Слушать музыку через палец: мифы и факты о костной проводимости звука. Гарнитура AfterShokz Bluez. Звук напрямую в мозг


Что такое костная проводимость?

Упрощенно наша слуховая система делится на три части: наружное ухо, среднее и внутреннее. Когда мы слышим чужую речь или музыку, мы воспринимаем звук с помощью воздушной проводимости — он проходит по наружному слуховому проходу к среднему, а затем к внутреннему уху.

При костной проводимости звук, преобразованный в вибрацию, минует внешний проход и средний, отправляясь напрямую к внутреннему уху.

Это какие-то нанотехнологии?

Ничего нового в данном способе передачи звука нет, однако достоянием широкой общественности костная проводимость была не всегда. До последнего десятилетия с этим способом работали исключительно в медицине, так как при определенных патологиях костная проводимость была единственным способом для человека услышать звуки. Исторический пример использования костной проводимости — творчество «глухого» Бетховена, который прикладывал специальные отводящие трубки к инструменту и к костям черепа.


Где еще применяется костная проводимость?


Наука. Например, при изучении подводного мира аквалангисты для связи с поверхностью используют данный тип передачи звуков. Это обусловлено строением костюмов и тем, что подобные динамики хорошо поддаются герметизации.

Армия. Гарнитуры с костной проводимостью звука не закрывают уши: можно принимать команды, но при этом реагировать на окружающие звуки.

Любительский спорт и туризм. Причины те же — гарнитуры с костной проводимостью позволяют слышать больше: и звуки музыки, и все, что происходит вокруг, за счет того, что уши остаются открытыми для воздушной проводимости. Это позволяет обезопасить себя от внешних опасностей и при этом поддерживать постоянную связь с другими участниками турнира, забега или туристического похода.

А это не вредно?

Нет, костная проводимость звука — биологическая способность организма, и восприятие звуков таким способом не «вскипятит» ваш мозг и не нанесет никакого вреда костям черепа. Это легко проверить: заткните уши, скажите что-нибудь — вы прекрасно слышите себя. С первых дней жизни звук собственного голоса мы воспринимаем через кости — используем костную проводимость звука.

Так, а что с музыкой?


Первыми, кто открыл костную проводимость для простых пользователей, была компания Google. В первой версии Google Glass был встроенный в дужку динамик, который обеспечивал передачу звука таким способом. Сегодня гарнитуры, которые позволяют «слышать больше», стали доступнее и их действительно используют для прослушивания музыки или аудиокниг. Международная компания Aftershokz производит целый ряд наушников, чья работа строится на основе костной проводимости звука.


Сейчас в линейке четыре основные модели: флагманская новинка Aftershokz Trekz Air, Aftershokz Trekz Titanium, Aftershokz Bluez 2S и модель Sportz. Все модели кроме Sportz — беспроводные.

Звук совсем не отличается?

Восприятие звука действительно будет отличаться от того, что вы привыкли слышать в обычных наушниках. Это происходит из-за неполной изоляции — из-за этого звук слегка «рассеивается». С другой стороны — такой способ восприятия бережет барабанные перепонки. Они, поверьте, гораздо более хрупкие, чем кости.

Еще одно отличие — в басах. Динамик в гарнитурах Aftershokz — это металлическая пластина, которая преобразует звук в колебания или вибрации. То есть глубокие басы вы не слышите, а ощущаете. Это похоже на ощущения, которые человек испытывает во время концерта — вибрации передаются тактильно и вы ощущаете легкое подрагивание. В наушниках эффект будет похожим, но в несколько раз слабее.

На основной мембране среднего хода улитки имеется звуковоспринимающий аппарат - спиральный орган. В его состав входят рецепторные волосковые клетки, колебания которых преобразуются в нервные импульсы, распространяющиеся по волокнам слухового нерва и поступают в височную долю коры большого мозга. Нейроны височной доли коры большого мозга приходят в состояние возбуждения, и возникает ощущение звука. Так осуществляется воздушная проводимость звука.

При воздушной проводимости звука человек способен воспринимать звуки в очень широком диапазоне - от 16 до 20 000 колебаний в 1 с.

Костная проводимость звука осуществляется через кости черепа. Звуковые колебания хорошо проводятся костями черепа, передаются сразу на перилимфу верхнего и нижнего ходов улитки внутреннего уха, а затем - на эндолимфу среднего хода. Происходит колебание основной мембраны с волосковыми клетками, в результате чего они возбуждаются, и возникшие нервные импульсы в дальнейшем передаются к нейронам головного мозга.

Воздушная проводимость звука выражена лучше, чем костная

Исследование костной проводимости каждого уха в отдельности затруднено, так как звуковые волны распространяются по всему черепу при наложении камертона на любом его участке. Поэтому некоторые авторы считают целесообразным устанавливать камертон не на область сосцевидных отростков, а на срединной линии черепа. При этом оба уха ставятся в равноценные условия.

Чтобы исследование производилось всегда в одних и тех же условиях, сила удара должна быть максимальной (для получения наибольшей длительности звучания камертона). Нажим камертона на кожу головы должен быть достаточно сильным.

Исследование костной проводимости обычно производится при открытых ушах больного; на полученные при этом результаты оказывает маскирующее влияние шумовое окружение и восприятие колебаний камертона через воздух. Чтобы избежать таких помех, Г. И. Гринберг сконструировал специально устроенные боксы - загораживатели ушей, которые представляют собой деревянные ящички, обвернутые снаружи и изнутри ватой.

В норме костная проводимость короче воздушной, так как звуковые волны встречают в костной ткани более сильное сопротивление, на что уходит часть звуковой энергии.

В начале исследования проводят три опыта: Вебера, Ринне и Швабаха.

1. Опыт Ринне заключается в сравнении воздушной и костной проводимости. Звучащий камертон С128 ставят на сосцевидный отросток исследуемого и, включив секундомер, замечают, сколько времени он звучал. По прекращении звучания на сосцевидном отростке подносят камертон к отверстию слухового прохода. У здорового человека проводимость через воздух больше проводимости через кость - это обозначают как «положительный опыт Ринне». При наличии же поражения в среднем ухе или вообще звукопроводящего аппарата опыт Ринне может быть отрицательным, т. е. звучание с кости будет продолжительнее звучания через воздух; обычно это указывает на заболевание звукопроводящего аппарата.


2. Опыт Вебера производится так. Звучащий камертон помещают на темя больного и спрашивают его, в каком ухе он слышит звучание. При здоровом состоянии ушей исследуемый слышит звучание в голове, не относя звук ни к одному из ушей. При нарушении звукопроводящего аппарата звук слышится в больном ухе, при нарушении звуковоспринимающего аппарата он слышен в здоровом ухе. Известно несколько попыток дать объяснение усилению костной проводимости при заболевании среднего уха. Некоторые указывают, что при здоровом состоянии ушей звуковые волны от звучащего камертона, беспрепятственно распространяясь по черепу, как бы выходят через уши в окружающую среду и не задерживаются в каком-либо ухе. При наличии препятствия в виде воспалительного процесса среднего уха или инородного тела (серная пробка) в слуховом проходе звуковые волны, отражаясь от препятствия, как бы снова ударяют в звуковоспринимающий аппарат внутреннего уха и звучат в больном ухе. При поражении же звуковоспринимающего аппарата звук может появиться только в здоровом ухе.
Так, Бецольд считает, что при заболеваниях звукопроводящего аппарата ограничение движений слуховых косточек создает условия для худшей передачи через воздух, чем через кость.

Г. Г. Куликовский, исследуя слуховую функцию больных в звуконепроницаемой камере, зарегистрировал незначительное укорочение костной проводимости при поражении звукопроводящего аппарата. Он считает, что наблюдающееся в обычных условиях исследования слуха удлинение костной проводимости у этого рода больных зависит от неблагоприятных в акустическом отношении условий восприятия звука.

При поражении мозга и его оболочек латеризации звука в опыте Вебера не наблюдается, если при этом нет нарушения слуховой функции.

3. Опыт Швабаха состоит в определении костной проводимости исследуемого путем сравнения с костной проводимостью здорового человека. С. этой целью звучащий камертон ставят на темя исследуемого и замечают время звучания. Получив на ряде здоровых людей длительность звучания камертона С128 на темени, сравнивают эту цифру с полученной у исследуемого и записывают в виде дроби: числитель - цифра, полученная у больного, знаменатель - цифра среднего звучания у ряда здоровых людей, например 15"/25". Эта дробь сразу укажет на состояние костной проводимости у данного больного - нормальная, удлиненная или укороченная. При нарушениях в проводящих сферах в спинномозговой жидкости, в оболочках и самих тканях мозга костная проводимость обычно укорочена. В редких случаях она удлинена - это чаще бывает при поражении в диэнцефальной области. Также она удлинена при отосклерозе, что отличает это заболевание от неврита слухового нерва. Механизм этих изменений еще не выяснен.

Опыт Желле (Gelle) состоит в следующем. К темени приставляют звучащий камертон и одновременно производят сгущение воздуха в наружном слуховом проходе резиновым баллоном - больной ощущает в этот момент ослабление звука, вызванное вдавлением стремени в нишу овального окна и вследствие этого повышением внутрилабиринтного давления. В случае анкилоза стремечка изменения звука не происходит, так же как не происходит повышения внутрилабиринтного давления. Этот опыт дает возможность диагностировать анкилоз стремечка. Но может случиться, что даже при нормально подвижном стремени сгущение воздуха в слуховом проходе не вызовет изменения звучания.

В прошлый раз на моем рабочем столе оказалась вибрационная колонка Partyfon , которая передавала вибрации на поверхность стола, а он издавал звук, который улавливался моими ушами. Теперь, все от того же , ко мне прибыло не менее интересное устройство. Интересно оно тем, что исключает посредника между источником звука и моим ухом. Устройство передает звук напрямую в ушную раковину. Это наушники, но наушники с функцией костной проводимости.

Когда я учился в школе и ходил на уроки музыки, то на одном из уроков, учитель рассказал интересную историю о Людвиге Бетховене . Нет, не смешном сенбернаре, который заливал слюной не только своих хозяев, но и всех недоброжелателей. Речь шла о композиторе, жившем во времена Наполеона (это не торт, а император Франции) . В самом расцвете творческих сил Бетховен начал терять слух. А что может быть хуже для композитора, чем оказаться без слуха? Как тогда сочинять музыку, если не можешь ее услышать? Но находчивый Людвиг, а может быть идею ему подсказали его многочисленные друзья, использовал как раз костную проводимость для того, чтобы слышать воспроизведение своих произведений! Он зажимал зубами трость и упирался ей в корпус музыкального инструмента, например, рояля. Вибрации, издаваемые струнами рояля, не только генерировали звук, но и передавались по трости к Бетховену. Плотно зажатая трость передавала звуковую вибрацию через зубы и кости прямиком ко внутреннему уху композитора. И он слышал свою музыку!

С тех пор минуло немало времени и технологии ушли далеко вперед. Трости нынче не в ходу, да и зажимать их зубами явно не стоит. Способностью костей человеческого черепа проводить вибрацию и звук, человечество активно пользуется уже не первый десяток лет. Правда, раньше костной проводимостью пользовались, в основном, военные, секретные агенты, да люди с поражением барабанных перепонок, а вот сейчас прослушивание звука через кости доступно и обычному человеку!

Наушники костной проводимости Blues 2S

Итак, знакомьтесь, наушники с костной проводимостью Blues 2S от Даджет. Я не буду долго задерживаться на упаковке и комплектации, отмечу лишь то, что продукт с первого же момента говорит о том, что ко мне на тестирование попало всамделишное премиальное устройство. Я давно не сталкивался с подобной качественной и дорогой упаковкой. С первого же касания коробки осознаешь, что у тебя в руках достойная вещь. Упаковка, немного замысловатая, больше напоминает коробочки для дорогих украшений. Твердый картон, отличная полиграфия, а внутри пластиковый враппер, еще лучше защищающий наушники от повреждений. Помимо инструкции на русском языке в комплектацию входит MicroUSB кабель для зарядки, световозвращающие наклейки, ремешок для использования наушников на мелких головах, да матерчатый чехольчик. Отрадно, что производитель позаботился, в том числе, и о безопасности потребителя. Световозвращающие наклейки помогут заметить бегуна или велосипедиста в темное время суток на дороге. И наклейки лишь маленькая толика той заботы о вашей безопасности, что вы получаете вместе с наушниками Blues 2S.

Наушники выполнены в виде оголовья, которое следует одевать, не как обычно, сверху на голову, а сзади. Таким образом наушники располагаются правильно и излучающими площадками прижимаются к голове рядом со слуховым каналом. Вес и давление на голову почти не ощущаются, так как наушники весят всего ничего, какие-то жалкие 40 грамм. Это же меньше трети веса современного телефона! К внешнему виду устройства у меня, аналогично как и к упаковке, нет никаких претензий. Все выполнено на высочайшем уровне. Производитель применил качественный пластик, резину, не поскупился на дополнительные сведения по подключению наушников к источнику звука на внутренней поверхности наушников, отдельные кнопки и заглушку для порта зарядки.

Как работает?

Отличительной способностью наушников с костной проводимостью от обыкновенных наушников в том, что для воспроизведения звука не используется барабанная перепонка слушателя. Если посмотреть на строение уха и попробовать понять, каким образом звук воспринимается, то будет очевидно, что, для начала, звуковое колебание воздуха попадает во внешнее ухо. Там, звуковая волна воздействует на барабанную перепонку, которая передает колебания через систему «косточек», называемых молоточком и наковальней, на так называемую улитку, наполненную нервными окончаниями. Где колебания и превращаются в электрические импульсы, спешащие по нервам прямиком в мозг.

Но в наушниках костной проводимости все немного проще. Благодаря передаче звуковой вибрации по височной кости сразу на улитку, удается избежать весьма длительного маршрута, связанного с молоточками, наковаленками, барабанными перепонками. Сигнал поступает чуть ли не прямо в мозг! Или, по крайней мере, маршрут значительно сокращен.

С одной стороны, сокращение маршрута, должно привести к увеличению качества восприятия звука, так как исключается несколько промежуточных механизмов, привносящих искажения. Но с другой, остаются проблемы поглощения звука костью и точностью подстройки наушников под конкретный череп. Немного ниже, путем эксперимента, попробуем разобраться, насколько звук, идущий через наушники, с костной проводимостью, прямиком в голову отличается от звука, передаваемого традиционным путем через обыкновенные наушники.

Для чего нужны наушники с костной проводимостью?

Если оставить за скобками различные способы передачи звука от источника к потребителю, то основное отличие Blues 2S от традиционных наушников в том, что они не закрывают слуховой канал в ухе. Наушники прилегают к височной кости, оставляя слуховой канал полностью открытым. А что это значит? Открытый слуховой канал будет воспринимать звуковой поток, идущий из внешнего мира, а наушники с костной проводимостью будут транслировать звук параллельно звуку из реального мира. Конечно, многие используют наушники, в особенности устанавливаемые внутрь ушного канала, чтобы защититься от внешнего шумового воздействия и насладиться как можно более чистым звуком. Ну что же, стремление вполне обоснованное, я и сам иногда прибегаю к таким наушникам, чтобы только не слышать то, что происходит за пределами моего микро-мирка. Но бывают ситуации, когда слышать то, что происходит вокруг строго обязательно, иначе могут появиться жертвы и образоваться травмы.

К подобным ситуациям относятся, в первую очередь, спортивные занятия на открытом воздухе. Бежите вы трусцой или прохватываете на байке, заткнув свои уши наушниками, вы слепните на одно из своих чувств, вы натурально глохните. А опасность может подкрасться сзади, совершенно не замеченной вами… Что еще? Любая деятельность, сопряженная с повышенным риском, требует привлечения как можно большего количества органов чувств. Строители, водители, дворники, операторы атомных электростанций эскалаторов и прочие, прочие, прочие. Монотонная работа, не требующая умственных напряжений, позволяет, как правило, слушать что-то увлекательное, но звуковой канал должен воспринимать информацию и предупреждать человека в случае возникновения внешней опасности.

Полнейшая комплектация: коробка, наушники, наклейки, кабель, инструкции... И даже мешочек для переноски!

Приведу свой собственный пример. Я люблю побегать или покататься на велосипеде. Довольно-таки часто бег или поездки утомляют. Я уже ездил по маршруту раз сто, как минимум, да и нарезать круги на школьном стадионе - занятие монотонно-утомительное. Уже через какое-то время тебе становится скучно и хочется занять чем-то простаивающие мозги. Например, ублажить их музыкой или покормить очередной умной книжкой. Но как только вставляешь в уши затычки, так сразу же начинаешь воспринимать внешний мир как картинку на экране широкоформатного телевизора, сидя на диване. А сзади может оказаться автомобиль с ополоумевшей дамочкой за рулем, разъяренный конь, скинувший всадника и несущий не разбирая дороги, полиция в лице старшего сержанта Нетопырчука, гонящаяся за преступником и во все горло орущая: «Стой! Стой, гад! Стрелять буду!». А отменной меткостью в стрельбе отличается не каждый полисмен.

Именно для таких ситуаций, когда и хочется чем-то загрузить свой слуховой канал, и в тоже время обязательно нужно слушать и слышать то, что происходит вокруг, и предназначены наушники с костной проводимостью, например, . И в тоже самое время, наушники с костной проводимостью будут бесполезны, или почти бесполезны, если пытаться их применять в шумной обстановке. В метро или рядом с отбойным молотком вы гарантировано будите слышать шум поездов и удары пики о бетон, а не ублажающие песни очередной поп-дивы. Хотя, русский человек всегда найдет выход из любой сложной ситуации. Слуховой канал можно изолировать при помощи полиуретановых беруш или аналога, а костные наушники использовать по прямому назначению. Кстати, эту версию тоже стоит проверить опытом.

Blues 2S на практике

Честно говоря, испытать наушники с костной проводимостью мне хотелось давно. Обычными наушниками я пользуюсь регулярно и в разнообразных ситуациях. У меня их целый набор для разных обстоятельств. В одних я слушаю аудиокниги в транспорте, другие применяю для аудиоконференций, третьи же применяются исключительно для общения по Skype… Для оценки наушников я воспользуюсь двояким подходом. Для начала испытаю их на способность воспроизведения различных звуковых частот, а затем попробую наушники Blues 2S в различных применениях в окружающем мире.

Особенности реализация передачи звука в Blues 2S

Первое, что необходимо знать о Blues 2S, так это то, что не весь звук передается путем костной проводимости. Наушники оснащены обычными акустическими излучателями, которые предназначены для вывода средних и высоких частот, а заодно располагаются максимально близко к ушному каналу. Но и это еще не все. Ввиду того, что в конструкции применяется обыкновенный акустический тракт, то для устранения ненужных искажений и дребезжаний корпуса, в наушниках применена специальная технология, позволяющая устранить вышеназванные недостатки. Плюс значительно уменьшена утечка звука мимо уха. Как? Звук, излучаемый наушниками, распространяется непосредственно в сторону слухового канала, где и проникает в ухо слушателя естественным образом. Изоляция, конечно, не стопроцентная. Но позволяет слушать и слышать звук через наушники, не сильно беспокоя окружающих.

А вот, что касается низких и части средних частот, то тут все куда более интересно. В той части наушников, которая непосредственно прилегает к лицу, спрятаны небольшие электромагниты. Оные устройства генерируют вибрацию, которая передается костям через специальные выступы на наушниках. А дальше в силу вступает уже костная проводимость, упомянутая в начале обзора. Поэтому не стоит ожидать, что в случае наличия проблем со слухом, вы сможете полноценно наслаждаться музыкой, либо наоборот, наслаждаться любимым произведением в очень шумной обстановке. Увы, в таком случае остается только низкочастотная составляющая, а ее одной явно недостаточно.

Звуковой тракт Blues 2S

Производитель заявляет частотный диапазон в пределах от 20 Гц и до 20 кГц. Однако, проведенный опыт показал, что на полной мощности устройство способно выдавать звук начиная с 35 Гц и до, примерно, 17 кГц. Результат хоть и не выдающийся, но вполне неплохой. Частоты свыше 15–16 кГц вообще мало кто слышит из взрослых людей. Провал по низким частотам, по всей видимости, связан с тем, что в небольшие наушники инженерам так и не удалось интегрировать мощные электромагниты, способные прокачать кости черепа на частотах ниже 35 Гц. Да и скромная батарея не позволила бы наслаждаться музыкой часами. Но с моей точки зрения, неспособность передачи слишком уж низких частот даже к лучшему. Вдруг, там, в голове, на каком-то особо закрученном переборе от Deep Purple что-то возьмет и перемкнет?

По высоким частотам нареканий нет совсем никаких. Никаких искажений или излишнего «писка» мне моими музыкальными ушами разобрать не удалось. Звук очень качественный и, пожалуй, в этом заслуга еще одной технологии примененной производителем. Наушники автоматически изменяют характеристику звука в зависимости от того какие частоты воспроизводятся. Происходит подстройка звука под некую усредненную голову, ее характеристики звукопроводности. Видимо моя голова близка к средней голове человека, вот я и не воспринимаю никаких искажений. Да и дребезга тоже нет.

Используем Professioanl Tone Generator для проверки звукового тракта наушников

Важное замечание. Я несколько раз упомянул о том, что вибрации для костной проводимости генерируются электромагнитами. И это действительно так. Вибрации возникают под действием магнитного поля, генерируемого электрическим током в обмотке электромагнита. Точно так же работают почти все звуковые динамики, включая миниатюрные для обыкновенных наушников. Но на кости вибрация передается не магнитным полем. Электромагниты заставляют вибрировать специальные площадки, которые, в свою очередь, передают вибрации костям. Поэтому не стоит беспокоиться о том, что электромагниты своим магнитным полем испекут ваш мозг словно испорченная микроволновка.

А что будет если…

Хватит теорий, даешь практику!

Для начала опробуем Blues 2S от Даджет в условиях тихой переговорной комнаты. В полнейшей тишине, когда никакой посторонний звук не мешает наслаждаться музыкой, возможности Blues 2S действительно впечатляют. Воспринимаемый на слух звук очень чистый, без посторонних искажений и вкраплений, характерных для беспроводной передачи звука. Если запастись хорошей записью симфонического оркестра, то в наушниках отчетливо слышатся отдельные музыкальные инструменты, все оттенки и нюансы исполнения, да и кашель зрителей, шуршание программок и звонки мобильных, не ускользнут от вашего внимания. Детализация максимальна, насколько это возможно при подключении через Bluetooth и при использовании портативного, многофункционального устройства воспроизведения, разумеется.

А если попробовать послушать Blues 2S в офисном OpenSpace, когда сотрудники галдят о своих домашних невзгодах? Музыку все равно слышно. Тонкие нюансы пропадают, но общая канва сохраняется и позволяет по-прежнему наслаждаться музыкальным сопровождением. Ропот людей на фоне исчезает, его поглощает звук наушников. А если источник постороннего звука располагается близко, например, прибежала Наташка из отдела снабжения с каким-то неважным делом, то ее щебетание с легкостью пробьется сквозь аккорды до вашего слуха. Полное впечатление, как если бы на голове сидели простые накладные компьютерные наушники из серого пластика. Музыку слышно, но и не пропустишь грозную поступь приближающегося начальника.

Blues 2S бывают не только черного, но еще и красного, и светло-зеленого (неон) цвета

В ресторане, куда приходят люди перекусить и культурно отдохнуть, ситуация меняется в корне. По СанПину звуковое давление в подобных заведениях во время обеда допускается на уровне до 70 dBa в виде постоянного фона. Представляете, как галдят за едой люди? Тут насладиться музыкой помогут только специализированные решения либо с активной, либо с пассивной звукоизоляцией. В столовой Blues 2S уже начинают пасовать, против скрежета алюминиевых ложек по дну тарелок, с открытой конструкцией не попрешь.

Чтобы понять насколько хороши Blues 2S на улице с оживленным движением я вышел на Моховую и наблюдая за низкими облаками, проплывающими над Кремлем, постарался услышать мой любимый трек. Чуда не случилось. Шум шин по свежеуложенному нано-асфальту, да рев двигателей тюнингованных «Лада Приора» цвета спелого баклажана, отбивают любое желание воспользоваться устройствами по типу Blues 2S. Все же они созданы для иных условий.

А если переместиться в салон современного автомобиля и попробовать применить наушники с костной проводимостью там, то обнаруживаешь, что прослушивание вполне комфортно, особенно если не открывать окна и не раскручивать двигатель до красной риски. Музыку слышно, равно как и других участников движения, изъявивших желание посигналить. Кстати, в некоторых странах вообще запрещено водить в наушниках, отстраняясь тем самым от внешнего мира. Дескать, это слишком опасно. В Blues 2S от внешнего мира не отделяешься, но поймет ли это полицейский? Вряд ли. Зато за использование в качестве гарнитуры «Свободные руки» отечественная полиция только пожмет вашу мужественную руку за следование нормам закона.

Если отстраниться от музыкальных пристрастий, и рассмотреть другие аспекты использования наушников с костной проводимостью, то могу заметить следующее. Для прослушивания аудиокниг наушники подходят не хуже, чем для музыки. Чтеца слышно идеально, даже в относительно шумном помещении. Управлять воспроизведением, включать его или останавливать, можно кнопкой на корпусе наушников. А если подключить наушники к компьютеру или игровой приставке, то сразу же получаешь готовую компьютерную гарнитуру с отличной обратной связью по басам. Если там, в мониторе, что-то ухнуло, разнеся танк противника на несопряжимые более кусочки, то игрок прочувствует момент даже кожей на лице.

Blues 2S в экстремальных условиях

Как и было задумано, пришла пора проверить наушники с костной проводимостью в наиболее экстремальных условиях, которые доступны жителю крупного мегаполиса. Заряжаем наушники электроэнергией до краев, спускаемся в подземку… Ну, что сказать. Пенные затычки для ушей 3M - средство очень мощное, способное справиться даже с грохотом и завыванием метропоезда. Но мощности костной проводимости Blues 2S явно недостаточно, чтобы перекричать хотя бы перегон между Павелецкой и Новокузнецкой. Шум в метро стоит неимоверный. Единственное что начинаешь ощущать, так это слабые подергивания кожи в местах крепления вибрационных выступов к коже лица.

В морозец и зимой

Некоторые потенциальные потребители интересуются, можно ли использовать наушники Blues 2S с различными аксессуарами или даже с защитным шлемом. Отвечу на этот вопрос. Очки, как правило, не мешают использовать наушники, по крайней мере, их дужки можно разместить так, чтобы они не мешали друг другу. Если вы используете Blues 2S во время езды на велосипеде и применяете легкий шлем для Cross-Country, то он так же не помешает применению наушников. Но вот со шлемом типа «котелок» или Full face уже возникнут проблемы. Разместить наушники с ними будет проблематично.

Но не только шлем может помешать использованию Blues 2S. В зимнее время шапка-ушанка и даже обычная шапка не позволят вам наслаждаться Blues 2S. И даже теплая куртка или кофта с воротником могут стать существенным препятствием для применения наушников. Все дело в дужке оголовья. Для получения качественного звука с ней не должно соприкасаться ничто постороннее, кепка не помешает, а вот зимняя шапка уже не подходит. Дужка слишком большая, рассчитанная в том числе и на крупные головы, по этой причине остается много места в районе основания черепа, сзади головы на уровне шеи. И зимний пуховик, шуба или свитер с пышным горлом будут мешать качественной фиксации вибрационной части на костях черепа. Что опять же приводит к недостоверному звуку.

Наушники Blues 2S во время занятия спортом

Качество звука в наушниках напрямую зависит от того, где размещены излучающие звук элементы, и как плотно прилегают к голове вибрационные составляющие. Сперва, мне показалось, что наушники будут сидеть не очень надежно, и я буду испытывать дискомфорт из-за того, что придется их постоянно поправлять при занятиях активным спортом. Но на практике оказалось, что Blues 2S цепляются за череп словно щупальца глубоководного кальмара, скинуть их движением головы просто невозможно. Но тут есть нюанс.

Василий любезно одолжил свой череп для демонстрации крепления наушников

Наушники нужно подогнать под свой размер головы. Доступно два размера: крупный и обычный. Обычный получается из крупного простым добавлением мягкой перемычки в оголовье. А без перемычки наушники подойдут обладателям размера побольше. Так вот, после установки перемычки я так и не смог стряхнуть наушники с себя, без риска получения вывиха шеи и сотрясения серого вещества. Наушники сидя как влитые. И при занятиях бегом, велосипедом, бадминтоном и медленным пинг-понгом их даже и поправлять не нужно. Конечно, бокс или САМБО явно не те виды спорта, с которыми применение наушников с костной проводимостью обусловлено, но там лучше вообще обойтись без чего либо, кроме как спортивной формы.

Исходя из того, что одно из применений Blues 2S - спорт, то сразу же появляется вопрос в отношении устойчивости наушников к такой естественной реакции организма, как пот. Если вкручиваешь педали под солнышком, да еще и в затяжную горку, то активно потеешь. Наушники прилегают к телу и могут отправиться к праотцам от воздействия соленой жидкости. Могут, но не в случае Blues 2S. Наушники специально разработаны таким образом, чтобы не разрушаться от пота. В них вы можете потеть столько, сколько вам угодно. Однако, в них не стоит ходить в баню. Встроенный литиевый аккумулятор будет однозначно поврежден высокой температурой в парилке. И не стоит полагать, что защита от пота автоматически делает наушники водонепроницаемыми и в них можно плавать брассом или баттерфляем. Вовсе нет, наушники не водонепроницаемы. От капель пота, выдыхаемого влажного воздуха или легкого дождя они защищены, но для использования в бассейне стоит поискать другую, специализированную модель для водолазов и клифф-дайверов.

Используем Blues 2S в качестве гарнитуры

Производитель заявляет, а мы проверяем, что наушники с костной проводимостью Blues 2S можно использовать не только как наушники, но и как полноценную гарнитуру для общения по телефону и не только. Ну что же, проверим. Так, микрофон на месте, гарнитура сопряжена с телефоном, вызываем любимого абонента.

Я слышу абонента не хуже, чем и по динамику телефона. Наушники явно превосходят качество голосового тракта у мобильных операторов. И как оказалось, и абонент слышит меня превосходно. Точнее громко, но с небольшой примесью посторонних фоновых шумов. Никакого секрета в том нет. Наушники оборудованы двумя микрофонами. Один для восприятия голоса говорящего, а второй для активного шумоподавления окружающей обстановки. Да, офисный шум фильтруется, но параллельно голос усиливается, что немного усиливает и остатки от убранного шума. Если сравнить общение по гарнитуре Blues 2S с общением по обычному мобильному телефону с качественной системой шумоподавления, то телефон явно вырвется вперед, постороннего шума там нет совсем, но голос немного исказится из-за слишком активного шумоподавления.

Не навредит ли наушник с костной проводимости моему здоровью?

Даже обычные наушники не рекомендуется слушать на высокой громкости или продолжительное время. И наушники с костной проводимостью не исключение. Однако, тут есть некоторая сложность, связанная с измерением звукового давления. Если для обычной акустической системы, тех же наушников-обыкновенных, измерения провести можно, то для костной проводимости все не так просто. Звук при использовании костной проводимости рождается в голове слушателя, а поскольку голова г-на Валуева по своим характеристикам значительно отличается, от головы, например, г-на Макаревича, то и результирующая «громкость» звучания у них будет разной. Контролировать «громкость» звучания, в таком случае, можно лишь по личным ощущениям. В любом случае стоит не превышать рекомендуемых значений в источнике звука и никогда не слушать звук на некомфортном уровне.

Позволю себе сразу небольшую вставочку на тему того, как портится слух от прослушивания на высокой громкости. Замечу, что клинические случаи повреждения барабанной перепонки или же молоточка и наковальни от излишне высокого звукового давления я рассматривать не буду. Сосредоточимся на незаметном ухудшении звука от длительного прослушивания звука на громкости выше рекомендуемой. Ухудшение происходит незаметно, колебания от элементов среднего уха передаются во внутреннее на ту самую улитку, устланную чувствительными нервными окончаниями. Длительное и мощное воздействие буквально «подстригает» нервные окончания, и они утрачивают былую чувствительность. Процесс, к сожалению, необратимый. Поэтому берегите свои уши и не забывайте о громкости.

Можно ли стать «патифоном» с наушниками с костной проводимостью?

Пока мой экземпляр Blues 2S добирался до меня по темным переулкам в компании с курьером, я думал, а что, если надеть наушники, включить их погромче и раззявить рот пошире, то начну ли я транслировать в окружающий мир звук, передаваемый наушниками по костям? Проверено лично на практике - не начну. Причин тому две. Во-первых, наушники большую часть звука транслируют не по костям, а при помощи своей направленной акустической системы. Во-вторых, мощность «костной» части недостаточно велика, чтобы превратить череп живого человека в звукоизлучающую конструкцию. Слишком уж много у нас там различного звукопоглощающего мягонького вещества.

Насколько громко?

Многие покупатели, при выборе наушников, ориентируются исключительно на один параметр. Их волнует лишь то, насколько громко «орут» наушники и смогут ли они переорать шум поезда в метро. Поспешу их разочаровать, Blues 2S воспроизводят звук совсем не громко. Хотя производитель и заявляет, в комплектных документах, что уровень звукового давления составляет аж 100 dBa, но в реальности наушники его явно не достигают. Да и как проверить? Как можно измерить громкость, возникающую в улитке внутреннего уха? Остается полагаться только на субъективные ощущения. А по ним, так если даже выкрутить на максимум громкость на источнике звука, а затем и на наушниках, то по ощущениям можно было бы докрутить еще процентов двадцать, а то и тридцать. С другой стороны, когда требуется слышать, что происходит в окружающем мире и параллельно воспринимать информацию с мобильного или компьютера, то большая громкость и не требуется. Тут куда как важнее качество передаваемого звука. А с этим у наушников Blues 2S все в полном порядке. Спасибо Bluetooth 3.0 и поддержке A2DP. Хотя только A2DP тут не обошлось, в документации момент не отражен, но создается полное впечатление, что наушники поддерживают кодеки для качественного воспроизведения звука без проводов. Никаких радиопомех, треска и прочего за все время тестирования мне обнаружить не удалось и даже в сложных условиях наушники продолжали выдавать качественный звук без характерных для радиоканала помех.

Батарея

Наушники Blues 2S оснащены встроенной литиевой батареей. Согласно комплектной инструкции она полностью заряжается за время не более двух часов, что позволяет проигрывать музыку на протяжении 6 часов, а находиться в режиме ожидания целых 10 суток. Последняя характеристика означает, что если включить наушники и подключить их к источнику звука, но сам звук не воспроизводить, то полного заряда батареи хватит на указанные 10 суток. А если наушники выключать, то срок хранения у них даже не указывается. Видимо он исчисляется месяцами или годами.

Можно было бы ожидать, что в зимнее время батарея в устройстве будет разряжаться куда быстрее, чем заявлено. Но нет. Батарея не успевает замерзнуть, ее греет тепло тела. Проверено на себе, быстрее замерзают уши, чем аккумулятор в Blues 2S.

Личные ощущения от использования

Первое впечатление, которое возникает в памяти, если меня спросить о наушниках с костной проводимостью Blues 2S - качество звука. Некоторые испытуемые, которых я попросил поносить некоторое время наушники, иногда отмечали, что им не хватает басов. А по басам, понятное дело, существуют существенные различия в предпочтениях. Но все испытуемые без исключения отмечали исключительное качество звука, существенную детализацию, многоплановость. В том заслуга инженеров компании разработчика наушников, они умудрились встроить в скромный корпус с нетрадиционным звуковым трактом столько технологий, что звучит даже лучше, чем мои недорогие Shure, хотя мне очень трудно с этим смириться. Возможно, что Shure раскроется, если подключить их не к телефону, а к специальному усилителю? Но факт остается фактом, звук в Blues 2S куда приятнее.

Что касается именно костной проводимости, то никакого отторжения этот способ воспроизведения звука у меня не вызвал. Действует он ненавязчиво в подавляющем большинстве случаев. Те небольшие вибрации, что поначалу могут ощущаться кожей, уже через пять минут совершенно не замечаются. Никаких неприятных эффектов, никакого раздражения. Поначалу, само собой, обращаешь внимание на то, как на басах в кости черепа передаются вибрации через кожу, но постепенно тебя увлекает музыка, фильм или аудиокнига. И процесс происходит настолько естественно, благодаря открытым ушам, что источник звука и способ его доставки не замечаются вообще. Впрочем, и окружающие не испытывают дискомфорта от ваших наушников, звукопотери меньше, чем в моем мобильном.

Правильное крепление наушников на черепе

Помимо высококачественного звука, хочется отметить и то, что от длительного использования наушников не устают уши. Кто пользуется наушниками постоянно, тот знает, что долговременное и постоянно их применение приводит к неприятным ощущениям. От мониторных наушников, даже с супермягкими кожаными амбушюрами, ушам становится жарко, а от постоянного давления на хрящевую ткань ушная раковина начинает болеть. Аналогичная проблема возникает и от использования накладных наушников. Уши болят. Вставные наушники, хоть и не давят на ухо, но постоянно норовят вывалиться из уха и потеряться в высокой траве. Приходится меньше двигать головой, стараться не крутить ей из стороны в сторону. Возникает синдром длительной статической перегрузки, пользователя поджидают боли в мышцах и головная боль. Внутриканальные наушники тоже не панацея. Они распирают слуховой канал, изолируя ухо от внешних шумов, но тем самым становятся тем самым инородным предметом, от которого боль от длительного ношения возникает уже внутри уха. С Blues 2S подобного нет. Наушники не давят на ухо совсем никак. А давление на кости недостаточное, чтобы вызвать хоть какой-то дискомфорт от длительного использования.

Многие люди не задумываются над сохранением своего слуха и врубают громкость на полную. Я же отношусь к тем существам, которые заботятся о своем организме и не желают портить его своими же руками. Именно по этой причине мне пришлась по нутру идея открытых наушников, в которых уши остаются свободными, а основной звук передается небольшими динамиками, расположенными рядом с ухом. Идея очень удачная. С одной стороны, звук подается в ухо естественным путем, извне. А с другой слышите его только вы. Утечка звука из наушников настолько минимальна, что на полной громкости услышать что-то в метре от слушателя можно только в очень тихом помещении. Еще раз хочется похвалить инженеров-разработчиков за качественно проделанную работу.

И если продолжить тему качества, то, как я уже отметил выше, продукт производит впечатление премиального, да он и есть на самом деле таким. Качественные материалы, надежная и хорошо продуманная упаковка, грамотно реализованные функции, хорошая сборка. И даже сам производитель насколько уверен в своем продукте, что позволяет возвращать наушники без объяснения причин, если они покупателю чем-то не понравились. В том же Даджет в течение года покупатель может вернуть наушники без объяснения причин! Практика, привычная для Северной Америки, но в России пока в диковинку (способ бодания с продавцом с томиком ЗЗП под мышкой не в счет).

Конечно, наушники с костной проводимости Blues 2S продукт не идеальный. В нем есть недостатки, обусловленные скорее спецификой технологии и применения, чем просчетами при его создании. Blues 2S не выйдет использовать в шумной и очень шумной обстановке. Для этого лучше использовать устройства с хорошей шумоизоляцией или активным подавлением постороннего шума. Если вы обладаете пышной шевелюрой, то прилаживать наушники вам придется немного дольше, чем владельцам только лысого, бильярдного черепа. Да и с зимней одеждой, как оказалось, наушники практически несовместимы. Но вот для всего остального лучше прибора, наверное, и не найти.

Вместо эпилога

Мы все привыкли к наушникам, которые либо накрывают наши ушные раковины, либо вставляются в ушной канал. Но, традиционные решения не всегда удобны. Наушники Blues 2S предоставляют относительно новый, а может быть основательно позабытый старый, способ прослушивания портативного аудио и относятся к целому классу устройств Open Ear Experience (можно перевести как «Ощущение свободных ушей»). Основой устройств Open Ear Experience является то, что они оставляют полностью открытым ушной канал. Слушатель не отгораживается от внешнего мира, он продолжает в нем существовать, воспринимать информацию, поступающую по аудиоканалу, он сможет вовремя услышать об опасности или начнет просто коммуницировать с другими людьми, не занимаясь выковыриванием «затычки» из уха.

Наушники с костной проводимостью и антураж памятника Шухову

Кому придутся по душе Blues 2S? В первую очередь это спортсмены и скорее легкоатлеты, люди, занимающиеся фитнесом, бегом, велосипедом и другими видами доступного спорта. Не лишним подобный аксессуар окажется и для любого модного и общительного человека, в нем будет удобно прогуляться по парку, наслаждаясь одновременно пением птиц и прослушиванием записанной лекции по органической химии. Не откажутся от наушников с костной проводимостью и туристы. Куда как приятнее топать с рюкзаком за плечами по лесу в такт любимого трека в стиле Hard-Trance и не забывая одновременно прослушивать ближайшие кусты на предмет кабаньего хрюканья или медвежьего рева. А где туристы, там и охотники. Сидя в засаде на дикого зверя, хочется иметь представление о том, что поделывают твои коллеги, загонщики, притравщики, да и прочие. Использование обычной радиосвязи в лесном массиве может быть затруднено, а вот сотовая связь позволит находиться в постоянном контакте с другими участниками охоты. И да, открытые уши и слуховой контакт с внешним миром во время использования наушников Blues 2S, могут сохранить вам жизнь или позволить избежать вреда вашему здоровью! А что может быть дороже жизни или здоровья?

PS. И все же, если стоимость Blues 2S вам кажется слегка завышенной, то стоит поторопиться и воспользоваться любезно предоставленной скидкой от Даджет-а по промокоду .

Опубликовано 10.02.2017 автором в следующих категориях:
железо обзор

Опыт использования необычных беспроводных Aftershokz Trekz Titanium, заточенных под спорт и прочую активность.

Это самые безопасные наушники в мире. Почему? Да потому что их не нужно втыкать в уши , чтобы слушать музыку.

Aftershokz Trekz Titanium передают звук через лицевые кости прямо к внутреннему уху. Таким образом и музыку слышно неожиданно хорошо, и уши открыты – слышно всё, что происходит вокруг. Очень необычные ощущения.

Наушники не для ушей

Тот факт, что человеческие кости являются хорошим проводником звуковых волн было известно достаточно давно; эта особенность организма уже несколько веков является альтернативой восприятия звука, если у человека имеются проблемы с обычным слухом.

Яркий пример – великий композитор Бетховен, который страдал глухотой и мог воспринимать музыку исключительно прикладывая к голове разные устройства, которые превращали звуковые волны в вибрации.

До недавнего времени технология передачи звука с помощью черепных костей использовалась только в медицинских целях: с помощью специальных приборов пациенты с деформированным слухом могли воспринимать звуки и мелодии не хуже здоровых людей.

Из медицины эта технология перекочевала и в потребительскую сферу – компания Aftershokz просто порвала краундфандинговую площадку Indiegogo, за один день собрав необходимую сумму на производство своих наушников с технологией передачи звука через лицевые кости.

Пользователей привлёк дизайн – эти наушники не боятся пота, влаги и грязи. В составе этих наушников есть титан – скорее небо упадёт на землю, чем ты сломаешь этот аксессуар.

Ты можешь слушать музыку, говорить через них по телефону и даже общаться с голосовым помощником – но в то же время ты слышишь всё, что происходит вокруг тебя. И уши не устают (как у меня после любых «затычек» ), потому что наушники не втыкаются в уши, а прижимаются к черепу рядом с ушами.

Я взял Aftershokz Trekz Titanium в недавнее путешествие в Нью-Йорк и провёл в них большую часть времени (точнее, 6 часов из 10 ) на борту самолёта. Могу с уверенностью сказать, что даже после нескольких часов нет совершенно никакого дискомфорта: такой уровень удобства действительно могут повторить далеко не каждые наушники.

Звук

Восприятие звука через кости немного другое, нежели традиционное, через уши. Поначалу ощущается некая вибрация, но буквально через несколько минут привыкаешь к ней и перестаёшь замечать.

Качество звука, прошедшего через кости, слегка теряет изначальную чёткость и становится более усреднённым, из-за эффекта «рассеивания». Поэтому я не ждал чего-то сверхъестественного, а про басы даже и не смел мечтать. Будет играть что-нибудь, да и ладно, думал я.

Однако, подключив их к iPhone, был приятно удивлён.

Первым делом включил специально скачанный новый Live-альбом великолепного Gary Clark Jr. и при первых звуках бас-гитары натурально потерял челюсть. Уж слишком качественно и глубоко всё звучит.

Aftershokz Trekz titanium звучат ничуть не хуже тех же Power Beats 2 , и уж точно намного лучше многих спортивных наушников. Проверено.

Создатели запихали в маленький корпус Aftershokz Trekz кучу разных технологий с внушительными названиями: например, за качество звука и отличные басы отвечает технология PremiumPitch, которая предотвращает рассеивание звука и «прокачивает» низкие частоты.

Дослушав Кларка Младшего и подобрав челюсть, пробежался по другим жанрам – фанк, рок, металл; всё звучит очень хорошо, только рок всё-таки воспринимается чуть плосковато, хотя всё равно лучше, чем в EarPods, определённо.

Необычно удобно

Aftershokz Trekz – необычные беспроводные наушники. В мире портативного звука это одна из немногих новинок за последние месяцы, которая меня реально удивила и порадовала как качеством материалов (титановый каркас можно крутить и гнуть как угодно – они реально неубиваемые ), так и богатством звукопередачи столь необычным способом, через лицевые кости.

Возможно, некорректно сравнивать их с «вкладышами» той же ценовой категории (в пределах 8-9 тыс. рублей ), потому что Aftershokz Trekz точно превосходят по степени удобства и комфорта использования любые наушники , которые у тебя были за всю жизнь. Да, заявляю вот так безапелляционно, потому что опробовал их сам.

Тип наушников: беспроводные
Тип крепления: затылочная дужка
Тип динамиков: датчики-преобразователи костной проводимости звука
Режим звука: стерео
Диапазон: 20 Гц – 20 кГц
Максимальное звуковое давление: 100 дБ
Встроенный микрофон: есть
Чувствительность микрофона: 41 дБ
Тип подключения: Bluetooth v. 4.1 (обратно совместим с Bluetooth 3.0)
Радиус действия: до 10 метров
Цвет: серый, салатовый, синий
Вес: 36 г
Защита: Наушники защищены от влаги, пота, от капель воды и от пыли – по стандарту IP55. Плавать и нырять в наушниках AfterShokz Trekz Titanium нельзя.

Есть и минус, куда без него: наушники достаточно громкие для окружающих. То есть, если слушать музыку на 50% громкости, стоящий рядом человек без труда расслышит и музыку и слова. Это может доставлять присутствующим некий дискомфорт.

Но это несущественный минус – всё-таки это в первую очередь спортивные наушники , так что во время пробежки или в спортзале никто не будет прислушиваться к тому, что у тебя там играет.

Однако, если использовать наушники в качестве разговорной гарнитуры, очередная технология LeakSlayer превращает для окружающих речь твоего собеседника в чуть слышное бормотание – расслышать что-либо практически невозможно.

Одного заряда наушников хватает примерно на 6 часов беспрерывной работы. Зарядка аккумулятора занимает 1,5 часа. Aftershokz Trekz выпускаются в нескольких цветовых решениях , от классического серого до ярко-салатового. Есть из чего выбрать.

Я с удовольствием использовал эти наушники, и не нашёл явных недоработок и изъянов. Их смело можно рекомендовать как спортсменам для тренировок, так и велосипедистам или даже водителям за рулём, которые жить не могут без разговоров по телефону.

Воздушные звуковые волны от источника звука, распространяясь, по наружному слуховому проходу достигают барабанной перепонки и вызывают ее колебания, которые через систему слуховых косточек передаются на овальное окно. Смещение стремени в полость лестницы преддверия вызывает колебания перилимфы, которые через геликотрему передаются перилимфе барабанной лестницы, и происходит смещение мембраны круглого окна в сторону барабанной полости среднего уха (рис. 56).

Рис. 56. Схема распространения звуковых колебаний в улитке:

1 - наружное ухо, 2 - среднее ухо, 3 - улитка

Упругость мембраны круглого окна позволяет перилимфе смещаться между овальным и круглым окнами при воздействии звуковых волн. Колебания перилимфы верхнего канала улитки через тонкую вестибулярную мембрану передаются на эндолимфу улиткового протока. В результате перемещений перилимфы и эндолимфы приводится в движение основная мембрана с расположенным на ней кортиевым органом, что вызывает колебание волосковых клеток . Волоски этих клеток, касаясь покровной мембраны,деформируются , что является причиной возникновения возбуждения (потенциала действия) в рецепторных слуховых клетках. Таким образом, во внутреннем ухе происходит преобразование физической энергии звуковых колебаний в возбуждение слуховых клеток, возникающие нервные импульсы по волокнам слухового нерва и проводящим нервным путям поступают в подкорковые отделы, а затем – в слуховую сенсорную зону коры головного мозга. Экспериментально установлено, что в улитке при звуковом раздражении возникают переменные электрические токи, которые по своему ритму и величине полностью повторяют частоту и силу звуковых колебаний. Улитка как бы играет роль микрофона, преобразующего механические колебания в электрические потенциалы.


4. Слуховые косточки. Строение и участие в формировании слуха.

СЛУХОВЫЕ КОСТОЧКИ - комплекс из мелких косточек в среднем ухе. Находятся в барабанной полости три маленькие слуховые косточки - молоточек, наковальня и стремя. Колебания барабанной перепонки (в барабанной полости) улавливаются молоточком, усиливаютсядвижениями наковальни и передаются на стремечко,

которое соединено с овальным окном в УЛИТКЕ внутреннего уха.

1.Молоточек снабжен округлой головкой, которая при посредстве шейки, соединяется с рукояткой.

2. Наковальня, имеет тело, и два расходящихся отростка, из которых один более короткий, направлен назад и упирается в ямку, а другой - длинный отросток, идет параллельно рукоятке молоточка медиально и кзади от нее и на своем конце имеет небольшое овальное утолщение, сочленяющееся со стременем.

3. Стремя, по своей форме оправдывает свое название и состоит из маленькой головки, несущей сочленовную поверхность для наковальни и двух ножек: передней, более прямой, и задней, более изогнутой, которые соединяются с овальной пластинкой, вставленной в окно преддверия. В местах сочленений слуховых косточек между собой образуются два настоящих сустава с ограниченной подвижностью. Пластинка стремени соединяется с краями при посредстве соединительной ткани.

Слуховые косточки укреплены, кроме того, еще несколькими отдельными связками. В целом все три слуховые косточки представляют более или менее подвижную цепь, идущую поперек барабанной полости от барабанной перепонки к лабиринту. Подвижность косточек постепенно уменьшается в направлении от молоточка к стремечку, что предохраняет спиральный орган, расположенный во внутреннем ухе, от чрезмерных сотрясений и резких звуков.

Цепь косточек выполняет две функции:

1) костную проводимость звука

2) механическую передачу звуковых колебаний к овальному окну преддверия.


5. Строение внутреннего уха. Звуковой и вестибулярный анализатор. Анатомия, физиология. Ототопика.

Внутреннее ухо, или лабиринт, располагается в толще пирамиды височной кости между барабанной полостью и внутренним слуховым проходом, через который выходит из лабиринта.

Костный лабиринт состоит из: вестибулярный лабиринта, костного лабиринта, перепончатого лабиринта, улитки; преддверия; полукружных каналов.

У современного человека улитка находится впереди, а полукружные каналы сзади, между ними расположена полость неправильной формы - преддверие. Внутри костного лабиринта находится перепончатый лабиринт, который имеет точно такие же три части, но меньших размеров, а между стенками обоих лабиринтов находится небольшая щель, заполненная прозрачной жидкостью - перилимфой.

Улитка. Каждая часть внутреннего уха выполняет определенную функцию. Улитка является органом слуха: звуковые колебания, которые из наружного слухового прохода через среднее ухо попадают во внутренний слуховой проход, в виде вибрации передаются жидкости, заполняющей улитку. Внутри улитки находится основная мембрана (нижняя перепончатая стенка), на которой расположен Кортиев орган - скопление разнообразных опорных клеток и особых сенсорно-эпителиальных волосковых клеток, которые через колебания перилимфы воспринимают слуховые раздражения в диапазоне 16-20000 колебаний в секунду, преобразуют их и передают на нервные окончания VIII пары черепных нервов - преддверно-улиткового нерва; дальше нервный импульс поступает в корковый слуховой центр головного мозга.

Преддверие и полукружные каналы - органы чувства равновесия и положения тела в пространстве. Расположены в трёх взаимно перпендикулярных плоскостях и заполнены полупрозрачной студенистой жидкостью; внутри каналов находятся чувствительные волоски, погруженные в жидкость, и при малейшем перемещении тела или головы в пространстве жидкость в этих каналах смещается, надавливая на волоски и порождая импульсы в окончаниях вестибулярного нерва - в мозг мгновенно поступает информация об изменении положения тела. Работа вестибулярного аппарата позволяет человеку точно ориентироваться в пространстве при самых сложных движениях - например, прыгнув в воду с трамплина и при этом несколько раз перевернувшись в воздухе, в воде ныряльщик мгновенно узнаёт, где находится верх, а где - низ.

Различают костный и перепончатый лабиринты, причем последний лежит внутри первого. Костный лабиринт, представляет ряд мелких сообщающихся между собой полостей, стенки которых состоят из компактной кости. В нем различают три отдела: преддверие, полукружные каналы и улитку; улитка лежит спереди, медиально и несколько книзу от преддверия, а полукружные каналы - кзади, латерально и кверху от него.

Преддверие , образующее среднюю часть лабиринта, - небольшая, приблизительно овальной формы полость, сообщающаяся сзади пятью отверстиями с полукружными каналами, а спереди - более широким отверстием с каналом улитки. На латеральной стенке преддверия, обращенной к барабанной полости, имеется отверстие, занятое пластинкой стремени. Другое отверстие, затянутое находится у начала улитки. Посредством гребешка, проходящего на внутренней поверхности медиальной стенкипреддверия, полость последнего делится на два углубления, из которых заднее, соединяющееся с полукружными каналами. Под задним концом гребешка на нижней стенке преддверия находится небольшая ямка, соответствующая началу перепончатого хода улитки.

Костные полукружные каналы , - три дугообразных костных хода, располагающихся в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Передний полукружный канал, расположен вертикально под прямым углом к оси пирамиды височной кости, задний полукружный канал, также вертикальный, располагается почти параллельно задней поверхности пирамиды, а латеральный канал, лежит горизонтально, вдаваясь в сторону барабанной полости. У каждого канала две ножки, которые, однако, открываются в преддверии только пятью отверстиями, так как соседние концы переднего и заднего каналов соединяются в одну общую ножку. Одна из ножек каждого канала перед своим впадением в преддверие образует расширение, называемое ампулой.

Перепончатый лабиринт, лежит внутри костного и повторяет более или менее точно его очертания. Он содержит в себе периферические отделы анализаторов слуха и гравитации. Стенкиего образованы тонкой полупрозрачной соединительнотканной перепонкой. Внутри перепончатый лабиринт наполнен прозрачной жидкостью - эндолимфой.Т.К.перепончатый лабиринт несколько меньше костного, то между стенками того и другого остается промежуток - перилимфатическое пространство, наполненное перилимфой. В преддверии костного лабиринта заложены две части перепончатого лабиринта: эллиптический мешочек и сферический мешочек. Перепончатый лабиринт в области полукружных протоков подвешен на плотной стенке костного лабиринта сложной системой нитей и мембран. Этим предотвращается смещение перепончатого лабиринта при значительных движениях. Ни перилимфатическое, ни эндолимфатическое пространства «не закрыты намертво» от окружающей среды. Перилимфатическое пространство имеет связь со средним ухом через окна улитки и преддверия, которые эластичны и податливы. Эндолимфатическое пространство связано через эндолимфатический проток с эндолимфатическим мешочком, лежащим в полости черепа; он является эластичным резервуаром, который сообщается с внутренним пространством полукружных протоков и остальным лабиринтом.