Маалюлинский феклинский монастырь. Боль наша маалюля

Дамаск

Дамаск - древний город, расположенный в долине реки Барада, что означает «холодная», в предгорьях Антиливана, у подножия горы Касьюн, известен с XVI века до Р.Х. В те далёкие времена город находился под властью египетских фараонов. Дамаск неоднократно упоминается в Священном Писании. Город, как у древних жителей Ближнего Востока, так и до настоящего времени считался и считается одним из самых красивых и благодатных мест на земле. В 940 году до Р.Х. город являлся столицей Дамасского царства, основанного арамейскими племенами в стране Сури, то есть Сирии. В состав арамейского царства входила Палестина (4 Цар. 8. 7-15). После 732 года до Р.Х. город последовательно входил в состав Ассирии, Ново-Вавилонского царства, Персии. В 333 году Дамаск был захвачен армией Александра Македонского. В III-I веках до Р. Х. Дамаск превратился в объект борьбы между эллинистическими государствами, образовавшимися после распада державы Александра Македонского, а затем в 66 году до Р.Х. он был захвачен римскими войсками и вошёл в состав провинции Сирия.


Место чудесного исцеления Ананием апостола Павла

Дамаск связан с евангельской историей, именно здесь произошло чудесное обращение Савла, будущего апостола Павла, к Христу Спасителю. (Деян. 9, 2-22). На одной из улиц города жил, ослепший по воле Божией, апостол Павел, где и был он исцелен от слепоты и крещён священномучеником Ананией 1 . Это историческое место отмечено древним церковным памятником, сохранившимся до нашего времени, - храмом святого апостола Анании, который расположен под землёй, в старой части Дамаска. Христианская община здесь существовала с первых лет проповеди святых апостолов.

В Дамаске так же находится часть главы святого Иоанна Крестителя.

Храм Иоанна Крестителя в начальный период владычества арабов использовался совместно и мусульманами, и христианами. В храме все молились в одном помещении: мусульмане в его западном крыле, а христиане - в восточном. Только через семьдесят лет, после завоевания арабами Дамаска, храм был перестроен в Великую мечеть. Согласно преданию, святую главу Иоанна Крестителя обнаружили арабские строители в одном из подземных склепов христианского храма, когда начали перестраивать его в мечеть. Они построили для честной главы святого пророка гробницу, расположив её у восточной стены мечети. Святую главу пророка Иоанна Крестителя всегда почитали не только христиане, но и мусульмане. Для последних Иоанн Креститель - один из святых пророков, которого они называют Яхья ибн Закария. Помимо гробницы в Великой мечети осталась еще одна деталь византийского храма - купель, в которой когда-то крестили младенцев . После того, как храм святого пророка Иоанна Крестителя отобрали у христианской общины Дамаска и обратили в мечеть, православные жители лишились своего собора. Новым кафедральным собором для епископов Дамаска и его христианских жителей стал храм в честь Пресвятой Богородицы, рядом с которым в настоящее время находится резиденция Патриарха Антиохийской Православной Церкви .

Гробница Иоанна Крестителя в мечети Омейядов, Дамаск

В византийский период в Сирии просияли великие христианские подвижники: преподобные Симеон Столпник, Ефрем Сирин и Исаак Сирин, Дорофей Газский, Иоанн Мосх. Творения этих преподобных отцов внесли большой вклад в формирование христианской аскетической письменности. Особое место в христианской истории Сирии того периода занимает святитель Иоанн Златоуст, который именно у себя на родине в Антиохии и в сирийской пустыне написал свои лучшие и основные богословские произведения.

Дамаск, несмотря на исламское владычество, оставался одним из основных центров Православия на Ближнем Востоке. Некоторые исследователи утверждали, что среди дамасских христиан того времени преобладали монофизиты (яковиты), однако источники не подтверждают массового яковитского присутствия в городе. Зато, напротив, содержат немало сведений о деятельности православной общины и её выдающихся представителях. Так выходцем из Дамаска был знаменитый византийский церковный деятель святитель Андрей Критский. Влиятельные позиции в государстве имел Серджун ибн Мансур, секретарь халифов Муавии и Абд ал-Малика, отец преподобного Иоанна Дамаскина .


В древние времена был уничтожен главный город Сирии Антиохия, а в 1348 году опустошён страшной эпидемией чумы Дамаск. Источники повествуют о совместной молитве мусульман, христиан и иудеев, чтобы отвести от города «чёрную смерть». Однако, несмотря на все невзгоды, выпадавшие на долю города, в 1367 году Антиохийский Патриарх перенёс свой престол в Дамаск, где он до настоящего времени и находится. Однако исторически до сего времени патриарх Сирийской Православной Церкви именуется Патриархом Антиохийским.

Монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Сайднайе

Небольшой город Сайднайя расположен в 30 километрах к северу от Дамаска, он лежит на склоне холма, высота которого достигает 1450 метров над уровнем моря, в окружении виноградников и оливковых деревьев. В римскую эпоху поселение называлось Данаба, а нынешнее название Сайднайя с арамейского языка переводится как «наша госпожа». Монастырь поднимается над городом как неприступная крепость, окружённая стенами.

Вверх к обители ведут мраморные лестницы, на ступени одной из которых в 1985 году чудесным образом возникло радужное изображение Пресвятой Богородицы. Монастырь Сайднайской Божией Матери - крупнейший в Сирии. В нем подвизается около 50 монахинь и послушниц. Действует приют для девочек-сирот и гостиница для паломников. Массовый наплыв богомольцев происходит 8/21 сентября каждого года, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы.

По преданию, монастырь был основан в 547 году, когда византийский император Юстиниан I Великий во главе своего войска, шедшего войной на персов, проходил через Сирию, он остановил изнывающую от жажды армию, и отправился на поиски воды. По пути ему попалась газель, которую он начал преследовать. Красивое животное привело его к горному роднику и остановилось рядом. Повинуясь инстинкту охотника, император приготовился пустить в нее стрелу. Но прямо на его глазах газель превратилась в яркий и светящийся образ Пресвятой Богородицы, и, протянув к нему руку, Она сказала: «Юстиниан, не стреляй в меня, а построй для Меня на этом месте храм». Сказав, эти слова, Она исчезла.

Киот с Сайднайской иконой Божьей Матери.


Обитель прославилась, прежде всего, тем, что в ней хранится чудотворная Сайднайская икона Пресвятой Богородицы. Мироточивый образ Божией Матери в VIII веке принёс сюда один паломник из Иерусалима по просьбе инокини Марины, игумении монастыря. В настоящее время эта бесценная святыня хранится в серебряном ларце в часовне, имеющей отдельный вход, перед которым по восточной традиции все снимают обувь. В обители находятся также другие древние иконы византийского письма, датируемые V-VII столетиями. В XIX - начале XX веков Сайднайский монастырь часто посещали русские паломники, которые приносили в дар обители иконы. Одна из «русских икон», по свидетельству, насельниц монастыря, плачет кровавыми слезами, предвещая периоды бедствий и катастроф.

Пещера над Дамаском, где, по преданию, человек совершил первое убийство — Каин убил Авеля.

Местные жители-христиане считают, что их город связан с библейской историей, они могут показать паломникам место, где, по преданию, Каин убил своего брата Авеля. В Сайднайе в византийский период построено немало христианских храмов, большую их часть время не пощадило. Среди сохранившихся можно выделить храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Мар Йохана), построенного на месте древнеримского храма с использованием его архитектурных элементов и колонн. Из храма можно попасть в грот апостола Иоанна.

Маалюля

Маленький городок Маалюля расположен в горах Каламон на высоте 1650 метров над уровнем моря и на расстоянии 56 километров к северо-востоку от Дамаска. Его население составляет около 5 тысяч человек. В Маалюле многие местные жители до сих пор говорят и молятся на арамейском языке, на котором говорил Господь наш Иисус Христос. Часть жителей не знают арамейского и говорят на арабском языке. В настоящее время здесь открыт центр по изучению арамейского языка, куда приезжают лингвисты со всего мира, чтобы усовершенствовать свои знания.

Христианское поселение Маалюля — единственное место

на земле, где до сих пор жители города разговаривают на том языке, на котором разговаривал Иисус Христос.

Дома здесь построены один над другим, на крутых горных склонах и городок напоминает амфитеатр, находящийся среди живописных скал и ущелий. Белые дома, прилепившиеся к горе, внутри нередко имеют продолжение в естественных или вырубленных людьми в скальной породе пещерах. В Маалюле находится одна из главных христианских святынь Сирии - патриарший монастырь святой равноапостольной Фёклы Иконийской. Над обителью расположена пещера, в которой жила и погребена была святая Фёкла, ученица апостола Павла .

После смерти святой Фёклы около её пещеры местными христианами был создан алтарь, который сохранился до настоящего времени. В IV веке здесь основали женский монастырь во имя святой равноапостольной Фёклы. Обитель создавалась в два этапа. На первом этапе пещеру расширили, в её южной части находится гробница с честными мощами святой Фёклы, а восточнее - создали храм с каменным престолом для совершения богослужения. Между ракой и храмом находится чудотворный источник, от воды которого и по сей день происходят исцеления. Примечательно, что в пещере выросло дерево, возраст которого исчисляется веками. На втором этапе, который начался в XVIII веке и продолжился до конца XX столетия, в обители из камня построили отдельно стоящий храм во имя святого пророка Иоанна Крестителя и кельи, а также благоустроили территорию.



Маалюля. Патриарший монастырь святой Феклы

В настоящее время здесь по-прежнему располагается женский монастырь, находящийся в юрисдикции Антиохийской Православной Церкви. Обитель возглавляет игумения Пелагея (Сайаф), построившая в монастырском комплексе школу-интернат для девочек-сирот. Она же организовала здесь мастерскую, в которой воспитанницы приюта и местные школьники занимаются вышиванием, плетением и другими традиционными ремёслами. Жители Маалюли чрезвычайно трепетно почитают святую Фёклу, называя её вот уже девятнадцать столетий «Баркатой», что означает на арамейском языке «благословенная». Монастырь посещают многочисленные паломники из Сирии и многих стран мира, которые поклоняются честным мощам святой Фёклы, берут воду из чудотворного источника и участвуют в богослужении в храме. Все паломники обязательно проходят через узкое ущелье в горе Маалюле, образовавшееся чудесным образом ради спасения святой девы. Особенно много паломников прибывает в обитель на престольный праздник 24 сентября /7 октября, когда празднуется память святой равноапостольной Фёклы. Паломникам есть где остановиться - в городке построили несколько гостиниц для тех, кто приезжает поклониться святыне. Кроме того, Маалюля считается одним из самых красивых и полезных горных курортов Сирии. Воздух здесь сухой и прохладный. Поэтому жители Дамаска спасаются в Маалюле от летнего зноя.

В горе Маалюле множество пещер и гротов: одни из них имеют естественное происхождение, другие вырыты людьми на протяжении столетий. Наибольшей известностью среди местных жителей и паломников пользуется пещера Каф Аль-Хури Юсеф, что в переводе обозначает «Пещера отца Иосифа». С незапамятных времён в ней проводились христианские богослужения. На стене ее северной стороны неизвестный мастер изваял в камне икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, с цветком или колосом пшеницы в руке.


Храм святых мучеников Сергия и Вакха

Древние престолы в храме св.мчч. Сергия и Вакха

Нескончаемая река паломников на протяжении всего года, в любую погоду прибывает в Маалюлю. Паломники обязательно посещают обитель Сергия и Вакха. Всеобщее внимание паломников привлекают два древних алтаря. Здесь до сих пор ведутся богослужения на арамейском языке. В храме освящены два придела: северный — в честь Пресвятой Богородицы и южный — в честь Архангела Михаила. Стены храма в древности украшали византийские фрески, часть из которых сохранилась до наших дней. В храме находятся древние византийские иконы, весьма почитаемые местными жителями и паломниками. Ежегодно 7/20 октября, в день празднования памяти святых мучеников Сергия и Вакха, сюда приезжает множество паломников. Они принимают участие в богослужении в храме, где уже почти семнадцать столетий звучат молитвы на языке, на котором говорил Господь.

Хомс

Здесь храниться пояс Пресвятой Богородицы.

Пояс Пресвятой Богородицы в серебряном цветке в церкви Ум аз-Зуннар в Хомсе

К святыне потянулись паломники, немощные и убогие, стремившиеся к исцелению. Чудеса начались практически сразу. В одном из приделов храма кучей свалены костыли, ортопедические аппараты, трости. Бывшие инвалиды оставили их здесь за ненадобностью. Чудесные исцеления от святыни продолжаются и по сей день.

В Хомсе находится христианский храм во имя святого мученика Илиана, из сорока севастийских мучеников, построенный на месте его погребения.

Крак де Шевалье или Аль-Хосн

Монастырь святого Георгия Аль-Хумайра

В 60 километрах от Хомса, недалеко от крепости Крак де Шевалье, получившей известность как самое мощное фортификационное сооружение крестоносцев, в городке Эль-Хумайра находится древний православный монастырь святого великомученика Георгия Победоносца, который местные жители называют Дэр Мар Журжу или Мар Джорджиус. Обитель была основана в первой половине VI века, в правление византийского императора Юстиниана I Великого. Внутри монастыря с византийских времён прекрасно сохранился подземный храм, в котором находится чтимый образ святого Георгия Победоносца и часть его пояса. В монастыре хранится грамота праведного халифа Омара (Умара) ибн ал-Хаттаба, в которой он брал монастырь святого Георгия Победоносца под свою защиту, предписывал мусульманам жить в мире с христианами и освобождал обитель от всех налогов и сборов.

В 1857 году здесь возвели новый храм с помощью русских монахов, а позже построили резиденцию для местного епископа, в которой останавливается Антиохийский патриарх во время посещения монастыря. Недалеко от обители, в долине ал-Фаввар, находится святой источник, носящий такое же название, как и долина. Вода бьёт из него фонтаном несколько раз в день, что и объясняет его название, которое означает на арабском «фонтан». В обитель на поклонение святыне в день памяти святого великомученика прибывают тысячи православных паломников из Сирии и многих стран мира. Игумен монастыря с неизменной доброй и умной улыбкой сам встречает паломников у ворот и показывает святыни обители.

Христианское монашество в византийский период истории Сирии являлось важной составной частью религиозной жизни народа. Среди христианских аскетов, по свидетельству церковных историков, встречались затворники - подвижники, заживо замуровавшие себя, жившие в цистернах, носившие тяжёлые цепи и вериги. Вокруг наиболее прославленных подвижников благочестия собиралась братия, образовывались сообщества отшельников. Самым первым и известным из аскетов этого направления был преподобный Симеон Столпник, ставший олицетворением антиохийской святости. Десятки лет он провёл на высоком каменном столпе близ Антиохии, примиряя враждующих, обращая в христианство язычников, давая верующим наставления.
Согласно преданию, преподобный Симеон жил более ста лет и скончался во время молитвы в 459 году. Его честные мощи почивали в Антиохии.


Разрушенный Монастырь и столп святого Семионна

Монастырь преподобного Симеона Столпника, самый впечатляющий христианский памятник ранневизантийской архитектуры в Сирии. Основную часть обители составлял огромный храм из четырех базилик, поставленных крестом вокруг колонны, на которой святой праведник провел почти 37 лет своей жизни. Однако ни время, ни люди не пощадили это святое место. Сохранившиеся величественные развалины монастырского комплекса придают особое ощущение месту, где до сих пор находится великая христианская святыня - часть столпа, в форме гигантского яйца - остатки двенадцатиметровой колонны, воздвигнутой самим преподобным Симеоном.

Монастырь прп. Симеона Столпника

Сирия обречена. Она, вероятно, падет до конца этого года. И, не дай Бог, начнут сбываться пророчества Ванги. А для этого есть все предпосылки. Ванга пророчествовала падения Сирии и после этого третью мировую войну, которая будет сопровождаться химическими атаками, когда цветы перестанут пахнуть и вода будет приносить смерть тем, кто её будет пить. Всё начнётся от падения Сирии.


Дальнейшее развитие событий может разворачиваться по нескольким направлениям. Друг за другом или параллельно, но все они ведут к одному -к эскалации и взрыву обстановки на Ближнем Востоке.

После свержения режима Асада с большой вероятностью к власти придут исламисты. Причем ваххабитского толка. Эти люди точно не помилуют и не оставят в своей стране ни каких христианских святынь. Вот почему Православная Церковь и Дамаска и Москвы поддерживает режим правления Асада.

«Сирийская экспедиция» - так называется проект, осуществленный Центром общественного и культурного сотрудничества Союза писателей России при поддержке Русской Инженерной компании. Серия книг «Ближневосточная командировка» в ближайшее время должна пополниться новым изданием, подготовленным участниками проекта, под руководством доктора философских наук, профессора Э.Ф. Володина и Председателя Совета директоров Русской Инженерной компании С.В. Исакова.

Для сбора материалов «Сирийского альманаха» (так будет называться новая книга) Сирийскую Арабскую республику посетила делегация писателей, которая не только ознакомилась с историческими достопримечательностями древнейшей страны Ближнего Востока, но провела ряд встреч с ее духовными и политическими лидерами, соотечественниками, работающими и живущими в Сирии, представителями Русской Православной Церкви. Участников экспедиции приняли Патриарх Антиохийской Церкви Игнатий, Верховный Муфтий мусульман Сирии Карет, Председатель Союза арабских писателей Сирии Али Окли Арсан, Министр обороны генерал армии Мустафа Тлас, руководитель аппарата военных советников А.И. Зайцев, представители Московской Патриархии в Дамаске отец Елисей и отец Анатолий, посол Российской Федерации Р.В. Маркарьян…

В Центре Российской культуры при большом стечении людей состоялась презентация предыдущих книг серии: «Ближневосточная командировка» «Багдадские дневники», «Архипелаг в океане».

В течение двух недель группа писателей изучала исторические святыни Христианства в городах Холмс, Алеппо, Латакия, Хама и, конечно, Дамаск - являющийся средоточием исторических памятников, былого и нынешнего процветания этой старейшей среди всех столичных городов мира.

Писатели посетили Православные монастыри и храмы в Сейднайе, Маалюле, на Херувимской горе - места молитвенных трудов апостолов Павла и его учеников.

По возвращении в Москву писатели, среди которых были Эдуард Володин, Сергей Куличкин, Юрий Лощиц, Александр Сегень, Сергей и Иван Лыкошин, Олег Фомин, приступили к работе над очередной книгой проекта, куда войдут также публикации современных писателей и общественных деятелей исторически дружественной нам Сирии.

Посёлок Маалюла расположен в горах Каламон на расстоянии 56 километров к северо-востоку от Дамаска.

Дома, прилепившиеся к крутым склонам живописного горного ущелья один над другим, напоминают своеобразный амфитеатр. Внутри частью жилища нередко является вырубленная в скале пещера.

Маалюля - наиболее известный из сохранившихся уголков, где население до сих пор говорит на арамейском языке - на языке Господа нашего Иисуса Христа. (В начале нашей эры арамейский язык, относящийся к группе семитских языков, был основным языком общения в ряде районов Восточного Средиземноморья).

Маалюля - одна из главных христианских святынь в Сирии. Здесь находится пещера, в которой жила и погребена святая равноапостольная Фёкла - ученица святого апостола Павла.

Святая Фёкла (Текла) родилась в городе Иконии (на Средиземноморском побережье современной Турции, вблизи Греции). Её отец занимал внимание в Римской империи и являлся римским наместником в Иконии. Фёкла росла в достатке и благополучии, соответствующем высокому положению семьи, и воспитывалась родителями в традициях языческих верований своих предков. К 18-ти годам это была красивая и образованная девушка. Родители готовились отдать её замуж.

Впервые жители Иконии услышали об учении Иисуса Христа от апостола Павла, когда в сопровождении Варнавы (см. Деяния, гл. 13, 14) он, по пути в Грецию, пришёл в Иконию (45 года от Рождества Христова). Апостол остановился в доме Онисифороса, который располагался по соседству с домом римского наместника, и Фёкла из окна своего дома слушала проповеди св. Павла, с которыми он обращался к местным иудеям и эллинам. Слова апостола привлекли внимание и постепенно наполнили душу девушки светом искренней и глубокой веры во единого Бога и Отца и в Иисуса Христа, сына Божия, который пришёл взять на себя грехи людей и указать им путь к спасению. День ото дня Фёкла укреплялась в вере и в убеждении, что её жизнь должна быть посвящена христианству.

Родители придерживались старых взглядов и уговаривали дочь вернуться к языческим традициям семьи, но не смогли заставить Фёклу отказаться от веры в Христа-Спасителя. Разгневанный упорством дочери, наместник приказал сжечь её на костре, но внезапная гроза с сильным ливнем потушили огонь. Тогда Фёклу бросили в яму с голодными львами. Но львы стали ластиться к ней, как домашние кошки. На неё напустили ядовитых змей, но и они не причинили ей вреда.

Замученная преследованиями отца, девушка была вынуждена бежать из Иконии. Отец послал за ней отряд воинов, но их постигла неудача.

Святая Фёкла отправилась сначала в Антиохию, оттуда - дальше на юг. По пути она проповедовала учение Иисуса Христа и творила многие чудеса.

Весь путь девушка прошла пешком. Когда она достигла Маалюльских гор, силы покинули её: она была утомлена долгим странствованием и истощена усталостью. Но чтобы спуститься в селение, надо было преодолевать высокую гору.

Тогда Фёкла, пав на колени, стала просить Господа помочь ей. И произошло одно из чудес господних: гора раздвинулась и образовала узкий проход, по которому Фёкла вышла к селению. Само слово "Маалюля" означает по-арамейски "проход" или "вход".

Св. Фёкла поселилась в небольшой пещере у ущелья. Святая долгие годы прожила в этой пещере у источника, проводя дни в посте и молитве. К ней приходили люди из разных мест, и она крестила уверовавших водой из источника и исцеляла больных.

И сегодня те, кто с искренней верой приходят к могиле святой Фёклы и испить воды из неиссякаемого чудотворного источника, получают исцеление от болезней и благословение.

У пещеры св. Фёклы христианами был создан алтарь, где совершались молитвы до III века от Рождества Христова. Алтарь сохранился до сегодняшнего дня. С 4-ого - до начала 19-ого веков в Маалюле располагался центр епископата.

Сейчас здесь женский православный монастырь, относящийся к Антиохийской православной церкви. Послушницы заботятся о поддержании монастыря и воспитывают девочек-сирот.

24 сентября - праздник св. Фёклы. В этот день в монастыре особенно много гостей. 14 сентября, в праздник Креста Господня, на вершинах в Маалюле зажигают костры в память о том, каким способом в 325 году от Рождества Господа нашего Иисуса Христа из Иерусалима в Констатинополь передавалась весть о нахождении под почвы Святаго Креста, на котором был распят Иисус Христос.

Церковь при монастыре, где служат Литургии названа в честь Иоанна Крестителя в знак того, что св. Фёкла, первой в этих местах, крестила вновь обращенных христиан.

Обновление монастыря продолжается по сей день, в том числе благодаря пожертвованиям верующих. Чтобы попасть к пещере св. Фёклы, древнему алтарю и святому источнику, надо от площадки монастыря подняться вверх по лестнице. Оттуда хорошо видны древние каменные кельи первых христиан на склонах противоположных гор.

При монастыре есть музей с образцами медной утвари 12-ого века.

В монастыре есть специальное крыло для жительства девочек-сирот, их воспитания и социальной подготовки, чтобы девочка стала либо полезной женой в обществе, либо монахиней в монастыре.

» старается следить за ситуацией вокруг монастыря Святой Равноапостольной Феклы в сирийском городке Маалюля. И город, и монастырь - места известные во всем мире, включены в объекты всемирного наследия ЮНЕСКО. Седая старина и глубина духовной традиции раннего христианства!

Городок Маалюля, расположенный в высокогорье недалеко от Дамаска, знаменит тем, что тут сохранился арамейский язык, на котором говорил Спаситель наш Иисус Христос. Ну а монастырь св. Феклы и вовсе уникальное место, ибо в нем пребывают мощи ученицы Апостола Павла, от которых и по сей день совершаются дивные чудеса, о чем сообщают фотографии, документы и вещественные свидетельства. А рядом с монастырем та самая расселина в горе, которая расступились, согласно преданию, укрыв, спасавшуюся от поругания святую девицу Феклу.

Мне довелось побывать там в феврале 2013 года в составе делегации Фонда Апостола Павла, встречаться с настоятельницей - доброй, открытой, но и строгой - матушкой Пелагеей (Сайяф), участвовать в богослужениях . Поэтому тревожные новости о событиях вокруг монастыря, всегда отдаются болью в сердце.

Территория, где расположен монастырь - окрестности горы Каламун - сегодня место ожесточенных боев. Когда мы были в монастыре, ситуация была относительно спокойной, хотя постоянно «работала» артиллерия, и мы слышали разрывы снарядов. А когда мы возвращались в Маалюлю из старинного (4-го века) храма в честь святых Сергия и Вакха (сейчас этот, принадлежавший униатам, древний храм, как сообщают, уничтожен бандитами), то нас просили быстро пройти по дороге, поскольку была опасность попасть под огонь снайпера. Впрочем, некоторые мои спутники, не вняв предупреждению, напротив, начали фотографировать живописные места, мирно пасшихся коз, и шли мы медленно. Но Бог миловал.

Позднее пришло сообщение, что жители этого района - а его населяют в основном христиане - обратились к России с просьбой о предоставлении гражданства. Видимо, за это им прежде мстили и сегодня мстят бандиты…

Когда мы были в монастыре святой Феклы, матушка Пелагея рассказывала, что за все время войны против Сирии была только одна попытка захватить Маалюлю, однако нападение бандитов отбили ополченцы. Но в конце августа война докатилась и до Маалюли. Боевики захватили на несколько дней город. Об этом сообщали сирийские и российские СМИ, а известный тележурналист Аркадий Мамонтов на месте боев даже снимал сюжет. Поначалу, нам сообщили, что матушка с монахинями и детьми из приюта при монастыре укрылись в тайных пещерах, а боевики не смогли попасть внутрь монастыря . Однако потом стало известно, что боевики все-таки проникли и в монастырь. В сети было выложено видео их разговора с матушкой Пелагеей, в ходе которого они, видимо, угрожали игуменье. Но войскам удалось тогда выбить боевиков из города и освободить монастырь.

И вот новое сообщение о нападении на монастырь в конце ноября. И опять противоречивые сведения. Сначала сообщили о похищении настоятельницы монастыря с сестрами и детьми приюта, потом о захвате только монахинь. Потом мне сообщили, что в районе горы Каламун просто идет войсковая операция, поэтому нет связи, а монахини в безопасности. Теперь же официальные источники из Антиохийской Патриархии все-таки подтверждают информацию о захвате в заложницы игуменьи Пелагии с несколькими монахинями.

На этих фотографиях, сделанных в феврале 2013 года мною и членом нашей делегации Сергеем Гончаровым, Маалюля, монастырь Святой Феклы, матушка и монахини обители.

У входа в монастырь святой Феклы с Артемом Польговым и нашим другом и переводчиком доктором Даудом, который долгое время жил в России .

Нас встречает настоятельница монастыря игуменья Пелагея (Сайяф).

А на этом фото я рядом с матушкой Пелагеей, которая как-то уважительно ко мне отнеслась сразу из-за моего большого роста и объема. В одной из келий монастыря.

Памятник Спасителю русского скульптора Александра Рукавишникова, установленный попечением Фонда Апостола Павла. А на дальнем плане пещера Святой Феклы, где покоятся мощи святой.

Капли, падающие с потолка пещеры, верующие называют «слезы Феклы». Порой приходится стоять несколько минут, чтобы хоть одна капля попала в ладони. Здесь мы стоим с Валентиной Алексеевной Ланцевой и Татьяной Ивановной Куликовой.

Там, за этим окошком мощи святой угодницы Божией равноапостольной Феклы. Мы в той пещерке, где скрывалась святая подвижница, а потом принимала больных и исцеляла их.

Литургия в монастырском храме. По благословению отца Матфея и игуменьи Пелагеии мы с Артемом Польговым поем (как умеем) на клиросе вместе с доктором Даудом и монахинями обители.

С доктором Даудом и архитектором Сергеем Гончаровым у входа в проход в скале, через который спаслась святая Фекла от преследователей, о чем напоминает статуя святой. В мирное время по расселине верующие проходили крестным ходом.

В том самом старинном храме, аж IV века, храме святых воинов Сергия и Вакха, который сегодня, как сообщают СМИ, превращен в руины исламистскими варварами.

Ночь в Маалюле. Кресты над куполами храмов монастыря святой Феклы. А в небе полумесяц. Мирно сосуществуют.

Удивительное получилось фото. Это не снежинки, а какие-то блики света. Был сильный ветер.

Дорогие отцы, братья и сестры! Давайте не забывать наших братьев и сестер из страждущей Сирии. Им нужна наша помощь. Прошу сугубо помолиться о плененных игуменье Пелагее и сестрах обители Святой Феклы.

Анатолий Степанов , главный редактор « »

Язык этот - арамейский. На нем говорил и проповедовал Иисус Христос. После арабского завоевания страны древнее наречие повсеместно вымерло, за исключением трех горных деревушек к северу от Дамаска, в Сирии. Туда-то и отправилась группа паломников Покровского храма с. Хомутово во главе со священником о. Владимиром (Александровым). Но попали они только в одну из этих деревень, Маалюле, на четвертый день, потому что каждый шаг на этой земле связан с величайшими святынями.

Выходя из самолета, ступаешь сразу на святую землю города Дамаска. По преданию, после изгнания из Эдема, Адам и Ева построили себе здесь жилище. Арабское имя Дамаска - Димашк, как полагают, произошло от древнееврейского "дам ашик" (проливший кровь), как напоминание о том, что именно здесь, в окрестностях Дамаска Каин убил Авеля. В одной из пещер горы Касьюн было совершено первое убийство в истории. А в старом квартале Баб Тума со времен апостолов живут христиане в одних и тех же домах, лишь надстраивая или перестраивая ветхое. Всему здесь многие сотни лет.

"Савл, что ты гонишь Меня?" Так обратился Господь к гонителю христиан, недалеко от Дамаска в деревне Дарая (Каукабе). На этом месте некогда стоял крест, а в 60-х годах ХХ века по благословению Патриарха Алексия I воздвигли храм-часовню. Ее строили советские инженеры. А по благословению Патриарха Алексия II возведен большой храм с колокольней и установлен памятник апостолу скульптором Александром Рукавишниковым. Освящен памятник в 2005 году.

Главная улица Дамаска - Виа Ректа (Прямая улица). Эта улица упоминается в Деяниях святых апостолов. По ней вели ослепшего фарисея Савла в дом св. Анания, который наложением рук исцелил его и нарек ему имя Павел.

Недалеко отсюда сохранились крепостные стены Баб Кассиан, с которых был спущен в большом плетеном коробе апостол Павел, спасаясь от преследования иудеев. Там сейчас находится небольшая часовня.

Недалеко, в мечети Омейядов, бывшем христианском храме, нас ждала встреча с частицей главы св. Иоанна Предтечи. Когда в 705 году халиф Валид приказал перестроить храм в мечеть, под фундаментом был обнаружен склеп с частицей Главы Иоанна Крестителя, которая находится там с тех пор, как она была обретена вторично в пределах Сирии. Халиф решил избавиться от святыни, дотронулся до нее рукой и оцепенел, не мог двигаться. Узрев в этом знак свыше, он велел соорудить для реликвии специальный саркофаг и оставить внутри мечети. А в восточной части мечети сохранили мраморную купель с жертвенником.

В первый день мы успели еще посетить подворье Антиохийской Православной церкви и вспомнили великих христианских подвижников - преподобных: Иоанна Дамаскина, Симеона Столпника, Ефрема Сирина и Исаака Сирина, Дорофея Газского (аввы Дорофея), Иоанна Мосха, священномученика Игнатия Богоносца, святителя Иоанна Златоустого, который в сирийской пустыне написал свои лучшие богословские труды, святителя Андрея Критского и много, много других.

Сирийские христиане - новостильники. 8 сентября они празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. В этот день мы отправились в небольшой городок Сейдная (Сайдная), в крупнейший женский монастырь Сейднайской иконы Божией Матери. Название Сайднайя с арамейского языка переводится как "наша госпожа". Городок расположен в 30 километрах к северу от Дамаска. Он лежит на склоне холма, высота которого достигает 1450 метров над уровнем моря, в окружении виноградников и оливковых деревьев.

Монастырь Сейднайской иконы Божией Матери

Само основание монастыря и появлением в нем иконы тоже было чудом. Построил этот монастырь император Юстиниан I, после явления ему на этом месте Божией Матери в 547 году. Тысячи паломников со всего света стекаются в это святое место. В нем хранится одна из главных святынь Сирии - Мироточивый образ Божией Матери, привезенный из Иерусалима по просьбе игуменьи Марины в VII веке. Икона хранится в серебреном ларце в часовне с отдельным входом, перед которым по восточной традиции снимают обувь. Сегодня икону никому не показывают, она находится в нише за решеткой и закрыта занавесью. С этой иконой связано множество чудес. К Божией Матери едут за исцелением от болезней и молятся о чадородии.

Подниматься в монастырь надо по ступеням. В середине подъема на одной из ступеней стоит ограждение, внутри которого находится образ Божией Матери, который появился недавно, в семидесятых годах нашего столетия. История такова. У мусульманской женщины родился волосатый ребенок. Мать его стыдилась и прятала его от людей, пока одна христианка не посоветовала ей обратиться к Сайднайской Божией Матери. Мусульманка послушалась, помолилась у иконы, и на утро ребенок проснулся совершенно с чистой кожей. В благодарность женщина понесла в монастырь 20-ти литровую канистру с оливковым маслом. Нести ношу было тяжело, и на одной из ступенек она опустила ее. После отдыха она подняла канистру и увидела на ступеньке образ Божией Матери.

В душе была такая необыкновенная радость и подъем, что в этот день мы смогли посетить еще много святынь. Посетили монастыри св. Георгия Победоносца, где приложились к его мощам, ап.Фомы, прор. Илии, св. Христофора, ап. Петра.

И, наконец, приехали в маленький городок Маалюле в горах Каламон.

Сирия принадлежит к Антиохийскому патриархату. Сам город Антиохия сейчас находится на юге Турции и называется Антакья. Здесь последователи Христа были впервые названы христианами, и первым из них принял крещение антиохиец Николай. А в Маалюле жила первомученица равноапостольная Фекла Иконийская, родом из Иконии, которая встретила апостола Павла и стала следовать за ними, благовествуя Евангелие.

Сохранилась расщелина горы, образовавшаяся по молитвам равноап. Феклы, когда она убегала от преследователей, и пещера, где она потом поселилась и жила до конца своих дней и там же погребена. С тех пор там растет абрикос и бьет источник. На этом месте теперь патриарший женский монастырь, куда стекаются паломники со всего мира. Для них там построены многочисленные гостиницы. В одной их них расселили и нас. Игуменья Пелагия основала здесь приют для девочек-сирот и мастерскую, где дети занимаются традиционными ремеслами.

Посетили мы и центр духовного образования на Востоке - мужской монастырь Херувимов. Для нас он интересен еще и тем, что там российским скульптором Рукавишниковым будет установлен из бронзы монумент "Спас в Силах", высотой в 31 метр. Постаментом ему будет служить 12-ти метровая скала. Вид с этой высоту изумителен: с одной стороны, как на ладони, виден Дамаск, а с другой Голанские высоты.

И, наконец, знаменитый "Умм Зуннар", храм пояса Богородицы. В 1953 году был обнаружен манускрипт на арамейском языке, в котором говорилось, что в Хомской церкви спрятан пояс Божией Матери, указывалось даже место. Произвели раскопки и обнаружили серебряный ковчежец со скрученным колечком поясом из верблюжьей шерсти и золотых нитей. В приделе храма свалены костыли, трости, ортопедические аппараты, описаны многочисленные исцеления и чудеса, продолжающиеся и по сей день от пояса Божией Матери.

Пояс Богородицы

В Хомсе посетили христианский храм во имя святого мученика Иулиана, одного из сорока севастийских мучеников, построенный на месте его погребения. В 60 км от города спустились в подземный храм святого великомученика Георгия Победоносца, где находится чтимый образ святого и частица его мощей.

И, наконец, Алепо. Здесь на высоком каменном столпе, в молитве десятки лет провел преподобный Симеон Столпник. Его необычайный подвиг стал известен во многих странах мира и нашел много последователей. В центре разрушенного монастыря сохранилось место, на котором располагался столп. Сам двенадцатиметровый столп пострадал от землетрясения и от многочисленных паломников, которые откалывали кусочки. Сохранилась часть столпа в виде гигантского яйца.

Наша группа

В небольшой заметке невозможно описать все святые места, которые мы посетили. Надо еще помнить, что земля эта исхожена стопами апостолов, и первый митрополит Киевский Михаил был родом из Сирии. Он первым установил живую связь между русской и антиохийской церквями.

Хотя христиане составляют всего 12% населения, праздники Рождества Христова и Пасха считаются государственными и потому выходными днями. И православные святыни все сирийцы считают своими и поклоняются им, независимо от вероисповедания.

По записям о. Владимира составила Галина Александрова

ОПИСАНИЕ

Дома, прилепившиеся к крутым склонам живописного горного ущелья один над другим, напоминают своеобразный амфитеатр. Внутри частью жилища нередко является вырубленная в скале пещера.

Маалюля — наиболее известный из сохранившихся уголков, где население до сих пор говорит на арамейском языке — на языке Господа нашего Иисуса Христа. (В начале нашей эры арамейский язык, относящийся к группе семитских языков, был основным языком общения в ряде районов Восточного Средиземноморья).

Маалюля — одна из главных христианских святынь в Сирии. Здесь находится пещера, в которой жила и погребена святая равноапостольная Фёкла — ученица святого апостола Павла.

Святая Фёкла (Текла) родилась в городе Иконии (на Средиземноморском побережье современной Турции, вблизи Греции). Её отец занимал внимание в Римской империи и являлся римским наместником в Иконии. Фёкла росла в достатке и благополучии, соответствующем высокому положению семьи, и воспитывалась родителями в традициях языческих верований своих предков. К 18-ти годам это была красивая и образованная девушка. Родители готовились отдать её замуж.

Впервые жители Иконии услышали об учении Иисуса Христа от апостола Павла, когда в сопровождении Варнавы (см. Деяния, гл. 13, 14) он, по пути в Грецию, пришёл в Иконию (45 года от Рождества Христова). Апостол остановился в доме Онисифороса, который располагался по соседству с домом римского наместника, и Фёкла из окна своего дома слушала проповеди св. Павла, с которыми он обращался к местным иудеям и эллинам. Слова апостола привлекли внимание и постепенно наполнили душу девушки светом искренней и глубокой веры во единого Бога и Отца и в Иисуса Христа, сына Божия, который пришёл взять на себя грехи людей и указать им путь к спасению. День ото дня Фёкла укреплялась в вере и в убеждении, что её жизнь должна быть посвящена христианству.

Родители придерживались старых взглядов и уговаривали дочь вернуться к языческим традициям семьи, но не смогли заставить Фёклу отказаться от веры в Христа-Спасителя. Разгневанный упорством дочери, наместник приказал сжечь её на костре, но внезапная гроза с сильным ливнем потушили огонь. Тогда Фёклу бросили в яму с голодными львами. Но львы стали ластиться к ней, как домашние кошки. На неё напустили ядовитых змей, но и они не причинили ей вреда.

Замученная преследованиями отца, девушка была вынуждена бежать из Иконии. Отец послал за ней отряд воинов, но их постигла неудача.

Святая Фёкла отправилась сначала в Антиохию, оттуда — дальше на юг. По пути она проповедовала учение Иисуса Христа и творила многие чудеса.

Весь путь девушка прошла пешком. Когда она достигла Маалюльских гор, силы покинули её: она была утомлена долгим странствованием и истощена усталостью. Но чтобы спуститься в селение, надо было преодолевать высокую гору.

Тогда Фёкла, пав на колени, стала просить Господа помочь ей. И произошло одно из чудес господних: гора раздвинулась и образовала узкий проход, по которому Фёкла вышла к селению. Само слово "Маалюля" означает по-арамейски "проход" или "вход".

Св. Фёкла поселилась в небольшой пещере у ущелья. Святая долгие годы прожила в этой пещере у источника, проводя дни в посте и молитве. К ней приходили люди из разных мест, и она крестила уверовавших водой из источника и исцеляла больных.

И сегодня те, кто с искренней верой приходят к могиле святой Фёклы и испить воды из неиссякаемого чудотворного источника, получают исцеление от болезней и благословение.

У пещеры св. Фёклы христианами был создан алтарь, где совершались молитвы до III века от Рождества Христова. Алтарь сохранился до сегодняшнего дня. С 4-ого — до начала 19-ого веков в Маалюле располагался центр епископата.

Сейчас здесь женский православный монастырь, относящийся к Антиохийской православной церкви. Послушницы заботятся о поддержании монастыря и воспитывают девочек-сирот.

24 сентября — праздник св. Фёклы. В этот день в монастыре особенно много гостей. 14 сентября, в праздник Креста Господня, на вершинах в Маалюле зажигают костры в память о том, каким способом в 325 году от Рождества Господа нашего Иисуса Христа из Иерусалима в Констатинополь передавалась весть о нахождении под почвы Святаго Креста, на котором был распят Иисус Христос.

Церковь при монастыре, где служат Литургии названа в честь Иоанна Крестителя в знак того, что св. Фёкла, первой в этих местах, крестила вновь обращенных христиан.

Обновление монастыря продолжается по сей день, в том числе благодаря пожертвованиям верующих. Чтобы попасть к пещере св. Фёклы, древнему алтарю и святому источнику, надо от площадки монастыря подняться вверх по лестнице. Оттуда хорошо видны древние каменные кельи первых христиан на склонах противоположных гор.

При монастыре есть музей с образцами медной утвари 12-ого века.
В монастыре есть специальное крыло для жительства девочек-сирот, их воспитания и социальной подготовки, чтобы девочка стала либо полезной женой в обществе, либо монахиней в монастыре.