Святой праведный артемий веркольский чудотворец. Ра́дуйся, ра́йская ве́твь, благоуха́нием веселя́щая. Ра́дуйся, грехолю́бных коры́стей чу́ждый

Святость и благочестие не зависят от возраста верующего человека. По молитве у иконы святого юноши Артемия Веркольского многие люди получили исцеление от тяжёлых недугов.

История

Необычная история жизни и посмертных чудес отрока Артемия сделала его одним из самых почитаемых православных святых.

Земной путь

В 1532 г. в северном селе Верколы, раскинувшемся на берегу реки Пинега, в простой крестьянской семье родился мальчик, которого нарекли Артемий. Будучи искренне верующими людьми, родители воспитывали сына в атмосфере почитания традиционных христианских ценностей и любви к Господу. С пяти лет он предпочитал беззаботным детским играм смиренное чтение молитв и посильную помощь в родительском хозяйстве.

Святой праведный Артемий Веркольский

Однажды двенадцатилетний отрок вместе с отцом работал в поле. Вдруг небо потемнело, и началась сильная гроза. Артемий начал горячо молиться, и в этот момент в него ударила молния. Сельчане решили, что так свершилось наказание Божие за какие-либо грехи, и отказались хоронить мальчика на освящённой земле.

Его тело оставили в лесу, накрытым ветками и берестой. Так закончился земной путь Артемия Веркольского.

Обретение мощей

Через 32 года после смерти отрока священнослужитель местной церкви увидел свечение на том месте, где лежало неупокоенное тело. Подойдя ближе, священник увидел, что оно не тронуто тленом. Мощи отрока Артемия перенесли в церковь, поместили в гроб, накрытый берестяными досками, который поставили во внешнем притворе. В 1610 г. останки праведного юноши перенесли в основное здание храма и поместили в специальную раку.

К лику святых Артемия Веркольского причислили в 1619 году с благословения митрополита Новгородского Макария. Через 30 лет после начала официального почитания в Верколе построили монастырь, посвящённый святому праведному отроку, в котором его мощи хранились до 1918 г.

Интересно: насельники монастыря спрятали мощи Артемия от большевиков перед закрытием монастыря. После его возрождения в 90-е гг. некоторое время велись поиски святыни, но закончились они безрезультатно.

Сегодня в храме святого Николая Чудотворца хранится икона святого Артемия с частицей его мощей.

Чудеса и исцеления

После чудесного обретения мощей от них стали происходить многие чудеса и исцеления.

  1. Через несколько лет после постановки мощей в Никольской церкви в округе разразилась эпидемия лихорадки. По молитве у останков праведника многие больные получили исцеление, а эпидемия вскоре закончилась.
  2. Вмешательство праведного Артемия помогло вернуть зрение холмогорскому крестьянину Илариону. Святой отрок явился ему и, осенив крестным знамением, повелел идти веркольскую церковь, чтобы поклониться нетленным мощам его. Исцелённый мужчина выполнил наказ, и рассказал веркольцам о чудесном явлении.
  3. Воевода Афанасий Пашков по дороге на место своего назначения останавливался в Верколе, но уехал из села, не поклонившись святым мощам. Вскоре его сына Иеремию одолела смертельная болезнь. Тогда воевода поклялся отправиться к мощам Артемия Веркольского на богомолье. В то же время отрок Иеремия встал и спросил у отца, когда они отправятся в дорогу. Афанасий выполнил обед и даже поставил на месте обретения святых мощей небольшую часовню в честь Святого мученика Артемия Антиохийского.
  4. По молитве Господу и праведному Артемию Веркольскому спаслись от смерти по пути в Архангельск моряки, которые попали в открытом море в сильную бурю.

Иконография

Первые иконы Артемия Веркольского писались на берестяных досках, покрывавших гроб с обретёнными мощами.

Икона Артемия Веркольского

В православной иконописи существуют три основных извода:

  1. На индивидуальной иконе располагают поясное изображение юноши. Он облачен в белую повседневную рубаху. В левой руке он держит развернутый лист со словами акафиста. В правой ладони сжимает основной символ христианства - крест. Иногда вместе с крестом отрок держит оливковую ветвь - символ вечного мира.
  2. Индивидуальные иконы, изображающие праведного отрока, интересны разнообразными задними планами. На некоторых из них размещается изображение храма, символизирующего монастырь. На других изображены сцены из земной жизни святого юноши.
  3. Особое место в иконографии святого Артемия занимают житийные иконы, клейма которых посвящены чудесным явлениям, произошедшим после обретения его честных мощей.

О чём молиться святому праведнику Артемию Веркольскому

Многочисленные свидетельства подтверждают большую силу, которая имеет молитва перед иконой святого отрока Артемия. Она помогает в следующих случаях:

  • наличие тяжёлого физического заболевания;
  • частичная или полная потеря зрения;
  • опасная для жизни ситуация, связанная с природными явлениями;
  • принятие важного решения.
Важно! Икона, изображающая юного святого праведника Артемия, имеет важное значение для православных людей. Помнить о духовном развитии и стремиться к единению с Господом следует с самого раннего возраста. Только искренняя Вера и смиренная праведная жизнь в соответствии с христианскими заповедями приближают человека к Царству Божьему.

Праведный Ар­те­мий Вер­коль­ский

Свя-той ве-ли-ко-му-че-ник Ар-те-мий был од-ним из вы-да-ю-щих-ся во-е-на-чаль-ни-ков в прав-ле-ние рав-ноап-о-столь-но-го ца-ря Кон-стан-ти-на Ве-ли-ко-го (306-337, па-мять 21 мая), а за-тем - его сы-на и пре-ем-ни-ка Кон-стан-ция (337-361). Ар-те-мий, имел мно-го на-град за от-лич-ную служ-бу и от-ва-гу, был по-став-лен на-мест-ни-ком Егип-та. В этой долж-но-сти он мно-го сде-лал для рас-про-стра-не-ния и укреп-ле-ния хри-сти-ан-ства в Егип-те. Им-пе-ра-то-ра Кон-стан-ция на пре-сто-ле сме-нил Юли-ан (361-363). Им-пе-ра-тор-от-ступ-ник, же-лая воз-вра-тить язы-че-ство, вел непри-ми-ри-мую борь-бу с хри-сти-ан-ством, от-прав-ляя на смерть сот-ни хри-сти-ан. В Ан-тио-хии он при-ка-зал ис-тя-зать двух епи-ско-пов, не же-лав-ших от-речь-ся от Хри-сто-вой ве-ры. В это вре-мя в го-род при-шел свя-той Ар-те-мий и все-на-род-но об-ли-чил Юли-а-на в нече-стии. Раз-гне-ван-ный От-ступ-ник под-верг свя-то-го же-сто-ким пыт-кам. По-сле это-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка бро-си-ли в тем-ни-цу. Во вре-мя мо-лит-вы, ко-то-рую свя-той воз-но-сил ко Гос-по-ду, ему явил-ся Сам Хри-стос в окру-же-нии Ан-ге-лов и ска-зал: "Му-жай-ся, Ар-те-мий! Я с то-бой и из-бав-лю те-бя от вся-кой бо-ли, ка-кую при-чи-ни-ли те-бе му-чи-те-ли, и уже го-тов-лю те-бе ве-нец сла-вы. Ибо как ты ис-по-ве-дал Ме-ня пред людь-ми, на зем-ле, так и Я ис-по-ве-дую те-бя пред От-цем Мо-им Небес-ным. Итак, будь му-же-ствен и ра-дуй-ся - ты бу-дешь со Мною в Мо-ем Цар-стве". Услы-шав это от Са-мо-го Гос-по-да, ве-ли-ко-му-че-ник об-ра-до-вал-ся и стал го-ря-чо бла-го-да-рить и сла-во-сло-вить Его.

На сле-ду-ю-щий день Юли-ан по-тре-бо-вал, чтобы ве-ли-ко-му-че-ник Ар-те-мий при-знал язы-че-ских бо-гов. Встре-тив ре-ши-тель-ный от-каз, им-пе-ра-тор при-бег к пыт-кам. По-движ-ник пе-ре-но-сил всё без еди-но-го сто-на. Свя-той пред-рек Юли-а-ну, что ско-ро тот по-лу-чит спра-вед-ли-вое воз-мез-дие за зло, при-чи-нен-ное им хри-сти-а-нам. От-ступ-ник разъ-ярил-ся и при-бег к еще бо-лее лю-тым пыт-кам, но они не сло-ми-ли во-лю ве-ли-ко-му-че-ни-ка, и то-гда свя-той Ар-те-мий был обез-глав-лен († 362).

Его остан-ки бы-ли по-гре-бе-ны хри-сти-а-на-ми.

По-сле кон-чи-ны свя-то-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ар-те-мия сбы-лось его про-ро-че-ство о ско-рой ги-бе-ли Юли-а-на От-ступ-ни-ка.

Юли-ан со сво-им вой-ском вы-шел из Ан-тио-хии для сра-же-ния с пер-са-ми. Око-ло пер-сид-ско-го го-ро-да Кте-зи-фо-на ему встре-тил-ся ста-рый перс. Он обе-щал пре-дать со-оте-че-ствен-ни-ков и быть про-вод-ни-ком вой-ску Юли-а-на. Ста-рик об-ма-нул От-ступ-ни-ка и за-вел его вой-ско в Кар-ма-нит-скую пу-сты-ню, в непро-хо-ди-мые ме-ста, где не бы-ло ни во-ды, ни пи-щи. Ис-том-лен-ное го-ло-дом и жаж-дой гре-ко-рим-ское вой-ско Юли-а-на бы-ло вы-нуж-де-но всту-пить в бой со све-жи-ми си-ла-ми пер-сов.

Бо-же-ствен-ное воз-мез-дие на-стиг-ло здесь и са-мо-го От-ступ-ни-ка. Во вре-мя бит-вы он был смер-тель-но ра-нен неви-ди-мою ру-кою, незри-мым ору-жи-ем. Юли-ан тя-же-ло за-сто-нал и, уми-рая, про-из-нес: "Ты по-бе-дил, Га-ли-ле-я-нин!" По-сле ги-бе-ли им-пе-ра-то-ра-от-ступ-ни-ка мо-щи свя-то-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ар-те-мия бы-ли с по-че-стя-ми пе-ре-не-се-ны из Ан-тио-хии в Кон-стан-ти-но-поль.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь великомученику Артемию Антиохийскому

И́стинною бо Христо́вою ве́рою/ утве́рждься, страстоте́рпче,/ мучи́теля злочести́ва царя́/ победи́л еси́ со и́дольским того́ возноше́нием./ Тем от Царя́ Вели́каго, ве́чно ца́рствующаго,/ пресве́тлым венце́м побе́дным одаре́н бысть,/ вся исцеля́яй боля́щия и призыва́ющия тя, Арте́мие вели́кий,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Истинной верой Христовой укрепившись, нечестивого царя-мучителя победил ты с его идольскими жертвоприношениями. Потому от Царя Великого, вечно царствующего, пресветлым венцом победы был одарен. Исцеляющий всех болеющих и призывающих тебя, Артемий великий, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак великомученику Артемию Антиохийскому

Благочести́ваго и венцено́снаго му́ченика,/ на враги́ побе́ды взе́мшаго одоле́ние,/ соше́дшеся, досто́йно пе́сньми восхва́лим Арте́мия,/ превели́каго в му́ченицех,/ чуде́с же да́теля пребога́таго,// мо́лится бо Го́споду о всех нас.

Перевод: Благочестивого и венценосного мученика, захватившего трофей победы над врагом, собравшись, по достоинству прославим молитвенными песнопениями Артемия, превеликого мученика, щедрого дарователя чудес, ибо он молится Господу обо всех нас.

Молитва великомученику Артемию Антиохийскому

О, всехва́льный великому́чениче Арте́мие, Госпо́день во́инственниче и все́м на́м кре́пкий побо́рниче! Ско́р бу́ди предста́тельством твои́м у Человеколю́бца Христа́, да да́ст правове́рным лю́дем, почита́ющим тя́ и на поклоне́ние моще́м твои́м приходя́щим, ми́лость и благи́х проше́ний ско́рое исполне́ние. Предстоя́й Престо́лу Бо́жию в лице́ му́ченик, помина́й все́х на́с, беда́ми, напа́стьми и скорбьми́ обстоимых, и в житии́ се́м мно́го стра́ждущих: да твое́ю по́мощию и кре́пким побо́рством преста́нут приходя́щая на на́с зла́я. Мы́ же, твои́ми злостраданиями назидаеми, си́лою благода́ти Христо́вы чрез тебе́ исполня́еми, в терпе́нии крестоноше́ния жи́ти начне́м, во е́же Го́споду покая́нием благоугоди́ти и неизрече́нная блага́я насле́довати, я́же угото́вана лю́бящим Бо́га и прославля́ющим свято́е и́мя Его́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист святому великомученику Артемию

Кондак 1

Взбранному воеводе и августалию страны Египетския, царем земным честию превознесенному, последиже от Юлиана злочестиваго мучимому и во главу усеченному, яко зельне страдавшему и победительне вся претерпевшему, от Бога же приявшему нетление и благодать чудотворения, днесь вернии в похвальная возопиим: Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Икос 1

Антиохийстии людие дивишася святей ревности твоей о имени Христове, славне Артемие, не терпя бо зрети мучения святых и хулы слышати на Господа, Юлианом изрыгаемыя; аще и честь ему воздати от Александрии пришел, обаче и обличити того не устрашился еси. Темже, и чина своего воинскаго изверженный за дерзновение свое, осуждение на раны и смерть приял еси. Мы же ныне, аки обстояще ти на позорищи мучимому, вопием ти сице: Радуйся, безславие и мучение от Юлиана претерпевый. Радуйся, в славу и осияние от Бога облеченный. Радуйся, лютая страдания подъявый. Радуйся, величие веры показавый. Радуйся, блистаяйся славою терпения. Радуйся, крепосте наша в скорбех и изнеможении. Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 2

Буди верен царю, прещаше святый Артемий нечестиваму Юлиану: «Яко суетны твоя начинания и немощна есть гордость твоя истребити христианы: отнележе бо прииде Христос, и водрузися Крест, и воздвижеся на нем Господь - паде злочестивых гордыня и попрана бысть лукаваго крепость, Христова же непобедима и непреодоленна есть сила, еюже ограждающеся, возможем устояти противу козней вражиих, победне вопия Богу: Аллилуиа».

Икос 2

Воинствуя за великаго царя Константина, крепкою силою крестною побеждал еси враги, оружеборче Артемие; тою же силою и мучителя своего Юлиана одолел еси. Видением бо креста овогда на небеси в вере Христовей утвердился, лесть идольскую и почести воинскаго звания презрев, за христианы пред отступником мужественно ратовал еси, и воинов началовождя веры нашея, Господа Христа, себе нарек, живот свой за Того доблественно положил еси. Темже и притяжал еси себе от нас звания таковая: Радуйся, знамена идольская кесаря-отступника отринувый. Радуйся, знамению Креста последовавый. Радуйся, и ныне силы борющихся под стягом веры укрепляяй. Радуйся, упование изнемогающих утверждаяй. Радуйся, добрый Христов оружниче. Радуйся, святыя веры твердый защитниче. Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 3

«Господи, далече есмь от терпения и незлобия Твоего», - вопиял еси, святе Артемие, первая мучения претерпев, - «Ты бо, Господи, за мене, грешнейшаго, по всему телеси содроблен был еси ранами, от ног до главы не бе в Тебе целости. Молю убо Тя, Владыко, яко Твоими страданьми венчал мя еси, да и совершиши течение мое во исповедании Тебе с песнию: Аллилуиа».

Икос 3

Даде злочестивый царь повеление оруженосцем своим восхитити тя, славнаго воинскаго вождя, Артемие, и сановный пояс твой отъемше, и ризы совлекше, нага истязати. Они же, связавше руце и нозе твои, растягоша тело твое на четверо и бияху воловьими жилами по хребту и чреву толико, яко оскудети силам их. Ты же аки нечувствен пребывал еси, яко всем, окрест стоящим, и самому Юлиану чудитеся зело. Приими убо и от нас похвальная удивления сицевая: Радуйся, в вере непобедимый. Радуйся, в уповании непреодолимый. Радуйся, на камени терпения нозе свои поставивый. Радуйся, мужественне стопы своя исправивый. Радуйся, радовавыйся в страданиях. Радуйся, прославленный в поруганиях. Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 4

Егда святии исповедницы Евгений и Макарий мучими бяху, тогда и ты, блаженне Артемие, ревностию по Бозе движим, молитву творил еси, да не покажет Бог тебе не точию недостойна страдальческаго начинания, но да исправится пред Ним и твоя исходная песнь: Аллилуиа.

Икос 4

Жилами воловьими биемый и по земле протязаемый ничтоже малодушествовал еси, но радуяся и веселяся, страданьми Христовыми просвещаем, подвиг мученичества до конца совершил еси добре. Темже и достоин явился еси ублажения сицеваго: Радуйся, скудельный сосуд плоти своея сокрушивый. Радуйся, свет веры и силу мужества из него явивый. Радуйся, в егоже немощи сила Господня совершися. Радуйся, егоже терпению мучитель почудися. Радуйся, яко Бог прият твою жертву мучения. Радуйся, яко Благий даде тебе жребий спасения. Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 5

«За Мене страждеши, Артемие, дерзай и радуйся», - глагола Христос, явився святому в темнице, - «Со Мною будеши во Царствии Моем». Сия слышав мученик, абие от ран исцеле, и душею исполнився Божественнаго утешения, пребываше в темнице, благословляя Бога и поя Ему: Аллилуиа.

Икос 5

И гладом, и жаждею мучиша тя в темнице, блаженне Артемие. Ты же, на щедроты Преблагаго Господа себе возверг, единаго просил еси, да и самую душу твою, яко жертву живую приимет Владыка Христос от тебе с еще оставшеюся кровию твоею. И не вотще бысть рачение твое: заповеда бо Господь Ангелом Своим в темнице питати и сохраняти тя, потом же и Сам явися, укрепляя тебе, нас же возглашати тебе научая: Радуйся, от руки Ангел в темнице питавыйся. Радуйся, хлебом животным с небесе укреплявыйся. Радуйся, от ран Господним посещением во узах исцеливыйся. Радуйся, явлением Христовым утешения исполнивыйся. Радуйся, Господем в темнице обрадованный. Радуйся, восшедый к Нему прияти венец славы тебе уготованный. Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 6

«Коль многа суть Владыки моего страдания и что более Его претерпех аз, недостойный», - вопияше блаженный Артемий, - «Той ко Кресту пригвожден бысть греха ради моего, Сам не познав греха, ниже лесть во устех содела. Радуюся и веселюся просвещаемый Господа моего страданьми, яже облегчевают ми болезни моя». Тако святый в себе беседуя, чрез всю нощь купно со страдальцами Евгением и Макарием воспеваше Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Лютейшим мукам предаде тя, страдальче Артемие, нечестивый царь, егда со стыдом от Аполлона Дафнийскаго возвратися и от тебе посмеяние и проречение погибели своея слышав, зельною яростию распалися. Темже и мы за оныя страдания множайшими ликостоянии ублажаем тя сице: Радуйся, яко тобою Бог, дивный во святых Своих, языком явися. Радуйся, яко тобою сладчайшее имя Христово прославися. Радуйся, ярости мучителевы не устрашивыйся. Радуйся, в Христовем уповании над идолы посмеявыйся. Радуйся, в дусе пророчестем будущих предзрителю. Радуйся, Духа Господня доблий носителю. Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 7

Многа досаждения творяше нечестивый Юлиан христианом, лжуще на ня, яко сожгоша храм Аполлона Дафнийскаго. Егда же сей лжец пред Артемием множайшия прещения изрекаше на христианы, святый Артемий отвеща: «Богопустный гнев и огнь с небесе пояде идола твоего и капище его сожже; посмеваюся безумию вашему, яко служите бездушному богу, утешаюся о падении его и радуюся о всех сих, яже Христос чудодействова, Емуже достоит пети велегласно: Аллилуиа».

Икос 7

Не терпя слышати праведных слов твоих, святе Артемие, беззаконный Юлиан, разгневався зело, повеле каменосечцем разсещи великий камень, да посреде частей его согнетен будеши. И сему уготованному, падший камень все тело твое сотре, и внутренняя твоя распадошася, и сломишася вся члены твоя. И бе зрети чудо велие, яко в таковом согнетении посреде камней ты жив остася. Мы же Божией силе, укреплявшей тя, удивляяся, вопием: Радуйся, грозде винограда Христова в точиле истоптанная. Радуйся, жертво живая, Господу верху камене кровию возлиянная. Радуйся, мучениче, егоже все тело аки дска согнетеся. Радуйся, скрижале живая, на нейже исповедание веры кровию написася. Радуйся, кровьми своими, аки брением камение смесивый. Радуйся, себе самаго жива в созидание Церкве Христовы положивый. Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 8

Очи твои от мук искочиша, святе, и лице бе сотрено, душа же еще бе держащися и язык добре вещающ, имже и в согнетении призвал еси Бога, Помощника своего, и во уповании на Него взывал еси: Аллилуиа.

Икос 8

Привидением почте тя царь, егда узре видом страшна и естество человеческое происходяща; обаче и увеща тебе еще поклонитися идолом, да помилуют тя и поне яже во аде мукам не предадят. Ты же, посмеявся царю, отвещал еси: «Яко идоли и сами огня не могут избежати, с нимиже и ты, царю, безконечному огню предан будеши». За еже, яко хульника, царь на смерть осуди тя. Мы же, сшествуя тебе на место усечения, увязаем главу твою похвальными венцы тако: Радуйся, страдальче, посреде камений согнетенный. Радуйся, исповедниче, в крепости веры не одоленный. Радуйся, истину без страха пред цари вещавый. Радуйся, за сие последи всех злостраданий усечение мечное приявый. Радуйся, главу свою священную под меч самовольне подклонивый. Радуйся, терпением своим главы невидимых врагов сокрушивый. Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 9

Ранами содроблен был еси по всему телеси, яко людем на тя зрети бе страшно: согнетенный аки дска, кости сокрушенны и вся внутренняя испадоша. Таковое злострадание за малую болезнь почитал еси, надеяся у Господа, за Негоже страдал еси, имети покой вечный, научая в злострадании не малодушествовати, но паки возсылати Богу благодарне: Аллилуиа.

Икос 9

«Се язвы Христовы на теле твоем начертаны суть», - глагола к себе святый, - «осталося убо, да и самую душу за Христа отдам с оставшеюся во мне кровию». И на щедроты Господни себе возверг, небоязненно Христа исповедал пред человеки, за Негоже и усечение с радостию приял еси. Сего ради, за превосходящую любовь твою к Богу, похваляем тя сице: Радуйся, Христова Евангелия скорый послушателю. Радуйся, великия заповеди Его готовый исполнителю. Радуйся, крепкую любовь ко Господу Христу показавый. Радуйся, и душу свою с кровию радостно за Того предавый. Радуйся, содроблением своим наше разслабление укрепляяй. Радуйся, язвами своими наша болезни исцеляяй. Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 10

Твердою верою вооружився, неистовство мучителево презрел еси, и осуждение на усечение мечное с радованием приял еси, и ведомый на смерть, шествовал еси веселыми ногами, вопия Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Усечением главы подвиг свой мученический запечатлевый, утверди молитвами твоими и нас, главы своя под иго Христово подклонивших, чрез все житие подвигом добрым подвизатися, любити Господа у тебе поучатися, вопия тебе сице: Радуйся, сильне, на одоление мучителей меч веры при бедре препоясавый. Радуйся, шлемом спасения от Господа защищенный. Радуйся, поясом славы от Него добре украшенный. Радуйся, щитом молитв своих всех прибегающих к тебе охраняяй. Радуйся, за страдальцев Господних во всеоружии ополчаяйся. Радуйся, шествующих узким путем в Царствие Небесное неуклонно провождаяй. Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 11

Фиал злострадания уготовляяся до конца испити, на месте усечения преклонився до земли, молитвою к Богу дух свой укреплял еси. И слышав глас с неба глаголющ: «Вниди со святыми прияти воздаяние тебе уготованное», - преклонил еси главу под меч, с радостию вознося Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Хвалим тя вси, страстотерпче святый, и почитаем честная страдания твоя, яже паче естества человеческаго претерпел еси, и Царствие Небесное притяжал еси. Темже воздвизаемся вопити тебе тако: Радуйся, измождения и членовреждения приявый. Радуйся, высоту духа в муках явивый. Радуйся, щитом упования себе оградивый. Радуйся, твердостию своею дерзость мучителей истощивый. Радуйся, егоже мучению Ангели предстояху со удивлением. Радуйся, егоже страдания людие почитают со умилением. Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 12

Ценою крови твоея притяжал еси Царствие Небесное, великострадальче Христов Артемие. Управи и нас твоим предстательством во обители небесныя, да, наслаждаяся с тобою части праведных, выну славим с тобою Бога песнию: Аллилуиа.

Икос 12

Чертог небесный отверзе ти Страстоположник Христос и даде ти достойно венец славы: и ныне на небесех со Ангельскими чинми радуешися. Темже и мы, благодарнии людие и любомученицы, песньми вопием ти: Радуйся, воеводо, никимиже в мужестве одоленный. Радуйся, ратоборче за Христа, в силе неоскудеемый. Радуйся, великострадальче, муками твоими естество человеческое удививый. Радуйся, несокрушимость духа в телеснем содроблении явивый. Радуйся, во уповании на Бога Жива не усумневыйся. Радуйся, части праведных на небесех наслаждаяйся. Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.

Кондак 13

О, преславне великомучениче Христов Артемие! Поем страдания твоя, чтим доблюю кончину твою, с усердным молением к тебе притекающе: укрепи и нас с терпением в подвизе крестоношения пребывати, испытания и злострадания чрез все житие до конца понести не унывающе, но бодренне пребывающе в пении Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О, всехвальный великомучениче Артемие, Господень воинственниче и всем нам крепкий поборниче! Скор буди предстательством твоим у Человеколюбца Христа, да даст правоверным людем, почитающим тя и на поклонение мощем твоим приходящим, милость и благих прошений скорое исполнение. Предстояй Престолу Божию в лице мученик, поминай всех нас, бедами, напастьми и скорбьми обстоимых, и в житии сем много страждущих: да твоею помощию и крепким поборством престанут приходящая на нас злая. Мы же, твоими злостраданиями назидаеми, силою благодати Христовы чрез тебе исполняеми, в терпении крестоношения жити начнем, во еже Господу покаянием благоугодити и неизреченная благая наследовати, яже уготована любящим Бога и прославляющим святое имя Его, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

2 ноября в Православной Церкви совершается память праведного святого Артемия Веркольского.

Он не был мучеником или схимником, стяжавшим святость многолетней молитвой. Не был священником или богословом. Он просто не успел. Обычный мальчик с чистой и светлой душой, какая бывает только у детей, Артемий окончил земной путь в возрасте 12 лет. Не для того ли Господь забрал его к себе так рано, чтобы мы помнили важнейший Его завет: «Будьте как дети» (Матф. 18:3).

ОТРОК АРТЕМИЙ

Артемий родился в 1532 году в селе Веркола - на окраине Архангельской области. Его родители - Косьма по прозвищу Малый и Апполинария, были простыми крестьянами. Мальчик рос богобоязненным, был чужд простых детских игр. Тихий и кроткий, он не общался со сверстниками и беспрекословно слушал своих родителей. Всегда помогал отцу в полевых работах, сколько мог по своему здоровью и возрасту.

6 июля 1544 года, когда двенадцатилетний Артемий с отцом боронили землю, вдруг поднялась буря, началась невиданная доселе гроза, и в отрока попал разряд молнии. Артемий упал замертво… О происшествии много судачили, в итоге решили, что это - наказание Божие за какие-то тайные его грехи. В то время убитых молнией не принято было хоронить на кладбище. Тело так и осталось не отпетым - его положили прямо на землю в глухом лесу, сверху прикрыв хворостом и берестой, и поставили небольшой сруб.

32 года пролежал отрок не погребённым - пока Агафоник, дьячок Никольской церкви, в 1577 году не собрался в лес по грибы-ягоды. Углубившись в чащу, он заметил необычный свет и, когда приблизился, обнаружил нетленные мощи блаженного Артемия.

Особого значения рассказу дьячка не придали. Тело всё же перенесли в село, к приходской церкви, и положили на паперти, прикрыв гроб берестой, бывшей на нём и прежде. Но Богу было угодно иное: вскоре от мощей начались массовые исцеления больных лихорадкой, свирепствовавшей тогда в крае. Болезнь считалась тяжёлой, и многие от неё умирали - в особенности старики и дети. Занедужил и сын веркольца Калинника. С сокрушением сердца и с верой пришёл отец к гробу отрока и, взяв кусочек бересты, положил её на грудь умирающего сына. И - тот выздоровел! Многие сделали так, и исцелились. Артемию стали молиться, творить память о нём, и вскоре лихорадка в Верколе вовсе сошла на нет.

Но чудеса не прекратились. Число их даже увеличилось, так как в село потянулись паломники. Известен случай исцеления человека по имени Павел: тяжёлый недуг так скривил ему шею, что голова повернулась лицом назад, глаза закрылись… Но как только он обратился с горячей молитвой к Артемию, всё пришло в норму. После этого в Никольской церкви устроили специальный придел, и перенесли туда мощи, положив их в новый гроб. Это произошло в 1584 году.

«ИДИ В ВЕРКОЛУ»

Два священника - Иоанн и Фома, бывшие свидетелями многих чудес, происходящих от мощей, велели написать на досках старой гробницы несколько икон блаженного отрока (одну в 1601 году привезли в Великий Устюг, где её почитали как чудотворную). А стружки, оставшиеся после работы с досками, отец Иоанн собрал и хранил при церкви, давая их болящим, притекающим с верою. И от стружек тоже стали происходить исцеления. В 1619-м году Новгородский митрополит Макарий благословил перенести мощи в храм.

Интересный случай произошёл с Патрикием Игнатьевым, крестьянином из села Кивокурья Устюжского уезда. Он с детства страдал от грыжи. Помолившись отроку Артемию и дав обет приложиться к мощам, Патрикий выздоровел. Но об обете своём забыл, и через несколько лет недуг вернулся - грыжа стала мучить его пуще прежнего. Тогда он вновь обратился с молитвой к святому и всё повторилось - исцелившись, он забыл об обете. И напала на Патрикия такая тоска, что хоть в петлю лезь… Вспомнил он тогда о не исполненном обете и раскаялся, стал вновь молиться святому отроку. И, когда болезнь отступила в очередной раз, поспешил в Верколу - приложился ко гробу, заказал святому молебен и рассказал о свершившемся с ним чуде.

Весной 1636 года назначенный в Кевролу и на Мезень воеводою Афанасий Пашков проезжал мимо Верколи. В село заехал, но к мощам не прикладывался. А по завершению пути его сын Иеремия тяжело заболел. Мальчик был уже при смерти, после исповеди у него отнялись зрение и слух… Тогда Афанасий вспомнил о чудотворных мощах и поклялся вернуться в Верколу и отслужить пред гробом молебен. Едва он произнес это, сын его, выйдя из забытья, спросил: «Каким путем надо ехать к чудотворцу Артемию?» Со слезами воевода дал повторный обет. Когда же Иеремия выздоровел, благодарный отец распорядился в месте обретения мощей построить храм в честь святого. А после пожара в нём устроили особую часовню, куда поместили новую раку с мощами, накрыв её покровом.

Слава о происходящих в Верколе чудесах распространилась далеко за пределы края. Новгородский митрополит Киприан послал освидетельствовать мощи святого и своей подписью подтвердил список исцелений, а в Никольскую церковь отправил вновь составленную службу чудотворцу.

«ПУТЬ К ВЕРКОЛЬСКОЙ ОБИТЕЛИ КРАЙНЕ ЗАТРУДНИТЕЛЕН»

В 1648 году царь Алексей Михайлович послал грамоту на имя кеврольского воеводы Аничкова, повелев положить мощи праведника в новую раку и построить монастырь там, где они были обретены. В лесу на месте сгнившего сруба вырос прекрасный деревянный храм. Соорудили ограду и устроили кельи для монахов. Впоследствии из-за пожаров мощи трижды переносили, пока в 1793-м году не был построен в монастыре каменный храм, освященный в честь праведного Артемия, где они и были положены.

До революции Архангельскую землю с Коми соединял древний Пинежский тракт, проложенный в лесах и болотах. Сохранилась память о том, как притекали по нему в Верколу паломники. Чуть что, давали обет Богу, что сходят помолиться к мощам Его угодника. Собирали котомки, кланялись на четыре стороны с крестным знамением и шли пешком в монастырь, ночуя под деревьями (ходу из Коми было дня на три). Теперь в село ведёт дорога, по которой ездит маршрутка. В Верколу давно уже не ходят пешком. Но и сейчас, как сказано в одном старинном описании: «Путь к Веркольской обители крайне затруднителен».

В последние годы монастырь возрождается. Устав, как и в прежние времена, строг: «Друг к другу в келию без великой нужды не ходить, разговоров неполезных всемерно уклоняться: в коридорах для бесед не останавливаться; в трапезе отнюдь не разговаривать; громко в келиях не читать, быть и наедине всегда одетому, кроме ночных часов: почитать друг друга, особенно старших летами…» Вот только чудотворные мощи отрока Артемия исчезли во время революции. Скорее всего, они скрыты в подземных помещениях обители - монахи молятся об их обретении.

Лада Ермолинская

Икона Артемия Веркольского написана в честь святого православного юноши, поистине верующего в Господа. Его обретенные мощи и святой образ сотворили немало чудес, помогая верующим в исцелении души и тела.

Икона благочестивого Артемия Веркольского пользуется огромной популярностью среди верующих людей. Мощи чудотворца, как и Его святыня, исцеляют самые страшные и , а житие православного юноши не оставляет никого равнодушным и по сей день. Следует отметить, что Артемий не входит в число святых мучеников Божьих. Значимость и почитание пророка православной церковью имеет особенный характер и заключается в необычайной истории.

История жизни Артемия Веркольского

Артемий Веркольский родился в России, в селе Верколе. Его родители были обыкновенными крестьянами, живущими в праведности и благочестии. Воспитывался юноша по христианским традициям, с детства отличаясь кротостью, послушанием и святостью. Он всегда помогал отцу в работе по дому и хозяйству. Летом 1545 года Артемий работал в поле вместе со своим отцом. Вдруг они услышали громкий раскат грома, а следом показалось яркое сверкание молнии. В ту же минуту юноша, которому на тот момент было всего 12 лет от роду, упал на землю замертво. Местные жители испугались столь внезапной смерти мальчика, причислив это событие к гневу Божьему и Его наказанию. Именно по этой причине безжизненное тело Артемия не было упокоено по всем православным традициям. Его оставили в лесу, накрыв ветвями деревьев и слегка засыпав землей.

Тело Артемия Веркольского 32 года оставалось нетронутым и находилось брошенным в том самом месте. В 1577 году церковнослужитель по имени Агафоник заметил свет, исходящий из леса. Когда дьякон приблизился к необычайному свечению, он обнаружил, что луч указывает на останки покойного юноши. После обретения нетленных мощей отрока Артемия жители села расположили их у внешнего притвора местного храма. Вскоре мощи умершего юноши обрели особую святую силу. Чудесные явления и исцеления начали происходить с жителями поселения. Сказания о чудодейственных деяниях мощей Артемия Веркольского вмиг разлетелись по всему миру. В скором времени иконописцы начали писать иконы с ликом святого Артемия. Существует множество неопровержимых доказательств, подтверждающих чудотворные деяния нетленных мощей и иконы святого Артемия.

Где находится икона и мощи Артемия Веркольского

На месте обретения мощей Артемия был построен монастырь, куда были помещены нетленные останки святого. Веркольский монастырь существует и по сей день. В стенах его и находится главная икона Артемия Веркольского, а вместе с ней и Его мощи.

Описание чудотворной иконы

На иконе изображен образ праведника Артемия. Святой изображен по пояс, его тело покрывает лишь скромная повседневная рубашка. В левой руке он держит манускрипт в развернутом виде, с написанным на нем акафистом. В правой руке у отрока крест, символ православия , служащий в качестве напоминания о страданиях Христа, которые Он взял на себя, чтобы спасти человечество от наказания за грехи.

В чем помогает чудотворный образ

В иконе праведника Артемия заключена неимоверная сила. Она славится своими невообразимыми чудесами. Православные верующие обращаются в молитвах к чудотворному образу об исцелении от тяжких, невыносимых заболеваний. Святыня способна подарить выздоровление даже смертельно больным. Но за что святой образ получил такую известность, так это за многочисленные исцеления от заболеваний, связанных с глазами. Было много случаев, когда полностью ослепшие люди вновь обретали зрение.

Дни празднования

Официальный день, когда возносятся почести святому Артемию Веркольскому, принятый Русской Православной Церковью, приходится на 2 ноября .

Молитва перед иконой Артемия Веркольского

«О, святой чудотворец! Ты житель Небес Божиих, праведник и угодник Господа! Услышь молитвы наши! Помолись перед Отцом нашим за грешные наши деяния! Ибо каемся мы и просим прощения и отпущения наших грехов! Стань заступником нашим! Убереги от зла и болезней разных! Не дай пасть духом во времена трудные и придай сил двигаться по пути праведному! Не забудем мы никогда имя Твое святое! И всю жизнь восхвалять Тебя будем, о святейший Артемий! Да будет на все воля Божия! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Чтобы неприятности и печали оставили вас, начинайте свой день правильно — с молитв, обращенных к святым. Святые угодники Божьи призваны помогать и оберегать жизнь верующих людей. И Артемий Веркольский — не исключение. Мы желаем вам крепкой веры, успехов, и не забывайте нажимать на кнопки и

03.11.2017 05:16

Матрона Московская - одна из любимых и почитаемых православными верующими святых. С самого рождения она...

Великомученик Артемий

Великомученик Артемий был воином при императоре Константине Великом и при сыне его Констанции. За необыкновенную храбрость в боях он был отличен разными наградами и поставлен правителем Египта. После смерти Констанция императором стал Юлиан. Новый правитель отрекся от Христа и хотел восстановить язычество, вследствие чего начались гонения на христиан. Когда в Антиохии, где император истязал двух пресвитеров, Артемий обличил его в бесчестии и жестокости, Юлиан лишил Артемия всех почестей и должностей, подверг разным истязаниям и бросил в темницу. На следующий день император думал склонить Артемия к отречению от Христа льстивыми обещаниями и посулами, однако встретил решительный отказ. Озлобившись, жестокий правитель приказал втыкать в тело узника раскаленные железные полосы, строгать хребет его острым трезубцем и затем мучить голодом и жаждой. Но святой мученик без единого стона терпел все истязания и говорил Юлиану, что скоро он получит справедливое возмездие за все зло, которое причинил христианам. Тогда император еще более разгневался на Артемия и приказал сдавить тело его рассеченным надвое камнем. Но святой остался жив, и ему отсекли голову. Это было в 362 г. Мощи его были перенесены в Константинополь. Часть мощей хранится на Афоне, в Пантелеимоновом монастыре.

Молитвы великомученику Артемию

Тропарь

Истинною бо Христовою верою утверждъся, страстотерпце, мучителя злочестива царя победил еси со идольским того возношением. Тем от Царя Великого, вечно царствующего, пресветлым венцем победным одарен бысть, вся исцеляяй болящия и призывающия тя, Артемие великий, моли Христа Бога спасти души наша.

Кондак. Глас 2

Благочестиваго и венценосного мученика, на враги победы вземшаго одоление, сошедшеся, достойно песньми восхвалим Артемия превеликаго в мученицех, чудес же дателя пребогатого, молится бо Господу о всех нас.

Из книги Пути Русского Богословия. Часть I автора Флоровский Георгий Васильевич

2. Старец Артемий и князь А. М. Курбский Среди западно-русских писателей ХVI-го века особо нужно отметить московских изгнанников (скорее беглецов). Это - старец Артемий и князь А. М. Курбский. Артемий, бывший Троицкий игумен, был осужден в Москве за ересь («в некоторых

Из книги Современный патерик (сокр.) автора Кучерская Майя

Отец Артемий Батюшка Артемий окончил филологический факультет Московского государственного университета имени великого русского ученого и просветителя Михайлы Васильевича Ломоносова. Едва батюшка открывал уста - шелковистые травы ложились на землю, благоухающие

Из книги Русское монашество. Возникновение. Развитие. Сущность. 988-1917 автора Смолич Игорь Корнильевич

2. Старец Артемий. Его аскетически–мистические и апологетические сочинения В сравнении с мягким приговором по делу Башкина, который действительно отвергал самые основы православного учения, старец Артемий был осужден очень сурово, а именно приговорен к извержению из

Из книги Библейские темы автора Сербский Николай Велимирович

Епископ Рашско-Призренский Артемий. Новый Златоуст. Святитель Николай Детство и школа 1881–1956 Николай увидел свет Божий в 1880 году на рассвете 23 декабря по старому стилю в день празднования памяти святого Наума Охридского . Родился он в небольшом "Божием селе Лелич",

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Артемий Веркольский, праведный Артемий, сын благочестивых поселян Космы и Аполлинарии, родился в с. Верколе в Двинском округе, на р. Пинеге в 1532 г. Воспитанный в страхе Божием и благочестии христианском, он с пяти лет уже начал чуждаться свойственных детям привычек, не

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Праведный Артемий Веркольский (+ 1545) Память его празднуется 20 окт. в день тезоименитствасо св. великомучеником Артемием +362), 23 июня в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святыхСв. праведный Артемий был сыном крестьян села

Из книги Настольная книга православного верующего. Таинства, молитвы, богослужения, посты, устройство храма автора Мудрова Анна Юрьевна

Пантелеймон великомученик Тропарь, глас 3Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне; моли милостиваго Бога; да прегрешений оставление подаст душам

Из книги 400 чудотворных молитв для исцеления души и тела, защиты от бед, помощи в несчастье и утешения в печали. Молитвы стена нерушимая автора Мудрова Анна Юрьевна

Великомученик Артемий (20 октября/2 ноября) Святой великомученик Артемий был одним из выдающихся военачальников в правление святого равноапостольного царя Константина Великого (306–337), а затем – его сына и преемника, Констанция (337–361). Артемий, имел много наград за

Из книги Агиология автора Никулина Елена Николаевна

Праведный Артемий Веркольский, отрок, чудотворец (23 июня/6 июля и 20 октября/2 ноября) Святой Артемий еще в детстве отличался кротостью, послушанием и трудолюбием. В возрасте 12 лет, работая в поле, он был убит молнией. Суеверные односельчане оставили тело блаженного Артемия,

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

6. Святые Гавриил Слуцкий и Артемий Веркольский 11/20 апреля 1690 г., когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался иудей – арендатор, по прозвищу Шутко. Он приласкал дитя и тайно увез его в Белый Сток, где младенца предали мучению. Иудеи посадили

Из книги Православная энциклопедия автора Луковкина Аурика

Св. великомученик Артемий (Свойства гонимых за правду Божию) I. Св. Артемий, память коего совершается ныне, был префектом в Египте в царствование Иулиана-отступника. Когда, отправляясь на войну против персов, Иулиан был в Антиохии, то Артемий, прибыв туда же с войском

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Великомученик Пантелеимон Великомученик Пантелеимон происходил из Никомидии. Мать, воспитывавшая его в христианской вере, рано умерла. После ее смерти отец отдал мальчика в языческую школу, а затем на учение известному в то время врачу Евфросину для изучения врачебного

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Великомученик Пантелеймон (+305) Пантелеи?мон (греч. ??????????? – всемилостивый), до крещения Пантолеон (205 – † 305 год) – христианский святой, почитаемый в лике великомучеников, целитель, врач безмездный.Родился в Никомедии в семье знатного язычника и получил имя Пантолеон. Его

Из книги автора

Великомученик Димитрий Солунский (+306) Дими?трий Солу?нский (греч. ????? ????????? – св. Димитрий, известен также, как св. Димитрий Мироточец (греч. ????? ????????? ? ??????????) и Димитрий Фессалоникийский (греч. ?????????????? ??? ????????????); † 306 год) – христианский святой, почитаемый в лике

Из книги автора

Великомученик Артемий Антинохийский (+362) Артемий Антиохийский (греч. ????? ????????; † 362 год) – христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. Память совершается в Православной церкви 20 октября (по юлианскому календарю). О Артемии Антиохийском сообщают историки

Из книги автора

АРТЕМИЙ, праведный Веркольский сын поселянина Кеврольского уезда, деревни Верколы, родился 1520 года; с юных лет славился в своем селении кротостию нрава и добродетелями, свойственными летам зрелым. - Будучи с отцом своим в поле, он застигнут был сильною грозою, и от