Проблемы шума в городах. Методы борьбы с шумовым загрязнением окружающей среды Борьба с шумом в городе


По данным ГПБУ «Мосэкомониторинг», площадь территорий столицы, подверженных постоянному сверхнормативному шумовому воздействию, превышает 60%. Это означает, что большая часть улиц Москвы изо дня в день вызывает у ее жителей акустический дискомфорт.

Больше всего мы страдаем от автомобильных шумов (площадь территорий, где превышен их уровень, — 545,5 кв. км), железнодорожных (17,5 кв. км в ЦАО) и авиационных (182,8 кв. км). Причем автомобильные и железнодорожные шумы воздействуют на нас постоянно, а шум от самолетов лишь в случае нарушения маршрутов полетов. Но и этого вполне достаточно, чтобы сделать жизнь москвичей очень некомфортной. Впрочем, с такой же проблемой сталкиваются жители всех крупных российских городов.

Изучив масштаб проблемы в нашей стране, а также зарубежный опыт борьбы с шумом, ответственный секретарь СПЧ Яна Лантратова и член Общественной палаты Артем Кирьянов обратились с письмом к первому зампреду правительства РФ Игорю Шувалову (есть в распоряжении редакции). В нем они предлагают рассмотреть возможность разработки единой долгосрочной программы по борьбе с шумовым загрязнением.

Борьба с интенсивным шумом в жилой зоне городов, в городских жилищах является одной из наиболее актуальных проблем охраны среды обитания человека. Этот фактор, особенно в результате бурного роста численности городских транспортных средств, постоянно мигрирующих по всей территории города, воздействует практически непрерывно на все население, мешая нормальной жизнедеятельности горожан не только днем, но даже и в часы ночного отдыха. Городской шум стал фактором большого социального значения.[ ...]

В борьбе с транспортным шумом используют не только инженерно-технические решения, но и организационные меры: запрещение звуковых сигналов, полетов над городом воздушных транспортных средств, ограничение движения, взлетов и посадок самолетов на эродромах, расположенных вблизи населенных мест, в ночное время и др.[ ...]

В целях борьбы с производственными и иными шумами должны, в частности, осуществляться: внедрение малошумных технологических процессов; улучшение конструкций транспортных средств и их эксплуатации, а также содержания железнодорожных и трамвайных путей, автомобильных дорог, уличных покрытий; размещение аэродромов и аэропортов, промышленных и других сооружений и оборудования, являющихся источниками шума, на необходимом расстоянии от населенных пунктов и районов жилой застройки; улучшение планировки и застройки городов и других населенных пунктов; организационные мероприятия по предупреждению и снижению бытовых шумов.[ ...]

Снижению шума в городе должно способствовать и создание малошумных средств транспорта, таких, как электромобили, паромобили, автомобили с усовершенствованными двигателями, высокоэффективными глушителями и дожигателями газов. Однако мощная автомобильная промышленность, выпускающая сотни тысяч автомобилей и автобусов существующих конструкций, не может быть перестроена в короткие сроки для производства новых видов городского транспорта, а также малошумных грузовых автомобилей и автобусов. Анализ отечественных и зарубежных данных о прогнозе развития городского транспорта позволяет сделать вывод, что до конца нашего века новые бесшумные автомобили или электромобили не смогут заменить весь парк современных автомобилей. Поэтому в ближайшие 40-50 лет в борьбе с городским транспортным шумом следует использовать в первую очередь средства архитектурно-планировочного и строительного характера.[ ...]

Необходимость борьбы с шумом определена Постановлением Верховного Совета СССР «О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов» от 20 сентября 1972 года. Совет Министров СССР 3 октября 1973 года принял специальное постановление «О мерах по снижению шума на промышленных предприятиях, в городах и других населенных пунктах» за № 726. Существенное значение в ограничении транспортного шума имеют ГОСТ № 19358-74 «Автомобили, автопоезда, автобусы, мотоциклы, мотороллеры, мопеды и мотовелосипеды. Внешний и внутренний шум. Предельно допустимые уровни. Методы измерений», главы «Строительных норм и правил» - «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов» (СНиП П-60-75), «Жилые здания» (СНиП П-Л.1-71) и другие нормативные документы.[ ...]

Таковы результаты борьбы с «вещизмом» - лишь один из примеров неверной социальной ориентации в удовлетворении потребностей. Число таких примеров можно значительно приумножить. Стоит упомянуть еще хотя бы о двух. Отсутствие должной борьбы с шумом в городах увеличивает общую заболеваемость населения на 30 %, уменьшает продолжительности жизни на 8-10 лет, снижает трудоспособность минимум на 10%, а эффективность отдыха почти вдвое и т. д.1. Последствия такого явления можно не комментировать. Второй пример - сельское хозяйство, вообще комплекс природопользования в Средней Азии. Неверная политика землепользования в регионе привела к смещению этнических процессов, экономическим аномалиям, разрушению нормальных трудовых потребностей, тяжелым экологическим бедствиям, разрегуляции демографических механизмов, роковым нарушением здоровья людей, открытой и скрытой безработице и другим острым проблемам. При этом процесс саморазвивается и усиливается.[ ...]

Шумовое загрязнение в городах практически всегда имеет локальный характер и преимущественно вызывается средствами транспорта - городского, железнодорожного и авиационного. Уже сейчас на главных магистралях крупных городов уровни шумов превышают 90 дБ и имеют тенденцию к усилению ежегодно на 0,5 дБ, что является наибольшей опасностью для окружающей среды в районах оживленных транспортных магистралей. Борьба с шумом в центральных районах городов затрудняется из-за плотности застройки, из-за которой невозможны строительство шумозащитных экранов, расширение магистралей и высадка деревьев. Наиболее перспективными решениями этой проблемы являются снижение собственных шумов транспортных средств (особенно трамвая) и применение в зданиях, выходящих на наиболее оживленные магистрали, новых шумопоглощающих материалов, вертикального озеленения домов и тройного остекления окон (с одновременным применением принудительной вентиляции).[ ...]

Возрастает роль озеленения города как средства борьбы с воздушным и шумовым загрязнением. Каждое дерево в городе за год поглощает в среднем 30-40 кг пыли, а при активной кроне - до 65 кг. Но не только пыль, но и газы улавливаются деревьями - за год дерево способно удалить вредные вещества, выделяемые автомобилем за 25 тыс. км пробега. При правильном расположении зеленых насаждений снижение шума достигает 20-30 %. В то же время в деревьях происходят необратимые изменения: хлороз и некроз листвы и хвои отмечен на 10-15 % деревьев. Исследования на клеточном уровне показали, что практически все деревья больны. При дальнейшем росте транспортных выбросов через 10- 15 лет большинство существующих массивов погибнет. Во избежание этого прежде всего следует разработать новые эффективные способы высадки деревьев и кустарников, расширить сеть заповедных лесопарковых зон. Предлагаемые городскими организациями мероприятия направлены на то, чтобы увеличить обеспеченность зелеными насаждениями с 17,8 до 24 м2 на человека.[ ...]

В книге указывается, что рост города сопровождается развитием и концентрацией промышленного производства, которые сочетаются с непрерывной разработкой и внедрением во все области хозяйства и быта населения новых веществ, препаратов, материалов и изделий из них. Наряду с этим значительно увеличиваются грузовые и пассажирские перевозки. Все это приводит к тому, что в атмосферу городов выбрасывается большое количество вредных для здоровья людей химических веществ, загрязняются почва и вода открытых водоемов. Показано влияние загрязнения воздуха, воды и почвы на условия жизни и здоровье людей. Приводится система мероприятий по охране воздушного бассейна города, по охране водоемов от загрязнения городскими стоками, почвы от засорения отходами. Рассматриваются также вопросы борьбы с городским шумом и меры защиты жилой зоны от интенсивных шумовых воздействий. Указываются инструментальные и расчетные методы санитарных исследований в области санитарной охраны окружающей среды современного города.[ ...]

Градостроительным мероприятиям по борьбе с шумом и вибрацией придается большое значение, особенно при проектировании новых микрорайонов и городов. В сложившейся городской застройке их эффективность ограничена.[ ...]

В журнале «Курьер Юнее »о»1 справедливо сказано: «Шум -это бедствие современного мира и нежелательный продукт технической цивилизации - с каждым днем все шире вторгается в наше существование». Прогрессивные ученые мира утверждают, что шум в больших городах сокращает жизнь человека на 8-12 лет. Вот почему борьба с городским шумом имеет жизненно.важное значение.[ ...]

Установление санитарных норм допустимых уровней и спектров шума позволяет разработать технические, планировочные и различные градостроительные мероприятия, направленные на создание благоприятного шумового режима, отвечающего гигиеническим требованиям в жилой застройке, в жилых микрорайонах, кварталах, в помещениях различного назначения. Нормы допустимых уровней шума имеют большое значение для борьбы с шумом в условиях жилой застройки городов, поскольку они определяют меры, направленные на снижение шумов от различных источников.[ ...]

Согласно данным доклада английского консультативного совета по проблемам борьбы с шумом на промышленных предприятиях и на улицах городов, высокий уровень шума - причина частых головных болей, бессонницы и нервных расстройств у тысяч англ-чан. Авторы доклада обращают внимание на неэффективность ме р по ограничению шума на предприятиях, автострадах и улицах населенных пунктов Англии.[ ...]

Хотя автоматизация в ЧССР еще не достигла такого высокого уровня, как в ряде других стран, шум, в отдельных местах больших городов достигает недопустимого верхнего предела (100-110 дБ). Серьезным нарушителем тишины в городах является железнодорожный транспорт. Другой источник шума - некоторые новые промышленные производства, например заводы железобетонных изделий, оснащенные мощными вибраторами и другим оборудованием для уплотнения бетона. Решающим фактором, подтверждающим необходимость действенной борьбы с шумом, является не только рост его интенсивности, но и распространение его на новые территории и пространства, а также постоянное сокращение интервала ночного спокойствия. Территория ЧССР отличается густонаселенностью, поэтому шум от пролетающих по воздушным коридорам самолетов, а также от разбросанных по всей территории аэродромов представляет весьма значительную проблему.[ ...]

Если на территории предприятия расположен один или несколько шумных цехов, то их рекомендуется сосредоточить в одном-двух местах, максимально удаленных от остальных производств. При расположении предприятия на территории города шумные производства должны находиться на значительном удалении от жилых домов. Это мероприятие по борьбе с шумом называется рациональной планировкой предприятий и цехов.[ ...]

В СССР вопросам охраны атмосферного воздуха уделяется большое ■внимание. В Директивах XXIV съезда КПСС записано: «Усилить работы сто улучшению санитарного состояния населенных пунктов и окружающей среды. В этих целях ускорить строительство и реконструкцию очистных сооружений для промышленных и бытовых -сточных вод, газоочи-стных и пылеулавливающих установок, осуществить меры по борьбе с шумом и загрязнением воздушной среды городов с в ьих лонным и газами автомобилей» . Предусматривается.■проведение мероприятий по уменьшению выброса в атмосферу загрязняющих -веществ и по рациональному размещению -промышленных предприятий. Созданы специальные заводы, изготовляющие -соответствующую аппаратуру по улавливанию отходов промышленности, загрязняющих воздух. Эта аппаратура установлена па тысячах предприятий. Так, например, на Днепродзержинском цементном заводе мероприятия по улавливанию пыли привели к тому, что поступление пыли в воздух сократилось с 300 т в сутки до 16,5 т.

Ученые признали официально, что шумовое загрязнение является третьим фактором окружающей среды по плохому воздействию на здоровье людей.

Проблема шумового загрязнения окружающей среды максимально остро поставлена в крупных городах мира. В них каждый житель вынужден ежедневно сталкиваться с сотнями источников шума – железнодорожным, авиационным, автомобильным транспортом, общественными заведениями – магазинами, клубами и т.д.

Особое место среди названных видов шума, занимает шум, исходящий от многочисленных городских строек.

Активное развитие технологий строительства сокращает сроки и расходы на строительство гражданских и промышленных объектов, что, как правило, идет в разрез с требованиями экологической безопасности. Сегодня максимальные уровни шума на местах жилой застройки превышают предельный допустимый уровень более чем в пять раз.

Административно-организационные мероприятия, позволяющие бороться с шумовым загрязнением окружающей среды:

Дифференциация дорог и улиц по их назначению, составу и скорости движения транспортных потоков;

Ограничение движения грузовых видов транспорта на внутригородских автомобильных дорогах;

Составление шумовых карт городов;

Вынос автомобильных трасс, предназначенных для транзитного транспорта, за границы города;

Своевременный ремонт и содержание в надлежащем состоянии дорог;

Усиление контроля технического состояния личного и общественного транспорта (техосмотры с проверкой шумовых характеристик автотранспорта).

Градостроительные мероприятия по борьбе с шумовым загрязнением окружающей среды:

Функциональное зонирование (выделение лечебной, рекреационной, селитебной зон) и отделение зон от шумных (коммуникационных) территорий;

Размещение в селитебной зоне зданий с пониженным требованием по шуму. Использование особенностей рельефа местности. Прокладывание дорог в закрытых эстакадах, в тоннелях. Сооружение объездных дорог. Обеспечение системы гаражей и парковки за пределами жилых районов.

Сокращение количества перекрестков;

Создание шумозащитных конструкций (экранов).

Инженерно-технические мероприятия по борьбе с шумовым загрязнением окружающей среды:

Возведение домов со специальной архитектурной структурой, пространственным и объемным решением, которое предусматривает ориентацию относительно источника шума;

Возведение домов с балконами и окнами, имеющими повышенную звукоизоляцию, оснащенными специальными вентиляционными устройствами, которые глушат шум.

Многие данные мероприятия по борьбе с шумовым загрязнением окружающей среды должны осуществляться государственными органами, так как это требует многомиллионных вложений и централизованного подхода.

Проблема шумового загрязнения окружающей среды решается также и на уровне отдельных объектов и компаний.

Сооружаются специальные акустические экраны. Конструкция данных шумозащитных экранов представляет собой акустические панели, которые поглощают или отражают звуковые волны (колебания), т.е. шум. Они монтируются между собой, устанавливаются пошагово между металлических стоек, являющихся несущими, и образуют шумозащитный забор необходимой длины и высоты.

Шумозащитные конструкции устанавливаются вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог, объектов промышленности (трансформаторных подстанций, силовых энергетических установок) и защищают жилые, парковые, детские и другие территории, сопредельные с ними, от вредного влияния шумов.

Федеральное агентство по сельскому хозяйству

Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

Государственный университет по землеустройству

Кафедра землепользования и кадастров

Шум в городе и средства защиты

Выполнил: ст. гр. 22 к-2

Решетникова А.А.

Проверил: ст. преподаватель

Введение

Шумовое загрязнение в городах практически всегда имеет локальный характер и преимущественно вызывается средствами транспорта – городского, железнодорожного и авиационного. Уже сейчас на главных магистралях крупных городов уровни шумов превышают 90 дБ и имеют тенденцию к усилению ежегодно на 0,5 дБ, что является наибольшей опасностью для окружающей среды в районах оживленных транспортных магистралей. Как показывают исследования медиков, повышенные уровни шумов способствуют развитию нервно-психических заболеваний и гипертонической болезни. Борьба с шумом, в центральных районах городов затрудняется плотностью сложившейся застройки, из-за которой невозможно строительство шумозащитных экранов, расширение магистралей и высадка деревьев, снижающих на дорогах уровни шумов. Таким образом, наиболее перспективными решениями этой проблемы являются снижение собственных шумов транспортных средств (особенно трамвая) и применение в зданиях, выходящих на наиболее оживленные магистрали, новых шумопоглощающих материалов, вертикального озеленения домов и тройного остекления окон (с одновременным применением принудительной вентиляции).

Особую проблему составляет увеличение уровня вибрации в городских районах, главным источником чего является транспорт. Данная проблема мало исследована, однако несомненно, что ее значение будет возрастать. Вибрация способствует более быстрому износу и разрушению зданий и сооружений, но самое существенное, что она может отрицательно влиять на наиболее точные технологические процессы. Особенно важно подчеркнуть, что наибольший вред вибрация приносит передовым отраслям промышленности и соответственно ее рост может оказывать ограничивающее влияние на возможности научно- технического прогресса в городах.

Состояние проблемы снижения транспортного шума

Немаловажной проблемой Москвы, как и любого другого крупного города с большим количеством транспорта и промышленности, является высокий уровень шума, который, по данным ученых-экологов, доставляет жителям Европы немало хлопот.

Свыше 75% территории столицы находится под воздействием акустической нагрузки на 5-10 дБ выше нормы (55 дБ в дневное время и 45 дБ – в ночное). При этом в зонах повышенного шумового загрязнения проживают, по разным данным, 3-6 млн москвичей, которые вынуждены постоянно подвергаться шуму, равному 90-100 дБ днем и 70 дБ ночью. По мнению специалистов, самая неблагоприятная ситуация сложилась в Южном Бутове, а самая спокойная – в Северо-Западном округе.

Главным же виновником шума, естественно, является транспорт, на долю которого приходится 70-90% всего шумового загрязнения. Так, из-за близости аэропорта Внуково больше всего страдают районы Солнцево, Теплый Стан, Ясенево и Тропарево. В свою очередь, Шереметьево влияет на Митино, Молжаниновский район – на Зеленоград, а Остафьево – на все то же Южное Бутово.

На втором месте по вырабатываемому шуму находятся промышленные объекты, воздействующие в столице на 10-15% ее территории. Кроме того, существует множество других источников шумового загрязнения: например, лифты, тепловые узлы, бойлерные, насосные и электрощитовые подстанции. Поэтому неудивительно, что в последние 10 лет у большинства молодых жителей столицы к совершеннолетию слух оказывается заметно ослабленным: они слышат на 5-20% хуже нормы, будто им не 18, а 85 лет.

В общем случае методы снижения транспортного шума можно классифицировать по следующим трем направлениям: уменьшение шума в источнике его возникновения, включая изъятие из эксплуатации транспортных средств и изменение маршрутов их движения; снижение шума на пути его распространения; применение средств звукозащиты при восприятии звука.

Использование того или иного метода или их комбинации зависит в значительной мере от степени и характера потребного уменьшения шума с учетом как экономических, так и эксплуатационных ограничений.

Любая попытка регулирования шума должна начинаться с установления источников этого шума. Несмотря на наличие значительной аналогии различных источников, они достаточно несхожи друг с другом для трех видов транспорта,
- автомобильного, железнодорожного и воздушного.

Из трех основных видов транспорта автомобильный транспорт оказывает наиболее неблагоприятное акустическое воздействие. Автомобили являются преобладающим источником интенсивного и длительного шума, с которым ни в какое сравнение не идут никакие другие. Шум, создаваемый движущимися автомобилями, является частью шума транспортного потока. В общем случае наибольший шум генерируется большегрузными автомобилями. При малых скоростях движения по автодорогам и больших частотах вращения вала двигателя основным источником шума является обычно силовая установка, в то время как при больших скоростях движения, пониженных частотах вращения и меньшей мощности силовой установки доминирующим может стать шум, обусловленный взаимодействием шин с поверхностью дороги. При наличии неровностей на поверхности дороги преобладающим может стать шум системы рессорной подвески, а также грохот груза и кузова.

Часто бывает довольно трудно определить относительный вклад различных источников шума сложных по конструкции транспортных средств. Поэтому, если возникает задача по снижению шума данного транспортного средства, ценная информация может быть получена на основе понимания механизма генерирования шума этих источников при изменении условий эксплуатации транспортного средства. В силу того, что общий шум транспортного средства определяется рядом источников, необходимо попытаться получить данные об особенностях излучения каждого из этих источников в отдельности и определить наиболее эффективные методы снижения шума того или иного источника, а также и то, какой из методов снижения общего шума автотранспортного средства окажется наиболее экономичным в данном случае. Подробно об этом будет рассказано ниже.

Следует отметить большое значение мер по ограничению распространения уже возникшего шума наряду с основным методом снижения шума автомобильного транспорта путем подавления источника его возникновения. К числу указанных мер относятся улучшение конструкции дорог и их трассирования, регулирование транспортных потоков, применение экранов и барьеров, пересмотр общих концепций землеиспользования вблизи основных транспортных магистралей.
Дополнительной мерой, которая применима ко всем видам транспорта, является улучшение проектирования и звукоизолирующих характеристик зданий для уменьшения шума внутри них.

Железнодорожный транспорт в противоположность автомобильному и воздушному не развивается такими быстрыми темпами. Однако появились признаки того, что железные дороги начнут играть новую роль. После внедрения скоростных поездов в Японии и Франции многие страны приняли решение об увеличении скорости движения поездов и объема пассажирских перевозок, обеспечив тем самым повышение конкурентоспособности железных дорог. Расширение сети железных дорог и увеличение скорости поездов вызовут рост шума, возникнут связанные с этим проблемы защиты от него окружающей среды. Подобные ситуации уже возникли в Японии, где общественность протестовала против скоростных поездов. Следствием этих протестов явилось решение Управления японских государственных железных дорог отложить строительство новых линий, ведущих к Токийскому аэропорту Нарита.

Раздражение, вызванное шумом воздушного транспорта, обусловлено главным образом введением в эксплуатацию в конце 50-х годов на гражданских авиалиниях реактивных самолетов. С тех пор число коммерческих и частных реактивных самолетов, находящихся в повседневной эксплуатации, превысило 7 тыс. единиц. За этот период снижению шума самолетов уделялось значительное внимание. Решение рассматриваемой проблемы проводилось по следующим трем основным направлениям. Первое и, вероятно, наиболее важное направление сводится к исследованию основных источников шума и разработке, в частности, менее шумных силовых установок. Второе направление связано с упорядочением и введением контроля полетов самолетов в окрестности аэропортов. Наконец, третье направление - меры, непосредственно не связанные с изменением условий эксплуатации воздушных судов - рациональное использование земельных участков как на территории самого аэропорта, так и в его окрестностях с усилением звукоизоляции зданий и сооружений, находящихся под воздействием шума высокого уровня.

Средства и методы защиты от шума

Общая классификация средств и методов защиты от шума.

Распространяется на средства и методы защиты от шума, применяемые на рабочих местах производственных и вспомогательных помещений, на территории промышленных предприятий, в помещениях жилых и общественных зданий, а также на селитебной территории городов и населенных пунктов.

1 Средства и методы защиты от шума по отношению к защищаемому объекту подразделяются на:

· средства и методы коллективной защиты;

· средства индивидуальной защиты.

2 Средства коллективной защиты по отношению к источнику возбуждения шума подразделяются на:

· средства, снижающие шум в источнике его возникновения;

· средства, снижающие шум на пути его распространения от источника до защищаемого объекта.

2.1 Средства, снижающие шум в источнике его возникновения, в зависимости от характера воздействия подразделяются на:

· средства, снижающие возбуждение шума;

· средства, снижающие звукоизлучающую способность источника шума.

2.2 Средства, снижающие шум в источнике его возникновения, в зависимости от характера шумообразования подразделяются на:

· средства, снижающие шум вибрационного (механического) происхождения;

· средства, снижающие шум аэродинамического происхождения;

· средства, снижающие шум электромагнитного происхождения;

· средства, снижающие шум гидродинамического происхождения.

2.3 Средства, снижающие шум на пути его распространения, в зависимости от среды подразделяются на:

· средства, снижающие передачу воздушного шума;

· средства, снижающие передачу структурного шума.

3 Средства защиты от шума в зависимости от использования дополнительного источника энергии подразделяются на:

· пассивные, в которых не используется дополнительный источник энергии;

· активные, в которых используется дополнительный источник энергии.

4 Средства и методы коллективной защиты от шума в зависимости от способа реализации подразделяются на:

· акустические;

· архитектурно-планировочные;

· организационно-технические.

4.1 Акустические средства защиты от шума в зависимости от принципа действия подразделяются на:

· средства звукоизоляции;

· средства звукопоглощения;

· средства виброизоляции;

· средства демпфирования;

· глушители шума.

4.2 Средства звукоизоляции в зависимости от конструкции подразделяются на:

· звукоизолирующие ограждения зданий и помещений;

· звукоизолирующие кожухи;

· звукоизолирующие кабины;

· акустические экраны.

4.3 Средства звукопоглощения в зависимости от конструкции подразделяются на:

· звукопоглощающие облицовки;

· объемные (штучные) поглотители звука.

4.4 Средства виброизоляции в зависимости от конструкции подразделяются на:

· виброизолирующие опоры;

· упругие прокладки;

· конструкционные разрывы.

4.5 Средства демпфирования в зависимости от характеристики демпфирования подразделяются на:

· линейные;

· нелинейные.

4.6 Средства демпфирования в зависимости от вида демпфирования подразделяются на:

· элементы с сухим трением;

· элементы с вязким трением;

· элементы с внутренним трением.

4.7 Глушители шума в зависимости от принципа действия подразделяются на:

· абсорбционные;

· реактивные (рефлексные);

· комбинированные.

4.8 Архитектурно-планировочные методы защиты от шума включают в себя:

· рациональные акустические решения планировок зданий и генеральных планов объектов;

· рациональное размещение технологического оборудования, машин и механизмов;

· рациональное размещение рабочих мест;

· рациональное акустическое планирование зон и режима движения транспортныхсредств и транспортных потоков;

· создание шумозащищенных зон в различных местах нахождения человека.

4.9 Организационно-технические методы защиты от шума включают в себя:

· применение малошумных технологических процессов (изменение технологии производства, способа обработки и транспортирования материала и др.);

· оснащение шумных машин средствами дистанционного управления и автоматического контроля;

· применение малошумных машин, изменение конструктивных элементов машин, их сборочных единиц;

· совершенствование технологии ремонта и обслуживания машин;

· использование рациональных режимов труда и отдыха работников на шумных предприятиях.

5 Средства индивидуальной защиты от шума в зависимости от конструктивного исполнения подразделяются на:

· противошумные наушники, закрывающие ушную раковину снаружи;

· противошумные вкладыши, перекрывающие наружный слуховой проход или прилегающие к нему;

· противошумные шлемы и каски;

· противошумные костюмы.

5.1 Противошумные наушники по способу крепления на голове подразделяются на:

· независимые, имеющие жесткое и мягкое оголовье;

· встроенные в головной убор или в другое защитное устройство.

5.2 Противошумные вкладыши в зависимости от характера использования подразделяются на:

· многократного пользования;

· однократного пользования.

5.3 Противошумные вкладыши в зависимости от применяемого материала подразделяются на:

· твердые;

II группы:

I . Отдельные источники.

Единичные транспортные средства, электрические трансформаторы,

Заборные или вытяжные отверстия систем вентиляции,

Установка промышленных или энергетических предприятий.

II . Комплексные источники.

Транспортные потоки на улицах и дорогах,

Потоки поездов на ж/д,

Промышленные предприятия с многочисленными источниками шума,

Спортивные или игровые площадки.

    С физической точки зрения большая часть отдельных источников шума- точечные излучатели звуковой энергии.

4.2 Зоны города по шумности.

1. Транспортные магистарли.

2. Промышленные зоны.

3. Природоохранные зоны.

4. жилая застройка.

4.3 Основные методы защиты жилой застройки и помещений в жилых и прочих зданий от внешнего шума.

1. Зонирование территории.

При использовании приемов строчной застройки на магистралях районного и общерайонного значения между торцами зданий, обращенных в сторону проезжей части → устраиваются сооружения экранирующие распределение шума во внутриквартальное пространство (магазины, стены-козырьки, шумозащитные полосы).

2. Организация внутригородского транспорта путем организации вокруг центральной зоны петлевой (кольцевой) или хордовых скоростных автомобильных дорог.

Предусматривать трассировку скоростных и грузовых дорог в обход жилых районов и зон отдыха.

3. Зеленые насаждения.

Шумозащитные качества улучшаются, когда сформированы в виде специальных многорядных посадок.

Особое внимание благоустройству и озеленению территории санитарно-защитных зон, промышленных и хоз.объектов.

4. Экранирующие сооружения.

1.-биозащитные шумовые стены.

Озеленяемые шумозащитные экраны- многофункциональные конструкции, в которых усиленны шумозащитные функции путем озеленения лицевой поверхности и верха стены.

2.противошумные барьеры и экраны.

Большое влияние оказывает рельеф (холмы,насыпки,вышки) → за такими естественными экранами образуется звуковая тень.

3. Шумозащитные дома.

Такой дом имеет значительную длину и может защищать от шума целый микрорайон.

I.Ориентация в сторону источников шума окон и подсобных помещений, квартир и помещений внеквартирных коммуникаций, а также не более одной комнаты общего пользования в многокомнатных квартирах.

II. За счет повышения звукоизоляции наружных ограждающих конструкций.

5. Архитектурно-планировочные методы снижений уровня шума от внутренних источников в помещениях различного назначения.

1. Структура шумозащитных зданий первого типа- ориентация в сторону источника шума окон подсобных помещений квартир.

2. Каркасно-панельный жилой дом.

1 тип делится на: - многосекционные

Коридорные

Коридорно-секционные.

Разработка шумозащитных блок-секций многосекционных жилых домов.

Наличие только вертикальных внеквартирных связей.

Размещение большинства подсобных помещений у наружной стены, обращенных в сторону источника шума.

Расположение лестничных клеток длинными сторонами вдоль наружной стены, обращенной в сторону источника звука.

Применение различных пролетов для жилых и подсобных помещений, обеспечивающее при различии площадей жилых и подсобных помещений некоторое выравнивание их светового? (звукового) фронта.

Шумозащитные окна.

Многослойные ограждения.

    Зонирование основной метод.