Скажите, какие грехи являются смертными и как их можно искупить? Молитва во искупление греха прелюбодеяния

Искупление рода человеческого Иисусом Христом является основным догматом Христианской религии. Вне этого догмата, в неразрывной связи с предваряющим его догматом Воплощения и завершающим его догматом Воскресения Иисуса Христа, нет Христианства, как Богооткровенной религии. Вне этого догмата отходит в ряд человеческих учений.

Однако, признание догмата Искупления еще не гарантирует от такой участи. Необходимо еще иметь правильное понимание этого догмата, чтобы Христианство являлось перед нашим сознанием религией и именно религией Богооткровенной.

Между тем, в богословской литературе появляются сочинения, модернизирующие православное учение об Искуплении в том виде, как это учение сложилось в древней, со времен Иисуса Христа и св. Апостолов, Вселенской Церкви и содержится Русской Православной . Согласно этому древне-вселенскому учению, Искупление рода человеческого от первородного греха и ответственности за него пред Богом совершено крестною смертью Иисуса Христа, пролитою им на Кресте кровью. Жертва Голгофская в глазах Божиих имела значение жертвы умилостивительной за грехи всего мира, была удовлетворением правде или правосудию Божьему, ею была прекращена вражда между Богом и родом человеческим и человек был примирен с Богом. Первородный или прародительский был так велик, последствия греха – извращение всей природы человека, духовной и телесной, – было так глубоко, что человечество не могло своими силами избавиться от греха и уничтожить все его последствия в природе своей и всего мироздания. Необходима была Богочеловеческая жертва, которая притом не только покрыла бы пред Богом греховность рода человеческого, не только уничтожила бы все последствия греха в природе человека и во всем мироздании, но и преизбыточествовала бы над грехом. И вот Бог, бесконечно любящий Свое творение, в жертву за грехи всего мира отдал Сына Своего Единородного. В этом акте искупления правда и любовь Божия проявились в присущем им в Самом Существе Божием единении: Божие правосудие было удовлетворено и неиссякаемая любовь Божия к роду человеческому дала ему оправдание даром .

Но, отдав Себя в жертву за грехи всего мира, Сын Божий Сам был неповинен во грехах. Следовательно, необходимо было, чтобы правда и любовь Божия проявили себя и в отношении ко Христу. И вот вознаграждает Христа: Он дарует Ему воскресение из мертвых, возносит Его на небо, дает Ему место одесную Себя, и Христос получает от Него право быть пред Ним вечным Ходатаем за род человеческий, быть Посредником между Ним и людьми, а для усвоения людьми плодов искупления , то есть для спасения людей, основать Свою, в которой бы человечество, по своей вере в искупительную от грехов жертву Голгофскую и по своей жизни во Христе, своим подражанием Христу, получало благодатные дары Святого Духа, возрождало свое падшее духовное и телесное естество, усыновлялось Богу и пребывало в возглавленной Христом Церкви неодоленным вратами ада.

* * *

Модернизирующие изложенное учение Православной Церкви об искуплении рода человеческого Голгофскою жертвою говорят, что это учение противоречит христианскому понятию о Боге, в Самом Существе Которого незыблемо и неизменно пребывает любовь к роду человеческому. Эта Божественная любовь чужда всякого «оскорбления», всякой «вражды» к человеку, всякого «гнева» на людей. Она не требует от рода человеческого никакого «искупления» или «выкупа» за грехи, не требует никакого «удовлетворения» правде Божией за содеянные человечеством грехи или преступления пред Богом, как равно не требует от рода человеческого и никакой, а тем более кровавой, «умилостивительной жертвы Богу за грехи всего мира».

По их мнению, искупление рода человеческого Иисусом Христом имеет исключительно «этическое», моральное, «нравственно-субъективное» значение в деле спасения человека, что в «искуплении» дан роду человеческому только идеал нравственного или морального отношения между людьми, идеал высочайшей моральной жизни человека по образу Иисуса Христа, идеал «сострадательной любви» к падшему человечеству, охватывающей собою все человечество и в отдельности каждого человека. Этот идеал внутренне, субъективно усвояется каждым человеком и реализуется им в жизни чрез «подражание» Христу. Исключительно о таком моральном значении «искупления» якобы и говорят Священное Писание и Святоотеческие творения. Такие суждения об искуплении наиболее ярко выражены в догматических произведениях митрополита Антония (Храповицкого). Он считает «искупление» делом «сострадательной любви» Христа к падшим людям. Эта «сострадательная любовь» достигла кульминационного пункта в Первосвященнической молитве Христа в Гефсиманском саду. В этой молитве и «состояло наше искупление». По словам митрополита Антония, «Господне распятие и не являются лишенными значения (?!) для нашего спасения, ибо, умиляя людей, они открывают им хотя некоторую часть (?!) искупительной жертвы, вводя их в любовь ко Христу… Телесные муки и телесная смерть Христовы нужны прежде всего для того, чтобы верующие оценили силу Его душевных страданий».

К каким же последствиям ведет модернизация православного учения об «искуплении», признание за «искуплением» исключительно морального, «нравственно-субъективного» значения для рода человеческого?

Если признать, что вся заслуга Иисуса Христа пред родом человеческим заключается только в том, что Он возвестил миру высочайший нравственный закон, регулирующий взаимные отношения между людьми, а в Своей жизни и особенно в Своей смерти дал образ выполнения этого закона, то ясно, что таким учением отрицается полное повреждение в первородном грехе всей природы человека – духовной и телесной, а признается только нравственное падение человека, как об этом учил Пелагий, основатель ереси пелагианской. И если человек может восстановить свое первобытное нравственное совершенство только своим «нравственно-субъективным» восприятием морального идеала, показанного Христом, может своими силами осуществить этот идеал в своей жизни, то, конечно, этим отметается искупление грехов рода человеческого драгоценною кровию Христа . Крестная смерть, таким образом, теряет свою исключительную ценность в деле спасения человека. Она, как это утверждают митрополит Антоний (Храповицкий) и другие его единомышленники, «может» (даже только «может», а не должна?!) еще иметь «некоторую ценность», может еще быть «не лишенной некоторого значения», как стимул к нравственной жизни во Христе, без какового стимула, однако, могут и обойтись морально более окрепшие люди.

Таким учением об «искуплении» Сам Искупитель – Христос из Богочеловека превращается в величайшего моралиста из рода человеческого, а вместе с этим отпадают и великая тайна воплощения Бога и Воскресение Христа, словом, те догматы, которые лежат в основе Христианства, как Богооткровенной религии. Эти догматы получают аллегорическое истолкование, так: Христос воплотился – это в наших сердцах, вселился в них; Христос воскрес – это в наших сердцах, в которых Он воссел… Таким нравственно-субъективным пониманием догматов Христианства само превращается в чисто человеческое, хотя бы и гениальное, учение. Да и Сам Христос превращается исключительно в духовное существо, Его телесная реальность исчезает.

Наконец, если человек исключительно своими силами, своим «нравственно-субъективным» восприятием веры в «искупление» его Христом, искупление, в смысле возвещенного ему Христом высочайшего нравственного идеала и показанной ему реализации этого идеала, может и должен осуществлять в своей жизни этот идеал, то излишними являются почитание и молитвенное призывание Пресвятой Богородицы, св. Ангелов, св. Апостолов и св. угодников Божиих, а также и молитвы за умерших: человек сам содевает свое спасение, не нужна ему и Церковь с ее спасительными таинствами… Открывается широкий простор для религиозных заблуждений человека, как в народных массах, так и в среде пастырства…

Все заблуждения модернизирующих православное учение об Искуплении вытекают у них из стремления сделать Христианства приемлемыми для мудрецов мира сего, охристианизировать их. На деле же получается обратное: не «мудрость мира сего» христианизируется, а Христианское учение обмирщается и теряет свою Богооткровенность.

* * *

Из разномыслия в понимании Искупления вытекает необходимость воспроизвести или изложить правильное понимание догмата Искупления.

Такое понимание мы должны почерпать прежде; и главнее всего из основных источников христианского учения.

Единственным источником христианского учения являются «Слова Божии», как об этом пишет св. ап. Павел: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил (). Эти Слова Божии (), устно переданные Богом через пророков до Иисуса Христа, принадлежат Ветхому Завету, а переданные через Иисуса Христа – Новому Завету. Те и другие Слова Божии и составляют Священное Предание Ветхозаветное и Новозаветное (; ап. Павла к ; ). В Ветхом Завете Священное Предание впервые стал записывать Моисей, а за ним уже и другие боговдохновенные писатели. Так и образовалось Священное Ветхозаветное Писание. Однако, наряду со Священным Писанием в Ветхом Завете хранилась в преемственной передаче и незаписанная часть Слов Божиих , составлявшая в узком смысле Священное Ветхозаветное Предание (; ; ; ). И в Новом Завете Слова Божии , или Священное Новозаветное Предание, впервые, после Вознесения Господа и на протяжении первого века, предали записям св. Апостолы, причем они записывали и свои деяния. Так образовалось Священное Новозаветное Писание . Однако, св. Апостолы не записали всего Священного Новозаветного Предания. Незаписанная ими часть Предания и составила, в узком смысле, Новозаветное Священное Предание, иначе – Апостольское Предание, так как оно передано св. Апостолами. Св. ап. Павел указал ап. Тимофею и способ хранения этого Предания: Что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям , или «истинным сынам в вере», которые были бы способны и других научить (; ). Такая «преемственность» в передаче священного Апостольского предания сберегала его полноту, подлинность и неповрежденность. Но истинные сыны в вере не только устно передавали верным людям воспринятое ими Священное Апостольское Предание, но и предавали его записям. Так образовались письменные источники после св. Апостолов. Из этих источников мы и почерпаем незаписанное св. Апостолами Священное Новозаветное Предание. К числу таких источников принадлежат: «Правила св. Апостолов», «Апостольские Символы Веры», «Апостольские литургии», «Мученические акты», «Писания Мужей Апостольских», то есть учеников св. Иоанна Богослова, главным образом, – св. Игнатия Богоносца, Поликарпа, еп. Смирнского, и Папия, епископа Иерапольского, «Правила и постановления Семи Вселенских Соборов» и принятые Вселенскими Соборами «Правила поместных соборов» и «Правила и послания св. отцов и учителей Церкви» (VI Всел. Соб., прав. 2-е). Эти «Правила и постановления Вселенских Соборов» признаются боговдохновенными, потому что в них изложено апостольское учение: храним не нововводно (Догмат VII Всел. Соб. об иконопочитании). К тем же источникам принадлежат: церковное богослужение и церковная практика, восходящие к апостольскому времени (). Следовательно, Священное Предание и Священное Писание и являются единственными основными источниками Христианского учения. Об этом говорят нам: мужи Апостольские – св. Игнатий Богоносец и св. Папий Иерапольский , св. Ириней Лионский , Ориген , св. Ипполит, епископ Римский . У св. Иоанна Златоуста читаем: Апостолы не все предали чрез послания, но многое сообщили и без письмени. Между тем и то, и другое равно достоверно. Есть предание, больше не ищи ничего . С особенною подробностью говорит то же св. Василий Великий в авторизованном Вселенским Собором 91-м правиле.

* * *

Определив основные источники, из которых надлежит почерпать правильное понимание догмата Искупления, мы, затем, должны установить метод правильного истолкования этих источников.

Имея источники христианского учения в их полноте, подлинности и неповрежденности, мы должны истолковывать каждую в отдельности часть этих источников в связи с их полным содержанием, или в связи с контекстом всей речи по определенному вопросу. Только в таком случае отрывочно взятое место нами будет понято правильно и мы не извратим его смысла. Затем мы должны обращаться к толкованиям библейского текста святыми Божиими человеками , светильниками или столпами Вселенской Церкви Христовой. Но в этом случае мы должны иметь ввиду, что суждения св. Отцов могут быть только их личным мнением, не авторизованным голосом Вселенской Церкви. А поэтому при пользовании суждениями св. Отцов мы должны руководствоваться принятым в православных церквах указанием прп. Викентия Лиринского : Совершенно необходимо, чтобы нить толкования Пророческих и Апостольских писаний направлялась по норме древнего и вселенского понимания. Особенно должно заботиться о том, чтобы содержать то, во что верили повсюду, всегда все . Только такая вселенская преемственность толкований библейского текста даст нам полную возможность правильного понимания его смысла.

Определив источники христианского учения, из которых мы должны почерпать правильное понимание догмата Искупления, выяснив метод истолкования библейского текста, мы перейдем к изложению правильного понимания догмата Искупления.

* * *

Принимая во внимание, что слово «искупление» в христианской религии имеет значение специального термина, мы считаем необходимым выяснить, что разумеется в Священном Писании под «искуплением». В Ветхозаветном Священном Писании читаем: Я искупил тебя (Израиля)… в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею… отдам других людей за тебя и народы за душу твою… Так говорит Господь, Искупитель ваш, святый Израилев: ради вас я послал в Вавилон и сокрушил все запоры и Халдеев… Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну (; ср. ). Я вывел тебя из земли Египетской, и искупил тебя из дома рабства (). Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него. Дорога цена искупления души их и не будет того во век (). То есть ни богатством, ни силами своими человек не может искупить пред Богом, или дать Богу выкуп за греховность свою пред Богом и тем возвратить себе утерянное бессмертие – ст. ст. 7 и 10)… Также и в Новозаветном Священном Писании говорится: Какой выкуп даст человек за душу свою ()… Сын Человеческий пришел… чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (). Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровию Христа (. «Искуплены» у Бога – ст. ст. 20–21). Вы куплены дорогою ценою (. «Куплены» у Бога – ст. ст. 19–20). Мы имеем искупление кровию Его, прощение грехов ()… чтобы предстать святыми и непорочными и неповинными пред Богом (). Ты был заклан и кровию Своею искупил нас Богу (). Мы согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого предложил с жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде (). Христос, Первосвященник будущих благ, не с кровию козлов и тельцов, но со Своею кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление… дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное (), Христос принес Себя непорочного Богу ().

Из приведенных нами текстов видно, что, во-первых, и Ветхом Завете под «искуплением» разумелся «выкуп» Израиля от ответственности за содеянные им грехи или преступления пред Богом. Этот «выкуп» или «искупление» совершал Сам Бог. Он выкупал Израиля у Себя Самого и ради Себя Самого, так как только Израиль был у Него избранным и возлюбленным народом. В «выкуп» за Израиля отдавал Себе другие народы, возлагая на них, вместо Израиля, наказания за грехи или преступления Израиля. Такой «выкуп» не мог дать Богу сам Израиль, так как дорога цена искупления вследствие великой греховности или преступности Израиля пред Богом, как личной, так особенно наследственной от прародителей, породившей во всем человечестве и во всем мироздании. Человек не мог ни собственными силами, ни своим богатством сбросить с себя иго смерти и возвратить себе утерянное в прародительском грехе бессмертие. Во-вторых, в Новом Завете под «искуплением», так же как и в Ветхом Завете, разумеется «выкуп», какой человечество само не могло дать Богу за свою греховность как личную, так особенно за наследственную от прародителей, породившую смерть во всем человечестве. Такое искупление , или выкуп Богу, уже не за Израиля только, а за все человечество, мог дать только Сын Божий – Христос и именно Своею Кровью, так как цена этого выкупа или купли у Бога дорогая , и только выкуп Кровью Христа, как Богочеловека, делает человечество неповинным пред Богом чрез веру в искупительную от грехов кровь Христа. Такой выкуп Сам дал человечеству даром в крови Христа, которая, по воле Божией и Самого Христа, явилась пред Богом жертвою умилостивительною за грехи мира . В этой жертве проявилась правда , или правосудие Божие, так как не оставил учиненные пред Ним человечеством грехи или преступления без наказания, а вместе с правдою Божиею проявилась и любовь Божия к человечеству, так как возложил и Христос добровольно принял на Себя наказание мира , пролив за мир Кровь Свою, ибо без пролития крови не бывает прощения грехов (). И Христос за добровольно принесенную Им жертву умилостивления за грехи мира был вознагражден Богом и возвеличен тем, что победил смерть, воскрес из мертвых, вознесся и воссел одесную Бога Отца, от Которого получил право ходатайствовать за мир пред Богом и даровать людям право на древо жизни (; ). Так в деле искупления , или выкупа , рода человеческого правда Божия проявилась в присущей ей неразрывной связи с любовью Божией : являлся праведным и оправдывающим ().

Если искупление является актом Христа в направлении к Богу, то плоды искупления – это акт в направлении к роду человеческому. Искупление человечества Христос совершил у Бога, пред Которым человечество было повинно во грехах. Плоды же искупления Христос даровал людям, каковой дар и является в собственном смысле спасением человечества. Спасение подастся людям в основанной Христом Церкви, облагодетельствованной дарами св. Духа. Вне Церкви Христовой нет и спасения.

Мы выяснили смысл термина «искупление», как оно излагается в Священном Писании . Возникает теперь другой вопрос: каким же актом совершил Христос искупление? Выяснить этот вопрос особенно необходимо, потому что модернизирующие православное учение об Искуплении с настойчивостью утверждают, что Искупление состоялось не в пролитой Христом на кресте крови, не в смерти Христа, а в «сострадательной любви» Христа к людям, которую Христос проявлял в течение всей Своей жизни и которая достигла своей вершины в «Первосвященнической молитве Христа» в Гефсиманском саду. Крестной смерти Христа они отводят лишь «некоторое значение», как стимула, побуждающего людей к взаимной любви по образу проявленной к ним Христом любви. В Первосвященнической молитве и состояло наше искупление , говорит митрополит Антоний. Господне распятие и не являются лишенными значения для нашего спасения, ибо, умиляя людей, они открывают им хотя некоторую часть искупительной жертвы, вводя их в любовь ко Христу… Телесные муки и телесная смерть Христовы нужны прежде всего для того, чтобы верующие оцепили силу его душевных страданий .

Вполне понятно, что за правильным выяснением вопроса: каким актом Христос совершил наше Искупление? – мы должны обратиться к основным источникам Христианского учения, а затем и к голосу Вселенской Церкви Христовой. У евангелистов мы находим на поставленный вопрос ответ, или указание, Самого Христа: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать Душу Свою для искупления многих (; )… На сей час смертный Я и пришел ()… Сие есть тело Мое, которое за вас предается (; ). Как видим, Сам Христос указал, что цель Его пришествия – отдать душу Свою для искупления многих , что на сей час , час смертный, Он и пришел, что Бога с людьми заключен в пролитой Им (Христом) на кресте крови, что именно эта кровь дает людям оставление грехов, что именно пиющий кровь (Его) имеет жизнь вечную (). Следовательно, по словам Иисуса Христа, Искупление рода человеческого совершено Им реальным актом пролитой Им на кресте Крови, Его крестною .

Так об Искуплении учили и св. Апостолы. Св. ап. Павел писал, что Христос послал его благовествовать о Кресте Христовом, о Христе распятом на кресте, что слово о кресте для нас, спасаемых, – сила Божия , что такое значение Креста Христова , то есть крестной смерти Христа, только для погибающих юродство есть , только для них оно соблазн и безумие (), только мудрецы мира сего всячески умаляют и даже совсем отметают значение крестной смерти Христа для спасения рода человеческого. Учение о спасении рода человеческого именно Кровью Иисуса Христа красною нитью проходит чрез все писания св. Апостолов. Святой первоверховный ап. Петр пишет: Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца ()… Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились ()… Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти (). С особенною силою св. ап. Павел благовествует об Искуплении рода человеческого именно Кровию Иисуса Христа: Все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде ()… Пасха наша, Христос, заклан за нас ()… Он умер за грехи наши, по Писанию ()… Христос за всех умер … Его не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом ()… Бог предопределил усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа… в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов ()… Благоугодно было Отцу… посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровию Креста Его, и земное и небесное… примирить в теле Плоти Его, Его… в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов ()… Христос, Первосвященник будущих благ… не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление… Кровь Христа очистит совесть нашу от мертвых дел… Он есть Ходатай Нового Завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное, ибо где завещание, там необходимо, чтобы последовала завещателя… и первый завет был утвержден не без крови. Ибо Моисей, произнесши все заповеди по закону пред всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою… и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: «Это кровь завета, который заповедал вам Бог"… да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения … И Христос однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха Кровию Своею … (). Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат ... Кровию завета вечного ()… Ев. Иоанн также пишет, что Христос омыл нас от грехов наших Кровию Своею (), что Он был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу (), что Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха ().

Как видим, св. Апостолы центром своего благовестия об Иисусе Христе считали слово о том, что Искупление рода человеческого совершено крестною смертью Христа, пролитой Христом на Кресте Кровию Своею, что Бога с людьми заключен именно в Крови Христа, пролитой Им на кресте, как и Сам Христос сказал Своим ученикам: Сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (), или: Сия чаша есть в Моей Крови, которая за вас проливается (). Следовательно, как в Ветхом Завете кровь тельцов и козлов была кровью завета первого , так кровь Иисуса Христа была Кровию Завета Нового, или второго, Кровию, пролитою однажды за грехи рода человеческого, ибо без пролития крови не бывает прощения грехов. Без пролития крови тельцов и козлов не было Ветхого Завета Бога с домом Израиля, так без пролития Крови Христа нет Нового Завета Бога с родом человеческим. И кто отрицает или умаляет значение для нашего Искупления или спасения Крови Христа, тот пребывает вне Нового Завета Бога с людьми, а блуждает по стихиям мира сего !..

Считаем нелишним остановиться на отдельных выражениях православного учения об Искуплении, каковые выражения оспариваются модернистами с целью обосновать свою теорию исключительно «нравственно-субъективного понимания» искупления. Прежде всего они отрицают за Искуплением название и значение «жертвы умилостивительной за грехи мира». Однако, что Искупление было жертвою умилостивительною за грехи мира, об этом мы читаем еще в Ветхом Завете у «ветхозаветного евангелиста» прор. Исайи: Господу угодно было поразить Его, и он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное (). Эта жертва умилостивления , как там же говорит прор. Исайя, будет принесена Богу за грехи наши (ст. ст. 5, 6, 8, 12). То же мы читаем об Искуплении и у ев. Иоанна, причем как уже о совершившемся факте Искупления: Мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира… Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (). Это умилостивление принесено Христом Богу, что видно из контекста речи св. Иоанна. Ап. Павел пишет: получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру, для показания правды Его (Божией) в прощении грехов (). И ап. Павел выясняет, что эта жертва умилостивления , или искупление, принесена Богу ( и др.), что Христос был первосвященником пред Богом, для умилостивлении за грехи народа (). Вслед за отрицанием умилостивления Бога модернисты отрицают и необходимость, и даже возможность удовлетворения правде Божией, утверждая, что правда Божия не нуждается-де в «удовлетворении» за попирание ее человеком. Но вот Сам говорит: А удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим ()… За неправды его (Иерусалима) сделано удовлетворение, ибо от руки Господней они приняли вдвое за все грехи своя ()… И совершится гнев Мой, и утолю ярость Мою над ними, и удовлетворюсь (и по-славянски читаем: «и утешуся») (). В Новом Завете Христос, и св. Апостолы учили, что каждому будет воздаяние от Бога по делам его, что открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою , что правда Божия открывается в благовествовании Христовом (). Отрицать необходимость удовлетворения правде или правосудию Божиему за попрание правды Божией грехами человека и утверждать, что воздаяние за свою греховность человек получает в своих внутренних, субъективных переживаниях последствий своей греховности,– значит отрицать всякую связь между Богом и человеком, каковая связь реализуется в воздаянии Богом человеку за его добрые и злые деяния, каковое воздаяние красной нитью проходит через все Священное Писание . Нельзя же забывать, что есть люди сожженные в совести своей , которые не чувствуют внутри себя никаких мучений, никаких угрызений совести за все свои злые деяния, что в таких деяниях они находят даже усладу, что нравственное падение их и богоотступничество, или извращение богооткровенной воли доходит до сатанинских глубин, из которых уже не может быть выхода в Царство Божие.

«Камнем преткновения» для модернизирующих православное учение об Искуплении служат слова митрополита Макария в его «Православном догматическом богословии», что Божественная Премудрость находит способ примирить в деле искупления человека вечную правду с вечною благостью, удовлетворить той и другой и спасти погибшего . В этих словах они видят признание противоречия в Боге между вечною правдою и вечною благостью , чего-де не может быть в Боге!.. Мы вполне согласны с тем, что такого, да и никакого, противоречия в Боге не может быть. Ибо следствием такого противоречия была бы борьба в существе Божием между правдою и благостью. Пришлось бы признать двойственность в существе Божием, раздвоение. оказался бы в состоянии самоборения. Одно из двух свойств пришлось бы признать за добро, а другое за зло. И Бог явился бы источником не только добра, но и зла. Конечно, ни о чем таком митрополит Макарий не говорит, так как все свойства в Боге он мыслит всесовершенными, пребывающими в вечном единении. Если он говорит о примирении в деле искупления человека вечной правды с вечной благостью , то в связи с его учением об Искуплении надо приведенные слова о примирении понимать так: человек не мог своими силами искупить свой пред Богом. По человеческому рассуждению (), действительно, в наказание за греховность рода человеческого нельзя примирить правду с благостью, удовлетворить и ту и другую, потому что правда требует наказания, соответствующего преступлению, то есть в данном случае наказания , а благость требует помилования или милости к преступнику. И вот Божественная Премудрость нашла способ примирить в деле Искупления рода человеческого правду с благостью. Это примирение и состоялось в крестной смерти Христа. Божественная правда, или правосудие, было удовлетворено, наказание за грехи мира было понесено Христом в Его крестной смерти, пролитой на Кресте Его Крови во оставление грехов мира. Благость же Господня проявилась в том, что род человеческий получил оправдание даром . И в отношении ко Христу проявил и правду, и благость. Он не вменил Ему крестный подвиг в вину, но снял с Него иго смерти, воскресил Его, посадил одесную Иоанн Златоуст говорит лишь о том, что Бог никогда не является инициатором или виновником вражды к человеку, а что человек враждует против Бога. Но как Бог реагирует на вражду к Нему человека, об этом св. Иоанн Златоуст многократно повествует в своих творениях, где говорит о наказаниях от Бога на грешников, о гневе Божием на согрешающих и т. п.!.. И впервые Сам Бог дал возмездие первым людям за их вражду к Нему, проявленную в нарушении Его заповеди. Он изгнал их из рая. Они были отчуждены от древа жизни и внесли в мир смерть. О примирении нас с Богом, во Христе, в Его Голгофской жертве, особенно повествует св. Ап. Павел (; ; ).

Мы изложили правильное понимание догмата Искупления, как оно вытекает из основных источников христианского учения. Обратимся теперь к голосу Вселенской Православной Церкви времен послеапостольских.

Здесь прежде всего мы остановимся на творениях мужей Апостольских, как воспринявших благовестие Христово непосредственно от св. Апостолов. Мы знаем, что мужи Апостольские в своих творениях писали лишь о том, что требовалось современной им жизнью Церкви. В то время вопрос об искуплении не дебатировался, и потому они не писали специально об искуплении. В их творениях мы находим лишь отдельные мысли о значении Голгофской жертвы. Однако и по ним можно выяснить достаточно подробный и точный взгляд мужей Апостольских на Искупление. Так, у св. Ап. Варнавы (†72 г.) читаем, что Он, Христос, облекся плотию для того, чтобы ее – этот сосуд Своего Духа принесть в Жертву за наши грехи, предать его на смерть (Epist. s. Barn. с. 5, 7). Св. Климент, епископ Римский (†101 г.) пишет: Иисус Христос сделался плотию для нашего спасения (2 Соч., 19)… Он дал Кровь Свою за нас и плоть Свою за плоть нашу и душу Свою за души наши (1 Соч., 47)… драгоценна пред Богом Кровь Его, которая была пролита для нашего спасения (1 Соч., 7)… Он стал Первосвященником наших приношений, заступником и помощником в помощи нашей (1 Соч., 36). Св. Игнатий Богоносец говорит епископу Поликарпу: Ожидает Того, Кто выше времени, безвременного, невидимого, но для нас сделавшегося видимым… для нас подвергшегося страданию, все ради нас претерпевшего (Ad Ephes., 15)… Он Самого Себя принес за нас в приношение и жертву Богу (Ephes., 1)... Он стал Спасителем нашим и Первосвященником, Которому вверено Святое Святых (Philad., с. 9). Св. Поликарп, епископ Смирнский, повествует: Он, будучи вечным Первосвященником, явился во плоти… грехи наши вознес на Теле Своем на крест, претерпел за нас самую смерть… и чрез то даровал нам спасение, не но делам нашим, но по воле Божией (de Philip с. 1,8).

Как видим, мужи Апостольские учили, что Христос был Первосвященником наших приношений , заступником нашим пред Богом, что Он, по воле Божией, принес Самого Себя в жертву Богу за наши грехи, что пролитая на кресте Кровь Христа драгоценная пред Богом . Повсюду здесь мы находим терминологию ветхозаветную: Христос именуется Первосвященником, Он приносит Богу жертву за наши грехи , эта жертва драгоценна пред Богом, так как снимает с нас содеянный в Ветхом Завете грех, чего не могли сделать приносимые ветхозаветным первосвященником жертвы. Если ветхозаветный первосвященник приносил жертву за в умилостивление Бога (), то, именуя Христа Первосвященником, мужи Апостольские тем самым признавали за Его Голгофскою жертвою значение жертвы умилостивительной, однажды принесенной Богу за грехи рода человеческого.

Продолжим свидетельства св. Отцов первых веков Христианства об Искуплении. Несмотря на то, что они в своих творениях вели борьбу преимущественно с иудейством, язычеством и различными ересями, все же у них мы находим ясные мысли об Искуплении Христом рода человеческого. Так, в прекраснейшем памятнике Христианской письменности этого века – в «Послании к Диогнету» читаем: Бог предал Сына Своего в искупление за нас… Христос принял на Себя грехи наши (с. 9). Св. Иустин Философ пишет: Христос, чтобы даровать нам исцеление, разрушить силу, возбудившую к преступлению, снять проклятие, которому подвержен был весь род человеческий, был распят на Кресте… вследствие этого приношения Себя в жертву Он стал Первосвященником по чину Мелхиседекову (Apolog. 11,13 и Dialog с Tryph., 85,94,103). Св. Ириней, епископ Лионский, говорит: Господь наш, пострадал за нас и воскрес ради нас… Он явился истинным Посредником между Богом и человеком, в Себе объединял и примирял их и восстановлял человека Богу страданием, смертью Своею и воскресением (Contr haer. III, 19, 2; 18, 3, 7). Блж. Феодорит Киррский поясняет: Принес же за нас Христос не кровь волов и козлов, но собственную Свою Кровь… и однажды приобрел вечное искупление, потому что, сделавшись искупительною за нас ценою, всех нас освободил от владычества смерти (Творения, ч. 7, Толков. на посл. к евреям, 1861 г., С. 615). Св. Василий Великий в молитвах Пятидесятницы говорит: Господь сподобляет принимать от нас молитвенные умилостивления и жертвы, о иже во аде держимых, с надеждою для них отрады, ослабления и свободы . Св. Афанасий, архиепископ Александрийский, по словам Григория Богослова , великая труба истины, око вселенной, вождь исповедников, столп веры и Церкви , пишет: Поелику надлежало заплатить долг, лежащий на всех, ибо должны были все умереть, что и было главною причиною Его пришествия, – то после того, как Он доказал Свое Божество делами, приносит, наконец, и жертву за всех, вместо всех предавая на смерть храм Свой, чтобы всех сделать свободными от ответственности за древнее преступление… Слово Божие, будучи превыше всех, Свой Храм, Свое телесное орудие, принося в искупительную за всех жертву, Своею совершенно выполнил должное… смерть всех приведена в исполнение в Господнем теле… нужна была смерть и надлежало совершиться смерти за всех, во исполнение долга, лежащего на всех (Твор., ч. 1, 1902 г., С. 201–203). По словам св. Ефрема Сирина , поелику долги наши; вследствие отпадения от Бога, превзошли все своею многочисленностью, так что ни пророки, ни священники, ни праведники, ни цари не в состоянии были изгладить их, то Сам Сын Божий, явившись на землю, повсюду сделался пленителем всех: и ни в утробе, ни в рождестве, ни в крещении не уничтожил долгов, пока преданный на крест не вкусил смерти, так что Его сравнилась с винами нашими, ибо чрез нее изглажено то, для изглаждения чего недостаточны были все творения (Твор., т. VIII, С. 340–341)… Бог смертию Единородного Своего Сына приблизил нас к Себе (Твор. Слово 48-е, 1911 г., С. 207). В первоисточнике Православной Литургии – в «Огласительных и тайноводственных поучениях» св. Кирилла Иерусалимского , в каковых поучениях он сохранил чин литургии Иерусалимской, то есть чин литургии Ап. Иакова, – мы находим указание на совершение св. Таинства Причащения. В своем описании этого Таинства св. Кирилл Иерусалимский пишет: Потом, по совершении духовной жертвы Бескровной службы, при той же самой жертве умилостивительной молим Бога о всеобщем мире церквей… и вообще о всех, требующих помощи; молимся все и приносим сию жертву (Тайн. огл. 5). Многие церковные писатели в изображении небесного тайнодействия у Ап. Иоанна Богослова () видят отображение литургии в современной апостолам Церкви и в являющемся на жертвеннике Агнце усматривают вечную умилостивительную жертву . С особенной яркостью и глубиною изобразил величие Голгофской жертвы св. Иоанн Златоуст : Когда ты видишь Господа закланного и предложенного, священника, предстоящего этой жертве и молящегося, и всех окропляемых этою драгоценною Кровию, то думаешь ли ты, что ты еще находишься среди людей и стоишь на земле, а не переносишься ли ты тотчас па небеса… Предстоит священник, низводя Св. Духа… совершает моление, чтобы благодать, нисшедшая на жертву, воспламенила чрез Нее души всех и сделала их светлейшими… Когда священник призывает Св. Духа и совершает страшную жертву и часто прикасается к общему всех Владыке… какой потребуем от него чистоты и какого благочестия?! Тогда и Ангелы предстоят священнику и целый сонм небесных сил взывает, и место вокруг Жертвенника наполняется ими в честь Возлежащего на Нем … . И когда за литургиею в Православной Церкви во время возгласа: Твоя от Твоих … диакон подъемлет кверху св. дискос и потир, то этим изображается вознесение Иисуса Христа на крест в жертву умилостивления Бога за грехи мира. И таинство Причащения в Православной Церкви – это жертва не только хвалебная и благодарственная, но и молитвенно-умилостивительная жертва Богу за живых и умерших.

Из приведенных суждений св. Отцов об Искуплении, или о Голгофской жертве, видно, что в Голгофской жертве Христос явился Первосвященником, принесшим Богу в Своей Крови жертву умилостивительную за грехи мира; этою жертвою Христос искупил людей от греха, проклятия и смерти, стал Посредником между Богом и человеком, примирил нас с Богом. В глазах Божиих Голгофская жертва была драгоценною.

* * *

Изложив понимание догмата Искупления по основным источникам Христианского вероучения и по творениям св. Отцов послеапостольского времени, имеющим значение во Вселенской Православной Церкви, мы приходим к единственному заключению, что содержимое Русской Православной учение об Искуплении рода человеческого Иисусом Христом является вполне правильным, как стоящее в полном согласии с учением Иисуса Христа, св. Апостолов, св. Отцов и учителей Вселенской Православной Церкви Христовой, что и «Катехизис» митрополита Филарета (Дроздова), и капитальные труды по «Догматическому Богословию» архиепископа Филарета (Гумилевского), архиепископа Антония (Амфитеатрова), митрополита и епископа Сильвестра в изложении учения об Искуплении содержат не что-либо новое, остаются верными пониманию Искупления Вселенскою Христовой со времен Христа и св. Апостолов. Всякое иное толкование догмата Искупления будет пагубным для верующих в Иисуса Христа, поставит их вне Церкви Христовой, отторгнет их oт Христа, хотя бы лжемудрствующие и прикрывались именем Иисуса Христа.

На сегодня прелюбодеяние - актуальная тема. Все понимают, что это - бесчестье, низость и преступление, но не каждый может разъяснить понятие прелюбодеяния. Для того чтобы объяснить этот грех, необходимо вспомнить все непрощенные грехи. Существует весьма обширный их список, но смертными считаются только некоторые из них. Это пороки, которые тянут за собой последующие тяжёлые проступки. И для их искупления необходимо понять смысл заповедей и грехов.

Церковь выделяет семь смертных грехов , за которые чрезвычайно трудно вымолить прощение:

  1. Гордыня;
  2. Гнев;
  3. Зависть;
  4. Уныние;
  5. Алчность;
  6. Прелюбодеяние.

Понятие прелюбодеяния

Прелюбодеяние входит в список десяти заповедей и семи смертных грехов. Это понятие вызывает мысли об измене и неверности, но блуд - это не только предательство второй половины. В Средневековье неверность могла стать причиной смертной казни, так как считалась дьявольским проступком. Сексуальное влечение и любовные приключения на стороне ведут к разрушению семьи и нарушению клятвы, которую супруги давали друг другу на бракосочетании.

Интимная связь без заключения брака так же считается прелюбодеянием, как и сексуальное желание по отношению к чужим супругам. С особой неприязнью к блуду относятся в христианском и мусульманском мире.

Примеры блуда

Что кроме интимной внебрачной связи и отношений с чужими супругами входит в понятие о блуде? Следующие примеры дают возможность понять, какого человека можно считать прелюбодеем:

  1. Яркий пример - интимные отношения между свободным молодым человеком и замужней дамой;
  2. Сексуальная связь между женатыми людьми, то есть измена любовников своим законным супругам;
  3. Смертный грех - интимные отношения между кровными родственниками (брат с сестрой, отец с дочкой, мать с сыном, тётя с племянником). Подобное прелюбодеяние называют инцестом.

К этому греху относятся и мысли о чужих супругах, представление в своих мечтах людей, которые ещё не связаны узами брака, на месте собственной второй половины.

Что такое прелюбодеяние в православии? В православной Библии говорится о том, что вожделенный взгляд на чужую женщину уже является прелюбодеянием в сердце. Но некоторые поступки можно не относить к блуду:

  1. Грехом не считается интимная связь свободного парня и незамужней девушки, которые собираются заключить брачный союз. Но такая связь является блудом, если после первого полового акта молодой человек не сделал своей даме предложение руки и сердца.
  2. В некоторых религиях позволено многоженство, и мужчина может привести домой несколько женщин. В таких странах блудом нельзя считать связь женатого мужчины и свободной девушки в том случае, если он собирается делать ей предложение и привести её в свой дом в качестве следующей жены.

Между блудом и прелюбодеянием небольшая разница: под первым понятием подразумевают измену своей законной второй половине, а блуд - это удовольствие внебрачных связей, которое человек пытается достигнуть любым путём, поддаваясь только низменным физическим потребностям и потакая своим желаниям.

Последствия и наказание

В разных странах отличались наказания за прелюбодействие. В мусульманских государствах мужчину за этот проступок наказывали ударами палкой или плетью и на год изгоняли из порядочного общества, а женщину избивали плетью при всех соседях. Супругов, которые изменили своей второй половине, на центральной площади забрасывали камнями до смерти. За грех прелюбодеяния последствия могут быть следующими:

  1. Испорченная репутация прелюбодея;
  2. Блуд - первый шаг к аду;
  3. Разрушение личного счастья и душевной гармонии;
  4. Превращение человека в низменное животное путём потакания плоти;
  5. Развитие различных болезней;
  6. Нищета и полное одиночество тоже могут стать последствиями греха;
  7. Отсутствие доверия и взаимопонимания с преданным партнёром;
  8. Лишение рассудка вследствие душевных мучений.

За совершение подобного проступка прихожан отлучали от церкви, лишали должностей и чинов. Изменники подвергались телесным наказаниям, душевным мукам.

Искупление греха

Для того чтобы искупить грех, необходимо посетить церковь, постоянно молиться о прощении грехов, слушать проповеди священнослужителей. Необходимо исповедоваться и искренне покаяться в содеянном.

Грешник будет страдать до тех пор, пока не поймёт тяжесть своих действий и не обратится к Богу с чистосердечным раскаянием. Молитва от прелюбодеяния облегчит душевные муки и поможет достичь внутренней гармонии, удержать себя от последующих грехов. Сотворившему прелюбодеяние необходимо молиться Святой Деве такими словами:

«Великая угодница Христа, преподобная Мария! Услышь молитву недостойного раба твоего (имя) и избавь меня от страстей, заполонивших душу и терзающих тело. В час разлуки тела и души отгони, святая угодница, лукавые мысли и бесов и вознеси душу мою в светлое царство Христово. Дай мне очищение грехов и спасение души. Во имя Отца и Сына, святого Духа, ныне и присно и во веки веков».

Спрашивает Николай
Отвечает Александра Ланц, 26.02.2011


Вопрос: "Можно ли искупить свой грех? Мне стыдно говорить из-за чего я это делал крал, и врал, и сейчас сильно каюсь за содеянное, и молюсь Богу по нескольку раз в день. Можно ли искупить свой грех?"

Мир сердцу, вашему, Николай!

Слава Христу, Который решил подойти к вам ближе, чем обычно, чтобы «открыть глаза ваши, чтобы вы обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу»! ()

То, что с вами происходит, - это проявление силы Бога, пытающегося сделать вас настоящим человеком, каким вы и были задуманы от сотворения мира! Каким вы были задуманы? Любящим, честным, справедливым, мудрым, мужественным, заботливым... или другими словами - подобным Отцу Небесному.

Да будет ваша скорбь о содеянном не мирской (плотской), когда печалишься из-за боязни наказания, но да будет она скорбью ради Бога, когда сердцу больно от того, что вы заставляли Небесного Отца так долго плакать о вас () .

Начну отвечать на ваш вопрос с плохой новости. Дело в том, дорогой Николай, что вы никогда не сможете самостоятельно полностью изгладить свой грех и его последствия. Тем-то грех и отвратителен, что он наносит и вам, и тем, против кого вы выступаете, раны, которые будут с вами до конца вашей жизни. Даже если раны затянутся, рубцы всё равно останутся и на вашей совести, и на жизнях тех, против кого вы грешили. Это плохая новость, но если и добрая весть.

Господь всё же предусмотрел путь уменьшения боли от этих ран. Он говорит вам: «Приди ко Мне, если ты устал и обременён, и Я успокою тебя» () . И вы откликнулись на Его призыв, начали приходить к Нему в молитве.

Далее Господь говорит о том, что если вы расскажете Ему о ваших грехах и искренне попросите у Него прощения, то Он сразу же дарует вам это прощение, и даже больше! Он сразу же очистит вас от той неправды, которая тащила вас ко греху, заставляла вас совершать ваши грехи. Иными словами, Бог дарует вам возможность никогда больше не возвращаться к вашим грехам () . И вот здесь возникает вопрос вашей веры . Достаточно ли хорошо вы знаете и понимаете Бога для того, чтобы поверить , что Он прощает и очищает вас с первой же вашей молитвы покаяния?

Те, о которых говорит апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам, познали Бога именно так. Те люди были очень грешными: ворами, блудниками, пьяницами, лжецами и пр. – но они уверовали в то, что Бог может и желает спасти их от грехов, и поэтому Его сила омыла, изменила, оправдала их () . Силы Бога более чем достаточно и для вас, Николай!

Теперь дело за вами: верою примите Его прощение и позвольте Ему начать менять ваше сердце и вашу жизнь так, что она всё больше и больше будет сиять Его светом! Библия называет это вторым рождением или рождением от Духа Божия. Благодаря возможности родиться заново вы становитесь новым творением () , младенчиком, за которым начинает ухаживать Сам Небесный Отец. Да, раны прошлого останутся, но новая жизнь начнёт заполонять ваше существо, даруя вам радость и свободу от желания снова ранить себя и других

И вот тут обязательно надо помнить о главном шаге, который вы должны сделать, чтобы вы новый (тот самый младенчик) не умерли бы от духовного голода, но начали бы расти и развиваться. Вот, что говорит об этом апостол Пётр: «как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» ()

Остался только вопрос о том, что же такое «чистое словесное молоко» . Это Слово Божие, которое проповедовали апостолы! Оно сейчас записано в книгах Ветхого и Нового Заветов, о которых сказано: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» () .

Бог предлагает вам стать «Божиим человеком» , Его человеком! Становитесь, и тогда Бог Сам заплатит за все ваши грехи Собственной кровью и сделает вас человеком, живущим праведно и более не наносящим ран ни себе, ни другим.

С любовью во Христе Иисусе,

Читайте еще по теме "Спасение":

19 ноя Что если познавший Иисуса грешит произвольно, становится ли он опять рабом греха или это невозможно больше? Так как Иисус избавил спасенного от греха. (Азиэль) Азиэль спрашивает: Что если познавший Иисуса грешит произвольно, становится ли он опять рабом греха или это невозможно больше? Так как Иисус избавил спасенного от греха. Мир вам, Азиэль, Давайте пос...

Полное собрание и описание: молитва об искуплении грехов православие для духовной жизни верующего человека.

Для каждого православного христианина крайне важно молиться и праведно прожить свою жизнь, совершив как можно меньше прегрешений. Но все мы несовершенны, поэтому необходимо просить Господа о прощении и искуплении наших деяний.

Молитва - способ общения с Богом и святыми, укрепление веры и указатель правильного жизненного пути. С их помощью можно очистить душу от негатива и найти выход из сложной жизненной ситуации, главное - молиться искренне и от всей души. Преодолеть свои слабости и получить прощение за прошлые грехи помогут несколько самых сильных молитв.

Молитвы Господу Иисусу Христу

Молитвы, в которых вы обращаетесь напрямую к Господу, имеют особую силу: искренне прося простить ваши прегрешения, можно получить искупление и следовать дальше с чистым сердцем и совестью.

«Господи, Боже мой, Отец и Покровитель! Молю Тебя, услышь недостойного раба Твоего, сердце, помыслы и душу в руки Твои отдавшего, слабого и беспомощного. Не оставь меня, Господи, не дай растаять в грехе и пропасть в геенне огненной, не отдай меня диаволу на поругание и не дай пропасть моей бессмертной душе. Господи, слаб раб Твой, немощен я и заблудшим скотом стою посреди греха и порока, окружившего меня. Протяни руку Твою и помоги мне совладать с горечью порока, связавшего меня. Прости мне прегрешения мои прошлые и будущие, умали мою боль и укажи путь ко спасению. Аминь».

«Отец Наш, небесный Царь и Покровитель! Взываю к Тебе и молю простить рабу Твоему (имя) прегрешения нынешние, прошлые и будущие! Господи, прости меня, недостойного раба Твоего, покажи мне путь к спасению и истинному смирению. Аминь».

Молитвы Деве Марии

Богородица считается утешительницей скорбящих и дающей надежду согрешившим. Прося Деву Марию о помощи и милосердии, вы можете изменить свою жизнь в лучшую сторону и найти путь истинной веры.

«О, Богородица, непорочная Дева, спасение страждущих и надежда отчаявшихся! Молю Тебя, услышь меня, грешного и недостойного раба Божьего! Услышь меня и не отврати от меня свой пресвятой лик, не оставь меня на растерзание бесам-искусителям, отврати от меня смертные грехи и помоги укрепиться в вере. Упроси Господа нашего и Сына Твоего простить мне прегрешения мои и избавить меня от ужаса Страшного Суда. Аминь».

«Пресвятая Дева Мария, Заступница и Всепоможительница! Смиренно молю Тебя, не отвернись от меня, не оставь в грехе и пороке, помоги очиститься и укрепиться в вере, прости мои прегрешения и позволь войти в Царство Небесное. Умоли Сына Твоего и Бога нашего Иисуса Христа отпустить мои пороки и показать мне путь в Царствие Небесное. Аминь».

Достичь удачи и благополучия во всех делах вам помогут утренние молитвы на процветание и успех. Мы желаем вам мира в душе и твердой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Журнал о звездах и астрологии

каждый день свежие статьи об астрологии и эзотерике

Утренние молитвы для начинающих

Если вы только недавно вступили на путь христианства и веры в Бога, то крайне важно начинать каждый день правильно. Ежедневные.

Молитвы ангелам на каждый день недели

Слова, обращенные к ангелам, помогут укрепить тонкую энергию духовного мира. Ежедневное прочтение молитвы поставит сильную.

Икона «Господь Вседержитель»

Икона Господа Вседержителя является одним из важнейших символов у православных верующих. Знаменитый образ Иисуса Христа возглавляет иконостас.

Икона «Отечество»

Икона «Отечество» - самый обсуждаемый из образов в православии. Он заключает в себе изображение триединства Господа. Перед иконой молятся об искуплении всех, даже.

Икона «Троица Новозаветная»

На множестве икон изображена Святая Троица во всей таинственности и величии. О силе святынь спорят всем миром. Христианская религия, .

Символ Веры

Как отмолить свои грехи

Мы не можем искупить свои грехи, однако у нас есть надежда. Господь Иисус Христос говорит, что пришел именно затем, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк 10:45).

Главное – это не человеческие грехи и немощи сами по себе; главное – и первое, и самое важное – то, что мы прежде всего – члены Церкви, члены Тела Христова, а потом уже – больные, немощные, бессильные, грешные, какие угодно. Главное – чтобы как и во всей духовной жизни, так и в покаянии, в центре его, на первом, главном месте был Он – а не какой-то там я со своею будто бы супергреховностью.

Христос совершил искупление наших грехов на Голгофе; мы призваны воспринять Его дар через покаяние и веру. Господь основал Церковь и установил в ней Таинства - особые действия, через которые Он освобождает нас от грехов и дает нам силы для новой жизни. Поэтому нам надо просто прийти в Церковь и принести наши грехи на исповедь. Слово Божие твердо обещает нам, что если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин 1:9). Очистить наши грехи может только Христос.

Искупление греха молитвой сможет сделать человек духовный. Для этого надо вспомнить свою жизнь и свои греховные похождения. Так нашли случай и осветили его своим сознанием, что это такое и как расценивать ваши помыслы и действия. Если вы видите свой грех и осуждаете его, раскаиваясь, то грех тут же искупается и вы возноситесь в духе и ваш путь изменяется.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении – только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию – первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Грех – это не просто какой-то аморальный поступок, это прежде всего нарушение закона Божия, законов духовной жизни, установленных Самим Творцом, беззаконие (1 Ин. 3. 4), или, иначе сказать, грех есть нарушение воли Божией. Грех произошёл не от Бога и не от природы, а от злоупотреблений разума и воли разумных его существ, о произвольного их уклонения от Бога, о замены его святой воли своею, от самоволия. Первым нарушителем Его воли был Люцифер, один из чина архангельского. Теперь он сатана, то есть противник Бога. Поэтому совершение греха есть осознанное или неосознанное противление Богу и надо всячески избегать греха, прилагая к этому усилие. Тот первородный, природный грех, заразивший натуру прародителей, и потому являющийся наследственным, доколе существует плотское человечество, является причиной для личных грехов каждого. Поэтому и сказано Господом «нет человека, который бы не согрешил». Таким образом, личные грехи каждого человека происходят от повреждённой человеческой природы, под влиянием внешнего мира, который «во зле лежит», и от диавола. В случае же совершения греха – непременно каяться, чтобы опять стать ближе к своему Создателю и Спасителю, присному Защитителю и Руководителю.

Все грехи прощает нам Господь, кроме греха смертного. Грех смертный – это упорная нераскаянность, когда грешник в своём ожесточении доходит до того, что не может от всего сердца покаяться. И хотя бы кто был страшно виновен пред Богом, но может, со смирением повергаясь пред Ним, принести покаяние. Покаяние является основным фоном всей нашей христианской жизни. Преподобный Ефрем Сирин оставил нам нужную молитву: «даруй мне зрети моя прегрешения». Опять и опять: видеть свой грех – есть духовный акт, чрезвычайно великой ценности для всех, кто ищет Лицо Бога Живого. Больше того: акт сей есть действие в нас Самого Бога, Который есть свет. К великому сожалению очень редкие люди уразумевают сердцем подлинную природу греха. Обычно они стоят на уровне человеческой морали, и если когда и поднимаются над ней, то всё же недостаточно (да и саму мораль, если надо, можно изменить…) Великие подвижники, когда исповедовались, то обвиняли себя во всяком зле, потому что не находили такого греха, которого не сотворили хотя бы мгновенным прикосновением ума. И никто не может быть уверенным, что он вне власти посещающих его мыслей. Итак, в меру нашей способности видеть себя, нужно исповедовать наши грехи, чтобы не унести их с собою по смерти.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,

Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Всю нашу земную жизнь, от рождения до последнего вздоха, в её конечном итоге, возможно увидеть и оценить в один миг. Представьте себе сосуд идеально чистого стекла, полный воды; с первого взгляда можно сказать – чиста ли вода, или нет, и насколько. Так будет с нами по переходе в иной мир. Всякое движение мысли, даже мимолётное, оставляет свой след в общем качестве нашей жизни.

Предположим, что за весь срок моего земного существования лишь раз чрез моё сердце пробежала злая мысль, например – убийства. И эта единственная мысль останется тёмным пятном на теле моей жизни, если не будет извергнута чрез покаянное самоосуждение. Ничего невозможно скрыть: «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы» (Лк. 12. 2-3). И по каждой злой мысли мы будем истязаться на мытaрствах, по итогом которых – промежуточный суд: душа пойдет либо к Богу, либо оттолкнувшись от Бога, двинется «во тьму внешнюю», к нескончаемым терзаниям.

«Если мы говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1. 8-9). Чрез искреннее раскаяние с решительным самоосуждением себя пред Богом и людьми внутренний человек очищается, и вода в сосуде, проведённая через духовный фильтр покаяния, восстанавливается в своей чистоте. Но кто не кается, тот делается врагом Церкви. Как гнилые ветки отпадают от дерева, так и грешники нераскаянные отпадают от главы Церкви – Иисуса Христа. Сам Христос есть лоза виноградная, а мы веточки, питающиеся жизнью. Архимандрит Амвросий (Юрасов) рассказывает: «Ко мне приходят иной раз на исповедь и говорят: у нас нет грехов. Спрашиваю, ходите ли в Церковь, молитесь ли? Оказывается, нет, не ходят, не молятся. И грехов за собой не признают: мол, мы добро делаем, пользу приносим. Тогда я спрашиваю таких людей: вот эти стулья приносят пользу? – да, приносят, – а земляные черви делают добро? – Да, добро. – Стулья живые? – Мёртвые. – А черви духовные? – Нет. Вот и вы как эти стулья или те черви…»

В чём нам каяться? Во-первых, в собственных грехах; во-вторых, в грехах, на которые мы навели ближних через побуждение, соблазн или дурной пример; в-третьих, в том, что не сделали добрых дел, которые могли бы сделать; в-четвёртых, в том, что отвели от добрых дел ближних; в-пятых, что и сами добрые дела делали с грехом пополам. И обо всех таких делах надо спрашивать свою совесть. Сознание своих грехов и самоукорение в них – первые шаги на пути покаяния.

Сорокоусты – это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры.

Старец схиархимандрит Зосима отмечал, что вся история человечества измеряется “седминами и сороковинами”. “Сорок дней Христос являлся ученикам своим, пребывая на земле до праздника Вознесения Господня. Праздник святой – сороковой день Вознесения Господня. Проводим накануне Пасху и будем встречать великий годовой праздник в сороковой день по Пасхе – Вознесение Господне. Сорокоусты – сорок дней поста, сорок дней Пасхи, всё сороковинами идет, седминами и сороковинами. И история человечества также идет седминами и сороковинами”. Сорокоусты заказываются о здравии, особенно о тяжелобольных.

Порой кажется, что бывает трудно провести грань там, где начинается грех. В чём различие, скажем, между любопытством и любознательностью, между равнодушием и безстрастием, между модой и обычаем? В таких случаях различия проще всего выяснить в противоположностях. Любопытству противоположны сдержанность и скромность, любознательности – тупость и лень. Равнодушию противостоит сочувствие и отзывчивость, Безстрастию – нервозность и суета. Пренебрегать модой – значит сохранять целомудрие, свободу и независимость вкуса. Пренебрегать обычаем – значит гордиться собой и презирать людей. Размышляя и о других подобных качествах, можно научиться определять границы нравственного и духовного поведения.

Некоторые люди считают малый грех за большой, а о тяжких и великих грехах почти не думают. Так, за каждый блинчик в пост готовы истрястись, а оскорбления и осуждения ближнего, убивая его в глазах других, считают почти за ничто.

Прежде чем идти на исповедь, мы должны всем всё простить. Простить без промедления, сейчас же, и не вспоминать обиды никогда! Жить так, как будто их и не было. Мы должны примириться со всеми ближними. Только тогда мы можем надеяться получить прощение от Господа.

Каяться – значит чувствовать в сердце ложь, безумие, тяжесть своих грехов; значит сознавать, что оскорбили ими своего Творца, Господа, Отца и Благодетеля, бесконечно святого и бесконечно гнушающегося грехов; значит всей душой желать исправления и заглаживания их. И как грешим всеми силами души, так и покаяние должно быть вседушевное. Покаяние только на словах, без намерения исправления и без чувств сокрушения, называется лицемерным. И холодность сердца на исповеди, как и в молитве – от дьявола, он есть холод адовой бездны.

Порой трудно и болезненно без утайки открыть все свои срамные дела и помышления духовнику, порой больно, стыдно и унизительно. Но надо преодолеть эту последнюю бесовскую преграду ложной стыдливости на пути спасения, читая «Милосердия двери» и Символ веры. В противном случае рана останется неизлеченною и будет подтачивать душевное здравие, оставшись гнилостной закваской для последующих грехов. По этой же причине не следует и откладывать исповедь. Глаголи, сказано, беззакония твоя, а не молчи о них, да оправдишися. Виновником греха всегда надо признавать свою злую волю. Не будем стыдиться и слёз на исповеди. Если человек заплакал, значит, смирился, не плачут гордые и самолюбивые.

Некоторые христиане по стыду, малодушию, страху, утаивают свои грехи от духовника. Этим они наносят себе огромный духовный вред. Через утаённые грехи дьявол продолжает властвовать над душой грешника. Благодать Божия не исцеляет такую душу. Недаром в священнической молитве на исповеди говорится: «Если что скроешь от меня, двойной грех будешь иметь».

Молебен о здравии

Молебен – это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются ежедневно, кроме времени Великого поста, по окончании литургии. В воскресенье после ранней литургии совершается молебен с водосвятием, то есть происходит малое освящение воды. Такие молебны принадлежат к частному богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, в бездождие и т.д. Можно также заказать благодарственный молебен Спасителю от имени человека или нескольких человек, которые благодарят Господа.

Чистая исповедь истребляет неправду, отвращает от греха, предохраняет от зла, утверждает в добре, укрепляет против искушений, поддерживает бдительность, удерживает на пути заповедей Божиих, укрепляет против искушений, вливает в душу святой мир, умножает стремление к благочестивой жизни и делает человека день ото дня чище и совершеннее.

Некоторые могут подумать, что по всему сказанному можно грешить сколько хочешь, а потом покаешься – и всё. Но такая мысль – обольщение дьявола. Великое таинство покаяния и милость Божия вовсе не дают оснований для греховной жизни, «ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остаётся более жертвы за грехи» (Евр. 10. 26). Кто в надежде на покаяние позволяет себе согрешать произвольно и намеренно, тот поступает в отношении к Богу коварно. Грешащего произвольно и намеренно в надежде на всегдашнее покаяние, прощение, неожиданно поражает смерть, и не даётся ему времени, как лгуну, на предполагаемые добродетели. «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих», – призывает Господь, – «перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорить Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречётесь и будете упорствовать, то меч пожрёт вас: ибо уста Господни говорят» (Ис. 1. 16-20). Грешить, надеясь на милосердие Божие, есть «хула на Духа Святого», то есть грех непрощаемый.

Также и говорящие: «Будем грешить в молодости, а покаемся в старости», – обманутся и будут осмеяны демонами. Как произвольно согрешающие, они не удостоятся покаяния, умрут без исповеди.

Последствием греховной жизни бывают слепота ума, ожесточение, нечувствие сердца: «беззакония мои превысили голову мою, как тяжёлое бремя отяготели на мне» (Пс. 37. 5). Какое последствие такой греховности? «Сердце моё оставило меня» (Пс. 39. 13). Ум закоренелого грешника не видит ни добра, ни зла – сердце его теряет способность к духовным ощущениям, совесть буквально сожжена. Когда, при помощи Божией благодати, откроется человеку множество его согрешений, тогда невозможно, чтобы он не пришёл в крайнее недоумение от такого зрелища своей жизни. Через отсечение грехов на исповеди у человека просыпается, очищается совесть, что чувствуется даже физически, телом; мозг человека проясняется, душе становится радостно. В одном из храмов Перми был даже случай исцеления спины у согбенной старушки сразу после исповеди. Она, отойдя от аналоя метров на десять, вдруг резко повернулась и побежала обратно к священнику: «Батюшка, у меня спина перестала болеть!» – почти что закричала она. И все в храме стали умиляться, как Господь явно показал целительность таинства исповеди.

Церковная записка

Церковная записка, подаваемая «о здравии» или «о упокоении», наравне со свечей является наиболее массовым и обычным церковным обращением людей к Господу, Богородице и святым угодникам

Но дорогие читатели! Не думайте пожалуйста, что Церковь фокусирует нас к понятиям «надо» и «нельзя», что Церковь, как некий загон, захлопывает за нами дверцу – и всё, теперь только посты и правила, послушания и отсечения всего, что только можно. Церковь – это дом Божий, в котором человеческая душа растёт и развивается. Цель этой жизни – стать сопричастником Христа в Царстве Небесном в радости и мире. Путь к Богу долог, вся жизнь. В духовной жизни каждого человека, независимо от возраста, есть детство, отрочество, зрелость. И нужно «расти», совершенствоваться постепенно, хотя и с понуждением воли (как и в любом деле), чем собственно и доказуется любовь к Богу. Только надо помнить, что духовное возрастание – главное дело жизни, духовный ориентир на любых жизненных поприщах. Нужно помнить об освящающей силе Святого Духа, освобождающей людей от мучительства грехов и горького пленения стихиями мира сего, о том, что только в Церкви человек и обретает подлинную свободу.

Покаяние предполагает не просто осознание греха, но именно греха пред Богом. И это очень важно. Все чувства, которые предлагает проходить нам покаянная практика: самоукорение, смирение, видение себя хуже всех, страх наказания и проч. – в истинном их смысле должны быть не просто человеческими чувствованиями, эмоциями, движениями души, сердца, ума, – но чувствами именно религиозными, причем положительно-религиозными. То есть они истинны и правильны только тогда, когда совершаются в Боге, пред Ним, в контексте Его и Церкви совместным действием нашей души и благодати Божией – со-творчеством, синергией, – но ни в коем случае не сами по себе. Я обращаю на это ваше особое внимание, ибо здесь корень всех религиозных ошибок. Самоукорение – это не убеждать себя: я урод и ничтожество. Смирение – это не комплекс вины и собственной неполноценности, говоря языком психологии. Покаяние – это не самоугрызение, вовсе нет. Повторю, это положительные религиозные чувства, то есть, они значат: есть Бог, Он – Любовь и Милость; Он – мой Спаситель, именно мой, всё добро и благо – всё Его. Моё – действительно, страсти и немощи; но несмотря на них, Он дал мне такой вот дар в Церкви – жить Им, Его добром, благом и совершенством; и я – член Тела Его, я и живу Им и не хочу жить собою, своими страстями. И ради именно этого, и только этого – жить Им, я делаю всё: и каюсь, и молюсь, и воздерживаюсь, и борюсь с грехом, и проч., и проч., что предписывает Церковь, – ради того, чтобы взыскать Христа, быть с Ним, чтобы Его благодатью восполнить свою немощь. А не ради того, чтобы просто констатировать ежечасно, что я – грешник, не для того, чтобы изъесть себя. Вот что происходит в покаянии.

И смирение – это чувство, что Бог как меня любит безмерно, так и всех других, и мы одинаковы пред Ним – одинаково немощны и больны, и я, может быть, больше других; но Он нас всех принимает, исцеляет, питает, поддерживает, утешает, вразумляет с великою любовью и милостью, как мать дитя; и перед Ним всё наше, даже и что-то доброе и хорошее – ничто, ноль, пыль и прах. Вот это смирение и самоукорение. И все эти покаянные чувства должны приносить в душу человека не уныние и отчаяние, не комплекс неполноценности, что всегда бывает, когда мы лишаем покаяние церковного контекста, а – в силу именно того, что это духовные движения души – благодать Св. Духа. Это не восторги, не розовая экзальтация, не кровяное разгорячение, – благодать Святого Духа свидетельствуется в душе тонким, мирным, радостным, смиренным, тихим, прохладным, истинно духовным чувством, дающим человеку мир, любовь и свободу – и как бы собирающим человека в нечто целое, в то, чем он должен быть по замыслу Божию.

Церковные требы в православных храмах Иерусалима

Сорокоуст о упокоении
Неусыпаемая псалтирь
Церковная записка
Молебен о здравии
Сорокоуст о здравии
Храмы и монастыри в которых совершаются богослужения

Copyright Символ Веры ©2007 – 2017. All Rights Reserved.