Названия греческих мифов. Мифы о богах древней греции

© ООО «Филологическое общество „СЛОВО”», 2009

© ООО «Издательство Астрель», 2009

Начало мира

Когда-то давным-давно во Вселенной не было ничего, кроме темного и мрачного Хаоса. А потом из Хаоса появилась Земля – богиня Гея, могучая и прекрасная. Она дала жизнь всему, что живет и растет на ней. И все с тех пор называют ее своей матерью.

Великий Хаос породил также угрюмый Мрак – Эреб и черную Ночь – Нюкту и велел им сторожить Землю. Темно было на Земле в то время и мрачно. Так было до тех пор, пока не устали Эреб и Нюкта от своей тяжелой, бессменной работы. Тогда они породили вечный Свет – Эфир и радостный сияющий День – Гемера.

Так и пошло с тех пор. Ночь сторожит покой на Земле. Как только опускает она свои черные покрывала, все погружается в темноту и безмолвие. А потом ей на смену приходит веселый, сияющий День, и вокруг становится светло и радостно.

Глубоко же под Землей, так глубоко, как только можно себе представить, образовался ужасный Тартар. Тартар был от Земли так же далеко, как небо, только с обратной стороны. Там царил вечный мрак и безмолвие…

А наверху, высоко над Землей, раскинулось бесконечное Небо – Уран. Бог Уран стал царствовать над всем миром. Он взял себе в жены прекрасную богиню Гею – Землю.

Шесть дочерей, прекрасных и мудрых, было у Геи и Урана и шесть сыновей, могучих и грозных титанов, и среди них величественный титан Океан и самый младший – хитроумный Крон.

А потом у матери Земли родились сразу шесть ужасных великанов. Три великана – циклопы с одним глазом во лбу – могли испугать любого, кто только взглянет на них. Но еще страшнее выглядели три других великана, настоящие чудовища. У каждого из них было по 50 голов и по 100 рук. И они были такие ужасные на вид, эти сторукие великаны-гекатонхейры, что даже сам отец, могущественный Уран, боялся их и ненавидел. Вот и решил он избавиться от своих детей. Он заключил великанов глубоко в недра их матери Земли и не позволил им выходить на свет.

Метались великаны в глубоком мраке, хотели вырваться наружу, но не смели ослушаться приказа своего отца. Тяжело было и их матери Земле, она очень страдала от такого невыносимого бремени и боли. Тогда она позвала своих детей-титанов и попросила их помочь ей.

– Восстаньте против своего жестокого отца, – уговаривала она их, – если вы сейчас не отнимете у него власть над миром, он погубит нас всех.

Но как ни уговаривала Гея своих детей, они никак не соглашались поднять руку на своего отца. Только самый младший из них, безжалостный Крон, поддержал мать, и они решили, что Уран больше не должен царствовать в мире.

И вот однажды Крон набросился на своего отца, серпом ранил его и отнял у него власть над миром. Капли крови Урана, упавшие на землю, превратились в чудовищных гигантов со змеиными хвостами вместо ног и мерзких, отвратительных эриний, у которых вместо волос на голове извивались змеи, а в руках они держали зажженные факелы.

Это были ужасные божества смерти, раздора, мести и обмана.

Теперь в мире воцарился могущественный неумолимый Крон – бог Времени. Он взял себе в жены богиню Рею.

Но в его царстве тоже не было мира и согласия. Боги ссорились между собой и обманывали друг друга.

Война богов


Долгое время царствовал в мире великий и могущественный Крон, бог Времени, и его царство люди называли золотым веком. Первые люди тогда только родились на Земле, и жили они не зная никаких забот. Благодатная Земля сама кормила их. Она давала обильные урожаи. На полях сам собой рос хлеб, в садах созревали чудесные фрукты. Людям только оставалось собирать их, и они трудились сколько могли и хотели.

Но сам Крон не был спокоен. Еще давно, когда он только начинал царствовать, его мать, богиня Гея, предсказала ему, что он тоже потеряет власть. И отнимет ее у Крона один из его сыновей. Вот Крон и беспокоился. Ведь всем, кто имеет власть, хочется царствовать как можно дольше.

Крон тоже не хотел терять власть над миром. И он повелел своей жене, богине Рее, чтобы она приносила ему своих детей сразу же, как только они появлялись на свет. И отец безжалостно проглатывал их. Сердце Реи разрывалось от горя и страданий, но она ничего не могла поделать. Уговорить Крона было невозможно. Так он проглотил уже пятерых своих детей. Скоро должен был родиться еще один ребенок, и богиня Рея в отчаянии обратилась к своим родителям, Гее и Урану.

– Помогите мне спасти моего последнего малыша, – умоляла она их со слезами. – Вы мудрые и всесильные, скажите, что делать мне, где спрятать моего милого сына, чтобы он мог вырасти и отомстить за такое злодейство.

Сжалились бессмертные боги над своей любимой дочерью и научили ее, как ей поступить. И вот приносит Рея своему мужу, безжалостному Крону, длинный камень, завернутый в пеленки.

– Вот сын твой Зевс, – сказала она ему печально. – Он только что родился. Делай с ним что хочешь.

Крон схватил сверток и, не разворачивая его, проглотил. Тем временем обрадованная Рея взяла своего маленького сына, черной глухой ночью пробралась в Дикту и в недоступной пещере на лесистой Эгейской горе спрятала его.

Там, на острове Крит, и рос он в окружении добрых и веселых демонов-куретов. Они играли с маленьким Зевсом, приносили ему молоко от священной козы Амалфеи. А когда он плакал, демоны принимались громыхать копьями о щиты, плясали и громкими криками заглушали его плач. Они очень боялись, что жестокий Крон услышит плач ребенка и поймет, что его обманули. И тогда уже никто не сможет спасти Зевса.

Но Зевс рос очень быстро, его мускулы наливались необычайной силой, и скоро настало время, когда он, могучий и всесильный, решил вступить в борьбу с отцом и отнять у него власть над миром. Зевс обратился к титанам и предложил им вместе с ним бороться против Крона.

И разгорелся великий спор среди титанов. Одни решили остаться с Кроном, другие встали на сторону Зевса. Исполненные отваги, они рвались в бой. Но Зевс остановил их. Сначала он хотел освободить своих братьев и сестер из чрева отца, чтобы уже потом вместе с ними бороться против Крона. Но как заставить Крона отпустить своих детей? Зевс понимал, что одной только силой ему не одолеть могущественного бога. Надо что-то придумать, чтобы перехитрить его.

Тут ему на помощь пришел великий титан Океан, который в этой борьбе был на стороне Зевса. Его дочь, мудрая богиня Фетида, приготовила волшебное зелье и принесла его Зевсу.

– О могучий и всесильный Зевс, – сказала она ему, – этот чудодейственный нектар поможет тебе освободить твоих братьев и сестер. Только заставь Крона выпить его.

Хитроумный Зевс придумал, как это сделать. Он послал Крону в подарок роскошную амфору с нектаром, и Крон, ничего не подозревая, принял этот коварный дар. Он с удовольствием выпил волшебный нектар и тут же изрыгнул из себя сначала завернутый в пеленки камень, а потом и всех своих детей. Один за другим вышли они на свет, и дочери его, прекрасные богини Гестия, Деметра, Гера, и сыновья – Аид и Посейдон. За то время, пока сидели в утробе отца, они стали уже совсем взрослыми.

Объединились все дети Крона, и началась долгая и страшная война их со своим отцом Кроном за власть над всеми людьми и богами. Новые боги утвердились на Олимпе. Отсюда и повели свою великую битву.

Всесильными и грозными были молодые боги, могучие титаны поддерживали их в этой борьбе. Циклопы выковали для Зевса грозные рокочущие громы и огненные молнии. Но и с другой стороны были мощные противники. Могущественный Крон совсем не собирался отдавать свою власть молодым богам и тоже собрал вокруг себя грозных титанов.

Десять лет длилась эта страшная и жестокая битва богов. Никто не мог одержать победу, но и сдаваться не хотел никто. Тогда Зевс решил позвать себе на помощь могучих сторуких великанов, которые все еще сидели в глубоком и мрачном подземелье. Огромные страшные великаны вышли на поверхность Земли и ринулись в бой. Они отрывали от горных хребтов целые скалы и швыряли их в осаждавших Олимп титанов. Воздух разрывался на части от дикого грохота, от боли стонала Земля, и даже далекий Тартар содрогался от того, что происходило наверху. С высот Олимпа Зевс метал вниз огненные молнии, и все вокруг полыхало страшным пламенем, вода в реках и морях вскипала от жара.

Наконец титаны дрогнули и отступили. Олимпийцы сковали их и бросили в мрачный Тартар, в глухую вековечную тьму. А у ворот Тартара встали на страже грозные сторукие великаны, чтобы никогда уже могучие титаны не могли вырваться на свободу из своего ужасного плена.

Но не пришлось молодым богам праздновать победу. Богиня Гея разгневалась на Зевса за то, что он так жестоко обошелся с ее сыновьями-титанами. В наказание ему она породила ужасное чудовище Тифона и послала его на Зевса.

Сама Земля содрогнулась, и вздыбились огромные горы, когда вылез на свет громадный Тифон. На разные голоса выли, ревели, лаяли, кричали все его сто драконьих голов. Даже боги вздрогнули от ужаса, когда увидели такое чудовище. Один только Зевс не растерялся. Он взмахнул своей могучей десницей – и сотни пламенных молний обрушились на Тифона. Грохотал гром, нестерпимым блеском сверкали молнии, вскипала в морях вода – настоящий ад творился на Земле в то время.

Но вот молнии, посланные Зевсом, достигли цели, и одна за другой вспыхнули ярким пламенем головы Тифона. Он тяжело рухнул на израненную Землю. Поднял Зевс огромное чудовище и сбросил его в Тартар. Но и там не успокоился Тифон. Время от времени начинает он буйствовать в своем жутком подземелье, и тогда случаются ужасные землетрясения, рушатся города, раскалываются горы, жестокие бури сметают все живое с лица земли. Правда, теперь уже недолговечно буйство Тифона, выплеснет он свои дикие силы – и затихнет на время, и опять все на земле и на небе идет своим чередом.

Вот так и окончилась великая битва богов, после которой в мире воцарились новые боги.

Посейдон, повелитель морей


Глубоко на самом дне моря живет теперь в своем роскошном дворце брат могущественного Зевса Посейдон. После той великой битвы, когда молодые боги победили старых, кинули сыновья Крона жребий, и Посейдону досталась власть над всеми морскими стихиями. Спустился он на дно морское, да так и остался там жить навсегда. Но каждый день поднимается Посейдон на поверхность моря, чтобы объехать свои бескрайние владения.

Величественный и прекрасный, мчится он на своих могучих зеленогривых конях, и послушные волны расступаются перед своим повелителем. Самому Зевсу не уступает Посейдон в могуществе. Еще бы! Ведь стоит ему взмахнуть своим грозным трезубцем, как поднимается на море неистовая буря, к самому небу вздымаются громадные волны и с оглушительным ревом обрушиваются вниз, в самую бездну.

Страшен могучий Посейдон в гневе, и горе тому, кто окажется в такое время на море. Словно невесомые щепки, носятся по бушующим волнам огромные корабли, пока, вконец изломанные и искореженные, не рухнут они в морскую пучину. Даже морские обитатели – рыбы и дельфины – стараются забраться поглубже в море, чтобы переждать там в безопасности гнев Посейдона.

Но вот его гнев проходит, величественно поднимает он свой сверкающий трезубец, и успокаивается море. Поднимаются из морских глубин невиданные рыбы, пристраиваются сзади к колеснице великого бога, устремляются следом за ними веселые дельфины. Кувыркаются они в морских волнах, развлекают своего могучего повелителя. Веселыми стайками плещутся в прибрежных волнах прекрасные дочери морского старца Нерея.

Однажды Посейдон, как всегда, мчался по морю на своей быстролетной колеснице и на берегу острова Наксос увидел прекрасную богиню. Это была Амфитрита, дочь морского старца Нерея, который знает все тайны будущего и даёт мудрые советы. Вместе со своими сестрами-нереидами она отдыхала на зеленом лугу. Они бегали и резвились, взявшись за руки, водили веселые хороводы.

Сразу полюбил Посейдон прекрасную Амфитриту. Он уже направил могучих коней к берегу и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита испугалась неистового Посейдона и ускользнула от него. Потихоньку пробралась она к титану Атланту, который держит на своих мощных плечах небесный свод, и попросила, чтобы он где-нибудь спрятал ее. Пожалел Атлант прекрасную Амфитриту и укрыл ее в глубокой пещере на дне Океана.

Долго искал Посейдон Амфитриту и никак не мог найти ее. Подобно огненному смерчу носился он по морским просторам; все это время свирепая буря не утихала на море. Все обитатели морские: и рыбы, и дельфины, и все чудища подводные – отправились на поиски прекрасной Амфитриты, чтобы успокоить своего разбушевавшегося повелителя.

Наконец дельфину удалось найти ее в одной из отдаленных пещер. Приплыл он побыстрее к Посейдону и показал ему убежище Амфитриты. Примчался Посейдон к пещере и увез с собой свою любимую. Не забыл он поблагодарить и того дельфина, который помог ему. Он поместил его среди созвездий на небе. С тех пор дельфин так и живет там, и все знают, что есть на небе созвездие Дельфин, только не всем ведомо, как оно там оказалось.

А прекрасная Амфитрита стала женой могущественного Посейдона и счастливо зажила с ним в его роскошном подводном замке. С тех пор редко случаются на море свирепые бури, потому что нежная Амфитрита очень хорошо умеет укрощать гнев своего могущественного супруга.

Пришло время, и у божественной красавицы Амфитриты и властителя морей Посейдона родился сын – красавец Тритон. Сколь красив сын властителя морей, столь и шаловлив. Только подует он в раковину – и сразу заволнуется море, зашумят волны, грозный шторм обрушится на незадачливых мореходов. Но Посейдон, видя проказы своего сына, тут же поднимает свой трезубец, и волны как по волшебству утихают и, нежно шепчась, безмятежно плещутся, ласкаясь о прозрачный, чистый морской песок на берегу.

Морской старец Нерей часто навещает свою дочку, приплывают к ней и ее веселые сестры. Иногда Амфитрита отправляется вместе с ними поиграть на морском берегу, и Посейдон уже не волнуется. Он знает, что она больше не будет от него прятаться и обязательно вернется в их чудесный подводный дворец.

Мрачное царство


Глубоко под землей живет и царствует третий брат великого Зевса суровый Аид. Досталось ему по жребию подземное царство, и с тех пор он там полновластный хозяин.

Темно и мрачно в царстве Аида, ни единый лучик солнечного света не пробивается туда сквозь толщу. Ни один живой голос не нарушает печальное безмолвие этого сумрачного царства, только жалобные стоны мертвых тихим, неясным шелестом заполняют все подземелье. Мертвых здесь уже больше, чем живых на земле. А они все прибывают и прибывают.

Течет на границах подземного царства священная река Стикс, на ее берега и прилетают после смерти души умерших. Терпеливо и безропотно ждут они, когда приплывет за ними перевозчик Харон. Нагружает он свою ладью безмолвными тенями и везет их на другой берег. Только в одну сторону везет он всех, обратно его лодка всегда плывет пустая.

А там, у входа в царство мертвых, сидит грозный страж – трехглавый пес Кербер, сын ужасного Тифона, на шее у него шипят и извиваются злобные змеи. Только он больше сторожит выход, а не вход. Без задержки пропускает он души умерших, но обратно ни одна из них уже не выйдет.

А дальше путь их лежит к трону Аида. Посреди своего подземного царства сидит он на золотом троне вместе со своей женой Персефоной. Однажды он похитил ее с земли, и с тех пор Персефона живет здесь, в этом роскошном, но мрачном и безрадостном подземном дворце.

То и дело подвозит Харон новые души. Испуганные и дрожащие, сбиваются они стайкой перед грозным властелином. Жалко их Персефоне, она готова всем им помочь, успокоить их и утешить. Но нет, не может она этого делать! Здесь же рядом сидят неумолимые судьи Минос и Радамант. Они взвешивают на своих ужасных весах несчастные души, и сразу становится ясно, сколько нагрешил человек в своей жизни и какая участь ожидает его здесь. Плохо приходится грешникам, а особенно тем, кто сам никого не жалел при жизни, грабил и убивал, издевался над беззащитными. Ни минуты покоя не дадут им теперь неумолимые богини мщенья Эринии. Они носятся по всему подземелью за преступными душами, гонят их, размахивая грозными бичами, отвратительные змеи извиваются на их головах. Никуда не скрыться от них грешникам. Как бы хотелось им, хотя бы на секундочку, очутиться на земле и сказать своим близким: «Будьте добрее друг к другу. Не повторяйте наших ошибок. Ужасная расплата ждет всех после смерти». Но отсюда нет пути на землю. Есть только сюда с земли.

Опершись на свой грозный разящий меч, в широком черном плаще стоит возле трона ужасный бог смерти Танат. Только взмахнет Аид рукой, как срывается с места Танат и на своих черных громадных крыльях летит к постели умирающего за новой жертвой.

Но вот как будто светлый луч пронесся по мрачному подземелью. Это прилетел прекрасный юный Гипнос, бог, который навевает сон. Он спустился сюда, чтобы поприветствовать Аида, своего повелителя. А потом опять помчится на землю, где его ждут люди. Плохо им бывает, если Гипнос задержится где-то.

Летает он над землей на своих легких, ажурных крыльях и льет из рога снотворный елей. Нежно касается он ресниц своим волшебным жезлом, и все погружается в сладкий сон. Ни люди, ни бессмертные боги не могут противиться воле Гипноса – такой он могущественный и всесильный. Даже великий Зевс послушно смыкает грозные очи, когда взмахивает прекрасный Гипнос своим чудесным жезлом.

Часто в полетах сопровождают Гипноса боги сновидений. Они очень разные, эти боги, как и люди. Есть добрые и веселые, а есть мрачные и неприветливые. Так и получается: к кому какой бог прилетит, такой сон человек и увидит. Кому-то приснится радостный и счастливый сон, а кому-то тревожный, нерадостный.

А еще бродят по подземному царству ужасное привидение Эмпуса с ослиными ногами и чудовищная Ламия, которая любит по ночам пробираться в детские спальни и утаскивать маленьких ребятишек. Ужасная богиня Геката властвует над всеми этими чудовищами и привидениями. Как только наступает ночь, выходит вся эта жуткая компания на землю, и не дай бог кому встретиться с ними в эту пору. Но с рассветом опять скрываются они в своем мрачном подземелье и сидят там до темноты.

Вот такое оно – царство Аида, страшное и безрадостное.

Олимпийцы


Самый могущественный из всех сыновей Крона – Зевс – остался на Олимпе, досталось ему по жребию небо, и отсюда он стал царствовать над всем миром.

Внизу, на Земле, бушуют ураганы и войны, стареют и умирают люди, а здесь, на Олимпе, царит мир и покой. Никогда здесь не бывает зимы и морозов, не льют дожди и не дуют ветры. Золотое сияние днем и ночью разливается вокруг. В роскошных золотых дворцах, которые построил для них мастер Гефест, живут здесь бессмертные боги. Пируют и веселятся они в своих золотых чертогах. Но и о делах не забывают, ведь у каждого из них есть свои обязанности. Вот и сейчас позвала всех Фемида, богиня закона, на совет богов. Захотелось Зевсу обсудить, как лучше им управлять людьми.

Сидит великий Зевс на золотом троне, а перед ним в просторном зале разместились все остальные боги. Возле его трона, как всегда, богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса крылатая Ника, богиня победы. Здесь же и быстроногий Гермес, посланец Зевса, и великая богиня-воительница Афина Паллада. Сияет своей небесной красотой прекрасная Афродита.

Опаздывает вечно занятый Аполлон. Но вот и он подлетает к Олимпу. Три прекрасные Оры, которые охраняют вход на высокий Олимп, уже приоткрыли перед ним густое облако, чтобы освободить ему путь. И он, сияющий красотой, сильный и могучий, закинув за плечи свой серебряный лук, входит в зал. Радостно поднимается ему навстречу его сестра – прекрасная богиня Артемида, неутомимая охотница.

И тут в зал входит величественная Гера, в роскошных одеждах, прекрасная, светлокудрая богиня, жена Зевса. Все боги встают и почтительно приветствуют великую Геру. Она опускается рядом с Зевсом на свой роскошный золотой трон и прислушивается к тому, о чем говорят бессмертные боги. У нее тоже есть своя постоянная спутница. Это легкокрылая Ирида, богиня радуги. По первому слову своей повелительницы готова Ирида лететь в самые отдаленные уголки Земли, чтобы выполнить любое ее поручение.

Сегодня Зевс спокоен и миролюбив. Спокойны и остальные боги. Значит, все в порядке на Олимпе, и на Земле дела идут хорошо. Поэтому нет сегодня у бессмертных никаких огорчений. Они шутят и веселятся. Но бывает и по-другому. Если рассердится могущественный Зевс, взмахнет он своей грозной десницей, и тут же оглушительный гром сотрясет всю Землю. Одну за другой мечет он ослепительные огненные молнии. Плохо приходится тому, кто чем-то не угодил великому Зевсу. Бывает, что и безвинный становится в такие минуты невольной жертвой безудержного гнева повелителя. Но тут уж ничего не поделаешь!

А еще стоят у ворот его золотого дворца два загадочных сосуда. В одном сосуде лежит добро, а в другом – зло. Зачерпывает Зевс то из одного сосуда, то из другого и бросает пригоршнями на Землю. Всем людям должно доставаться поровну и добра, и зла. Но случается и так, что кому-то достается больше добра, а на кого-то сыплется одно зло. Но сколько бы ни посылал Зевс из своих сосудов добра и зла на Землю, повлиять на судьбу людей он все-таки не в силах. Этим занимаются богини судьбы – мойры, которые тоже живут на Олимпе. Сам великий Зевс зависит от них и не знает свою судьбу.

Когда-то давным-давно во Вселенной не было ничего, кроме темного и мрачного Хаоса. А потом из Хаоса появилась Земля – богиня Гея, могучая и прекрасная. Она дала жизнь всему, что живет и растет на ней. И все с тех пор называют ее своей матерью.

Великий Хаос породил также угрюмый Мрак – Эреб и черную Ночь – Нюкту и велел им сторожить Землю. Темно было на Земле в то время и мрачно. Так было до тех пор, пока не устали Эреб и Нюкта от своей тяжелой, бессменной работы. Тогда они породили вечный Свет – Эфир и радостный сияющий День – Гемера.

Так и пошло с тех пор. Ночь сторожит покой на Земле. Как только опускает она свои черные покрывала, все погружается в темноту и безмолвие. А потом ей на смену приходит веселый, сияющий День, и вокруг становится светло и радостно.

Глубоко же под Землей, так глубоко, как только можно себе представить, образовался ужасный Тартар. Тартар был от Земли так же далеко, как небо, только с обратной стороны. Там царил вечный мрак и безмолвие…

А наверху, высоко над Землей, раскинулось бесконечное Небо – Уран. Бог Уран стал царствовать над всем миром. Он взял себе в жены прекрасную богиню Гею – Землю.

Шесть дочерей, прекрасных и мудрых, было у Геи и Урана и шесть сыновей, могучих и грозных титанов, и среди них величественный титан Океан и самый младший – хитроумный Крон.

А потом у матери Земли родились сразу шесть ужасных великанов. Три великана – циклопы с одним глазом во лбу – могли испугать любого, кто только взглянет на них. Но еще страшнее выглядели три других великана, настоящие чудовища. У каждого из них было по 50 голов и по 100 рук. И они были такие ужасные на вид, эти сторукие великаны-гекатонхейры, что даже сам отец, могущественный Уран, боялся их и ненавидел. Вот и решил он избавиться от своих детей. Он заключил великанов глубоко в недра их матери Земли и не позволил им выходить на свет.

Метались великаны в глубоком мраке, хотели вырваться наружу, но не смели ослушаться приказа своего отца. Тяжело было и их матери Земле, она очень страдала от такого невыносимого бремени и боли. Тогда она позвала своих детей-титанов и попросила их помочь ей.

– Восстаньте против своего жестокого отца, – уговаривала она их, – если вы сейчас не отнимете у него власть над миром, он погубит нас всех.

Но как ни уговаривала Гея своих детей, они никак не соглашались поднять руку на своего отца. Только самый младший из них, безжалостный Крон, поддержал мать, и они решили, что Уран больше не должен царствовать в мире.

И вот однажды Крон набросился на своего отца, серпом ранил его и отнял у него власть над миром. Капли крови Урана, упавшие на землю, превратились в чудовищных гигантов со змеиными хвостами вместо ног и мерзких, отвратительных эриний, у которых вместо волос на голове извивались змеи, а в руках они держали зажженные факелы. Это были ужасные божества смерти, раздора, мести и обмана.

Теперь в мире воцарился могущественный неумолимый Крон – бог Времени. Он взял себе в жены богиню Рею.

Но в его царстве тоже не было мира и согласия. Боги ссорились между собой и обманывали друг друга.

Война богов

Долгое время царствовал в мире великий и могущественный Крон, бог Времени, и его царство люди называли золотым веком. Первые люди тогда только родились на Земле, и жили они не зная никаких забот. Благодатная Земля сама кормила их. Она давала обильные урожаи. На полях сам собой рос хлеб, в садах созревали чудесные фрукты. Людям только оставалось собирать их, и они трудились сколько могли и хотели.

Но сам Крон не был спокоен. Еще давно, когда он только начинал царствовать, его мать, богиня Гея, предсказала ему, что он тоже потеряет власть. И отнимет ее у Крона один из его сыновей. Вот Крон и беспокоился. Ведь всем, кто имеет власть, хочется царствовать как можно дольше.

Крон тоже не хотел терять власть над миром. И он повелел своей жене, богине Рее, чтобы она приносила ему своих детей сразу же, как только они появлялись на свет. И отец безжалостно проглатывал их. Сердце Реи разрывалось от горя и страданий, но она ничего не могла поделать. Уговорить Крона было невозможно. Так он проглотил уже пятерых своих детей. Скоро должен был родиться еще один ребенок, и богиня Рея в отчаянии обратилась к своим родителям, Гее и Урану.

– Помогите мне спасти моего последнего малыша, – умоляла она их со слезами. – Вы мудрые и всесильные, скажите, что делать мне, где спрятать моего милого сына, чтобы он мог вырасти и отомстить за такое злодейство.

Сжалились бессмертные боги над своей любимой дочерью и научили ее, как ей поступить. И вот приносит Рея своему мужу, безжалостному Крону, длинный камень, завернутый в пеленки.

– Вот сын твой Зевс, – сказала она ему печально. – Он только что родился. Делай с ним что хочешь.

Крон схватил сверток и, не разворачивая его, проглотил. Тем временем обрадованная Рея взяла своего маленького сына, черной глухой ночью пробралась в Дикту и в недоступной пещере на лесистой Эгейской горе спрятала его.

Там, на острове Крит, и рос он в окружении добрых и веселых демонов-куретов. Они играли с маленьким Зевсом, приносили ему молоко от священной козы Амалфеи. А когда он плакал, демоны принимались громыхать копьями о щиты, плясали и громкими криками заглушали его плач. Они очень боялись, что жестокий Крон услышит плач ребенка и поймет, что его обманули. И тогда уже никто не сможет спасти Зевса.

Но Зевс рос очень быстро, его мускулы наливались необычайной силой, и скоро настало время, когда он, могучий и всесильный, решил вступить в борьбу с отцом и отнять у него власть над миром. Зевс обратился к титанам и предложил им вместе с ним бороться против Крона.

И разгорелся великий спор среди титанов. Одни решили остаться с Кроном, другие встали на сторону Зевса. Исполненные отваги, они рвались в бой. Но Зевс остановил их. Сначала он хотел освободить своих братьев и сестер из чрева отца, чтобы уже потом вместе с ними бороться против Крона. Но как заставить Крона отпустить своих детей? Зевс понимал, что одной только силой ему не одолеть могущественного бога. Надо что-то придумать, чтобы перехитрить его.

Тут ему на помощь пришел великий титан Океан, который в этой борьбе был на стороне Зевса. Его дочь, мудрая богиня Фетида, приготовила волшебное зелье и принесла его Зевсу.

– О могучий и всесильный Зевс, – сказала она ему, – этот чудодейственный нектар поможет тебе освободить твоих братьев и сестер. Только заставь Крона выпить его.

Хитроумный Зевс придумал, как это сделать. Он послал Крону в подарок роскошную амфору с нектаром, и Крон, ничего не подозревая, принял этот коварный дар. Он с удовольствием выпил волшебный нектар и тут же изрыгнул из себя сначала завернутый в пеленки камень, а потом и всех своих детей. Один за другим вышли они на свет, и дочери его, прекрасные богини Гестия, Деметра, Гера, и сыновья – Аид и Посейдон. За то время, пока сидели в утробе отца, они стали уже совсем взрослыми.

Объединились все дети Крона, и началась долгая и страшная война их со своим отцом Кроном за власть над всеми людьми и богами. Новые боги утвердились на Олимпе. Отсюда и повели свою великую битву.

Всесильными и грозными были молодые боги, могучие титаны поддерживали их в этой борьбе. Циклопы выковали для Зевса грозные рокочущие громы и огненные молнии. Но и с другой стороны были мощные противники. Могущественный Крон совсем не собирался отдавать свою власть молодым богам и тоже собрал вокруг себя грозных титанов.

Миф по своей сути - одна из форм истории, удовлетворяющая присущую человеческому роду потребность в собственной идентификации и отвечающая на возникающие вопросы о происхождении жизни, культуры, отношений людей и природы. Так, греческая мифология оказала достаточно сильное воздействие на развитие античной культуры и в целом на формирование Мифы и легенды Древней Греции хранят прошлое человечества, являясь его историей во всех проявлениях.

Издревле у греков сформировалось представление о вечном, безграничном и гармонически едином Космосе. Их основывалось на эмоциональном и интуитивном проникновениях в таинство этого безграничного Хаоса, источника жизни мира, а человек воспринимался как часть космического единства. На ранних этапах истории легенды и мифы Древней Греции отражали представления об окружающей действительности, играли роль ориентира в повседневной жизни. Данное фантастическое отражение действительности, являясь первоисточником формирования мировоззрения, выражало бессилие человека перед природой, ее стихийными силами. Однако древние не боялись познавать мир, заполненный вселяющими страх Мифы и легенды Древней Греции свидетельствуют о том, что безграничная жажда познания окружающего мира взяла верх над страхом перед неизвестной опасностью. Достаточно вспомнить многочисленные подвиги мифических героев, бесстрашные приключения аргонавтов, Одиссея и его команды.

Мифы и легенды Древней Греции представляют собой древнейшую форму осмысления естественных явлений. Облик непокорной и дикой природы олицетворялся в виде одушевленных и вполне реальных существ. Фантазия населила мир добрыми и злыми мифическими существами. Так, в живописных рощах поселились дриады, сатиры, кентавры, в горах - ореады, в реках жили нимфы, а в морях и океанах - океаниды.

Мифы и легенды Древней Греции от сказаний других народов отличает характерная особенность, заключающаяся в очеловечивании божественных существ. Это делало их более близкими и понятными обычным людям, большинство из которых воспринимало данные предания как свою древнейшую историю. Таинственные, неподвластные пониманию и влиянию простого обывателя силы природы становились более объяснимыми для воображения простого человека.

Народ Древней Греции стал творцом неповторимых и красочных легенд о жизни людей, бессмертных богов и героев. В мифах гармонично сплелись воспоминания о далеком и малоизвестном прошлом и поэтический вымысел. Ни одно другое творение человека не отличается таким богатством и полнотой образов. Этим объясняется их незабвенность. Мифы и легенды Древней Греции подарили образы, часто используемые искусствомв различном осмыслении. Неисчерпаемые легендарные сюжеты часто использовались и до сих пор пользуются популярностью среди историков и философов, скульпторов и художников, поэтов и писателей. В мифах они черпают идеи для собственных произведений и нередко привносят в них какое-то новое соответствующее определенному историческому периоду.

отражая нравственные взгляды человека, его эстетическое отношение к действительности, помогли пролить свет на политические и религиозные институты того времени, понять природу мифотворчества.

Признана фундаментальным явлением всемирной истории. Она послужила основой для культуры всей Европы. Многие образы греческой мифологии прочно зафиксированы в языке, сознании, художественных образах, философии. Всем понятны и привычны такие понятия, как «ахиллесова пята», «узы Гименея», «рог изобилия», «Авгиевы конюшни», «Дамоклов меч», «нить Ариадны», «яблоко раздора» и многие другие. Но нередко, употребляя в речи данные крылатые выражения, люди не задумываются над их подлинным смыслом и историей возникновения.

Древнегреческая мифология сыграла немаловажную роль в развитии истории современности. Ее исследования позволили почерпнуть важную информацию о жизни древних цивилизаций и формировании религии.

Мифы Древней Греции – древние предания, в которых отражено представление древних греков об устройстве мира, обо всех процессах, происходящих в обществе и в природе. Одним словом, – их мировоззрение и миропонимание.

Зачем нам нужно знать мифы?

Можно ведь решить, что это бесполезные, второсортные знания. В наше время точных знаний самым важным кажется умение создавать машины и управлять ими. А мифы – это балласт, который навязываю нам по привычке, по устаревшей, утратившей всякий смысл традиции. Эти знания невозможно применить на практике. Миф о Геракле не поможет строить высотные дома, заводы, гидростанции, а «Одиссея» не подскажет, где искать нефть. Но подобные рассуждения, в конце концов, приведут к отрицанию литературы и искусства вообще. Литература и искусство зародились в недрах мифологии и одновременно с мифологией. Человек, создавая сказания о богах и героях, совершал первый акт творчества и делал первый шаг к самопознанию. Литература и искусство с тех давних времен прошли долгий путь. Чтобы понять этот путь и его результаты, каждый человек сам должен его заново пройти: нельзя, не сделав первого шага, делать последующие шаги.

И потому «каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных творениях величавой древности».

Именно так считает А. С. Пушкин.

В Древнем Риме рабов называли «инструментум вокале» – «говорящее орудие». Раб ничего не знал, кроме своей тачки или весла. Он таким стал не по своей воле, – таким его сделало насилие. В наше время человек, довольствующийся только утилитарными, технологическими знаниями, по доброй воле становится «говорящим инструментом», а тот факт, что он приковывает себя не к тачке, а к компьютеру, ничего не меняет. Компьютер – лишь примета нового времени. Такой «технарь» остается при убеждении, что Геркулес – это всего-навсего овсяная крупа, Орфей – название сигарет, а Орион – магазин хозтоваров.

Почему древнегреческая мифология самая-самая?

Мы называем мифы сказками. Однако для древних они были как нельзя более серьёзными попытками объяснить мир, его происхождение, место и роль в нём человека. Мифы есть и были у каждого народа, однако именно греческая мифология, как никакая другая, оказала глубокое, формирующее и непреходящее влияние на развитие европейской культуры, литературы и искусства.

Почему так получилось?

Греческая мифология не была самой древней. Мифы шумеров, египтян, хурритов были значительно старше.

Греческая мифология не была самой распространенной. Греки никогда и не пытались её распространять, навязывать свои верования другим народам. Их боги прежде всего были богами домашнего очага, враждебными всем посторонним. При этом не агрессивная, совершенно не воинственная греческая мифология совершает поразительные и совершенно бескровные завоевания. По доброй воле ей покорятся, её признают своей римляне и разнесут её до самых отдаленных границ громадной Римской империи. Но и позднее, после тысячелетнего забвения, она возродится и покорит уже не один народ, а всю Европу.

Греческую мифологию называли самой прекрасной, но ведь для каждого народа всё равно ближе и понятнее свои мифы. Эстетические достоинства, конечно, сыграли большую роль в распространении древнегреческой мифологии, но решающими были не они, а качества этические, нравственные.

Человек в древности ещё не мог своим бедным пока разумом объяснить и понять все явления природы, все события окружающего мира. Он не умел мыслить абстракциями, а все, что он видел и знал, били либо предметы мёртвой природы, либо растения и животные, либо он сам. Поэтому все мифические чудовища образуются либо арифметическим наращиванием частей тела (пёс Кербер с тремя головами, у Лернейской гидры голов уже девять, а у гекантохейров по целой сотне рук), либо соединением воедино нескольких существ: человека и змеи, человека и птицы, человека и лошади.

Человек уже знал, что он сильнее и умнее предметов и животных, а раз так, то все опасные и благодетельные силы должны иметь облик человека.

Эллины уподобили богов людям потому, что узнали, что никто не может быть так добр, благороден и прекрасен, как человек; они уподобили богов людям потому, что увидели, что никто не может быть так жесток и ужасен, как человек; они уподобили богов людям потому, что никто не может быть столь сложен, противоречив и неразгадан, как человек.

К антропоморфизму приходят почти все мифологии. Но ни у какой другой он не доходит до такого поразительного реализма, конкретности, почти натурализма.

«Много есть на свете поразительного, но нет ничего поразительнее человека». Так скажет Софокл в своей «Антигоне» только в V веке до н. э. Но эллины, ещё много столетий до Софокла, ещё не умея с такой силой и точностью выразить эту мысль, вложили её в своё первое творение – мифологию, которая была отражением отношений, сложившихся на земле.

Величие греков не в том, что они уподобили богов людям, а в том, что они бесстрашно всматривались в природу челове4ка, перенесенную в бога.

Древний эллин безоговорочный реалист. Его мышление сугубо конкретно. И хотя он поклоняется своим богам, он любознателен, любопытен до нескромности, дерзок и своеволен в своих отношениях с олимпийцами, не говоря уже о богах второстепенных. Сделав богов подобными людям, он идёт в этом уподоблении до конца и наделяет богов всеми человеческими качествами.

Боги не возникли сами по себе, из пустого места, они рождены. Они устают и спят, им нужно есть и пить, они страдают от боли. Боги бессмертны, их нельзя убить, но можно ранить. Их снедают те же страсти и пороки: они завистливы и тщеславны, они влюбляются и ревнуют. Греческие боги хвастливы и злопамятны, при случае могут соврать и обмануть, бывают малодушны и просто трусливы.

Чем же отличались греческие боги от людей? Они сильнее? Да, конечно, но они далеко не всесильны. Не раз случалось, что и люди давали им почувствовать свою силу. Геракл ранит Плутона, вступает в борьбу с Аполлоном, а бога смерти Танатоса ему было достаточно стиснуть покрепче и настращать, чтобы тот отступил. Диомед ранит Афродиту и самого Ареса так, что тот, взвыв не своим голосом, прячется на Олимпе. Они красивее? Но и среди смертных были такие, кто мог сравниться с богами своей красотой.

Боги древних греков были далеки от идеала. Но и из людей греки не придумывали идеальных героев, образцов и примеров для подражания. Они не боялись правды, а правда состоит в том, что человек может быть великим и ничтожным, в нём уживаются возвышенные устремления и постыдные слабости, героический дух и пороки, черты благороднейшие и самые низменные, презренные.

И если человек, обыкновенный смертный, со всеми его недостатками и слабостями, способен на благородство и самопожертвование, на захватывающий дух героизм, которые неведомы ни богам, ни другим живым существам, кроме человека, если он всё меньше полагается на чудо, а больше на самого себя, если мысль человека бесстрашна и неостановима, если он способен восставать даже против богов – для него нет пределов прогресса, его самосовершенствование безгранично.

Эта мифология, любящая человека, верящая в человека, прославляющая человека, не могла не возродиться к новой, очищенной от религиозного содержания жизни в эпоху Ренессанса. Она стала органической частью гуманизма (от латинского «гуманус» - человеческий). С тех пор столетие за столетием художники, композиторы, скульпторы, драматурги, поэты и даже политики припадают к этому неиссякающему источнику, черпают в нём вдохновение, находят недосягаемые образцы.

Мифы древних греков


Мифы Древней Греции – это мифы о пантеоне богов, о жизни титанов и гигантов, о подвигах других мифических (а зачастую и исторических) героев.
Традиционно выделяют два основных типа мифов:

  • космогонические;
  • героические.

Мифы о сотворении мира

Боги

Вначале был Хаос. Никто не может сказать точно, что такое Хаос. Кто-то видел в нём божественное существо, не имеющее определенной формы. Другие (а их было большинство) представляли Хаос как великую бездну, полную творческих сил и божественного семени. Бездна виделась единой беспорядочной массой, тёмной и тяжелой, смесь воды, земли, огня и воздуха. Она содержала в себе все зародыши будущего мира, и из этой наполненной бездны появилась первая пара богов – Уран – Небо и Гея – Земля. От их супружеской связи произошли сторукие великаны – гекантохейры и одноглазые циклопы . Затем Уран и Гея породили великий род титанов . Старшим из них был Океан , бог могучей реки, которая широким голубым кольцом опоясывала всю землю. Дети Урана, которые были либо безобразны, либо свирепы, вызывали у отца страх и отвращение. Не ожидая от детей ни уважения к его отцовской власти, ни благодарности, Урон сбросил их в бездонные бездны Тартара .
Гея слышала доносившиеся их бездонных глубин земли стоны титанов. Она устроила заговор против жестокой власти преступного отца. Младший из титанов – Кронос , который ещё оставался на свободе, поддался уговорам матери. Он подстерёг Урана, вооружившись стальным серпом, и позорно искалечил его (оскопил).
Вытекшая из раны поверженного бога кровь породила трёх страшных богинь мести – Эринний , со змеями вместо волос. Уран, скрытый небесной лазурью, сошел со сцены истории богов.
Вместе с богами родился мир. Из Хаоса твёрдой сушей выделилась земля. Над ней светило молодое солнце, а из туч падали обильные дожди. Постепенно всё стало приобретать знакомый вид. Поднялись первые леса, и вот землю покрыла огромная шумящая чаща. Немногочисленные бродили по неведомым возвышенностям. Озёра выбрали удобные котловины, источники нашли свои гроты, снежный гребень обрисовался на фоне голубого неба. В тёмных просторах ночи сверкали звёзды, а когда они бледнели, птицы приветственной песней встречали зарю.
Миром управлял Кронос вместе с женой Реей. Он боялся, что и у него сын отберет власть, поэтому проглатывал каждого ребенка, которого рожала ему Рея. Так он проглотил пятерых детей. Вместо шестого ребенка Рея подсунула мужу завернутый в пеленки камень. Думая, что это ребенок, Крон проглотил камень, а Рея сошла на землю, где оставила малыша в пещере на попечении у горных нимф . Мальчика назвали Зевсом . Коза Амалтея вскармливала его своим молоком. Эту козу ребенок очень любил. Когда Амалтея сломала рог, Зевс взял его в свои божественные руки и благословил. Так появился рог изобилия , который наполнялся всем, чего пожелает его обладатель.
Прошло время, Зевс вырос и вышел из укрытия. Теперь ему предстояла борьба с отцом. Он посоветовал матери дать Кроносу незаметно рвотное средство. В страшных мучениях Кронос изрыгнул проглоченных детей. Это были молодые прекрасные боги: дочери – Гера , Деметра и Гестия и сыновья Аид и Посейдон .
В это время добрая коза Амалтея умерла. Она оказала своему питомцу ещё одну услугу даже после смерти. Зевс сделал из её кожи щит, который не могло пробить никакое оружие. Так появилась эгида – чудесный щит, с которым Зевс не расставался в битвах.
И первой была битва с отцом. На сторону Кроноса встали другие титаны. Десять лет продолжалась война, которая получила название титаномахия, и без всякого результата. Наконец, Зевс освободил из Тартара циклопов и гекантохейров, помощь которых и решила исход битвы.
Как прежде Уран, теперь Кронос пал в бездну забвения. Новые боги поселились на Олимпе .
Недолго пользовалось новое поколение богов плодами своей победы. Против них восстал род гигантов, сынов Геи – Земли. Одни гиганты были подобны огромных размеров людям, у других тела чудовищ оканчивались клубками змей. Чтобы добраться до Олимпа, гиганты, перебрасывая горы, воздвигли баррикады.
Зевс поражал врагов молниями, ему помогали другие боги. Гиганты не уступали. Молнии не причиняли им вреда. Скалы, бросаемые ими, сыпались, как град, а попадая в море, превращались в острова. Зевс узнал, заглянув в Книгу Предопределений, что победить гигантов может только смертный человек. И тогда Афина привела Геракла .
Наступил решающий день битвы. Боги и богини сплотились вокруг Геракла. Герой вкладывал ежесекундно стрелу в лук и посылал её в гущу нападающих. Тут подоспел Дионис с отрядом своих сатиров верхом на ослах. Эти животные, пораженные диким видом гигантских фигур и шумом самого сражения, подняли такой ужасающий крик, что безумный, непреодолимый страх охватил неприятеля. Уже легко было в сумятице добить бегущих. Только один гигант остался – прекрасный Алкионей. Он был сыном Земли и смеялся над всеми ударами, поскольку ему было достаточно прикоснуться к тому месту, где он родился, как раны мгновенно заживали, и в него вливались новые силы. Геракл схватил его, оторвал от земли – источника силы, унес далеко за пределы его родины и там убил.
Гиганты были детьми Геи. Столь жестокого обращения ср своим потомством престарелая богиня простить не могла. Решив отомстить, она произвела на свет самое страшное чудовище, которое когда-либо видело солнце. Это был Тифон .

У него было огромное человеческое тело от головы до бёдер, а вместо ног вились клубки змей. На голове и подбородке торчали щетиноподобные волосы, всё остальное тело обросло перьями. Он превосходил ростом самые высокие горы и достигал звёзд. Когда он раскидывал руки, правая рука погружалась во мрак далёкого запада, а пальцы левой руки касались места, откуда восходит солнце. Как мячи он перебрасывал гигантские скалы. У этого чудища из глаз вырывался огонь, а из пасти текла кипящая смола. В воздухе он летал, наполняя его криком и шипением.

Когда боги увидели у небесных врат это чудовище, их охватил страх. Чтобы Он не узнал их, боги бежали в Египет и там обернулись на животных. В борьбу с Тифоном вступил только один Зевс, используя в качестве оружия серп, которым когда-то Кронос искалечил своего отца Урана. Ему удалось ранить Тифона, и раненый гигант так сильно истекал кровью, что стали красными Фракийские горы, и с того времени их называют Гемос – Кровавые горы. Наконец Тифон совсем обессилел, и Зевс смог придавить привалил его островом Сицилия . Всякий раз, когда Тифон пытается вырваться из своего заключения, земля Сицилии дрожит, а из пасти поверженного чудовища сквозь кратер Этны вырывается огонь.

Люди

Люди уже были на земле, когда Зевс вступил на небесный трон, и перед их испуганными глазами происходили битвы богов за господство над миром. Существовали различные предания о том, откуда появились люди. Одни утверждали, что люди вышли прямо из лона земли, общей матери всего сущего; другие считали, что леса и горы создали людей, как деревья и скалы; третьи думали, что люди произошли от богов. Но наиболее популярной была легенда о четырёх веках человечества .

Вот что она сообщает:

Сначала был золотой век. Миром правил Кронос. Земля родила всё в изобилии, не понуждаемая к тому трудом земледельца. Реки текли молоком, из деревьев сочился сладчайший мёд. Люди жили, как небожители, – без трудов, без забот, без печали. Их тело не старело никогда, а жизнь они проводили в бесконечных забавах и беседах. Золотой век кончился с падением Кроноса, а тогдашние люди превратились в божественных духов.

Следующий век был серебряный, а значит, намного хуже. Очень медленно развивались люди, целых сто лет продолжалось их детство, в зрелом возрасте их жизнь была коротка и полна лишений. Они были чванливы и злы, не хотели чтить богов, как полагалось и приносить им жертвы. Зевс уничтожил их всех.

Грубое, любящее войну племя жило в бронзовом веке. У людей, имеющих силу гигантов, сердца были как камень. Они не знали железа и всё делали из бронзы – и утварь, и оружие, и дома, и стены городов. Это был героический период. Тогда жили храбрый Тезей и великий Геракл , герои Трои и Фив . Они совершали такие необычайные подвиги, которые в следующем железном веке уже не повторились, а железный век продолжается и поныне.

Другие предания рассказывали, что людей создал один из титанов - Прометей, вылепив их из глины, смешанной со слезами. Он дал им душу из небесного огня, украв несколько искр из солнечной кузницы.

Созданный Прометеем человек был наг и слаб. Фигурой он был подобен образу богов, однако ему недоставало их силы. Хрупкие ногти людей не могли противостоять когтям хищных животных. Сонными призраками блуждали люди, беспомощные перед силами природы, которых они не понимали. Все их поступки были беспорядочны и бессмысленны.

Жалея людей, Прометей вновь прокрался в сокровищницу небесного огня и принёс людям на землю первые тлеющие угли. Запылали очаги в жилищах людей, отпугивая хищных зверей и согревая жителей. Прометей научил людей ремёслам и искусству.

Это не понравилось Зевсу. Он ещё хранил память о недавней битве с гигантами и опасался всего, что исходит от земли. Он приказал Гефесту по образцу бессмертных богинь создать женщину чудной красоты. Каждый из богов наградил эту женщину каким-то особым качеством – красотой, привлекательностью, обаянием, умением уговаривать, льстивым характером. Её одели в золото, увенчали цветами и назвали Пандорой , что означает «всеми одаренная». В приданое она получила плотно закупоренный сосуд, содержимое которого никто не знал.

Посланец богов Гермес привел Пандору на землю и оставил перед домом Прометея. Но мудрый титан сразу почуял подвох. Он отослал женщину и всем другим советовал это делать. Не послушался титана только его брат Эпиметей . Он пленился красотой женщины и немедленно на ней женился. Не имея уже возможности это исправить, Прометей советовал брату хотя бы не открывать сосуд, который Пандоре дали боги. Но любопытная женщина не удержалась и приоткрыла крышку сосуда. В тот же момент на свет вылетели все огорчения, заботы, нужда, болезни и окружили несчастное человечество. А на дне сосуда была надежда. Пандора тут же захлопнула крышку, и надежда осталась внутри. Вот отсюда и произошел фразеологизм «ящик Пандоры ».

Решил Прометей подвохом на подвох отплатить богам. Он убил быка и на две части разделил его: мясо завернул в шкуру и положил отдельно, а в другой части сложил кости, которые сверху накрыл жиром. Затем он обратился к Зевсу: «Какую часть возьмешь, та с тех пор и будет посвящаться богам.». Разумеется, Зевс выбрал ту часть, где был толстый слой жира, будучи уверенным, что под жиром лежат самые нежные куски мяса. Когда верховный бог понял свою ошибку, ничего изменить было невозможно. С тех пор в жертву небесным богам приносят именно эти части животных.

Зевс жестоко отомстил Прометею. Титан был прикован к скале в горах Кавказа по его приказу. Голодный орел прилетал каждый день и выклёвывал у Прометея печень, которая снова отрастала. Безответные стоны сжигаемого горячими лучами солнца титана падали в горные провалы как мёртвые камни.

Люди, лишившись руководства мудрого Прометея, становились порочными и злыми. Попав на землю, боги наталкивались на пренебрежение и оскорбления. Боги считали, что в этом повинна преступная кровь гигантов, пропитавшая землю, из которой лепил Прометей людей. Решено было уничтожить человечество потопом.

Отовсюду ветры согнали тучи. Начались большие дожди. Реки и моря вышли из берегов. Граница между небом и морем исчезла. Человек плыл по полям, по которым недавно ходил за плугом. Уставшие от полёта птицы, не находя себе опоры, падали в пучину. Всё живое обратилось в беспорядочное бегство. Землю охватили запустение и тишина. На вершинах Олимпа боги слышали только дыхание беспредельного моря.

Скрылись самые высокие горы. Над волнами возвышалась только вершина Парнаса в Беотии . Единственный жалкий челн колыхался в безбрежном океане. В нём дрожали от страха два старика – Девкалион и Пирра . Их челн пристал после девяти дней и ночей странствий к вершине Парнаса. Вода начала спадать. Медленно обнажились холмы, потом возвышенные равнины, потом заполненные илом низины, в которых лежали трупы людей и животных.

Старики обратились к дельфийскому оракулу, чтобы узнать, как можно снова заселить землю. Из вещей пещеры они получили ответ: «Идите, прикрыв лицо, и бросайте через голову кости вашей матери». Пирра ужаснулась совету, но мудрый Девкалион правильно понял прорицание: общая мать всего живущего – земля, а кости – её камни.

Супруги закрыли лица покрывалами и в чистом поле бросали за спину камни, и камни превращались в людей. Из камней, брошенных Девкалионом, возникали мужчины, из брошенных Пиррой – женщины. Долго они трудились, а устав, присели отдохнуть.

Вокруг возрождался мир. Из земли, оплодотворённой обильными дождями, рождались растения, животные и птицы. Робко и медленно появлялись первые редкие селения. Их строило рожденное из камня племя, и это племя было более жизнеспособным, закаленным в страдании и труде.

Девкалион, как патриарх, ходил среди своих детей и учил их необходимым в жизни вещам, насаждал почитание богов и ставил храмы.

Зевс видел из окон олимпийского дворца как мир поднимается к новым предназначениям. Он убедился вскоре, что люди не запомнили кару, постигшую их предшественников, во всяком случае, не стали лучше, но больше уже не насылал на них потопа.

Древнегреческое общество прошло долгий путь развития от самого темного, архаического периода до развитой цивилизации. Вместе с развитием общества изменялись и мифы, в которых выражалось его мировоззрение.

Мифы Древней Греции – это мифы о пантеоне богов , о жизни титанов и гигантов, о подвигах других мифических (а зачастую и исторических) героев.

Боги в мифах Древней Греции

Олимпийские боги
Греческие богини
Музы
Имена богов по алфавиту
Аид
Аполлон
Арес
Артемида
Асклепий
Астерия
Астрей
Атлант или Атлас
Афина
Афродита
Бия
Гармония
Геката
Гелиос
Гемера
Гера
Герас
Гермес
Гестия
Гефест
Гея
Гипнос
Гипперион
Деймос
Деметра
Дионис
Зевс
Зел
Иапет
Каллиопа
Кей
Керы
Кето
Клио
Кратос
Крий
Кронос
Лето
Мельпомена
Менетий
Метида
Мнемосина
Мойры
Немезида
Ника
Никта
Нимфы
Океан (мифология)
Оры
Паллант
Пан
Перс (мифология)
Персефона
Плутос
Полигимния
Понт
Посейдон
Прометей
Рея
Селена
Стикс
Талия
Танатос
Тартар
Тейя
Терпсихора
Тефида
Титаны
Уран
Урания
Феба
Фемида
Фетида
Фобос
Форкий
Хариты
Эвтерпа
Энио
Эос
Эпиметей
Эрато
Эреб
Эрида
Эринии
Эрос
Эфир

Герои Древней Греции

Персонажи греческих мифов

Автомедонт
Агава
Агамемнон
Адмет
Андромеда
Антигона (жена Пелея)
Антилох
Ариадна
Ахерон
Беллерофонт
Гекатонхейры
Гектор
Гекуба
Герион
Геспериды

Часть первая. Боги и герои

Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода «Теогония» (Происхождение богов). Некоторые сказания заимствованы также из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и поэмы римского поэта Овидия «Метаморфозы» (Превращения).

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь – Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак – Эреб и темную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо – Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.

Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.

Уран – Небо – воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей – могучих, грозных титанов – было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь – океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце – Гелиоса, Луну – Селену и румяную Зарю – розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов – циклопов с одним глазом во лбу – и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов – сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон , хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных веществ: Таната – смерть, Эриду – раздор, Апату – обман, Кер – уничтожение, Гипнос – сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду – отмщение за преступления – и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

Боги

Картина жизни богов на Олимпе дана по произведениям Гомера – «Илиаде» и «Одиссее», прославляющим родоплеменную аристократию и возглавляющих ее басилевсов как лучших людей, стоящих много выше остальной массы населения. Боги Олимпа отличаются от аристократов и басилевсов лишь тем, что они бессмертны, могущественны и могут творить чудеса.

Зевс

Рождение Зевса

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обретут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию , Деметру , Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона.

Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. По совету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, а там, в глубокой пещере, родился у нее младший сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла своего сына от жестокого отца, а ему дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в пеленки. Крон не подозревал, что он был обманут своей женой.

А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру юные куреты ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестер.

Зевс свергает Крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами

Вырос и возмужал прекрасный и могучий бог Зевс. Он восстал против своего отца и заставил его вернуть опять на свет поглощенных им детей. Одного за другим изверг из уст Крон своих детей-богов, прекрасных и светлых. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром.

Ужасна и упорна была эта борьба. Дети Крона утвердились на высоком Олимпе. На их сторону стали и некоторые из титанов, а первыми – титан Океан и дочь его Стикс и детьми Рвением, Мощью и Победой. Опасна была эта борьба для богов-олимпийцев. Могучи и грозны были их противники титаны. Но Зевсу на помощь пришли циклопы. Они выковали ему громы и молнии, их метал Зевс в титанов. Борьба длилась уже десять лет, но победа не склонялась ни на ту, ни на другую сторону. Наконец, решился Зевс освободить из недр земли сторуких великанов-гекатонхейров; он их призвал на помощь. Ужасные, громадные, как горы, вышли они из недр земли и ринулись в бой. Они отрывали от гор целые скалы и бросали их в титанов. Сотнями летели скалы навстречу титанам, когда они подступили к Олимпу. Стонала земля, грохот наполнил воздух, все кругом колебалось. Даже Тартар содрогался от этой борьбы.

Зевс метал одну за другой пламенные молнии и оглушительно рокочущие громы. Огонь охватил всю землю, моря кипели, дым и смрад заволокли все густой пеленой.

Наконец, могучие титаны дрогнули. Их сила была сломлена, они были побеждены. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму. У медных несокрушимых врат Тартара на стражу стали сторукие гекатонхейры, и стерегут они, чтобы не вырвались опять на свободу из Тартара могучие титаны. Власть титанов в мире миновала.

Борьба Зевса с Тифоном

Но не окончилась этим борьба. Гея-Земля разгневалась на олимпийца Зевса за то, что он так сурово поступил с ее побежденными детьми-титанами. Она вступила в брак с мрачным Тартаром и произвела на свет ужасное стоголовое чудовище Тифона. Громадный, с сотней драконовых голов, поднялся Тифон из недр земли. Диким воем всколебал он воздух. Лай собак, человеческие голоса, рев разъяренного быка, рыканье льва слышались в этом вое. Бурное пламя клубилось вокруг Тифона, и земля колебалась под его тяжкими шагами. Боги содрогнулись от ужаса Но смело ринулся на него Зевс-громовержец, и загорелся бой. Опять засверкали молнии в руках Зевса, раздались раскаты грома. Земля и небесный свод потряслись до основания. Ярким пламенем вспыхнула опять земля, как и во время борьбы с титанами. Моря кипели от одного приближения Тифона. Сотнями сыпались огненные стрелы-молнии громовержца Зевса; казалось, что от их огня горит самый воздух и горят темные грозовые тучи. Зевс испепелил Тифону все его сто голов. Рухнул Тифон на землю; от тела его исходил такой жар, что плавилось все кругом. Зевс поднял тело Тифона и низверг в мрачный Тартар, породивший его. Но и в Тартаре грозит еще Тифон богам и всему живому. Он вызывает бури и извержения; он породил с Ехидной, полуженщиной-полузмеей, ужасного двуглавого пса Орфа, адского пса Кербера, лернейскую гидру и Химеру; часто колеблет Тифон землю.

Победили боги-олимпийцы своих врагов. Никто больше не мог противиться их власти. Они могли теперь спокойно править миром. Самый могущественный из них, громовержец Зевс, взял себе небо, Посейдон – море, а Аид – подземное царство душ умерших. Земля же осталась в общем владении. Хотя и поделили сыновья Крона между собой власть над миром, но все же над всеми ними царит повелитель неба Зевс; он правит людьми и богами, он ведает всем в мире.

Олимп

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина , и много других богов. Три прекрасные Оры охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом широко раскинулось голубое, бездонное небо, и льется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они далекую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.

Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом . Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, божественно прекрасное лицо Зевса. У трона его – богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса крылатая богиня победы Никэ. Вот входит прекрасная, величественная богиня Гера, жена Зевса. Зевс чтит свою жену: почетом окружают Геру, покровительницу брака, все боги Олимпа. Когда, блистая своей красотой, в пышном наряде, великая Гера входит в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса. А она, гордая своим могуществом, идет к золотому трону и садится рядом с царем богов и людей – Зевсом. Около трона Геры стоит ее посланница, богиня радуги, легкокрылая Ирида, всегда готовая быстро нестись на радужных крыльях исполнять повеления Геры в самые дальние края земли.

Пируют боги. Дочь Зевса, юная Геба, и сын царя Трои, Ганимед, любимец Зевса, получивший от него бессмертие, подносят им амврозию и нектар – пищу и напиток богов. Прекрасные хариты и музы услаждают их пением и танцами. Взявшись за руки, водят они хороводы, а боги любуются их легкими движениями и дивной, вечно юной красотой. Веселее становится пир олимпийцев. На этих пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей.

С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей; счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть – все в его руках. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом – зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей – удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп.

Не один Зевс хранит законы. У его трона стоит хранящая законы богиня Фемида. Она созывает, по повелению громовержца, собрания богов на светлом Олимпе народные собрания на земле, наблюдая, чтобы не нарушился порядок и закон. На Олимпе и дочь Зевса, богиня Дикэ, наблюдающая за правосудием. Строго карает Зевс неправедных судей, когда Дикэ доносит ему, что не соблюдают они законов, данных Зевсом. Богиня Дикэ – защитница правды и враг обмана.

Зевс хранит порядок и правду в мире и посылает людям счастье и горе. Но хотя посылает людям счастье и несчастье Зевс, все же судьбу людей определяют неумолимые богини судьбы – мойры , живущие на светлом Олимпе. Судьба самого Зевса в их руках. Властвует рок над смертными и над богами. Никому не уйти от велений неумолимого рока. Нет такой силы, такой власти, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предназначено богам и смертным. Лишь смиренно склониться можно перед роком и подчиниться ему. Одни мойры знают веления рока. Мойра Клото прядет жизненную нить человека, определяя срок его жизни. Оборвется нить, и кончится жизнь. Мойра Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. Никто не в силах изменить определенной мойрами судьбы, так как третья мойра, Атропос, все, что назначили в жизни человеку ее сестры, заносит в длинный свиток, а что занесено в свиток судьбы, то неизбежно. Неумолимы великие, суровые мойры.

Есть и еще на Олимпе богиня судьбы – это богиня Тюхэ , богиня счастья а благоденствия. Из рога изобилия, рога божественной козы Амалфеи, молоком которой был вскормлен сам Зевс, сошлет она дары людям, и счастлив тот человек, который встретит на своем жизненном пути богиню счастья Тюхэ; но как редко это бывает, и как несчастлив тот человек, от которого отвернется богиня Тюхэ, только что дававшая ему свои дары!

Так царит окруженный сонмом светлых богов на Олимпе великий царь людей и богов Зевс, охраняя порядок и правду во всем мире.

Посейдон и божества моря

Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец великого брата громовержца Зевса, колебателя земли Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем. Там, в глубине моря, живет с Посейдоном и его прекрасная супруга Амфитрита, дочь морского вещего старца Нерея, которую похитил великий властитель морской глубины Посейдон у ее отца. Он увидал однажды, как водила она хоровод со своими сестрами-нереидами на берегу острова Наксоса. Пленился бог моря прекрасной Амфитритой и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась у титана Атласа, который держит на своих могучих плечах небесный свод. Долго не мог Посейдон найти прекрасную дочь Нерея. Наконец открыл ему ее убежище дельфин; за эту услугу Посейдон поместил дельфина в число небесных созвездий. Посейдон похитил у Атласа прекрасную дочь Нерея и женился на ней.

С тех пор живет Амфитрита с мужем своим Посейдоном в подводном дворце. Высоко над дворцом шумят морские волны. Сонм морских божеств окружает Посейдона, послушный его воле. Среди них сын Посейдона Тритон, громовым звуком своей трубы из раковины вызывающий грозные бури. Среди божеств – и прекрасные сестры Амфитриты, нереиды. Посейдон властвует над морем. Когда он на своей колеснице, запряженной дивными конями, мчится по морю, тогда расступаются вечно шумящие волны и дают дорогу повелителю Посейдону. Равный красотой самому Зевсу, быстро несется он по безбрежному морю, а вокруг него играют дельфины, рыбы выплывают из морской глубины и теснятся вокруг его колесницы. Когда же взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем, тогда, словно горы, вздымаются морские волны, покрытые белыми гребнями пены, и бушует на море свирепая буря. Бьются тогда с шумом морские валы о прибрежные скалы и колеблют землю. Но простирает Посейдон свой трезубец над волнами, и они успокаиваются. Стихает буря, снова спокойно море, ровно, как зеркало, и чуть слышно плещется у берега – синее, беспредельное.

Много божеств окружает великого брата Зевса, Посейдона; среди них вещий морской старец, Нерей, ведающий все сокровенные тайны будущего. Нерею чужды ложь и обман; только правду открывает он богам и смертным. Мудры советы, которые дает вещий старец. Пятьдесят прекрасных дочерей у Нерея. Весело плещутся юные нереиды в волнах моря, сверкая среди них своей божественной красотой. Взявшись за руки, вереницей выплывают они из морской пучины и водят хоровод на берегу под ласковый плеск тихо набегающих на берег волн спокойного моря. Эхо прибрежных скал повторяет тогда звуки их нежного пения, подобного тихому рокоту моря. Нереиды покровительствуют мореходу и дают ему счастливое плавание.

Среди божеств моря – и старец Протей, меняющий, подобно морю, свой образ и превращающийся, по желанию, в различных животных и чудовищ. Он тоже вещий бог, нужно только уметь застигнуть его неожиданно, овладеть им и заставить его открыть тайну будущего. Среди спутников колебателя земли Посейдона и бог Главк, покровитель моряков и рыбаков, и он обладает даром прорицания. Часто, всплывая из глубины моря, открывал он будущее и давал мудрые советы смертным. Могучи боги моря, велика их власть, но властвует над всеми ними великий брат Зевса Посейдон.

Все моря и все земли обтекает седой Океан – бог-титан, равный самому Зевсу по почету и славе. Он живет далеко на границах мира, и не тревожат его сердце дела земли. Три тысячи сыновей – речных богов и три тысячи дочерей – океанид, богинь ручьев и источников, у Океана. Сыновья и дочери великого бога Океана дают благоденствие и радость смертным своей вечнокатящейся живящей водой, они поят ею всю землю и все живое.

Царство мрачного Аида (Плутона)

Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид. Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нем. Там протекает все леденящая священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги.

Катят там свои волны Коцит и Ахеронт; души умерших оглашают своим стенанием, полным печали, их мрачные берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды источника Леты . По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами асфодела , носятся бесплотные легкие тени умерших. Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света и без желаний. Тихо раздаются их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядших листьев, гонимых осенним ветром. Нет никому возврата из этого царства печали. Трехглавый адский пес Кербер , на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход. Суровый, старый Харон, перевозчик душ умерших, не повезет через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда, где светит ярко солнце жизни. На вечное безрадостное существование обречены души умерших в мрачном царстве Аида.

В этом-то царстве, до которого не доходят ни свет, ни радость, ни печали земной жизни, правит брат Зевса, Аид. Он сидит на золотом троне со своей женой Персефоной. Ему служат неумолимые богини мщения Эринии. Грозные, с бичами и змеями преследуют они преступника; не дают ему ни минуты покоя и терзают его угрызениями совести; нигде нельзя скрыться от них, всюду находят они свою жертву. У трона Аида сидят судьи царства умерших – Минос и Радамант. Здесь же, у трона, бог смерти Танат с мечом в руках, в черном плаще, с громадными черными крыльями. Могильным холодом веют эти крылья, когда прилетает Танат к ложу умирающего, чтобы срезать своим мечом прядь волос с его головы и исторгнуть душу. Рядом с Танатом и мрачные Керы. На крыльях своих носятся они, неистовые, по полю битвы. Керы ликуют, видя, как один за другим падают сраженные герои; своими кроваво-красными губами припадают они к ранам, жадно пьют горячую кровь сраженных и вырывают из тела их души.

Здесь же, у трона Аида, и прекрасный, юный бог сна Гипнос. Он неслышно носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный напиток. Нежно касается он своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противиться ему ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс: и ему Гипнос смыкает грозные очи и погружает его в глубокий сон.

Носятся в мрачном царстве Аида и боги сновидений. Есть среди них боги, дающие вещие и радостные сновидения, но есть боги и страшных, гнетущих сновидений, пугающих и мучащих людей. Есть боги и лживых снов, они вводят человека в заблуждение и часто ведут его к гибели.

Царство неумолимого Аида полно мрака и ужасов. Там бродит во тьме ужасное привидение Эмпуса с ослиными ногами; оно, заманив в ночной тьме хитростью людей в уединенное место, выпивает всю кровь и пожирает их еще трепещущие тела. Там бродит и чудовищная Ламия; она ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови. Над всеми привидениями и чудовищами властвует великая богиня Геката. Три тела и три головы у нее. Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам и у могил со всей своей ужасной свитой, окруженная стигийскими собаками