Как помочь детям хорошо усваивать русский язык.  Как помочь детям хорошо усваивать русский язык У ребенка 3 по русскому языку

Однажды я разговаривала с мамой одного из наших выпускников. Она сказала: «Да, конечно, читать про себя он стал быстрее. Но вслух продолжает читать также плохо, как и до тренинга». Я удивилась, - «почему для парня 13 лет – так актуально чтение вслух?». И тут выяснилось, что у него проблемы с русским языком, и мама просит его читать вслух, чтобы пополнить словарный запас и получить навык правильного русского языка.
Дальше все пошло, как снежный ком: я узнала, что у многих наших учеников есть проблемы по русскому языку. Более того, к нам едет мама с сыном из другого города, чтобы пройти наш тренинг в ежедневном режиме. Потому что у мальчика – «тройка» по русскому языку, и, пока он не потерял интерес к учебе, мама решила ему помочь.

Действительно, в школу скорочтения родители приводят детей, которые плохо или мало или невнимательно читают. Взрослые думают, что когда дети начнут читать, у них увеличится словарный запас, это позволит ребенку лучше учиться по русскому языку.
Так ли это?

Представьте, что вы собираете пазлы, и у вас нет общей картинки.
Сможете ли вы собрать их в единую систему правильно?
Думаю, что сможете.
Только времени это займет очень много. И труда потребует колоссального.
Потому что, скорее всего, придется много раз переделывать какие-то фрагменты, прежде чем они сложатся в правильном порядке.

Вот и дети, когда изучают русский язык, работают по той же схеме.
Словарный запас, это те же пазлы .
У них есть пазлы (слова)/
У них есть схема небольших фрагментов (правила, которые они последовательно проходят на каждом уроке)/
Но нет общей картины, общей структуры правил, которые они должны использовать, чтобы правильно писать, правильно излагать свои мысли.

Разберем на составляющие, что должен знать и уметь использовать ребенок, когда он пишет.

Неважно, что пишет – диктант, изложение или сочинение, назовем это все одним словом – «произведение».

Во-первых, ребенок действительно должен знать слова, которые служат «кирпичиками» его произведения. Иметь так называемый «словарный запас».
«Словарный запас Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов. Словарный запас негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью…»

Во-вторых, ребенок должен понимать, что слова состоят из звуков, букв, слогов. Он должен уметь правильно ставить ударения и использовать правильные интонации.
Еще ребенок должен знать, что само слово, как основная единица языка имеет ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Это означает, что оно может, например, быть использовано как в прямом, так и в переносном смысле…

В-третьих, ребенок должен знать правила образования и написания самого слова – правила ОРФОГРАФИИ (правила написания) и МОРФЕМИКИ (правила составления слова), чтобы правильно использовать слова в разных вариациях в своем произведении и писать слова без ошибок.

В-четвертых, ребенок должен понимать, что есть разные варианты одного и того же слова, так называемые ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ (синонимы, омонимы,…). Он должен уметь всем этим пользоваться, чтобы более точно передать свою мысль, и сделать свое произведение понятным и интересным.

В-пятых , ребенок должен знать, что такое части речи, понимать, принципы объединения в части речи. Т.е. знать правила МОРФОЛОГИИ, чтобы строить правильные предложения, в которых слова согласованны между собой.

В-шестых, ребенок должен понимать правила построения СИНТАКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ (словосочетаний и предложений). Предложения бывают простые, сложные, сложноподчиненные, предложения могут передавать чужую речь. Каждый тип предложения должен быть написан в соответствии с правилами СИНТАКСИСА.

В-седьмых, ребенок должен уметь правильно расставлять знаки препинания в своем произведении. Знать правила ПУНКТУАЦИИ.

Помните фразу «казнить нельзя помиловать»?
Как всего только один знак пунктуации меняет результат происходящего!

В-восьмых, ребенок должен понимать, что существуют разные формы языка, например ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК, НЕЛИТЕРАТУРНЫЕ ФОРМЫ, ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ и уметь использовать именно тот словарный запас, который соответствует стилю, в котором он создает свое произведение.

Например, литературный язык содержит стили:

  • Официальный деловой
  • Публицистический
  • Научный
  • Разговорная речь
Нелитературные формы содержат стили:
  • Просторечье
  • Нецензурные слова и выражения
  • Территориальные диалекты
  • Социальные диалекты
Да, конечно, есть дети, которые умеют «впитывать» русский язык и их мозг правильно «укладывает» эту информацию в памяти. Эти дети правильно пишут, красиво и понятно излагают свои мысли, не прилагая особого труда. Они это умеют делать на уровне подсознания.

Но есть много ребят, у которых «каша» в голове из тех правил, которые они изучили , и они никак не могут понять, как же все это использовать на практике, чтобы получать хорошие оценки по русскому языку.

Как можно помочь этим детям?

Самый очевидный ответ – обратиться к репетитору.

Проблема в том, что не каждый репетитор умеет структурировать информацию и донести эту структуру до ребенка .
Чаще всего они просто чуть подробнее разбирают материал, который дети проходят в школе и помогают делать домашние задания.
В этой статье не буду разбирать, - какой вред наносят ребенку такие репетиторы.
В планах написать отдельную статью на тему «Как не «сливать» деньги на репетиров»
Суть в том, что такие репетиторы, которые смогут помочь ребенку выделить базовую систему знаний по предмету, научиться самостоятельно пополнять эту систему знаний и проверять себя – есть.
Но это очень дорогие специалисты и, самое главное, к ним очень сложно попасть.

Эта статья адресована, в первую очередь, билингвальным семьям, где один из родителей является носителем русского языка или владеет им на определённом разговорном уровне. У вас родился ребёнок и вы бы хотели приобщить его к национальной культуре через обучение русской речи?

Безусловно, нужно учесть важный фактор вашего местонахождения – в России вы или нет. Остановимся на более сложном варианте – вы за рубежом, а значит у вас нет возможности создать для вашего чада естественную языковую среду.

Принципы изучения иностранного языка у детей и взрослых отличаются. Взрослый подходит к этому вопросу осознанно, а ребёнок – бессознательно. Для взрослого обучение языку – это средство достижения цели (построение карьеры, образование, выезд в другую страну для создания семьи и т.д.). Для ребёнка – это просто средство коммуникации с окружающими и удовлетворение растущего познавательного процесса.

Кстати, наиболее оптимальное время для формирования лингвистических иностранных навыков – до 10 лет. Чем младше возраст, тем проще и легче усваивается всё новое. Доказано, что дети от 0 до 6 лет способны впитать в себя столько поступающей информации, сколько взрослому на это потребуется 60 лет.

  1. Окружите ребёнка русской речью – общайтесь по-русски (так, как вы разговариваете с ним ежедневно, т.е. объясняете свои действия словами – «я умываюсь», «я чищу зубы», «я пью молоко», «я ем кашу») и старайтесь свести до минимума перевод;
  2. Читайте русские сказки , включайте мультфильмы , показывайте сказки с использованием игрушек с обязательным участием самих детей, ставьте прослушивать детские песни и аудиокниги , также помогут интернет – ресурсы с играми ;
  3. И, конечно, играйте , играйте , и ещё раз играйте ! Для ребёнка основной вид учебной деятельности – игра. Хотите дать название фруктов и овощей? Организуйте совместный поход в супермаркет за необходимыми продуктами, а потом дома устройте игрушечный магазин, где ваш малыш купит у вас или сам продаст вам его любимые яблоки или морковь.
  4. После того, как ваш сын или дочь начали вас понимать и в состоянии вам ответить маленькими фразами, пришло время переходить к алфавиту и показу наглядности с кратким текстом-описанием . Главное, помните, никакой теории! Всё должно быть легко и непринуждённо. Избегайте трудных слов типа «слово-исключение». Вы же не будете объяснять малышу, что слово «друг» во множественном числе имеет форму «друзья» и его нужно просто запомнить. Ваше чадо, как минимум вас не поймёт, как максимум не захочет продолжать это занятие. Проще будет сказать, например, что есть волшебные слова, которые любят капризничать, когда их становится многоJ
На самом деле, эти рекомендации пригодятся и в случае, если ребёнок является носителем русского языка и уезжает в эмиграцию с родителями. Только разница в том, чтобы не освоить язык, а приложить усилия, чтобы его не забыть!

Добрый день, уважаемый студент! Эта статья больше подойдет родителям -иностранцам, которые хотят обучить своих детей русскому языку, ведь на данный момент есть пособия, но они описывают школьную грамматику, в основном, и родителям достаточно тяжело самим её освоить, не говоря уже про маленьких детей. Очень часто я вижу семьи, где ребёнок уже говорит на своём родном языке, но, проживает, например, в России или планирует переехать вместе с родителями.

Первое, что я советую делать, это играть со своим ребёнком в карточки. Для этого не обязательно покупать какие-то материалы, потому что не у всех есть возможность, да и не часто они есть в наличии в магазинах. Можно взять лист бумаги или лучше картон, чтобы карточки не рвались, а оставались подольше в целости. Разделим картон на небольшие квадраты и впишем или впечатаем слова. Если ребёнок маленький, можно на этих карточках нарисовать или взять с интернета небольшие рисунки и наклеить рядом со словом. Например:

Карточка - в неё записываем слово " мама" и рисуем или вклеиваем своё фото.

Первое время ребёнок будет показывать на вас, но вы должны при этом говорить вслух "мама" и стараться повторять до тех пор, пока ребёнок не повторит за вами. В маленьком возрасте- около 3-5 лет, дети очень быстро осваивают слова, поэтому можно еще сделать книжку. Если нет возможности взять рисунки с интернета, можно нарисовать самим, например:

Вы выбираете тему "Погода", выписываете все слова связанные с погодой на русском языке:

Небо и рисуете к каждому слову свою картинку, можно её раскрасить, сделать тучам лицо

Это помогает ребёнку в освоении материала, так ему будет интереснее разглядывать и запоминать. Не забываем проговаривать слова, старайтесь говорить чётко и не спеша, чтобы ребёнок уловил название слова:

Смотри, что это (показываете пальцем на карточку) - это солнце (можно на родном языке ему сказать, что солнце улыбается или машет ручкой, но обязательно проговаривайте слово "солнце" на русском)

Из карточек можно складывать картинку, когда ребёнок подучит слова по какой-то теме, например, по погоде, можно рассказать ему рассказ, употребляя небольшие предложения:

Солнышко светит, цветочки начали расти, бабочки летают над ними. В корзине много фруктов: бананы, яблоки, груши и виноград. Сейчас (назвать имя вашего ребёнка) будет их кушать. Вот такое у нас лето (показать на картинку).

Слова: солнышко, цветочки, бабочки, фрукты, бананы, яблоки, груши и виноград, лето являются ключевыми, их вы должны были с ребёнком выучить, а потом пусть он вам показывает и рассказывает историю, когда ребёнок назовёт слово, например, солнышко и будет ждать от вас помощи, чтобы назвать, например, глагол, вы ему помогите и скажите: "светит" и пусть он повторит.

С детьми постарше можно играть в слова за обедом или ужином, когда вы никуда не спешите, можно подключить еще человека, чтобы был дух соперничества, например:

А давайте поиграем в слова, я вам буду загадывать слова, описывать их, а вы должны угадать это слово.

Он зелёный, мы любим кушать его с разными блюдами, его добавляют в салаты. Что это?

Кто быстрее угадал, тому ставите плюс и поощряете. Повторять эту игру надо периодически.

Чтобы выучить с ребёнком части тела, а дети очень любят эту тему, надо взять куклу или любимую игрушку и показывать на ней части тела, чтобы он повторил. Потом можно поиграть на то, кто быстрее покажет часть тела, вы называете по-русски, например: "уши" или "ушки" и он должен взять себя за уши. Если ребёнок ошибается, вы должны показать ему на уши и объяснить на родном языке. Иногда ребёнок будет говорить на родном языке, делайте вид, что не понимате и повторяйте на русском. Процесс достаточно трудоёмкий, но, чем быстрее вы начнёте учить детей русскому языку, тем лучше.

Как добиться абсолютной грамотности любого ребёнка-школьника

даже при врожденной безграмотности?

У моего - врождённая безграмотность!

А мой в меня пошёл,
я всегда безграмотно писала!

Мои дети в отца пошли,
а у того всегда по русскому «двойки»!

Вырастет - запишет грамотно!

Развенчиваю мифы о способах грамотного письма

  • Школьные навыки (а грамотное письмо - школьный навык) не передаются генетически, не являются функцией биологического созревания.
  • Навык грамотного письма никогда не появится из ниоткуда каким-то волшебным образом.
  • Навык грамотного письма не появится после стократного посещения разных психологов.
  • Врождённая безграмотность (тот смысл, который все родители обычно вкладывают в это слово) - тоже не оправдание неграмотного письма.
  • Да и то, что читающие дети поголовно все пишут грамотно, тоже миф.

Ребёнок пишет безграмотно.

Кто виноват и что делать? (вечный русский вопрос)

Виноваты в наше время:

  • Наш слишком активный строй жизни, при котором всё меньше и меньше своего личного времени родители уделяют ребёнку. Боюсь, идём к тому, что лет через двести наших детей будут с колыбели воспитывать роботы.
  • Через двести лет роботы, а сейчас планшеты и компьютеры занимают, к сожалению, 70% времени наших молчащих детей. Без развитой, богатой, хорошей устной речи - грамотной письменной речи появиться гораздо сложнее.

Что делать?

1. Знать правила. Когда? Всегда. То есть их понять и выучить. Не просто прочитать… не поучить… не знать вчера и раньше, а понимать, знать и помнить с 7 лет до 17 лет. Потом эти знания Ваш ребёнок (как и Вы сейчас) будет применять автоматически, уверяя уже своих детей, что правила он не учил, а просто вот таким грамотным и родился (сколько я этих ваших высказываний слышу на лекциях и семинарах… вот, уже на сайте ВСЕМ пишу! Не передаётся грамотность ни генетически, ни по наследству, ни волшебной методикой без учения и понимания правил и ежедневного письма))) И Золотой Рыбки НЕТ, и Волшебной Палочки НЕТ, чтобы легко и быстро научиться грамотно писать! Не ищите лёгких путей, не введитесь на заманчивые обещания некоторых методик! Не поможет - только время упустите).

2. По каким книгам в каждом классе надо учить необходимые правила для грамотного письма вовремя , без лишних затрат времени, нервов и денег и методически верно - прочитайте .

3. Писать диктанты . Когда? Всегда. Единственный кратчайший путь к грамотному письму - писать диктанты каждый день. Хотя бы по 3-5минут. Но систематически, каждый день. Заманивайте детей на это чем угодно: объяснениями, конфетами, подарками, ласковым словом, обещаниями, любыми бонусами. Потому что именно письмо под диктовку формирует на практике навык грамотного письма. ВИТАМИНКА ГРАМОТНОСТИ - ПИСЬМО ПОД ДИКТОВКУ КАЖДЫЙ ДЕНЬ. У всей Вашей семьи впереди ГИА и ЕГЭ …

Уважаемые родители, бабушки, дедушки,
старшие сёстры-братья и репетиторы!

Диктант на каждый день - это совсем не обязательно большой текст контрольного диктанта. Огромный эффект вы уже заметите через месяц-два диктовки по 2-3-4 предложений из любого диктанта, который вы выберете из сборников диктантов для начальной школы нужного класса.
Прошу только не экспериментировать над детьми и не диктовать беднягам тексты из газет. Почему-то это излюбленный приём многих пап и бабушек)))

Уважаемые учителя!
Вот два вида систематической работы с диктантами, которые позволили добиться 100% грамотности в моих классах.

Вид первый

Я сама преподавала в школе много лет и знаю цену каждой минуты. Мне нелегко было каждый урок не только давать мини-срез знаний, чтобы понять, кто из моих учеников и что именно он действительно усвоил (а не просто поднял руку вместе со всеми в конце урока, отвечая на вопросы: «Поняли? Понравился урок?»), но и давать ученикам возможность каждый день писать под диктовку 3-4 предложения. Не успевали написать 3-4 предложения - писали 1-2 предложения.

Вид второй

Каждый понедельник я раздавала детям лист формата А-4 с 5-тью диктантами, в которых были пропущены все виды пройденных орфограмм (про орфограммы - ). Я сообщала, что в пятницу я буду на оценку в журнале диктовать один из этих диктантов. Как хотите - так и готовьтесь. Или не готовьтесь. Самые старательные дети не только вставляли во всех диктантах нужные буквы в пропущенные места, вспоминая верную орфограмму, но и писали их под диктовку родителей. Некоторые дети только вставляли пропущенные орфограммы и писали 1-2 диктанта, некоторые писали один диктант и устно проговаривали орфограммы. Кто-то, бывало, вообще «забывал» про этот чудесный лист, но в пятницу был диктант. Всегда.

Вот из этих диктантов-дырочек (как любовно называли их ученики) и родились книги: «Подготовка к контрольным диктантам по русскому языку 1-2 класс», «Подготовка к контрольным диктантам по русскому языку 3 класс», «Подготовка к контрольным диктантам по русскому языку 4 класс».

Так как «дырочек» в диктантах было много, и многие родители уже не справлялись не только с 3-им или 4-ым классом, а и со 2-ым (не знали, какую букву надо выбрать или написать), то я, специально для родителей, давала тексты-ответы для удобной диктовки. Так появились книги :

Отдельная страница с текстовыми и звуковыми диктантами -

Правила

1. В каждом пособии собраны все правила, необходимые для автоматического грамотного письма.

2. Без знаний этой теории невозможно написать без ошибок контрольные диктанты, тесты, изложения, эссе, сочинения и другие проверочные работы.

3. В пособие вошли основные правила, представленные во всех федеральных учебниках по русскому языку.

  1. Большой сборник диктантов по русскому языку. 1-4 класс. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. В начале каждой темы написано правило. В сборник вошли диктанты по всем темам курса русского языка для начальной школы. Пособие можно использовать для проведения контрольных и проверочных работ, для закрепления пройденного материала, а также для самостоятельной работы дома.
  2. Диктанты повышенной сложности 3-4 класс. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Усложнённые диктанты для более глубокого усвоения материала.
  3. Подготовка к контрольным диктантам по русскому языку 1-2 класс. Узорова О.В., Нефёдова Е.А.
  4. Контрольные диктанты по русскому языку 1-2 класс. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. К каждой орфограмме подобраны специальные диктанты. В комплекте - книга с этими же диктантами, но на каждую орфограмму предложено несколько вариантов ответов. Работа по этому комплекту даёт практически 100% грамотность.
  5. Подготовка к контрольным диктантам по русскому языку 3 класс. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Книга с диктантами-дырочками. На каждую орфограмму предложено несколько вариантов ответов. В комплекте есть книга с диктантами-ответами, по которой ещё и удобно диктовать. Работа по этому комплекту даёт практически 100% грамотность.
  6. Контрольные диктанты по русскому языку 3 класс. Узорова О.В., Нефёдова Е.А.
  7. Подготовка к контрольным диктантам 4 класс. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Книга с диктантами-дырочками. На каждую орфограмму предложено несколько вариантов ответов. В комплекте есть книга с диктантами-ответами, по которой ещё и удобно диктовать. Работа по этому комплекту даёт практически 100% грамотность.
  8. Контрольные диктанты по русскому языку 4 класс. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. (К каждой орфограмме подобраны специальные диктанты. В комплекте есть книга с этими же диктантами, но на каждую орфограмму предложено несколько вариантов ответов. Работа по этому комплекту даёт практически 100% грамотность.)


Консультация для родителей начальной школы: «Как помочь ребенку добиться успехов по русскому языку»

Цель: оказание помощи родителям в осознании причин трудностей обучения письму и определении способов коррекции.
Продолжительность: 40 мин.
Категория участников: родители учащихся начального звена школы.

Ход консультации:

Чтение и изучение русского языка связаны друг с другом самым тесным образом. Поэтому любовь к чтению, к книгам многие стараются привить своим детям еще в младшем возрасте. Сначала это совместное разглядывание иллюстраций, беседы. У малыша появятся любимые книжки с картинками, чтение которых станет ритуалом, и вскоре он будет цитировать их содержание практически наизусть.

В начальной школе начинается важнейший этап становления лингвистической грамотности. Все крючки, соединения, образцы букв, предложенные учителем, обязательно должны прописываться. Приобретите прописи и поработайте над почерком вместе. К почерку проявляйте требовательность, твердость и последовательность. Выполняйте следующие требования: соблюдение орфографического режима, подчеркивание опасных мест, выделение орфограмм. И, конечно же, выполнение домашних заданий должно быть под контролем. Это отнимает много времени, тяжело, но только так вы войдете в ритм учебной деятельности, приучите ребенка к обязательности и ответственности. Если вы не поработаете над почерком и ведением тетрадок в начальной школе, в дальнейшем будет сложно что-либо изменить. Не упускайте возможности позаниматься и на каникулах, не перегружая ребенка.

Следите за «комплектацией» портфеля и пенала школьника. Все учебники и тетрадки должны быть обернуты, лежать аккуратно, чтобы не измяться. В пенале должна быть запасная ручка, простой карандаш, резинка, точилка. Необходимы также блокнот или тетрадь для черновика. Приучите разборчиво записывать домашнее задание в дневнике. Еженедельно просматривайте дневник и расписывайтесь. Никогда не ругайте ребенка за «двойки», выражайте свою озабоченность, обсуждайте, сочувствуйте, помогайте. Поможет и доля юмора. Так вы сохраните взаимное доверие.

Ходите на родительские собрания. Не стесняйтесь подойти к учителю и спросить об успехах ребенка, получить рекомендации. Если ребенок отстает, например, в скорости письма от всего класса и поэтому пишет неаккуратно и с ошибками, необходимо дополнительно позаниматься дома. Заведите тетрадь по чистописанию. Пусть ребенок в свободное время аккуратно списывает страницы любимой книги, укрепляет руку. Обязательно обсуждайте с ним результат, поощряйте за успехи. Ведение тетради для списываний – отличное упражнение для совершенствования техники чтения.

Ребята со временем не только быстрее пишут, но и лучше читают. Следовательно, повышаются оценки по всем устным предметам. Следите за выполнением заданий по литературному чтению: тексты должны быть прочитаны, стихи выучены, подготовлены ответы на вопросы. Еще раз подчеркну: чтение и письмо связаны теснейшим образом, чтение способствует выработке орфографической зоркости.

Что надо не забыть сделать
1. Напомнить ребёнку, что домашние задания нужны для отработки того, что в классе объяснял учитель, иначе в долговременную память знания не переходят.
2. Навык выполнения домашней работы без помощи и поддержки взрослого практически не формируется, таковы законы усвоения.
3. Если родители не контролируют и не помогают выполнять домашнее задание, то ребёнок может его не делать и не записывать.
4. Важно первоначально проверять и сопоставлять то, что ребёнок записал в дневник и то, что было реально задано – дети порой не записывают часть заданий в дневник.
5. Необходимо определить конкретное время для выполнения домашнего задания и стремиться, чтобы ребёнок делал уроки в одно и тоже время.
6. Помогать ребёнку делать домашнее задание и проверять то, что ребёнок сделал.
7. Научить ребёнка организовывать свое рабочее место для выполнения работы.
8. Показывать пример организованности и собранности.
9. Принять, что двойки и тройки в процессе учёбы неизбежны, поэтому важно не ругать ребёнка за них, а наоборот, помочь разобраться.
10. Важно воспринимать отметки как показатели учебной температуры: двойка – это сигнал к тому, что знания приболели и им нужно лечение, а не нравоучение.
11. Не думать, что если мама и папа хорошо учились в школе, то у них обязательно будет ребёнок отличник или ударник – мы все разные.
12. Ребёнку ничем не помогут рассказы родителей о том, что они окончили школу с золотой медалью, а в ВУЗ с красным дипломом, зато тревожность могут сформировать.
13. Если ругать ребёнка за двойки, то у него может появиться школьная тревожность, которая сильно влияет на успешность ребёнка. Даже самый умный ребёнок может получить низкую отметку, если он боится, т.к. страх блокирует познавательную деятельность.
14. Не требовать от ребёнка больше, чем он может в данный момент.
15. Важно самим родителям спокойно относиться к отметкам и не требовать от ребёнка только пятёрок или четвёрок – если мама очень сильно переживает из-за отметок, то и у ребёнка появляется тревожность и страх не оправдать ожидания мамы.
16. Важно учить ребёнка сравнивать свои достижения с его же достижениями, но в предыдущем периоде.
17. Обязательно хвалить за успехи, создавать ситуации успеха, отмечать малейшие продвижения.
18. Никогда не сравнивать достижения ребёнка с другими детьми.
19. Ребёнок должен видеть, что ошибаться – это нормально, что ошибаются и мамы, и папы и бабушки и дедушки.
20. Дети часто воспринимают отметку за работу, как отметку собственной личности, поэтому надо быть предельно тактичным в общении с ребёнком и учить разделять: «Я хороший, но в работе я сделал 20 ошибок и поэтому получил 2».
21. Важно ребёнка настраивать на то, что если верить в успех и стараться, то все обязательно получится.

В завершение консультации хотелось бы дать совет: создайте ребенку условия для выполнения уроков. Не мешайте шумом, гостями, музыкой, телевизором, выяснением отношений. Демонстрируйте личный пример уважительного отношения к знаниям, к книге, к русскому языку.