Разновидности и богатая история росписи под хохлому. Хохлома - старинный русский народный промысел

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители! Россия славится своими древними традициями и народными промыслами. Мы с вами уже вели разговоры про невероятной красоты . Сегодня тема посвящена ещё одному старинному искусству. Будем изучать, что такое хохлома.

Уверена, во многих семьях найдётся хоть одна деревянная ложка, украшенная золотом, а может, сохранилась и другая посуда и даже мебель с узорами хохломы. В советские времена малыши рисовали свои первые рисунки дома или в саду за столиком, сидя на стульчике, расписанными ярко-золотыми узорами.

План урока:

Секрет появления хохломы

Хохломская декоративная роспись посуды и предметов мебели в золотом и красном стиле по чёрному фону родилась в 17 веке в городке Семёнов, расположенном в северной стороне от Нижнего Новгорода. Потому её некоторые ещё зовут семёновской росписью. Символ хохломского искусства – сказочная огненная украшенная цветами жар-птица.

Вокруг народного промысла ходит много легенд.

Так, по одной из них жил когда-то в лесу на берегу реки умелец, вырезавший из дерева плошки да ложки. А разукрашивал он их своими «золотыми руками», что казались они сделанными из золота. Узнал про такую красоту царь да рассердился, что такой посуды у него не было, отправил за умельцем в лес солдат. Да вот только никого они там не нашли. Пропал тот человек неведома куда, но передал своё умение местным крестьянам, дома которых век за веком наполнялись «золотыми» предметами быта.

Историки говорят, что хохломская роспись получила своё название от торговой деревушки, куда местные мастера носили на продажу свои великолепные изделия. Россия тогда только-только освободилась от татаро-монгол, стали обновляться церкви и широкое распространение получила иконопись. Вот она-то и стала прародительницей золотой хохломы.

Нижегородские земли постепенно заселялись, сюда пришли и старообрядцы, которые знали особый секрет золочения иконных досок с серебряным металлом и льняным маслом – олифой. Дерево икон покрывали серебряным порошком, затем сверху мазали олифой и ставили в печку. Из печки деревянная красота уже выходила золотая.

Появившееся дешёвое олово позволило обычным деревенским мастерам делать предметы быта. Расписная праздничная посуда начала изготавливаться по заказу и дарилась иноземным гостям. Помимо посуды, делали шкатулки и шкафчики, столы и стульчики. Попав на международную выставку в Париж, хохлома прославила нижегородских мастеров на весь мир.

«Бьём баклуши» и делаем «бельё»

Сейчас поясню, что это значит. Прежде чем что-то расписать хохломой, нужно это что-то создать.

На самом первоначальном этапе мы будем «бить баклуши» — именно так раньше на Руси назывался процесс изготовления деревянных заготовок будущего изделия.

Работа это ответственная да кропотливая, так как сначала топорами делаются нужных размеров бруски, а потом при помощи инструментов – тесла, резца и ножа – им придаётся форма ложки, миски, чашки и любого другого предмета. Важный секрет мастеров – дерево должно быть сырым, и лишь потом оно сушится. Вот так из баклуш получалось «бельё» — обработанное дерево с легким розоватым оттенком.

Высушенное «бельё» начинают грунтовать. Что это значит? Это второй этап подготовки изделия для художественной росписи. Сначала отшлифованное от шероховатостей при помощи шкурки «бельё» обмазывают несколькими слоями льняного масла, а потом на него наносят особый состав – вапу. Будущая красота после нанесения грунтовки становится похожа на коричневый глиняный предмет, так как в составе вапы – очищенная глина. Дерева из-под вапы не видно совсем.

Отгрунтованное изделие отправляется в печь, а потом снова шлифуется, чтобы оно стало гладким и глянцевым, а затем обмазывается олифой. Она пропитывает грунт и создаёт особую плёнку, к которой липнет металлический порошок – полуда. Раньше в качестве полуды служило олово, мы с вами об этом уже упоминали, а сегодня используется алюминий.

Втирая полуду, мастер занимается лужением, и вот уже лужёная кружка или ложка кажутся сделанными совсем не из дерева, а отлитыми из металла, сверкая серебристым матовым блеском.

Всё, предмет готов для кисти мастера.

Какой бывает хохлома?

Для своей работы хохломские художники используют масляные краски и только тоненькие кисточки, которые часто делают для себя сами из хвостиков белки или из кусочка шерсти от овечки (называются они нежно «ляпушки»).

Среди традиционных хохломских элементов – лесные ягоды рябины и земляники, разные цветочки и веточки. Есть в хохломских рисунках птицы, рыбки и зверюшки.

В росписи используется только придающий теплоту красный, усиливающий сияние чёрный, оживляющий зелёный и добавляющее благородства золото. Лишь в редких случаях узор оживляют добавлением белой краски. У закруглённых предметов под хохломскую роспись нет резких контуров, все узоры рассеивают свет.

Хохлома бывает «верховая» и «под фон». Это две разные технологии росписи изделия.

Первая предполагает, что на покрытое серебром лужёное «бельё» наносятся красным и чёрным узоры. В верховом стиле росписи применяют разные орнаменты:

  • травка – это классика жанра, которая нам с детства знакома из луговых трав в виде тонких завитков, в которые художники вписывают ягодки, горошки и колоски,
  • узоры «под листок» или «под ягодку» — делается мастером широкими мазками кисти, среди популярных элементов встречаются ягоды и листья смородины, земляники, крыжовника, цветки колокольчика,
  • «пряник» — он может быть в виде круга, квадрата или ромба, в серёдку которого вписывается рисунок по подобию солнышка с лучиками, и кажется, что оно всё время движется, обычно такой орнамент рисуют внутри чашки или блюда.

Второй метод «под фон» заключается в том, что первоначально намечают контуры орнамента, а весь свободный от узоров фон заполняется чёрной краской. Получается, что рисуют не рисунок, а фон. Чаще всего в таком стиле росписи применятся элемент под названием «кудрИна» — это пышная роспись с круглыми и затейливыми завиточками, которые внешне похожи на кудряшки. Такой метод хохломы более трудоёмкий, ему ещё надо поучиться.

Из серебра – в золото

Итак будущее творение покрыто всё узорами мастера, на нём красуются лесные ягоды, среди ярких цветов ожили птицы, в осочке спрятались зверюшки. Но это ещё не та настоящая, знаменитая на весь мир хохлома! Только сейчас можно приступать к волшебству, чтобы мерцающее холодным серебром изделие засверкало благородным теплом золота.

Этой тайной владеют лачила и печник. Первый покрывает расписанный предмет нескольким слоями синтетического жёлтого лака, а второй отвечает за закаливание в печке при температуре до 180 градусов на протяжении трёх-четырёх часов.

И вуаля! Поставленное на «приготовление» в печь хохломское серебряное изделие достаётся на белый свет сверкающее золотом! Ох уж эти фокусники, лачила да печник!

Сегодня хохлома постепенно возвращается в наши дома в виде предметов быта и сувениров. Кроме того, хохломской узор становится визитной карточкой русского стиля в мировой моде. Орнаменты с хохломой модельеры начали вводить в свои новые коллекции при пошиве блузок и юбок, топов и брюк, даже в вечерних нарядах и спортивной моде есть это волшебство.

А хотите посмотреть, как можно расписать обычную деревянную разделочную дощечку? Это очень красиво и интересно)

А вы любите хохлому? Может, у вас детская мебель разукрашена золотом и на ней живут сказочные жар-птицы или в гардеробе поселилась брендовая одежда с хохломской росписью? В ожидании историй прощаюсь с вами до новых встреч.

Жду вас с нетрпением в нашей группе «Вконтакте» , присоединяйтесь, там весело)

На ярмарках огромным спросом у русских и иностранцев пользовались вещи, расписанные в красные, черные и золотые цвета и украшенные рисунками ягод, листьев и цветов.

Мега бренд привлекает не только красотой орнамента. Его ценят за прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются в повседневной жизни. В хохломском блюде можно подать окрошку к столу, в чашку налить горячий чай - и ничего не сделается с деревянным изделием: не потрескается лак, не поблекнут краски.

Хохломская роспись – это яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия.

Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Впоследствии, когда на рынках появилась конкурирующая с хохломской дешевая металлическая и фаянсовая посуда, необычная окраска семеновских изделий обеспечивала их популярность и сбыт.

Так в XIX в. хохломскую посуду можно было встретить в любом уголке России, а также в Персии, Индии, Средней Азии, США и Австралии. После Всемирной выставки 1889г. в Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий…

В 1916г. в г.Семенов была открыта Школа художественной обработки дерева, первые выпускники которой во главе с Г.П. Матвеевым организовали небольшую артель (1931г.), переросшую впоследствии в крупное производственное объединение Ордена «Знак Почета» «Хохломская Роспись».

С середины 1960−х гг. и по настоящее время предприятие «Хохломская Роспись» является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью. Благодаря талантливому коллективу сохраняются и преумножаются традиции древних мастеров. А город Семенов по праву считается столицей Золотой Хохломы.

Народный промысел развивался постоянно. Уже в конце 19 века хохлома была представлена на каждой отечественной и иностранной ярмарке. И после небывалого успеха на Международной выставке в Париже экспорт хохломы резко вырос в различные страны. Особенно много покупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии. Даже один из немецких предпринимателей взялся за производство деревянных ложек, которые выдавал за хохлому. С началом 20 века народные промыслы пережили кризис, вызванный Мировой и гражданской войнами. Из-за этого многие мастера лишились заказов и закрыли свои мастерские. В советское время хохлома получила второе дыхание, появилось новое поколение мастеров. И теперь Хохлома «возвращается» к нам в Россию и мир.

Хохлома - это название большого торгового села в Заволжье, куда мастера из окрестных сел и деревень издавна привозили на продажу свои изделия и откуда расходились они не только по всей России, но и за ее пределы. Позднее и сами изделия, отправлявшиеся из села Хохлома, стали называть «Хохломой». Родиной искусства хохломы является группа деревень, расположенных в глубине некогда непроходимых лесов Заволжья, по берегам речки Узолы, впадающей в Волгу около древнего Городца. Живописная природа этого края оказала большое влияние на воспитание художественных вкусов местных мастеров. И действительно, каждое произведение мастеров хохломы проникнуто тонким чувством природы.

Версий происхождения данного народного промысла великое множество. Принято выделять две наиболее вероятные. По первой версии искусство росписи посуды привили местным жителям старообрядцы, бежавшие на нижегородскую землю от гонений по вере. По второй версии роспись посуды позолоченной краской была известна на нижегородской территории ещё до появления старообрядцев. Для этого использовался оловянный порошок и деревянная самодельная посуда.

Дороговизна сырья для изготовления позолоченной краски длительное время сдерживала развитие этого народного промысла. Олово приходилось везти издалека, что под силу было только купцам. Чаще всего заказы на расписную позолоченную посуду народные умельцы получали от крупных монастырей и соборов. В заказчиках даже оказался знаменитый монастырь Троице-Сергиева Лавра, где трудились над изготовлением и росписью чашей и ковшей умельцы из сёл Хохлома и Скоробогатово.

Отработанная веками оригинальная технология золочения деревянных изделий, пришедшая из иконописи, практически без изменений сохранилась до настоящего времени. Она включает в себя пять основных операций. Прежде чем стать «золотым», деревянное изделие бывает похожим на «глиняное» и «серебряное».

Процесс изготовления хохломы сложен и интересен. Дерево рубили, распиливали, обтёсывали, выдалбливали углубление и до конца доделывали ножом, шлифовали. Получались деревянные основы — баклуши. Вытачивали посуду также на станке, приходящем в движение силой воды или лошадью. Сегодня станки электрические. Высушенное изделие необходимо подготовить к окраске. Сначала его обмазываю льняным маслом, затем специальным грунтом, в состав которого входит глина. Изделие сушат в печи, шлифуют, обмазывают олифой, чтобы появилась липкая плёнка, к которой легко пристаёт измельчённый порошок металла – полуда. Полуду втирают, и предмет становится похож на серебряный.

И только теперь за работу берётся красильщик. Когда изделие расписано, его покрывают несколькими слоями лака-олифы и закаливают в печи при высокой температуре. Под плёнкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становится золотым. Так хохлома становится сначала деревянной, «глиняной», «серебряной» и, наконец, «золотой». Этот секрет золочения мастера позаимствовали у иконописцев.

После лужения посуда становится зеркально блестящей и абсолютно готовой к нанесению узоров масляными красками. По старинным наставлениям роспись производят исключительно кистями из беличьих хвостиков, а краски используют натурального происхождения. Солируют в хохломской росписи красный и чёрный цвета. Такие краски получают из киновари и сажи. Для придания изделиям живости и объёма разрешается иногда добавлять к основным цветам дополнительные. Как правило, это цвет нежной зелени, коричневый или чуть жёлтый.

На заключительном этапе, после нанесения всех узоров, посуда покрывается в несколько слоёв специальным лаком. Каждый слой имеет индивидуальное время сушки. Далее посуда подвергается температурному воздействию (закаливается в печи) при определённых температурах. В результате всех этих манипуляций и появляется всемирно известная посуда - «золотая» хохлома.

ХОХЛОМСКИЕ ОРНАМЕНТЫ

В хохломе выделяют роспись верховую и «под фон». Верховая роспись характеризуется черными и красными цветами на золотистом фоне. В росписи «под фон», как правило, преобладают золотистые рисунки на цветном фоне. Основное отличие этих двух видов росписи заключается в технике их нанесения.

Кратко их отличие можно определить так: «верховое письмо» - это узор, нанесенный краской на золотистую поверхность фона. При «фоновом письме» мастер, наоборот, закрывает красным или черным цветом золотой фон, оставляя золотыми силуэтные формы мотивов. На основе этих двух систем и развилось поистине неисчерпаемое богатство хохломских узоров

ВИДЫ ХОХЛОМСКИХ УЗОРОВ

Из хохломских узоров и орнаментов можно выделить следующие виды. Травка — имеет вид узора из мелких и крупных травинок или веточек. Пряник — чаще всего встречается внутри чаш или блюд, и представляет собой геометрическую фигуру в виде ромба или квадрата, украшенную ягодами, цветами, травой. Кудрина – узор из цветов и листьев, имеющих вид золотых завитков на черном или красном фоне. Листок – изображения овальных ягодок и листочков, расположенных, как правило, вокруг стебля. Перечисленные выше виды орнаментов являются сложными, однако в некоторых случаях мастера используют упрощенные орнаменты. Одним из таких орнаментов является крап, наносящийся штампиком, который изготовлен из особым образом свёрнутых кусочков ткани или пластинок гриба-дождевика. Все хохломские изделия расписываются вручную, роспись при этом нигде не повторяется.

Мастера традиционного хохломского очага живут и работают в окружении природы. В их орнаментах поэтически воспета стихия вольного луга, красота полевых цветов и спелых ягод русского леса. В росписи преобладает живописное начало – свобода мазка, сочность цветового пятна. В городе Семенове Горьковской области находится более молодой очаг хохломы - производственно - творческое объединение” Хохломская роспись», основные кадры которого подготовлены в организованной в 1918 году и действующей в настоящее время специальной художественной школе, первыми преподавателями которой были потомственные мастера хохломы.

В народных представлениях цветовой строй хохломской росписи имел непосредственное отношение к цвету неба и небесным явлениям; его свечению и румянцу. Красный цвет в народной символике понимался не только в значении красивого, прекрасного. Был он также символом огня, не случайно в народе его называли «жарким». В разговорном языке красным величали Месяц, Солнце и его лучи. Узоры хохломской росписи не только омыты потоком света, но по природе своей сами светоносны. И словно чудное видение возникают они в дивном золотом сиянии.

Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Родиной хохломы считается село Хохлома, Ковернинского района Нижегородской области.

Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность лудят - втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становится серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком - золотистой. Расписывают посуду "под хохлому" масляными красками. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Красный, черный, золотой и зеленый - цвета хохломы. Для оживления узора допускается немного белого.

Роспись бывает «верховая» - на серебристую заготовку наносят рисунок красным и черным цветом; и «под фон» - сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, при этом сам узор на раскрашивается, а остается серебристым. Когда покроем лаком, серебристое покрытие превратится в золотистое и станет похоже, как будто оно сделано из золота:)

Потренируемся в верховой хохломской росписи? Для этого нужно распечатать лист с понравившимся узором или посудой. А там - берите в руки кисть и краски и вперёд!

Травка - узор из крупных и мелких травинок. Элементы узора: осочки, травинки, капельки, усики, завитки и кустики.


Травный орнамент.


Узор листочки - стебельки и листики.


Узор ягодки включает в себя орнамент: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка.


Орнамент «пряник» обычно рисуют внутри чашки или блюда, это геометрическая фигура (квадрат или ромб), украшенная травкой, ягодами, цветами.

В росписи "под фон" чаще используется элемент "кудрИна". Роспись «кудрина» представляет собой богатый, пышный узор с круглыми, затейливыми завитками, напоминающими кудри. Рисуют не сами узоры, а темный фон. А получившийся сам собой узор дополняют мелкими цветными элементами (приписками). Процесс этот гораздо более трудоемкий, чем верховая роспись.

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150 +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Нижегородской губернии , с 1929 г. по 1936 г. - Семёновского района Нижегородской области РСФСР и Нижегородского (Горьковского) края и с 1936 г. по 1990 г. Горьковской области , ныне в составе Хохломского сельсовета Ковернинского района Нижегородской области) . Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели , выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону .

Роспись

Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники , цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.

История

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи [ ] Деревня Хохлома (с 2010 г. в составе Ковернинского района Нижегородской области) была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия [ ] , оттуда и пошло название росписи [ ] .

Так как ближайшей железнодорожной станцией от Ковернино была станция Семёнов , то этот вид росписи в начале 20-го века приобрёл там значительное развитие [ ] . Тем не менее, родиной хохломы считается Ковернино [ ] , что отражено в утверждённом гербе района .

На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи, вот две наиболее распространенные:

По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение промысла приписывалось старообрядцам . Ещё в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало старообрядцев, то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».

Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев , мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным делом, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объёмной резьбы. На рубеже XVII-XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев - живописную культуру, мастерство «тонкой кисти» и, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.

Но есть документы, свидетельствующие о другом. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды ещё в 1640-1650 годах, до появления старообрядчества . В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семёновское» (будущий город Семёнов - один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда - братины, ковши, блюда для праздничного стола - окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка. Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла .

Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова . Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри. Так, сёла Хохлома, Скоробогатово и около 80 селений по рекам Узоле и Керженцу работали на Троице-Сергиев монастырь . Из документов монастыря видно, что крестьяне этих сёл вызывались для работы в мастерских Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Не случайно, что именно сёла Хохлома и Скоробогатово стали родиной оригинальной росписи посуды, так похожей на драгоценную.

Обилие леса, близость Волги - главной торговой артерии Заволжья - также способствовало развитию промысла: гружённые «щепным » товаром, суда направлялись в Городец , Нижний Новгород , Макарьев , славившиеся своими ярмарками, а оттуда - в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию. Англичане, немцы, французы охотно скупали заволжскую продукцию в Архангельске, куда она доставлялась через Сибирь. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома Нижегородской губернии, где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона , и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей.С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски Хохломы.

Современность

Технология

Для изготовления изделий с хохломской росписью сначала бьют баклуши , то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева . Затем на токарном или фрезерном станке заготовке придают нужную форму. Полученные изделия - резные ковши и ложки, поставцы и чашки - основа для росписи, называются «бельё».

После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной - вапой . После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покрывают олифой 3-4 раза. Последний слой сушат до «небольшого отлипа» - когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап - «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск и готовы для росписи.

А потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остаётся золотым). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:

  • «пряник» - обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура - квадрат или ромб - украшенная травкой, ягодами, цветами;
  • «травка» - узор из крупных и мелких травинок;
  • «кудрина» - листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне.

Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Введение.............................................................................................................. 2

Зарождение хохломской росписи...................................................................... 3

Периоды развития хохломского искусства....................................................... 7

Хохломская роспись во второй половине ХХ столетия................................. 17

Заключение........................................................................................................ 30

Список литературы........................................................................................... 31

Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области - центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 - начале 20 вв. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях - алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне - синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи - «верховая» (красным и чёрным на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне). Угасавший в начале 20 в. промысел в современное время возродился; в 20-х - начале 30-х гг. мастера объединились в артели. В 1960-х гг. созданы фабрика «Хохломской художник» на родине промысла и производственное объединение «Хохломская роспись» в г. Семенове, ставшие центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, ложки, мебель, сувениры и пр. Мастера: Ф. А. Бедин, А. Т. Бусова, О. Н. и С. П. Веселовы, Е. Н. Доспалова, З. Ф. Киева, О. П. Лушина, А. Г. и Ф. Н. Подоговы, А. П. Савинова, М. Ф. Синева, И. Е. Тюкалов и др.

Уже в те далекие времена, о которых мы пытаемся составить представление, по данным археологических раскопок, в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Дерево было самым удобным и доступным материалом для создания предметов быта. Из древесных стволов выдалбливали проворные челноки - "ботнички", вырезали фигурные ковши, украшая их ручки резными силуэтами коней, вытачивали разнообразные формы посуды.

Всем, кто селился в этих местах, приходилось заниматься ремеслами. Земли здесь были неплодородными, урожая до весны не хватало. Только лесные богатства да проворные руки спасали от голода и нужды. Близость великого волжского пути способствовала тому, что деревянную посуду здесь рано стали изготовлять для продажи.

Однако первые посудные промыслы Заволжья еще ничем не отличались от множества таких же производств, развивавшихся на территории нашей страны. Как и в других районах, местные мастера покрывали изделия льняным маслом или приготовленной из него олифой. Это придавало прочность деревянной посуде, она становилась и более красивой. Такой способ лакировки поверхности дерева не забыт и сейчас. Еще недавно его применяли при производстве самых дешевых чашек и солониц, служивших предметами повседневного хозяйственного обихода.

Когда же возникло искусство золотой Хохломы? Мы не располагаем данными, чтобы ответить определенно на этот вопрос. Вероятно, мастера Заволжья начали расписывать посуду задолго до того, как освоили технику "золотой" окраски. Еще в XIX веке наряду с "золоченой" деревянной посудой здесь изготовляли и дешевые чашки и солонки, поверхность которых украшалась только простейшими геометрическими узорами - розетками, ромбиками, спиралевидными завитками и волнистыми линиями, наносимыми штампиком или кистью.

Знакомясь с сохранившимися в музеях деревянными сосудами XV, XVI и XVII веков, изготовлявшимися при монастырях, мы не находим среди них изделий, поверхность которых была бы окрашена в золотистый цвет приемами, близкими Хохломе. Они похожи на хохломские лишь по форме, киноварному фону, а иногда и по украшающим их золотым пояскам, но пояски эти нанесены порошком твореного золота, который не применяли в Хохломе.

Самые близкие хохломской росписи приемы мы встречаем у иконописцев. Мастера древней Руси умели экономить дорогостоящий металл. Чтобы окрасить фон иконы в золотистый цвет, они использовали иногда не золото, а порошок серебра. После выполнения живописи икону покрывали лаком, приготовленным из льняного масла, и подвергали прогреванию в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, а серебряный порошок, просвечивающий сквозь нее, делался похожим на золото. Особенно широкое распространение этот прием получил в XVII - XVIII веках, когда убранство русских храмов становится особенно богатым и пышным. В них создаются высокие золоченые иконостасы с большими иконами. В золотистый цвет окрашиваются киоты и церковная мебель. Приемы письма серебром вместо золота в это время стали известны широкому кругу русских иконописцев.

Наиболее вероятно, временем возникновения искусства хохломской росписи была вторая половина XVII и начало XVIII века, когда глухие керженские леса стали местом поселения старообрядцев, спасавшихся от преследования царского правительства и церковных властей. После церковных реформ здесь искали убежища противники патриарха Никона, вынужденные покинуть Москву и крупнейшие русские города. Спасаясь от расправы, бежали сюда и участники соловецкого старообрядческого бунта.

Среди раскольников-переселенцев были иконописцы и мастера рукописной миниатюры. О высоком мастерстве этих художников свидетельствуют два киота конца XVII века, сохранившиеся в коллекциях Нижегородского художественного музея. Их роспись с типичными для XVII века растительными мотивами напоминает покровы из драгоценных золотых тканей. Формы фантастических цветов очерчены контурными линиями и искусно разделаны штрихом. На темно-красном фоне среди зелени блестят золотые стебли и лепестки, выполненные в той самой иконописной технике золочения дерева, которая близка Хохломе.

Старообрядцы-раскольники привозили с собой древние иконы, рукописные книги, богато украшенные миниатюрами и орнаментальными заставками, узорные ткани, ювелирные изделия. Далекая лесная глухомань Заволжья стала, таким образом, на рубеже XVII и XVIII веков богатейшей сокровищницей древнерусского искусства. Это не могло не отразиться на развитии местной художественной культуры.

На новых землях старообрядцы были вынуждены заняться ремеслом. В их скитах появились мастерские, в которых точили и расписывали посуду. Наиболее состоятельные переселенцы стали торговцами и скупщиками. Занявшись росписью токарной посуды, иконописцы могли применить известные им приемы окраски дерева в золотистый цвет с помощью серебра, позволившие местным мастерам тоже изготовлять оригинальные изделия, не знавшие конкуренции на рынках и ярмарках. Так, очевидно, и зародилось искусство золотой Хохломы.

В памяти старожилов края сохранились легенды о происхождении хохломской росписи, подтверждающие, что она была занесена иконописцами-старообрядцами. Беседуя с ними, можно в разных вариантах услышать рассказы о бежавших сюда сподвижниках атамана Разина, о приезде мастеров иконописного дела, спасавшихся от церковных гонений. Одна из легенд рассказывает о том, что среди скрывавшихся иконописцев был знаменитый мастер. Он построил дом в лесу на берегу реки и в нем начал красить посуду. Похожими на золотые были его узорные чаши. Верные люди помогали их продавать. Однако дознались в Москве, откуда привозят золоченые чаши, догадались, кто их расписывает. И вот двинулись на поиски мастера царские солдаты... Узнав об этом, призвал мастер мужиков из соседних деревень, показал им свое умение, отдал краски, кисти и исчез. Одни говорят, что это было на берегу Керженца, другие - на берегу Узолы. Может быть, такова была судьба не одного, а нескольких мастеров.

Вместе с техникой окраски в Хохлому проникли и рисунки орнамента, известные иконописцам. Истоки основных типов орнамента промысла можно увидеть в русском декоративном искусстве XVII - начала XVIII века. В это время особое распространение получает растительный орнамент, Приемы его исполнения были разнообразны. При росписи стен, мебели и бытовых вещей часто выполнялись травные рисунки, наносимые свободно кистью. Рисунок цветов и листьев завершали сочные мазки белил - оживки. Такой орнамент, связанный с традициями живописи древней Руси, послужил основой для формирования хохломских травных узоров.

В хохломской росписи нашли отражение и графические орнаменты с четкими линейными контурами и проработкой деталей штрихом. Они способствовали появлению рисунков в технике "под фон". Мотивы "кудрины" были подсказаны рисунками с завитками, украшавшими заставки рукописей. Многие особенности росписей Хохломы были результатом слияния в промысле двух традиционных линий русского декоративного искусства, одна из которых восходила к орнаменту иконописи и рукописной миниатюры, а другая к ремеслам древней Руси. В каждой из них по-своему проявлялись народные национальные особенности понимания орнамента, в каждой были профессионально сложившиеся приемы.

На основе этого наследия в Хохломе происходит формирование уже нового искусства, связанного в своих дальнейших судьбах с оформлением предметов народного быта.

Растительный орнамент, привнесенный в Хохлому иконописцами, претерпевает существенные изменения. Он становится значительно более лаконичным и четким. На характер его композиции большое влияние оказали традиции древнейшего геометрического орнамента, отличавшегося классически простыми и совершенными приемами построения узоров.