Зевс и другие. Любовные интриги героев древнегреческих мифов

Ясно одно – его боялись и почитали, он был вершителем судеб на земле и на небе. Сколько было жен и детей у Зевса? Скольких возлюбленных он обманул? Сколько побед одержал Зевс, прежде чем стал верховным божеством? Его отец, титаны, гиганты – все были свергнуты…

Зевс, в греческой мифологии верховное божество, отец богов и людей , глава олимпийской семьи богов. Так же Зевс имеет имя Дий. Зевс - исконно греческое божество; его имя индоевропейского происхождения и означает "светлое небо". В античности этимология слова "Зевс" связывалась с корнями греческого слова "жизнь", "кипение", "орошение", "то, через что все существует".

Зевс сын Кроноса (отсюда еще одно имя Зевса - Кронид, Кронион) и Реи, он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. Отец Зевса, боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рожденного Реей ребенка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося Зевса завернутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на крит на гору Дикта. Согласно другому варианту, Рея родила Зевса в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи.

Согласно одному из мифов, Зевс, родившись, 7 дней непрерывно смеялся, отчего число 7 священно.

Именно на Крите сохранились древнейшие символы почитания Зевса Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила. Изображение этого двойного топора встречается на ритуальных вещах между рогами быка, который на Крите также являлся зооморфным воплощением Зевса (в образе быка Зевс похитил Европу). Главным местопребыванием Зевса Лабриса (Зевса Лабрандского), считался лабиринт; чудовищный миксантропический Минотавр - обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей Зевса Критского. Образ архаического Зевса сближался с Загреем, который впоследствии мыслился как сын Зевса.

Когда Рея вместо малыша Зевса дала Кроносу камень, завернутый в пеленки, Кронос, понял, что его обманули. Он искал ребенка на небе, на земле и в море. Но нимфа, ухаживавшая за Зевсом, перехитрила Кроноса, повесив колыбель с младенцем на ветвь дерева.

В системе мифов о Зевсе Олимпийском пребывание его на Крите является одним из архаических рудиментов и обычно связано с мотивом тайного воспитания младенца Зевса. В Дельфах же почитался архаический фетиш омфал ("пуп земли") - камень, проглоченный Кроносом, или камень, как пуп младенца Зевса. Омфал бы поставлен Зевсом в Пифоне под Парнасом как памятник на диво всем смертным. Возмужавший Зевс вывел своих братьев и сестер из утробы Кроноса, напоив его по совету Метиды зельем. За это они отдали во владение Зевсу громы и молнии. Затем Зевс начал борьбу за власть с Кроносом и другими титанами. В титаномахии, продолжавшейся десять лет, Зевсу помогали сторукие (гекатонхейры); киклопы выковали ему гром, молнию и перун. Побежденные титаны были низвергнуты в Тартар.

Всех приходивших почтить Зевса в Олимпии поражало «живое» лицо статуи Зевса. У подножия статуи был бассейн, в который поверх воды наливалось масло. Свет из дверей отражался от маслянистой глади, окутывая лицо и плечи Зевса. От лица божества исходило сияние, а глаза «метали молнии».

Но на этом борьба не закончилась. Гея, богиня Земли, насылает на Зевса других своих детей, гигантов, и чудовищного Тифона. Началась гигантомахия, в которой также победил громовержец. После победы он поделил власть между собой и братьями, ему самому достается небо, Посейдону - море, Аиду -подземное царство; затем он поселяется на горе Олимп вместе со своими родственниками, третьей женой , но первой по значению - Герой и детьми. На земле также воцаряется относительный порядок, расцветают ремесла, торговля, науки и искусства, которым покровительствует он сам или его дети Аполлон , Афина, музы.

На Олимпе не бывает ни дождя, - ни снега, ни бурь. Высоко над Олимпом раскинулось голубое бесконечное небо, сияет золотой свет, здесь - постоянное лето. Это ниже, на земле, чередуются времена года, счастье и радость сменяют горе и болезни. На Олимпе все по-другому. Иногда олимпийцы ссорятся, изменяют друг другу, они тоже знают печали, но чаще всего здесь царит олимпийское спокойствие. Боги часто пируют в золотых чертогах, их пища - амброзия и нектар, на пирах решаются дела мира, определяется судьба людей . Но и судьба богов не всегда в их собственных руках. Иногда Зевс подвластен Мойре (Рок).

Император Калигула, прослышав про грандиозную статую Зевса, решил перенести её в Рим и послал в Олимпию рабочих разобрать её. Когда они стали решать, с чего им начать, Зевс громоподобно расхохотался, и все они в страхе разбежались.

Зевс - отец не только многих богов: Аполлона , Афины , Артемиды, Диониса, Персефоны, но и многих героев: Геракла , Персея, Диоскуров и др. Главным святилищем Зевса была Олимпия, здесь находился знаменитый храм и совершались в честь Зевса Олимпийские игры . Зевс Олимпийский - покровитель человечества, городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, ему повинуются другие боги. Он даёт людям законы. Он следит за соблюдением клятв. Он - помощник воинов и сам стратег, воин, полководец. Он - отец многих героев. Его сыновья - Геракл , Персей, Диоскуры и др.

Будучи отцом людей и богов, Зевс вместе с тем является грозной карающей силой. По велению Зевса прикован к скале Прометей. Несколько раз Зевс уничтожал человеческий род, пытаясь создать совершенного человека. Он послал на землю потоп. Он способствовал возникновению Троянской войны, чтобы покарать людей за их нечестие. В честь Зевса Олимпийского устраивались панэллинские Олимпийские игры в Олимпии как символ единения и взаимного согласия греческих полисов. У римлян Зевсу соответствует Юпитер.

Традиционно Зевс изображается как мужчина зрелого возраста с благородными чертами лица, обрамленного густыми локонами. В произведениях более поздних художников, в особенности мастеров Нового времени, он - персонаж любовных историй, обманывающий женщин и принимающий множество обличий. Женами Зевса были: Метида (проглочена Зевсом), Фемида, Гера (последняя «официальная» жена Зевса). Согласно Каллимаху, когда миром правил Кронос, Зевс и Гера 300 лет скрывали свой брак.

По одному из мифов, первая брачная ночь Зевса и Геры длилась 300 лет.

У Зевса было множество возлюбленных: Евринома, Деметра, Мнемозина, Лето (Латона), Ио, Европа и многие другие. Возлюбленной Зевса именуется также Каллироя, мать Амфотера и Акарнана, а также Фива и Фтия. Некоторые мифы утверждают, что Зевс хотел оставить Геру ради Фетиды, но не сделал этого из-за пророчества - нереида родит ему сына, который во всем будет превосходить своего отца. Фетида вышла замуж за царя Пелея, и у них родился Ахиллес. Синопа и Медея отвергли Зевса. Также его возлюбленным называют юношу Айтоса и Ганимеда.

В облике змея он соблазнил Деметру, а затем Персефону, в облике быка и птицы - Европу, в облике быка - Ио, в облике орла - Ганимеда, в облике лебедя - Немесиду (ставшую гусыней) или Леду, в облике перепела - Лето, в облике муравья - Евримедусу, в облике голубя - Фтию, в огненном обличии - Эгину , в виде золотого дождя - Данаю, в облике сатира - Антиопу, в облике пастуха - Мнемосину. Возлюбленные его обычно сохраняют человеческий облик, но Каллисто он превращает в медведицу, Ио - в корову. Иногда Зевс почитался в виде жука.

Зевс — младший сын Кроноса и титаниды Реи. Зевс является самым могущественным из олимпийских богов, он столь же силен, как все другие боги Олимпа вместе взятые.

Только его дочери, Мойры имеют некоторое представление о нём, поскольку они воплощают неизбежно его судьбу. Зевс обычно изображается с молнией и скипетром. Часто он сидит на троне, что подчеркивает его особую роль Бога.

Описание Зевса

Освобождённый бог долго не колебался и отправился на Олимп, чтобы снова взять молнии и подготовиться к очередному бою. Он мог поразить самого великана на горе Хайм, где сильно ранил его.

Зевс положил его на землю и бросил на него вулкан Этны, который похоронил гигантского Тифона под массивной скалой. Считается, что гнев Зевса все еще заставляет Этну дрожать и взрываться даже сегодня.

Возлюбленные и дети Зевса

Жена Зевса — Гера, которая также была его сестрой, а Метида была первой возлюбленной своего бога- отца. Тем не менее, есть многочисленные женские персонажи, которые сыграли роль в жизни Зевса и к которым он испытывал страсть.

Ему зачастую было чрезвычайно сложно завоевать благосклонность своих возлюбленных и таким образом победить их. Например, он превратился в быка, чтобы общаться с Европой или лебедем, чтобы соблазнить Леду.

Жёнами Зевса были:

  • Метида (проглочена Зевсом)
  • Фемида
  • Гера (последняя «официальная» жена Зевса). Когда миром правил Кронос, Зевс и 300 лет скрывали свой брак.

У Зевса было множество возлюбленных:

  • Эвринома
  • Мнемозина
  • Лето (Латона)
  • Европа
  • Леда
    И другие.

Зевс-громовержец, любимец Олимпа, согласно мифам, любил многих богинь и смертных женщин. От них родились десятки детей. Знаем, как звали сына Зевса и Семелы – Дионис. В перечне других многие названы именем Геракл. Все обозначены по именам и приблизительно – по матерям. Геракл шестой рожден микенской царицей Алкменой, первый - Лисифоей, четвертый - Астерией. От кого другие – нет сведений.

Но у него не было ни одного Геракла от третьей жены — богини Геры. А с ней, по мифологии, ее брат Зевс прожил в инцесте 300 лет. Зато она и без него родила Гефеста и Афину, а Ареса и Гебу — вообще от природы: цветка с Оленских полей и салата (латука). Такова мистическая мифология – сказка на века и тысячелетия. В нее греки верили и верят до сих пор.

А как звали сына Зевса, родившегося из его бедра?

Это был Дионис. Вышеназванный бог очень любил в молодости красавицу Семелу, наследницу царя Кадма (Фивы, или ранее Кадмий – главный город Эллады). Щедро раздавал обещания выполнить любое ее пожелание, каким бы оно ни было. Подтвердил слова клятвой богов, которую не принято нарушать.

Но надо хорошо знать богиню Геру. Та наказывала всех, кто приближался к ее супругу. В немилость попала и Семела, будущая мать внебрачного сына Зевса. Гера действовала, как всегда, хитростью. Подговорила Семелу вызвать царя Олимпа явиться к ней с чрезмерной важностью. Мол, та должна узнать, действительно ли он тот, за кого себя выдает? Пусть докажет свое предназначение среди богов Греции.

Это означало, что будущий отец ребенка должен уметь извергать гром и молнии, каким он себя называл. Тот так и поступил, выполняя просьбу уважаемой им смертной женщины. Но что-то пошло не так: от огня и грохота во дворце царя все начало гореть и рушиться. Уже полыхала одежда дочери царя. И тогда Семела поняла, что ее погубит заявленная просьба, которую подсказала высказать богиня-злодейка.

Чудесное спасение Диониса

И Семела, сгорая от неистового пламени, родила не способного выжить ребенка Диониса. Но отец не позволил новорожденному погибнуть, закрыв от огня мгновенно выросшим сочным плющом. Позже недоношенное дитя зашил в свое бедро и вынул оттуда, когда тот окреп. Затем отправил Диониса на воспитание к его тете Ино и ее мужу — царю Атаманту.

Теперь же и их решила наказать за помощь супругу ненавистная Гера. Она сделала Атаманта безумным. Тот в припадке ярости начал крушить в доме все и всех. Ино успела с Дионисом убежать к морю. Там она прыгнула в воды, а мальчика спас его брат Гермес. Теперь уже отдав на воспитание нимфам.

Дионис, позже совершивший множество приключений и подвигов, вознесенный в олимпийский пантеон, спас свою мать. Она, уже под другим именем, признана небожительницей и заняла место среди почитаемых властелинов неба и земли.

Когда герой вырос и стал богом вина и плодородия, открыл культ божественного хмельного напитка. Были и противники виноделия, поскольку, как указывал Плутарх, празднества с употреблением вина часто превращались в вакханалию в нынешнем понимании слова. Везде в путешествиях бога по миру сопровождали безумствующие и неистовствующие спутники и козлоногие сатиры. От римского перевода имени бога Вакх произошло слово «вакханалия» — пьянство, распутство. В Риме, куда перешел греческий культ Диониса-Вакха, земным властям пришлось укрощать подобные разгулы законами. Не все поклонники бога чтили древний несложный жизненный постулат: «меден аган» - «ничего сверх меры».

Все античные источники единодушны, называя гору Олимп, расположенную на границе между Македонией и Фессалией, обиталищем богов древнегреческого пантеона. На этой вершине, ставшей символом конклава небожителей, олимпийцы величаво правили миром, оставаясь, тем не менее, неравнодушными к человеческим страстям и историям и иногда принимая в земных страстях ту или иную сторону. Пристрастия и даже капризы богов были исходным пунктом многих мифологических сказаний.

Зевс , сын Реи и Кроноса, вскормленный молоком козы Амалфеи под защитой нимф и коривантов, разгромив гигантов и титанов, завоевал абсолютное господство не только над людьми, но и над бессмертными. Он величаво восседал на троне со своими атрибутами: молнией - олицетворением и света, и разрушения; скипетром - символом монархии; орлом - вестником; эгидой - шкурой Амалфеи, служившей нерушимой защитой. Зевсу было подвластно все происходящее на небесах, в природе, в человеческом обществе. Он распределял на Земле добро и зло, ему открывалось будущее. Весь общественный порядок был установлен им, царем и отцом богов и людей. От союза Зевса с Герой , его сестрой и женой, родились Арес, бог войны; Геба, божество юности; Илифия, богиня деторождения, способная размножаться без участия мужского начала.

Кроме того, Зевс вступал в бесчисленные любовные союзы со многими женщинами, как небожительницами, так и смертными. От этих связей на свет появлялись другие боги, полубоги и блестящие герои Эллады.

Одной из страстно любимых богинь Зевса была Метида , богиня мудрости, его первая жена. После нескольких безуспешных попыток отвергнуть домогательства Зевса, Метида согласилась стать его супругой: в результате брачного союза произошло зачатие Афины. Однако Зевс, опасаясь, что Метида родит ему ребенка, который будет сильнее его (об этом ему напророчила Гея - Земля), проглотил свою жену, а уже затем, из собственной головы породил Афину.

Тем временем новая супруга, Гера, возревновавшая к внебрачным похождениям Зевса и к его способностям родить без участия женщины, произвела на свет, без мужского начала, сына Гефеста - божество огня. Когда наступило время родов Афины , именно ее сводный брат Гефест раскроил голову Зевса своим огромным молотом. Так родилась, в полном вооружении, одна из самых почитаемых греческих богинь.

Не менее знаменит в мифологии союз между Зевсом и Лето , от которого произошел Аполлон, божество света, и Артемида, божество охоты. И в эту любовную историю вмешалась ревнивая Гера, из-за которой беременной Лето пришлось долго скитаться по Земле.

Гера запретила любому месту на суше и на море принимать гонимую богиню. Только маленький скалистый остров Делос в центре Эгейского моря, трудно доступный из-за сильных подводных течений и поэтому считавшийся плавучим островом, дал приют Лето. Именно здесь, не на суше и не на воде, Лето и родила Аполлона и Артемиду . В знак благодарности Делос получил от гонимой богини четыре колонны - опоры, навсегда остановившие его плавание. Со временем на Делосе возник самый главный в античном мире храм, посвященный Аполлону.

Диона , дочь Урана (по другой версии - Океана) принесла Зевсу Афродиту , богиню любви.

От союза с другой своей сестрой Деметрой , богиней плодородия и земледелия, Зевс произвел на свет Персефону , будущую богиню подземного мира и супругу Аида.

С Зевсом сочеталась браком и Фемида , богиня справедливости и вечного порядка - в хронологическом порядке она стала его второй женой. Кроме того, Фемида играла роль советницы Громовержца: по ее предложению во время Гигантомахии Зевс прикрылся эгидой.

Фемида принесла олимпийскому властелину многочисленное потомство, в том числе - три Оры , богини, ведавшие сменой времен года и порядком в природе, а также три Мойры , богини человеческой судьбы, носители неизбежных ситуаций - самой жизни, удачи, счастья. Считалось, что у каждого человека была своя "мойра" (участь), с которой связывалась его планида. Мойр представляли в виде женщин, прявших нить человеческой жизни: одна из них начинала прясть, другая проводила нить через все превратности судьбы, а третья, перерезая ее, обрывала в фатальный час земной путь.

В течение девяти последовательных ночей в приятном краю Пиерия во Фракии Зевс совокуплялся с богиней памяти Мнемозиной . В результате через год молодая титанида, дочь Урана и Геи, произвела на свет девять дочерей Муз .

Три Хариты (в римском варианте - Грации) родились в результате брака Зевса с титанидой Евриномой , нижняя половина тела которой была рыбьей, как у наших русалок.

Хариты , вначале божества плодородия, позднее стали богинями красоты, радости и олицетворением женских прелестей. Они жили вместе с музами на горе Олимп, соединяясь вместе с ними в чарующем хоре. В искусстве их часто изображали прекрасными обнаженными девушками, касающимися друг друга руками (две боковые фигуры обычно смотрят в одном направлении, а центральная - в противоположном). Хариты, кроме того, заведовали умственным и художественным творчеством. В поздней античности их культ был вытеснен культом Афродиты.

Зевс покорял небожительниц, пользуясь своими несомненными чарами, но иногда, в более трудных случаях, прибегал к непререкаемому авторитету владыки Олимпа. Его успехи среди земных женщин, которые привлекали его не меньше, чем богини, нередко требовали разного рода метаморфоз .

Так, например, своей красотой пленила Зевса супруга спартанского царя Тиндарея, Леда .

К ней Зевс явился в образе скромного лебедя. От соития с властителем Олимпа Леда снесла яйцо, из которого вылупились четверо детей: Клитемнестра , ставшая позже женой царя Агамемнона и матерью Ореста и Электры; прекрасная Елена , вышедшая замуж за Менелая и своей легкомысленностью вызвавшая Троянскую войну; а также два Диоскура ("дети Зевса") - Кастор и Полидевк (в римской мифологии - Поллукс).

Хорошо известна любовь Зевса к Данае . Согласно одному из самых популярных мифов, оракул предсказал аргосскому царю Акрисию, что у его дочери Данаи родится мальчик, который сверг нет и убьет деда. Акрисий заключил дочь в медный терем, но влюбившийся в нее Зевс проник туда в виде золотого дождя.

В результате родился Персей . Услышав крики новорожденного Персея, Акрисий повелел посадить дочь и внука в деревянный ящик и бросить в море (уж не этот ли миф стал основой пушкинской "Сказки о царе Салтане"?). Волны вынесли ковчег на остров Сириф, где Данаю и Персея спас местный рыбак. Впрочем, о Персее и его истории я расскажу как-нибудь в другой раз.

Другое любовное похождение Зевса связано с Алкменой , супругой тиринфского царя Амфитриона, принадлежащего к роду Персея. Воспламененный страстью к прекрасной царице, Зевс во время отсутствия супруга принял его облик. Таким образом, Алкмена зачала Геракла .

Вероятно самой известной историей метаморфоз Зевса является миф о Европе .
Однажды Европа, дочь Феникса, царя Седона (или Тира) играла с подругами на берегу моря, когда красавицу приметил Зевс. Превратившись в быка, олимпиец появился перед девушкой. Испугавшись сначала, девушка затем осмелела, принялась играть с быком и оседлала его.

Неожиданно бык помчался к морю, а девушка, опасаясь упасть, схватилась за его рога. Плавание с Европой на спине закончилось на острове Крит. Там у прохладного источника под платаном Зевс овладел девушкой, в результате чего она родила Миноса , ставшего царем Крита, а также Сарпедона и Радаманта. Молчаливый свидетель этого любовного акта, платан получил от Зевса привилегию всегда иметь зеленую крону.

Иногда любвеобильный Зевс попадал и под очарование молодых красивых юношей. Об этом мы знаем из мифа о Ганимеде, потомке Дардана, первого царя Трои.
Ганимед , считавшийся самым красивым юношей из смертных, пас стада своего отца в горах под Троей, когда перед ним появился Зевс в облике орла. Зевс привлек Ганимеда знаками внимания - петушком и обручем, а затем унес его на Олимп, где одарил даром вечной молодости и сделал виночерпием богов.

Поскольку античная мифология для людей, которые ее создали, являлась своего рода моделью и образцом поведения, стоит ли удивляться тому, что в те времена мораль весьма отличалась от нашей. Взять хотя бы верховного олимпийца - Зевса. Каким только, с современной точки зрения, извращениям, не говоря уже о полигамии, он только не был подвержен, начиная от инцеста и заканчивая мужеложеством.
Впрочем, не нам судить древних греков и тем более, созданных их фантазией богов. Лучше поблагодарим их за то, что античная мифология послужила одним из главных источников вдохновения великих художников, произведения которых представлены вашему вниманию в этом и других моих рассказах на тему мифологии.

Благодарю за внимание.

Сергей Воробьев.

Бог Зевс

Цепь Зевса. Над всем миром и Олимпом царит Зевс, отец богов и людей, бессмертных и смертных. Он — сильнейший из богов. С которым неразлучны его слуги — Власть, Сила и Победа-Ника. Никто из богов не может сравниться с ним могуществом. Если спустить с Олимпа прочную золотую цепь, дать один конец в руки Зевса, другой — всем богам, то и тогда они не смогли бы не только сбросить Зевса на Землю, но даже чуть-чуть поколебать его на золотом троне. Но если бы цепь потянул Зевс, поднял бы он на ней всех богов вместе с землей и морем, обмотал бы цепь вокруг вершины Олимпа и оставил бы весь мир подвешенным среди небесных просторов.

Эгида Зевса. Зевс — обладатель эгиды, поэтому его называют «Эгиох», «Эгидодержец». А вот что такое эгида, точно не знает никто. Одни говорят, что это щит из козьей шкуры, другие — что плащ, но все согласны, что на эгиду прикреплена внушающая ужас голова медузы Горгоны. Когда Зевс потрясает эгидой над двумя сошедшимися в битве войсками, небо окутывается тяжелыми тучами, блистают молнии, рокочет гром, вселяя ужас в души одного войска, наполняя бодростью и мужеством сердца другого. Таким способом Зевс приносит победу в бою, поэтому одно из его имен - Зевс Победоносец.

Зевс и люди. Как обладатель громов и молний, бог, насылающий грозу, Зевс зовется Громовержцем, Тучегонителем, Высокогремящим. Своими молниями он испепеляет нечестивцев, людей, нарушающих установленные им в мире законы. Кара Зевса страшна для людей, но к тем, кто чтит богов, Зевс относится милостиво. Он — «Помощник в беде», «Оградитель», «Спаситель», «Дружеский». Он — божество, которое чтили все эллины, поэтому его именовали Зевс Всеэллинский.

Бог Зевс на троне. Фрагмент греческого кратера

Зевс — царь над Вселенной. Чтят Зевса и боги, и люди. Когда он входит в свой дворец на Олимпе, все боги и богини почтительно встают перед ним. Изрекая свою волю, Зевс сдвигает иссиня-черные брови и подтверждает свои слова кивком головы. От подножия до вершины колеблется в этот момент Олимп. Нерушимо слово, данное Зевсом таким образом.

Зевсу подвластны все живущие на земле люди, от него их беды и удачи, счастье и несчастия. Как писал греческий поэт Гесиод:

Силу бессильному дать и в ничтожество сильного ввергнуть, Счастье отнять у счастливца, безвестного вдруг возвеличить, Выпрямить сгорбленный стан или спину надменному сгорбить — Очень легко громовержцу, живущему в вышних.

Сосуды добра и зла. У престола Зевса стоят два больших сосуда: в одном из них - дары добра, в другом — зла. Черпает из них Зевс добро и зло и посылает людям. Если очень мил ему человек, получает он только дары добра, счастливо и безмятежно проходит его жизнь. [Но греки понимали, что жизни без печалей не бывает, — как сказал греческий трагик Софокл, «и в грядущем, и в минувшем лишь один закон всесилен — не проходит беспечально человеческая жизнь!»] Печали — признак недовольства Зевса. Обрушиваются на того, кто прогневит громовержца, его злые дары: несчастья, болезни, нищета, голод! Поэтому лучше всего, чтобы в жизни было так, как у большинства людей: чтобы добра и зла было примерно поровну, чередовались в жизни радости и печали.

Фемида, помощница Зевса. Помогают Зевсу управлять судьбами мира великие суровые божества: хранительница законов Фемида, дочь Урана и Геи, наблюдает, чтобы законы не нарушали ни на земле, ни на Олимпе.

Ее изображали с весами и мечом в руках, а иногда и с завязанными глазами. Значение этих символов было таким: весы служили для взвешивания вины подсудимого, меч — для наказания виновных, а глаза бывали завязаны потому, что справедливый судья не должен поддаваться симпатиям к тому, кого он судит, как бы не должен «видеть» его, а только слушать то, что говорится за и против подсудимого.

Дике и Немесида. Если Фемида следила за тем, чтобы все было по закону, то дочь ее и Зевса Дике — «Справедливость» - наблюдала за тем, чтобы все было по справедливости. Она была защитницей правды и врагом обмана. [Неслучайно на одном из изображений она была представлена избивающей Адикию - «Несправедливость».]

За тем, чтобы в мире никогда не нарушалась мера добра и зла, наблюдает Немесида — грозная богиня справедливого возмездия с карающим мечом в руке. Ни один преступник не избежит наказания; даже если преступление совершено тайно и свидетелей нет, Немесида позаботится о возмездии.

Отмщение за поэта Ивика. Вот как, например, было отомщено убийство поэта Ивика. Когда Ивик направлялся на состязание певцов в город Коринф, где в честь Посейдона справляли Истмийские игры, его ограбили и убили на пустынной дороге. Никто не видел злодеяния, ни одного человека не было вокруг, только по небу пролетал журавлиный клин. Умирающий поэт обратился к журавлям со своей последней просьбой: пусть они помогут изобличить убийц. Ивика так и не дождались на празднике, а вскоре было найдено его тело, и никто не мог сказать, кто виновен в его смерти. И вот, когда в театре в Коринфе шло представление [греческие театры находились под открытым небом и вмещали десятки тысяч людей] , низко над театром пролетели журавли, курлыкая свои печальные песни. Тогда все люди услышали полный ужаса возглас: «Взгляни-ка на небо! Накликал журавлей проклятый Ивик!» Это один из убийц обратился к своему сообщнику, вспомнив предсмертные слова своей жертвы. Оба они тут же были схвачены, признались в своем преступлении и понесли заслуженную кару. Ни один эллин не усомнился бы при этом, что убийц выявила и покарала сама Немесида.

Богини-мойры. Судьбы людей и богов, по представлениям древних греков, определяют три неумолимые богини, сестры мойры [их название имеет одно происхождение с русским словом «мера»] . Мойра по имени Клото («Прядущая») прядет нить жизни человека: оборвется нить — и кончена жизнь. Ее сестра Лахесис («Отмеряющая жребий») вынимает, не глядя, жребий, который предназначен человеку в жизни. Третья мойра, Атропос («Неотвратимая»), перерезает нить жизни, спряденную Клото; никто не может избежать смерти, ничем ее не отвратить, поэтому и получила Атропос такое имя. Суровы и неумолимы мойры, им подвластен даже сам Зевс, и ничто в мире не может избежать судьбы, которую они ему назначили.

Оракул Зевса в Додоне и Олимпийские игры. Как повелитель мира, который сам подвластен Судьбе, но властен над судьбами людей, Зевс знает будущее, и если его вопросить о нем, может дать ответ.

В городе Додоне находился знаменитый на всю Грецию храм Зевса с оракулом, к которому люди обращались за предсказаниями. Ответ они получали в виде шелеста листьев на священном дубе Зевса или журчания ручья, который протекал под этим дубом.

Раз в четыре года все эллины собирались почтить Зевса в посвященный ему город, расположенный на юге Греции - Олимпию. Здесь проводились Олимпийские игры — самый известный из общегреческих праздников. На время из проведения в Греции объявлялось священное перемирие, прекращались войны, и никто не смел препятствовать людям, шедшим в Олимпию — они находились под защитой Зевса. Пять дней длился праздник, и победители в олимпийских состязаниях считались людьми, отмеченными милостью самого Зевса. Наградой им служили не какие-либо ценные вещи, а оливковый венок, и не было ничего почетнее этой награды.

Статуя Зевса

Храм Зевса и его фигура.

Здесь же, в Олимпии, можно было увидеть и изображение верховного бога, которое было известно всей Элладе и считалось одним из семи чудес света. В храме Зевса находилась его статуя, изготовленная из золота и слоновой кости великим скульптором Фидием. Бог был изображен сидящим на троне, который изготовили из золота, слоновой кости и черного дерева. Зевс спокойно смотрит перед собой, его фигура полна величия, золотые волосы ниспадают на плечи. В правой руке он держал изготовленную из слоновой кости статуэтку богини Ники, а в левой — скипетр, знак своей власти. Волосы, одежда и обувь бога были изготовлены из золота, а его тело из слоновой кости.

Вопрос Фидия.

В полумраке храма эта статуя производила потрясающее впечатление. Греческая легенда рассказывает, что Фидий, закончив свою работу, произнес глядя на статую: «Ну что, Зевс, ты доволен?» — и в ту же минуту грянул гром, и молния ударила в пол храма рядом со статуей: Зевс выразил свое одобрение. Выражая восхищение работой Фидия, один из греческих поэтов написал:

Зевс ли на землю сошел, чтоб явить тебе, Фидий свой образ, Или на небо ты сам бога узреть восходил?

К сожалению, время не пощадило статуи Зевса Олимпийского, и мы знаем ее только по описаниям, сделанным древними авторами.