Стихотворение "утро" полонский яков петрович. Стихотворение "утро" полонский яков петрович Анализ стихотворения «Утро» Полонского

За окном в тени мелькает

Русая головка.

Ты не спишь, мое мученье!

Ты не спишь, плутовка!

Выходи ж ко мне навстречу!

С жаждой поцелуя,

К сердцу сердце молодое

Пламенно прижму я.

Ты не бойся, если звезды

Слишком ярко светят:

Я плащом тебя одену

Так, что не заметят!

Если сторож нас окликнет

Назовись солдатом;

Если спросят, с кем была ты,

Отвечай, что с братом!

Под надзором богомолки

Ведь тюрьма наскучит;

А неволя поневоле

Хитрости научит!

По небу синему тучки плывут,

По лугу тени широко бегут;

Тени ль толпой на меня налетят

Дальние горы под солнцем блестят;

Солнце ль внезапно меня озарит

Тень по горам полосами бежит.

Так на душе человека порой

Думы, как тени, проходят толпой;

Так иногда вдруг тепло и светло

Ясная мысль озаряет чело.

РАССКАЗ ВОЛН

Я у моря, грусти полный,

Ждал родные паруса.

Бурно пенилися волны,

Мрачны были небеса,

И рассказывали волны

Про морские чудеса.

Слушай, слушай: "Под волнами

Там, среди гранитных скал,

Где растет, сплетясь ветвями,

Бледно-розовый коралл;

Там, где груды перламутра

При мерцающей луне,

При лучах пурпурных утра

Тускло светятся на дне,

Там, среди чудес природы,

Током вод принесена,

Отдыхать от непогоды

На песок легла она.

Веют косы, размываясь,

Чуден блеск стеклянных глаз.

Грудь ее, не опускаясь,

Высоко приподнялась.

Нити трав морских густою

Сетью спутались над ней

И нависли бахромою,

Притупляя блеск лучей.

Высоко над ней горами

Ходят волны, и звучит

Но напрасно там, в пространстве,

Слышны всплески, крик и стон

Непробуден в нашем царстве

Вашей девы сладкий сон…"

Так рассказывали волны

Про морские чудеса,

Бурно пенилися волны,

Мрачны были небеса,

И глядел я, грусти полный:

"Чьи мелькают паруса?!"

Прощай!.. О да, прощай! Мне грустно.

Моих страданий передать

Я не могу тебе изустно,

И не могу, как раб, молчать.

Мы не привыкли лицемерить -

Не доверяя ничему,

Мы не хотели слепо верить

Больному сердцу своему.

И в час прощального привета,

Сгорая пламенем святым,

Друг другу вечного обета

Мы легковерно не дадим.

Быть может - грустное мечтанье! -

На длинном жизненном пути,

В час равнодушного свиданья

Мы вспомним грустное прости.

Тогда мы улыбнемся оба,

Друг другу отдадим поклон -

И вновь простимся, чтоб до гроба

Нас не тревожил счастья сон.

Вон светит зарево над морем! за скалой

Мелькают полосы румяного тумана -

То месяц огненный, ночной товарищ мой,

Уходит в темные пучины океана.

Прости!.. Я звезд ищу, их прежнего следа

Ищу я, - по распутьям ночи ясной

Я видел в сонме звезд красавица звезда

Текла - но, видно, луч ее потух в напрасной

Борьбе с туманами, которых путь ненастный

По небу тянется, как черная гряда.

Лучи небесные, прощайте!.. Взор блуждает.

Где берега? - где море? - где восток!..

Как в сумрачной степи пустынный огонек,

Один маяк вдали - и нет ему затменья,

И светится вдали, как огненный глазок.

Один маяк вдали - нет ему затменья,

И дела нет ему до мрачных облаков,

Как будто видит он ночное приближенье

К нему издалека идущих парусов.

Горит - а на меня наводит утомленье

Печальный шум невидимых валов.

ВАЛЬС "ЛУЧ НАДЕЖДЫ"

Надежды вальс зовет, звучит -

И, замирая, занывает;

Он тихо к сердцу подступает,

И сердцу громко говорит:

Среди бесчисленных забав,

Среди страданий быстротечных -

Каких страстей ты хочешь вечных,

Каких ты хочешь вечных прав?

Напрасных благ не ожидай!

Живи, кружась под эти звуки,

И тайных ран глухие муки

Не раздражай, а усыпляй!.

Когда ж красавица пройдет

Перед тобой под маской черной

И руку с нежностью притворной

Многозначительно пожмет, -

Тогда ослепни и пылай! -

Лови летучие мгновенья

И на пустые уверенья

Минутным жаром отвечай!

ПОСЛЕДНИЙ РАЗГОВОР

Соловей поет в затишье сада;

Огоньки потухли за прудом;

Ночь тиха. - Ты, может быть, не рада,

Что с тобой остался я вдвоем?

Я б и сам желал с тобой расстаться;

Да мне жаль покинуть ту скамью,

Где мечтам ты любишь предаваться

И внимать ночному соловью.

Не смущайся! Ни о том, что было,

Ни о том, как мог бы я любить,

Ни о том, как это сердце ныло,

Я с тобой не стану говорить.

Речь моя волнует и тревожит…

Веселее соловью внимать,

Оттого что соловей не может

Заблуждаться и, любя, страдать…

Но и он затих во мраке ночи,

Улетел, счастливец, на покой…

Пожелай и мне спокойной ночи

До приятного свидания с тобой!

Пожелай мне ночи не заметить

И другим очнуться в небесах,

Где б я мог тебя достойно встретить

С соловьиной песнью на устах!

Вверх, по недоступным

Крутизнам встающих

Гор, туман восходит

Из долин цветущих;

Он, как дым, уходит

В небеса родные,

В облака свиваясь

Ярко-золотые

И рассеиваясь.

Луч зари с лазурью

На волнах трепещет;

На востоке солнце,

Разгораясь, блещет.

И сияет утро,

Утро молодое…

Ты ли это, небо

Хмурое, ночное?

Ни единой тучки

На лазурном небе!

Ни единой мысли

О насущном хлебе!

О, в ответ природе

Улыбнись, от века

Обреченный скорби

Гений человека!

Улыбнись природе!

Верь знаменованью!

Нет конца стремленью

Есть конец страданью!

Ах, как у нас хорошо на балконе

Ах, как у нас хорошо на балконе, мой милый! смотри

Озеро светит внизу, отражая сиянье зари;

Белый там нежится лебедь, в объятьях стихии родной,

И не расстанется с ней, как и ты, друг мой милый, со мной…

Сколько ты мне ни толкуй, что родная стихия твоя

Мир, а не жаркое солнце, не грудь молодая моя!

ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ НЕМАН

Вот Руси граница, вот Неман. Французы -

Наводят понтоны: работа кипит…

И с грохотом катятся медные пушки,

И стонет земля от копыт.

Чу! бьют в барабаны… Склоняют знамена:

Как гром далеко раздается: "Vivat!"

За кем на конях короли-адъютанты

В парадных мундирах летят?

Надвинув свою треугольную шляпу,

Все в том же походном своем сюртуке,

На белом коне проскакал император

С подзорной трубою в руке.

Чело его ясно, движенья спокойны,

В лице не видать сокровенных забот.

Яков Петрович Полонский

Вверх, по недоступным
Крутизнам встающих
Гор, туман восходит
Из долин цветущих;
Он, как дым, уходит
В небеса родные,
В облака свиваясь
Ярко-золотые —
И рассеиваясь.

Луч зари с лазурью
На волнах трепещет;
На востоке солнце,
Разгораясь, блещет.
И сияет утро,
Утро молодое…
Ты ли это, небо
Хмурое, ночное?
Ни единой тучки
На лазурном небе!
Ни единой мысли
О насущном хлебе!
О, в ответ природе
Улыбнись, от века
Обречённый скорби
Гений человека!
Улыбнись природе!
Верь знаменованью!
Нет конца стремленью —
Есть конец страданью!

Поэзию Якова Петровича Полонского (1819 - 1898) современники относили к романтическому направлению, хотя литератор и старался писать злободневные произведения, прославляющие свободу и человеческий гений. Критики отмечали, что поэту удаётся удивительно непринуждённо складывать слова в строки, не обращая внимания на законы стихосложения. Всё это - и романтичность сюжетов вкупе с прогрессивными идеями, и талант создавать лёгкие изящные стихотворения, проявляется в произведении «Утро».

Это стихотворение было создано в 1845 году. Якову Петровичу на тот момент было всего 26 лет, и его юношеский восторг хорошо чувствуется в строках. Хотя бы сама тема произведения полностью передаёт настроение автора - лирического героя: утро - это свежесть, молодость. Незамутнённый избыточностью фраз и правил, поэтический талант молодого Полонского позволил ему, оперируя короткими высказываниями воссоздать атмосферу весеннего утра.

Что заставляет думать, что речь идёт о весне? Автор использует в стихотворении самые свежие и лёгкие эпитеты и образы. Вот поэт, как одарённый живописец, рисует пейзаж:

Вверх, по недоступным
Крутизнам встающих
Гор, туман восходит
Из долин цветущих…

В воображении читающего сразу возникают величественные горы, простираются вдаль прохладные долины, усеянные нежными цветами. Воздух напоён влагой, как бывает ранней весной.

Стихотворение полнится сочными красками:

В облака свиваясь
Ярко-золотые…
Ни единой тучки
На лазурном небе!

Лёгкость поэтического стиля проявляется в обращении со словом. Если оно не умещается в одной строке, поэт изящно переносит его в следующую, где оно идеально вписывается в размер:
Крутизнам встающих
Гор, туман восходит…

Поэт вольно поступает и с ударениями: если оно падает в слове на один слог, но это мешает ритму, то автор легко переносит его на другой, где оно совершенно не портит впечатления от строки.

Преподнеся зрителям-читателям великолепную картину сверкающего (поэт использует самые разные глаголы, чтобы передать блеск природы - «солнце блещет», «утро сияет»), поэт обращает внимание на личность человека:

О, в ответ природе
Улыбнись, от века
Обречённый скорби
Гений человека!

Автор признаёт, что существует некая судьба, сулящая человеку несчастье, но также он верит, что личности под силу разрушить эти злые чары. Он предлагает раскрыть сердце природе, найти в ней прекрасное и с его помощью прекратить страдания. Главное, что нужно делать, по мнению молодого поэта, — это продолжать стараться, прилагать усилия:

Нет конца стремленью —
Есть конец страданью!

В этом почти философском размышлении о человеческой жизни заключается прогрессивный настрой Якова Петровича, гармонично сочетающийся с романтическим взглядом на природу.

Вверх, по недоступным
Крутизнам встающих
Гор, туман восходит
Из долин цветущих;

Он, как дым, уходит
В небеса родные,
В облака свиваясь
Ярко-золотые —
И рассеиваясь.

Луч зари с лазурью
На волнах трепещет;
На востоке солнце,
Разгораясь, блещет.

И сияет утро,
Утро молодое…
Ты ли это, небо
Хмурое, ночное?

Ни единой тучки
На лазурном небе!
Ни единой мысли
О насущном хлебе!

О, в ответ природе
Улыбнись, от века
Обреченный скорби
Гений человека!

Улыбнись природе!
Верь знаменованью!
Нет конца стремленью —
Есть конец страданью!

Еще стихотворения:

  1. Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые, Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые. Вспомнишь обильные страстные речи, Взгляды, так жадно, так робко ловимые, Первые встречи,...
  2. 1 Утро такое, что ветер пропах жасмином Да и сиренью. Время такое, что словно на поле минном Жду со смиреньем Взрыва. Но разве можно в утро такое Думать такое? Ветер...
  3. Утро. Разминку делают краны. «Илы» зорю трубят. Утро. Папы и мамы В ясли сонных несут ребят. Утро. Дворники ширкают метлами. Свежесть. Легкая дрожь. Каблуки — простые и модные — На...
  4. Я проснулся на рассвете — В небе ни единой тучи. А вчера был дождь и ветер, Мир был весь в слезах горючих. Кто ж так высоко-высоко В небе поднялся с...
  5. Только утро любви не забудь, Только утро – как нищая в храме, Мы, внезапно схватившись за грудь, Ничего не увидим за нами. Будет серая тьма жестока, И никто нам уже...
  6. На небе месяц — и ночная Еше не тронулася тень, Царит себе, не сознавая, Что вот уж встрепенулся день,- Что хоть лениво и несмело Луч возникает за лучом, А небо...
  7. Снилось мне утро лазурное, чистое, Снилась мне родины ширь необъятная, Небо румяное, поле росистое, Свежесть и юность моя невозвратная… Снилось мне, будто иду я дорогою, — Ярче и ярче восток...
  8. О, жизнь моя без хлеба, Зато и без тревог! Иду. Смеется небо, Ликует в небе бог. Иду в широком поле, В унынье темных рощ, На всей на вольной воле, Хоть...
  9. Троицыно утро, утренний канон, В роще по березкам белый перезвон. Тянется деревня с праздничного сна, В благовесте ветра хмельная весна. На резных окошках ленты и кусты. Я пойду к обедне...
  10. Крестами колоколен надо утро вышить. О, рукодельный час начавшегося дня! Внимательного неба трепет, ставший выше, узлом захлопывает солнца западня. И облак гладьевый и выпукло, и туго и суету, и труд,...
  11. Брезжит утро. Свет неверный тихой ночи метит грань. Дух упавший в бездну, слышит некий властный глас: восстань! А в пещере тесной, смрадной, в свод ширяяся крылом, Нетопырь трусливо-жадный лик свой...
  12. Ах, улыбнись, ах, улыбнись, во след махни рукой Недалеко за цинковой рекою Ах, улыбнись, в оставленных домах, Я различу на лицах твой взмах. Не далеко за цинковой рекою Где стекла...
  13. За ветхой сторою мы рано затаились, И полночь нас мечтой немножко подразнила, Но утру мы глазами повинились, И утро хмурое простило… А небо дымное так низко нависало, Все мельче сеял...
  14. Но в утро осеннее, час покорно-бледный, Пусть узнают, жизнь кому, Как жил на свете рыцарь бедный И ясным утром отошел ко сну. Убаюкался в час осенний, Спит с хорошим, чистым...
  15. Не клонись-ка ты, головушка, от невзгод и от обид, Мама, белая голубушка, утро новое горит. Все оно смывает начисто, все разглаживает вновь… Отступает одиночество, возвращается любовь. И сладки, как в...
Вы сейчас читаете стих Утро, поэта Полонский Яков Петрович

Вверх, по недоступным
Крутизнам встающих
Гор, туман восходит
Из долин цветущих;

Он, как дым, уходит
В небеса родные,
В облака свиваясь
Ярко-золотые —
И рассеиваясь.

Луч зари с лазурью
На волнах трепещет;
На востоке солнце,
Разгораясь, блещет.

И сияет утро,
Утро молодое…
Ты ли это, небо
Хмурое, ночное?

Ни единой тучки
На лазурном небе!
Ни единой мысли
О насущном хлебе!

О, в ответ природе
Улыбнись, от века
Обреченный скорби
Гений человека!

Улыбнись природе!
Верь знаменованью!
Нет конца стремленью —
Есть конец страданью!

Анализ стихотворения «Утро» Полонского

Стихотворение «Утро», принадлежащее перу Якова Полонского, было написано в 1845 году. Так как Я. П. Полонскому на момент его создания было 26 лет, оно относится к ранним произведениям поэта. Юношеский порыв, который чувствуется на протяжении всего стихотворения, обусловлен именно этим.

Тема произведения - свежесть и красота горного утра, призыв наслаждаться этими видами. Именно в этом поэт видит выход из бесконечной череды страданий. Начало стихотворения - полное жизни описание утренней природы. Поэтом описывается восхождение тумана по «крутизнам» гор. Данная метафора как ничто другое очеловечивает это явление природы.

Яков Полонский описывает утро как период, в котором на короткое время встречают друг друга задержавшиеся на небосклоне звезды и раннее солнце. Лучами их «сияет утро молодое». А после в стихотворение вступает лирический герой. Он поражен лазурностью неба, которое так разительно отличается от мрачности небосклона в ночи. Лирический герой признает, что все материальные и низменные мысли покинули его. Не потому ли, что в такие моменты все вытесняют величие и красота мира вокруг?

Последняя строфа носит философский характер, призыв улыбнуться природе в ответ. Лирический герой считает, что человеческий гений утяжелен скорбью, потому что зависит от диктуемых эпохой условий. И во всей этой борьбе именно природа - знаменование, которому нельзя не верить. Гармония с окружающим миром и есть выход из скорби.

Стихотворение «Утро» легко разделяется на две смысловые части, первой из которых является описание раннего утра, а второй - обращение к гению человека. Произведение разделено на шесть катренов и пятистишье. Строки объединены рифмовкой как внутристрофной, так и междустрофной. Рифмовка перекрестного типа, некоторые строки рифмы лишены. Размер стихотворения - трехстопный хорей.

«Утро» Я. П. Полонского пестрит самыми разнообразными художественными средствами. Огромное количество и эпитетов, которые улучшают визуализацию описаний: «небо хмурое, ночное», » небеса родные», «недоступные крутизны». Не менее важны метафоры: «сияет небо», «встающие горы», «долины цветущие». А вот сравнение в произведении одно: «он, как дым, уходит».

Любопытнее всего выглядит изменение интонационной картины стихотворения. Если первая часть, символизируя неспешность наступающего утра, медлительна и обрывочна, то вторая полна восклицательных предложений. Это и помогает сделать акцент на основной идее, мысли.