Что нужно делать в Родительскую субботу: все важные правила. Родительские субботы




Близится один из важнейших в православном мире день памяти, первый в 2019 году, который в церковном календаре обозначен как Вселенская родительская суббота. Всего насчитывается 8 дней памяти усопших, но первая всегда идет Вселенская мясопустная суббота, так как она отмечается всегда на Мясопустной неделе, прежде, чем начнется самый главный пост – Великий пост перед Пасхой. Что можно и что нельзя делать в этот день, а так же каково предназначение этого дня с религиозной точки зрения, мы расскажем в этом материале.

  • Как приготовить кутью ко дню памяти
  • Почему важно молиться за умерших в дни памяти

Дата, когда Вселенская родительская суббота в 2019 году

Дата первой Вселенской субботы всегда привязана к дате Пасхи, которая меняется из года в год. В 2019 году Вселенская мясопустная суббота будет 2 марта. В этот день во всех церквях проходят панихиды по специальному уставу, тысячи верующих идут в храм, чтобы помолиться за души умерших и поставить за них свечу, а также подать молебен за них.




Всегда Вселенская родительская суббота отмечается за 7 дней до начала Великого Поста. Дело в том, что воскресенье перед масленичной неделей посвящено Страшному суду: несмотря на то, что гулянья в честь масленицы только готовятся, к этому задору присоединяется покаянное настроение начала Великого Поста, время духовного просвещения и воздержание от животной пищи, а также веселья. В древности говорили: «Поминай час смертный и вовеки не согрешишь», потому масленица не должна стать оргией, но пройти мирно, весело и в радостном общении с близкими людьми.

[b]Религиозное значение Вселенской родительской субботы
Во-первых, почему этот день называется «родительскими», ведь, как правило, поминают всех тех, кто уже отошел в мир иной? Во-первых, это можно обусловить тем, что, как правило, родители покидают наш мир первыми, а потому дети молятся за них. Но, это не главная причина. Дело в том, что в религиозном мире – первоначальный долг молитвы христианина – это молитва за родителей, что подарили жизнь. То есть, из всех, кто отошел в мир иной, первая молитва всегда за родителей, так как именно они стали проводниками в жизнь.




Во-вторых, Вселенская родительская суббота была введена в церковный календарь потому, что не все живые отходят в мир иной по своей воле или по причине старости: многие гибнут в морях и горах, на войне, от страшных болезней, тем самым заканчивая свой жизненный путь слишком рано. Никто не берется перечислять, сколько таких смертей происходит на земле, а потому и был установлен Вселенский день памяти, что бы ни одна душа не была лишена молитв церковных. В дни памяти в церквях молятся за упокой всех душ, а те, кто приходят, молятся за своих близких и знакомых, а также присоединяются и к молитвам батюшек, который проводят панихиду по всем.

Как проходят службы во Вселенскую мясопустную субботу

В некоторых храмам, помимо прочтения панихиды по уставу, перед дверями храма ставят деревянные стол, на него Распятие и свечку перед распятием и кутью. В других храма ставят только перед входом только свечу и большой подсвечник.




Более того, те верующие, которые после службы отправляются на кладбище (а это надо делать обязательно) зовут священника на могилу родственников, чтобы он прочитал молитву и освятил могилу.



Что нужно делать во Вселенскую мясопустную субботу

Священнослужители берут на себя обязанность молиться в этот день за всех умерших христиан, но что должен делать верующий в этот день?




Во-первых, следует сходить в храм, и желательно отстоять всю службу, молясь вместе со священником. Также, следует заказать об усопших обедню либо поминовение. Это можно сделать придя в храм и заполнив специальный бланк «Об упокоении», отдать человеку, который в храме отвечает за эти бланки, оплатить услугу. Как подавать молебен можно прочесть на сайте храма, либо поинтересоваться об этом у работников церкви (продавцов икон и свеч).

Если по каким-то причинам не получается сходить в храм, то помолиться за умерших можно дома, выбрав тихое и спокойное место, чтобы никто не прервал молитву. Специальные молитвы на Вселенскую мясопустную неделю можно найти в церковных календарях, либо в молитвенниках, также можно прочитать «Отче наш».




Известно, что нельзя молиться за тех, кто совершил самосуд, за женщин, которые погибли из-за аборта, некрещеных, неверующих и еретиков. В данном случае, следует раздать милостыню нуждающимся, чтобы почтить память перечисленных душ.

Также, надо сходить на кладбище и навестить могилки всех близких, прибрать их, прополоть могилы, если они присыпаны землей, протереть плиты с портретами, покрасить памятники, если в этом есть необходимость. Могилки должны выглядеть опрятно, это тоже дань памяти. Кроме этого, нужно еще и помолиться на могиле, можно сделать это самостоятельно, а можно, как уже упоминалась, пригласить для этих целей священника.

Чего нельзя делать во Вселенскую мясопустную родительскую субботу

Несмотря на то, что многие привыкли оставлять на могилках еду, конфетки или хлеб с рюмкой воды или спиртного, этого делать нельзя. Во-первых, такая традиция ничего общего не имеет с религией, это пережиток язычества, а во-вторых, лучше эту пищу отдать тем, кто в ней нуждается.

Также нельзя поминать усопших на могилках спиртными напитками, это богохульство. Можно сделать пару глотков церковного кагора, но не более того. День памяти – это не праздник, когда можно позволить себе выпить и веселиться.

Суббота Дата Описание
Вселенские родительские субботы
Троицкая суббота В субботу перед праздником Святой Троицы В Троицкую и Мясопустную субботы совершается вселенская панихида.
Мясопустная суббота За седмицу до Великого поста Мясопустной она называется, потому что предшествует Мясопустной Неделе (воскресенью перед Масленицей).
Родительские субботы Великого поста
Субботы Субботы 2, 3, 4-ой седмиц Великого поста Во время будних дней Великого поста обычная Литургия не совершается, если нет большого праздника. Следовательно и главное литургическое поминовение усопших тоже совершается реже. Чтобы не лишать умерших молитвенного представительства о них, установила эти три особых дня для молитвы о них.
Частные родительские субботы
9-й день после Пасхи, вторник Радоница – от слова радость , т.к. этот день всегда выпадает на пасхальный период. Обычно в этот день совершается панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. После службы верующие посещают кладбище – помолиться об усопших.
День памяти православных воинов 11 сентября Поминовение было установлено во время Русско-турецкой войны (1768-1774)
Суббота, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября) Установлена благоверным князем Димитрием Донским после возвращения в Москву с битвы на Куликовом поле (8 сентября 1380 г.). По возвращении с поля брани, Димитрий Иоаннович посетил заупокойное богослужение в Троице-Сергиевой обители. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно.
День поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны 9 мая После служится .
Особое поминовение всех погибших в годы гонений за веру во Христа совершается в день памяти новомучеников и исповедников Российских (первое воскресенье после 25 января)

Роди́тельские суббо́ты – девять дней сугубого поминовения православных христиан. Всякая суббота посвящена в поминовению усопших, но есть и особо выделенные субботние дни. Родительскими они именуются потому, что родители — самые близкие нам люди, однако молятся в эти дни не только за родственников.
Все родительские , кроме одной (9 мая), имеют переходящую дату.

В эти дни совершаются заупокойные богослужения — , заупокойные . Необходимо иметь в виду, что общественные богослужения могут начинаться накануне вечером (т.е. в пятницу), т.к. богослужебный день начинается с вечера.

Из девяти дней сугубого поминовения усопших, выделяются две Вселенские поминальные субботы: Мясопустная и Троицкая. Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех почивших православных христианах, независимо от их личной близости нам.

Родительская суббота – обобщенное наименование дня особого поминовения усопших. Особого не в плане какого-то другого, а в плане усиленного. В этот день вся полнота Церкви молится об упокоении душ умерших православных христиан. Для нас – живых – этот день памяти наших близких и любимых следует, по возможности, провести в молитве. Лейтмотив всех молитв об упокоении – прощение грехов. Мертвым уже некогда каяться и просить прощения, зато мы можем приложить все силы и просить Бога о милости к ним. И Господь, видя наше рвение, принимая во внимание наши подвиги молитвы и милостыни (а за усопших можно подавать милостыню) может простить все грехи умершего человека.
В родительские субботы православному христианину, по возможности, нужно посетить заупокойную литургию и панихиду, молиться во время богослужения не только за наших близких, но и за все умерших православных христианах (по церковнославянски – «от века усопших»), после этого посетить кладбище и там совершить уже частную молитву – панихиду, литию или, если позволяет время, прочитать 17 кафизму Псалтири. Это самое главное. А насчет трапезы – церковными правилами эта сторона жизни никак не регламентируется. Правило одно – умеренность. Во всем. И не забывайте: главное в этот день – молитва.
иерей Павел Коньков (журнал «Фома»)

***

Когда в храме совершаются заупокойные богослужения родительских суббот?

Богослужебный день начинается с вечера, поэтому заупокойные службы часто начинаются с вечера предыдущего дня. Самое важное поминовение — на Литургии (обычно служится утром).

Нужно ли ездить на кладбище в родительскую субботу?

Молитвенное поминовение в храме несравненно важнее для усопших, чем посещение могилы, однако первое не исключает второго. Важно соблюсти иерархию: богослужение в первую очередь, поездка на кладбище — во вторую. На могиле христиане совершают или приглашают священника.

Зачем в храм приносят еду?

Изначально продукты приносили для совместной поминальной трапезы. В наше время — в качестве жертвы священно- и церковнослужителям на помин души .

Следует трезво относиться к традиции приносить еду «на «, исходя из современных реалий. Батюшкам при всём усердии не скушать 30 батонов хлеба или 20 пачек пряников, поэтому из продуктов имеет смысл приносить то, что длительно сохраняется. Пожертвование можно совершить и в церковную кружку, у храма много нужд, не только пищевых.

Вселенская родительская (мясопустная) суббота

ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШЕГО


Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.


ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)


Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.


ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ


Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.


ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ


Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений...»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших


Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.


ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" - "Да, конечно". - "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится".

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».



04 / 03 / 2005



Почему христианам настолько важен и как связан с теорией бессмертной души? Вселенская родительская суббота, что нужно делать в этот день расскажем в статье. Родительская суббота – это день, когда каждый верующий вспоминает усопших родственников, они есть в каждой семье. Если родители живы, то бабушки или дедушки, тети-дяди, неважно, что мероприятие зовется «родительская». Речь идет скорее обо всех умерших христианах, близкие которых могут отпеть и помолиться за их души, уже перенесшиеся в другие миры.

Священники освящают принесенные кутьи, затем проводят масштабную панихиду, которая посвящена всем умершим. Именно святые отцы некогда узаконили это мероприятие, ведь далеко не каждый человек умирает мирно, в окружении родных или в больнице. Многие пропадают и потом их судьба неизвестна. Родные годами ищут пропавших, но редко находят и если находят, то тела. Полиции затем открывает дела, пытаясь разыскать преступников и выяснить обстоятельства смерти. Другие погибают где-то в горах или тонут в океане.

Не счесть жертв кораблекрушений, умерших одиноких людей, которым некому было заказать панихиду. Погибают множество детей, не успев родиться. Умирают одинокие старики, бомжи, люди с далеких, неблагополучных стран. Кто-то гибнет в пожарах, замерзает где-то на севере или падает с гор, в ущельях, блуждают по лесам. Не счесть всех несчастных, и никто не сможет составить единую систему, где было бы указано имя, затем дата смерти абсолютно каждого человека.

Перед Богом же все равны, каждый имеет право на панихиду, кроме самоубийц, отпевать которых священники отказываются. Поэтому святые отцы и узаконили новый обычай. Неважно, когда и где нашла человека смерть, он не утратил своего права на молитву церкви, учитывая, что согласно учению христиан, молитвы сильно помогают людям, попавшим уже за грань жизни. Они становятся ближе к верному пути, их находит Отец. Молитва как доброе слово, знак, что их не забыли.




С особенным рвением святые отцы молятся о несчастных, похищенных когда-то и умерших где-то на чужбине, без родных, забытые, о жертвах пожаров или войн, катастроф, природных несчастий. Обо всех, кто каким-то образом не получил посмертного отпевания, которое делается на каждых похоронах. Верующие же посетители церкви молятся вместе со священниками уже за своих родных, также за всех, кто умер когда-то в их семье, своих предков. Ведь люди не могут знать всех своих предков. Также за друзей, близких, за семьи знакомых.

Также кроме панихиды, церковь напоминает всем живым о бренности жизни, что они должны помнить о неизбежности смерти и проживать свои жизни с пользой, ценить свое время.

Другое дело, когда люди спрашивают: «Зачем нам вообще молиться и просить о чем-то Всевышнего, если он сам говорил, что будет судить каждого по его делам»? значит, результат Суда предопределен и молитвы мало что вообще могут изменить?»

Да, Христос действительно сказал такое, но правильно ли люди понимают смысл этих слов? В реальности, Господь говорил о ценности времени, что нельзя проживать беспечно, не думая о наступлении завтра, мол смерть все равно придет. Тем более почившие уже не смогут беззаботно ждать прихода Суда.




Если посмотреть предания от святых отцов, то смерть вовсе не становится точкой. Душа сначала покидает тело, затем ее встречают ангелы. У человека есть ангелы-Хранители, которые заботятся о нем всю жизнь. Но также у людей есть демоны, они подталкивают постоянно к плохим делам, навевают плохие мысли. И когда душа предстает перед ними, ангелы начинают бороться с демонами за нее. Так впервые душа соприкасается с великой Вечностью, но это лишь начало ее нового пути.

Душа сорок первых дней после смерти тела посещает все важные для себя места, прощается со всеми близкими. Тогда справляют соответственно семь дней, потом сорок дней. Люди вспоминают умершего, рассказывают о нем друзьям, молятся, чтобы помочь душе. Умерший же проходит нешуточные мытарства, это частный суд, в котором рассматривается вся прожитая жизнь, что она сделала плохого или хорошего.

Но также священники подчеркивают, что это не последний суд для души. Ей предстоит Страшный Суд, когда Христос явится Второй раз и начнется общий Суд над всеми умершими, живыми, потому как граница между мертвым и живым сотрется, ведь все мертвые восстанут. Поэтому Господь пока не наступил тот день, дает каждой душе время. Принять совершенные ею дела, исправится, очиститься.




Но душа еще не вся личность человека. Ей трудно исправить содеянное без тела, но это возможно.
Не зря Апостол Иаков говорил, что молитва помогает исцелению души. Это касается не только живых, которым молитва облегчают душевную боль, заглушают раны. Но и мертвым. Правда те молиться полноценно не могут, их тела мертвы, а человек считается цельным существом, когда у него живо тело и жива душа, жив его дух.

Вот такое троекратное начало. Поэтому живые должны помогать своим мертвым родственникам. Молитва облегчает им путь, исправляет их деяния и приближает их к Отцу. Ведь согласно Христу, каждый человек – это как заблудшая овца, которая должна найти верную дорогу домой. А «дом» - это Бог.

В православном мире есть дни, которые отведены для поминовения усопших. В церковном календаре они обозначены как родительские субботы. Вселенская суббота не является исключением.

Вселенскую субботу называют еще мясопустной в честь мясопустной недели, которая посвящена страшному Суду. Это последние семь дней до Великого поста, когда православные верующие еще могут употреблять в пищу мясо перед тем, как начать поститься.

Дата этой субботы меняется в зависимости от дня празднования Светлой Пасхи , долгожданного события для всех христиан. В этом году Вселенская родительская суббота выпадает на 10 февраля. Во всех храмах и церквях будут проходить панихиды, на которых священнослужители и прихожане вознесут молитвы Высшим Силам за души усопших и поставят свечи за их упокоение.

Традиции Вселенской субботы

В этот день православный мир вспоминает не только своих близких, покинувших мир, но и всех без исключения усопших. Именно поэтому родительская суббота называется Вселенской. Такое массовое поминовение указывает на то, что все люди равны перед Господом, и даже те, кто в него не верит, достойны молитвы за упокой души. Молитвы помогают душам очиститься от любых грехов и вознестись на Небеса.

10 февраля стоит сходить в храм и поставить свечу за упокой умерших, помолиться Высшим Силам, чтобы они простили прегрешения. Души умерших слышат живых и также молятся за своих близких, чтобы уберечь их от неверных шагов и поступков. К тому же суббота является еще одной подготовкой к Великому посту , времени воздержания и духовного просветления.

Обязательно возносите молитвы, чтобы ваш жизненный путь был полон радости и приятных событий. Молитвы способны избавить каждого от накопленного негатива, пересмотреть свое отношение к людям и отогнать от себя любое зло. Живите в мире и гармонии друг с другом и не забывайте нажимать на кнопки и

09.02.2018 04:09

Любая церковная дата имеет свои особенности, которые следует знать каждому верующему. В день поминовения усопших...

Смерть близких людей - всегда большое горе. Однако каждому православному человеку утешиться в печали и...