Святая троица икона история и ее значение. Икона пресвятой троицы

Основной догмат христианства состоит в учении о трёх лицах единого по существу Бога, являющих Собой Пресвятую Троицу. Эти три заключённых в Нём ипостаси ― Сын и Бог Святой Дух не слитны между собой и нераздельны. Каждая из них является проявлением одной из его сущностей. Святая церковь учит о полном единстве Троицы, творящей мир, промышляющей в нём и освящающей его.

Привлекает внимание также убранство стола. Если у Рублёва оно ограничено лишь одной чашей с головой тельца, что также полно символического смысла и направляет мысли зрителя на размышления об искупительной жертве Сына Божьего, то в данном случае живописец подчеркнул богатую сервировку, сочетающуюся с изысканной росписью кресел. Такое обилие декоративности не характерно для иконы.

Троица Нового Завета

Сюжет описанных выше икон взят из Ветхого Завета, поэтому они носят название "Троица Ветхозаветная". Но нельзя обойти стороной и часто встречающиеся изображения Новозаветной Троицы ― иного варианта изображения Божественного Триединства. Он основан на словах Иисуса Христа, приведённых в Евангелии от Иоанна: «Я и Отец одно». В этом сюжете три Божественные ипостаси представлены изображениями Бога Отца в виде седовласого старца, Бога Сына, то есть Христа, в виде мужа средних лет и Святого Духа в

Варианты изображения Новозаветной Троицы

Данный сюжет известен в нескольких иконографических вариантах, отличающихся между собой, главным образов положением, изображённых в нём фигур. Наиболее распространённый из них ― «Сопрестолие», представляет фронтальное изображение Бога Отца и Бога Сына, восседающих на престолах или облаках, и парящего над Ними Голубя - Святого Духа.

Другой также широко известный сюжет носит название «Отечество». В нём Бог Отец представлен восседающим на престоле с младенцем сидящем на его коленях и держащем в руках сферу в голубом сиянии. Внутри её помещено символическое изображение Святого Духа в виде Голубя.

Споры о возможности изображение Бога Отца

Существуют и иные иконописные варианты Новозаветной Троицы, такие как «Распятие в лоне Отчем», «Предвечный Свет», «Отослание Христа на землю» и ряд других. Однако, несмотря на их широкую распространённость, среди богословов на протяжении веков не затихают споры о правомочности изображения такого рода сюжетов.

Скептики апеллируют к тому, что, согласно Евангелию, Бога Отца никто и никогда не видел, а следовательно, его невозможно изображать. В подтверждение своего мнения они упоминают Большой Московский Собор 1666-1667 года, 43-й пункт постановления которого запрещает изображение Бога Отца, что дало в своё время повод для изъятия из пользования многих икон.

Их оппоненты также основывают свои утверждения на Евангелии, приводя слова Христа: «Видевший Меня видел Отца Моего». Так или иначе, но Новозаветная Троица, несмотря на споры, прочно входит в сюжеты икон, почитаемых православной церковью. Кстати, все перечисленные варианты Новозаветной Троицы появились в русском искусстве сравнительно поздно. До XVI века они были неизвестны.

Любой церковный праздник – это, если угодно, многослойный пирог с самой разнообразной начинкой. Тут есть все вкусовые сочетания – от классических до оригинальных.

Вот и праздник Троицы отлично вписывается в эти закономерности. Церковные каноны, библейские истории и, конечно, народные традиции – все это запечатлено в культурной памяти.

А еще – на холстах бессмертных полотен, которые дожили и до наших дней. Известные фото Троицы, легендарные иконы, шедевры мировой живописи – все это можно увидеть прямо сейчас.

Кто не знает иконы Святой Троицы? На ум сразу приходит Андрей Рублев, хотя, конечно, есть и другие каноничные изображения.

Вот, например, зырянская икона Троицы. Создана она еще в 14 веке коми-зырянскими мастерами. А надписи на холсте сделаны древне-пермским языком. На фото иконы видно, что поверх Пресвятой Троицы изображено растение – это символ дуба Авраама.

А причем здесь дуб? Об этом подробно рассказывается в следующем разделе.

Троица ветхозаветная 16 век

Интересно, что первая символическая встреча с Троицей описана еще в Ветхом завете, за много веков до появления Христа и Святого Духа на земле.

Всем известен Авраам – родоначальник израильского народа. Его жена Сара долгое время не могла зачать, хотя Бог и обещал Аврааму огромное потомство. Этот парадокс легко разрешился благодаря чуду: 90-летняя женщина забеременела от 100-летнего мужчины, и в семье наконец-то родился первенец.

А ровно за год до этого события к Аврааму пришли три весьма необычных путника. Хозяин их принял весьма гостеприимно, хотя долгое время и не догадывался, что это посланники Бога.

Все шло по классическим канонам – гости наслаждались трапезой, как вдруг один из них сказал, что через год у Авраама родится сын. Сложно было поверить, и Сара, невольно подслушавшая разговор, даже усмехнулась. Однако в итоге все произошло ровно так, как сказали посланники.

Считается, что это были три ангела, которые явились прообразом триединого Бога – Отца, Сына и Духа Святого. Произошли эти легендарные события в священной дубраве под названием Мамрэ.

Вот почему на многих иконах Пресвятой Троицы обязательно изображают ветвь дуба.

Слева и справа, как можно догадаться, изображены Авраам и Сара. Они были призваны на служение Господу, ведь он сотворил для них великое чудо – в столь почтенном возрасте у пары родился первый (и единственный) сын. А в центре полотна мы видим образ триединого Бога: Отца, Сына и Святого Духа.


Если говорить о том, кто изображен на этой иконе Святой Троице, то все соответствует церковным канонам: слева Бог Отец (первая ипостась), по центру – Бог Сын (вторая ипостась) и справа – Бог Святой Дух (третья ипостась).

Троица ветхозаветная 16-17 вв.

Подобные иконы называют ветхозаветными. Изображения творили мастера в 16 и 17 веках. Вот, например, творение иконописца Симона Ушакова, датированное 1671 годом. Ныне полотно хранится в Третьяковской галерее.


Икона «Троица» Симона Ушакова

Нетрудно догадаться, что изображено на иконе Святая Троица – это образ триединого Бога. Причем на иконе Ушакова мы видим только три лица Господа, без других героев.

Впоследствии это изображение подвергалось неоднократному творческому переосмыслению, хотя сюжет и формы оставались одинаковыми.

Святая Троица в бытии

Поскольку эта история описана в книге Бытие (глава 18), ниже представлено фото иконы Святой Троицы в бытии. Это настоящее полотно, на котором символично изображен и дуб из священного места Мамрэ, и беседа Авраама и Сары за столом с триединым Богом.

А значение этой иконы с Троицей в бытии несколько другое. На полотне мы видим того самого обещанного сына – мальчика по имени Исаак. Господь исполнил свой обет и сотворил чудо.

И сегодня он нисколько не изменился, а значит, чудеса случаются и в наш век.

Троица ветхозаветная с хождением

Сходное значение имеет и эта икона со Святой Троицей, фото которой показано ниже. Те легендарные путники, очевидно, шли издалека. И после встречи с Авраамом они исчезли так же быстро, как и появились.

Это хождение стало добрым знаком, ведь ровно через год в семье действительно появился долгожданный наследник. Икона Троицы ветхозаветной с хождением (или в хождении) хорошо передает эту радость. Причем здесь сюжет дополняется тем, как сын Исаак приносит в жертву барана.

Этот образ отражает знаменитую историю о том, как Авраам чуть не заколол собственного сына, которого Бог потребовал принести в качестве жертвоприношения. Авраам почти исполнил этот приказ, но ангел вовремя остановил его.

Таким образом Господь проверил верность своего слуги – и результат оказался выше всяких ожиданий. А затем в качестве жертвы закололи того самого барана, на котором сидит изображенный Исаак.


Икона Троица — 14 век

Эту же тему развивает и икона Троицы, фото которой выглядит так.


Здесь хорошо показана сама сцена застолья: видно, с каким почтением Авраам и Сара служат триединому Богу. Сегодня это творение 14 века хранится в Эрмитаже.

Троица Андрея Рублева

Итак, понятно, кто изображен на иконе Святая Троица, но что она означает? Ответ можно найти на знаменитом полотне Андрея Рублева, которая также известна под названием «Гостеприимство Авраама» (15 век).


Это классический образ, созерцание которого действительно настраивает на раздумья о вечном. Если долго смотреть на икону, складывается впечатление, что нарисован один и тот же лик.

В этом есть свой глубокий смысл: Отец, Сын и Дух Святой – это триединый Бог. Один как три, и три как один – вот она, непостижимая сущность божественной природы.

Троица в окладе (икона)

А это изображение даже не картинка, а своеобразный золотой футляр – оклад, под которым скрывается всем известная икона Андрея Рублева. Казалось бы, кому и зачем понадобилось скрывать это произведение искусства под слоем золота?

Идея пришла в голову Ивану Грозному, который не желал, чтобы святыня была доступна взорам даже ближайшего окружения. Интересно, что вскоре после смерти царя его преемник Борис Годунов повелел покрыть изображение еще одним слоем золота, а еще бриллиантами и сапфирами.

Символично, что такой «футляр» прожил более 4 веков и во многом сохранил классическое изображение от губительного действия времени. Но все же вечной оказалось сама святыня, а не золотой слой.

В 1904 году осадок убрал реставратор Василий Гурьянов, и тогда взорам всех желающих предстала та самая Троица, которую сегодня знают очень многие люди, даже те, кто далек от религии.

Что ж, «жизнь коротка, искусство вечно» (лат. «Vita brevis, ars longa »), как говорили древние.

Святая Троица — Тициан

Сюжет с Троицей использовался для создания как иконописных изображений, так и светских картин, многие из которых вошли в золотую коллекцию мировой живописи.

Это одно из самых необычных, пафосных изображений Троицы – Отец, Сын и Дух Святой восседают в небесах, в руках у них символы власти – скипетр и держава. Картина написана почти 500 лет тому назад.

Троица: ренессанс

Это фото иконы с днем Святой Троицы выглядит очень уютно благодаря обилию песочного и янтарного цвета. Изображение триединого Бога сделано довольно символично: Сын беседует с Отцом, передавая ему корону.

А где-то вдали, куда Бог указывает перстом, летит Святой Дух в образе голубя. Ангелы в небе, люди на земле – гармоничное зрелище, настраивающее на мирный лад.

Неканоничные изображения Святой Троицы: коронование Богоматери

Вообще о короновании девы Марии, равно как и Иисуса или Духа Святого, ничего не говорится. Однако Богоматерь признана святой всеми ветвями христианской религии. И согласно представлениям верующих она тоже была вознесена на небеса сразу после смерти.

Тут-то и состоялось ее коронование. И это событие так или иначе отражено в церковном календаре. Православные, например, отмечают Успение Богородицы. Это происходит каждый год 28 августа по новому стилю.

Сюжет коронования интерпретируется по-разному. Например, на полотне Диего Веласкеса запечатлено, как Марию коронуют Отец и Сын.


А Ридольфо Гирландайо изобразил, как на небе Богородицу коронует сам Христос. И в честь этого события ангелы играют торжественную музыку.

Поклонение Святой Троице

А это уже не просто фото Святой Троицы, а настоящая панорама, которую без преувеличения можно разглядывать часами. Творение Альбрехта Дюрера, созданное им в 1511 году, сегодня хранится в знаменитом венском Музее истории искусств.

На главном плане – распятие Христа. Чуть дальше – Отец, который по великой милости сам отдал Сына в жертву для спасения всего человечества. Еще выше, в небесах, парит Дух Святой в виде голубя. Он навевает ощущение безмятежности и свободы. Там же, в небесах, мы можем видеть многочисленных ангелов.

Ну а чуть ниже на двух ярусах располагаются люди, поклоняющиеся Троице. Это спасенные души, которые остались на небе после Страшного суда – теперь они вечно будут блаженствовать и прославлять триединого Бога.


Фреска Мазаччо «Троица»

А вот этой фреске уже почти 600 лет. Она была написана знаменитым флорентийским художником Мазаччо, которому был отпущена совсем короткая жизнь – живописец не дожил и до 27 лет. Однако это не помешало ему увековечить свою память в виде бесценных шедевров мировой живописи.

На фреске изображен распятый Христос, однако в отличие от большинства подобных изображений на заднем плане мы видим Отца, который поддерживает его.


Икона «Троица» Иеронима Косидо

Сюжет с Троицей довольно часто использовался мастерами средневековья и эпохи Возрождения для создания великолепных картин. На них изображались лики триединого Бога, распятие Христа, служение Авраама трем ангелам.

Эти изображения, конечно, не относятся к иконам. Более того – даже среди светских картин их можно встретить значительно реже, чем, например, коронование Богородицы.

Традицию рисовать три лика в одном лице заложил мастер эпохи позднего Возрождения Иероним Косидо. Такие картины были призваны показать триединую природу Бога и как бы объяснить неверующим людям это важнейшее положение христианской веры.

Однако подобный стиль так и не смог прижиться. Конечно, вкусы у всех разные, но в данном случае можно почувствовать явный диссонанс.

Таким образом, вопрос о том, какие Святые изображены на иконе Троицы, не вполне правильный. Ведь на полотнах всегда изображен сам Бог в его трех лицах – Отца, Сына и Святого Духа. А Авраам и Сара – это верные его слуги, которые остались преданы Господу до конца.

Поэтому икона Святой Троицы – это не только образ триединого Бога, но и зримое доказательство того, что Всевышний исполняет свои обещания, а значит, все наши светлые желания – сбудутся.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 18 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь, мы Вас ждем. Ангела Хранителя Вам!

Икона Святой Троицы для православных христиан имеет особенный смысл, так как этот образ способен показать людям настолько может быть прочна связь с Господом, если от всего сердца служить ему. Существует такой Божественный лик исключительно в православной религии. На самой святыне изображаются три ангела, которые являют собой странников пришедших к Аврааму.

Это изображение было создано для того чтобы каждый желающий смог себе представить православия трисолнечный свет. Истинно верующий человек, посмотрев на лик, сможет постигнуть все труды и силу Бога. В этой статье Вы узнаете, что означает икона Святая Троица, как она помогает, где в доме ее можно повесить и еще многое другое.

История божественной святыни

Чудотворный образ имеет сюжет, в основе которого лежит история из Книги Бытия, где в 18 главе, была расписана встреча трех странников, олицетворяющих триединство Господа с Авраамом. Сама композиция изображения изначально складывалась на основе одних сюжетов, приведенных в книге Бытия, т. е. странники, Авраам с женой и различные сцены бытия. И поэтому святыня получила второе название «Гостеприимство Авраама».

Спустя некоторое время события из реальной жизни на образе стали приобретать совершенно новый смысл – символичный, при этом ангелов (странников) стали чтить как символ Триединства Господа, а их появление перед Авраамом получило название явление Троицы Святой.

Именно это послужило началом для формирования нескольких главных вариаций написания святыни: на одном из них все трое ангелов нарисованы равными меж собой, а на другом – выделяют центрального ангела большим нимбом или при помощи знака Господа.

В чем помогает икона Святая Троица и ее значение

Перед чудотворным образом хорошо обращаться в исповедующими молитвами, т. к. они сразу будут направлены тем, перед кем верующий исповедуется в соборе. Также к лику можно обращаться для разрешения тяжелых драматических и глубоких ситуаций.

В чем помогает икона Святой Троицы

  • Возносимые пред ликом прошения в молитве могут помочь православному человеку отыскать путь верный, преодолеть различные испытания судьбы и не только;
  • Поможет лик, и разглядеть желаемый и необходимый лучик надежды, и уймет гнетущие переживания;
  • Тем, кто верует чудотворное изображение придет на помощь в разрешении многих проблем;
  • Перед божественным ликом можно отчистится и от греха или негативна, но только в том случае если от молящего будет исходить искренность и вера.

Чудо сотворимое образом

Чудотворный лик давно славится своими свойствами, которые подтверждаются многими историями, одна из таких связана с именем всеми известного царя русского Иоанна Грозного:

Полезные статьи:

Перед тем как отправиться в военный поход на царство Казанское Иоанн Грозный направился к божественной святыне в Троице-Сергиеву Лавру. Из найденных летописей известно, что царь очень горячо и продолжительно взывал в молебне перед Святым ликом, прося о защите и благословении для взятия Казани.

В итоге противник был действительно повержен, а вернувшись с триумфом обратно на Русь, Иоанн вновь посетил Лавру, где провел не один час в слезах и молитвах, выражая свою благодарность перед Господом Богом.

Где вешать икону Святой Троицы

В основном святыню в доме принято размещать в конкретном месте, а установить ее при этом можно как одну, так и так и целым иконостасом.

  • В православной религии принято читать молебень стоя лицом к востоку, именно поэтому икона Святая Троица в доме должна находиться на восточной стене. Перед божественным изображением необходимо оставить как можно больше свободного места. Делается это для того чтобы человеку было удобно подойти к чудотворному лику и погрузиться в молитвенное чтение, не испытывая при этом никакого дискомфорта.
  • Также следует отметить, что есть еще одно место, куда можно повесить изображение – это в изголовье кровати. То есть так Святой образ для православного будет выступать в роли защитника.
  • Как правило, лик в основном вешают возле входной двери, чтобы уберечь свой дом или квартиру от различного негативного влияния. Однако не столь важно, где будет располагаться святыня, гораздо важнее то насколько часто и искренне человек обращается к Божественному образу.

Святыню можно как повесить на стену, так и оборудовать для нее специальный шкаф или полочку. В том случае если в иконостасе имеется несколько чудотворных изображений, то лик Святой Троицы можно разместить выше остальных списков. Если поверье что те иконы, которые расположены в правильном порядке, способны открыть верующему путь к более духовному и светлому.

Где находится икона Святой Троицы

  • Святыню преподобного Андрея Рублева можно найти в Толмачах в Храме святителя Николая;
  • Еще один почитаемый список православными людьми находится в Кремле в Патриаршем соборе Успения Пресвятой Богородицы;
  • В Останкино есть Храм Живоначальной Троицы, в котором размещен храмовой божественный образ.

Когда проводят праздник честь чудотворного изображения

Празднование в честь Святых ангелов устраивают на 50-й день после Воскресения Христа, и имеет название «Пятидесятница», которое произошло почти 20 веков назад. Тогда по прошествии 50-ти дней после празднования Пасхи снизошел на Апостолов Дух Святой и после был составлен Новый Завет, который в последствии и определил нынешнюю христианскую веру.

Молитва чудотворной иконе

«Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем! Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, отрастем нашым и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любя, и грешники кающияся милуеши и благоутробне при-емлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими; и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.»

Храни Вас Господь!

Смотрите еще и видео рассказ о Святой Троице:

Православные христиане уже начали подготовку к одному из самых больших праздников — Троице. В этом году он приходится на 23 июня. В праздновании Святой Троицы смешались языческие и православные традиции. Верующие в воскресенье с утра обязательно идут в церковь с букетами из душистых трав, тонких березовых и яблоневых веточек. Их окропляет святой водой священник, облаченный в зеленые одежды. Пол в храме и в домах застилают скошенной травой и цветами. Прихожане у иконы «Святой Троицы». При этом многие обращают внимание, что эта икона может выглядеть по-разному. Так, в одном случае на иконе Святая Троица изображена в виде трех ангелов. В другом случае Бог Отец имеет вид старца, рядом с ним – Иисус Христос, а вот Дух Святой изображен в виде голубя. С чем же связаны эти различия?

Троица Ветхозаветная

Икона, где Святая Троица — это три ангела, именуется Ветхозаветной. Такое изображение основано на библейском повествовании.

– Еще во времена Ветхого Завета, был такой патриарх Авраам, которому было явление трех ангелов. Это было явление Троицы, – поясняет Ему явились три ангела, которые возвестили ему: его супруга Сара родит ему потомство великое, хотя они были уже довольно престарелыми людьми. И когда это исполнилось, Авраам понял, что ему было явление Бога. И с того времени каноническое изображение признается Святой церковью в виде трех ангелов.

Ветхозаветная «Святая Троица» изображается в виде трех ангелов, сидящих под деревом. На столе перед ними — угощение, предложенное Авраамом, который стоит рядом. Сара находится либо тут же, вместе с Авраамом, предстоя перед Святой Троицей, либо в шатре. На иконе же, написанной Андреем Рублевым, изображены только три Ангела. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца. Он символизирует новозаветного агнца, то есть Христа. Смысл этого изображения – жертвенная любовь. Левый ангел (Бог Отец) правой рукой благословляет чашу. Средний ангел (Сын) изображен в евангельских одеждах Иисуса Христа. Его правая рук с символическим перстосложением опущена на престол. Бог-Сын выражает покорность воле Бога-Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям. Жест правого ангела (Святого Духа) завершает символическое собеседование Отца и Сына, утверждая высокий смысл жертвенной любви, и утешает обреченного на жертву.

Новозаветная Троица

Здесь Бог Отец изображен в виде старца. В нимбе над его головой – те же буквы, которые пишутся в нимбе Спасителя, означающие «Сущий». Хотя сам нимб может быть не круглым, а треугольным. Иисус Христос восседает рядом с Богом Отцом. В правой руке Спаситель держит раскрытое Евангелие, в левой — орудие Спасения, Крест. Бог Дух Святой изображен в виде голубя, парящего над ними. Бог Святой Дух изображается в виде голубя, потому что именно так Он явил Себя при Крещении Спасителя.

– Икону, где изображены Господь Саваоф (одно из библейских имен Бога Отца) , Господь наш Иисус Христос и Дух Святой в виде голубя, мы не отвергаем. Оно также присутствует в наших храмах, – говорит протоиерей Александр Маличенко (Спасо-Преображенский собор). – Но будем говорить, что это для того, чтобы мы могли понять Святую Троицу. Мы знаем, что есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Но видя на иконе Трех Ангелов Святых, та бабушка, которая приходит в храм, не может постичь этого. Для большего вразумления этой бабушки, не сведущей в догмате Троицы, изображается вот такая более понятная для прихожан икона.

Говорят, что нельзя изображать Бога Отца, – продолжает тему протоиерей Роман Викнянский (храм Владимирской иконы Божьей Матери) , – но каждый человек изображен по образу и по подобию Божию. Поэтому мы изображаем Бога Отца в образе старика с седой бородой, ведь сам Господь явился нам образе человека сына Девы Марии. То есть, если бы Бог имел какое-то другое изображение, то на верняка, по моему мнению, сын явился бы в каком-то другом образе, не человека. Даже те ангелы, которые являлись людям, они всегда являлись в образе человека. И никак по-другому. К этому церковь относится довольно позитивно. И в том, что Бог Отец изображается в образе престарелого человека, никакого канонического отступления нет.

Отечество

Существуют и иконы Святой Троицы, где у Бога Отца, изображенного Старцем, на коленях сидит Спас-Эммануил, то есть Спаситель, изображенный в младенческом или отроческом возрасте. Над ними, как и на иконе «Новозаветной Троицы», — Святой Дух в виде голубя. Такое изображение называется «Отечество». Эти два изображения Святой Троицы, строго говоря, являются неканоническими, но нередко встречаются в православных храмах.

Символичность «Троицы»

Символика и многозначность образов «Троицы» восходят к древнейшим временам. У большинства народов такие понятия, как древо, чаша, трапеза, дом (храм), гора, круг, треугольник (пирамида) имели символическое значение.

– Много символов есть в обыденной нашей жизни, – рассказывает протоиерей Александр Маличенко (Спассо-Преображенский собор). – И когда люди начинают разбираться в этом всем, вникать, то иногда приходят к мнению, что пирамида имеет масонское значение. Нет, здесь все иначе. Есть такие десять свойств Божьих, которые подчеркиваются в символах. Один из них — это треугольник (а не пирамида) — это символ всезнания и того, что Бог — вездесущ. Глаз – это Всевидящее око. Это образ Бога Отца. То есть Бог вездесущ, он все видит, все знает.

Но в одном все священники солидарны: даже если вы не разбираетесь во всех этих нюансах и тонкостях, главное – иметь Бога в сердце, быть искренним в молитве и соблюдать «золотую середину» во всем.

Некоторые отличия канонического и академического письма

– Канонический и академический стиль написания икон отличаются.Например, в Верхнем храме Спасо-Преображенского собора иконы написаны в академическом стиле, в Нижнем храме — в каноническом, – уточняет протоиерей Александр Маличенко (Спассо-Преображенский собор).

Каноническое письмо:

Неканоническое (академическое) письмо:

  • Ярко выраженная чувственность и эмоциональность.
  • Отсутствие Иисуса Христа или его подмена ангелом.
  • Многочисленные необязательные детали, относящиеся к земному.
  • Возможно отсутствие важных символических элементов.

Молитва Святой Троице

Пресвятая Троица, помилуй нас! Господи, очисти грехи наши, Владыка, прости беззакония наши, Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради!

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

История возникновения праздника

Праздник Святой Троицы посвящен сошествию Святого Духа на апостолов. Произошло это в пятидесятый день после воскресения Христова. Именно с этого момента начала свое существование Церковь Христова. Можно сказать, что праздник Троицы — это своеобразный День рождения Церкви.

А в древности славяне праздновали в это время проводы весны и встречу лета: именно тогда сложилась традиция ходить на кладбище и обметать могилы ветками березы, чтобы умилостивить и успокоить духов умерших предков. Считалось, что в этот день ветви дерева обретают особую целительную силу.

Травы, освященные в церкви, и по сей день принято высушивать и бережно хранить до следующего года. Их используют только в крайнем случае, например, при лечении тяжелых болезней. Отмечали праздник Святой Троицы и на природе. Расстилали на траве зеленые скатерти, специально приготовленные к празднику, караваи украшали цветами и зеленью. Девушки затевали игры и гадания: бросали ложки в березу, чтобы узнать, кто из них выйдет замуж первой, катались на лодках, щедро украшенных зеленью. Для гадания на Троицу принято было плести венки и бросать их в воду. Если утонет веночек - к беде, завертится на месте - к разладу и раздору в семье, поплывет – быть удаче, к скорой свадьбе. Многие из этих традиций исчезают, но и сейчас люди в день Святой Троицы выезжают за город, устраивают праздники, а особо инициативные организуют костюмированные гуляния. Верующие же православные в этот день предпочитают провести в молитве. 2 комментарии

Икона Святой Троицы – что на ней изображено? Об этом мы поговорим, рассмотрев вопрос на примере десяти самых известных икон, изображающих Святую Троицу.

Святая Троица

Один из отцов-основателей античной философии, а вместе с ней и всей европейской цивилизации древнегреческий философ Аристотель сказал: «Философия начинается с удивления». То же можно сказать и о христианской догматике – она не может не вызвать удивления. Миры Толкиена, Энде и Льюиса со всеми их сказочными загадками не тянут даже на тень таинственного и парадоксального мира христианского богословия.

Христианство начинается с великой тайны Пресвятой Троицы – тайны Божией Любви, явленной в одном этом непостижимом единстве. В. Лосский писал, что в Троице мы видим то единство, в котором пребывает Церковь. Подобно тому, как Лица Троицы пребывают неслиянно, но составляют Единое, все мы собраны в единое Тело Христово - и это не метафора, не символ, а такая же реальность, как реальность Тела и Крови Христа в Евхаристии.

Как изобразить тайну? Только через другую тайну. Радостная тайна Боговоплощения позволила изображать Неизобразимое. Икона - символический текст о Боге и святости, явленной во времени и пространстве и пребывающей в вечности, подобно тому, как сказочный лес из «Бесконечной истории» Михаэля Энде, созданный в воображении главного героя, начинает существовать без конца и начала.

Постичь эту вечность мы можем благодаря еще одной, далеко не последней в мире христианского богословия тайне: Сам Бог просвещает каждого христианина вслед за Апостолами, даруя Самого Себя - Святого Духа. Дары Святого Духа мы получаем в Таинстве Миропомазания, Он же пронизывает весь мир, благодаря чему и существует этот мир.

Итак, Святой Дух приоткрывает нам тайну Троицы. И потому день Пятидесятницы - Сошествия Святого Духа на апостолов - мы называем «День Святой Троицы».

Троица и “Гостеприимство Авраама” – сюжет иконы Живоначальной Троицы

Изобразить неизобразимое можно лишь в той мере, в какой оно нам раскрылось. На этом основании Церковь не разрешает изображение Бога Отца. А самым правильным изображением Троицы является иконографический канон «Гостеприимство Авраама», отсылающий зрителя в далекие ветхозаветные времена:

И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного.

Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.

И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.

И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.

И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.

Сюжет о гостеприимном старце, узнавшем Бога в трех мужах, сам по себе трогателен и поучителен для любого верующего: служишь ближнему - служишь Господу. Изображение этого события мы встречаем очень рано.

Мозаика на триумфальной арке базилики Санта Мария Маджоре в Риме создана в V веке. Изображение визуально поделено на две части. В верхней Авраам выбегает навстречу трем мужам (один из них окружен сиянием, символизирующим славу Божества). В нижней - гости уже сидят за накрытым столом, а Авраам им прислуживает. Сарра стоит за спиной у Авраама. Художник передает движение, изобразив старца дважды: вот он дает указания жене, а вот он обернулся, чтобы подать на стол новое блюдо.

К XIV веку канон «Гостеприимство Авраама» уже вполне сложился. Икона «Троица Зырянская» , принадлежавшая, по преданию, кисти свт. Стефана Пермского - несколько видоизмененный ее вариант. Три ангела восседают за столом, под ним лежит телец, а слева внизу стоят Авраам и Сарра. На заднем плане изображено строение с башенкой (дом Авраама) и дерево (Мамврийский дуб).

Изображения могут меняться, но набор символов и персонажей остается прежним: три ангела, служащая им чета, внизу - телец (иногда с закалывающим его отроком), дуб, палаты Авраама. 1580 год, икона «Святая Троица в бытии », окруженная клеймами с изображениями событий, связанных с явлениями Троицы. Интересная деталь: Авраам и Сарра здесь не просто прислуживают за столом, но также за ним сидят. Икона расположена в Сольвычегодском историко-художественном музее:

Более типична, например, икона XVI века из Троице-Герасимовского храма в Вологде. Ангелы находятся в центре композиции, за ними - Авраам и Сарра.

Вершиной русской иконописи считается икона Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым . Минимум символов: три ангела (Троица), чаша (Искупительная жертва), стол (трапеза Господня, Евхаристия), обратная перспектива – «расширяющаяся» от зрителя (пространство иконы, описывающее мир горний, неизмеримо больше мира дольнего). Из узнаваемых реалий - дуб (Мамврийский), гора (тут и жертвоприношение Исаака, и Голгофа) и здание (дом Авраама? Церковь?..).

Это изображение станет для русской иконы классическим, хотя возможны некоторые разночтения в деталях. Например, иногда у среднего ангела на нимбе появляется крест – на иконах так изображают Христа.

Икона Святой Троицы, XVII век

Другой пример: Симон Ушаков более детально изображает трапезу.

Канон «Гостеприимство Авраама» является оптимальным для изображения Пресвятой Троицы: в нем подчеркивается единство сущности (три ангела) и различие ипостасей (ангелы присутствуют в пространстве иконы «автономно» друг от друга).

Поэтому подобный же канон используется при изображении явления Троицы святым. Один из наиболее известных образов – явление Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому :

Неканоничные изображения

Однако были попытки изображать Бога в Троице и иначе.

Крайне редко в западно-европейской и русской храмовой живописи попадается изображение, использовавшееся в иконографии эпохи Ренессанса, где три лика объединены в одном теле. В церковной живописи оно не прижилось из-за явной еретичности (смешение Ипостасей), а в светской - из-за неэстетичности.

Изображение принадлежит кисти Иеронима Косидо, Испания, Наварра

Зато изображение «Троица Новозаветная » встречается часто, хотя в нем присутствует другая крайность - разделение Сущности Божества.

Наиболее известная икона данного канона – «Отечество » новогородской школы (XIV век). На троне восседает Отец в виде седовласого старца, на коленях у него - Отрок Иисус, держащий круг с изображением Святого Духа в виде голубя. Вокруг престола - серафимы и херувимы, ближе к раме - святые.

Не менее распространено изображение Новозаветной Троицы в виде Старца-Отца, по правую руку - Христа-Царя (либо Христа, держащего Крест), а в середине - Святого Духа также в виде голубя.

XVII в., Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева

Как появился канон «Новозаветной Троицы», если изображение Бога Отца, Которого никто не видел, соборно запрещено? Ответ прост: по ошибке. В книге пророка Даниила упоминается Ветхий Денми - Бог:

Воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна. (Дан.7:9).

Существовало мнение, что Даниил видел Отца. На самом деле, точно так же апостол Иоанн видел Христа:

Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег…

(Откр.1:12-14).

Изображение «Ветхий денми» существует само по себе, но является образом Спасителя, а не Троицы. Например, на фреске Дионисия в Ферапонтовом монастыре хорошо виден нимб с Крестом, с которым всегда изображается Спаситель.

Из Католической церкви пришли еще два интересных изображения «Новозаветной Троицы». Употребляются они редко, но также заслуживают внимания.

«Поклонение Святой Троице» Альбрехта Дюрера (картина хранится в венском музее истории искусств): в верхней части композиции изображен Отец, под Ним - Христос на Кресте, а над ними - Дух как голубь. Поклонение Троице оказывает Церковь Небесная (ангелы и все святые с Божией Матерью) и Земная - носители светской (император) и церковной (папа) власти, священники и миряне.

Изображение «Коронование Божией Матери » связано с богородичными догматами Католической Церкви, но вследствие глубокого почитания Пречистой Девы всеми христианами также получило распространение и в Православии.

Богородица на изображениях Троицы, Прадо, Мадрид

В центре композиции изображена Богородица, Отец и Сын держат над Ее головой корону, а над ними парит голубь, изображающий Святого Духа.