Что значит "блаженны нищие духом"? Блаженны нищие духом

Спрашивает Дмитрий
Отвечает Руслан Фазлеев, 17.01.2010


Здравствуйте, Дмитрий!

Вы пишете:

Я это выражение понимаю как духовное состояние, когда человек не прикипает к богатству. В каком-то смысле оно почти у всякого мирского человека имеется. Нужно стремиться быть по духу нищим как будто у тебя ничего нет, а не корпеть над своим добром. Не пускать в душу самодовольство обладанием. А оно бывает даже у тех, кого можно считать нищим имеет низкий уровень жизни.

Можно истолковать этот текст и так. Однако весь отрывок говорит о духовных понятиях: алчущие и жаждущие правды, например. Речь идет не о физическом проявлении голода и жажды, а о духовном, т.к. слово "правда" еще переводится как "праведность".

Конечно же, нищий духом не будет "прикипать к богатству". Но Нагорная проповедь касается более глубоких аспектов веры. Апостол Павел отметил, что возможен альтруизм и самопожертвование самого высокого порядка, но если мотивация лишена любви, то пользы от такой свободы от богатства нет:

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

.

Сказано, что в царствии Божьем будут нищие духом. Вопрос: ангелы, жители этого царства, тоже нищие духом? Вопрос не бесспорный, однако судя по тому, как преклоняются эти духовные существа перед величием Бога, очевидно, что они тоже чувствуют свою духовную нищету или зависимость от Бога и они рады этой зависимости, потому что она лишена рабского страха, унижения, но исполнена благоговением перед Богом, Которого они любят более всего во вселенной. Убежден, что у них даже не стоит вопрос между материальными и духовными ценностями, они не искушаются "прикипанием" к богатству.

11 И видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч,
12 которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.
13 И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков.
14 И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков.

.

Многим знакомо это состояние, когда сердце испытывает нищету духа и жаждет и алчет правды Божией.

Пусть добрый Господь поможет всем нам переживать это состояние! И тогда радость от близости самого Вседержителя, несравнимая ни с чем, наполнит наши сердца!

С уважением,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Левин Б.Х.

БЛАЖЕННЫ ЛИ НИЩИЕ ДУХОМ?

"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мат. 5, 3). Эта первая фраза Иисуса из нагорной проповеди смущает словом "нищие". Как можно превозносить нищих (ещё один перевод: бедных), да ещё духом? Да, Иисус полагал, что богатый не войдёт в царство Божие: "Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие" (Мат. 19, 24). Но ведь богатый - материально! Богатство же духовное Иисус, наоборот, активно проповедовал, постоянно уча заповедям Божиим: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков : не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" (Мат. 5, 17 - 20). Мало того, для повышения праведности, то есть духовности (чтобы она превзошла праведность даже "книжников и фарисеев"), Иисус ужесточал заповеди: "Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду" (Мат. 5, 21 - 22); "Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Мат. 5, 27 - 28)... И вдруг: "Блаженны нищие духом"... Так, может быть, разгадка кроется в слове "блаженны"? Что оно вообще означает? В Евангелии по-гречески написано: "счастливы". Синодальный перевод предлагает нам читать по-русски: "блаженны", то есть "будет благо". Разница особенно заметна, если сравнить оригинал с синонимами перевода. Словарь дает следующие синонимы слова "блаженный": безоблачный, благоденственный, благоденствующий, благой, благополучный, благословенный, благоюродивый, благоюродствующий, блаженненький, божий человек, всеблаженный, дурак, дурачок, златой, золотой, присноблаженный, радостный, райский, светлый, святой, сладкий, счастливый, христов человек, юрод, юродивец, юродивый. Не правда ли, почти все эти синонимы весьма далеки от "счастливого"? Поэтому рассматривать по-синодальному "блаженны" мы не будем, а будем - исконно Иисусово "счастливы". Какой же смысл вкладывал Иисус, говоря, что нищие (бедные) духом уже счастливы? Очевидно, самый простой: кому мало надо (для души), тот и рад малому, поэтому нищий духом будет рад (счастлив) всегда. Грубо говоря, идиот всегда улыбается - но это самый крайний случай "блаженного нищего духом". Кого же в целом имел в виду Иисус под нищими духом в своей нагорной проповеди? Для этого надо выяснить, кто подал повод для такого высказывания. Вот, в какой обстановке началась нагорная проповедь: "Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мат. 5, 1 - 3). Тут написано, что увидев народ, Иисус ушёл вверх (от народа) на гору. Не написано, что народ взошёл на гору с ним. Затем Иисус сел. После этого к нему приступили (подошли) ученики. Не написано, где в это время был народ. Очевидно, народ остался внизу горы. Восхождение Иисуса на безымянную гору, где он не просто проповедовал, но и уточнял заповеди, полученные через Моисея, невозможно не сравнить с восхождением самого Моисея на гору Синай, где тот получил заповеди. А во время восхождения Моисея народу было запрещено под страхом смерти приближаться к подножию горы, не то что восходить на гору вслед за Моисеем (Исх. 19, 12). И лишь брат Моисея с двумя сыновьями и "семьдесят из старейшин Израилевых" получили разрешение один раз взойти с Моисеем на гору (Исх. 24, 1). Если стоящего на горе человека ещё видно снизу, то сидящего (а Иисус сел) - намного хуже. Кроме того, сидящего Иисуса обступили ученики. Обычно их было двенадцать, не менее. О том, что Иисус сел, написано, а о том, что сели ученики - нет. Но даже, если они расселись вокруг него, а не обступили, то, вероятно, совсем загораживали Иисуса от народа, который остался внизу горы. Следовательно, Иисус произносил свою нагорную проповедь только ученикам. А народ её не мог слышать. В любом случае, о том, что Иисус обратился с проповедью не к народу, а только к ученикам, написано прямым текстом: "приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их". Оставим только значащие слова: "приступили к Нему ученики... и Он... учил их". "Их" - это учеников. Итак, первое, что сказал Иисус, уйдя от народа, своим ближайшим ученикам: "Блаженны нищие духом". Кого он имел в виду под нищими духом, теперь не трудно догадаться - народ. Чтобы понять, почему Иисус назвал народ нищим духом, следует прочитать предысторию нагорной проповеди, то есть окончание предыдущей главы: "И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях . И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их . И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана" (Мат. 4, 23 - 25). Как видим, Иисус учил и проповедовал в синагогах, то есть повышал духовность в людях, а также лечил телесные болезни. Причём, вначале написано о духовном исцелении, то есть это было главным в деятельности Иисуса. А слух прошёл о нём только как о лекаре : "и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа". Таким образом, уйдя от народа (на гору), который требовал от Иисуса только телесного исцеления, он продолжил духовное исцеление только с ближайшими учениками, которые следовали за ним не ради телесного, а как раз для духовного совершенствования. Следовательно, фраза о нищих духом относилась не к ним, а к народу. И звучит "блаженны нищие духом" не как похвала, а как укоризна, с горечью и сарказмом: "Счастливы, не имеющие духовных потребностей". Это напоминает циничную, ироничную шутку: "Хорошо тому живётся, у кого одна нога - тому пенсия даётся и обувка не нужна". Остался вопрос, почему Иисус считает, что "их есть Царство Небесное"? Можно ответить просто. Счастливы нищие духом, потому что их земные потребности минимальны. Им очень мало нужно для счастья. Довольствуются малым. Им от этого мира особо ничего не надо. Иначе говоря, они не от мира сего, а значит, принадлежат Царству Небесному. Но нищей названа как раз духовность народа, а не его материальность. Народ, следовавший за Иисусом, интересовала, как сказано, лишь материальность, пусть и самая минимально необходимая для жизни в этом мире - исцеление от болезней. Вообще, нищих духом, по определению, духовность не интересует. Нищие духом - это те, кто не имеет духовных потребностей. Тем более, они не имеют потребности в совершенствовании духовности, так как нечего совершенствовать. А Царство Небесное - для духовно совершенных. Вот, как об этом сказал Иисус: "Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим ; и будешь иметь сокровище на небесах" (Мат. 19, 21). А Иисус это сказал тому, кто духовно не был нищ, так как исполнял десять заповедей, кто сам хотел духовно совершенствоваться, сказав: "все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?" (Мат. 19, 20). Тогда, какая логика в том, что не совершенным, а духовно нищим гарантировано Царствие Небесное? Представляется, что объяснение нужно искать по аналогии. По отношению к Царству Небесному нищие духом подобны детям, которых Иисус превозносил ещё больше: "В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном ? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети , не войдете в Царство Небесное ; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном" (Мат. 18, 1 - 4). В силу духовной незрелости, дети не знают, не различают ни добра, ни зла (об этом сказано, например, в Втор. 1, 39). Дети безгрешны. Во всяком случае, не способны осознанно грешить. По-видимому, именно поэтому дети больше всех достойны Царства Небесного, о котором говорил Иисус. В нагорной проповеди Иисус назвал нищих духом первыми, кто достоин Царства Небесного. Позже он назвал таковыми (первыми) детей. То есть нищие духом наиболее близки к детям по уровню готовности к Царству Небесному. И есть лишь один очевидный признак, уравнивающий их: уровень духовного развития. У нищих духом он назван прямо - духовная нищета. У детей не названа причина их готовности к Царству Небесному. Но, понятно, что духовно они также не развиты. Дети рождаются практически с нулевой духовностью, и если они вырастают без человеческого общества, среди зверей, то человеческой духовности в них и не возникает. Духовность в человеке воспитывается людьми же. Духовно нищие недалеко ушли по духовному воспитанию от детей, поэтому "их есть Царство Небесное" наравне с детьми. В таком ракурсе, дети - частный случай духовно нищих. Причём, этот случай настолько очевидный и не требует доказательств, что именно его Иисус привёл в пример своим ученикам без всяких пояснений, хотя обычно "без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все" (Мар. 4, 34). Вот почему "счастливы бедные духом", и почему "их есть Царство Небесное". Как видим, нет ничего привлекательного в том, чтобы быть нищим духом, оставаясь по духовному развитию на уровне детей, и получить за это Царство Небесное. Дети-то не виноваты в своей духовной бедности, но и не имеют заслуг в духовной чистоте, в том, что безгрешны. А вот духовная бедность взрослых - целиком на их совести. Это только богатство материальное не полностью зависит от усилий личности, но во многом - от обстоятельств, а вот духовное - исключительно собственный выбор каждого. Поэтому представляется, что Иисус произнёс фразу "счастливы бедные духом, ибо их есть Царство Небесное" с негативным подтекстом (не с осуждением, но с сожалением), а ни в коем случае не в качестве примера для подражания, коим она выглядит со словом "блаженны" вместо "счастливы" и "нищие" вместо "бедные" (к блаженным и нищим отношение в обществе сочувственное и терпимое, так как от тюрьмы и от сумы никто не застрахован). Действительно, огромная разница между тем, кто уже "счастлив" в этой жизни, ибо он не от мира сего, и тем, кто "блаженен", то есть будет иметь благо в загробном будущем, когда попадёт в Царство Небесное. Счастье нищего - сомнительно. Его же будущее блаженство - привлекательно... Подведём итог. Иисус сказал: "счастливы". Христианский переводчик написал: "блаженны". Как мы увидели, не случайно это слово вызывает сомнение и неприятие. В том числе, и потому, что искажены слова того, чьим именем названа религия переводчика. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Еврейское Священное Писание (Танах), которому соответствует христианский Ветхий Завет (он является переводом Танаха), состоит из Торы (Пятикнижие Моисеево; слово "тора" переводится как "закон"), Невиим (Пророки) и Кетувим (Писания). Иисус упоминает здесь Закон (Тору) и Пророков. Вообще же, обычно, говоря о Торе (Законе), подразумевают весь Танах (письменная Тора), и даже шире - Танах плюс Талмуд (то есть толкования Торы), так как для исполнения законов недостаточно одних лишь их формулировок (например, десяти заповедей), необходимы примеры исполнения и толкования законов. Таким образом, говоря "закон и пророки", Иисус подразумевал всё еврейское Священное Писание, которое имелось на тот исторический момент. Если это не так, то для чего Иисус призывал своих последователей достичь праведности книжников и фарисеев ("Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" Мат. 5, 20), то есть тех, кто наиболее скрупулезно исполнял еврейское Священное Писание? 2. Иота и черта - самые маленькие буквы еврейского (точнее, языка иврит) алфавита (йод и вав, одиннадцатая и седьмая буквы, соответственно). 3. Другой перевод "в синагогах их" - "в местных синагогах", то есть в синагогах Галилеи. 4. Забота о неимущих - одна из важнейших заповедей Ветхого Завета. 5. Блаженен (имеющий благо в будущем) и блаженный (юродивый) - имеет разный смысл, но созвучие, родственность этих слов создаёт ложное впечатление, что это одно и то же.

Николай Левашов

Блаженны нищие духом…

Воистину, высшей степени духовной нищеты стремится достичь автор двух статей, помещённых в Интернет-газете «Православие на Северной земле». Видно, очень ему хочется попасть в Царствие Небесное, ибо сказано в Евангелие от Матфея: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное…». И старается он вовсю достичь этого, столь желанного состояния, чтобы наверняка туда попасть. Видно он НЕВЕЖЕСТВО, в данном случае, своё, возводит в степень высшей благодати. Наши предки разделяли два таких понятия, как НЕЗНАНИЕ и НЕВЕЖЕСТВО. Ибо незнание говорит об отсутствии у человека информации о чём-то, что совершенно нормально и поправимо, чего нельзя сказать о НЕВЕЖЕСТВЕ, которое характеризует нежелание человека принимать те или иные факты по тем или иным причинам. И именно своё НЕВЕЖЕСТВО и демонстрирует в своих статьях автор публикаций обо мне в Интернет-газете «Православие на Северной земле». Дело в том, что автор этих статей никогда НЕ читал ни одной моей книги, на которые он так активно опирается:

«…Как ранее сообщала наша газета, за благими намерениями спасти “ и другие коренные народы России” скрывается попытка возрождения языческого миропонимания с опорой на источники, достоверность которых не доказана и опровергается большинством отечественных и зарубежных историков. В частности, в своих работах “Россия в кривых зеркалах”, “Последнее обращение к человечеству”, академик-оккультист неоднократно ссылается на “Велес-книгу”, более известную образованному российскому читателю как “Славяно-Арийские веды” …»

Для образованного российского читателя, к которому явно не относится автор статей обо мне, хотелось бы сообщить, что в моей книге «Последнее обращение к человечеству» нет ни одного слова ни о «Велесовой книге», ни о «Славяно-Арийских Ведах»! И для того, чтобы хоть немного просветить автора статей, хотелось бы ему сообщить «невероятную новость» - «Книга Велеса» и «Славяно-Арийские Веды» два совершенно РАЗНЫХ документа, которые уж никак напрямую с друг другом не связаны! Роднит их только то, что в них описываются реальные события русского народа.

«Книга Велеса» охватывает двадцать тысяч лет прошлого народа русов после Великого Переселения из Великой Асии (Западной Сибири), вызванного очередным резким похолоданием на землях современной Сибири. А « » охватывают шестьсот тысяч лет прошлого, с момента создания на нашей Мидгард-Земле колонии Белой Расы. Так что, прежде, чем писать какую-либо статью, я бы рекомендовал «автору» хотя бы получить общее представление о том, о чём он пишет. В данном случае, нищета духовная ему уж никак не сможет помочь!

Далее, он называет меня в своей статье академиком-оккультистом! Для справки, слово оккультизм произошло от латинского слова occultus, что означает - тайный, сокровенный. Так вот, если бы автор статей всё же удосужился прочесть хотя бы те мои книги, на которые он ссылается, ему бы стало ясно, что в них я даю людям знания, которые как раз-то и срывают покрывала таинственности с практически всех Матушки Природы! Так что, я как раз-то делаю тайное явным, и именно это очень не нравится этому автору и всем, стоящим за ним. Это, если говорить об истинном значение слова оккультизм. А если говорить о том, что под этим словом понимается сейчас, то к сведению всё того же автора и Ко, хочу сообщить следующее. В моих книгах оккультизм разбивается на все сто процентов, так же, как и мракобесие всех тех, кто этим словом прикрывается!

«…Кроме того, содержание работ пестрит антисемитскими и антихристианскими высказываниями. Например, революция 1917 г. в России безапелляционно именуется “Великая Иудейская революция”, а христианство - “иудейской сектой”, навязанной русскому народу князем Владимиром...»

Надо же, как «круто» завернул! Безапелляционно! Действительно, разве это иудейская революция?! Подумаешь, иудеи-миллиардеры, большинство которых проживало в США, практически полностью финансировали, как Первую «русскую» революцию 1905 года, так и Вторую «русскую» революцию 1917 года! Подумаешь, Яков - американский миллиардер - «одолжил» «русским» революционерам 200 миллионов долларов! И это только он! Но ведь кроме него в этом участвовали Нью-Йоркская биржа и целый ряд миллиардеров и миллионеров - Морган, Рокфеллер, Томсон, Георгий Ллойд, Яков Кубин, Коберт Минор и многие, многие другие. «Просто» совершенно «случайно» подавляющее большинство из них были по национальности иудеями. Совершенно «случайно» практически все вожди «русской» революции оказались иудеями по национальности! Совершенно «случайно» , более известный, как Лев Троцкий, заявлял следующее:

«...Мы должны превратить Россию в пустыню, населённую белыми неграми, которым мы дадим такую тиранию, которая не снилась никогда самым страшным деспотам Востока. Разница лишь в том, что тирания эта будет не справа, а слева, и не белая, а красная, ибо мы прольём такие потоки крови, перед которыми содрогнутся и побледнеют все человеческие потери капиталистических войн».

Вождь и создатель Красной Гвардии, затем – Народный комиссар по военным и морским делам, председатель Революционного Военного Совета, Лейба Давидович ТРОЦКИЙ (БРОНШТЕЙН).

Совершенно «случайно» более чем 90% всех руководящих постов в СССР занимали иудеи по национальности, а остальные были женаты на иудейках. Просто совершенно «случайно» большинство из них известны под своими псевдонимами, а не под своими настоящими фамилиями. Если кому интересно, более подробно об этом можно прочитать в книге Андрея Дикого «Евреи в ». Кстати, никто и никогда не опроверг информацию из этой книги, а только старательно замалчивают её. А насчёт иудейского финансирования революций в России, образованный читатель может прочитать в книге крупного американского учёного-экономиста Энтони Саттона «Уолл-стрит и большевицкая революция» («Wall Street and Bolshevik Revolution» by Antony C. Sutton).

Совершенно «случайно» с «русской» революции начался геноцид русского и других коренных народов Российской империи, и было уничтожено около СТА МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК! И уничтожался цвет нации и не только аристократия и дворянство, но и рабочий класс, и трудовое крестьянство. Уничтожались СИЛЬНЫЕ ЛЮДИ русского и других коренных народов - всё в соответствии с заповедями Бога Яхве из Торы и Ветхого Завета:

11. О том, что царь позволяет Иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, ИСТРЕБИТЬ, УБИТЬ и ПОГУБИТЬ ВСЕХ СИЛЬНЫХ в народе и в области, которые во вражде с ними, ДЕТЕЙ и ЖЁН, и ИМЕНИЕ ИХ РАЗГРАБИТЬ.

(Ветхий Завет. Книга Есфирь. Глава 8. Царь разрешает мстить врагам Иудеев).

11. И открыты будут ворота твои всегда, ни днём ни ночью не будут они затворяться, чтобы НЕСЛИ ТЕБЕ БОГАТСТВО НАРОДОВ, а ЦАРИ ИХ приведены будут, как РАБЫ.

12. Ибо ТОТ НАРОД и ТО ЦАРСТВО, что НЕ БУДУТ СЛУЖИТЬ ТЕБЕ, ПОГИБНУТ, и НАРОДЫ ЭТИ ИСТРЕБЛЕНЫ БУДУТ.

…………………………………………….

16. И будешь ты пить молоко, БРАТЬ ВСЁ ЛУЧШЕЕ У НАРОДОВ, из грудей царских пить молоко, и узнаешь, что я - Бог, Спаситель и Избавитель твой, Владыка Яакова.

(Пятикнижие и гафтарот. Книга «Дварим», Йешаягу LX, 2-5, 9-16, 1286-1288)

И это только несколько отрывков из и Торы, а в этих «святых» книгах таких «призывов» Бога Яхве к своему избранному народу множество! И любой мало-мальски думающий человек в современной России своими собственными глазами видит, в чьих руках богатства России, и какой национальности эти люди. Сопоставить тексты этих «святых» книг и то, что происходит в реальности в России, сможет даже ребёнок! Но подобные процессы происходят не только в России! Так что, я в своих книгах просто называю вещи своими именами, а это «почему-то» очень уж не нравится автору статей. Это тем более странно, что после «русской» была ограблена церковь и сотни тысяч священников и верующих были репрессированы, и многие из них расстреляны. Почему же так горячо переживает автор статьи религиозной газеты о том, что я называю революцию в иудейской!? При этом автор этих статей пишет:

«…При этом в работах напрочь отсутствует грамотная ссылка на какие-либо исторические источники».

И опять-таки автор этих статей попадает «пальцем в небо», ибо в моих приводятся ссылки на оригинальные документы, а не мнения кого-то по поводу того или иного документа. Никто ещё не смог опровергнуть ни одной позиции в моих книгах. Наоборот, всё больше и больше открывается фактов, как научных, так и исторических, полностью подтверждающих мои положения. Из-за того, что никто не может ничего опровергнуть, все те, кому моя информация стоит «поперёк горла» и имеют хоть какое-то соображение, предпочитают промолчать, чем нести абсолютную несуразицу, как это сделал автор этих статей. Но автор этих статей не только нечистоплотный человек, он к тому же ещё и откровенный лжец! И если он глубоко верующий человек, то, как он мог лгать и клеветать без зазрения совести?! Или, как говорится, для него цель оправдывает средства!?

«Искажение отечественной истории “левашовцами”, опора на ложную , отрицающую традиционные ценности русского народа, просто несовместимы со здоровым патриотизмом, - подчеркнули молодые патриоты в интервью нашей газете…»

Интересно было бы узнать, это свободное творчество самого автора статей, который не только написал сценарий своей «пьесы», но и сам исполняет и все главные «роли» в этом спектакле!? Ибо, если так заявили молодые «патриоты», то мне искренне жаль этих молодых людей, которые ради собственной выгоды готовы предавать и лгать! Для всех, действительно интересующихся правдой, могу предложить просмотреть видеозапись моей встречи с молодыми «патриотами», которым предлагались только реальные факты из той самой истории и ни один из них во время встречи не только не опроверг ничего, но даже и не возмущался «искажениями» истории. Наоборот, во время встречи с этими молодыми людьми я привёл реальные факты действительно великого прошлого русского народа, созданной нашими великими предками цивилизации, из которой вышли и цивилизация легендарной Атлантиды, Древнего Египта, Древнего Китая, !

Но видно молодых «патриотов» не устраивает такое великое прошлое, зато их устраивает сфабрикованное Романовыми и их продолжателями - большевиками - прошлое, в котором славяне в целом, и русские в частности, только в десятом веке вылезли из берлог и всем хорошим, что в России есть, обязаны просвещённому Западу! И никто никакой финансовой помощи им не предлагал, ибо все выделяют для деятельности своё личное время на добровольных началах. Я на видеоконференции с молодыми «патриотами» говорил им, что если они решат присоединиться к Движению, то должны быть готовы к безкорыстному служению своему народу не ради своей личной выгоды, а ради будущего русского и других коренных народов России. Видно им предложили другое, думаю, не надо пояснять, что!

Жалко только, что у таких молодых людей нет ни чести, ни совести, и они готовы идти по трупам, лишь бы им было выгодно. Видно они пришли на встречу, ожидая, что им предложат деньги и карьерный рост, но им этого не предложили, а предложили служение своему народу. Но они предпочли свои «тридцать сребреников», это их выбор, если их не замучает совесть. Но, скорее всего, у них её нет!..

А теперь ещё немного слов об авторе этих статей. Он сообщает своим читателям, что в своей книге « » я опираюсь на недостоверные источники. Только хотелось ему ещё раз напомнить: прежде чем писать о чём-то, желательно всё-таки хотя бы прочитать то, что критикуешь! Ведь в этой моей книге основными моими источниками были… ВЕТХИЙ ЗАВЕТ и ТОРА! Ну, что ж, если он считает, что это источники недостоверные… буду вынужден с ним в этом согласиться…

22 Июнь 2013

Это текст из блога http://gilliland.livejournal.com бывшего вице-мэра Самары Джона Шемякина:

Речь зашла про известную многим интеллигентам фразу: "Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное" (Мф.5:3).

В греческом оригинале, извините за транслит: "Makarioi hoi ptohoi to pneymati hoti ayton estin he basileia ton oyranon".

Кстати говоря, в синодальном переводе евангелия от Луки "блаженны нищие духом, ибо ваше есть царство божие" (Лк.6:20) допущена оговорённая неточность - греческий текст был "гармонизирован". В греческом оригинале у Луки сказано: "Makarioi hoi ptohoi, hoti humitera estin he basileia toy Theoy", т.е у Луки просто о "нищих" говорится, а не про нищих духом. Но это так, к слову.

Когда интеллигентные верующие начинают мне рассказывать варианты трактовки фразы про "нищих духом", мне всякий раз очень любопытно их слушать. Редко в каком вопросе человек раскрывается так полно, выговаривается столь неосторожно, как в этом.

Обычно люди не принимают в расчёт следующие обстоятельства:

1. Греческое слово "птохос" (одновременно могущее быть как существительным, так и прилагательным) означает как "нищий", так и "бедный", "лишённый".

2. "Нищий" означает нуждающийся. В русском языке не употребляется конструкция "нищий - чем" (не просто выговорить нищий пищей). В греческом подобная конструкция типична.

3. В принципе, птохос можно перевести как "бедный" (английские версии переводов оперируют именно этим словом): "Счастливы те, кто знает, что они бедны духом..." . В библии короля Якова: "Блаженны бедные духом (poor in spirit)". Подчёркиваю - бедные (poor), а не нищие (beggars).

4. Обращает на себя термин "to pnevma" (известный нам по пневматике и пневмонии). В раннегреческой философии, как мы все прекрасно знаем, "пневма" часто обозначала воздух как одну из четырёх стихий. У стоиков "пневма" - фактор космический, это космическое дуновение или космический ветер, придающий телам разные качества. Человеческая душа у стоиков - это "тёплая и огненная пневма". И "всё едино в силу единого дыхания ("пневмы") и напряжения, связующего небесное с земным", как указывает 778 фрагмент собрания стоических текстов фон Арнима. Огненная пневма у ранних христиан, через неоплатоников, трансформируется в одну из божественных ипостасей - святого духа (Pneyma Agion). Напомню, что дух святой нисходит на апостолов в виде огненных языков (Деян.2:1-4).

5. Матфей не случайно использует термин "пневма". Он не использует, например, термин psyche (дыхание, душа, дух) и noos (ум, разум, мысль).

6. В 1-м послании Коринфлянам (1 Кор.15:44) вообще противопоставляется "пневматическое" и "психическое". "Сеется тело душевное (psychikon), восстаёт тело духовное (pneymatikon)".

7. У Матфея выражение "нищие духом", соответственно, совсем не о том, что обыкновенно понимает масса интеллигентных верующих. Это как с "Царствием божьим". Люди отчего то воображают себе всякие пасторали, а царствие то божье - понятие эсхатологическое, обозначающее конец этого мира, конец земной истории, по Апокалипсису, новую землю и новое небо.

8."Нищие духом" у Матфея - это не нищие, не смиренные, не уничижающие себя и даже не простецы в духе графа Толстого. "Нищие духом" - это понятие, обращающее внимание верующих на время земного торжества учения, т.е. на утверждение правды (системы христианских ценностей), противопоставляемой другим правдам (ценностям). Нищие духом - взыскующие борцы. Нуждающиеся в пневме, в божьем дыхании. Не юродивые идиоты, а бойцы. Вот чего русскому православию решительно не достаёт, на мой взгляд, так это растолкования "нищеты духа" прихожанам.

В современном русском языке слово "блаженный" нередко используют только при обозначении человека с отклонениями в психике и в поведении. В Библии же русским словом "блаженный" переведено греческое "макариос". От него-то и произошли славянские мужские имена Макар и Макарий. Сегодня мы бы перевели их так: Макар значит "везучий". Например, моего прадеда по отцу звали Макарий. Вероятно, его родители очень надеялись, что их сыну когда-то очень повезет и он будет благословенным. Итак, записанные в Евангелии слова Иисуса, "блаженны нищие духом", можно понимать следующим образом: "счастливы", "благословенны" нищие духом.

О блаженстве каких нищих говорит Спаситель? О тех, что ночуют в подземных переходах или просят милостыню на вокзалах? Конечно, нет. Это звучало бы слишком жестоко и цинично. Они, скорее, несчастные, потерявшиеся в этой суровой жизни люди. О них вряд ли можно сказать, что они счастливы. Им не завидуют. Им, в лучшем случае, сочувствуют.

Когда Иисус сказал: "Блаженны нищие...", это, прежде всего, означало следующее. Счастливы те верующие, которые сознают, которые вдруг поняли, что им в этой жизни чего-то очень недостает. Недостает настолько, что они готовы просить об этом Бога, подобно нищим.

Однако чем блаженны нищие или кем? Духом. А что это? Или кто это? Уже в первой главе книги Бытие мы читаем о том, что Дух Божий принимал участие в созидании жизни на земле. Дух Божий-это не только явление Бога, присутствие Господа, Его сопричастность жизни всего сущего, это Он Сам. Блаженные нищие духом (или Духом) - это те, кому недостает Бога, кто жаждет еще большего Его присутствия, большего Его участия в своей жизни.

Блаженные нищие духом-это те, кто способен испытывать чувство духовного голода так же остро, как другие люди страдают от голода при недостатке, скажем, хлеба. Это те, кто способен испытывать чувство голода, ощущая недостаток молитвенной жизни, чтения или слышания слов Священного Писания. Как нищий теряет смысл существования, когда ему не хватает хлеба, так и настоящие христиане теряют интерес ко всему, когда в их жизни недостает Бога и слов, от Него исходящих.

Кто же со всем этим не согласится? Пожалуй, все верующие хотят, чтобы так и было. И если верующие люди в чем-то похожи друг на друга, то именно в этом: в своей склонности к молитве и размышлению о Боге. Но кто же из них те, в ком жива благословенная нищета?

В одной из церквей города Ростова-на-Дону, где некоторое время мне довелось служить пастором, есть престарелая сестра, очень добрая, мягкосердечная женщина. Ее зовут Нина Георгиевна. Случилось так, что она оказалась в доме престарелых. Навещая ее, я не раз слышал от нее такие слова: "Отсюда каждый день выносят. Но вы за меня не переживайте. Здесь хорошо: кормят, гроб оплачивают. И я совсем не боюсь смерти. Я уверена в моем Спасителе". Удивляясь и радуясь ее вере, слушая ее размышления, исполненные надежды, я невольно спрашивал себя: как и почему она попала в дом престарелых? Ведь она сама по доброй воле приехала сюда доживать жизнь, отказавшись от приюта у сестер по вере, которые предлагали ей жилье и уход. У нее есть пенсия, и не самая маленькая, есть квартира в центре города, и не самая плохая, она была в состоянии почти полностью обслуживать себя. И еще у нее есть взрослые дети, которым очень нравится все, что есть у мамы, и все, что можно от нее получить. Да вот только она сама им не нужна. И теперь, прожив жизнь и буквально все отдав своим детям, она сидит в доме престарелых и глядит в окно, едва надеясь на то, что ее дети, пользуясь от нее благословениями, вспомнят о ней. Но, увы, их память коротка...

Однажды я возвращался из хлебного магазина домой. Дело было летом, стоял погожий солнечный день. Мой путь лежал мимо маленькой православной церкви. Это приземистое здание из белого кирпича, само по форме напоминающее увеличенных размеров кирпич. В этом нет ничего удивительного. Здание, построенное в семидесятые годы, служило комсомольским штабом по наблюдению за общественным порядком. Штаб приказал долго жить, а строение, которое оказалось бесхозным, передали местной епархии. Вскоре его превратили в церквушку. Так вот, прохожу я мимо и вижу: из дверей выходят смеющиеся и счастливые жених и невеста, рядом машины в лентах и кольцах, много цветов, празднично одетые друзья и родители молодоженов. Друзья молодых были уже явно навеселе. Да это и понятно, все-таки свадьба...

Но вот что интересно. Как вы думаете, зачем эти люди приезжали? За благословением. И они его, конечно, получили, вероятно, щедро заплатив за него. По всему было видно - не нищие, заплатить могут. И вот теперь они, получив желанное благословение, сядут в машины и умчатся обогащенные им в новую счастливую жизнь. И дай Бог им многие лета счастья. Пусть на этом свете будет больше счастливых людей!

Но сейчас речь не о них. Давайте обратим наши мысли к Тому, Кто дает просимые благословения. Что случится с Ним, то есть с Богом? Будет ли Он с этого дня, с этого мгновения жить в сердцах своих детей, которые воспользовались Его благословением? Будет ли Он жить в них как полноправный и важнейший участник жизни? Будет ли Он царствовать как Тот, Кто дал им эту жизнь да еще и благословил ее? Или же Бог останется в той церквушке, окруженный ветхими ритуальными предметами? Люди в который раз скажут Богу: "Жизнь коротка, мы спешим. Благословения Твои нам, конечно, пригодятся. Ты же, Господи, оставайся в храме и жди, когда Тебя посетят Твои благодарные за благословения дети". Может быть, когда-нибудь и вспомнят...

Христос говорит не о блаженстве нищих благословениями и не о тех, кому их не хватает так, что они готовы платить деньги. Благословений, пожалуй, многим не хватает. Так вот, блаженны не те, кому благословений от Бога недостает, а кому необходим Сам Бог; необходимы Его присутствие, Его характер, Его заповеди; необходим Он Сам как Родитель, как Отец.

Нельзя "сдавать" своего Небесного Отца в дом престарелых. Подобный шаг глубоко ошибочен.

Славным и замечательным является то, что Библия полна жизненных примеров счастливого осознания духовной нищеты. Обратимся к одному из них.

В Псалме 85:1 читаем: "Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ".

Удивительно, о своей бедности и нищете говорит царь Давид . Ведь это один из самых богатых людей своего времени. Он, как бы мы сегодня выразились, стал главным спонсором архитектурного шедевра, Иерусалимского Храма. Ему не нужны были ни благословения за деньги, ни пожертвования из скудных пенсий своих сограждан. Он не искал спонсоров среди богатых предпринимателей-язычников и не обращался к бандитам, чтобы те от своих щедрот выделили деньги на богоугодное дело. Нет и нет. Давид самолично накопил столько средств, что оказался в состоянии финансировать "седьмое чудо света" (см. 1 Пар. 22:14-16). По нашим меркам, он был сверх-, супер-, мультимиллионер. Если бы к тому времени уже существовала эллинская математика, то и она, пожалуй, нашла бы затруднительным выразить в цифрах состояние израильского царя Давида. История свидетельствует о том, что древний Иерусалимский Храм был огромен и необыкновенно красив. Сын Давида Соломон умело распорядился накоплениями отца, который завещал ему осуществить строительство. Со всех концов света люди стремились приехать в Иерусалим и хотя бы раз взглянуть на Храм. Дух захватывало от его роскоши и великолепия. И во многом все это возникло благодаря богатству царя Давида.

Но вот этот царь в молитве произносит такие слова: "Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ". Что же это, позерство или юродство баснословно богатого монарха? Или же ясное осознание своего подлинного внутреннего состояния перед Богом? К счастью, последнее. Давид потрясен, каким нищим, убогим и бедным остается даже самый богатый и великий человек только потому, что он всего лишь человек и без Бога просто прах. Он нищ, потому что осознал себя грешным перед Господом. Давид остро ощутил свое чудовищное одиночество вдали от Создателя. Он жаждет Бога. Ему недостает небесного водительства. Он просит Господа восполнить этот недостаток. Такой перед нами предстает счастливая нищета.

В Евангелии от Луки 11:13 приведены следующие слова Иисуса: "Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него".

Вот какая нищета бесценна в очах Божиих. Вот о каком Духе следует просить. Вот о каком недостатке нас призывает задуматься Христос. И этот недостаток, недостаток присутствия Божьего, Его Святого Духа, Господь всегда готов восполнить и со делать нас богатыми.

Наша с вами жизнь устроена, увы, так, что ни один человек не может пройти по ней, не пережив потери. Потери близкого человека, друга, родственника. Говорят, что, по статистике, каждый человек на земле, в среднем к 25 годам, обязательно переживает потерю близкого человека, то есть сталкивается со смертью. О чем мы скорбим, когда случается подобное? О том, что потеряли какие-то возможности, которые у нас были при жизни этого человека? Или о том, что потеряли из-за этой несвоевременной кончины какие-то вещи, деньги, которые могли бы получить? Можно ли назвать подобные переживания любовью к почившему? Пожалуй, это даже не скорбь. Это, скорее, естественная боль раненого эгоизма. Когда же уходит действительно дорогой для нас человек, мы скорбим оттого, что потеряли именно его, его самого. В такие минуты все кажется пустым и ненужным. А мозг сверлит лишь одна безутешная мысль: только бы он был рядом, только бы снова быть вместе.

В Евангелии мы читаем о том дне, когда Иисус Христос вошел в Гефсиманский сад. Правда, для Него это был не просто сад вблизи Иерусалима. Сын Божий вступал туда, где вскоре должен был пережить великую потерю, потерю, которую вряд ли кто из нас способен осмыслить. Христа ждали моменты таинственной и смертельной бо-гооставленности. Там, находясь в молитве, в душевной борьбе ради спасения многих, ради нас с вами, Он должен был потерять своего Небесного Отца и умереть в одиночестве. Это был предел, высшая степень нищеты.

Евангелие описывает весь трагизм последних минут и мгновений земной жизни Спасителя. По свидетельству евангелиста Луки, приближение к этому моменту вызвало такое напряжение сил Иисуса, что кровавый пот покрыл Его чело. Спустя несколько часов Спаситель уже был пригвожден к кресту. И здесь мы делаем для себя поистине величайшее открытие: оказывается, смерть распятого Христа наступает почти в тот же момент, когда Он почувствовал, что Бог оставляет Его. Иисус принимает грехи всех нас на Себя. И вскоре Он теряет всякую уверенность в присутствии Отца.

"А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: ".. .Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" ...Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух" (Мф. 27:46, 50).

В тот день, как говорит Писание, Иисус потерял Небесного Отца. И случилось это для того, чтобы мы не остались сиротами при живом Боге Отце, чтобы мы узнали, как дорого стоит родство Богу, сколь бесценна возможность жизни с Ним.

Старушка, доживающая свой век в доме престарелых, однажды умрет. Увы, такова жизнь. Но Создатель наш и Бог не умрет никогда. И очень скоро Он напомнит о Себе всем своим детям-отказникам. Ни один человек в мире не избежит этой встречи. Христос воскрес! И Он скоро вновь придет на нашу землю. Он обещал вернуться, и Он исполнит обещанное. Христос воскрес, и оттого счастливы нищие духом. Нищета их будет восполнена. И потому радость нищеты духа столь велика, что иначе как блаженством ее не назовешь. Христос жив и вновь грядет. Скоро, как говорит Писание, небо вспыхнет от славы Грядущего в мир Царя, Царя, Который сегодня все еще ищет Себе подданных, как отец своих детей. Какой эта встреча будет для нас? Счастливой? Радостной? Блаженной? Или это будет напоминать возвращение выздоровевшего и окрепшего после болезни отца к детям, некогда предательски оставившим его умирать? К детям, бросившим его там, где, по их мнению, должны оставаться лишь ветхие ритуальные предметы? К детям, которые воспользовались благословениями умирающего и неплохо устроились в жизни? А теперь вдруг встретились с "умершим"...

Верят люди или не верят, хотят они того или не хотят - всех ожидает эта встреча со Христом. Бог, изгнанный с земли на небо, скоро вернется. Мы увидим очи и руки Того, Кто так долго ожидал этой встречи. Жаждать этой встречи - значит быть христианином, значит быть нищим духом.

Размышляя на эту тему, апостол Павел написал слова, которые не могут не вызывать волнение: "Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою" (2 Кор. 8:9).

Звучит парадоксально: Вседержитель обнищал! Владеющий всем, Властитель вселенной, Он настолько богат, что царь Давид со всеми своими сокровищами рядом с Ним выглядит просто жалким оборванцем. "Господь, - говорит апостол, - обнищал ради вас". Христос обнищал, не только когда оставил небо ради нас. Он беднеет еще больше, когда мы, люди, Его дети, оставляем Его.

Так дай нам Бог быть людьми, которые жаждут Бога больше всего остального. И тогда заветная встреча станет воистину блаженством. И тогда осуществятся заветные, невыразимые надежды и мечты.

Господь приглашает нищих обогащаться. Обогащаться не столько Его благословениями, сколько Им Самим как Отцом, как Родителем, Его присутствием, Его характером, Его заповедями.

* Нищие - это те, которые просят.

* Нищие - это те, которым дают.

* Нищие - это те, которые опять просят.

* Нищие - это те, которым опять дают.

"Блаженны нищие духом..." Так начинается первая заповедь блаженства. Но этими словами она не оканчивается. Прочитаем великую заповедь Христа полностью:

"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное". Есть! Сегодня и навсегда. Разве это не блаженство для нищих духом? Разве это не богатство нищих?

Богатство нищих

Узрев народ, Учитель сел

На холм, возвышенный средь поля;

По манию Его руки

К Нему сошлись ученики.

И Он отверз уста, глаголя...

Не передать словам людей

Его Божественных речей.

Нема пред ними речь людская...

Но весь народ, Ему внимая,

Познал и мира суету,

Познал и духа совершенство:

Познал, что истое блаженство

Себе наследует лишь тот,

Кто духом нищ...

Л.А. Мей (1822-1862), фрагмент