. В этом главная причина всех их материальных страданий.

Увидел знающего, мудрого человека, не завидуй, а радуйся изо всех сил удаче, что судьба позволила вам встретиться. Глупость, неблагоразумие и гордыня смотреть неуважительно, с чувством превосходства и раздутым чувством собственной важности на менее знающего человека. Доброжелательный, уважительный человек отнесется к нему с состраданием, то есть с желанием реально помочь в личностном росте. В межличностном общении с равным не нужно бахвалиться и кичиться своими заслугами. Разумная, уважающая себя и других личность, будет видеть в нем своего потенциального друга. Придерживаясь этих принципов взаимоотношений с людьми, человек обретает счастье. Уважение к людям – основа счастья и процветания. Так утверждает многовековая мудрость.

Уважение – это фундамент межличностных отношений. Оно связывает духовность и культуру. Уважение – это самый простой и самый естественный способ взаимопонимания. Это социальный философский камень. В жизни четко проявляется закономерность, то есть устойчивая, повторяющаяся причинно-следственная зависимость между проявленным уважением и достигнутыми успехами, реализованными целями. Если человек стал фаворитом успеха – он добился этого через уважение. Если человек неудачник, значит, он кого-то или что-то не уважает.

Законы жизни – это не законы наказания. Это, прежде всего, законы любви. Жизнь одинаково для всех проливает живительную энергию процветания. Если человек уважительно относится к объективному действию законов мироздания и следует им, он обречен на счастье. Нытики, не довольные жизнью, не уважающие совершенство мира, обречены на несчастья и страданья.

Принципы уважительного поведения применимы во всех сферах жизни. Вот пример одного из уважительных принципов: Хотите денег – уважайте богатых, хотите сохранить богатство – уважайте бедных. А вот частные принципы уважительности: «Хотите здоровья – уважайте врачей, хотите сохранить здоровье – уважайте больных», «Хотите мудрости – уважайте советы других, хотите сохранить разум и не впасть в маразм – не обижайтесь на глупцов».

Уважение реализуется в трех сферах отношений – уважении к старшим, уважении к равным и уважении к младшим. Для людей старшего поколения будет открытием, что уважение к младшим освобождает их от попадания под влияние энергии невежества. Старшие, оскорбляя младших, когда они ведут себя не так, как им бы хотелось, нарушают все принципы уважительности. И что происходит? Все в молодости совершают ошибки и необдуманные поступки. Некоторые из них по своему характеру невежественны. Человек думает, что всё это в прошлом и уже не может повториться. Это заблуждение. Глупости из прошлого – это результат неуважения к младшим. Проявив неуважительность к младшим, плоть опять берет власть над разумом и ничего сделать невозможно. Последствия оскорбления проявляются не сразу, они как бы консервируются в подсознании и ждут своего часа. Проявляются они неожиданно и мощно, так, что у «людей срывает крышу». Влияние невежества может проявиться в отсутствии контроля чувств, глупом поведении, лени, гневе и вожделении. Человек может быстро скатиться в пучину деградации.

В.О. Рузов говорит: «Неуважение младших выражается в том, что мы начинаем давить, а не заботиться, приказывать, а не просить. Начинает казаться, что старшинство даёт нам право на насилие, но даже в воспитании и руководстве это не совсем так. Отношение к младшим проявляет нашу истинную природу, показывает нам нашу душу изнутри. И если качества характера развиты недостаточно хорошо, человек начинает пользоваться своим превосходством, пытаясь получить то, что не смог развить в результате самосовершенствования. Поэтому любое давление на младших – это просто проявление неудовлетворённости и безысходности. Фактически человек становится старшим только тогда, когда готов заботиться о других, до этого он сам находится в категории младших , так как неразвитость и заключается в неумении заботиться о других. В соответствии с этим есть только два менеджмента: менеджмент власти и менеджмент любви, и отличаются они друг от друга именно желанием заботиться».

Младшие поступают зачастую неправильно не потому, что проявляют ослиное упрямство, глупость и тупость, а потому, что все молодые совершают ошибки. Младшие не идут со старшими на откровенность, лгут и изворачиваются не потому, что они законченные отморозки, а потому, что старшие не заслуживают доверия. Кроме того, у младших есть право быть другими и нужно это право уважать. Старший должен не давить, а уважительно просить младшего. Одному великому святому однажды репортёры задали вопрос: чему вы хотите нас научить? А он ответил очень просто и глубоко: я приехал вас не учить, а просить.

Словом, уважительное отношение к младшим избавляет человека от мук совести за глупости, совершённые в прошлом; уважительное отношение к равным – от проблем, совершённых в настоящем; а уважительное отношение к старшим избавляет от страха будущего.

Уважительный человек строит свое общение по принципу: «Любой разговор должен приносить радость. Общение – это не допрос. Поэтому верх неуважения задавать собеседнику вопросы: «Зачем?» и «Почему?»». Такие вопросы могут задавать только прокуроры, следователи, врачи, астрологи, начальники или родители.

Хочешь быть уважаемым, уважай других. Так устроен человек, что без уважения слова другого приобретает статус информации и не становятся для слушающего практическим знанием, не доходят до его разума. Чтобы понять человека, нужно его уважать. И обратная связь: хотите, чтобы люди вас понимали – уважайте людей. Когда в отношениях отсутствует взаимопонимание, значит, в них нет уважения. Уважая ум другого человека, мы уважаем его желания и предпочтения. Уважая разум, мы уважаем выбор человека. Уважая ложное эго, мы признаем его заслуги.

Мудрость советует: «Проявляйте уважение к тем, кто достоин его, ибо в этом нет ничего постыдного; проявляйте уважение к тем, кто жаждет его, ибо в этом нет ничего трудного; проявляйте уважение к тем, кто недостоин его, ибо в каждом есть что-то, достойное уважения».

Оноре де Бальзак в «Тридцатилетней женщине» правильно подметил: «Женщины стремятся и всегда должны стремиться к тому, чтобы их уважали, ибо без уважения они не существуют; поэтому они требуют от любви в первую очередь уважения». Старая мать заметила, что сын ворчит на жену, и спросила: - Сынок, почему ты сердишься на жену? Она заботливая мать твоих детей и любящая женщина. - С годами любовь исчезает. В молодости моя жена была гордой красавицей, которую я на руках носил. Сейчас она стала обычной женщиной, которая целыми днями хлопочет по дому. - Сын, ты забыл об уважении, - упрекнула старушка. - Мы жили бедно, но твой отец всегда уважал меня, и наша любовь не исчезла до старости. - Я тоже уважаю вас, мама, - заметил сын. - Разве твоя жена не нуждается в уважении?! - спросила старушка. - Любовь без уважения, словно ангел с одним крылом, быстро падает вниз.

Петр Ковалев 2013 год

Уважение – это категория социального взаимодействия, выражающаяся в соблюдении признания личностного достоинства личности. Опирается понятие уважения на номы морали, нравственности, общей культуры и толерантности, причем проявляемых не только в уровне долженствования, но и в качестве внутренних мотивов.

Данное понятие довольно тяжело описать парой слов, поскольку оно имеет множество граней и составляющих. Этот комплекс включает уровень справедливости и равенства всех людей, причем данные положения во многих странах задекларировано законодательно и имеют общемировую ценность.

Внимательное отношение к чувствам и желаниям человека, толерантность относительно реализации внутренних потребностей также является частью проявления уважения в социальном взаимодействии. Близко граничит понятие с воспитанием и той его частью, которая реализует собственную скромность и деликатность в обращении с другими.

Что это такое

В зависимости от сферы, где используется данное понятие, оно имеет некоторые коррективы. Так в медицине и психологии уважение предполагает определенное установочное отношение к клиенту, подразумевающее полное и безоценочное принятие особенностей жизни, мировоззрения, социального статуса и личностных желаний. Невмешательство в психологический способ преодоления неприятностей или проблем, при том, что в медицинском плане могут даваться рекомендации, но врач должен понимать, что выбор конечного следования им остается за пациентом.

В социальной работе уважение подразумевает равное отношение, независимо от статуса. Уважение к старшим, детям, бездомным или миллиардерам должно находиться на одном уровне. Именно социальное понимание данного термина наиболее близко к житейскому восприятию и внутреннему толкованию уважения.

Поскольку уважение признано общесоциальной нормой и его наличие является необходимым элементом общества на гуманистическом уровне, то понятие и регламентация данного типа взаимодействия закреплена законодательно. На самом широком уровне оно подразумевает признание свободы, территориальной целостности и равных позиций государства среди всех остальных стран мира. Личностные права человека на достойное уважительное обращение закреплены в законах каждого государства и гарантируют поддержку и защиту комфортного, психологически безопасного существования, предусматривая наказания для нарушителей. Найти все правовые положения можно в категории о защите чести и достоинства человека.

На уровне взаимодействия уважение появляется в процессе воспитания, поскольку является внешней социальной, несколько искусственной нормой, которая, однако, помогает регулировать множество разногласий.
Это не врожденное качество, поэтому дети, люди, выросшие вне социального общества или в обществе с низкими культурными нормами, не могут обладать выраженным уважением к окружающим в силу отсутствия примеров данной поведенческой стратегии.

Закрепить уважительную линию поведения можно путем жестких запретов, используя и выполняя предписанные правила. Однако невозможно заготовить список правильный уважительных реакций на все случаи жизни, что, по сути, делает уважение актом творческого приспособления. Это потребность прислушиваться к собеседнику, тонко замечать его реакции потребности. Умение вовремя закрыть неприятную тему, изменить формат взаимодействия – все это моменты проявления уважения к оппоненту, требующие внимательности и эмпатичной настройки.

Являясь частью этического воспитания, уважение имеет собственные правила проявления: справедливость, равенство, искренний и практичный интерес к проявлениям другого. При этом необходимо полное отсутствие принудительных моментов манипуляции или жесткого воспитания. То, как люди могут договариваться, оставаясь на равных, подразумевает активное использование диалогов и нахождения компромиссных решений в спорах.

Отсутствие уважения может свидетельствовать о запущенном воспитательном процессе, неадекватной самооценке. В более серьезных случаях, если человек изменился в худшую сторону, под вопрос можно ставить наличие психических патологий, сопровождающихся нарушением социального взаимодействия.

Нормы общества

Основные общественные нормы, относящиеся к проявлению уважения, сводятся к соблюдению законодательных актов и следованию определенным, не задекларированным правилам. Первоочередным из них является внимание к другим, сравнимое с исследовательским интересом. Это связано с тем, что, только хорошо изучив жизнь и характерологические особенности человека, можно в итоге понимать какая линия поведения не заденет его достоинство, будет способствовать развитию и исключит высокомерие и снисходительность.

Пока не достигнуто понимание собеседника, необходимо учитывать классические правила этикета, высказывать свое отношение в позитивном ключе. Уважение проявляется в благодарности, причем благодарность должна касаться не только тех сфер, где вы непосредственно обращаетесь за помощью, но при любых контактах. Если вам придержали дверь или продавец помог выбрать товар – не важно, что данная деятельность обусловлена их профессиональными задачами, высказанная благодарность проявляет уважение.

Нормы подразумевают оказание внимания, проявляющегося в уместных комплиментах, без пафоса и заискивания, поздравлениях с официальными датами. В представлении людей друг другу действуют определенные правила этикета, и, руководствуясь ими, можно избежать вариантов отсутствия уважения. Имеется и определенный нормативный уклад в отношении людей высших по должности. Он включает отсутствие пререканий, исключение сквернословий, повышения голоса, на критику рекомендуется реагировать подчинением, за оказанную поддержку благодарить.

Уважение в отношениях мужа и жены воспринимаются, как первоочередная ступень. Во многих традициях браки возможны при отсутствии любви, но исключаются при отсутствии уважения. При этом не исключена и обратная ситуация, что также зависит от культуральных моментов. Так восточные страны славятся своим отношением к женщинам, где она может иметь все материальные блага, получать огромные дозы внимания, но при этом никогда не сравнится по своему статусу с мужчиной. Место женщины не равноправное, а скорее относится к вещам и приобретениям, что влечет за собой соответствующее отношение и отсутствие уважения. Европа отличается стремлением в равности позиций, отстаиванию прав и свобод, соответственно и в отрасли брака можно говорить о наличии уважения. Минус в том, что обычно у европейцев страдает чувственная часть, которая блокируется множеством социальных норм.

Отдельно стоит отметить возрастные правила уважения, ведь в большинстве культур прививается и даже требуется соответствующее отношение к старшим. Много где почитается возраст во всех проявлениях, от обращения до поведения (донести сумки, уступить место). Однако проблематика находится на другой стороне возрастных критериев – уважительное отношение к детям, которое практически отсутствует и никак не регламентируется. Именно поэтому большинство относятся к ним снисходительно, позволяют унижать достоинство, нарушать границы личности. Стоит понять, что дети являются не только полноправными личностями, но и теми, кто, впитав неуважительное отношение к себе, будет распространять его дальше.

Воспитание данного качества

Уважение не является врожденным личностным качеством, эта категория имеет шансы быть развитой в высокой мере в зависимости от социального окружения. Так, воспитываясь в интеллигентной семье, где изначально всеми соблюдаются нормы этикеты и морали, ребенок автоматически перенимает эту модель взаимодействия. Кажется, что все происходит самостоятельно и кто-то изначально проявляет уважение ко всем, а другой не способен освоить минимальный социальный уровень.

Большое влияние оказывает не только семья, но и тот социум, который окружает ребенка.
Многим правилам взаимодействия учат в школе, прививая подходящие способы реагирования. Сюда можно отнести формальные правила, благодаря которым выстраивается взаимодействие со старшими. Учитель начальных классов, сталкиваясь с новыми детьми, всегда оценивает первоначальный уровень развития социальных навыков каждой личности, относительно чего в дальнейшем и строится воспитательный процесс. Также оценивается общий социальный статус семьи и общее развитие ближайших родственников, возможность достижения с ними общего пути в воспитании.

Помимо личного примера, используются подсказки в корректировке поведения. С теми детьми, которые изначально не знали, как можно проявить уважение, на первых этапах возможны довольно жесткие меры запретов и порицаний. С теми, кто уже овладел нормами, но требуется лишь повышение уровня или детализация и разграничение проявлений возможны советы, мягкие назидания. Если воспитание проводится для группы людей, то хорошо использовать примеры, истории, фильмы и книги с соответствующим содержанием. Дети довольно гибки и быстро впитывают информацию из окружающего мира, что касается взрослых, то ключевым моментом становится не воспитательная направленность, а создание мотивации для изменения. Дальнейший коррекционный процесс возможен благодаря чтению литературы о принятых нормах, а также посещение мест с соответствующим социумом.

Одним из самых важных принципов социальной этики является уважение. На самом деле, большинство психологических проблем людей связано в той или иной степени с тем, что они не чувствуют к себе уважения. Поэтому настолько важно понимать, что такое уважение, какова его роль в различных областях деятельности человека. Этим вопросам и посвящена наша статья.

Двойной смысл

Уважением называют признание того, что другие люди обладают достоинствами и заслугами. Именно благодаря этому чувству общение между людьми становится комфортным. Оно помогает нам находить в других что-нибудь хорошее, достойное если не восхищения, то признания. Уважение предусматривает защиту от сознательного нанесения какого-либо вреда другим. На этом чувстве строятся правильные отношения в любом коллективе: на работе, в семье, компании.

Кроме того, уважение понимается и как почтительное отношение к кому-либо или чему-либо. Всех в детстве учили уважать старших, то есть относиться к ним с особым почтением, не как к равным, а как к людям, обладающим большим опытом, словно к старшим по званию.

Чтобы выражать человеку свое уважение, достаточно относиться к нему без пренебрежения, выслушивать, не задевать его чувств, не насмехаться, вежливо говорить с ним, не задевать его честь и т. п.

В чем заключается уважение?

Еще не вступив с человеком в диалог, вы уже можете проявить или не проявить к нему уважение. Например, если перед вами женщина, а вы стоите, убрав руки в карманы, вы проявляете к ней неуважение. Получается, что уважение как почтительное отношение отчасти связано с этикетом.

Иногда уважение заключается в терпимости, снисходительности. Например, если ваш собеседник высказывает точку зрения, отличную от вашей, вы не должны критиковать его. Отнеситесь к нему с уважением, ведь это его взгляды на жизнь, и они имеют право на существование. Постарайтесь высказаться так, чтобы не затронуть его чувств.

Стоит отметить, что уважение необязательно должно быть связано с симпатией. Уважать можно даже своего врага - за какие-то качества или совершенный им поступок.

Уважение в психиатрии

В психиатрии чувство уважение подразумевает, что врач внимательно относится к проблемах пациента, понимая, что, с его точки зрения, это, действительно, проблемы. Основополагающий принцип при работе с такими людьми - это неприкосновенность личности.

Уважение в социальной работе

Наверное, для социального работника уважение - самое важное при работе с людьми. Для этих людей это слово имеет особый смысл. Оно подразумевает, что любой человек достоин уважения. Ни его особенности характера, ни образ жизни, ни социальное положение не могут лишить его права на уважение.

Уважение в правовой сфере

В праве различают уважение к государственному суверенитету и отдельной личности. Первое подразумевает признание другими государствами права на независимость, равноправность, суверенность, выбор вектора развития, как в свой стране, так и на международном уровне.

Вопрос уважения к личности в юридической сфере рассматривается как необходимость уважения достоинств личности, ее прав и свобод. Согласно законодательству РФ, ничто не может стать основанием для умаления достоинства личности.

Узнать, что такое достоинство, можно из статьи .